УДК: 6028.9:330.34 ББК: У30
Ефремова Л.И., Сысоева Е.А.
ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ РАЗВИТИЯ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Efremova L.I., Sysoevа Е.А.
JUSTIFICATION THE STRATEGIC PRIORITIES DEVELOPMENT OF LIGHTING COMPANY
Ключевые слова: стратегическое управление, предприятие, светотехническое предприятие, SWOT-анализ, оценка конкурентной позиции, баллы, энергоэффективная светотехническая продукция, энергосберегающие источники света.
Keywords: strategic management, company, lighting company, SWOT-analysis, evaluation of competitive position, scores, energy-efficient lighting products, energy-saving light sources.
Аннотация: в статье рассмотрена практика применения инструментов стратегического управления для ГУП РМ «Лисма»: проведен SWOT-анализ и дана оценка конкурентной позиции предприятия с учетом современных тенденций развития светотехнического кластера. Результаты проведенных исследований позволили определить основное стратегическое направление развития ГУП РМ «Лисма» - выпуск энергосберегающей конкурентоспособной продукции, обеспечивающей эффективное решение экономических и социальных задач и сохранение предприятием лидерских позиций в отрасли. Для реализации выработанной стратегической цели ГУП РМ «Лисма» была предложена комплексная стратегическая программа развития предприятия, ориентированная на освоение производства энергоэффективных конкурентоспособных источников света и охватывающая такие области деятельности хозяйствующего субъекта, как производство продукции, маркетинг, управление предприятием, учет и управление финансами.
Abstract: the article deals with the practice of strategic management tools for GUP RM "Lisma": held SWOT-analysis and the evaluation of the competitive position of the company in accordance with modern trends in the development of the lighting cluster. The studies will define the main strategic direction of development of the State Unitary Enterprise of the RM "Lisma" - energy-saving release of competitive products, providing an effective solution to the economic and social problems and saving now leading position in the industry. To implement the strategic goal SUE generated RM "Lisma" was proposed comprehensive program of strategic development of the company focused on the development of energy efficient light sources competitive and covers the area of activity of the economic entity as production, marketing, business management, accounting and financial management.
Современные условия социально-экономического развития обусловливают объективную необходимость использования инструментов стратегического управления предприятием. Чтобы иметь высокую результативность, надо не только оценивать и предвидеть собственные действия, но и необходимо умело анализировать внутреннюю и внешнюю среду функционирования предприятия.
Основными инструментами стратегического управления, позволяющими выявить позитивные и негативные аспекты состояния предприятия и показывающие, насколько надежно его положение на рынке и требуется ли модификация существующей стратегии, на наш взгляд, являются SWOT-анализ и оценка конкурентной позиции предприятия.
Рассмотрим возможности применения SWOT-анализа для Государственного унитарно-
го предприятия Республики Мордовия «Лисма» (ГУП РМ «Лисма»). Необходимо провести анализ и оценку сильных и слабых сторон предприятия, учитывая возможности и угрозы внешней среды, и после этого установить взаимосвязи между ними, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования стратегических направлений развития хозяйствующего субъекта.
С точки зрения стратегического управления, сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут быть использованы как основа для формирования его стратегии и конкурентного преимущества. Если сильных сторон недостаточно для того, чтобы выработать на их основе успешную стратегию, то руководство предприятия должно срочно создать базу, на которой эта стратегия могла бы основываться. В то же время успешная стратегия должна быть
направлена на устранение слабых сторон, которые делают предприятие уязвимым, мешают его деятельности или не дают ему использовать привлекательные возможности. Принцип здесь простой: разрабатываемая стратегия должна полностью учитывать сильные, слабые стороны хозяйствующего субъекта и его конкурентные
После составления матрицы SWOT-анализа рассмотрим возможные парные комбинации: «сильная сторона - угроза», «слабая сторона - угроза», «сильная сторона - возможность», «слабая сторона - возможность» и выделим те, которые важны в стратегическом отношении. Дадим экспертную оценку «силы» парных сочетаний по пятибалльной шкале (1 -слабая связь, 5 - сильная связь). Результаты проведенного исследования представлены в матрице перекрестного влияния исследуемых факторов (таблица 2).
Результаты исследования показывают:
возможности.
При проведении SWOT-анализа нами были определены сильные и слабые стороны ГУП РМ «Лисма», выделены факторы внешней среды, которые открывают перед ним возможности развития, и факторы, создающие угрозы деятельности предприятия (таблица 1).
