Научная статья на тему 'Обоснование стратегии региональной экспансии банков: методический подход'

Обоснование стратегии региональной экспансии банков: методический подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ / COMMERCIAL BANK / STRATEGY / REGIONAL EXPANSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аношин Денис Геннадьевич, Кузнецова Светлана Анатольевна

В статье предлагается методика оценки коммерческим банком привлекательности регионов с позиции вхождения на рынок банковских услуг, в рамках которой с помощью метода кластерного анализа выявлены четыре типа российских регионов однородных по структуре операций и степени развития региональных банковских систем. Для групп коммерческих банков, характеризующихся различными моделями поведения, обоснованы приоритетные для развития регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Expansion of Banks: Methodical Approach

In the article the methodical approach to estimation of the region attractiveness for commercial bank entry in the region markets is offered. Four types of Russian regions homogeneous in banking system scale and internal structure of a system had been revealed. Revelation of these system types was done by two-step cluster analysis. For groups of commercial banks with different types of behavior models the regional priorities for expansion were substantiated.

Текст научной работы на тему «Обоснование стратегии региональной экспансии банков: методический подход»

Д. Г. Аношин 1, С. А. Кузнецова 2

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: Anoshind@yandex.ru

2 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН пр. Акад. Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

E-mail: ksa@ieie.nsc.ru

ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ БАНКОВ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье предлагается методика оценки коммерческим банком привлекательности регионов с позиции вхождения на рынок банковских услуг, в рамках которой с помощью метода кластерного анализа выявлены четыре типа российских регионов однородных по структуре операций и степени развития региональных банковских систем. Для групп коммерческих банков, характеризующихся различными моделями поведения, обоснованы приоритетные для развития регионы.

Ключевые слова: коммерческий банк, стратегия, региональная экспансия.

В условиях глобализации финансовых рынков, уязвимости российской банковской системы к внешним и внутренним шокам, изменения характера конкуренции, консолидации банковского сектора важнейшей задачей повышения эффективности управления для российских банков, ориентированных на дальнейшее развитие и рост инвестиционной привлекательности своего бизнеса, является внедрение стратегического подхода к управлению.

В России на первом этапе формирования банковского рынка в условиях полной неопределенности будущего руководители кредитных организаций действовали, как правило, на основе интуитивной стратегии, ориентированной на рост активов и прибыли. По мере формирования институциональной среды банковской деятельности, развития финансового рынка страны, обострения конкуренции с иностранным капиталом происходит осознание банкирами, желающими сохранить и развивать свои структуры, необходимости совершенствовать принципы ведения бизнеса. Внедрение стратегического подхода к управлению ориентировано на определение целей и приоритетных направлений деятельности банка, развитие ключевых активов и компетенций и формирование на этой основе долгосрочных конкурентных преимуществ.

В сегодняшних условиях турбулентности финансовых рынков российская банковская система столкнулась с новыми серьезными проблемами. Это опасность паники вкладчиков, проблемы фондирования и создания резервов на случай форс-мажорных обстоятельств, необходимость повышения эффективности использования ресурсной базы и др. В совокупности данные факторы обуславливают возрастание важности стратегического подхода к управлению кредитными организациями, который предполагает мониторинг и анализ событий, происходящих на банковском рынке и в экономике страны, развитие видения перспектив и определение приоритетных целей, ориентирующих организацию не просто на выживание в кризисных условиях, но на создание платформы для ее посткризисного роста, интеграцию всех значимых ресурсов для сохранения и развития ключевых конкурентных преимуществ.

Стратегические выборы и модели поведения российских банков

Основные стратегические выборы, которые стоят перед коммерческими банками, могут быть систематизированы следующим образом.

