Научная статья на тему 'Пути смягчения последствий аварий при перевозке жидкого топлива по автомобильным дорогам'

Пути смягчения последствий аварий при перевозке жидкого топлива по автомобильным дорогам Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
258
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕНЗОВОЗ / АВАРИЯ / ПОЖАР / ВЗРЫВ / ЖИДКОЕ МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ / MOTOR TRANSPORT / FUEL TRUCK / ACCIDENT / FIRE / EXPLOSION / LIQUID MOTOR FUEL / AUTOMATIC FIRE EXTINGUISHING SYSTEM

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Седов Дмитрий Владимирович, Шубкин Роман Геннадьевич

Целью статьи является разработка превентивных мер, направленных на смягчение последствий аварий, связанных с транспортировкой жидкого моторного топлива (ЖМТ) по автомобильным дорогам. Объектом исследования являлись грузовые транспортные средства, перевозящие ЖМТ по автомобильным дорогам в автоцистернах. Предметно исследованы технические мероприятия, позволяющие в случае аварии в процессе перевозки ЖМТ уменьшить возможные негативные последствия и снизить ущерб. Применены методы статистического анализа данных об авариях на автомобильных дорогах при перевозке опасных грузов (жидкого моторного топлива), а также стандартизированные расчетные методики прогноза их последствий. В ходе исследований установлено, что профилактика пожара и взрыва при аварии в процессе перевозки ЖМТ связана с использованием локальных систем пожаротушения. Наиболее полно отвечают решению данной задачи аэрозольные и порошковые средства, поскольку являются устойчивыми к эксплуатационным нагрузкам, оптимальны по массогабаритным показателям и стоимости. Сформулированы основные требования к системам автоматического пожаротушения для транспортных средств. Предложенные меры позволяют предотвращать и смягчать последствия пожаров и взрывов, возникающих при авариях в процессе перевозки ЖМТ по автомобильным дорогам, уменьшая риск причинения ущерба, что отвечает современным тенденциям оптимизации экономических процессов в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Седов Дмитрий Владимирович, Шубкин Роман Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR MITIGATING ACCIDENT CONSEQUENCES DURING AUTOMOBILE TRANSPORTATION OF LIQUID FUEL

The purpose of the article is to develop preventive measures aimed at mitigating consequences of accidents occurred during transportation of liquid fuel on highways. The object of the study is freight vehicles carrying liquid motor fuel on highways in tank trucks. Technical measures reducing potential negative consequences and damage were described. The methods of statistical analysis of data on road accidents during transportation of dangerous goods (liquid motor fuel), and standardized calculation methods for predicting road accident consequences were used. It was identified that fire and explosion can be prevented by using local fire extinguishing systems. Aerosol and powder products are suitable for this purpose since they are resistant to operational loads, have optimal weight, size and cost. Basic requirements for automatic fire extinguishing systems for vehicles were suggested. The proposed measures prevent and mitigate onsequences of fires and explosions occurring during transportation of liquid motor fuel on highways, reduce the risk of damage which meets current trends in optimizing economic processes in the oil-producing and oil-refining industries.

Текст научной работы на тему «Пути смягчения последствий аварий при перевозке жидкого топлива по автомобильным дорогам»

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 614.839

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-4-121-129

ПУТИ СМЯГЧЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ЖИДКОГО ТОПЛИВА ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ

© Д.В. Седов1, Р.Г. Шубкин2

Восточно-Сибирский институт МВД России,

664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.

РЕЗЮМЕ: Целью статьи является разработка превентивных мер, направленных на смягчение последствий аварий, связанных с транспортировкой жидкого моторного топлива (ЖМТ) по автомобильным дорогам. Объектом исследования являлись грузовые транспортные средства, перевозящие ЖМТ по автомобильным дорогам в автоцистернах. Предметно исследованы технические мероприятия, позволяющие в случае аварии в процессе перевозки ЖМТ уменьшить возможные негативные последствия и снизить ущерб. Применены методы статистического анализа данных об авариях на автомобильных дорогах при перевозке опасных грузов (жидкого моторного топлива), а также стандартизированные расчетные методики прогноза их последствий. В ходе исследований установлено, что профилактика пожара и взрыва при аварии в процессе перевозки ЖМТ связана с использованием локальных систем пожаротушения. Наиболее полно отвечают решению данной задачи аэрозольные и порошковые средства, поскольку являются устойчивыми к эксплуатационным нагрузкам, оптимальны по массогабаритным показателям и стоимости. Сформулированы основные требования к системам автоматического пожаротушения для транспортных средств. Предложенные меры позволяют предотвращать и смягчать последствия пожаров и взрывов, возникающих при авариях в процессе перевозки ЖМТ по автомобильным дорогам, уменьшая риск причинения ущерба, что отвечает современным тенденциям оптимизации экономических процессов в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, бензовоз, авария, пожар, взрыв, жидкое моторное топливо, система автоматического пожаротушения