- главные угрозы ГУП РМ «Лисма» - изменение требований потребителей к продукции, выход на рынок иностранных конкурентов с современной энергоэффективной продукцией, дефицит денежных средств и дорогостоящий кредит;
- основные возможности ГУП РМ «Лис-ма» - развитие объединенной розничной сети продаж через региональных дистрибьюторов и дилеров, появление новых высокоэффективных, в том числе энергоэффективных разработок, возможность увеличения доли рынка из-за отсутствия сильных внутренних конкурентов, развитие экспорта;
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа потенциала ГУП РМ «Лисма»
Потенциальные внутренние сильные _стороны_
Потенциальные внешние возможности
1. Крупнейший производитель источников света в России
2. Большой объем производства
3. Широкий ассортимент выпускаемой продукции
4. Предприятие занимает выгодное экономико-географическое положение
5. На предприятии работает высококвалифицированный персонал
6. Наличие научно-исследовательской базы для ведения НИОКР
7. Наличие на предприятии сертифицированной на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008 системы менеджмента качества
8. Наличие на предприятии продукции, сертифицированной на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза
9. Развитая сеть продаж
10. Компетентность руководства в оперативном управлении
1. Возможность использования навыков и технологических ноу-хау в выпуске продукции
2. Возможность увеличения доли рынка из-за от сутствия сильных внутренних конкурентов
3. Развитие объединенной розничной сети продаж через региональных дистрибьюторов и дилеров
4. Развитие экспорта
5. Появление новых высокоэффективных, в том числе энергоэффективных разработок
6. Преимущества в издержках на рынке
7. Заключение договоров с ведущими российскими и зарубежными фирмами и инвесторами
Потенциальные внутренние слабые _стороны_
Потенциальные внешние угрозы
1. Большая энергоемкость и материалоемкость производства
2. Высокий износ производственных мощностей
3. Наличие вредных производств
4. Высокая текучесть кадров среди наиболее квалифицированной части персонала
5. Недостаточный опыт в области маркетинговых исследований
6. Недостаточно развитая система стратегического управления предприятием
7. Чрезмерная бюрократизация
8. Недостаток управленческих навыков и ограниченные полномочия в принятии решений
9. Неэффективное отношение с региональными оптовыми продавцами и дилерами
1. Возможные сбои в поставках сырья и материалов
2. Рост цен на сырье и материалы
3. Повышение тарифов на электроэнергию
4. Изменение требований потребителей к продукции
5. Выход на рынок иностранных конкурентов с современной энергоэффективной продукцией
6. Дефицит денежных средств и дорогостоящий кредит
7. Недостаток инвестиций в освоение новых энергосберегающих технологий и в разработку новой энергоэффективной продукции
8. Изменения в федеральном и региональном законодательстве
9. Усиливающаяся конкуренция_
Таблица 2 - Экспертные количественные оценки потенциала развития ГУП РМ «Лисма»
Сильные стороны. Сильные стороны Слабые стороны
Слабые стороны Возможности. Угрозы ^ Ё и I Н ^ I ч 4 с г Ь 8 в К с о н с. и : о и 1э II 5 * И И 5 о" а, Ё а Еь, 0 я 1 С а, Д 0 - С = Я а 5 1 2 ¡1.0 а ■& и -И -4 п - □ К с V С у Е и ,, - 0| и ± 0 2 - с г п е -■ ц и с о С А = « - с, а с « с и - 1 ч г о, £ О О - а Й в Ь В ; в о [5 у ч 8 в К Н о ^ а, о : 1 « В 0 С 1 Я К □ (С Недостаточный опыт в области маркетинговых исследований а м !- = » 5 § о Е « 1ч Е в, о с 2 8 1 - о и О | Ё ~ о 5 Й а е- и » а В Е1 01 о К 2 о-о С И \\ 5 о - - 3 Я = I с - ^ и в г 0 ч и = р я с о а, е ' I 5 6-1-5 К 1 £ ££ в и К 1- и К у в " а а з § ■Л — 0 и 0 а 1 в щ о Ё £
Возможность использования навыков и технологических ноу-хау в выпуске продукции 4 4 5 2 1 1 1 1 1 1 21
ц О Развитие объединенной розничной сети продаж через региональных ди стри быотор об и дилера в 5 5 5 5 1 2 1 1 2 30
о Появление новых высокоэффективных, в т.ч. энергоэффекгивных разработок 4 5 5 3 3 1 1 2 1 1 26
с в Возможность увеличения доли рынка из-за отсутствия сильныхвнут-ренних конкурентов 5 5 4 4 5 2 1 2 1 1 30
Развитие экспорта 5 5 4 4 5 1 1 2 1 1 29