1. Универсальность или специализация. Банк может стараться развивать все или, по крайней мере, большинство направлений банковской деятельности, а может сконцентрироваться на активном развитии их ограниченного набора. При этом остальные виды услуг или не пре-

ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2009. Том 9, выпуск 1 © Д. Г. Аношин, С. А. Кузнецова, 2009

доставляются, или предоставляются в ограниченном варианте, не предполагающем дальнейшее развитие. Большинство коммерческих российских банков являются универсальными, т. е. формально обслуживают разные группы клиентов и предоставляют множество разных видов банковских услуг. Кроме универсальных банков, на рынке присутствуют банки, специализирующиеся на розничном кредитовании. Наиболее яркие представители данного вида банков - Банк «Русский Стандарт», «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и КБ «Ренессанс Капитал» (бренд «Ренессанс Кредит»). Кроме того, существуют банки специализирующиеся только на одном виде розничных кредитов. Такими являются несколько ипотечных банков (ЗАО КБ «Дельта Кредит», «Городской ипотечный банк», «Русский ипотечный банк»), а также банк «Теньков Кредитные Системы», специализирующийся на кредитовании по кредитным картам. Заметных специализированных корпоративных банков на рынке нет. Вероятно, это обусловлено тем, что корпоративным банкам удобно предоставлять розничные услуги хотя бы сотрудникам своих клиентов, поэтому даже если доля розничных операций не велика, банк позиционируется как универсальный. Однако в корпоративном бизнесе присутствуют монопродуктовые структуры - это лизинговые и факторинговые компании. Многие из них работают без банковской лицензии (например, один из лидеров рынка факторинга «Еврокоммерц»).

2. Выбор основных активных операций. Он включает в себя выбор целевой группы клиентов (физических или юридических лиц), а также продуктов - например, кредитных карт или ипотеки. Для специализированных банков такой выбор является определяющим, так как, по сути, он задает исчерпывающий список продуктов, которые банк будет развивать. Выбор доминирующей специализации является важным и для универсальных банков, так как параллельно уделять равное внимание развитию всех направлений очень сложно. Следовательно, на практике, как правило, у банков больше развито либо корпоративное, либо розничное кредитование.

3. Выбор основных источников формирования пассивов. В практике российских банков используется четыре основных источника пассивов: средства физических лиц, средства юридических лиц, инструменты фондового рынка, а также средства материнских банков (для дочерних структур иностранных банков). Модель фондирования оказывает большое влияние на всю деятельность банка, так как различные источники ресурсов отличаются по стоимости, срочности, валюте, а также другим характеристикам. От способа финансирования деятельности банка во многом зависят и его возможности по осуществлению активных операций, например, ипотека требует относительно дешевых долгосрочных ресурсов и в случае их ограниченности развитие ипотеки затруднено.

4. Концентрация на развитии в своей территории присутствия или экспансия на рынки других регионов или стран. Данный стратегический выбор предполагает принятие решений о выборе регионов для экспансии, а также механизмах вхождения на региональный рынок, т. е. будет ли банк развиваться органически или через слияния / поглощения региональных банков.

С точки зрения существующих концепций регионального развития можно выделить следующие типы банков:

• федеральные банки, у которых уже сформирована сильная региональная сеть. Прежде всего, это Сбербанк, а также Росбанк, ВТБ и некоторые другие;

• московские банки, активно развивающие региональное присутствие. В этой группе можно назвать Альфа-банк и Банк «Русский Стандарт». В достаточно близкой перспективе некоторые из них могут присоединиться к первой группе;

• изначально региональные банки, активно расширяющие регионы присутствия. В данной группе наиболее заметны «Урса-банк», казанский банк «Ак Барс», «Уралсиб»;

• банки, сконцентрированные на работе в Москве и в небольшом количестве крупнейших городов. Такая модель регионального развития присуща, прежде всего, иностранным банкам, в качестве ярких представителей можно назвать «Ситибанк» и «Кредит Европа Банк»;

• сильные региональные банки, сконцентрированные на работе в своем регионе (возможно, также в близлежащих регионах). К данной группе относятся Банк «Санкт-Петербург», Банк «Северная Казна» (Екатеринбург) и Банк «Центр-Инвест» (Ростов-на-

Дону). Не стараясь выйти на федеральный уровень, они удерживают позицию одного из лидеров банковского рынка в своих регионах.

