Научная статья на тему 'Инкапсуляция статистических методов управления в информационную систему сервисного обслуживания и ремонта локомотивов'

Инкапсуляция статистических методов управления в информационную систему сервисного обслуживания и ремонта локомотивов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
550
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКОМОТИВЫ / СЕРВИС / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНКАПСУЛЯЦИЯ / LOCOMOTIVES / SERVICE / REPAIR AND MAINTENANCE / STATISTIC METHODS / ENCAPSULATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Пустовой Илья Владимирович

Рассмотрена задача управления жизненным циклом локомотива при сервисной системе технического обслуживания и ремонта. Предложено инкапсулировать статистические методы в АСУ локомотивных депо. Рассмотрен пример управления неснижаемым запасом запчастей. В группе компаний «Локомотивные технологии» повышение эффективности технологических процессов технического обслуживания и ремонта решается в том числе за счет создания и внедрения в сервисных локомотивных депо информационно-управляющей системы АСУ «Сетевой график», внедрение которой начато в 2016 г. и должно быть завершено к концу 2017 г. Для практического применения методических подходов международных (ISO) и национальных (ГОСТ) стандартов менеджмента качества, управления надежностью, бережливого производства и статистических методов управления в условиях сервисных локомотивных депо предлагается применить принцип «Встроенное качество», когда логические построения, алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение АСУ «Сетевой график», тем самым существенно снижая требования к уровню подготовки персонала депо. Управление неснижаемым запасом запасных частей в сервисных локомотивных депо предлагается реализовать как элемент АСУ «Сетевой график» через инкапсуляцию в систему вероятностно-статистических методов расчета неснижаемого запаса по данным об интенсивности потребления деталей и времени их доставки в депо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Пустовой Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTIC METHODS ENCAPSULATION IN LOCOMOTIVE SERVICE REPAIR DEPOT INFORMATION NET

The article deals with the locomotive lifecycle problem at vehicle technical maintenance and repairing service. It proposes to encapsulate the statistic methods into the automatic locomotive depot control system basing on the example of management with the minimum stock spare parts level. In such a group of companies as "Locomotive technologies" the efficacy of maintenance and repairing technological processes is improved by creation and implementation of the information management control system "Network diagram" into the locomotive depot service. Its implementation was started in 2016 and should be completed by the end of 2017. In practice methodological approaches of international (ISO) and national (GOST) standards of management quality and reliability, lean manufacturing and statistic methods of management in conditions of locomotive depot service are proposed to be used basing on the principle of "Built-in quality". In this case logical constructions, algorithms and formulas are encapsulated into “Network diagram” software significantly reducing the training level demands of the depot personnel. The article also proposes to control the minimum level of stock spare parts in the locomotive depot in terms of “Network diagram” software through encapsulation of probabilistic-statistical methods of minimum stock calculation according to the data on intensity of parts consumption and the time of their delivery to the depot.

Текст научной работы на тему «Инкапсуляция статистических методов управления в информационную систему сервисного обслуживания и ремонта локомотивов»

Кандидат технических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой «Нефтегазовое дело», ЮГУ. E-mail: SokolovMM@mail.ru

Cand.Tech.Sci., Acting Head of the department «Oil and Gas Business», YSU.

E-mail: SokolovMM@mail.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Соколов, М. М. Совершенствование технологии обслуживания станционных рельсовых цепей [Текст] / М. М. Соколов // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2016. - № 3 (27). -С. 124 - 132.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Sokolov M. M. Reducing the time maintenance of station track circuits of railway automation. Journal of Transsib Railway Studies, 2016, vol. 27, no. 3, pp. 124 -132. (In Russian).

