УДК 291.1, 17, 123, 316.
ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АСПЕКТЕ ПОЗИТИВНО-НЕГАТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ
Павлова Татьяна Александровна
Аспирантка, ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»
E-mail: tapavlov@mail.ru
В статье рассматриваются методологические принципы и установки, раскрывающие специфику и природу различных условий социальной безопасности и соответствующей им позитивно-негативной методологии.
Возможности данной методологии ограниченны. Ограниченность данных принципов и установок способствует развитию формирования философских концептов, выражающих взаимозависимость между самими условиями, которые выражаются в устоявшихся запретах: «Не убий!», «Не укради!», «Не доверяй авторитетам!», «Не навреди!» и др., а также позитивных правилах и установках в виде заботы, сочувствия, прощения, автономии, взаимности, нашедших свое закрепление во всех сферах общественной жизни.
Ключевые слова: позитивно-негативные установки, право, мораль, наука, образование, культура, медицина, спорт, свобода, социальная безопасность, общество, социальные отношения, социальность, субъект.
SUBSTANTIATION OF THE SPECIFICS OF SOCIAL SECURITY CONDITIONS IN THE ASPECT OF POSITIVE-NEGATIVE METHODOLOGY
Pavlova Tatiana Alexandrovna
Postgraduate student, Altai State University
E-mail: tapavlov@mail.ru
The article discusses methodological principles and attitudes that reveal the specifics and nature of various conditions of social security and the corresponding positive-negative methodology. The possibilities of this methodology are limited. The limitations of these principles and attitudes contribute to the development of the formation of philosophical concepts expressing the interdependence between the conditions themselves, which are expressed in well-established prohibitions: "Do not kill!", "Do not steal!", "Do not trust authorities!", "Do no harm!", etc., as well as positive rules and attitudes in the form of care, sympathy, forgiveness, autonomy, reciprocity, which have found their consolidation in all spheres of public life.
Keywords: positive-negative attitudes, law, morality, science, education, culture, medicine, sports, freedom, social security, society, social relations, sociality, subject.
Социальная безопасность
распространилась сегодня на все сферы жизни общества. Не осталась без внимания и такая ее сфера, как правовая. Право всегда связано с государственными институтами. В этом его основное отличие от норм морали, которые поддерживаются общественным мнением и почти нигде не зафиксированы. В то время как нормы права регулируются государственными структурами и общеобязательны для исполнения. Широкий подход к праву
предполагает понимание под правом не только его норм, но и других правовых явлений, противопоставление естественного права позитивному, разграничение правового и «антиправового» закона. Не менее очевидно негативное влияние противопоставления естественного права, свободы,
справедливости позитивному праву, жесткого различения права и закона на практическое обеспечение законности и правопорядка [1, с. 5].
Право испытывает на себе влияние глобализации. Глобальные экономические процессы приводят к ослаблению государственного контроля над экономикой, повышению роли корпораций [2, с. 82]. В случае неэффективного функционирования государственных институтов увеличивается социальное неравенство, а это в свою очередь может привести к военным конфликтам, напряженной политической обстановке. Так, свобода выбора рода деятельности человека диалектически взаимосвязана с правом человека свободно распоряжаться способностями к труду, его правом на образование, а также возможностью человека осуществить право на судебную защиту и юридическую помощь. Большие опасения вызывает несоблюдение трудовых норм и стандартов социальной защиты. Ослабление государственного регулирования приводит к бесконтрольному осуществлению
индивидуальных и коллективных увольнений, ограничению полномочий профсоюзов, а также установлению в нормативных актах общего действия исключений из принципа недопустимости ухудшения положения работников в трудовом договоре по сравнению с законодательством [2, с. 52]. Эти тенденции связаны с потребностями мирового экономического развития: повышением конкурентоспособности, рентабельностью предприятий; они могут привести к снижению социальной защищенности работников, усилению неравенства.