Анализ моделей поведения российских банков с точки зрения формирования структуры активных операций, источников фондирования, территориального присутствия выявил, что стратегические приоритеты многих участников банковского рынка, различающихся по масштабу и доминирующей специализации, включают региональное развитие (рис. 1).

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

• Универсальность или специализация

• Универсальные банки

• Специализированные на обслуживании одной группы клиентов / определенных операциях (например, чисто розничные)

• Монопродуктовые банки (например, ипотечные)

• Основные доходные операци и

• Выбор основныхклиентов

• Розничные

• Корпоративные

• Выбор основныхпродуктов (ипотека, кредитные карты, и.т.д.)

• Основные источники формирования пассивов

• Средства физическихлиц

• Средства юридическихлиц

• Инструменты фондовогорынка

• Средства материнских банков (для дочерних структур иностранныхбанков)

• Региональное присутствие

• Концентрация на своей территории

• Экспансия на другие рынки

МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

• Крупнейшие российские банки (30 банков)

Развиваются как универсальные банки, в настоящее время являются в большей степени корпоративными, но стараются также развивать и розничное направление. Имеют значительную долю депозитных ресурсов в пассивах, хотя некоторые также активно заимствуютна финансовыхрынках. Имеют развитые региональные сети или активно развивают их в настоящее время.

• Банки, специализирующиеся на розничном кредитовании

Специализируются на розничном кредитовании, финансируются в основном через финансовые рынки. Также имеютамбиции стать федеральными игроками, поэтому активно развивают региональные сети.

• Иностранные банки

Универсальные, часто с преобладанием розничныхопераций. Финансируются в основном через материнские банки и финансовые рынки, хотя в последнее время стали также больше обращать внимание и на депозитные источники. В основном, сконцентрированы на работе в Москве и небольшом числе крупнейшихгородов.

•Региональные банки, стремящиеся выйти на федеральный уровень

По своем у поведению во многом п охожи на крупнейшие российские банки, однако, какправило имеют меньшие ресурсы, поэтому вынужденны в большей степени концентрироваться на отдельныхпродуктах / регионах. Кроме того, какправило, стоимость привлечения ресурсов для них выше, поэтомуразвитие некоторыхпродуктов, выгодныхдля крупнейших банков для нихможет оказаться нерациональным.

• Крупные региональные банки

Как правило являются универсальными, при чем с сильно развитым корпоративным бизнесом. Финансируются в основном черездепозитные источники. Отличаются высокой устойчивостью, так как отсутствует необходимость финансировать ростопераций в другихрегионах.

Рис. 1. Основные стратегические выборы и модели поведения российских банков

Характерная для России высокая концентрация финансовых ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге на фоне низкого уровня обеспеченности финансовыми услугами населения и предпринимательского сектора многих субъектов Федерации стимулируют коммерческие банки развивать региональные сети. Активное наращивание региональной сети характерное, прежде всего, для крупных федеральных банков, включая банки, изначально базировавшиеся в регионах, позволяет существенно повысить доходность операций, а также увеличивает инвестиционную привлекательность банка в случае его продажи иностранным участникам финансового рынка.

Решения по экспансии банков в регионы носят стратегический характер, требуют существенных инвестиций, сопряжены с высоким уровнем неопределенности и риска, а следовательно, нуждаются в адекватном, информационно и методически обеспеченном анализе. Разработка стратегии региональной экспансии коммерческого банка включает ряд этапов от постановки целей до разработки механизмов реализации стратегических решений по вхождению на региональный рынок и, наконец, формирования ассортимента продуктов, отвечающих потребностям региона. В данной статье мы сфокусировали внимание на разработке методического подхода к решению ключевой задачи выбора целевых регионов для экспансии.