Возможные сбои в поставках сырья и материалов 2 2 1 1 1 1 2 2 1 15 6
£ с с. 1 Изменение требований потребителей к продукции 3 4 3 1 2 4 5 4 3 31 7
Выход на рынок иностранных конкурентов с современной энергоэффективной продукцией 2 2 1 1 2 4 5 4 1 26 8
Дефицит денежных средств и дорогостоящий кредит 4 4 1 1 1 4 4 2 1 3 25 9
Рост цен на сырье п материалы 4 4 1 1 1 2 2 2 2 1 20 10
Итого 38 40 28 23 26 21 24 22 17 14
№ проблемы 1 2 3 4 5
- основные сильные стороны ГУП РМ «Лисма» - широкий ассортимент выпускаемой, в том числе энергоэффективной продукции, крупнейший производитель источников света в России, наличие высококвалифицированного персонала;
- основные слабые стороны ГУП РМ «Лисма» - недостаточный опыт в области маркетинговых исследований, не в полной мере развитая система стратегического управления предприятием, высокий износ производствен-
ных мощностей.
На основе количественных оценок сочетаний внешних угроз и слабых сторон предприятия были определены основные проблемы, стоящие на данный момент перед ГУП РМ «Лисма». Для решения каждой выявленной проблемы предложено соответствующее направление развития, которому присвоен определенный ранг в зависимости от убывания его значимости для предприятия (таблица 3).
Формулировка Оценка Ранг
Обновление светотехнического оборудования для производства новых высокоэффективных источников света 21 6
Проведение маркетинговых исследований 24 4
Развитие системы стратегического управления предприятием 22 5
Снижение энерго- и материалоемкости производства 17 8
Развитие системы социального стимулирования труда 14 10
Поиск новых поставщиков сырья, что позволит наращивать объемы производства и снизит риск сбоев в работе 15 9
Повышение качества продукции, способной конкурировать на мировом рынке 26 2
Увеличение объемов выпуска новой высокоэффективной энергосберегающей продукции 31 1
Получение бюджетного финансирования и инвестиционного налогового кредита 25 3
Переход к безотходному производству 20 7
Таблица 3 - Направления развития ГУП РМ «Лисма» по значимости
Основными стратегическими направлениями развития ГУП РМ «Лисма» должны стать:
- увеличение объемов выпуска новой высокоэффективной энергосберегающей продукции с целью выполнения принятых Правительством РФ законов и постановлений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем освещения;
повышение качества продукции, способной конкурировать на мировом рынке;
- получение бюджетного финансирования и инвестиционного налогового кредита;
проведение маркетинговых исследований;
- развитие системы стратегического управления предприятием;
обновление светотехнического оборудования для производства новых высокоэффективных источников света.
Таким образом, нами с помощью оценки сильных и слабых сторон ГУП РМ «Лисма» при учете возможностей и угроз внешней среды был определен ряд стратегических направлений для дальнейшего развития предприятия. Однако для формирования главного стратегического направления развития предприятия, на наш взгляд, подобного анализа недостаточно и необходимо провести более глубокую оценку в отношении конкурентной силы и конкурентной позиции ГУП РМ «Лисма». Элементами такой оценки являются исследования следующих вопросов:
1) насколько прочно предприятие удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время;
2) каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время стратегии;
3) какое место занимает предприятие среди основных конкурентов;
4) имеет ли предприятие в настоящее время конкурентное преимущество или отстает по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
5) какова способность предприятия защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления, ожидаемых шагов конкурентов.
Для эффективного стратегического управления предприятием менеджерам недостаточно определить области укрепления или ослабления конкурентной позиции хозяйствующего субъекта. Необходимо выяснить, имеет ли ГУП РМ «Лисма» чистое конкурентное преимущество (или, наоборот) по отношению к основным конкурентам, а также существует ли возможность упрочения его рыночной позиции и расширения его деятельности в рамках применяемой в данное время стратегии.
