Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИМИДЖУ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА'

ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИМИДЖУ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж вуза / междисциплинарные исследования / профессиональное самоопределение / самовосприятие / функции имиджа / university image / interdisciplinary research / professional self-determination / self-perception / image functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В данной работе обсуждаются вопросы, связанные с феноменологией имиджа как предмета междисциплинарных исследований. Автор резюмирует результаты исследований о корпоративном имидже и анализируют научные направления в экономических и психологических исследованиях. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг ученые и практики проявляют интерес к исследованиям, связанным с формированием благоприятного впечатления об имидже вуза. Автор подчеркивает важность интеграции специалистов из различных областей знания для создания эффективного имиджа образовательного учреждения, который отвечал бы ожиданиям различных социальных групп. В работе раскрывается концепция имиджа вуза. На основе проведенного исследования были выявлены особенности восприятия имиджа вуза абитуриентами и студентами, зависящие от их мировоззренческих установок и самооценки. В заключение автор представляет свои взгляды на дальнейшие направления исследований в области формирования эффективного имиджа вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses issues related to the phenomenology of image as a subject of interdisciplinary research. The author summarizes the results of research on corporate image and analyzes the scientific directions in economic and psychological research. In the conditions of increasing competition in the market of educational services, scientists and practitioners are interested in research related to the formation of a favorable impression of the image of the university. The author emphasizes the importance of integrating specialists from various fields of knowledge to create an effective image of an educational institution that would meet the expectations of various social groups. The paper reveals the concept of the image of the university. On the basis of the conducted research, the peculiarities of the perception of the image of the university by applicants and students, depending on their worldview and self-esteem, were revealed. In conclusion, the author presents his views on further directions of research in the field of formation of an effective image of the university.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИМИДЖУ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА»

EdTech-компания PBS Kids производит высококачественные образовательные материалы для детей на основе исследований в области обучения детей младшего возраста. Компания PBS также разрабатывает игровые ресурсы, такие как видео, приложения, цифровые игры и практические материалы. Многие из них были отобраны и объединены в блоки, так что увлекательное видео или игра могут стать стартовой площадкой для обучения. Эти ресурсы предназначены для поощрения игрового взаимодействия, задавая вопросы, делая паузы для размышлений или предлагая детям представить, как идея связана с их собственным опытом.

Например, математические головоломки SolveMe - отличный инструмент для повышения интереса к математике посредством игры. Использование головоломок в раннем детстве может помочь детям освоить начальные основы математики.

Учи.ру - образовательная онлайн-платформа доя детей. В настоящее время ресурс предлагает контент для детей от дошкольного до 11-го класса. Для дошкольников на ресурсе представлены развивающие игры, курс математики, курс чтения, видео и задания, которые дети могут выполнять дома. Все задания строятся по принципу постепенного усложнения, детям легко ориентироваться самостоятельно.

На что следует обращать внимание - это контент, предлагаемый на каждом веб-сайте или в каждой игре. Так же, как хорошая книга может пробудить воображение и способствовать любопытству и исследованиям, то же самое может сделать и хорошо спроектированный цифровой ресурс.

Выводы. Важным фактором успешного внедрения цифровых инструментов в дошкольном образовании является цифровая компетентность, включая педагогические аспекты, в сочетании с личным стремлением и профессиональным обучением и развитием. Использование цифровых инструментов обогащает повседневное общение, и в то же время пользователь становится частью общества с интенсивным общением, технологии способствуют формированию личности пользователя. Педагоги осознают потенциал использования цифровых инструментов в дошкольном образовании и используют их в определенной степени. Однако воспитателям необходимо четко понимать, как подготовить детей к цифровому обществу, и сделать это таким образом, чтобы это было значимо для самых маленьких детей.

