Научная статья на тему 'Обоснование выбора стратегии диверсифицированного развития аграрного сектора региона'

Обоснование выбора стратегии диверсифицированного развития аграрного сектора региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аграрный сектор / стратегия / диверсифицированный рост / систематизация / хозяйствующий субъект / координация / освоение товарного рынка / agricultural sector / strategy / diversified growth / systematization / business entity / coordination / development of the commodity market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. В. Миненко, М. В. Селиверстов

Представлен выбор вида стратегии диверсифицированного роста аграрного сектора региона. Рассмотрены варианты развития территорий при выборе той или иной стратегии развития. Рассматривается систематизация стратегий, которая позволит определить общую стратегию развития аграрного сектора. Представлены стратегии развития каждого хозяйствующего субъекта. Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности приведены рекомендации по развитию стратегий активного освоения товарного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE CHOICE OF THE DIVERSIFICATED DEVELOPMENT STRATEGY OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REGION

The choice of the type of strategy for diversified growth of the agricultural sector of the region is presented. The options for the development of territories when choosing a particular development strategy are considered. The systematization of strategies is considered, which will determine the overall development strategy of the agricultural sector. The development strategies of each business entity are presented. Recommendations for the development of strategies for the active development of the commodity market are given for enterprises in the food and processing industry.

Текст научной работы на тему «Обоснование выбора стратегии диверсифицированного развития аграрного сектора региона»

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕГИОНА

А.В. Миненко, канд. экон. наук, доцент М.В. Селиверстов, старший преподаватель Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-11123

Аннотация. Представлен выбор вида стратегии диверсифицированного роста аграрного сектора региона. Рассмотрены варианты развития территорий при выборе той или иной стратегии развития. Рассматривается систематизация стратегий, которая позволит определить общую стратегию развития аграрного сектора. Представлены стратегии развития каждого хозяйствующего субъекта. Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности приведены рекомендации по развитию стратегий активного освоения товарного рынка.

Ключевые слова: аграрный сектор, стратегия, диверсифицированный рост, систематизация, хозяйствующий субъект, координация, освоение товарного рынка.

Выбор вида стратегии диверсифицированного роста аграрного сектора региона будет определяться, прежде всего, именно наличием ресурсов и возможностью (способностью) районных органов управления «продвинуть» новый вид продукции (услуг) на потребительский рынок еще до того, пока его производство станет массовым [1]:

- если районные органы управления выберут в качестве основной стратегию централизованной диверсификации, то на территории будут сформированы условия для того, чтобы основная масса сельхозтоваропроизводителей частично «ушла» в другой вид деятельности, например, придорожный гостиничный и сервисный бизнес, т. е. их экономика перейдет на неродственные виды востребованного бизнеса;

- если районные органы управления выберут в качестве основной стратегию горизонтальной диверсификации, то на территории будут сформированы условия для того, чтобы хозяйствующие субъекты аграрного сектора осваивали новые (родственные) виды продукции, востребованные широким кругом потребителей;

- если будет поставлена задача одновременной смены видов продукции (услуг) при тесной связи товаропроизводителей двух отраслей (на основе концентрации капитала, т. е. за счет собственных накоп-

лений, или на основе его централизации, т. е. за счет слияния, поглощения капиталов, занятых в других отраслях производства и видах деятельности) и выхода за счет этого на новые товарные рынки, это означает, что районные органы управления реализуют стратегию конгломератной диверсификации.

Систематизация этих стратегий позволит определить общую стратегию развития аграрного сектора территории, которая является основой для формирования стратегий развития хозяйствующих субъектов аграрного сектора - сельхозтоваропроизводителей и переработчиков, составляющих основу экономики ряда регионов России, в особенности таких аграрных регионов, как Алтайский край [2].