УДК 629.471

И. В. Пустовой

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, Российская Федерация

ИНКАПСУЛЯЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

И РЕМОНТА ЛОКОМОТИВОВ

Аннотация. Рассмотрена задача управления жизненным циклом локомотива при сервисной системе технического обслуживания и ремонта. Предложено инкапсулировать статистические методы в АСУ локомотивных депо. Рассмотрен пример управления неснижаемым запасом запчастей. В группе компаний «Локомотивные технологии» повышение эффективности технологических процессов технического обслуживания и ремонта решается в том числе за счет создания и внедрения в сервисных локомотивных депо информационно-управляющей системы АСУ «Сетевой график», внедрение которой начато в 2016 г. и должно быть завершено к концу 2017 г. Для практического применения методических подходов международных (ISO) и национальных (ГОСТ) стандартов менеджмента качества, управления надежностью, бережливого производства и статистических методов управления в условиях сервисных локомотивных депо предлагается применить принцип «Встроенное качество», когда логические построения, алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение АСУ «Сетевой график», тем самым существенно снижая требования к уровню подготовки персонала депо. Управление неснижаемым запасом запасных частей в сервисных локомотивных депо предлагается реализовать как элемент АСУ «Сетевой график» через инкапсуляцию в систему вероятностно-статистических методов расчета неснижаемого запаса по данным об интенсивности потребления деталей и времени их доставки в депо.

Ключевые слова: локомотивы, сервис, техническое обслуживание и ремонт, статистические методы управления, инкапсуляция.

Ilya V. Pustovoy

Omsk State Transport University (OSTU), Omsk, the Russian Federation

STATISTIC METHODS ENCAPSULATION IN LOCOMOTIVE SERVICE REPAIR

DEPOT INFORMATION NET

Abstract. The article deals with the locomotive lifecycle problem at vehicle technical maintenance and repairing service. It proposes to encapsulate the statistic methods into the automatic locomotive depot control system basing on the example of management with the minimum stock spare parts level. In such a group of companies as "Locomotive technologies" the efficacy of maintenance and repairing technological processes is improved by creation and implementation of the information management control system "Network diagram " into the locomotive depot service. Its implementation was started in 2016 and should be completed by the end of 2017. In practice methodological approaches of international (ISO) and national (GOST) standards of management quality and reliability, lean manufacturing and statistic methods of management in conditions of locomotive depot service are proposed to be used basing on the principle of "Built-in quality". In this case logical constructions, algorithms and formulas are encapsulated into "Network diagram" software significantly reducing the training level demands of the depot personnel. The article also proposes to control the minimum level of stock spare parts in the locomotive depot in terms of "Network diagram" software

through encapsulation ofprobabilistic-statistical methods of minimum stock calculation according to the data on intensity ofparts consumption and the time of their delivery to the depot.

Keywords: locomotives, service, repair and maintenance, statistic methods, encapsulation.

В группе компаний «Локомотивные технологии» в рамках совершенствования системы управления сервисным обслуживанием и ремонтом (ТОиР) локомотивов ведутся работы по созданию и внедрению Единой информационной системы (АСУ ЛТ) и ее подсистемы управления производственными процессами сервисных локомотивных депо (СЛД) под обобщенным названием «АСУ «Сетевой график» (АСУ СГ)».

В настоящее время достаточно глубоко продуман порядок управления группой компаний в целом, на уровне исполнительного аппарата, филиалов и СЛД. При этом на прежнем уровне развития остались собственно производственные процессы управления ТОиР. Внедрение АСУ СГ практически не влияет на доходы компании, которые определяются пробегом локомотивов в эксплуатации. Эффект достигается за счет сокращения потерь на производстве (рисунок 1) от некачественного планирования ремонтов, от штрафов за низкий коэффициент технической готовности локомотивов (КТГ), от выполнения неплановых и дополнительных работ, от большого объема ручной работы по учету и отчетам и др. Отдельную большую статью потерь составляют как пересодержание запасных частей (товарно-материальных ценностей - ТМЦ) на складе, так и их дефицит. Работа над проектом АСУ СГ начата в начале 2015 г. как развитие проекта «Автоматизированная система управления надежностью локомотивов» [1].