Схема методического подхода

Для решения поставленной задачи была сформирована система показателей, объединяющая показатели, характеризующие сложившиеся в субъектах Федерации банковские системы, а также показатели, отражающие уровень социально-экономического развития регионов. Сформированная система показателей позволила определить структуру электронного масси-

ва данных, в котором аккумулирована информация по 76 субъектам РФ на 2007 г. Информационной основой исследования явилась официальная статистика Росстата и Центрального банка.

Основным показателем развития банковской системы традиционно являются активы. В рамках исследования региональных банковских систем (РБС) мы использовали показатель совокупных активов РБС, который включает сумму рублевых и валютных активов всех коммерческих банков, зарегистрированных в данном регионе, и филиалов банков других регионов. В то же время значительная дифференциация российских регионов по масштабу территории, численности населения, величине и структуре валового регионального продукта обуславливает корректность использования относительных показателей для целей межрегионального сравнения. В работе использовался показатель среднедушевых активов, а также показатель, определяемый как отношение совокупных активов РБС к величине валового регионального продукта. Показатель среднедушевых активов, по сути, означает, сколько рублей банковских операций приходится на одного жителя региона. Отношение совокупных активов РБС к величине валового регионального продукта характеризует насыщенность ВРП активами банковской системы.

Минимальное значение совокупных активов на душу населения по нашей выборке составляет 10 760 руб. и достигается в Республике Тыве. Лидирует Москва с уровнем 847 тыс. руб. (63 % активов банковской системы страны), далее идет Санкт-Петербург (131 тыс. руб.) и Тюменская область (110 тыс. руб.). Среднее значение данного показателя составляет 47 249 руб., медиана среднедушевого показателя совокупных активов находится существенно ниже среднего значения и составляет 32 971 руб. [1]. Такой сдвиг объясняется аномально высокими показателями Москвы и, в меньшей степени, Санкт-Петербурга и Тюменской области.

Проведенный анализ российских региональных банковских систем позволил сделать вывод, что наблюдается огромный разрыв в показателях, характеризующих уровень развития региональных банковских систем. Даже без учета столиц аналогичные показатели по регионам с развитыми и слабо развитыми банковскими системами отличаются в десятки раз. Сравнение по двум точкам Тюменская область - Республика Тыва показывает, что значения показателей среднедушевых совокупных активов РБС отличаются по этим регионам приблизительно в 10 раз, а показателей банковского присутствия - в 15 раз. Такой разброс показателей указывает на значительные диспропорции в пространственном развитии банковской системы страны.

В сферу анализа балансовых структур банковских систем в разрезе регионов было включено четыре основные характеристики - доля средств на счетах физических лиц в пассивах, доля кредитов физическим лицам в совокупных активах, доля средств на счетах нефинансовых организаций в пассивах и доля кредитов нефинансовым организациям в совокупных активах. В табл. 1 представлены рассчитанные статистические характеристики данных показателей, которые показывают, что сложившиеся региональные банковские системы существенно различаются по структуре своих балансов.

Большое количество и неоднородный характер сложившихся региональных банковских систем обуславливают то, что для формирования системы информационной поддержки выбора банком приоритетов региональной экспансии целесообразно выполнить сегментацию регионов на основе выявления однородных по степени развития и структуре банковских операций типов региональных банковских систем. В рамках предлагаемого подхода оценка коммерческим банком привлекательности региона для вхождения основывается на нахождении соответствия между типом регионов и стратегическим приоритетом банка.

Отметим только, что для конкретизации списка целевых регионов необходимо провести углубленный анализ конкурентной среды, специфических факторов, связанных с отраслевой структурой и специализацией региона, потенциальную емкость различных сегментов рынка, политику местных властей в отношении протекционизма местных операторов. Анализ данной информации может послужить основой для оценки банком барьеров входа на каждый из рынков рассматриваемых регионов. Учитывая выявленный уровень конкуренции и барьеры входа, можно утвердить окончательный список регионов и городов будущего присутствия банка.

