Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЖИМОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА УХУДШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛОКОМОТИВОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЖИМОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА УХУДШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛОКОМОТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
139
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ЭКСПЛУАТАЦИИ / ЛОКОМОТИВ / СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ ЛОКОМОТИВОВ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / VIOLATION OF OPERATING MODES / LOCOMOTIVE / LOCOMOTIVE DIAGNOSTIC SYSTEMS / MAINTENANCE AND REPAIR / CORRELATION ANALYSIS / TECHNICAL CONDITION MONITORING / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хромов И. Ю.

Начало XXI века ознаменовалось появлением на железных дорогах России отечественных локомотивов с бортовыми микропроцессорными системами управления. Изначально они создавались с целью управления тяговым приводом локомотивов, однако функциональные возможности позволили применять их для контроля режимов работы различного оборудования локомотивов. Реформа железнодорожного комплекса в России способствовала развитию диагностических систем, поскольку сервисные компании, выполняющие текущее обслуживание и ремонт локомотивов, получают прибыль не за количество ремонтов, а за полезный пробег локомотивов. С целью увеличения полезного пробега появилась задача повысить качество текущего обслуживания и ремонта и надежность локомотивов. С 2012 г. в сервисных локомотивных депо созданы группы диагностики, осуществляющие расшифровку данных поездки локомотивов с бортовых микропроцессорных систем управления. В процессе эксплуатации выявлены многочисленные случаи нарушений режимов эксплуатации со стороны локомотивных бригад. Несмотря на выявление и фиксацию случаев нарушений режимов эксплуатации, причинно-следственная связь между этими фактами и ухудшением технического состояния локомотива не обоснована. Проанализированы эксплуатационные данные по всему локомотивному парку, обслуживаемому в группе компаний «ЛокоТех». С использованием такого математического инструмента, как корреляционный анализ, доказана зависимость между нарушением режимов эксплуатации и ухудшением технического состояния локомотивов. На основании импортированных данных и с учетом корреляционного анализа составлена матрица влияния нарушений режимов эксплуатации на локомотивы, в которой указаны наиболее проблемные зоны по локомотивному оборудованию и группам серий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Хромов И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION FOR THE OPERATING MODE VIOLATION IMPACT ON THE DETERIORATION OF THE TECHNICAL CONDITION OF LOCOMOTIVES

The beginning of the 21st century was marked by the emergence of domestic locomotives with on-board microprocessor control systems (MCS) on Russian railways. On-board MCS locomotives were originally created to control the traction drive of locomotives, but their functionality allowed them to control the modes of operation of various locomotive equipment. The reform of the railway complex in Russia has contributed to the development of diagnostic systems, as service companies performing technical maintenance and repair (TMR) of locomotives, profit not for the number of repairs, but for the revenue mileage of locomotives. In order to increase revenue mileage, the goal was to improve the TMR quality and the reliability of the locomotives. Since 2012, diagnostic groups have been set up in the service locomotive depots (SLD) to decipher the data of the locomotives' journey from the on-board MCS. Numerous cases of violations of operating modes (VOM) carried out by locomotive crews have been identified during the operation. Despite the detection and fixation of VOM cases, the causal relationship between the VOM and the deterioration of the technical condition of the locomotive is not justified. The author analyzed the operational data for the entire locomotive fleet served in the LocoTech group of companies. Using such a mathematical tool as correlation analysis, the relationship between VOM and the deterioration of the technical condition of locomotives has been proved. Based on imported data and, taking into account correlation analysis, a matrix of the influence of VOM on locomotives is drawn up, which indicates the most problematic zones for locomotive equipment and groups of series.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЖИМОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА УХУДШЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛОКОМОТИВОВ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

2020. Т. 66, № 2. С. 62-68

Современные технологии. Системный анализ. Моделирование

DOI 10.26731/1813-9108.2020.2(66).62-68

УДК 629.423

Обоснование влияния нарушений режимов эксплуатации на ухудшение технического состояния локомотивов

И. Ю. Хромов И

Российский университет транспорта, г. Москва, Российская Федерация И [email protected]

