Проблемы экономики и менеджмента
Е.А. Сысоева
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО И НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация. Энергоэффективность и энергосбережение являются государственными задачами, поставленными президентом РФ Д.А. Медведевым. Одним из направлений государственной политики является внедрение энергосберегающих технологий в освещение. В этой связи в статье анализируется мероприятия по поэтапной замене ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства, включая развитие национального производства энергоэффективных заменителей, применение механизмов технического регулирования и контроля качества поставляемой на рынок продукции.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергосбережение, лампа накаливания, светодиоды, Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский Свет».
E.A. Sysoeva, Mordovia State University named after N.P. Ogarev
ENERGY SAVING AND INTENSIFICATION OF INTERNAL AND EXTERNAL LIGHTING SYSTEMS
Abstract. Energy efficiency and energy saving are a national objective set by the Russian Federation President D.A. Medvedev. One of the state political trends is an adoption of energy saving technologies in lighting. This article analyses the measures taken to replace filament bulbs with energy effective lighting devices. It also deals with the development of the energy effective substitutes production and usage of the mechanisms of technical regulation and quality control of the products delivered to the market.
Keywords: energy efficiency, energy saving, filament bulb, light-emitting diodes, The Association of Lighting Devices Manufacturers «Russian Light».
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выделил «энергоэффективность и энергосбережение» в качестве основного приоритета инновационного и технологического развития Российской Федерации. В соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривается -«с 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания нормально-осветительные мощностью 100 ватт и более, которые используются в цепях переменного тока в целях освещения, а также в целях последовательной реализации требований о сокращении оборота электрических ламп накаливания с 1 января 2013 года может быть введен запрет на оборот на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения, а с 1 января 2014 года - электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения».
Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский Свет», объединяющая более 40 светотехнических и электроламповых заводов, расположенных в большинстве Федеральных округов Российской Федерации, с учетом все более возрастающего значения светотехники в жизни современного общества и ее значительного
50
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
потенциала в решении проблемы энергосбережения в государстве, поддерживает положения указанного Федерального закона. В этой связи предприятия Ассоциации готовились и активно приступили в 2010 году к реализации государственной политики в области энергосбережения, в том числе, обеспечению российских потребителей энергоэффективными конкурентоспособными источниками света, световыми приборами и системами управления освещением в соответствии с современными требованиями.
Однако при реализации вышеуказанных мероприятий большинство из них столкнулись с пробелами в законодательном регулировании оборота электрических ламп накаливания, вызванными введением в действие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, вместе с лампами накаливания общего назначения, применяемыми в основном для бытового освещения, под запрет попадают лампы специального назначения (самолетные, судовые, железнодорожные, для медицинской техники, декоративные и многие другие). Это создает серьезные проблемы для потребителей этих ламп в различных отраслях экономики, особенно на предприятиях военно-промышленного комплекса.
Резкое прекращение производства электрических ламп накаливания общего назначения немедленно и неизбежно приведет к прекращению производства ламп накаливания специального назначения и световых приборов с ними. Это, в свою очередь, приведет к снижению обороноспособности государства или зависимости от импортных поставок источников света для всех видов оборонной техники, а также к социальной напряженности в регионах расположения предприятий, изготавливающих лампы накаливания и световые приборы с ними, в связи с высвобождением нескольких тысяч рабочих в трудовых коллективах этих предприятий, часть из которых являются градообразующими. Кроме того, предприятия, выпускающие лампы накаливания, должны будут ликвидировать или законсервировать несколько десятков автоматизированных сборочных линий и другого автоматизированного оборудования, связанного с производством ламп накаливания и не приспособленного для производства компактных люминесцентных ламп или ламп с использованием светоизлучающих диодов.
Главное, чтобы при прекращении производства ламп накаливания на российских предприятиях, на отечественный рынок не стали поступать в огромных количествах импортные лампы накаливания и «энергосберегающие» комнатные люминесцентные лампы сомнительного качества и низкой надежности при эксплуатации, что уже наблюдалось в течение 2010 года.