Информация о статье: Дата поступления 22 октября 2018 г.; дата принятия к печати 22 ноября 2018 г.; дата онлайн-размещения 28 декабря 2018 г.

Для цитирования: Седов Д.В.. Шубкин Р.Г. Пути смягчения последствий аварий при перевозке жидкого топлива по автомобильным дорогам. XXI век. Техносферная безопасность. 2018;3(4): 121-129—00. DOI: 10.21285/18143520-2018-4-121-129.

1

Седов Дмитрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент кафедры автотехнической экспертизы и автоподготовки, e-mail: [email protected]

Dmitriy V. Sedov, Cand. of Eng. Sc., Associate Professor of the Automobile Technical Expertise and Automobile Training Department, e-mail: [email protected]

2Шубкин Роман Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры пожарнотехнической экспертизы, e-mail: [email protected]

Roman G. Shubkin, Cand. of Eng. Sc., Associate Professor of the Fire Technical Expertise Department, e-mail: [email protected]

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

METHODS FOR MITIGATING ACCIDENT CONSEQUENCES DURING AUTOMOBILE TRANSPORTATION OF LIQUID FUEL

Dmitriy V. Sedov, Roman G. Shubkin

East Siberian Institute of the MIA of Russia,

110 Lermontov st., 664074, Irkutsk, Russian Federation

ABSTRACT: The purpose of the article is to develop preventive measures aimed at mitigating consequences of accidents occurred during transportation of liquid fuel on highways. The object of the study is freight vehicles carrying liquid motor fuel on highways in tank trucks. Technical measures reducing potential negative consequences and damage were described. The methods of statistical analysis of data on road accidents during transportation of dangerous goods (liquid motor fuel), and standardized calculation methods for predicting road accident consequences were used. It was identified that fire and explosion can be prevented by using local fire extinguishing systems. Aerosol and powder products are suitable for this purpose since they are resistant to operational loads, have optimal weight, size and cost. Basic requirements for automatic fire extinguishing systems for vehicles were suggested. The proposed measures prevent and mitigate onsequences of fires and explosions occurring during transportation of liquid motor fuel on highways, reduce the risk of damage which meets current trends in optimizing economic processes in the oil-producing and oil-refining industries.

Keywords: motor transport, fuel truck, accident, fire, explosion, liquid motor fuel, automatic fire extinguishing system

Information about the article: Received October 22, 2018; accepted for publication November 22, 2018; available online December 28, 2018.

For citation: Sedov D.V., Shubkin R.G. Methods for mitigating accident consequences during automobile transportation of liquid fuel. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2018;3(4):pp. 121-129. (In Russ.) DOI: 10.21285/1814-3520-2018-4-121-129.

Постановка проблемы

Ежегодно в России перевозится около 3,5 млрд т грузов. От надежной и безопасной работы транспорта зависит жизнедеятельность страны. Основная доля грузоперевозок (около 70% всей массы грузов) приходится на автомобильный транспорт. В то же время именно на автотранспорте происходит большее количество аварий и катастроф (около 60%), сопровождающихся огромным материальным и экологическим ущербом. Наиболее крупный ущерб возникает при авариях с участием автотранспорта, перевозящего жидкое топливо, что обусловлено значительным количеством перевозимого опасного груза, низкой маневренностью бензовозов, высокими скоростями движения, протяженными расстояниями транзита, погодными условиями, техническими отказами авто-

транспорта, несовершенством дорожный условий, ошибками водителей, влиянием других участников дорожного движения. В результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) перевозимые опасные грузы (топливо) могут выбрасываться в окружающую среду с возникновением пожара, пожара-вспышки, взрыва, «огненного шара». В последние годы в связи с увеличением топливных грузоперевозок пожары на транспорте становятся серьезной проблемой, беспокоящей общество.