Резюме

Начало XXI века ознаменовалось появлением на железных дорогах России отечественных локомотивов с бортовыми микропроцессорными системами управления. Изначально они создавались с целью управления тяговым приводом локомотивов, однако функциональные возможности позволили применять их для контроля режимов работы различного оборудования локомотивов. Реформа железнодорожного комплекса в России способствовала развитию диагностических систем, поскольку сервисные компании, выполняющие текущее обслуживание и ремонт локомотивов, получают прибыль не за количество ремонтов, а за полезный пробег локомотивов. С целью увеличения полезного пробега появилась задача повысить качество текущего обслуживания и ремонта и надежность локомотивов. С 2012 г. в сервисных локомотивных депо созданы группы диагностики, осуществляющие расшифровку данных поездки локомотивов с бортовых микропроцессорных систем управления. В процессе эксплуатации выявлены многочисленные случаи нарушений режимов эксплуатации со стороны локомотивных бригад. Несмотря на выявление и фиксацию случаев нарушений режимов эксплуатации, причинно-следственная связь между этими фактами и ухудшением технического состояния локомотива не обоснована. Проанализированы эксплуатационные данные по всему локомотивному парку, обслуживаемому в группе компаний «ЛокоТех». С использованием такого математического инструмента, как корреляционный анализ, доказана зависимость между нарушением режимов эксплуатации и ухудшением технического состояния локомотивов. На основании импортированных данных и с учетом корреляционного анализа составлена матрица влияния нарушений режимов эксплуатации на локомотивы, в которой указаны наиболее проблемные зоны по локомотивному оборудованию и группам серий.

Ключевые слова

нарушение режима эксплуатации, локомотив, системы диагностики локомотивов, техническое обслуживание и ремонт, корреляционный анализ, мониторинг технического состояния, статистический анализ

Для цитирования

Хромов И. Ю. Обоснование влияния нарушений режимов эксплуатации на ухудшение технического состояния локомотивов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2020. - Т. 66 № 2. - С. 62-68. - DOI: 10.26731/1813-9108.2020.2(66).62-68

Информация о статье

поступила в редакцию: 15.03.2020, поступила после рецензирования: 22.03.2020, принята к публикации: 05.04.2020

Justification for the operating mode violation impact on the deterioration of the technical condition of locomotives

I. Yu. KhromovH

Russian University of Transport, Moscow, the Russian Federation H [email protected]

Abstract

The beginning of the 21st century was marked by the emergence of domestic locomotives with on-board microprocessor control systems (MCS) on Russian railways. On-board MCS locomotives were originally created to control the traction drive of locomotives, but their functionality allowed them to control the modes of operation of various locomotive equipment. The reform of the railway complex in Russia has contributed to the development of diagnostic systems, as service companies performing technical maintenance and repair (TMR) of locomotives, profit not for the number of repairs, but for the revenue mileage of locomotives. In order to increase revenue mileage, the goal was to improve the TMR quality and the reliability of the locomotives. Since 2012, diagnostic groups have been set up in the service locomotive depots (SLD) to decipher the data of the locomotives' journey from the on-board MCS. Numerous cases of violations of operating modes (VOM) carried out by locomotive crews have been identified during the operation. Despite the detection and fixation of VOM cases, the causal relationship between the VOM and the deterioration of the technical condition of the locomotive is not justified. The author analyzed the operational data for the entire locomotive fleet served in the LocoTech group of companies. Using such a mathematical tool as correlation analysis, the relationship between VOM and the deterioration of the technical condition of locomotives has been proved. Based on imported data and, taking into account correlation analysis, a matrix of the influence of VOM on locomotives is drawn up, which indicates the most problematic zones for locomotive equipment and groups of series.

ORIGINAL PAPER

Modern technologies. System analysis. Modeling 2020. Vol. 66, No. 2. pp. 62-68

Keywords

violation of operating modes, locomotive, locomotive diagnostic systems, maintenance and repair, correlation analysis, technical condition monitoring, statistical analysis

For citation

Khromov I.Yu. Obosnovanie vliyaniya narushenii rezhimov ekspluatatsii [Justification for the operating mode violation impact on the deterioration of the technical condition of locomotives]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern Technologies. System Analysis. Modeling], 2020, Vol. 66, No. 2, pp. 62-68. 10.26731/1813-9108.2020.2(66).62-68

Article info

Received: 15.03.2020, Revised: 22.03.2020, Accepted: 05.04.2020

Введение

Развитие диагностического оборудования, появление на отечественных железных дорогах новых серий локомотивов, оборудованных бортовыми микропроцессорными системами управления (МСУ), а также реформа железнодорожного комплекса - все это способствовало повышению контроля за техническим состоянием локомотивов.

Благодаря группам диагностики сервисных локомотивных депо (СЛД) группы компаний «ЛокоТех» появилась уникальная возможность проанализировать режимы работы локомотивов за большой период времени по локомотивам с бортовым диагностическим оборудованием [1-6]. Накоплены эксплуатационные данные с фиксацией параметров работы, превышающих допустимые значения, так называемые нарушения режимов эксплуатации (НРЭ).

На железных дорогах России НРЭ носят массовый характер, однако анализа и подтверждения причинно-следственной связи между НРЭ и ухудшением технического состояния оборудования локомотива не проводилось [7, 8].