Свобода и права, закрепленные в трудовом законодательстве, не будучи обеспеченными материальными,
политическими и юридическими гарантиями, остаются трудно осуществимыми на практике. Чем больше свободы получает человек в трудовой сфере, тем интенсивнее происходит фактическое принуждение к труду.
В Конституциях зарубежных государств закреплены социальные принципы. Европейское право предполагает
существование гарантий государственной социальной защиты для граждан государств, входящих в ЕС. В Европейской социальной хартии установлены различные виды социальных гарантий. Предусмотрено право на социальную помощь государства для всех лиц, не обладающих необходимыми
материальными ресурсами. Социальная защита обеспечивается предоставлением гарантий адресной помощи социально уязвимым группам лиц или лицам, попавшим в определенные объективные обстоятельства.
Национальное законодательство не должно противоречить нормам
международного права, но в то же время национальное право и законодательство характеризуются своей спецификой. Российское право и законодательство испытывают на себе сильное влияние
отдельных правовых систем, которое выражается в рецепции правовых категорий. Государство защищает права человека в любой сфере общественной жизни. Ответственность за нарушение прав человека может быть возложена на государство в случае отказа в предоставлении соответствующих услуг или помощи гражданам.
Представляется, что задача достижения равновесия между правами человека в РФ разрешима только в рамках системного подхода, позволяющего сочетать национальные и международные интересы. При этом важно учитывать как национальные, так и международные интересы. Нормы российского права не действуют вне контекста мирового правопорядка, а дальнейшее развитие современной России должно основываться на принципах неукоснительного соблюдения прав и свобод человека. Системный подход важен, поскольку он связывает права и свободы человека, решает задачи защиты прав и свобод человека в современной России и в мире.
Для права характерны
общеобязательные свойства, которые обязательны для исполнения
государственными органами. А уровень правосознания наших граждан говорит о проникновении правовых норм в духовную жизнь общества. Социальная безопасность закрепляется не только в нормах права, но и на других уровнях познания. Нормы о социальной безопасности входят в правовые нормы и также приобретают императивный, общеобязательный характер, но социальная безопасность характеризуется некоторыми чертами, которые не всегда можно оценить с правовой точки зрения и дать им правовую оценку.
Этические принципы права: 1) справедливость - дела разрешаются в соответствии с законом, решения должны быть обоснованными и законными; 2) равенство; 3) объективность, беспристрастность; 3) компетентность - знание законов и требований этики.
Отметим, что связь права с социальной безопасностью может происходить, как напрямую, так и опосредованными путями, которые мы видим в окружающей нас социальной действительности.
Мораль является еще одним из условий социальной безопасности. Понятным образом мораль проникла во все сферы жизни общества, не исключая и социальную безопасность, которая в своем развитии опирается на определенные нравственные установки. Эти установки ассоциируются в поведении и сознании людей положительно, а содержание запретов социальной
безопасности может быть, как положительным, так и отрицательным.
Обратим внимание, что границы морали расплывчаты, однако, критерии социальной безопасности находят свое выражение в законодательстве. Критерии морали четко не зафиксированы, и найти их сложно, следовательно, предмет морали не однозначен. И в этом она имеет общие черты со свободой, предмет которой, определить достаточно сложно, поскольку с развитием научно-технического прогресса возможности свободы могут изменяться, т.е. увеличиваться, либо уменьшаться и быть, как внутренними, так и внешними. Сама же свобода, как явление остается неизменной. Мораль может включать в свое содержание, как добродетели, так и отрицательные проступки, различные пороки (включая зло, которое необходимо рассматривать на фоне положительного).
Мораль в большей степени, чем социальная безопасность подвержена влиянию личных интересов. Поэтому зафиксировать аморальное, девиантное поведение достаточно сложно. Кроме того, оно субъективно, поскольку связано с индивидуальной свободой и
ответственностью1.
