Научная статья на тему 'Обоснование строительства новых железных дорог'

Обоснование строительства новых железных дорог Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ / CONSTRUCTION ORGANIZATION / INVESTMENT PROJECT / WORKS PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольховиков С. Э.

Эффективность сооружения железных дорог в значительной степени зависит от организации строительства дорог. Вопросы организации строительства железных дорог приходиться решать, как при проектировании, так и при реализации инвестиционных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF CONSTRUCTION OF THE NEW RAILROADS

Efficiency of a construction of the railroads substantially depends on the organization of a construction of roads. To have to solve questions of the organization of construction of the railroads, both at design, and at implementation of investment projects.

Текст научной работы на тему «Обоснование строительства новых железных дорог»

3. Миргородская Т.В. АУДИТ. учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Т. В. Миргородская. Москва, 2011. (3-е изд., перераб. и доп)

4. Миргородская Т.В. Аудит в системе менеджмента качества управления в организациях: проблемы и перспективы Экономические науки, 2013. № 103. С. 105-109.

5. Миргородская М.Г. УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Вопросы экономики и права. 2013. № 57. С. 124-129.

6. Миргородская М.Г РОЛЬ АУДИТА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ. Инновационное развитие экономики. 2013. № 6 (17). С. 175-177.

Ольховиков С.Э.

Аспирант, старший преподаватель, кафедра «Технология, организация и экономика строительства» Сибирский

государственный университет путей сообщения.

ОБОСНОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Аннотация

Эффективность сооружения железных дорог в значительной степени зависит от организации строительства дорог. Вопросы организации строительства железных дорог приходиться решать, как при проектировании, так и при реализации инвестиционных проектов.

Ключевые слова: организация строительства, инвестиционный проект, проект производства работ.

Olkhovikov S.E.

Postgraduate student, Senior Lecturer SIBERIAN TRANSPORT UNIVERSITY

JUSTIFICATION OF CONSTRUCTION OF THE NEW RAILROADS

Abstract

Efficiency of a construction of the railroads substantially depends on the organization of a construction of roads. To have to solve questions of the organization of construction of the railroads, both at design, and at implementation of investment projects.

Keywords: construction organization, investment project, works project.

Экономическая эффективность методов организации строительства железных дорог в условиях плановой экономики достигается посредством минимизации суммы приведенных строительно-эксплуатационных расходов. Однако переход на рыночную экономику требует существенной корректировки методов экономической оценки организации строительства железнодорожных магистралей с учетом источников финансирования сооружения объектов, поступления средств в бюджет, доходов эксплуатирующей организации, налоговой системы, организационно-правовых форм участников жизненного цикла объекта, наличия неопределенности исходной информации и рисков при строительстве и эксплуатации железных дорог, а также другие особенности строительства железных дорог в современных условиях [1 - 12].

Автором разработана методика оценки коммерческой эффективности организации строительства железнодорожных линий для участников реализации инвестиционного проекта позволяет повысить эффективность проекта организации строительства (ПОС). ПОС выступает агрегированной моделью, формирование которой начинается с назначения вида и метода организации строительства.

Вид организационной схемы строительства дороги (ОСД) характеризуется числом «лучей» и их направленностью. Каждый «луч» представляет собой отдельно направление (участок трассы). Различают одно- и многолучевые схемы. Многолучевые схемы формируются при необходимости организации одновременного производства работ на большом протяжении трассы. Они применялись на строительстве таких крупных магистралей, как Транссиб, БАМ, Тюмень-Сургут.

Принято выделять два принципиально отличающихся метода организации строительства железнодорожного пути -комплексно-поточный (П) и участково-параллельный (УП).

Автором сформированы методики определения бюджетной эффективности методов организации строительства железнодорожных магистралей для оптимизации организации строительства путем сравнения вариантов ОС целесообразно использовать показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывали бы только ту исходную информацию, которая различалась по сравниваемым вариантам. Для этой цели могут быть использованы показатели сравнительной экономической эффективности.

Коммерческая эффективность определяется при сравнении вариантов проектов организации строительства (ПОС) новых железных дорог для ОАО «РЖД», а также для других частных инвесторов. В качестве показателей коммерческой эффективности для выбора рационального варианта организации строительства целесообразно использовать сравнительный интегральный эффект.