Корреляционный анализ влияния нарушений режимов эксплуатации

Для подтверждения влияния НРЭ на ухудшение технического состояния локомотивов (снижение их надежности) воспользуемся математическими инструментами - выполним корреляционный анализ взаимного влияния факта НРЭ на дополнительные работы по устранению замечаний, а также на вес инцидента (затраты на устранение замечаний по НРЭ).

Результаты корреляционного анализа характеризуются коэффициентом корреляции ГуХ, который

определяет силу влияния случайной величины х на значение случайной величины у. Коэффициент корреляции принимает значения из диапазона -1 < г < 1

а

1 N

11 ( У'x ) = y

и определяется по формуле:

ап ( У, x )- mmx

r = -

yx

CT y°x

момент,

где аи (у, х) - второй смешанный начальный

характеризующий математическое ожидание попарного произведения случайных величин х, и у,, составляющих выборки исходных данных объема N [9, 10]:

Сила корреляционной связи между значениями определяется по величине коэффициента корреляции. Сила связи определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции и не зависит от ее направленности. В технике принята следующая классификация корреляционных связей:

- Гух I > 0,70 - сильная корреляционная связь;

- 0,50 < I гух I < 0,69 - средняя корреляционная связь;

- 0,30 <| гух I < 0,49 - умеренная корреляционная связь;

- 0,20 < I гух I < 0,29 - слабая корреляционная связь;

- I ryх|< 0,19 - очень слабая корреляционная связь.

Исходные данные для корреляционного анализа

импортированы из информационно-управляющей системы группы компаний «ЛокоТех» - АСУ «Сетевой график» (АСУ СГ) [11-13]. Автором произведена выгрузка данных по всем обслуживаемым в группе компаний сериям локомотивов и всем дорогам приписки. Каждый элемент выборки данных содержит в себе исчерпывающую информацию как по локомотиву (серия, номер, секция, депо приписки), так и по паре «замечание - работа» (описание, источник замечания, группа оборудования и т. д.), что позволяет произвести оценку влияния НРЭ на надежность как локомотивного парка в целом, так и по отдельным сериям локомотивов [14-17]. Достоверность проведенного анализа также подтверждается объемом выгруженных данных - более 21 млн ячеек с данными.

Для сохранения коммерческой тайны группы компаний «ЛокоТех» и с целью сохранения исходных пропорций «НРЭ - стоимость работ» вес инцидента будет приведен в условных единицах - у. е. (сумма инцидента, помноженная на коэффициент с несколькими знаками после запятой). Анализ произведен по всем основным сериям локомотивов, независимо от наличия бортовых МСУ.

Далее приведен пример данных, импортированных со следующими отборами (фильтрами): все виды ремонта, кроме ТО-2; фильтр по замечаниям - запуск, эксплуатация, остановка дизеля с повышенной / заниженной температурой теплоносителей (табл. 1).

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

2020. Т. 66, № 2. С. 62-68 Современные технологии. Системный анализ. Моделирование

Таблица 1. Пример отбора данных

для корреляционного анализа Table 1. An example of data selection

for correlation analysis

Использованные при импортировании данных отборы позволяют получить более достоверный результат оценки влияния НРЭ на ухудшение технического состояния локомотива. В АСУ СГ работы делятся на цикловые и сверхцикловые. Для корреляционного анализа использованы данные без отбора по данному признаку, что позволило получить выборку данных по замечаниям, на которые не было назначено никакой работы, но указан статус «неактуально» или «устранено (обходное решение)», что по сути свидетельствует о неподтверждении выявленного замечания по НРЭ или указывает на отсутствие повреждения оборудования из-за НРЭ. Таким образом, в импортированной выгрузке присутствуют данные по НРЭ как с подтвержденным негативным эффектом (назначена работа цикловая или сверхцикловая), так и с неподтвержден-

ным эффектом, что позволяет судить о достоверности и объективности полученных результатов корреляционного анализа.

Видно, что по паре «количество замечаний - количество работ» наблюдается сильная корреляционная связь, что уже позволяет отметить наличие причинно-следственной связи между фактом НРЭ и ухудшением технического состояния оборудования локомотивов.

Приведены результаты корреляционного анализа по различным нарушениям и отборам (табл. 2).

С учетом сказанного основным ориентиром для последующих выводов следует использовать подпункт 2 в каждом разделе - значения коэффициентов корреляции в строчках «все виды работ, без ТО-2». Как видно (табл. 2), наблюдаются положительные, подтверждающие теоретические предположения, значения корреляции: сильная (по пунктам 1, 3, 4 и 7) и средняя (по пунктам 2, 5, 6).