Оптимизация основных производственных процессов

Управление программой ремонтов, снижение избыточных ТО и Р

Отсутствие качественного планирования приводит к избыточному объёму ТО и Р

Управление надежностью

(неплановые ремонты и сверхцикловые работы)

Снижение расходов на непредвиденное обслуживание приведет к снижению стоимости цикловых работ

Управление КТГ

Уровень КТГ ниже заданного снижает доходы компании из-за штрафов по КТГ

Управление прямыми затратами на конкретный локомотив (вид

ремонта) в зависимости от его технического состояния (материалы, труд)

• Нормативы по виду затрат:

- по материалам: переход от лимита к нормативу

- по труду: нормирование труда, выдача сменно-суточных заданий (100 % сменщикам, повременщикам), создание комплексных бригад

• Контроль соответствия затрат структуре ставки

• Норматив на измеритель

Управление запасами

Система обеспечения - буферный склад Адресность планирования Повышение точности планирования

Управление расходами производственного и общепроизводственного характера

В части постоянных расходов - установление лимитов

В части переменных расходов - планирование под программу ремонтов

Аккредитация собственных хим. лабораторий

Рисунок 1 - Предпосылки внедрения АСУ «Сетевой график»

АСУ СГ является комплексной системой управления производственными процессами СЛД, включающей в себя следующие задачи (рисунок 2) [2, 3]:

мониторинг эксплуатации и технического состояния локомотивов (блок 1); формирование графиков постановки локомотивов на ремонт (блок 2); внутрипроизводственное планирование (блок 3);

управление производственными процессами (блок 4), включая материально-произ-

27) 6

водственное обеспечение ремонтов и элементы системы качества.

Все процессы подвергаются факторному анализу (блок 5) согласно принципу постоянного улучшения (цикл PDCA) с принятием корректирующих мероприятий.

Рисунок 2 - Основные функциональные задачи АСУ «Сетевой график»

Основное назначение АСУ СГ - реинжиниринг и автоматизация технологических процессов планирования и выполнения ТОиР в СЛД, управление ресурсами в процессе выполнения ТОиР, управление качеством ТОиР по принципу «Встроенное качество», повышение надежности локомотивов.

АСУ СГ - это основа системы управления жизненным циклом локомотива, которая сейчас создается совместно с холдингом-производителем подвижного состава ЗАО «Трансма-шхолдинг» и сервисной компанией ООО «Локомотивные технологии». Структура процессов АСУ «Сетевой график» представлена на рисунке 3 и соответствует структуре задач по рисунку 2. В процессе эксплуатации локомотива осуществляется мониторинг его эксплуатационных показателей по данным автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП) (блок 1.1), технического состояния и режимов эксплуатации по данным бортовых микропроцессорных систем управления (МСУ) - блок 1.2 [4]. Одновременно с использованием данных мониторинга осуществляется прогнозное планирование постановки локомотивов на все виды ремонта на семь лет, год и квартал. До семи лет вперед (блок 2.1) -для планирования тяжелых ресурсов заводов и депо (блок 3.1 - например, новая оснастка под новые виды оборудования) и планирования МТО нестандартными и редкими запасными частями (блок 3.2 - например, снятые с производства). На год вперед (блок. 2.2) - для планирования материально-технического обеспечения МТО (блок 3.3) и ресурсов СЛД и заводов (блоки 3.4, 3.5).

Данные мониторинга эксплуатации локомотивов, технического состояния и режимов эксплуатации (блоки 1.1 и 1.2) наряду с данными деповских систем технического диагностирования (блок 1.3) используются в другом виде планирования - оперативном трехсуточном и даже декадном (блок 2.3). На основании оперативного планирования осуществляется постановка локомотивов на ремонт (блок 2.4) с последующим выполнением собственно ремонта и (или) технического обслуживания. Одновременно осуществляется оперативное планирование ресурсов: МТО (блок 3.6) и подготовка производства (блок 3.7).

При возникновении отказа локомотива на линии осуществляется постановка локомотива на неплановый ремонт (НР - блок 2.7), который также оперативно планируется (блок 2.3), затем осуществляется приемка локомотива (блок 2.4) и собственно ремонт (блок 2.5).

При выполнении ремонтов (плановых и неплановых) осуществляется планирование загрузки производства (блок 4.1), планирование трудовых ресурсов (блок.4.2), материально-технического обеспечения ТОиР (блок 4.3) и выдача ремкомплектов в цеха (блок 4.4).