Некоторые показатели, отражающие укрепление и ослабление конкурентной позиции ГУП РМ «Лисма», приведены в таблице 4.
Признаки конкурентной силы Признаки конкурентной слабости
1. Предприятие является крупным производителем источников света в России 2. Наличие на предприятии сертифицированной на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008 системы менеджмента качества 3. Наличие на предприятии продукции, сертифицированной на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза 4. Объем производства больше, чем у конкурентов 5. Предприятие имеет более выгодное экономико-географическое положение по сравнению с конкурентами 6. На предприятии работает высококвалифицированный персонал 7. Наличие подготовительной и научно-исследовательской базы в республике (светотехнический факультет ФГБОУ ВО «Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарёва» и ООО «Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н. Лодыгина») 8. Предприятие занимает большую долю на рынке 9. Наличие развитой сети продаж 10. Компетентность руководства в оперативном управлении 11. Предприятие готово извлечь выгоду из благоприятной ситуации 1. Дефицит финансовых ресурсов 2. Репутация предприятия по сравнению с ведущими зарубежными производителями падает 3. Высокие издержки производства 4. Ассортимент продуктового портфеля ниже, чем у зарубежных конкурентов 5. Высокий износ производственных мощностей 6. Рост доходов ниже, чем в среднем по рынку 7. Большая энергоемкость и материалоемкость производства 8. Иностранные конкуренты захватывают значительную долю на рынке 9. Недостаточный опыт в области маркетинговых исследований 10. Высокая текучесть кадров среди наиболее квалифицированной части персонала 11. Недостаток управленческих навыков и ограниченные полномочия в принятии решений
Рассмотрим два примера оценки конку- формации, полученной из Интернет-сайтов рентной силы ГУП РМ «Лисма» на основе ин- предприятий-конкурентов. В первом примере
Таблица 4 - Показатели сильных и слабых сторон в конкурентной позиции ГУП РМ «Лисма»
используем невзвешенные оценки. В этом случае предполагается, что каждый ключевой фактор успеха (имеется в виду конкурентная сила) одинаково важен. Предприятие, которое имеет более высокую оценку по данному фактору,
имеет и более высокое конкурентное преимущество. Размер этого преимущества отражается разницей между оценкой ГУП РМ «Лисма» и оценками его конкурентов (таблица 5).
Таблица 5 - Невзвешенная оценка конкурентной силы ГУП РМ «Лисма» (шкала оценок: 1 - очень плохо; 10 - очень хорошо)
Ключевые факторы ГУП РМ ЗАО «Свет ОАО «Ка- ОАО ООО «Саран-
успеха/оценка силы «Лисма» XXI века. лашниковкий «Осрам» ский электро-
Томский завод электролам- ламповый за-
светотехники» повый завод» вод»
Характеристики новой высокоэффективной продукции/ассортимент 5 4 4 5 4
источников света
Репутация/имидж 5 4 4 6 4
Производственные возможности 9 8 5 9 4
Грамотное использование технологий (технологические навыки) 5 5 3 5 3
Сбытовая сеть 8 6 6 8 5
Маркетинг/реклама 3 2 2 3 1
Финансовое положение 3 2 2 4 2
Издержки в сравнении с конкурен- 5 4 4 5 4
тами
Обслуживание клиентов 6 5 4 6 4
Эффективность управления 5 4 4 5 4
Невзвешенная общая оценка 54 44 38 56 35
Таким образом, общая оценка ГУП РМ «Лисма» (54 балла) показывает, что оно имеет конкурентное преимущество над ЗАО «Свет XXI века. Томский завод светотехники» (его общая оценка 44 балла), ОАО «Калашниковкий электроламповый завод» (его общая оценка 38 баллов), ООО «Саранский электроламповый завод» (его общая оценка 35 баллов) и уступает по конкурентному преимуществу ОАО «Осрам» (его общая оценка 56 баллов).
Более объективным, на наш взгляд, будет использование системы взвешенных оценок, так как различные показатели конкурентной силы неодинаково важны. В системе взвешенных оценок каждый показатель конкурентной силы имеет определенный вес в зависимости от того, насколько важным он представляется для формирования конкурентного успеха. Самый важный фактор может быть оценен в 0,75 (или выше), а может в 0,2, если два или три фактора являются более важными, чем остальные. Другие факторы могут быть оценены в 0,05 или 0,1. В любом случае сумма весов должна равняться 1.