При этом пункты 3 (замечание по тяговым электрическим двигателям) и 7 (замечания по экипажной части) позволяют судить о зависимости не только по тепловозам, но и по электровозам.

Таким образом, анализ импортированных статистических данных по эксплуатации локомотивов за 12 мес. подтверждает наличие причинно -следственной связи между НРЭ и ухудшением технического состояния локомотива.

Анализ нарушения режимов эксплуатации на железных дорогах России

Подтвердив наличие причинно-следственной связи посредством корреляционного анализа, автором проанализирована статистика по НРЭ и по неплановым ремонтам (НР), произошедшим из-за нарушений режимов эксплуатации [18].

В качестве объекта анализа рассматриваются локомотивы серий, обслуживаемых группой компаний «ЛокоТех» - крупнейшей сервисной компании России, что позволяет судить об объективности данных.

Рассмотрим распределение НРЭ по сериям локомотивов за 12 мес. эксплуатации (рис. 1). Локомотивы разных серий насчитывают разное количество секций, причем разница может быть существенной (от нескольких десятков до нескольких тысяч секций). С учетом этого имеет смысл проанализировать, какое количество НРЭ приходится на каждую секцию локомотива. Для этого воспользуемся удельным показателем, который покажет на каких сериях локомотивные бригады чаще нарушают установленные режимы работы - общее количество НРЭ по группе серий разделим на количество секций этой же серии. Полученные значения удельного показателя отражены в виде кривой линии (рис. 1) для наглядного отображения разброса удельного показателя и удобства восприятия.

Серия Количество замечаний, шт. Количество работ, шт. Стоимость работ, у.е.

2/3ТЭ10М 2 0 0,00

2/3ТЭ10МК 11 9 195,12

2/3ТЭ10УК 5 0 0,00

2ТЭ10М 300 88 990 786,22

2ТЭ10МК 113 26 1 167,58

2ТЭ10У 37 8 2 711,76

2ТЭ10УК 2 0 0,00

2ТЭ116У 1 309 101 104 335,96

2ТЭ116УД 1 0 0,00

2ТЭ25А 377 8 1 486,61

2ТЭ25КМ 927 329 260 878,82

3/4ТЭ10С 12 4 55,13

3ТЭ10М 87 21 508,36

3ТЭ10МК 1 007 417 1 881 659,54

3ТЭ10МКО 847 135 223 567,92

3ТЭ10МО 54 13 145,07

3ТЭ10УК 147 20 531,55

3ТЭ10УКО 123 20 225,12

3ТЭ116У 236 14 75 773,41

ТЭМ18Д 18 11 1 474,98

ТЭМ18ДМ 66 5 1 764,97

ТЭМ2 106 70 104 451,52

ТЭМ2А 9 2 120,95

ТЭМ2АК 2 2 154,32

ТЭМ2К 3 0 0,00

ТЭМ2У 3 3 1 026,66

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТЭМ2УМ 4 0 0,00

ТЭП70 1 1 186,01

ТЭП70БС 244 44 43 509,85

ТЭП70У 3 0 0,00

ЧМЭ3 2 0 0,00

Коэффициент корреляции 0,78875275 0,536675737

ORIGINAL PAPER

Modern technologies. System analysis. Modeling 2020. Vol. 66, No. 2. pp. 62-68

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по данным из АСУ СГ за 2019 г. Table 2. The results of the correlation analysis according to the data from the ACS "Network Diagram" for 2019

№ п/п Область сравнения (отборы / фильтры) Сравниваемые параметры Коэффициент корреляции

НРЭ - доп. работы НРЭ -стоимость работ

1 По всем сериям и НРЭ локомотивов (без фильтров) Все виды работ и ремонта 0,8723 0,6325

Все виды работ, без ТО-2 0,9267 0,7016

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,9080

2 По всем сериям, оборудованным МСУ (без фильтра по НРЭ) Все виды работ и ремонта 0,8535 0,5970

Все виды работ, без ТО-2 0,9156 0,6784

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,9162

3 По замечанию (следование по лимитирующему подъёму со скоростью ниже установленной) Все виды работ и ремонта 0,8517 0,8379

Все виды работ, без ТО-2 0,8745 0,8025

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,8422

4 По замечанию (длительная работа на холостом ходу) Все виды работ и ремонта 0,8361 0,7460

Все виды работ, без ТО-2 0,9281 0,8933

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,6070

5 По замечанию (боксование колесных пар) Все виды работ и ремонта 0,7684 0,5085

Все виды работ, без ТО-2 0,8782 0,5764

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,8741

6 По замечанию (запуск, эксплуатация, остановка дизеля с нарушением температурного режима теплоносителей) Все виды работ и ремонта 0,5649 0,3137