Изменение распределения во времени инвестиционных вложений, увеличение (уменьшение) стоимости сооружения железных дорог при различных вариантах организации строительства может происходить за счет различия выполняемых объемов работ во времени, стоимости работ подготовительного периода, транспортных расходов на доставку строительных материалов, деталей и конструкций, на доставку работников к месту работы, накладных расходов в подрядных организациях и других факторов. Более раннее открытие рабочего движения поездов снижает расходы на транспортировку строительных грузов и рабочих, на доставку машин и механизмов.

Автором усовершенствованы методические подходы к выявлению общественной эффективности вариантов организации сооружения железнодорожных магистралей. Любой крупномасштабный проект, особенно претендующий на поддержку государства, требует оценки эффективности инвестиций не только для предприятий, напрямую реализующих этот проект, но и для всего общества в целом. Общественный эффект проекта определяется его влиянием на экологическую обстановку, социальную сферу, политические и военно-стратегические интересы, а также на экономику государства в целом.

Показатели общественной эффективности организации строительства новых железных дорог должны учитывать как транспортный, так и внетранспортный эффекты.

Внетранспортный эффект обуславливается при реализации инвестиционного проекта строительства новой железной дороги освоением новых природных ресурсов; возникновением новых предприятий; уменьшением оборотных средств, находящихся в пути и в межнавигационных запасах; сокращением потерь грузов и повышением их качественной сохранности; сокращением времени поездки пассажиров, а так же повышением фондоотдачи основных фондов строительно-монтажных организаций.

Автором выявлен экономический эффект от сокращения сроков сооружения железнодорожных линий строительными организациями. Сокращение срока строительства объектов рассчитывалось с помощью программы «Potok», разработанной в СГУПС. Задача решалась путем полного перебора всех возможных вариантов. Количество возможных вариантов, устанавливающих очередность возведения объектов, среди которых находится и оптимальный вариант, зависит от числа возводимых объектов (M) и определяется числом перестановок m!=1*2*3*.. ,*М

Экономический эффект за счет сокращения сроков строительства на 5 - 10 процентов составил 750 - 1350 тыс. р. на 1 км дороги.

Автором рассчитана экономическая эффективности инвестиционного проекта организации строительства восточного звена Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Анализ перспективы сооружения Северо-Сибирской железнодорожной

65

магистрали и апробированы предлагаемые в диссертации методы выбор варианта организации строительства восточного участка магистрали Лесосибирск-Усть-Илимск. Были проанализированы двухлучевая (1-ый вариант) и четырехлучевая (2-ой вариант) схемы организации строительства железной дороги.

Продолжительность строительства восточного участка Северо-Сибирской магистрали при двухлучевой схеме ОС - 8 лет, при четырехлучевой схеме ОС - 6 лет.

Изменение затрат по второму варианту ОС по сравнению с первым вариантом ОС в период строительства определялось как разность сметной стоимости при различных вариантах организации строительства железной дороги, рассчитанной по укрупненным показателям цен.

При сравнении вариантов учитывалось влияние фактора времени при сокращении сроков строительства магистрали на отдачу высвобождающихся основных фондов строительно-монтажных организаций, а также на уменьшение условно-постоянных затрат в себестоимости СМР.

В сфере эксплуатации железнодорожной линии выделились транспортные и внетранспортные эффекты, обусловленные вводом во временную и постоянную эксплуатацию этапов строительства и линии в целом.

В качестве транспортного эффекта рассчитан эффект от грузовых перевозок. Вне транспортный эффект, возникающий за пределами транспортных организаций, включил в себя экономические эффекты от сокращения работы местного транспорта, от снижения оборотных средств при ускорении доставки грузов и сокращении межнавигационных запасов, от создания и развития новых и существующих предприятий при снижении стоимости их продукции, а также от уменьшения времени в пути пассажиров.

Разработана методика оценки коммерческой эффективности организации строительства железнодорожных линий для участников реализации инвестиционного проекта позволяет повысить эффективность строительства на 5 - 10 процентов, снизить затраты на 1 км дороги на 500 - 1200 тыс. р.

Сформированы методики определения бюджетной эффективности методов организации строительства железнодорожных магистралей для оптимизации организации строительства путем сравнения вариантов ОС целесообразно использовать показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывали бы только ту исходную информацию, которая различалась по сравниваемым вариантам. Экономический эффект от внедрения методики составил 250 - 400 тыс. р. на 1 км дороги.

Усовершенствованы методические подходы к выявлению общественной эффективности вариантов организации сооружения железнодорожных магистралей. Экономический эффект на 1 км. дороги составил 250-350 тыс.р.