Каждый хозяйствующий субъект, входящий в состав аграрного сектора муниципального образования, являясь самостоятельным участником экономических отношений и имея определенную отраслевую принадлежность, входит или нет в состав отраслевых или межотраслевых объединений, работает на определенных товарных рынках, имеет собственные ресурсы для организации производства, проводит свою внутреннюю социальную политику и участвует в реализации социальных проектов муниципального образования. Поэтому формирует собственную страте-

гию развития, руководствуясь теми же эталонным стратегиям развития бизнеса.

И. Ансофф назвал эти стратегии «деловой политикой» или набором правил для принятия решений, по которым определяются желаемые результаты деятельности в перспективе, строятся отношения хозяйствующего субъекта с рыночной средой, устанавливаются адаптации внутренней среды хозяйствующего субъекта к внешней, осуществляется тактическое и оперативное управление субъектом [3].

Первоосновой здесь также являются рыночные стратегии, определяющие внутренние стратегии хозяйствующего субъекта в вопросах организации производства и использования ресурсов, взаимодействия с районными органами управления. И здесь речь должна идти об экономических стратегиях [4], ориентированных на рост или стабилизацию экономики хозяйствующего субъекта. Для экономически устойчивых сельхозпредприятий это могут быть стратегии органического роста (интенсивного развития за счет собственных ресурсов на основе интенсификации производства), приобретения других предприятий своей отрасли (в т. ч. с использованием возмож-

или горизонтального кооперирования и диверсификации (ухода в другие сферы деятельности). Это и формирует определенную иерархию экономической стратегии [5].

Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, как лидеров муниципальной экономики (градо- или се-лообразующими предприятиями), основными должны были бы стать стратегии активного освоения товарного рынка, однако их применение сдерживается географической отдаленностью муниципальных районов от рынков сбыта, поэтому как поддерживающие здесь необходимы маркетинговые стратегии продвижения и сбыта продукции. Основные направления диверсификации их деятельности часто определяются особенностями развития территории сельских муниципальных образований и региона в целом [6].

Таким образом, формироваться стратегия развития аграрного сектора региона будет на трех уровнях - районном, основанном на позиции территории на каждом из товарных рынков, что сформирует внутриотраслевые стратегии, и хозяйственном, и носить комплексный характер.

ностей агропромышленной интеграции)

Библиографический список

1. Викторова А.Б. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий путём изменения уровня специализации // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Мат. IV Межд. науч.-практ. конференции. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. Кн. 1. - С. 7073.

2. Гриценко Г.М.Формирование инфраструктуры развития сельскохозяйственного предпринимательства региона / Г.М. Гриценко, Н.Ф. Вернигор А.В. Миненко // АПК: Экономика, управление. - 2017. - № 10. - С. 12-22.

3. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия. - СПб. : Питер Ком, 1999. - 416 с.

4. Гриценко Г.М., Борисова О.В., Фисак С.А. Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий. - Барнаул: Азбука, 2007. - 157 с.

5. Першукевич П.М. АПК Сибири: тактика и стратегия экономических реформ. РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. - Новосибирск, 2003. - 420 с.

6. Селиверстов М.В. Методика обоснования целей развития эколого-экономического потенциала территории сельских муниципальных образований / М.В. Селиверстов, А.В. Миненко // Вектор экономики. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2019/5/regionaleconomy/Seliverstov_Minen ко^Д(дата обращения: 02.06.2019).

SUBSTANTIATION OF THE CHOICE OF THE DIVERSIFICATED DEVELOPMENT STRATEGY OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REGION

A.V. Minenko, Candidate of Economics, Docent of the Department M.V. Seliverstov, Senior Lecturer Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)

Abstract. The choice of the type of strategy for diversified growth of the agricultural sector of the region is presented. The options for the development of territories when choosing a particular development strategy are considered. The systematization of strategies is considered, which will determine the overall development strategy of the agricultural sector. The development strategies of each business entity are presented. Recommendations for the development of strategies for the active development of the commodity market are given for enterprises in the food and processing industry.

Keywords: agricultural sector, strategy, diversified growth, systematization, business entity, coordination, development of the commodity market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.