Таблица І

Основные показатели структур балансов региональных банковских систем

Показатели структур балансов РБС 8 о g ене ин нд еч ре ча о В Медиана(%) Стандартное отклонение (%) Минимальное значение (%) Максимальное значение (%)

Кредиты физическим лицам в активах 31,8 29,0 13,0 7,5 74,4

Средства физических лиц в пассивах 47,2 48,7 11,8 14,3 70,4

Кредиты юридическим лицам в активах 44,1 45,5 12,3 15,5 68,6

Средства юридических лиц в пассивах 20,1 19,2 7,3 9,7 49,2

Стратегические —► Сегментация —► Определение при- *■ Уточнение регионов

приоритеты регионов оритетных сегмен- для экспансии в при-

банка тов для банка оритетных сегментах

Рис. 2. Этапы выбора регионов для экспансии

На рис. 2 представлены основные этапы предлагаемого методического подхода к выбору приоритетных регионов для экспансии коммерческого банка.

Сегментация регионов

Для сегментации регионов на основе выявления типов региональных банковских систем был использован метод кластерного анализа [2]. Поставленная в работе задача выявления регионов однородных по степени развития и структуре активов региональных банковских систем предопределила выбор сегментирующих переменных кластеризации. Для выявления типов РБС были использованы:

1) совокупные активы банковской системы в расчете на душу населения региона. Данный показатель мы интерпретируем как индикатор степени развития банковской системы в регионе;

2) показатели, характеризующие структуру активных и пассивных операций субъектов банковской системы региона в корпоративном и розничном сегменте. В качестве структурных показателей использовались: отношение кредитов, выданных физическим лицам, к активам; отношение кредитов, выданных юридическим лицам, к активам; отношение совокупных средств на счетах физических лиц к активам; и отношение совокупных средств на счетах юридических лиц к активам. Данные показатели отражают относительную значимость розничных кредитных и депозитных операций для банковской системы региона.

В качестве метода кластеризации был выбран метод двухшагового кластерного анализа BIRCH - сбалансированное итеративное снижение размерности и кластеризация с помощью иерархии, реализованный в статистическом пакете SPSS. Выбор метода обусловлен тем, что BIRCH позволяет производить классификацию на большом массиве неоднородных переменных, в том числе непрерывных и категориальных, кроме того, он не требует предварительной стандартизации данных.

В результате проведенной кластеризации было выделено четыре сегмента региональных банковских систем: 1 - развитые банковские системы; 2 - банковские системы, ориентированные на корпоративное кредитование; 3 - банковские системы, ориентированные на розничное кредитование; 4 - банковские системы, ориентированные на привлечение средств физических лиц (табл. 2).

Таблица 2

Сегментация регионов по типам региональных банковских систем

Сегмент 1 6 регионов

Сегмент 2 23 региона

Сегмент 3 12 регионов

Сегмент 4 35 регионов

Башкортостан Вологодская обл. Москва

Санкт-Петербург Татарстан Тюменская обл.

Алтайский край Архангельская обл. Белгородская обл. Кабардино-Балкария Карачаево-Черкессия Кемеровская обл. Красноярский край Курская обл.

Липецкая обл. Республика Марий Эл Республика Мордовия Нижегородская обл. Новосибирская обл. Омская обл. Оренбургская обл. Пермский край Ростовская обл. Самарская обл. Свердловская обл. Томская обл. Удмуртская республ. Челябинская обл. Чувашская республ.

Республ. Адыгея Республ. Алтай Амурская обл. Астраханская обл. Республ. Бурятия Еврейская авт. обл. Республ. Калмыкия Республ. Коми Курганская обл. Республ. Тыва Республ. Хакасия

Читинская обл.

Владимирская обл. Волгоградская обл. Воронежская обл. Ивановская обл. Иркутская обл. Калининградская обл.