Заключительный этап процесса - сдача локомотива заказчику (блок 2.6), оформление всех управляющих и бухгалтерских документов. На этом итерация жизненного цикла заканчивается. Параллельно по циклу РБСЛ осуществляется управление качеством и имеющимися проблемами (блок 1.4).

Все процессы управления жизненным циклом локомотива рассматриваются как неотъемлемая часть общей системы управления группы компаний «Локомотивные технологии» -так называемой БЯР-системы, создаваемой на базе пакета программ 1С [5].

Рисунок 3 - Основные блоки АСУ «Сетевой график»

Для работников локомотивного депо АСУ «Сетевой график» доступна через дружественный интерфейс, представляющий собой систему окон. На самом деле за этими окнами стоят информационная система и инкапсулированные в нее математические методы и методы международных стандартов менеджмента качества, управления надежностью и рисками, а также бережливого производства. Анализ показал, что за последние 80 лет совершенствования системы управления производственными процессами и повышения надежности изделий разработан ряд пакетов международных (ISO) и национальных (ГОСТов) стандартов, содержащих методы, методики и алгоритмы управления, включая статистические методы управления. Применение этих ISO и ГОСТов позволяет существенно повысить эффективность ТОиР в СЛД, однако их применение затруднено низкой квалификацией работников, сложившейся практикой ремонта. Решать проблему предлагается за счет методического подхода «Встроенное качество», когда методические подходы, алгоритмы и математические расчеты инкапсулируются в информационно-управляющие системы СЛД. Инкапсуляция наряду с полиморфизмом и наследственностью является неотъемлемым свойством современного объектно-ориентированного программирования, когда в объект включаются сложные вычисления, а интерфейс объекта позволяет легко использовать результаты вычислений. Например, пользователь, работая в MS Excel, может выполнить сортировку массива данных одним нажатием клавиши. При это во встроенном объекте Sheets будет запущена инкапсули-

№203!267)Е ИЗВЕСТИЯ Транссиба 135

рованная процедура Sort. При этом пользователь даже не знает, какой именно принцип сортировки применен.

При реализации проекта АСУ СГ предполагается инкапсуляция математических методов в следующие процессы:

прогнозирование постановки локомотивов на ТОиР моделированием на базе расчета математического ожидания и среднеквадратичного отклонения значений среднесуточного пробега локомотивов и времени простоя в депо;

система поддержки принятия решений в процессе перехода от замечаний по локомотиву (диагностической карты) к дополнительным сверхцикловым работам с использованием вероятностных подходов, теории нечетких множеств и нейронных сетей;

сокращение складских запасов за счет использования алгоритмов планирования запасных частей и материалов, в том числе с использованием математического аппарата теории очередей, сетевого планирования, методов статистического и факторного анализа и др.;

контроль эффективности выполнения ТОиР с использованием методов статистического и факторного анализа, теории графов, диаграмм Ганта и др.

Таким образом, АСУ «Сетевой график» представлена пользователям системой окон (рисунок 4), действия с которыми основываются на инкапсулированных методах управления, алгоритмах и математических формулах, прежде всего связанных со статистическими методами управления.

Окно «Прогнозное планирование»: по статистке среднесуточных пробегов и среднего простоя локомотивов в СЛД рассчитывается ожидаемое время постановки локомотивов на все виды ремонта и общая программа ремонта. Сформированные в окне данные являются основой для дальнейшего планирования ресурсов для выполнения ТОиР: трудовых, инфраструктурных, инструментальных, МТО и др.

Окно «Оперативное планирование»: по данным АСОУП формируется приоритетный список кандидатов на ремонт, из которого с учетом ранее выполненного планирования формируется трехсуточный график постановки локомотивов на ТОиР.

Окно «Статус» представляет собой схему СЛД с указанием дислокации локомотивов в депо и выполняемых над ними действий (статус локомотивов). Окно позволяет управлять логистикой СЛД, ликвидировать непроизводительные простои. В окне отображается фактическое месторасположение локомотивов на ремонтных позициях и тракционных путях.