Несмотря на то что статистические данные свидетельствуют об уменьшении количества пожаров на автомобильном транспорте (рис. 1), говорить о снижении тяжести их последствий не приходится. В России ежегодно сгорает около 11 тыс. легковых автомобилей, 3 тыс. грузовых,

122

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

1 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев, гибнет около 200 человек и около 680 получают увечья. Материальный ущерб оценивается в 170 млн руб. в год [1].

На рис. 2 приведены сведения по России о пожарах, возникающих на различных видах автотранспорта (% отношение к общему числу пожаров на автотранспорте).

Рис. 1. Количество пожаров на автомобильном транспорте в период с 2014 по 2017 гг. Fig. 1. The number of road transport fires for 2014-2017

Рис. 2. Распределение пожаров по типам транспортных средств Fig. 2. The distribution of fires by vehicle types

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

Пожары и взрывы на автотранспорте происходят в результате ДТП (61%), при проведении ремонтных работ (19%), в результате поджогов (13%), в результате неисправности электропроводки в период нахождения на стоянке (6%) [1] (рис. 3). Высокая вероятность пожаров и взрывов бензовозов в результате ДТП объясняется высокими динамическими нагрузками, которым подвергаются элементы цистерн с топливом. ДТП происходят, в основном, из-за технических неисправностей (61%), таких как неисправности топливной и электрической систем, отказы тормозной системы, рулевого управления, неисправности ходовой части. Пожары (взрывы) в результате ДТП сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями.

Пожары или взрывы в процессе автотранспортных перевозок возможны в силу наличия в очаговой зоне горючей среды и источника зажигания. Удельная пожарная нагрузка легковых автомобилей составляет порядка 40 кг/м2, грузовых - 90 кг/м2

(например, масса горючего в автомобиле ЗИЛ-130 превышает 1,6 т). Основную долю горючих материалов (около 60%) составляют резинотехнические изделия. Примерно 30% сгораемой массы приходится на пластиковые детали, обшивку, отделку и т.д. Доля горюче-смазочных, лакокрасочных и отделочных материалов составляет около 10%.

Максимальное количество пожароопасных веществ содержится в автопоездах, перевозящих жидкое топливо. Самые длинные бензовозы, производимые и используемые в Австралии, представляют собой дизельные тягачи мощностью 450-600 л.с., сцепленные с 7 прицепами. Они транспортируют до 200 тонн груза на скорости 100-120 км/ч. Тормозной путь таких автопоездов составляет до 1 км, и из-за плохой маневренности и невозможности своевременно сбросить скорость движение их в городах запрещено. Рекордно длинный автопоезд имел длину 1474,3 м и насчитывал 104 прицепа.

Обстоятельства возникновения пожаров и взрывов в автотранспортных средствах

В результате поджога 13%

Из-за неисправности электропроводки на стоянке 6%

Рис. 3. Обстоятельства возникновения пожаров (взрыввв) на автотранспорте Fig. 3. Circumstances of vehicle fire (explosion) occurrence (explosives)

124

-J

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

Источники зажигания также присутствуют в процессе автотранспортных перевозок. Температура отработанных газов по длине выхлопного тракта составляет 800-830°С, температура на поверхности тракта достигает 710-770°С [2]. Как показывают практика и натурные испытания, при разгерметизации систем с пожароопасными жидкостями возгорание возможно даже после остановки двигателя (в течение 14 мин) [3]. Вспышка паровоздушной смеси может произойти также при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, сварочных работах вблизи топливного бака или топливопроводов из-за пролитого масла в моторном отсеке [4].

Исключить присутствие горючих веществ и источников зажигания в автотранс-

портном перевозочном процессе в условиях современной экономики не представляется возможным, но снизить пиковые уровни ущерба от аварий при автоперевозке топлива - необходимая мера.

Выработка превентивных мер, направленных на предупреждение и снижение ущерба от автотранспортных катастроф при перевозке топлива, требует прогнозных оценок последствий аварий. Методы исследований закреплены ГОСТ 12.1.004-91 [5], ГОСТ Р 12.3.047-2012 [6]. При определении расчетных величин пожарного риска, оценке последствий аварийных взрывов и т.п. используются соответствующие методики, утвержденные в установленном порядке [7-12].