Взвешенные оценки рассчитываются путем умножения оценки предприятия по данному показателю конкурентной силы (используя балльную шкалу от 1 до 10) на его вес (например, оценка в 4 балла, умноженная на вес данного фактора 0,2, дает взвешенную оценку 0,8). В результате предприятие имеет по данному пока-
зателю конкурентное преимущество, размер которого количественно выражается разницей между его оценкой и оценками конкурентов. Сумма взвешенных оценок по всем показателям конкурентной силы предприятия дает его общую оценку. Сравнение общих взвешенных оценок показывает, у каких конкурентов наиболее сильное или слабое положение и насколько велико конкурентное преимущество одних предприятий над другими.
Рассмотрим пример оценки конкурентной силы ГУП РМ «Лисма» над его конкурентами с использованием систем взвешенных оценок. Поскольку основным выявленным направлением развития ГУП РМ «Лисма» является производство новой энергоэффективной светотехнической продукции, способной конкурировать на мировом рынке, то наибольший вес (0,2) присваивается такому ключевому фактору успеха, характеристики новой высокоэффективной продукции. Немаловажную роль в производстве перспективных энергосберегающих источников света играют производственные возможности предприятия, поэтому данному фактору присваиваем вес 0,15. Также значение веса 0,15 присваиваем фактору издержки в сравнении с конкурентами, так как они определяют цену товара. Вес, равный 0,1, присваиваем факторам - грамотное использование технологий, сбытовая сеть и финансовое положение, так как первый способствует повыше-
нию конкурентоспособности продукции, второй - своевременному доведению товара до потребителя, третий - эффективному функционированию предприятия в целом. Остальным менее важным факторам присваиваем вес 0,05 (таблица
Заметим, что все светотехнические предприятия сохранили свои позиции неизменными в случае использования обоих методов оценки их конкурентной силы.
аблица 6 - Взвешенная оценка конкурентной силы ГУП РМ «Лисма»
Ключевые факторы успеха/оценка силы ГУП РМ «Лисма» ЗАО «Свет XXI века. Томский завод светотехники» ОАО «Ка-лашниковкий электроламповый завод» ОАО «Осрам» ООО «Саранский электроламповый завод» Вес
Характеристики новой высокоэффективной продукции/ассортимент источников света 5/1,00 4/0,80 4/0,80 5/1,00 4/0,80 0,20
Репутация/имидж 5/0,25 4/0,20 4/0,20 6/0,30 4/0,20 0,05
Производственные возможности 9/1,35 8/1,20 5/0,75 9/1,35 4/0,60 0,15
Грамотное использование технологий (технологические навыки) 5/0,50 5/0,50 3/0,30 5/0,50 3/0,30 0,10
Сбытовая сеть 8/0,80 6/0,60 6/0,60 8/0,80 5/0,50 0,10
Маркетинг/реклама 3/0,15 2/0,10 2/0,10 3/0,15 1/0,05 0,05
Финансовое положение 3/0,30 2/0,20 2/0,20 4/0,40 2/0,20 0,10
Издержки в сравнении с конкурентами 5/0,75 4/0,60 4/0,60 5/0,75 4/0,60 0,15
Обслуживание клиентов 6/0,30 5/0,25 4/0,20 6/0,30 4/0,20 0,05
Эффективность управления 5/0,25 4/0,20 4/0,20 5/0,25 4/0,20 0,05
Взвешенная общая оценка 5,65 4,65 3,95 5,80 3,65 1,00
Приведенная система оценки конкурентной силы позволяет сделать выводы о положении ГУП РМ «Лисма» по сравнению с его конкурентами. Оценки показывают положение предприятия в сравнении с конкурентами по каждому фактору, выявляя, таким образом, где оно наиболее сильно по отношению к тому или иному предприятию. Так, ГУП РМ «Лисма» обладает абсолютными конкурентными преимуществами в производственных возможностях, имеет более развитую сбытовую сеть и более низкие издержки по сравнению с конкурентами. Также у ГУП РМ «Лисма» довольно высокие оценки конкурентной силы по таким факторам успеха, как характеристики новой высокоэффективной продукции, высокие технологические навыки, обслуживание клиентов. Все это позволяет сделать вывод о том, что ГУП РМ «Лисма» в настоящее время продолжает оставаться лидером в светотехнической промышленности России и имеет определенные конкурентные преимущества среди электроламповых предприятий.