Возможности людей постоянно развиваются, общественные связи укрепляются. Мораль при этом действует, как система взаимодополняющих элементов. В ней сочетаются добродетели и запреты, милосердие и малодушие, гуманность и стыд. Эта противоречивость морали выступает нормативным основанием для социальной безопасности и свободы, нормы о которых, как и нормы морали находят закрепление в нормативно-правовых актах. Эти нормы направлены на ограничение насилия и посягательств на жизнь людей. Логика морали - это логика долженствования. В этой перспективе она смотрит на реальность. Общественная жизнь сегодня построена так, что многие люди рассуждают о том, что правильно, а что неправильно, а этот вопрос не должен санкционироваться кем-то. Решение об этом должно приниматься самим человеком.
Итак, рассмотрим основные установки и принципы негативной методологии в морали:
- «Не создавай себе кумира!» Иногда кумиры формируются исторически и тогда они приобретают устойчивые стереотипы, передающиеся из поколения в поколения. Но они могут быть и чисто субъективными, появляясь вопреки воле людей в их практической жизни, играя там определенную роль2.
- «Почитай родителей твоих!» Этот завет появился в добиблейское время. У него
1 Связь эта выражается в том, что эти явления социальны, но содержание их различно. Воля свободного и ответственного человека направлена
на развитие и оценку своих действий, с точки зрения
появились новые свойства в первобытном обществе: забота о стариках, использование их опыта, уважение их авторитета. Этот принцип важнейшая нравственная установка людей того периода. Изложенный принцип был деформирован и превратился в домострой. Но с течением времени либерализм завоевывал свои позиции. В современном мире укрепляется свободное поведение людей в семейных отношениях: свобода создания супружеских пар, свобода абортов, однополые браки.
- «Не убий!» Этот принцип актуален в настоящее время: с одной стороны, сегодня законно совершаются убийства в разных странах; с другой - криминальный мир широко распространил свое влияние. Зародился этот запрет в эпоху рабовладельческого общества, затем он приобретал различные трансформации, то ослабевая, то усиливая свое влияние.
- «Не прелюбодействуй!» Характер этого завета общечеловеческий и возник этот завет, когда появилось общество. Прелюбодеяния происходят и сейчас. Когда социальные условия, порождающие это явление, исчезнут, то останутся природные факторы, говорящие об актуальности этого завета.
- «Не кради!» Как социальная заповедь она направлена против тех людей, кто нарушает ее. Она претерпела в своем развитии разные трансформации: от самосуда до цивилизованных способов наказания. Актуальность этого запрета не исчезнет, пока существует человек.
- «Не оговаривай ближних и не произноси ложного свидетельства!» Этот завет носит социальное происхождение. В морально-правовой сфере часто обнаруживаются факты лжесвидетельств по разным делам. Оговаривание происходит и на судебных делах разного характера.
- «Не желай имущества ближнего твоего и всего, что связано с ним!» Людей, желающих имущества других много. Этот принцип касается всех людей.
- «Не допускай невыполнимых обещаний!» Аристотель писал: «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать ее плохо, будь она в 10 раз больше». Еще более точно определил это выражение в своем лозунговом заявлении В. И. Ленин «Лучше меньше, да лучше!».
- «Нельзя никогда недооценивать своего противника!» Когда человек был неспособен оценить своего оппонента, он сам терпел поражение. Эта установка широко применяется в спорте, например, в шахматах.
норм права. Феномен же девиантного, аморального поведения направлен на дегуманизацию людей. 2 Например, в Германии Гитлера провозгласили сверхчеловеком, которому поклонялись.
- «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, поступайте так и Вы с ними» (золотое правило морали). Это правило получило название золотого в английском моральном богослове в конце XVII века. Оно самое древнее, и встречается у Конфуция. Далее, получает развитие в буддизме. Оно представлено и в исламе. Его упоминал Фалес, а Аврелий Августин называл «королевским». Т. Гоббс, сформулировав естественные законы, резюмировал: «Не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано тебе». Л.Н. Толстой указывал на практическое правило религии: «Человек должен поступать с другими так, как он хочет, чтобы поступали с ним».
Иначе данное правило можно свести к трем формулировкам: 1) чего себе не желаешь, того не делай другим (правило сочувствия); 2) сам не делай того, что осуждаешь в других (правило автономии); 3) как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними (правило взаимности).