Результаты и их обсуждение

Пожар и взрыв бензовозов в результате ДТП возможны в результате удара цистерн о дорожное покрытие, землю, придорожные сооружения и конструкции, другие транспортные средства. В результате удара в цистерне возможно образование разрывов, пробоев, аварийных отверстий, через которые топливо выбрасывается или истекает в окружающее пространство и прилегающую территорию. В процессе развития аварии в результате механических ударов и трения возникает множество тепловых источников (искр, нагретых поверхностей), которые могут воспламенить пары топлива и спровоцировать возникновение пожара. Если же неповрежденная цистерна окажется в очаге пожара или под воздействием теплового облучения, возможен разрыв стенок из-за возрастания внутреннего давления, выброс перегретого топлива в окружающую среду и сгорание в виде «огненного шара». Разрыв цистерны в очаге пожара известен как BLEVE (Boiling Liquid Expanding Vapour Explosion - взрыв

расширяющихся паров вскипающей жидкости). Данное явление представляет серьезную опасность, так как сопровождается мощной взрывной волной и жестким тепловым излучением, способным привести к возгоранию объектов на сравнительно большом расстоянии от эпицентра аварии, а также к поражению людей, находящихся в зоне аварии.

BLEVE может возникнуть не только в результате схода с трассы и опрокидывания автопоезда, но в результате отказа технических систем непосредственно в процессе движения. Так, в результате заклинивания и перегрева тормозных колодок на движущемся бензовозе возможно возгорание смазочных материалов, распространение горения на шины и другие узлы и системы. В результате пожар будет развиваться непосредственно под цистерной с бензином, что приведет к возникновению BLEVE.

Механизм возникновения BLEVE связан с нагревом содержимого цистерны в

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

очаге пожара до температуры, превышающей нормальную температуру кипения топлива. При этом между стенками и топливом возникает паровая прослойка, а внутреннее давление на стенки резко возрастает. За счет нагрева несмоченных стенок цистерны уменьшается предел их прочности, в результате чего через некоторое время цистерна разрывается с возникновением взрывной волны и крупномасштабного диффузионного горения («огненного шара»).

Возможность возникновения BLEVE для цистерны определяют по методике, представленной в ГОСТ Р 12.3.047-2012, на основе расчета доли 8 горючего вещества, способного мгновенно перейти в газообразное состояние. Эта доля зависит от давления срабатывания предохранительного клапана цистерны, которое определяет предельную температуру нагрева топлива. Для цистерны с бензином указанная температура составляет:

t =

B

A - lg P

■CA = 150 °C,

K

где А, В, СА - константы Антуана, равные 1 325; 5,29; 275,99 соответственно;

Рк - давление срабатывания предохранительного клапана цистерны (150 кПа).

Доля 8 горючего вещества, способного мгновенно перейти в газообразное состояние, оказалась равной:

8 = С ^ ~ 4 ^ = 0,82, Ь

где Ср - удельная теплоемкость жидкой фазы бензина (2 290 Джкг-1К-1); t - температура насыщенного пара бензина при давлении срабатывания предохранительного клапана (150 °С); ^ - температура кипения бензина при нормальном давлении (28 °С); L - удельная теплота испарения бензина при ^ип (342 370 Джкг-1).

При превышении доли 8 предельного значения, равного 0,35, вероятность возникновения BLEVE велика. То есть при попадании бензовоза в очаг пожара произойдет разрыв цистерны с возникновением «огненного шара» и волной избыточного давления. Защита от BLEVE может быть достигнута путем устройства на раме бензовоза (тягача и прицепов) систем автоматического обнаружения и тушения пожара для подавления очага горения.

Заключение

Профилактика взрыва автотранспортного средства напрямую связана с эффективностью работы противопожарных систем на транспортных средствах, которая должна определяться безопасностью эксплуатации, высокими огнетушащими свойствами, надежностью срабатывания, длительным сроком службы, низкой стоимостью. Отметим, что условия эксплуатации противопожарных систем на автотранспорте предполагают высокие динамические

перегрузки (удары до 20д), вибрации в диапазоне частот 5-500 Гц и амплитудой до 10g, длительное воздействие температур до +125°С и резкие перепады от -60 до +125°С, воздействие повышенной влажности и водяных струй, набегающего воздушного потока с частицами пыли и песка, электрических разрядов, агрессивных сред (пары топлива), а также плотную компоновку оборудования, включающую топливопроводы, электрокоммуникации под напря-

126

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

жением и др. [13]. Средства пожаротушения должны иметь срок пригодности не менее 10 лет (срок службы автомобиля) и не требовать ремонтных и регламентных работ. Наиболее полно отвечают задаче тушения пожаров на автотранспорте аэро-

зольные и порошковые средства, поскольку являются устойчивыми к различным эксплуатационным нагрузкам, отвечают требованиям эффективности, оптимальны по массогабаритным показателям и удельной стоимости.