Все виды работ, без ТО-2 0,7888 0,5367

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,5879

7 По замечанию (юз колесных пар) Все виды работ и ремонта 0,9786 0,8367

Все виды работ, без ТО-2 0,9887 0,7756

Все виды ремонта, сверхцикловые работы 1,0000 0,8943

2(3)ЭС5К 2(3)ТЭ10МК ВЛ80С ТЭМ18ДМ 2(3)ТЭ116У ВЛ85 2(3)ТЭ10М ТЭМ2 ЭП1М(П)

Рис. 1. Распределение нарушений режимов эксплуатации по сериям локомотивов за 2018 г., % Fig. 1. Distribution of violations of operating modes by series of locomotives for 2018, %

Матрица влияния нарушений режимов эксплуатации на локомотивы

Произведенный детальный анализ данных по НРЭ и НР локомотивов на всех полигонах эксплуатации (Северный, Центральный, Восточный) за

12 мес. эксплуатации позволил выделить следующие зависимости:

1. Пагубное влияние НРЭ, произошедших по дизелю и дизельному оборудованию, более всего сказывается на магистральных (в частности, грузовых) сериях тепловозов.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

2020. Т. 66, № 2. С. 62-68 Современные технологии. Системный анализ. Моделирование

2. По тяговым электродвигателям (ТЭД) наиболее пагубное влияние отмечено как по электровозам серии ВЛ80С и 2(3,4)ЭС5К, так и по тепловозам серии 2(3)ТЭ10МК. Это может быть связано с повышенным износом ТЭД из-за вождения поездов, весовая норма которых превышает регламентированную, что в последнее время характерно для локомотивов, эксплуатирующихся на Восточном полигоне.

3. По колесно-моторному блоку также наблюдается зависимость между НРЭ и НР именно по грузовым сериям локомотивов, которые из-за вождения тяжеловесных поездов наиболее предрасположены к юзу или срыву в боксование. Наибольшее пагубное влияние со стороны НРЭ по данной группе оборудования сказывается как на электровозах старых серий ВЛ80С (на которую приходится наибольшее количество НР из-за НРЭ), так и на новых сериях -2(3,4)ЭС5К.

На основании выполненного детального статистического и корреляционного анализа данных составлена матрица влияния НРЭ на локомотивы (табл. 3). Ячейки в матрице заполнены по группам оборудования и сериям локомотивов исходя из статистических данных. Отмечены только те, на которые приходится наибольшее количество НР из-за НРЭ (80 % неплановых ремонтов, произошедших из-за НРЭ), т. е. выбраны наиболее подверженные влиянию НРЭ серии локомотивов и группы оборудования.

Взяв за основу матрицу влияния НРЭ на локомотивы, возможно определить (по заполненным «х»

зонам) наиболее правильную очередность разработки и внедрения корректирующих мероприятий: в первую очередь необходимо обратить внимание на дизельное оборудование грузовых серий тепловозов, затем на колесно-моторный блок грузовых электровозов и т. д., корректируя матрицу каждый определенный период времени (раз в месяц / квартал / полугодие).

Заключение

На основании приведенных данных, можно сделать следующие выводы:

1. Корреляционный анализ импортированных данных за 12 мес. эксплуатации позволил выявить причинно-следственную связь между НРЭ и ухудшением технического состояния локомотивного оборудования.

2. Статистический анализ НРЭ по всем дорогам эксплуатации позволил выявить серии локомотивов с наибольшим количеством НРЭ. Удельный показатель показывает на каких сериях НРЭ случается чаще всего в расчете на одну секцию.

3. Анализ НР, произошедших из -за конкретных НРЭ, позволил составить матрицу влияния НРЭ на локомотивы, наглядно отображающую текущую ситуацию по негативному влиянию НРЭ на оборудование локомотивов. Периодическое составление матрицы позволит своевременно и в правильном порядке разрабатывать корректирующие мероприятия.

Таблица 3. Матрица влияния нарушений режимов эксплуатации на локомотивы Table 3. The matrix of the impact of violations of operating modes on locomotives

Наиболее подверженные влиянию НРЭ серки локомотивов (на которые приходится 80% ат общего числа па кавдому НРЭ)

Тепловозы Электровозы

iacc грузовые маневровые грузовые пассажирские

Группа оборудования Наименование нарушения режима эксплуатации О И > о гС (П Н О m Н гц > VO Г) гц п >■ •о h-г-1 о Р) fH ГЦ S о Г) Н (Ч « > о Й Н еч Г-1 > о Я [н ГЦ и V] ГЦ ^ н ГЦ < •г, ГЦ С) f-ri гц чэ S ГЦ м 5 п н « те 5 п н 1 н < S п h < ГЦ s in н 8 cr и СП \ ГЦ и t О Д ГЦ и о 00 l=i ffl рц о 00 t=i PQ И н о 00 Ч П н о 00 1=; ffl 00 ч PQ И а п § % К п С т г и □ □ Й