Обладая широким гуманистическим горизонтом, оно поддерживается разными, порой никак не связанными культурами. Правило отличается элементарностью: источник норм должного поведения заключается в критическом отношении к реально существующим нравам. Идеалы возникают в результате того, что люди отрицают отношения, которые их не удовлетворяют. Золотое правило не может превратить безнравственного человека в нравственного. Его назначение помочь людям найти правильное решение в трудных ситуациях. Это требование, которое человек предъявляет к самому себе. Это категорическое, повелительное требование. Оно звучит, как «делай», «поступай».
Р.Г. Апресян выделяет общие черты золотого правила: 1) это правило инициативного действия («как хотите»); 2) самостоятельный субъект действия; 3) действие, задаваемое золотым правилом не спонтанно, оно рефлексивно; 4) действие, задаваемое золотым правилом,
авансирующее; 5) одностороннее, не взаимное правило, но оно мыслится субъектом, как взаимное (хотения и желания людей осмысленны); 6) действия совершаются в отношении других, но по мерке действий, которые человек ожидает от других; 7) преодоление субъективности индивида (золотое правило направляет на действия, удостоверяющие общность); 8)
общезначимость; 9) актуальность для всех («Во всем») [3, с. 24].
Золотое правило емко, оно содержит возмездие, благодарность, гостеприимство, благожелательное расположение, отношение к чужому, как к своему. Интересно, что Аристотель в «Риторике» его формулирует
позитивно-негативное: «Не все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все, что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает намеренно» [4, с. 62]. В негативной формулировке оно встречается в книге Тавида: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому». В Евангелии от Матфея оно подается позитивно: «в этом закон и пророки».
Далее, проследим связь социальной безопасности с наукой и образованием. Будучи творческой и духовной деятельностью, наука направлена на приобретение истинных знаний и применение их в социальной практике.
По времени возникновения самое раннее знание - это обыденно-практическое знание, формы которого многообразны: это приметы, обычаи, традиции. Еще одной формой познания является «игровое» познание, способствующее развитию и обучению людей, приобретению ими новых качеств, становлению коммуникации. Оценочное познание, связанное понятным образом с ценностями, оно широко распространено и в науке, и на практике.
Основным свойством научного познания выступает признак исследования закономерных связей, поскольку наука не существует без законов. Цель такого познания - достижение истины. Научные закономерности положены в основу различных научных теорий. Это касается и социальной безопасности, которая не может развиваться бессистемно. В своем развитии она должна опираться на закономерности, признанные научным сообществом.
Следующим признаком научного познания выступает применение средств и различных методов теоретической направленности: с его помощью описываются функции предмета; предмет и научный методом тесно связаны.
Системность - это еще один важнейший признак научного познания, поскольку любое научное знание составляет организованную систему. Оно не может включать в себя разрозненные сведения. Наука является частью культуры. Эти идеи развивали такие ученые, как И. Пригожин, Н. Стенгерс, Г. Хакен и ряд других.
Для научного познания характерно стремление доказать и обосновать полученные знания. Оно должно быть подтверждено доказательствами.
Специфика научного языка -следующий признак научного познания. Язык науки не стоит на месте, он постоянно развивается, появляются его новые формы и разновидности, расширяется свобода выбора различных возможностей. Для настоящего времени характерны дистанционные возможности развития науки. Многие термины
в науке приобретают другой смысл. Надо изучать научные категории, чтобы их понять. Он специализированный.
Субъекты науки - ученые, имеющие соответствующее образование, как-то: аспирантура, докторантура, пройти курсы повышения квалификации, участвовать в конференциях, семинарах, симпозиумах. Широко распространены и другие формы исследовательской работы: это лабораторная работа, написание разных статей и отчетов, работа на кафедрах, проведение научных мероприятий.