Окно «Диагностическая карта» предназначено для комплексной регистрации всей информации для проведения ТОиР. Состоит из нескольких закладок: Основные сведения (в окно вводятся исходные данные, такие как время постановки, вид ремонта, уровень топлива и др.), Комплектность (регистрируется комплектность локомотива в соответствии с требованиями), Замеры (закладка является комплексной и предназначена для регистрации всех видов замеров - как ручных, так и автоматизированных систем технического диагностирования), Замечания (закладка предназначена для регистрации всех видов замечаний по техническому состоянию локомотивов, возникающих на всех этапах нахождения локомотива в СЛД; по каждому замечанию указываются источник информации, дата и время регистрации; вкладка замечаний является исходным заданием мастерам цехов для формирования дополнительных (сверхцикловых) работ).

Окно «Работа»: основное окно мастеров цехов, в которых происходит назначение, контроль и закрытие нарядов.

Окно закрытия нарядов: промежуточное окно для формирования листа нарядов (подтверждения выполнения нарядов руководством депо, в том числе замом по ремонту), передаваемого в отдел труда и зарплаты. Формируется ежедневно в конце смены.

Окно выдачи ТМЦ со склада на подотчет мастерам позволяет автоматизировать формирование комплекса документов, связанных с выдачей и учетом товарно-материальных ценностей (ТМЦ), включая линейное оборудование и материалы повторного использования.

Окна единой информационной системы компании: так как АСУ СГ является частью общей системы управления, значительная часть используемых окон не входит в ее состав, а является частью подсистем «Кадры», «Бухгалтерия», «Склад» и др. При этом база данных и нормативно-справочная информация АСУ СГ является общей.

В статье рассмотрен пример инкапсуляции математических методов и методов статистического управления в АСУ СГ для задачи внутрипроизводственного планирования (ВПП).

1

ОКНО ПРОГНОЗНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование ТО и Р на семь лет, на год, на квартал, на декаду

2

ОКНО ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Планирование ТОиР на ближайшие трое суток

3

ОКНО «СТАТУС» Контроль дислокации локомотивов в СЛД и действий с ними (статус)

4

4.1 4.2 4.3 4.4

ОКНО «ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ» Время захода/выхода, топливо и др. ОКНО «ЗАМЕЧАНИЯ» Регистрация всех замечаний по техническому состоянию локомотива ОКНО «КОМПЛЕКТНОСТЬ» Регистрация комплектности локомотива ОКНО «ЗАМЕРЫ» Регистрация замеров и результатов диагностирования

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

5

12

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

I

ОКНА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАМИ.

Комплексный анализ информации с выявлением «узких мест» и формированием корректирующих мероприятий

Рисунок 4 - Система окон АСУ «Сетевой график»

Обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами - основа устойчивой работы производства. Важной специфической чертой ТОиР в условиях СЛД является

№,03!2в7)Е ИЗВЕСТИЯ Транссиба 137

низкая предсказуемость потребности в тех или иных запасных частях, ТМЦ. При проведении ТОиР в объеме ТО-2 (продолжительность 1,5 часа), ТО-3 (продолжительность 12 - 18 часов) и ТР-1 (18 - 36 часов) велика вероятность возникновения дополнительных работ - работ, выполняемых сверх цикла. На выполнение этих работ запасных частей ТМЦ на складе может не оказаться, что приведет к перепростою локомотива в депо. Поэтому важно научиться управлять неснижаемым запасом ТМЦ на складе. В основу предлагается методики положить эмпирическую формулу [6] на базе статистики расхода и поступления тех или иных ТМЦ: зная средний расход деталей, прогнозировать потребность и, соответственно, неснижаемый запас как корень квадратный из суммы перекрытий «отклонения ритма» и отклонения потребления:

Q = Z•(.J(a2R•M2) + (

(1)

где Q - требуемый объем неснижаемого запаса (шт., кг и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M - математическое ожидание потребности в ТМЦ в сутки (шт., кг и др.),

М =

X!