Калужская обл. Камчатская обл. Республ. Карелия Кировская обл. Костромская обл. Краснодарский край Ленинградская обл. Магаданская обл. Московская обл. Мурманская обл. Новгородская обл. Орловская обл. Пензенская обл. Приморский край Псковская обл. Рязанская обл. Саратовская обл. Республика Саха Сахалинская обл. Республика Северная Осетия Смоленская обл. Ставропольский край

Тамбовская обл. Тверская обл. Тульская обл. Ульяновская обл. Хабаровский край Ярославская обл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегмент 1. Развитые банковские системы. Данный сегмент характеризуется высоким уровнем среднедушевых активов. Среднее значение показателя среднедушевых совокупных активов составляет 213 900 руб., что в 4,5 раза больше среднего значения по всей выборке (47 200 руб.). Основной особенностью структуры активов для данной группы регионов является высокая доля средств юридических лиц в пассивах (37,6 % при среднем значении по вы-

борке 20,1 %). Закономерность такого результата подтверждается наличием положительной корреляции между среднедушевыми активами и средствами юридических лиц, рассчитанной по всей выборке. По уровню социально-экономического развития регионы, попавшие в первый сегмент, безусловно, относятся к развитым. Анализ показателей уровня жизни населения показал, что средняя заработная плата по сегменту составляет 13 937 руб., при среднем значении по выборке 9 499 руб. Доля людей с зарплатой свыше 17 000 руб. составляет 31,1 % работающего населения (в среднем по выборке 15,8 %). Можно также отметить, что для данного сегмента характерно опережающее развитие банковской системы по сравнению с экономикой (отношение активов банковской системы к валовому региональному продукту составляет 0,8, в среднем по выборке 0,43).

Сегмент 2. Банковские системы, ориентированные на корпоративное кредитование. Данный сегмент регионов занимает второе место по величине банковских активов в расчете на одного жителя (среднее значение показателя по группе 40 500 руб.), что, хотя и несколько меньше среднего по выборке значения показателя, однако, значительно выше медианного значения, составляющего 32 200 руб. Отличительной особенностью данного сегмента является высокая доля корпоративных кредитов в активах банковских систем регионов (52,3 %, что на 8 % выше среднего по выборке значения показателя). Активность жителей регионов группы в пользовании кредитными и депозитными банковскими продуктами можно оценить как относительно высокую. Среднедушевые доходы в регионе несколько ниже среднего по выборке уровня - 7 706 руб. по сравнению с 8 190 руб. При этом отношение банковских активов к ВРП (0,45) чуть выше среднего по выборке (0,43), т. е. для данной группы регионов характерно несколько опережающее развитие банковской системы по сравнению с экономикой.

Сегмент 3. Банковские системы, ориентированные на розничное кредитование. Этот сегмент регионов характеризуется самым низким уровнем среднедушевых банковских активов, среднее по группе значение показателя составляет всего 20 800 руб. Отличительной особенностью данного сегмента является высокий уровень розничных кредитов в банковских активах: среднее по группе значение показателя составляет 52,3 %, что больше чем на 20 % превышает среднее значение показателя по всем регионам. Среднее значение кредитных рублей в расчете на одного жителя составляет по данной группе регионов 11 163 руб., что также приблизительно на 20 % выше среднего значения показателя по выборке. Соединение этих двух характеристик с точки зрения статистики не выглядит случайным, так как между показателями среднедушевых активов и долей розничных кредитов в активах выявлена отрицательная корреляция. Приведенной выше связи можно дать следующее объяснение - в относительно слаборазвитых регионах у банков меньше возможностей для размещения средств, в частности, намного меньше возможностей корпоративного кредитования, чем в развитых регионах. В области социально-экономического развития данные регионы относятся к числу относительно слаборазвитых. Уровень среднедушевых доходов самый низкий среди всех сегментов - 6 625 руб., в среднем по выборке 8 190 руб., в данном сегменте наблюдается самый низкий уровень отношения банковских активов к валовому региональному продукту - 31 %, по сравнению со средним по выборке значением показателя насыщенности ВРП активами банковской системы 43 %.