Сегодня наука и научные технологии испытывают на себе влияние глобализации. Результаты мировой науки связаны с глобальными процессами развития. Основным приоритетом в развитии фундаментальной мировой науки становится социальный заказ. В связи с этим, в сфере реализации нормативно-правовых актов в сфере науки и образования возникают трудности, связанные с реализацией нормативно-правовых актов на практике.
Философ А.Л. Никифоров отмечает, что как только была осознана прикладная ценность научного знания, оно все больше стало подпадать под власть крупного капитала. Превращение знания в товар, превращение знания в оружие, удорожание научных исследований, необходимость работать в больших научных коллективах, и узкая специализация к концу ХХ века привели к резкому сокращению доли фундаментальных исследований в общем объеме научной деятельности [5, с. 151-152].
Развитие науки во многом зависит от характера общественных отношений, задач, выдвигаемых перед населением, от ресурсов, выделяемых на функционирование науки. От развития фундаментальной науки зависит главное - создание условий для развития национальной экономики и проведения самостоятельной политической линии как внутри страны, так и в мире.
Наука не возможна без системы образования, основополагающими принципами которой являются: 1) демократизация, которая предполагает самостоятельность
образовательных учреждений в выборе стратегии своего развития, право педагогов на реализацию своих творческих способностей, право учеников и родителей на выбор образовательного учреждения; 2) плюрализм, предполагающий развитие как государственного, так и негосударственного образования; 3)
регионализация (регионы выбирают свои просветительские направления); 4) гуманизация (создаются условия для развития способностей субъектов).
Образование реализует взаимосвязь различных компонентов учебной
деятельности, связано с познанием окружающего мира, освоением и
приобретением навыков познания. Оно ориентировано на достижение сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира. Образование способствует достижению нового уровня культуры. Образование - это двигатель прогресса. Роль образования увеличивается в самых различных сферах человеческой деятельности. По мнению В.П. Шалаева, образование с позиции синергетической парадигмы есть система саморазвивающаяся [6, с. 211].
Наша система образования сегодня во многом воспринимает западные стандарты развития, а собственный положительный опыт уходит на второй план. В мире назрела необходимость создания единого
образовательного пространства, и Россия должна найти в нем свое место. Особая роль в этих отношениях принадлежит
государственной власти, которая имеет возможность определить баланс интересов для развития науки.
В современном обществе
приоритетами развития являются информация и знания. Информационное общество - это реальность для многих стран, его эффективное функционирование в значительной степени определяет система образования.
В.И. Панарин в статье: «Модернизационные процессы в образовании и обществе: всеобщее, общее и особенное» отмечает, что динамично развивается интернационализация образования, которая «проявляется в возрастающей роли международного научного сотрудничества, в деятельности национальных образовательных заведений и организаций, в появлении национальных организаций, программ и фондов. Интеграция образования -объективный, динамично развивающийся процесс. ... Однако перенос прогрессивных педагогических систем, созданных на основе образовательных ценностей других народов, может оказать и негативное влияние. Поэтому модернизация российского образования предполагает освоение опыта, накопленного более развитыми странами мира, наряду с бережным отношением к национальным традициям народов, населяющих Российскую Федерацию» [7, с. 26]. Важно помнить, что образование во многом определяет качество жизни человека, как в России, так и в других странах мира.
Вернемся к тенденциям научного познания: философия науки включает в себя его общие и специфические закономерности, рассматривающие безопасность и свободу в социокультурном ракурсе. «Философия социальной безопасности», «Философия свободы» - данные дисциплины подвержены влиянию общих мировоззренческих установок и концепций; синтетические подходы
позволяют исследовать новые теории и концепции науки, что напрямую касается интересующих нас феноменов.
Далее, в контексте исследования, обратимся к феномену культуры. Культура включает в себя совокупность учреждений, в которых люди осуществляют материальное и духовное производство. Это и система социальных норм и отношений людей к социуму и друг к другу. Культура включает в себя ряд взаимосвязанных сфер, среди которых можно выделить формы управления обществом, язык и письменность, традиции и обычаи, формы духовной и нормативной деятельности: мораль, право, религия, искусство.