Литература:

1. Веракса, А.Н. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками / А.Н. Веракса // Социологические исследования - 2020. - № 6,- С. 82-92

2. Калабина, И.А. Формирование цифровой компетентности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Калабина // Современное дошкольное образование. - 2022. - №2(110). - С. 58-69

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОБОСНОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ИМИДЖУ ГУМАНИТАРНОГО

ВУЗА

Аннотация. В данной работе обсуждаются вопросы, связанные с феноменологией имиджа как предмета междисциплинарных исследований. Автор резюмирует результаты исследований о корпоративном имидже и анализируют научные направления в экономических и психологических исследованиях. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг ученые и практики проявляют интерес к исследованиям, связанным с формированием благоприятного впечатления об имидже вуза. Автор подчеркивает важность интеграции специалистов из различных областей знания для создания эффективного имиджа образовательного учреждения, который отвечал бы ожиданиям различных социальных групп. В работе раскрывается концепция имиджа вуза. На основе проведенного исследования были выявлены особенности восприятия имиджа вуза абитуриентами и студентами, зависящие от их мировоззренческих установок и самооценки. В заключение автор представляет свои взгляды на дальнейшие направления исследований в области формирования эффективного имиджа вуза.

Ключевые слова: имидж вуза, междисциплинарные исследования, профессиональное самоопределение, самовосприятие, функции имиджа.

Annotation. This paper discusses issues related to the phenomenology of image as a subject of interdisciplinary research. The author summarizes the results of research on corporate image and analyzes the scientific directions in economic and psychological research. In the conditions of increasing competition in the market of educational services, scientists and practitioners are interested in research related to the formation of a favorable impression of the image of the university. The author emphasizes the importance of integrating specialists from various fields of knowledge to create an effective image of an educational institution that would meet the expectations of various social groups. The paper reveals the concept of the image of the university. On the basis of the conducted research, the peculiarities of the perception of the image of the university by applicants and students, depending on their worldview and self-esteem, were revealed. In conclusion, the author presents his views on further directions of research in the field of formation of an effective image of the university.

Key words: university image, interdisciplinary research, professional self-determination, self-perception, image functions.

Введение. За последние двадцать лет имидж различных объектов социальной реальности, таких как города, вооруженные силы, библиотеки, российский спорт, наука и профессии, стал предметом исследования множества специалистов в гуманитарных науках. В западных странах феноменология имиджа привлекла внимание исследователей ещё в середине прошлого века, а затем междисциплинарные исследования продолжали активно развиваться среди специалистов школы МВА на протяжении каждого последующего десятилетия. В России интерес к изучению, созданию и продвижению имиджа возник во второй половине 1980-х годов в связи с изменениями в социально-экономических условиях жизни. Это способствовало появлению новых научных и популярных исследовательских направлений и использованию категории «имидж» в отношении различных сфер общественной жизни [1]. В ситуации растущей конкуренции возник особый интерес у отечественных экономистов к изучению имиджа организаций в сфере услуг, сельскохозяйственных организаций, промышленных предприятий, предприятий малого бизнеса, энергетических комплексов, автотранспортных предприятий и банков. Современная модернизация системы образования подчеркивает актуальность задач по повышению

конкурентоспособности образовательных учреждений (ОУ), что стимулирует научные исследования, связанные с позитивным имиджем образовательных учреждений

Изложение основного материала статьи. В современном мире образование играет все более важную роль как для человечества в целом, так и для отдельных стран. Это происходит в первую очередь из-за сложности производственных технологий, необходимых для выживания и развития в условиях глобализации, а также из-за увеличения значения знаний в общественном развитии. Освоение этих знаний национальными масштабами невозможно без наличия квалифицированных кадров. Однако образование не только предоставляет профессиональные знания и навыки, но и становится основой для формирования поведенческой базы, позволяющей человеку ориентироваться в бурных потоках информации, осознанно воспринимать ее и избегать манипуляций со стороны общества [1, 3]. Сфера образования также пересекается с экономической сферой в информационном обществе. Реформирование образования оказывает влияние на перспективы развития этой сферы, включая применение новых стратегий в высших учебных заведениях для предоставления образовательных услуг, широту выбора специальностей и возможности успешного трудоустройства после окончания учебы. Качество образования становится одним из главных приоритетов деятельности вузов, поскольку оно неизбежно влияет на формирование положительного имиджа вуза.