Сегмент 4. Банковские системы, ориентированные на привлечение средств физических лиц. Основной характеристикой данного сегмента является высокая доля депозитов физических лиц в пассивах (среднее по сегменту значение показателя 56,1 % при среднем по всем регионам значении 47,2 %). По размеру среднедушевых банковских активов сегмент занимает третье место, значение показателя находится в точности на медианном для всей выборки уровне. В целом данный сегмент характеризуется достаточно высоким уровнем социальноэкономического развития, по уровню среднедушевых доходов и средней номинальной заработной платы он занимает второе место среди выделенных типов регионов, отношение активов банковского сектора к ВРП для данных регионов несколько ниже, чем в среднем по выборке (0,38 по сравнению с 0,43).

Результаты сегментации регионов по типу региональных банковских систем наглядно представлены на рис. 3.

Степень

развитости

РБС

ТИП 3, 12 регионов

-20800 рублей

среднедушевых

активов

- 52.3% кредитов физлицам в активах

ИП 4, 35 регионов

-32200 рублей

среднедушевых

активов

- 56.1% средств физлиц в пассивах

ТИП 2, 23 региона

-40500 рублей

среднедушевые

активы

- 52.3% кредитов юрлицам в активах

ТИП 1, 6 регионов

- 213900 рублей среднедушевые активы

- 37.6% средств юрлиц в пассивах

Розничное

кредитование

Привлечение

средств

физических лиц

Корпоративное

кредитование

Привлечение

средств

юридических лиц

Доминирующий

продукт

2

Рис. 3. Сегменты регионов

Результаты сегментации

как информационная основа выбора целевых регионов

Как отмечалось выше, для крупных банков региональная экспансия является естественным направлением развития, при этом ключевым вопросом является выбор приоритетных регионов. Во-первых, некоторые банки предпочитают в принципе не присутствовать в регионах, потенциал развития операций и прибыли в которых оценивают как низкий. Во-вторых, очень важным вопросом является определение последовательности вхождения в регионы. В случае правильного выбора регионов новые структуры очень быстро могут стать центрами прибыли и таким образом способствовать дальнейшей региональной экспансии. Кроме того, региональная экспансия требует больших финансовых и управленческих затрат, поэтому одновременно начинать операции в ряде регионов может оказаться слишком рискованно.

При выборе целевых регионов часто акцент делается на общих характеристиках развития региона, т. е. приоритетность региона зависит от валового регионального продукта или среднего дохода на душу населения. Такой подход является возможным, однако имеет свои недостатки. Ясно, что высокие показатели развития региона будут означать высокий общий спрос на банковские услуги, однако это ни в коей мере не гарантирует высокий спрос на услуги, предоставляемые конкретным банком. На наш взгляд, выбор регионов для экспансии должен основываться, во-первых, на стратегических приоритетах банка (различные банки могут выбирать различные цели для экспансии) и, во-вторых, на особенностях развития банковских систем в регионах.

Продемонстрируем, как проведенная сегментация региональных банковских систем может быть использована для формирования предпочтений при выборе регионов присутствия для банков с различными стратегическими приоритетами. Попробуем последовательно обосновать выбор приоритетных регионов для каждой рассмотренной группы банков (крупнейших российских банков, специализированных розничных банков, иностранных банков, региональных банков, стремящихся к выходу на федеральный уровень, и сильных региональных банков) в соответствии с нашей сегментацией. Исключением является группа сильных региональных банков, так как их стратегия заключается в концентрации операций в их регионах присутствия и не включает в себя региональную экспансию либо включает, но в

ограниченном объеме. В последнем случае банки данной группы обычно заходят в соседние регионы, таким образом, проблема выбора регионов для экспансии не является для них значимой.