В современных социокультурных трансформациях, происходящих в России, значительную роль играют процессы, связанные с глобализацией. Т.А. Симилет считает, что единая общечеловеческая культура возможна как экспансия одной самобытной культуры на все человечество [8, с. 117].
По мнению С.А. Кравченко, в обществе идут внешне не очень заметные, но достаточно интенсивные процессы коллективной интеграции, самозащиты и самоорганизации в рамках локальных сообществ [9, с. 211].
Вне сомнения, что в современных условиях трудно избежать деформаций в культуре. Скажем, в России уже появилась новая информационная культура, а традиционная культура теряет свою значимость, поскольку культура динамична: она формирует у людей представление о жизненном успехе, предлагает модели поведения, изменяет представления о социальном статусе, престиже, формирует образы успешного человека.
В России актуальность приобретает проблема сохранения национальной культурной идентичности. Приоритетными объектами, которой являются:
- русский язык как коммуникационное и консолидирующее средство, носитель мировоззрения народа;
- историческая память, актуализирующая общность исторической судьбы, подвиги, свершения, святыни;
- патриотизм как позитивное отношение к российскому государству, народу, культуре;
- ориентация в экономическом, социально-политическом, духовном реформировании на русские черты национального сознания, особенности русского менталитета и специфическую иерархию ценностей;
- укрепление культурных традиций путем их воспроизведения в образе жизни россиян [8, с. 122-123].
На основании предварительного анализа существующих научных исследований
можно выделить следующую группу условий, определяющих форму и содержание культурно-исторического процесса:
1) природные условия;
2) диффузия культур и культурные заимствования;
3) социальные институты и социальная активность;
4) пространственное размещение культуры;
5) структурные связи в культуре;
6) глобализация информационных потоков;
7) индивидуальная активность;
8) регулирование в социуме процессов генезиса культуры;
9) социальная коммуникация и трансляция информации.
Ценности, нормы и смыслы любой культуры, составляющие содержание базовых идеалов, существуют во множестве вариантов у представителей разных социокультурных сегментов общества. По мере развития культуры темпы роста убыстряются. Многие современные философы утверждают, что невозможно понять феномен технологического прогресса, оставаясь в русле машин и технологий. Необходимым становится изучение духовно-культурных условий. Перемены, связанные с процессом создания, развития и смены базовых идеалов, лежащих в основании той или иной конкретной культуры, стремительны, и сегодня трудно оценить их глубину и природу, которая происходит в технологической, социальной и политической областях.
Сложные связи между разными сферами культуры играют существенную роль в культурно-историческом процессе. Так, к революционным изменениям в культуре могут привести новые идеи в философии, религии, идеологии, существенные изменения в политике и праве происходят по причине изменений в хозяйственной культуре. Эволюционные процессы в науке неизбежно ведут к развитию экономики, которая, в свою очередь влияет на политическую ситуацию в обществе, повышение спроса на культурный продукт, проявляющий в себе телесно-знаковое воплощение идеалов и духовно-символических смыслов социума, что во многом определяет динамику культурно-исторического процесса.
О. Тоффлер в работе «Социальные проблемы современной техники» анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут информационные технологии. Они способствуют существенной модернизации различных форм человеческой жизнедеятельности. По данным
социологических исследований в России более 20 млн. человек являются пользователями Интернета. В совокупности с другими информационно-коммуникативными
системами пространство культуры наполняется новыми смыслами и образами, нормами и стилями, формами обращения. Иными словами, по Тоффлеру, меняется мышление людей «третьей волны», способное вмещать помимо знаний формируемые современными информационными
коммуникативными системами виртуально-мифологические образы, которые также включаются в сложную картину людей. Безусловной эффективностью по силе своего воздействия обладают самоорганизующиеся пространства компьютерных информационно-символических миров, которые не могут рассматриваться как индифферентные социуму системы.