тах

(2)

(3)

(4)

где xi - расход детали за /-й день; ax - число наблюдений, дней;

оМ - среднеквадратическое отклонение среднемесячной потребности (СКО) М:

/Жх(х}-ММ)2 11 ^ тах

где ММ = 30-М - математическое ожидание потребления деталей за месяц; Я - математическое ожидание ритма поставки ТМЦ, дней:

V-

R=

тх

где У) - время _]-й поставки;

тх - число наблюдений поставок (число приходов); оя - СКО Я;

= л1 ™ .

(Ритм поставки я в формуле (5) автором предлагается заменить на время доставки детали с буферного склада, что более соответствует технологии работы СЛД); Т - количество дней в периоде расчета;

2 - уровень обслуживания (в единицах СКО) в зависимости от заданной вероятности наличия деталей:

(5)

95 % 97 % 99 % 99,7 % 99,99 %

7 = 1,64 7 = 1,88

7 = 2,33 7 = 2,75 Ъ = 3,72

Рассмотрим пример. Пусть в день в депо потребляется М = 100 топливных фильтров. При этом среднемесячное СКО потребления фильтров пусть составляет оМ = 200 фильтров. Поставка фильтров с буферного склада Я составляет 10 дней при СКО оЯ, равном двум дням. Тогда при еженедельном контроле неснижаемого запаса и заданной вероятности наличия фильтров 95 % получим, что неснижаемый запас:

д = 1,64 • -У(22 • 1002 + (10 • 2002)/7 = 511 фильтров.

(6)

Другие примеры расчетов приведены в таблице. Таким образом, в рамках создаваемой системы АСУ СГ имеется возможность реализовать самообучающуюся систему расчета не-снижаемого запаса по каждому виду ТМЦ: в процессе ремонта мастера заказывают со склада необходимые детали в необходимом им количестве. При этом запас на складе поддерживается автоматически за счет расчета и формирования заявки на буферный региональный склад.

Внедрение АСУ СГ начато в 2016 г. со специально выбранных пилотных СЛД: «Тюмень», «Югра» (г. Сургут), «Амурское» (г. Комсомольск-на-Амуре), «Тында-Северная», «Бо-готол-Сибирский», «Барабинск» и «Дальневосточное» (г. Хабаровск). Первым внедрялся модуль ТУ-28Э [3], позволяющий автоматизировать учет всех работ, выполняемых в цехе, с автоматизированной передачей данных в отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) для расчета заработной платы (в модуле ЗиУП 1С). Именно на этом модуле отрабатывалась новая идеология взаимодействия рабочих и мастеров цехов с информационной системой.

Вторым по очереди внедрения АСУ СГ является модуль автоматизации учета выдачи материалов со склада в цех М11 Э.

По мере внедрения ТУ-28Э и М11Э в системе реализуются математические методы статистического управления, в том числе описанный выше метод управления неснижаемым запасом ТМЦ.

Примеры расчета неснижаемого запаса ТМЦ

Параметр Наименование параметра Пример 1 Пример 2 Пример 3 Пример 4 Пример 5

Z Уровень обслуживания 1,64 1,64 1,64 1,64 1,64

M Математическое ожидание 100 100 150 50 1

потребности в ТМЦ в сутки

R Математическое ожидание ритма поставки ТМЦ Среднеквадратическое откло- 10 10 10 200 30

нение среднемесячной потребности М 200 400 200 200 0

Or СКО я 2 2 2 10 0

T Количество дней в периоде расчета 30 60 30 30 30

Q Требуемый объем неснижаемо- 379 423 527 1179 0

го запаса

Последующие СЛД проходят обучение на базе пилотных депо. Завершить внедрение АСУ СГ во всех 92 СЛД запланировано на 2017 г.

Эффект от внедрения АСУ СГ определяется объемом потерь на производстве в СЛД. АСУ СГ не сможет полностью ликвидировать потери, однако сможет снизить их не менее чем на 30 %. Экономический эффект (сокращение расходов на ТОиР) достигается через технические эффекты, представленные на рисунке 5.