Следует заметить, что во исполнение Федерального закона РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ГУП РМ «Лисма» прекрати-
ло выпуск электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В то же время предприятием освоена линейка натриевых ламп высокого давления с высокими светотехническими параметрами. С начала 2015 года ГУП РМ «Лисма» в сотрудничестве с китайскими производителями начат выпуск энергоэффективных светодиодных фи-ламентных ламп мощностью 4, 6 и 8 Вт с двумя цветовыми температурами (теплый белый и холодный белый), предназначенных для замены ламп накаливания.
Таким образом, в соответствии с проведенным анализом сильных и слабых сторон предприятия в качестве главного стратегического направления развития ГУП РМ «Лисма» мы определяем - выпуск энергосберегающей конкурентоспособной продукции, обеспечивающей эффективное решение экономических и социальных задач и сохранение предприятием лидерских позиций в отрасли.
Реализация выработанной стратегической цели развития ГУП РМ «Лисма» требует концентрации деятельности на следующих направлениях:
1) в области производства продукции: разработка новых видов энергоэффективной
продукции в соответствии с тенденциями мировой светотехники; улучшение системы технического обслуживания оборудования; обновление и модернизация оборудования; внедрение новых методов контроля качества.
2) в области маркетинга: разработка и применение маркетинговой концепции; систематическое использование инструментов анализа конкуренции; изучение потребностей рынка; проведение рекламных компаний; развитие системы сбыта продукции; совершенствование отношений с региональными оптовыми продавцами и дилерами.
3) в области управления: обеспечение эффективной работы группы стратегического управления; укрепление кадрового потенциала; исключение дублирования функций в управлении; усовершенствование процесса распределе-
ния полномочий и ответственности в принятии решений; повышение уровня внутренней консолидации и координации бизнес-процессов; разработка новой организационной структуры, отвечающей требованиям стратегического управления.
4) в области учета и управления финансами: компьютеризация системы управленческого учета; обеспечение согласованности финансовой политики с целями предприятия.
Определенные стратегические ориентиры развития ГУП РМ «Лисма» носят комплексный характер, и их реализация будет возможна лишь на основе комплексной стратегической программы, ориентированной на выпуск предприятием энергосберегающих конкурентоспособных источников света (рисунок 1).
Организационно-экономические факторы
повышения конкурентоспособности продукции
К У
КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ ГУП РМ «ЛИСМА»
организационные преобразования, в т.ч. создание группы стратегического управления
внедрение новых методов контроля качества
систематическое использование инструментов анализа конкуренции
снижение издержек производства продукции
повышение уровня внутренней консолидации и координации бизнес-процессов
выпуск энергосберегающей конкурентоспособной продукции, обеспечивающей эффективное решение экономических и социальных задач и сохранение предприятием лидерских позиций _в отрасли_
Технологические факторы повышения конкурентоспособности продукции
разработка новых энергоэффективных видов продукции в соответствии с тенденциями мировой светотехники
замена и модернизация существующего оборудования
постепенный переход на более экономичные технологии производства продукции и внедрение безотходных производств
улучшение системы технического обслуживания оборудования
Рисунок 1 - Пример формирования комплексной программы, ориентированной на реализацию
стратегической цели ГУП РМ «Лисма»
Осуществление стратегических мероприятий развития ГУП РМ «Лисма» требует внедрения и развития стратегического управления. Поэтому одной из первоочередных задач для предприятия должно стать создание специ-
ального структурного подразделения, координирующего процессы внедрения, функционирования и совершенствования системы стратегического управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрашкина, М.Л. Филамент светодиодный на смену вольфрамовой спирали / М.Л. Абрашки-на, И.Е. Доброзраков, И.Н. Кошин, Т.А. Рожкова // Полупроводниковая светотехника. - 2015. - № 4. - С. 6-10.
2. Анализ реализации приоритетных направлений функционирования экономики и выполнения федеральных программ развития Республики Мордовия: монография / И.В. Парамонова, В.А. Басова,
М.В. Бикеева, Н.Н. Подольная, Ю.В. Верушкина, Е.А. Артемьева, А.В. Катынь, О.Б. Карташова, С.М. Вдовин, Н.Г. Подзоров, Е.А. Сысоева, М.А. Скворцова, Н.С. Сажина, Ю.В. Сарайкин, Ю.В. Са-жин / научный редактор Ю.В. Сажин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 152 с.