о В и Длительная работа на холостом ходу X X X X X 5

В п « I 8 Остановка дизеля при превышенной температуре теплоносителей X X X X 4

я £ if Работа дизеля под нагрузкой при заниженной температуре теплоносителей X X X X 4

а Работа дизеля под нагрузкой при превышенной температуре теплоносителей X X X X X 5

Следование на лимитирующий подъём со скоростью ниже расчётной X X X X 4

5 « I W £ Я О Я и 6 & 1 Отключение мотор-вентиляторов в режиме выбега или тяги X X 2

и * И Перегрузка ТЭД по токам напряжениям X X 2

| Непринятие мер по случаю боксования колёсных пар X X X X X X 6

а о a 8 Применение крана вспомогательного тормоза в тяге X X X X X X 6

о LO О И о W Юз колёсных пар X X X X X X X 7

Отключение автоматической подсыпки песка X X 2

Итого: 1 1 5 1 6 4 2 1 1 0 1 0 0 0 0 0 1 6 1 б 1 2 2 4 0 1 0 0

ORIGINAL PAPER

Modern technologies. System analysis. Modeling 2020. Vol. 66, No. 2. pp. 62-68

Список литературы

1. Мониторинг технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов. Теория и практика / К.В. Липа, А.А. Белинский, В.Н. Пустовой и др. М. : Локомотивные Технологии, 2015. 212 с.

2. Мониторинг нарушений режимов эксплуатации локомотивов по данным МСУ / В.Н. Пустовой, С.Л. Лянгасов, И.К. Лакин // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы шестой междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 2015. С. 354-358.

3. Пат. 2626168 Российская Федерация, МПК В 61 K 11/00, 2006.01. Способ технического диагностирования оборудования локомотива и устройство для его осуществления / К.В. Липа, А.А. Белинский, С.А. Лянгасов и др. ; заявитель и патентообладатель ООО «ТМХ-Сервис» № 2015101911/11; заявл. 30.12.15; опубл. 21.07.2017.

4. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным бортовых микропроцессорных систем управления / К.В. Липа, В.И. Гриненко, С.Л. Лянгасов и др. М. : ТМХ-Сервис, 2013. 156 с.

5. Лакин И.И. Мониторинг технического состояния локомотивов по данным бортовых аппаратно-программных комплексов : дис. ... канд. техн. наук. М. : РУТ (МИИТ). 2016. 211 с.

6. Аболмасов А.А. Управление техническим состоянием тягового подвижного состава в условиях сервисного обслуживания : дис. .канд. техн. наук. М. : РУТ (МИИТ). 2017. 180 с.

7. Пат. 2593729 Российская Федерация, МПК В 61 L 27/00, 2006.01. Способ контроля режимов эксплуатации локомотивов [Текст] / К.В. Липа, А.В. Гриненко, С.Л. Лянгасов ; заявитель и патентообладатель ООО «ТМХ-Сервис». № 2015101911/11 ; заявл. 22.01.15 ; опубл. 10.08.2016, Бюл. № 22. 4 с.

8. Грачев В.В., Валиев М.Ш. Оценка технического состояния тепловозного дизеля по данным бортовой микропроцессорной системы управления // Изв. Петербур. ун-та путей сообщ. 2010. № 1. С. 22-32.

9. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. 4-е изд. стереот. М. : Наука, 1969. 576 с.

10. Горский А.В., Воробьёв А.А., Скребков А.В. Модуль статистики ЕСМТ. Алгоритмы функционирования :науч. отчет. М. : МИИТ, 2015. 200 с.

11. Пустовой И.В. Разработка информационно-динамической модели управления сервисным техническим обслуживанием и ремонтом локомотивов : дис. ... канд. техн. наук. Омск : Изд-во ОмГУПС, 2018. 183 с.

12. Автоматизированное управление жизненным циклом локомотивов на этапе их эксплуатации / И.К. Лакин, А.А. Аболмасов, И.И. Лакин и др. // Перспективы развития сервисного обслуживания локомотивов : материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. М. : ЛокоТех, 2018. С. 214-233.

13. Белинский А.А. Лакин И.К., Аболмасов А.А. Принцип «Встроенное качество» в информационных системах ло-комотиворемонтного комплекса // Бюллетень результатов научных исследований. 2015. № 3-4. С. 13-28.