Крупнейшие российские банки. В первую очередь, для данной группы банков интересен второй сегмент регионов. Сегмент отличается высокой деловой активностью, удобен для развития сопутствующего розничного бизнеса ввиду достаточно высоких доходов населения (имеется возможность развивать как кредитование, так и депозиты, что соответствует модели универсального банка). Для данной группы банков интересны также 1 и 4-й сегменты, однако в первом они в основном уже активно работают, а 4-й менее интересен с точки зрения развития корпоративного бизнеса. Третий сегмент наименее привлекателен для данной группы банков, так как характеризуется низкими доходами и низкой деловой активностью.

Банки, специализирующиеся на розничном кредитовании. Для этой группы банков третий сегмент можно считать приоритетным. Высокие объемы розничного кредитования говорят о спросе на кредитные продукты со стороны населения. При этом, ввиду того, что в данном сегменте регионов уровень банковского присутствия ниже среднего, можно ожидать и более низкий уровень конкуренции. Регионы, попавшие в 1 и 2-й сегменты, также могут представлять интерес, однако в этом случае розничным банкам придется конкурировать с универсальными банками. Четвертый сегмент менее всего интересен для данной группы банков из-за относительно низкого спроса на кредитные продукты со стороны населения.

Иностранные банки. Выявленные стратегические приоритеты данной группы позволяют сделать вывод, что в первую очередь для данной группы банков будет интересен первый сегмент. В случае, если иностранный банк утвердится в регионах первого сегмента и решит продолжить экспансию, то, как и для крупнейших российских банков, следующей целью могут стать регионы второго сегмента.

Региональные банки, стремящиеся выйти на федеральный уровень. Задачи регионального развития банков данной группы предопределяют то, что разумным подходом является выход в регионы, относящиеся к тому же сегменту, что и базовый регион с учетом географической близости. По мере накопления опыта работы в разных регионах данное условие может стать менее важным, и тогда на первый план выйдет соответствие стратегическим приоритетам банка.

Банки, специализирующиеся на развитии ипотеки. Для развития ипотеки наиболее удобным является четвертый сегмент. Он характеризуется значительными накоплениями средств на депозитах, которые могут быть использованы как первоначальный взнос, а также относительно низкой задолженностью по кредитам физических лиц, что говорит о потенциале роста.

Безусловно, для принятия решения о выборе целевых регионов в рамках формирования стратегии банка необходима дальнейшая фильтрация и ранжирование списка регионов, направленные на последовательное сужение спектра возможных вариантов. Окончательному выбору целевых регионов должен предшествовать углубленный анализ конкретных региональных рынков по целому ряду аспектов. Однако предложенный подход позволяет существенно сузить и конкретизировать зону выбора альтернативных направлений региональной экспансии.

В заключение отметим, что на период кризиса, когда перед банками остро встал вопрос выживания, полученные результаты могут быть интерпретированы и использованы несколько иначе. Разработанный подход может помочь банкам, находящимся в тяжелом положении, сокращающим свои операции и вынужденным уходить из ряда регионов, ответить на вопрос, какие регионы покидать в первую очередь, а в каких целесообразно остаться. С другой стороны, банкам, имеющим более сильную позицию и ориентированным на развитие через слияния и поглощения, данный метод может быть полезен для обоснования решений о покупке региональных банков.

Список литературы

1. Аношин Д. Г. Особенности распространения банковских услуг в регионах России // Регион. 2008. № 1. С. 141-153.

2. Аношин Д. Г. Анализ существующих типов банковских систем регионов России // Управление инновациями на предприятии: проблемы, методы и механизмы: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. С. 274-284.

Материал поступил в редколлегию 02.12.2008

D. G. Anoshin, S. A. Kuznetsova REGIONAL EXPANSION OF BANKS: METHODICAL APPROACH

In the article the methodical approach to estimation of the region attractiveness for commercial bank entry in the region markets is offered. Four types of Russian regions homogeneous in banking system scale and internal structure of a system had been revealed. Revelation of these system types was done by two-step cluster analysis. For groups of commercial banks with different types of behavior models the regional priorities for expansion were substantiated.

Keywords: commercial bank, strategy, regional expansion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.