Восприятие российских государственных вузов в сознании различных групп общества традиционно связывается с позитивным имиджем и репутацией. Однако вопросу систематического формирования устойчиво-положительного имиджа вуза редко уделяется достаточное внимание. В свете повышенной конкуренции на рынке образования и растущего спроса на определенные специальности, вузы все чаще начинают работу над созданием привлекательного образа, взвешивая процесс управления восприятием о своем учебном заведении как стратегическую основу для долгосрочной перспективы [4]. Перед поступлением в вуз абитуриенты учитывают не только общественное мнение и мнения своих родителей, учителей и друзей относительно выбора специальности, но и сравнивают различные университеты, их преимущества, позитивные аспекты в учебном процессе и системе подготовки. Если стоимость образования в коммерческом и государственном вузе одинакова, то для абитуриентов, оплачивающих свое обучение, не так важно, в каком типе учебного заведения они будут учиться. Поэтому вузам важно активно работать над развитием тех характеристик, которые соответствуют ожиданиям различных групп потребителей образовательных услуг. В данном случае можно говорить о складывающемся органично положительном отношении аудитории к университету, хотя возрастает потребность изучения имиджа высших учебных заведений. Разнообразие столичных, федеральных, национальных государственных и негосударственных вузов, а также новые специальности и формы обучения усложняют принятие решения абитуриентами относительно их профессионального будущего.

С другой стороны, перед университетом стоит сложная задача привлечения наиболее талантливых, самостоятельных и активных студентов, а формирование адекватного имиджа учебного заведения является одним из эффективных способов достижения этой цели. Выпускники вузов, выражая ценности образовательного учреждения во внешней среде, становятся примерами профессиональной подготовленности и востребованности на рынке труда, что свидетельствует о качестве полученного образования. Следовательно, одной из важных задач в работе над имиджем университета является учет разнообразных социальных групп, чье сознание образа субъекта формируется под влиянием таких социально-психологических феноменов, как социальные стереотипы, общественное настроение и слухи. Исследования психологов, экономистов, социологов и педагогов позволяют нам понять, что с развитием рынка образовательных услуг руководство вузов должно активно работать над формированием, поддержанием и оптимизацией имиджа учебного заведения. Взгляд Е.А. Петровой заключается в необходимости интеграции всех специалистов, занимающихся основными и прикладными исследованиями в области имиджелогии [4]. Применение психологических знаний для анализа явления имиджа позволяет раскрыть закономерности его формирования, функционирования и изменения в индивидуальном и общественном сознании.

В современной психологической науке исследование имиджа образовательной системы осуществляется через изучение формирования имиджа гуманитарного вуза, преподавателя высшей школы, руководителя вуза, студента в роли потребителя образовательных услуг, а также педагога средней школы. Работами таких авторов, как О.В. Давыденкова, Г.В. Довжик, C.B. Блинова, Н.Г. Живаев, Е.Б. Карпова, Е.А. Петрова, Т.Н. Пискунова, проводится анализ социально-психологических особенностей потребителей образовательных услуг, связь адаптации студентов с образом вуза, модель формирования внешнего имиджа учебного заведения, имиджевая деятельность вузов и роль PR-сообщений в механизме формирования имиджа образовательной организации [2, 4]. Изучение научной литературы в области психологии имиджа позволяет нам раскрыть сущность понятия «имидж вуза» как комплексного представления о конкретном высшем образовательном учреждении, формирующегося через взаимодействие между субъектами восприятия в социальной среде. Имидж вуза, который относится к организационному (корпоративному) имиджу, всегда выполняет определенные функции, как подчеркивает Е.Б. Перелыгина. Он помогает решать прагматические задачи, и эффективность корпоративного имиджа оценивается по степени и характеру успешного их решения.

Корпоративный имидж выполняет ряд функций. Во-первых, он позволяет организации определить свою позицию, задачи и цели с учетом потребностей клиентов. Во-вторых, он стимулирует и призывает к действиям в желаемом направлении, способствует формированию определенных установок и моделей социального поведения. Позиционирование вуза отражается в его миссии, которая включает цели и задачи в области образовательной и научной деятельности, а также задачи, связанные с региональным развитием и международными инициативами. В отличие от персонального имиджа, который может быть ориентирован на самоощущение и личное восприятие, имидж организации ориентирован на восприятие со стороны окружающих [2]. Восприятию имиджа вуза в первую очередь предъявляют требования его потенциальных абитуриентов и их родителей, а также студентов и работодателей. В связи с изменениями в социально-экономических условиях, уровень требований к имиджу вуза увеличивается, что подтверждают проведенные исследования.