Библиографический список

1. Елисеев Ю.Н., Чешко И.Д. Экспериментальные исследования закономерностей разлива горючей жидкости при поджоге автомобиля // Расследование пожаров: сб. ст. М.: Изд-во ВНИИПО, 2005. Вып.

1. С. 40-48.

2. Булочников Н.М., Зернов С.И., Становенко А.А., Черничук Ю.П. Пожар в автомобиле: как установить причину? Практическое пособие. М.: Изд-во ООО «НПО "Флогистон"», 2006. 224 с.

3. Лобаев И.А., Плешаков В.В., Вечтомов Д.А., Данилов А.М. О пожарной опасности нагретых деталей выхлопного тракта легкового автомобиля [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности: интернет-журнал. 2014. Вып. 1 (53). URL: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2014-1/05-01-14.ttb.pdf (20.09.2018).

4. Голяев В.Г., Ефимов С.Г. Рекомендации по расследованию пожаров на автомобильном транспорте. СПб.: ИПЛ УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2001. 98 с.

5. ГОСТ 12.1.004-91. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования (с изменением № 1); утв. постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 14.06.1991 г. № 875 [Электронный ресурс] / Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/9051953 (20.09.2018).

6. ГОСТ Р 12.3.047-2012. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля; утв. приказом Росстандарта от 27.12.2012 г. № 1971-ст [Электронный ресурс] / Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200103505 (20.09.2018).

7. Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах; утв. приказом МЧС РФ от 10.07.2009 г. № 404 [Электронный ресурс] / Гарант. Информационно-правовое обеспечение. URL:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ivo.garant.ru/#/document/196118/paragraph/3117 1:0 (20.09.2018).

8. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ. Руководство по безопасности; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 апреля 2015 г. № 158 [Электронный ресурс]. URL:

https://tk-servis.ru/uploads/files/ntd-20150721-102852.pdf (20.09.2018).

9. Методика анализа риска аварий на опасных производственных объектах нефтегазодобычи. Руководство по безопасности; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.08.2015 г. № 317 [Электронный ресурс] / Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:

http://docs.cntd.ru/document/420302834 (20.09.2018).

10. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей. Руководство по безопасности; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.03.2016 г. № 137 [Электронный ресурс] / Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:

http://docs.cntd.ru/document/1200133802 (20.09.2018).

11. Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах. Руководство по безопасности; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.04.2016 г. № 144 [Электронный ресурс] / Консорциум КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133801 (20.09.2018).

12. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и магистральных нефтепродуктопроводов. Руководство по безопасности; утв. приказом Феде-

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

ральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июня 2016 г. № 228 [Электронный ресурс]. URL: https://tk-servis.ru/uploads/files/ntd-20160726-112340.pdf (20.09.2018).

13. Бедрина Е.А., Скопина Е.О. Обеспечение по-

жарной безопасности колесного транспортного средства // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Междунар. научно-практ. конф. (к 85-летию СибАДИ) (Омск, 02-03 декабря 2015 г.). Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. С. 1220-1226.

References

1. Eliseev Yu.N., Cheshko I.D. Experimental studies on patterns of flammable liquid spillage during car burning. Sbornik statei "Rassledovanie pozharov" [Fire investigation]. Moscow: VNIIPO Publ., 2005, issue 1, pp. 40-48. (In Russian).

2. Bulochnikov N.M., Zernov S.I., Stanovenko A.A., Chernichuk Yu.P. Pozhar v avtomobile: kak ustanovit' prichinu? Prakticheskoe posobie [Fire in the car: how to identify the cause? Practical guide]. Moscow: OOO NPO "Flogiston" Publ., 2006, 224 p. (In Russian).

3. Lobaev I.A., Pleshakov V.V., Vechtomov D.A., Danilov A.M. On fire danger of heated parts of the exhaust tract of a car. Online journal "Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti" [Technosphere Safety Technologies: Online Journal]. 2014, issue 1 (53). Available at: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2014-1/05-01-14.ttb.pdf (accessed 20 September 2018).