Процесс глобализации
информационных потоков влечет за собой появление новых форм культуры, участвующих в процессе формирования базовых идеалов конкретного социума, трансформирующих ментальные коды и языки культуры [10, с. 58]. Одной из движущих сил культурно-исторического процесса является
регулирование в социуме процессов генезиса культуры. Данное условие связано не столько с созданием, сколько с сохранением базовых идеалов культуры, а также с процессом рационального управления социально-культурным развитием. Необходимо отметить, что в социальном организме всегда существуют соответствующие органы -социально-культурные институты, социально-культурные субъекты, которые осуществляли и осуществляют функцию сознательного регулирования процессов создания, сохранения, трансляции и изменения системы базовых идеалов той или иной конкретной культуры [10, с. 59].
Тотальная технологизация бытия социума на современном этапе, виртуализация социальнокультурного пространства ведут к изменению каналов передачи социального опыта, возможности адаптации человека к новым условиям, что в свою очередь может означать качественное изменение
социокультурной реальности. Существенную роль в таком изменении играет современная культурная политика, которая сознательно регулирует принятие решений по развитию общества в целом. Стратегия культурной политики на современном этапе культурно-исторического развития должна определяться максимальным участием культуры в интеграции общественных отношений и структур, их совершенствованием и прогрессивным развитием на основе выражения духовных интересов различных социальных слоев и групп населения [11].
Трансляция базовых идеалов культуры осуществляется при помощи определенных социальных механизмов. Фактически, культура - это форма социальной наследственности. В контексте выделения
этого условия культура может быть понята как континуум, как экстрасоматический порядок предметов и явлений, базовых идеалов, переходящий с течением времени от одного поколения к другому в той или иной специфической форме социальной коммуникации.
Еще одним условием формирования социальной безопасности является медицина. Широта влияния медицины на науку сказалась в период развития НТР. Это влияние затронуло все сферы деятельности. Во всех сферах медицинской деятельности появляются новые технологии, сложные инструменты и новые лекарственные средства. Широкое распространение сегодня получила коллективная медицина. Она зависит от медицинских технологий и научных данных о болезни. Появляются крупные медицинские учреждения - диагностические центры, которые используют в своей деятельности новейшие технологии и медицинское оборудование.
К мировым тенденциям медицины следует отнести: 1) анализ больших данных; 2) клонирование; 3) персонализация медицины; 4) техногенные болезни; 5) информатизация и роботизация; 6) стандартизация; 7) развитие новых наук: нейроэкономика, нейроэтика, нейроюриспруденция; 8) комерсонализация; 9) развитие медицины вещей: различные пояса для спины, часы для контроля за давлением, сахаром; 10) изменение языка - диалог с пациентом; 11) применение различных методов, в том числе убеждения; 12) магнитное воздействие на мозг человека; 13) развитие знаний; 14) свобода диалога; 15) интерактивное обучение; 16) открытость образовательного процесса.
Появляются новые подходы в научных исследованиях: 1) открытость;
2) самостоятельность; 3) коммуникативность; 4) малоинвазивность - проведение операций без разрезов, под контролем ультразвука; 5) снижение лучевой нагрузки - применение МРТ, КТ, цветного ультразвука, контраста; 6) информативность; 7) доступность; 8) индивидуализация; 9) конкуренция; 10) преемственность лечения; 11) развитие новых методов - генная терапия, специальные присадки; 12) расширение ультразвуковых возможностей.
В науке развивается новое направление технопатернализм - система отношений между субъектом власти и пациентом. Сегодня в современном мире получили развитие права животных, и даже машин. Деятельность электронной медицины характеризуется развитием международных программ, проектов по стимулированию государством деятельности медицинских организаций, вовлеченность пациентов во взаимоотношения с врачом. Электронные
технологии позволяют активно воздействовать на пациента.