Однако для большого числа студентов, которые уже выбрали свою профессию и активно участвуют в учебном процессе, позитивный имидж вуза становится важным условием успешного трудоустройства. Они получают практические навыки на занятиях и обладают пониманием своей будущей профессии, что имеет очень важное значение [5]. Интересным аспектом является анализ ошибок старшеклассников при выборе профессии и роль, которую в этом процессе играет вуз. Вузы оказывают влияние на формирование представлений старшеклассников о разнообразных образовательных услугах, включая подготовительные курсы, получение первого и второго высшего образования, дополнительное образование, а также возможность обучения в аспирантуре и докторантуре. Исследователи, изучающие процесс профессионального самоопределения, указывают на необходимость наличия определенных личностных качеств у тех, кто принимает решение в выборе профессии. В качестве таких качеств называются «осознанность», «самостоятельность» и «ответственность» [1,4].

Изучение результатов восприятия имиджа вуза и самооценки студентами и абитуриентами позволило выявить их взаимосвязь на основе анализа данных семантического дифференциала и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Обнаружено, что студенты и абитуриенты, положительно воспринимающие образ вуза, отрицательно оценивают свой собственный образ и наоборот. Вероятно, обучающиеся школ идеализируют известные вузы, которые кажутся им

желанными и недоступными для поступления. Это может быть связано со стремлением внимания и непониманием организации учебного процесса и адаптации в образовательной среде таких вузов. У большинства абитуриентов представление о вузе формируется на основе информации, которую они получают с сайтов, на днях «Открытых дверей», от родителей и выпускников. Однако возможные неосознанные искажения информации о содержании образования, условиях проживания и требованиях учебного процесса могут повлиять на восприятие имиджа вуза и самооценку будущих студентов [2, 5]. Поэтому решение о выборе образовательного учреждения будет зависеть от таких личностных характеристик абитуриента, как ответственность, осознанность, активность, а также от положительного восприятия имиджа вуза. Этот момент имеет важное значение, поэтому его следует понимать и строго учитывать, если рассматривать вопросы имиджа

Некоторым студентам вуз представляется местом, где они сталкиваются с трудностями освоения профессиональных навыков, испытывают трудности в межличностном общении и сталкиваются с проблемами адаптации к новой социокультурной и организационной среде, а также изменениями своего социального статуса. Возможно, положительное восприятие собственного образа является одним из социально-психологических факторов, которые побуждают студентов к мобильности, поиску возможностей продолжить образование или получить научный опыт за рубежом, участвуя в различных образовательных и научно-исследовательских программах. Следует отметить, что такие обмены способствуют повышению качества и престижа выпускников вуза, а также информируют целевую аудиторию о вузе и его зарубежных партнерах, формируя социальные ожидания в отношении имиджа вуза [3]. Современные гуманитарные исследования проявляют значительный интерес к проблемам, связанным с феноменом имиджа. Теоретический анализ свидетельствует о том, что важным объектом изучения отечественных гуманитарных исследователей является имидж вуза. Положительный имидж рассматривается как индикатор устойчивого качества деятельности образовательного учреждения и доверия к нему.

На этапе привлечения абитуриентов и выбора образовательного учреждения целевыми группами имидж вуза, его престижность и взаимодействие с иностранными партнерами играют ключевую роль. Динамические изменения в обществе и конкурентная среда требуют постоянной работы над улучшением внешнего и внутреннего имиджа образовательного учреждения для различных аудиторий. С появлением непрерывного образования возникла новая категория абитуриентов -взрослое население, которое стремится получить дополнительное образование, повысить свою квалификацию или изменить свою профессиональную сферу. Для установления взаимопонимания с этой группой необходимо учитывать уже существующие у них стереотипы и оценки относительно образовательной политики вуза, системы подготовки специалистов и организации учебного процесса. Возникшие проблемы исследования имиджа вуза открывают новые направления и возможности для изучения феноменологии имиджа [1,3].