14. Кочерга В.Г. Надежность тепловозов : учеб. пособие. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. 66 с.

15. Четвергов В.А. Пузанков А.Д. Надёжность локомотивов. М. : Маршрут, 2003. 415 с.

16. ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике (ССНТ). Термины и определения. Введ. 2017-03-01. М. : Изд-во стандартов, 2015. 30 с.

17. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава : учеб. пособие / В.И. Киселев, В.А. Гапанович, И.К. Лакин и др. М. : ИРИС Групп, 2012. 576 с.

18. Комплексный мониторинг режимов эксплуатации локомотивов и предложения по совершенствованию бортовых МСУ, исключающие ошибочные действия локомотивных бригад : отчет о НИР (промежуточ.) / ООО «ЛокоТех» ; рук. И.К. Лакин ; исполн.: И.Ю. Хромов и др. М., 2019. 211 с. РТЛС.003.002.001.006К.

References

1. Lipa K.V., Belinskii A.A., Pustovoi V.N., Lyangasov S.L., et al. Monitoring tekhnicheskogo sostoyaniya i rezhimov ek-spluatatsii lokomotivov. Teoriya i praktika [Monitoring of technical condition and modes of operation of locomotives. Theory and practice]. Lokomotivnye Tekhnologii OOO Publ., 2015.

2. Pustovoi V.N., Lyangasov S.L., Lakin I.K. Monitoring narushenii rezhimov ekspluatatsii lokomotivov po dannym MSU [Monitoring violations of operating modes locomotive's according to MCS]. Transportnaya infrastruktura Sibirskogo regiona: materialy shestoi mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Transport infrastructure of the Siberian region: proceedings of the sixth international scientific-practical conference]. Irkutsk, 2015, pp. 354-358.

3. Lipa K.V., Belinskii A.A., Lyangasov S.A., Abolmasov A.A., Mel'nikov V.A., Lakin I.I. Sposob tekhnicheskogo diag-nostirovaniya oborudovaniya lokomotiva i ustroistvo dlya ego osushchestvleniya [A method for the technical diagnosis of locomotive equipment and a device for its implementation]. Pat. 2626168 Russian Federation, MPK V 61 K 11/00, 2006.01; applicant and patent holder is TMKh-Servis OOO. No. 2015101911/11; appl. Dec 30, 2015; publ. Jul 21, 2017.

4. Lipa K.V., Grinenko V.I., Lyangasov S.L., Lakin I.K. et al. Monitoring tekhnicheskogo sostoyaniya lokomotivov po dannym bortovykh mikroprotsessornykh sistem upravleniya [Monitoring of technical condition of locomotives on microprocessor control systems]. TMKh-Servis OOO Publ., 2013, 156 p.

5. Lakin I.I. Monitoring tekhnicheskogo sostoyaniya lokomotivov po dannym bortovykh apparatno-programmnykh kom-pleksov. Dissertatsiya na soiskanie uchyonoi stepeni kandidata tekhnicheskikh nauk [Monitoring of technical condition of locomotives on hardware-software complexes. Ph.D. (Engineering) diss.], RUT (MIIT) Publ., 2016, 211 p.

6. Abolmasov A.A. Upravlenie tekhnicheskim sostoyaniem tyagovogo podvizhnogo sostava v usloviyakh servisnogo obslu-zhivaniya. Dissertatsiya na soiskanie uchyonoi stepeni kandidata tekhnicheskikh nauk [Technical condition management of locomotives in service conditions. Ph.D. (Engineering) diss.], RUT (MIIT) Publ., 2017, 180 p.

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

2020. Т. 66, № 2. С. 68-76 Современные технологии. Системный анализ. Моделирование

7. Lipa K.V., Grinenko A.V., Lyangasov S.L., Lakin I.K. et al. Sposob kontrolya rezhimov ekspluatatsii lokomotivov [A way of controlling operation modes of locomotives]. Pat. 2593729 Russian Federation, MPK B 61 L 27/00, 2006.01. Applicant and patent holder is TMKh-Servis OOO. No. 2015101911/11; appl. Jan 22, 2015; publ. Aug 10, 2016, Bull, No. 22, 4 p.: il.

8. Grachev V.V., Valiev M.Sh. Otsenka tekhnicheskogo sostoyaniya teplovoznogo dizelya po dannym bortovoi mikropro-cessornoi sistemy upravleniya [Assessment of the technical condition of a diesel diesel engine according to the onboard microprocessor control system]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putei soobshcheniya [Proceedings of Petersburg Transport University], 2010, No. 1, pp. 22-32.