Спорт, как условие формирования безопасности, - это система элементов, оказывающих определенное влияние на общественную жизнь, ее стабильное функционирование и развитие. С развитием времени спорт приобрел определенное значение в политике. Учеными стали изучаться средства, повышающие спортивные возможности людей. Развитие получает спортивная медицина, которая изучает возможности спортсменов в разных экстремальных условиях. Психическое здоровье и безопасность спортсменов изучает медицинская психология. Воздействие науки на спортивную жизнь проявляется в появлении у спортсменов новых технических моделей различных спортивных устройств, технологии, применения которых более безопасны для здоровья, чем предыдущие. Спорт в настоящее время приобретает глобальный характер. Некоторые виды спорта приобрели национальное значение, например, хоккей в Канаде, русский хоккей с мячом в России. Популярность приобретают разные спортивные клубы, которые получают значительное финансирование со стороны государства. Спорт как социальное явление развивается по своим законам, добиваясь определенных достижений в своей сфере. Значимость этих достижений будет возрастать, если формы социальной деятельности будут
взаимодействовать между собой, и эта взаимосвязь будет давать значительные результаты.
Следующим условием формирования социальной безопасности обозначим свободу -
средство построения новой социальной реальности, объем возможностей, которой то увеличивается, то сокращается. Это зависит от условий, места и времени развития свободы. Эти возможности увеличиваются в объеме, поскольку сфера их воздействия постоянно расширяется, и в тоже время объем этих возможностей сокращается, так как с возрастанием различных воздействий, в реальной жизни происходят изменения, что приводит к сокращению в объеме возможностей свободы. Это противоречие присутствует всегда в жизнедеятельности людей. Преодолеть его невозможно. Возможности свободы, могут быть закреплены в нормативных документах. В этом случае они приобретают общеобязательный,
императивный характер. Но, возможности свободы могут носить и рекомендательный характер, когда люди сами выбирают, как им поступать, тогда свобода, как и социальная безопасность, становится внутренним свойством жизни людей.
Таким образом, возможности позитивно-негативной методологии
ограниченны. Ограниченность данных принципов и установок способствует развитию формирования философских концептов, выражающих взаимозависимость между самими условиями, которые выражаются в устоявшихся запретах: «Не убий!», «Не укради!», «Не доверяй авторитетам!», «Не навреди!» и др., а также позитивных правилах и установках в виде заботы, сочувствия, прощения, автономии, взаимности, нашедших свое закрепление во всех сферах общественной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байтин, Н.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - Саратов : СГАП, 2001. - 416 с.
2. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашёва. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2011. - 400 с.
3. Апресян, Р.Г. Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского этоса) / Р.Г. Апресян. - М. : Альфа - М., 2013. - 224 с.
4. Аристотель, Риторика / Аристотель. - М. : Изд-во «АСТ», 2017. - 241 с.
5. Никифоров, А.Л. Фундаментальная наука умирает? / А.Л. Никифоров // Будущее фундаментальной науки: концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы : [сб. ст.] / отв. ред. А.А. Крушанов, Е.А. Мамчур. - Москва, 2011. - 288 с.
6. Шалаев, В.П. Синергетика в пространстве философских проблем современности / В.П. Шалаев. - Йошкар-Ола : МГТУ, 2009. - 360 с.
7. Панарин, В.И. Модернизационные процессы в образовании и обществе: всеобщее, общее и особенное / В.И. Панарин // Философия образования. - 2012. - № 5(44). - С. 20-28.
8. Симилет, Т.А. Аксиологические основания русской культуры: традиции и современность. / Т.А. Симилет // Труды Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая. Выпуск XIII. - Барнаул : Алтайский дом печати, 2007. - 152 с.
9. Кравченко, С.А. Переход к сложному, нелинейно развивающемуся социуму: вызовы для России / С.А. Кравченко // Вестник МГМИ. - 2012. - № 1(22). - С. 211-219.
10. Ноздренко, Е.А. Системы культуры: новые детерминанты. Реклама как фактор современного культурно-исторического процесса: монография / Е.А. Ноздренко, Н.П. Копцева. - М. : ИНФРА-М : Красноярск : Сиб. Федер. Ун-т, 2018. - 156 с.
11. Диагностика социокультурных процессов и концепции культурной политики / отв. ред. А.Ф. Суховей. - Свердловск, 1991. - 55 с.