Выявлен экономический эффект от сокращения сроков сооружения железнодорожных линий строительными организациями. Экономический эффект за счет сокращения сроков строительства на 5 - 10 процентов составил 750 - 1350 тыс. р. на 1 км дороги.

Рассчитана экономическая эффективности инвестиционного проекта организации строительства восточного звена СевероСибирской железнодорожной магистрали. Стоимость 1 км. дороги в среднем составила около 186 млн. р.

По характеру распределения капитальных вложений во времени лучшим вариантом ОСД можно считать базовый вариант № 1. Он имеет хорошо выраженные периоды развертывания строительства, относительно высокий годовой темп строительства и неспешное его свертывание.

Вариации ОСД ведут к многоаспектным изменениям экономических показателей в сфере строительства. Это: связывание затрат в незавершенном строительстве; дополнительные затраты по доставке на трассу строительных грузов; дополнительные затраты для ускорения темпа строительства; расходы на увеличение производственных фондов в строительных организациях, увеличение условно-постоянных затрат, изменение эксплуатационных затрат по содержанию дороги в период ее строительства и др. Итоговые результаты сравнения вариантов в сфере строительства таковы: 1) базовый вариант № 1 уступает альтернативным вариантам № 2 на 4,20 млрд. руб.; 2) реализация альтернативных вариантов связана также с дополнительными затратами и с определенным снижением эффекта в результате связывания инвестиций в незавершенном строительстве.

Литература

1. Организация и методы транспортного строительства. Монография / В. Я. Ткаченко В.П. Перцев, В.С. Воробьев, В.И. Вепрук,

B. В. Евтушенко, В.Д. Верескун, В.Ю. Малов; Д.А. Муштаков, А.Д. Суворов, С.Э. Ольховиков // - Новосибирск: СГУПС, 2007. -317 с.

2. Ткаченко В.Я. "Стратегия-2030" и проблемы транспортного освоения азиатской России / В.Я. Ткаченко, С.Э. Ольховиков // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2008. - № 2. - С. 15-20.

3. Волков Б.А. Оценка организации строительства магистралей /Б.А. Волков, С.Э. Ольховиков // Мир транспорта. - 2012. Т. 40. - № 2. - С. 106-109.

4. Ольховиков С.Э. Учет неопределенности и оценка рисков инвестиционных проектов [Текст] / С. Э. Ольховиков // Экономика ж.д. - 2012. - №3. - С. 84-96.

5. Ткаченко В.Я. Геополитические аспекты стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 г. / В.Я. Ткаченко, С.Э. Ольховиков // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения: тр. междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск, - 2008. - Вып.2. - С. 180-187.

6. Ткаченко В.Я. Группировка предприятий по показателям работы / В.Я. Ткаченко, С.М. Кузнецов, Н.В. Холомеева, С.Э. Ольховиков, А.А. Колтунова // Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XXIII заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург : МНИЖ - 2014. - № 1 (20) Часть 1. - С. 64 - 65.

7. Ольховиков С.Э Особенности организации сооружения железнодорожного полотна в условиях ближнего севера / Ольховиков С.Э. // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2007. - № 17. - С. 222-224.

8. Кузнецов С.М. Оценка организационно-технологической надежности работы стреловых кранов / С.М. Кузнецов, Н.В. Холомеева, С.Э. Ольховиков // Научно-исследовательские публикации. Воронеж. - 2014. - № 3 (7). - С. 17 -22.

9. Кузнецов С.М. Обоснование риска продолжительности строительства объектов / С.М. Кузнецов, Н.В. Холомеева, С.Э. Ольховиков // Научно-исследовательские публикации. Воронеж. - 2014. - № 3 (7). - С. 23 -31.

10. Айдын Е.В. Методология ресурсосберегающего проектирования производственных зданий / Е.В. Айдын, С.М. Кузнецов,

C. Э. Ольховиков // Научно-исследовательские публикации. Воронеж. - 2014. - № 3 (7). - С. 32 -36.

11. Кузнецова К.С. Прогнозирование показателей работы гидротранспортных систем / К.С. Кузнецова, Н.В. Холомеева, С.Э. Ольховиков // Международный научно-исследовательский журнал: Сборник по результатам XXIV заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург : МНИЖ - 2014. - № 2 (21) Часть 1. - С. 97 - 99.

12. Кузнецов С.М. Комплексная оценка надежности работы стреловых кранов / С.М. Кузнецов, Н.В. Холомеева, С.Э. Ольховиков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва. - 2014. - № 2. - С. 54 -56. 66

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.