Необходимо отметить, что проблема формирования имиджа гуманитарного вуза вытекает из идеи связи между имиджем образовательного учреждения и его конкурентоспособностью. Согласно научным исследованиям, основной функцией имиджа является создание положительного отношения к определенному объекту или субъекту. Положительное отношение, в свою очередь, порождает доверие и способствует высокой оценке и уверенному выбору, поддерживаемому социальными связями. Таким образом, устанавливается психологическая цепочка, начинающаяся с положительного отношения. Однако до недавнего времени применимые методы формирования имиджа организаций не были широко использованы в образовательной сфере. Считается, что это связано с рядом объективных социально-экономических и политических причин. Внедрение рейтингов систем для университетов по стране с целью определения уровня их образовательной деятельности выдвинуло на первый план такие проблемы, как определение объективных критериев для оценки уровня образовательной деятельности и состояния имиджа образовательного учреждения. При выборе современными абитуриентами вуза оказывают влияние два аспекта. С одной стороны, это знание о результатах деятельности вуза, таких как качество подготовки специалистов, их востребованность на рынке труда и другие факторы, которые связываются с понятием «образ продукции» в имиджелогии. С другой стороны, важными являются известность вуза и мнение людей, которые учились или работали (и продолжают работать) в данном учебном заведении. Это включает в себя традиции, историю, дизайн помещений и другие аспекты, которые в менеджменте называются «неформальными вербальными маркетинговыми коммуникациями». Взаимодействие этих двух факторов формирует явление, известное как имидж высшего учебного заведения.

Выводы. Основной целью повышения эффективности формирования образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа в современных социально-экономических условиях является создание организационных основ. Эти основы включают в себя различные условия, которые способствуют эффективному процессу формирования образовательного имиджа. Первая группа условий связана с организационно-педагогическими аспектами. Важным фактором является создание структуры, которая будет способствовать формированию образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа. Это включает в себя определение внешних и внутренних факторов, которые влияют на формирование имиджа. Также необходимо установить конкретные цели, которые должен достигнуть образовательный имидж гуманитарного ВУЗа. Организация коллективной творческой деятельности субъектов высшего учебного заведения, направленной на формирование образовательного имиджа, также является важным условием. Для анализа и прогнозирования формирования образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа необходимо организовать педагогический мониторинг. Вторая группа условий связана с педагогическими аспектами. Они включают в себя разработку и применение эффективных педагогических методов и подходов к формированию образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа. Педагогические специалисты должны быть готовыми к осуществлению данной задачи и иметь соответствующие знания и навыки. Третья группа условий связана с психолого-педагогическими аспектами. Важным элементом при формировании образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа является психологическая поддержка студентов и создание благоприятной образовательной среды. Необходимо учесть индивидуальные потребности и особенности студентов, а также развивать их мотивацию и самооценку.

Все эти условия совместно способствуют эффективному формированию образовательного имиджа гуманитарного ВУЗа. Для этого необходима системная организация и планирование деятельности, постоянное анализирование и контроль процесса, а также использование разнообразных педагогических и психологических подходов.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания: учеб. Пособие для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 1997. -239 с.

2. Богданов, E.H. Психологические основы «Паблик релейшнз» / E.H. Богданов. - СПб.: Питер. 2003. - 208 с.

3. Бодалёв, A.A. Имиджелогия - это серьёзно / A.A. Бодалёв // Известия Академии Имиджелогии. Том 1 / под ред. Е.А. Петровой-М.: РИЦАИМ, 2005,-С. 25-30

4. Вакуленко, Р.Я. Эффективная организация мониторинга процессов оказания предпринимательских услуг населению / Р.Я. Вакуленко // Экономика и предпринимательство. - 2012. - №6. - С. 421-424

5. Ефимова, И.Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза / И.Н. Ефимова // Университетское управление. -2011. -№ 6,- С. 60-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.