9. Ventsel' E.S. Teoriya veroyatnostei [Probability theory]. 4th ed. Nauka Publ., 1969, 576 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gorskii A.V., Vorob'yov A.A., Skrebkov A.V. Modul' statistiki ESMT. Algoritmy funktsionirovaniya. Nauchnyi otchyot [ESMT statistics module. Functioning Algorithms. A Scientific Report]. MIIT Publ., 2015, 200 p.

11. Pustovoi I.V. Razrabotka informatsionno-dinamicheskoi modeli upravleniya servisnym tekhnicheskim obsluzhivaniem i remontom lokomotivov. Dissertatsiya na soiskanie stepeni k.t.n. [Development of an information-dynamic model for managing service maintenance and repair of locomotives. Ph.D. (Engineering) diss]. Omsk: OmGUPS Publ., 2018, 183 p.

12. Lakin I.K., Abolmasov A.A., Lakin I.I., Pustovoi I.V., Baranov A.I., Khrapin A.A., Grebenyuk A.V. Avtomatizirovannoe upravlenie zhiznennym tsiklom lokomotivov na etape ikh ekspluatatsii [Automated lifecycle management of locomotives at the stage of their operation]. Perspektivy razvitiya servisnogo obsluzhivaniya lokomotivov: materialy tret'ei mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi konferentsii [Prospects for the development of locomotive service: materials of the third international scientific-practical conference]. Moscow: LokoTekh OOO Publ., 2018, pp. 214-233.

13. Belinskii A.A., Lakin I.K., Abolmasov A.A. Printsip "Vstroennoe kachestvo" v informatsionnikh sistemakh lokomo-tivoremontnogo kompleksa [The principle of Integrated quality information systems of locomotive repair complex]. Byulleten' rezul'tatov nauchnykh issledovanii [Bulletin of research results], 2015, No. 3-4, pp. 13-28.

14. Kocherga V.G. Nadezhnost' teplovozov: ucheb. posobie [The reliability of the locomotives: a textbook]. Khabarovsk: DVGUPS Publ., 2012, 66 p.

15. Chetvergov V.A., Puzankov A.D. Nadyozhnost' lokomotivov [Reliability of locomotives]. Marshrut Publ., 2003, 415 p.

16. GOST 27.002-2015 Nadezhnost' v tekhnike (SSNT). Terminy i opredeleniya [Reliability in technology. Terms and Definitions]. Intr. 2017-03-01, Izd-vo standartov Publ., 2015, 30 p.

17. Kiselyov V.I., Gapanovich V.A., Lakin I.K. et al. Ekspluatatsiya i tekhnicheskoe obsluzhivanie podvizhnogo sostava. Ucheb. Posobie [Operation and maintenance of rolling stock. A textbook]; In Gapanovich V.A. (gen.ed.), IRIS Grupp Publ., 2012, 576 p.

18. Lakin I.K., Khromov I.Yu. Kompleksnyi monitoring rezhimov ekspluatatsii lokomotivov i predlozheniya po sovershenstvovaniyu bortovikh MSU, isklyuchayushchie oshibochnye deistviya lokomotivnikh brigad: otchyot nauchno-issledovatel'skoi raboty [Comprehensive monitoring of the modes of operation of locomotives and suggestions for improving onboard microprocessor control systems, eliminating the erroneous actions of the locomotive crew: a scientific research], LokoTekh OOO Publ., 2019, 211 p.

Информация об авторах Information about the authors

Хромов Игорь Юрьевич - аспирант кафедры электропоез- Igor' Yu. Khromov - Ph.D. student of the Subdepartment of дов и локомотивов, Российский университет транспорта, Electric Trains and Locomotives, Russian University of г. Москва, e-mail: [email protected] Transport, Moscow, e-mail: [email protected]

Б01 10.26731/Ш3-9Ш8.2020.2(66).68-76 УДК 656.212

Комплексное решение проблемы развития технического оснащения инфраструктуры магистрального транспорта

О. И. ЗалоговаИ

Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск, Российская Федерация И [email protected]

Резюме

В статье описываются результаты изучения проблемы повышения пропускной и провозной способности линии в связи с планируемым повышением объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Массовые виды грузов, следующие на дальние расстояния и имеющие экспортную ориентацию, составляют значительную долю от общего объема грузооборота. За счет этих перевозок возрастают требования к развитию сети. В связи с этим в работе выполнена оценка объемов погрузки и произведен сравнительный анализ показателей, влияющих на степень загрузки инфраструктуры. Сделан вывод, что обеспечение надежной доставки грузов при увеличении объемов перевозок может привести к ряду проблем. Для их решения рассмотрены методики выбора оптимальной схемы развития линии и методы расчета пропускной способности, обоснован выбор критериев расчета, рассмотрены условия и способы модернизации технического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.