4. Golyaev V.G., Efimov S.G. Rekomendatsii po rassle-dovaniyu pozharov na avtomobil'nom transporte. [Recommendations for road transport fire investigation]. Sankt-Peterburg: IPL UGPS Sankt-Peterburga i Lenin-gradskoi oblasti Publ., 2001, 98 p. (In Russian).

5. GOST 12.1.004-91. Sistema standartov bezopasnosti truda. Pozharnaya bezopasnost'. Obshchie trebo-vaniya [Occupational safety standards system. Fire safety. General requirements]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/9051953

(accessed 20 September 2018).

6. GOST R 12.3.047-2012. Sistema standartov bezopasnosti truda. Pozharnaya bezopasnost' tekhnolog-icheskikh protsessov. Obshchie trebovaniya. Metody kontrolya Occupational safety standards system. Fire safety of technological processes. General requirements. Control methods.

Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200103505 (accessed 20 September 2018).

7. Metodika opredeleniya raschetnykh velichin pozhar-nogo riska na proizvodstvennykh ob"ektakh [The method for determining calculated values of fire risk at production facilities; approved by the Order of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation No. 404 of July 10, 2009]. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/196118/paragraph/3117 1:0 (accessed 20 September 2018).

8. Metodika modelirovaniya rasprostraneniya avariinykh vybrosov opasnykh veshchestv. Rukovodstvo po bezopasnosti [Methods for modeling accidental emissions of hazardous substances. Safety Guide; approved by the Order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision of April 20, 2015 No. 158]. Available at: https://tk-servis.ru/uploads/files/ntd-20150721-102852.pdf (accessed 20 September 2018).

9. Metodika analiza riska avarii na opasnykh proizvodstvennykh ob"ektakh neftegazodobychi. Rukovodstvo po bezopasnosti [Methods for analyzing the risk of accidents at hazardous oil and gas production facilities. Safety manual; approved by the Order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision of August 17, 2015 No. 317]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420302834

(accessed 20 September 2018).

10. Metodika otsenki posledstvii avariinykh vzryvov toplivno-vozdushnykh smesei. Rukovodstvo po bezopasnosti [Methodology for assessing effects of emergency explosions of fuel-air mixtures. Safety Guide; approved by the order of the Federal Service for Environmental, Technological and Atomic Supervision No. 137 of March 31, 2016]. Available at:

http://docs. cntd.ru/document/1200133802 (accessed 20 September 2018).

11. Metodicheskie osnovy po provedeniyu analiza opasnostei i otsenki riska avarii na opasnykh proizvodstvennykh ob"ektakh. Rukovodstvo po bezopasnosti [Methods for analyzing hazards and risk assessment of accidents at hazardous industrial facilities. Safety Guide; approved by the Order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision No. 144 of April 11, 2016].

Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200133801 (accessed 20 September 2018).

12. Metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu kolichestvennogo analiza riska avarii na opasnykh proizvodstvennykh ob"ektakh magistral'nykh nefteprovodov i magistral'nykh nefteproduktoprovodov. Rukovodstvo po bezopasnosti [Guidelines for quantitative analysis of the risk of accidents at hazardous oil and gaproduction facilities and main oil product lines. Safety Guide; ap-

128

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ FIRE SAFETY

proved by the order of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision of June 17, 2016 No. 228]. Available at: https://tk-servis.ru/uploads/files/ntd-20160726-112340.pdf (accessed 20 September 2018). 13. Bedrina E.A., Skopina E.O. Obespechenie pozhar-noi bezopasnosti kolesnogo transportnogo sredstva

[Fire safety of wheeled vehicles]. Materialy Mezhdu-narodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (k 85-letiyu SibADI). "Arkhitektura, stroitel'stvo, transport" [Architecture, construction, transport: materials of the Intern. scientific and practical conf.]. Omsk: SibADI Publ., 2015, pp. 1220-1226. (In Russian).

Критерии авторства

Седов Д.В. и Шубкин Р.Г. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Authorship criteria

Sedov D.V. and Shubkin R.G. declare equal participation in obtaining and processing scientific results and are equally responsible for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов.

Conflict of interests

конфликта The authors declare that there is no conflict of interests

regarding the publication of this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.