Научная статья на тему 'Обоснование зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными разного роста'

Обоснование зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными разного роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными разного роста»

Пожарная техника

УДК 614.84:664

ОБОСНОВАНИЕ ЗОН ВЕРТИКАЛЬНОЙ И ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДОСЯГАЕМОСТИ ПОЖАРНЫМИ РАЗНОГО РОСТА

Самохвалов Юрий Петрович

полковник внутренней службы (в отставке), до 2003 г. начальник кафедры общепрофессиональных дисциплин Ивановского филиала Академии Государственной противопожарной службы МВД России

На основании данных антропометрических признаков пожарных 5-го и 95-го перцентилей определены зоны вертикальной и горизонтальной досягаемости, удобные для 95% всех пожарных независимо от их роста. В этих зонах рекомендуется размещать оборудование, необходимое для тушения пожара, в соответствии с принципами функционального применения, оптимального размещения и рационального использования.

Пожарное оборудование (ПО), необходимое для тушения пожаров, в основном размещено в отсеках кузова пожарного автомобиля (ПА). Небольшая его часть находится на крыше кузова ПА и в кабине боевого расчета под сиденьем. Высота расположения отсеков относительно уровня земли, размещение ПО в отсеках, его вес, габариты, легко-съемность оказывают существенное влияние на продолжительность боевого развертывания (БР).

Как показывает опыт работы тактических подразделений пожарной охраны, размещение ПО на ПА не в достаточной мере отвечает требованиям эргономики. Так, например, всасывающие рукава диаметром 150 мм, длиной 4 м и весом 30 кг каждый, 3-х коленную лестницу весом 58 кг, расположенные на крыше кузова на основных ПА, в частности на АЦ-2,5-40 (ЗИЛ-433440), АЦ-3,2-40 (ЗИЛ-4331), АЦ-3,0-40 (ЗИЛ-43206) и др., непосредственно с земли пожарным достать практически невозможно. Использование для этой цели откидной ступени увеличивает травмоопасность (со ступени часто срывается нога).

Пожарное оборудование с точки зрения эргономики должно быть размещено в пределах зон досягаемости (доступности) для 95% всех пожарных независимо от их роста в соответствии с принципами функционального применения, оптимального размещения и рационального использования [1], каждый из которых предусматривает: • принцип функционального применения — группировку ПО в соответствии с его назначением;

• принцип оптимального размещения — расположение каждого элемента ПО в соответствии с частотой и последовательностью его использования, назначением, весом, габаритами;

• принцип рационального использования — размещение ПО в отсеках ПА согласно табелю обязанностей боевого расчета, что сводит до минимума пересечения путей пожарных и столкновения их у отсеков во время БР.

Основная рабочая поза пожарного при проведении БР во время открепления и снятия ПО с ПА — положение стоя. Знание размеров зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными позволит на стадии проектирования с учетом требований эргономики правильно разместить ПО на ПА в соответствии с выше изложенными принципами.

Рост пожарных, как случайная величина, подчиняется нормальному закону распределения. Зная среднее значение признака х, среднее квадратичное отклонение а, закон распределения вероятностей, можно в каждом отдельном случае определить процент пожарных, у которых величина этого признака попадает в тот или иной интервал [2]. Средний рост пожарных х = 176,5 см, а = 6,01 см. Группа лиц ростом 164,5 - 188,5 см охватывает 95% всех пожарных [3].

Для определения зон вертикальной и горизонтальной досягаемости пожарными данных только одного роста недостаточно, необходимо иметь, во-первых, значения таких антропометрических признаков, как высота плечевой точки, длина руки, толщина тела, во-вторых, величины поправок к

ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА

Антропометрические признаки пожарных 5-го, 50-го, 95-го перцентилей

№ п/п Наименование Обозна- Величина, см, для пожарных перцентилей Поправки к размерам

признака чение 5Р 50Р 95Р Ах,', мм

1 Рост X 164,5 176,5 188,5 + 25

2 Высота плечевой точки И пл 133,7 145,4 156,8 + 25

3 Длина руки1 1Р 71,7 77,8 84,1 -

4 Толщина тела2 С - 29,5 - + 38

1 Поправки не учитываются (при захвате оборудования всей кистью величину признака следует уменьшить на 12,7 см).

2 Наибольший саггитальный диаметр тела в пределах нормы составляет 30 см.

Зоны вертикальной и горизонтальной досягаемости: 1 — пожарными 95-го перцентиля; 2 — пожарными 5-го пер-центиля

этим антропометрическим признакам с учетом зимней одежды. Эти данные приведены в таблице [3].

На рисунке, б приведены зоны вертикальной и горизонтальной досягаемости кузова ПА пожарными 5-го (дуга ко/) и 95-го (дуга bog) перцентилей с учетом того, что ПО берется всей кистью руки.

Экстремальные точки зоны вертикальной доступности кузова ПА были определены следующим образом:

1. Из треугольников аЬс и edg (см. рисунок, б) были найдены значения Ьс и dg:

Ьс = аЬ • со8(Ь ) = аЬ • соъ(ас/аЬ); (1)

dg = eg • со8^) = eg • со8^/eg), (2)

где аЬ, eg—длинаруки пожарного 95-го и 5-го перцентилей соответственно, мм (см. таблицу), аЬ = Ь9р5р -А з = 841 - 127 = 714 мм,

eg = Ь5рр - А з = 717 - 127 = 590 мм;

Аз — поправка на величину длины руки с учетом захвата оборудования всей кистью. Подставив найденные значения ас, аЬ в формулу (1), ed, eg в выражение (2) получим:

Ст + А^4 + А

ас = ed =--+ А =

5-го, 95-го перцентилей без изменения основной рабочей позы вычислялись по формулам:

300 + 38 2

+ А = 169 + А « 200 мм;

Ьс = 714 • со8(200/714) = 686 мм;

dg =590 • сов(200/590) = 556 мм,

где А — зазор между пожарным и ПА, учитывающий поправку на снаряжение пожарного. 2. Максимальные и минимальные высоты вертикальной доступности кузова ПА пожарными

в5Р. = И 5р ^ пл + Ах2 - dg; (3)

Б 5Р врах ТТ 5р = Ипл + Ах 2 + dg; (4)

Б 95р вР1П ТГ 95р = Ипл + Ах 2 - Ьс; (5)

Б 95р врах тг 95р = Ипл + Ах 2 + Ьс. (6)

Подставив необходимые значения в выражения (3) - (6), после округления результатов вычислений получим:

П^ = 1337 + 25 - 556 = 806 - 810 мм;

Бв5Рах = 1337 + 25 + 556 = 1918 - 1920 мм; Бв9рп = 1568 + 25 - 686 = 907 - 910 мм; Бв9ррах = 1568 + 25 + 686 = 2279 - 2280 мм.

3. Величины горизонтальной досягаемости пожарными 5-го, 95-го перцентилей (глубина) были определены следующим образом (см. рисунок, б):

= Ь5Р - Ах2 - ed = = 717 - 127 - 200 = 390 мм;

В95р = Ь95р - Ах2 - ас =

= 841 - 127 - 200 = 514 - 515мм.

Величины зон вертикальной и горизонтальной досягаемости были определены с учетом того, что ПО, находящееся на ПА, берется всей кистью.

ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 5'2005

Ограничив размеры зоны горизонтальной досягаемости досягаемостью пожарных 5-го перценти-ля, зоны вертикальной досягаемости сверху размерами зоны вертикальной досягаемости пожарных 5-го перцентиля, снизу — размерами зоны вертикальной досягаемости пожарных 95-го перцентиля,

получим зону досягаемости, удобную для 95% всех пожарных (см. рисунок, б, дуга kog).

Размещение ПО в данной зоне досягаемости позволит уменьшить время БР за счет удобства открепления и снятия оборудования с ПА при тушении пожара, тем самым снизить ущерб, наносимый пожаром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тесленко Г. П. Исследование компоновочной схемы пожарного автомобиля: Дисс. ... канд. техн. наук. МАДИ — М., 1977. — 198 с.

2. Вудсон У., Коновер Р. Справочник по инженерной психологии для инженеров и конструкторов. — М.: Мир, 1970. — 518 с.

3. Самохвалов Ю. П., Самохвалов Д. Ю. Антропометрический фактор в создании эргономичной пожарной техники // Пожаровзрывобезопасность. — 2005. — Т. 14, № 4. — С. 71-75.

Поступила в редакцию 06.07.05.

Участились случаи пожаров при транспортировке нефтепродуктов

6 сентября 2005 г. произошел крупный пожар на железной дороге в черте г. Москвы. Около 18 часов в Егорьевском проезде на тупиковой ветке станции Перерва загорелась цистерна с бензином. К приезду пожарных огнем были охвачены уже три цистерны с нефтепродуктами и ангар-газохранилище с пропановыми баллонами, которые под воздействием сильной температуры начали взрываться. Из ангара были эвакуированы пятеро рабочих, никто из них не пострадал. На место инцидента немедленно прибыли глава МЧС Сергей Шойгу, руководитель Главного управления ГОЧС Москвы Александр Елисеев, мэр города Юрий Лужков и замглавы Росприроднадзора Олег Мит-воль. Пожару был присвоен наивысший пятый номер сложности. Руководил тушением начальник Главного управления МЧС РФ по г. Москве генерал-майор Александр Елисеев. В тушении принимали участие два пожарных вертолета, три пожарных поезда и 35 расчетов. Вертолеты черпали воду из Москва-реки и непрерывно охлаждали раскаленные вагоны, чтобы не допустить дальнейшего распространения пожара. Площадь пожара превысила 1000 м2. Пожар был потушен около 20 часов, но в целях избежания повторного возгорания всю территорию залили специальной пеной. По предварительной информации, возгорание произошло из-за того, что одна из цистерн грузового состава сошла с рельсов, ударилась о стоящее рядом с дорогой заграждение, при этом произошла утечка горючих веществ и их воспламенение. В результате повреждения пути с рельсов сошли еще 3 цистерны.

Московско-курская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 267 УК РФ "Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения". Железнодорожники создали специальную комиссию для расследования причин пожара. Специалистам предстоит провести тщательный анализ всех материалов, связанных с пожаром, и выявить причины возгорания.

Отметим, что нынешний пожар — не первый случай на железной дороге в г. Москве и Подмосковье. Так, в ночь на 9 ноября 1999 года произошел крупный пожар на железнодорожной станции Москва-Рязанская-Товарная. Тогда при заправке на сливо-наливной эстакаде нефтепродуктов загорелась трехтонная цистерна с бензином. Колоссального ущерба удалось избежать чудом. Если бы пожар перебросился на подземные резервуары с топливом и железнодорожные цистерны, последствия могли бы быть непредсказуемыми. Причиной ЧП стало нарушение правил транспортировки топлива, в том числе неудовлетворительное заземление бензовоза (если, добавляют пожарные, оно вообще было). Кроме того, в момент перелива топлива двигатель бензовоза был включен, что категорически запрещено правилами пожарной безопасности, более того, водитель даже поднял крышку капота и занимался мелким ремонтом. Таким образом, налицо была совокупность грубых нарушений техники безопасности и правил пожарной безопасности.

/ИТАР-ТАСС, NTV.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.