Сокращение затрат на проведение цикловых работ. Низкая квалификация работников СЛД, недостаточная оснащенность производственных участков приводят к повышению себестоимости ремонта оборудования. АСУ СГ позволит за счет ВПП заранее планировать распределение ремонтов оборудования между заводами и депо. Например, аппаратные, топливные, автоматные переделы (участки) недостаточно оснащены, имеет место большой объем ручной низкопроизводительной работы. Переделы по ремонту МСУ, как правило, не имеют наладочных стендов. Нет оборудования для диагностирования силовых электронных установок. В настоящее время возможности планирования и перераспределения работ нет. Одновременно планирование позволит определить достаточность инфраструктуры СЛД, наличие инструмента, трудовых и других ресурсов. Исследования показали, что за счет ВПП можно сократить затраты на цикловые работы минимум на 10 % (в мировой практике, в том числе Lean Production, эффект от процессного планирования оценивается не менее чем в 50 %, поэтому предложенная оценка не завышена). Эффект будет получен примерно через год после начала эксплуатации АСУ СГ.

Сокращение потерь из-за низкого КТГ. Невыполнение требований договора с заказчиком по уровню коэффициента технической готовности локомотивов приводит к дополнительным потерям из-за понижающего коэффициента. Анализ показал, что потери КТГ до 60 % определяются длительным простоем в ожидании ТОиР и НР [4]. За счет ВПП и управления логистикой СЛД (окно «Статус») простой в ожидании ремонта можно снизить в два раза.

ПОДСИСТЕМЫ ЛГУ с г

Рисунок 5 - Эффекты от внедрения АСУ «Сетевой график»

Сокращение потерь от выполнения неплановых и дополнительных работ. Значительная статья потерь - неплановые ремонты и дополнительные работы (по сути: неплановые ремонты во время выполнения цикловых работ). Учет всех сверхцикловых работ и их обязательный разбор (выявление одной из шести причин возникновения неисправностей: некачественный ремонт, некачественные или отсутствующие комплектующие, нарушения режимов эксплуатации, несоответствие технологической карты ремонта, конструкционные недостатки узла, деградационные причины). Управление инцидентами приведет к сокращению потерь от НР за счет исключения причин возникновения НР, планирования расходов на НР, а также дополнительно повысит КТГ за счет сокращения простоя на ремонте. Сократится и потребление ТМЦ.

Сокращение оборотных средств. Наведение порядка с ВПП, сокращение неплановых ремонтов и дополнительных работ, оптимизация запасов ТМЦ приведут к сокращению оборотных средств.

Сокращение трудовых ресурсов. Автоматизация формирования отчетных документов позволит снизить затраты на непроизводительные операции по формированию учетных и отчетных документов, которые в настоящее время формируются в рукописном виде или вручную с использованием программ Word или Excel. Непроизводительные потери на формирование отчетов в СЛД колеблется от трех до 12 человек.

Таким образом, реализации проекта АСУ «Сетевой график» в рамках создания единой информационной системы ООО «Локомотивные технологии» с использованием инкапсулированных методов управления, включая статистические, позволит повысить управляемость процессов сервисного обслуживания локомотивов и помочь в решении важнейших задач,

№ 3(27) 2016

стоящих перед локомотиворемонтным комплексом: существенно повысить надежность локомотивов и сократить затраты на ТОиР.

На основании изложенного можно сделать выводы.

В группе компаний «Локомотивные технологии» повышение эффективности технологических процессов технического обслуживания и ремонта решается в том числе за счет создания и внедрения в СЛД информационно-управляющей системы АСУ СГ, внедрение которой начато в 2016 г. и должно быть завершено к концу 2017 г.

Для практического применения методических подходов международных (ISO) и национальных (ГОСТов) стандартов менеджмента качества, управления надежностью, бережливого производства и статистических методов управления в условиях СЛД предлагается применить принцип «Встроенное качество», когда логические построения, алгоритмы и формулы инкапсулируются в программное обеспечение АСУ СГ, тем самым существенно снижая требования к уровню подготовки персонала депо.