Развернувшаяся в средствах массовой информации и на страницах специализированных журналов дискуссия о перспективах и путях развития светотехнической отрасли в Российской Федерации отражает разные, часто противоположные, точки зрения о развитии производства в стране компактных люминесцентных ламп или светоизлучающих диодов.
Позиция Ассоциации производителей светотехнических изделий «Российский Свет» заключается в том, что в Российской Федерации должны развиваться все энергосберегающие направления в светотехнике - и традиционное с энергоэффективными разрядными лампами, и новое с использованием светоизлучающих диодов. Определенное беспокойство вызывают и крайне сжатые предполагаемые сроки дальнейшего за-
№ 4 - 2011
51
Проблемы экономики и менеджмента
прета на оборот электрических ламп накаливания и расширение применения новых источников света, вводимых в страну без глубоких научных исследований и оценки результатов влияния излучения ламп на основе светодиодов на здоровье человека.
Ассоциация «Российский Свет» считает, что до создания массового производства энергосберегающих ламп (компактных люминесцентных, ламп и световых приборов с использованием светоизлучающих диодов) на российских предприятиях (в первую очередь, действующих и имеющих многолетний опыт работы по производству ламп с ртутью и ее соединениями и другими опасными для человека и окружающей среды веществами), необходимо сохранить производство ламп накаливания в востребованных рынком номенклатуре и объемах. Кроме того, Ассоциация обращалась неоднократно в течение 2010 года в Минпромторг РФ с просьбой рассмотреть возможность:
- уточнения номенклатуры и сроков не допущения к обороту на территории Российской Федерации: электрических ламп накаливания мощностью 100 ватт с 01 января 2013 года, электрических ламп накаливания мощностью 75 ватт и более с 01 января 2014 года, электрических ламп накаливания мощностью 60 ватт и более с 01 января 2015 года, электрических ламп накаливания мощностью 25 ватт и более с 01 января 2016 года.
- исключить из перечня запрещенных к обороту электрические лампы накаливания, лампы накаливания специального назначения, в том числе: самолетные, судовые, железнодорожные, прожекторные, оптические, рудничные, для холодильников и швейных машин, оптические, лампы-фары направленного света, инфракрасные лампы накаливания; лампы накаливания рефлекторные; декоративные лампы; лампы накаливания кварцевые галогенные; лампы накаливания для медицинской техники и другие лампы накаливания различного назначения и специального применения;
- подготовить соответствующие решения Правительства РФ: об уточнении номенклатуры и сроков не допущения к обороту и постепенном прекращении производства электрических ламп накаливания в Российской Федерации, с учетом потребностей отраслей экономики и российских граждан-потребителей ламп накаливания, так как большая часть граждан России (особенно, в регионах) не имеет финансовых возможностей приобретать дорогостоящие энергосберегающие лампы и световые приборы;
- поддержать предприятия светотехнической отрасли в техническом перевооружении высокопроизводительным импортным оборудованием, обеспечивающем массовое производство унифицированных серий компактных люминесцентных ламп с электронными пускорегулирующими аппаратами в объеме до 200 млн штук в год, трубчатых люминесцентных ламп и трубках малых диаметров (менее 26 мм) в объеме до 25 млн штук в год, унифицированных серий натриевых и металлогалогенных ламп в объемах по 1,5 - 2,0 млн штук в год каждой группы, комплектующих и материалов для производства энергосберегающих световых приборов и энергоэффективных разрядных ламп, создании и развитии производства светотехнических изделий и осветительных устройств со светоизлучающими диодами российского производства;
- оказать государственную поддержку в финансировании программных мероприятий, предлагаемых предприятиями отрасли, в рамках реализации проекта «Новый свет».