3. Ефремова, Л.И. Информационное обеспечение стратегического управления промышленным предприятием / Л.И. Ефремова // Экономика и эффективность организации производства. - 2012. -№ 16. - С. 102-106.
4. Ефремова, Л.И. Когнитивный компонент - теоретическая основа энергосбережения / Л.И. Ефремова // Контентус. -2015. - № 4 (33). - С. 19-25.
5. Ефремова, Л.И. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на базе когнитивного энергосбережения / Л.И. Ефремова, Н.В. Грибанова // Контентус. - 2015. - № 1 (30). -С.10-19.
6. Ефремова, Л.И. Проблемы энергосбережения в повышении конкурентоспособности светотехнических предприятий / Л.И. Ефремова, К.А. Беспалова // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 8. - С. 151-155.
7. Ефремова, Л.И. Роль информационных технологий в энергосбережении / Л.И. Ефремова // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 6. - С. 120-124.
8. Ефремова, Л.И. Совершенствование стратегического управления предприятием / Л.И. Ефремова // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 9. - С. 105-110.
9. Ефремова, Л.И. Стратегическое управление светотехническим предприятием : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Л.И. Ефремова; Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2007. - 20 с.
10. Ефремова, Л.И. Стратегическое управление светотехническим предприятием: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Л.И. Ефремова. - Саранск, 2007. - 253 с.
11. Ефремова Л.И. Формирование информационно-аналитической системы в области энергосбережения / Л.И. Ефремова // Информационное общество. - 2013. - № 3. - С. 49-57.
12. Зинина, Л.И. Стратегический мониторинг в информационном механизме управления предприятием / Л.И. Зинина, Л.И. Ефремова // Проблемы современной экономики (Новосибирск). - 2011. - № 3-2. - С. 93-97.
13. Зинина, Л.И. Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель / Л.И. Зинина, Л.И. Ефремова // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 9. -С. 77-83.
14. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. Федеральный закон РФ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ. - М., 2014. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
15. Реализация социальной политики: региональный аспект: монография / Ю.В. Сажин, Л.И. Зинина, Н.В. Аникина, Т.В. Глухова, М.В. Бикеева, Л.И. Ефремова, Т.А. Ефремова, И.А. Иванова, Л.А. Карякина, А. Катынь, А.Ф. Кузнецов, К.Н. Николаев, Н.Г. Подзоров, Н.Н. Подольная, Е.А. Сысоева, Л.Е. Тезина / научный редактор Ю.В. Сажин. - Саранск, 2015. - 261 с.
16. Социально-экономическое развитие региона на базе инновационных подходов в условиях модернизации: монография / Ю.В. Сажин, С.М. Вдовин, Н.Н. Подольная, Ю.В. Сарайкин, Л.А. Карякина, Н.С. Сажина, К.Н. Николаев, С.А. Сысоева, М.А. Скворцова, Д.Н. Крымзин Д.Н. / научный редактор Ю.В. Сажин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 136 с.
17. Сысоева, Е.А. Повышение конкурентоспособности отечественных светотехнических предприятий на основе обеспечения энергоэффективности источников света / Е.А. Сысоева // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2. - С. 135 - 139.
18. Сысоева Е.А. Современное состояние и тенденции рынка энергосберегающих источников света / Е.А. Сысоева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 17. - С. 28 - 32.
19. Сысоева, Е.А. Стратегическое управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: монография / Е.А. Сысоева. - М.: Издат. дом «Экономическая газета», 2013. - 294 с.
20. Сысоева, Е.А. Экономическая эффективность использования светодиодных ламп / Е.А. Сысоева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 3. - С. 119 - 123.
21.Сысоева, Е.А. Энергоэффективность, качество и безопасность светотехнической продукции / Е.А. Сысоева // Стандарты и качество. - 2016. - № 6. - С. 51 - 52.
22. Энергосбережение - важнейший фактор инновационного развития предприятий светотехнического кластера / Л.И. Ефремова, А.Е. Пчелинцева // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях: материалы II международной научно-практической конференции, 14 января 2015 г., г. Санкт-Петербург: в 3 ч. / редкол.: В.В. Макаров (отв. ред.) [и др.]. -
СПб., 2015. - Ч. 2. - С. 319-323.