Управление неснижаемым запасом запасных частей в СЛД предлагается реализовать как элемент АСУ СГ через инкапсуляцию в систему вероятностно-статистических методов расчета неснижаемого запаса по данным об интенсивности потребления деталей и времени их доставки в депо.

Список литературы

1. Концепция автоматизированной системы управления надежностью локомотивов (АСУНТ) / К. В. Липа, В. И. Гриненко и др. / ООО «ТМХ-Сервис»- М., 2012. - 159 с.

2. Пустовой, И. В. Сетевое планирование ремонта сервисных локомотивов / И. В. Пу-стовой, И. И. Лакин // Локомотив. - 2015. - № 7. - C. 6 - 10.

3. Пустовой, И. В. Электронный журнал учета ремонта локомотивов ТУ-28Э / И. В. Пустовой, А. И. Баранов, Д. В. Галкин // Локомотив. - 2016. - № 3. - C. 12 - 14.

4. Мониторинг технического состояния и режимов эксплуатации локомотивов в ТМХ-Сервис Теория и практика / К. В. Липа, А. А. Белинский и др. / ООО «Локомотивные технологии». - М., 2015. - 212 с.

5. Функциональные требования на АСУ «Сетевой график» / ООО «Локомотивные технологии». - М., 2016. - 139 с.

6. Методика расчета потребности, неснижаемого запаса и заявки на закупку товарно-материальных ценностей / ООО «Локомотивные технологии». - М., 2016. - 30 с.

References

1. Lipa K. V., Grinenko V. I., Lyangasov S. L., Lakin I. K., Abolmasov A. A., Melnikov V. A. Kontseptsiia avtomatizirovannoi sistemy upravleniia nadezhnost'iu lokomotivov (ASUNT) (The concept of the automated control system reliability of locomotives (ASUNT). Moscow: LLC «TMH-Service», 2012, 159 p.

2. I. V. Pustovoy, I. I. Lakin Setevoe planirovanie remonta servisnykh lokomotivov [The network planning of maintenance service of locomotives]. Lokomotiv - Locomotive, 2015, no. 7, pp. 6 - 10.

3. Pustovoy I. V., Baranov A. I., Galkin D. V. Elektronnyi zhurnal ucheta remonta lokomotivov TU-28E [The Electronic journal of repair of locomotives TU-28E]. Lokomotiv - Locomotive, 2016, no. 3, pp. 12 - 14.

4. Lipa K. V., Belinsky A. A., Pustovoy V. N., Lakin I. K. Monitoring tekhnicheskogo sosto-ianiia i rezhimov ekspluatatsii lokomotivov v TMKh-Servis Teoriia i praktika (Monitoring of the technical condition and operating modes of a locomotive at TMH-Service. Theory and practice). Moscow: LLC «Locomotive Technologies», 2015, 212 p.

5. Funktsional'nye trebovaniia na ASU «Setevoi grafik» (The functional requirements for «Network diagram» software). Moscow: «Locomotive technologies», 2016, 139 p.

6. Metodika rascheta potrebnosti, nesnizhaemogo zapasa i zaiavki na zakupku tovarno-material'nykh tsennostei (The method of calculation of requirements minimum level and requisition of inventory). Moscow: LLC «Locomotive Technologies», 2016, 30 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Пустовой Илья Владимирович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Аспирант кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», ОмГУПС. Тел.: +7 (3812) 37-60-82. E-mail: ipustovoy@yandex.ru.

Pustovoy Ilya Vladimirovich

Omsk State Transport University (OSTU). 35, Marx st., Omsk, 644046, the Russiаn Federation. Post-graduate of the department «Rolling stock of electric Railways», OSTU.

Phone: +7 (3812) 37-60-82. E-mail: ipustovoy@yandex.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Пустовой, И. В. Инкапсуляция статистических методов управления в информационную систему сервисного обслуживания и ремонта локомотивов [Текст] / И. В. Пустовой // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2016. - 2016. -№ 3 (27). - С. 132 - 142.

Pustovoy I. V. Statistic methods encapsulation in locomotive service repair depot information net. Journal of Transsib Railway Studies, 2016, vol. 27, no. 3, pp. 132 -144. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.