В Минпромторге РФ было проведено несколько совещаний по вопросам рассмотрения проектов, предлагаемых светотехническими предприятиями, по организации производства энергоэффективных технических изделий, а также по разработке нормативно-
52
№ 4 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
правового документа по установлению требований к осветительным устройствам и электрическим лампам. По результатам проведенной работы Минпромторгом РФ сделан вывод, что реализация предложенных предприятиями проектов может в полном объеме обеспечить внутренний рынок необходимым количеством энергоэффективной продукции. Общий объем ожидаемого производства к 2015 году должен составить ориентировочно:
- компактных люминесцентных ламп - 142 млн штук в год;
- светодиодных ламп - 142 млн штук в год;
- прочие - 53 млн штук в год (натриевые и металлогалогенные лампы).
Минпромторг РФ сообщил в исполнительную дирекцию Ассоциации «Российский свет», что будут подготовлены предложении о применении мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В связи с началом масштабного применения компактных люминесцентных ламп для освещения жилых помещений особую остроту также приобретает нерешенная до настоящего времени проблема отсутствия четкого механизма утилизации люминесцентных источников света, поступающих от населения и других пользователей. С этой целью Правительство РФ Постановлением от 03 сентября 2010 года № 681 утвердило «Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
Таким образом, учитывая изложенное, в целях поддержки отечественных предприятий, производящих светотехническую продукцию, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в пункт 8 статьи 10 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые позволили бы исключить неоднозначную трактовку положений закона, касающуюся запрета оборота ламп накаливания.
Список литературы:
1. Айзенберг Ю.Б. Энергосбережение - одна из важнейших проблем современной светотехники // Светотехника. - 2007. - № 6.
2. Иткинсон Г.В. Состояние и перспективы разработки и производства светодиодов в России // Светотехника. - 2007. - № 6.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года.
List of references:
1. Eisenberg Y.B. Energy saving is one of the most important problems in the modern in lighting engi-
№ 4 - 2011
53
Проблемы экономики и менеджмента
neering // Lighting Engineering - 2007. - № 6.
2. Itkinson G.B. Conditions and perspectives of developing and producing light-emitting diodes in Russia // Lighting Engineering - 2007. - № 6.
3. The Federal Law of the Russian Federation «On Technical Regulation» № 184-FZ of 27 December,
2002.
4. The Federal Law of the Russian Federation «On Saving Energy and Increasing Energy Efficiency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» № 261-FZ of 23 November 2009.
С.В. Теребова
кандидат экономических наук, Институт социально-экономического развития территорий РАН
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА: ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье раскрыты аспекты инновационного развития промышленного комплекса региона на примере Вологодской области. Выделены основные проблемы его сдерживающие: нехватка у предприятий собственных финансовых ресурсов и сложности привлечения заемных средств, изношенность основных фондов, низкая инновационная активность и др. Предложены направления инновационного развития промышленного комплекса региона.
Ключевые слова: экономика, регион, промышленный комплекс, предприятие.
S.V. Terebova, Institute of Territories Socio-Economic Development of RAS
REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX : INNOVATIVE ASPECTS OF DEVELOPMENT
Abstract. In the article the aspects of innovation development of the region's industrial complex on the example of the Vologda region. Identified the main problems hindering his: the lack of a business of their own financial resources and the difficulty of borrowing, depreciation of fixed assets, low level of innovation activity, etc. Directions of innovative development of industry in the region.
Keywords: economy, region, industry, enterprise.
Обеспечение роста уровня жизни населения России, а также преодоление ее технологического и экономического отставания от более развитых государств возможно только на основе модернизации и устойчивого развития промышленных предприятий через создание нового и широкое освоение накопленного научно-технического и инновационного потенциала как на национальном, так и на региональном уровне. Именно промышленный сектор является базой инновационного развития экономики региона.
В Вологодской области в 2009 году на долю промышленных предприятий приходилось 42% ВРП. Регион занимал 10-ую позицию в России по объему отгруженной продукции промышленности на душу населения и 3-е место среди регионов СЗФО. В промышленности занята почти треть экономически активного населения области.
За прошедшие трансформации последних 20-ти лет в структуре промышленности Вологодской области произошло увеличение доли отраслей, связанных с первичными переделами сырья, и сокращение доли обрабатывающих и перерабатывающих производств (рис. 1).
54
№ 4 - 2011