Научная статья на тему 'Обоснование системы медицинского сопровождения старшеклассников с повышенными умственными способностями'

Обоснование системы медицинского сопровождения старшеклассников с повышенными умственными способностями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
учащиеся с повышенными умственными способностями / система сопровождения / функциональное биоуправление / students with increased mental abilities / support system / functional biofeedback

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Олеся Михайловна, Сетко Андрей Геннадьевич

Введение. Возможность реализации интеллектуального потенциала и развития учащихся с повышенными способностями фактически обеспечивается путём создания условий, направленных на сохранение и поддержание их здоровья. Методы. У учащихся 9–11-х классов многопрофильного лицея для одарённых подростков проведена оценка факторов риска организации и напряжённости учебного труда, режима дня; исследовано функциональное состояние центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии, сердечно-сосудистой системы — методом вариационной пульсометрии и психоэмоциональное состояние — по цветовому тесту М. Люшера и опроснику Ч.Д. Спилбергера. Для обоснования применения метода функционального биоуправления в системе медицинского сопровождения учащиеся были обучены методике диафрагмального дыхания, эффективность которой оценивали путём сравнения результатов психофизиологической диагностики до и после тренингов: 1-ю группу составили учащиеся, ежедневно выполнявшие тренинги; 2-ю группу — учащиеся, освоившие навык, но не выполнявшие тренинги. Статистическая обработка материалов проведена с использованием методов параметрического анализа и программного обеспечения Statistica 13.0. Результаты. Показано, что факторами риска здоровью учащихся с повышенными умственными способностями являлись нерациональная организация учебной деятельности, высокая её напряжённость, а также нарушение таких здоровьесберегающих компонентов режима дня, как ночной сон и прогулки. При этом проведённый анализ свидетельствовал о том, что учебные нагрузки способствовали развитию умственной работоспособности и в то же время — повышению напряжения регуляторных систем организма, что определило необходимость разработки системы сопровождения учащихся в образовательном процессе. Установлено, что выполнение тренингов диафрагмально-релаксационного дыхания способствовало повышению в 1,2 раза умственной работоспособности и познавательной активности учащихся, снижению уровня тревожности в повседневной жизни в 1,2 раза, а в учебной сфере — в 1,3 раза, а также восстановлению адаптационных резервных возможностей, о чём свидетельствовали данные об увеличении числа обследуемых с удовлетворительной биологической адаптацией в 15,0 раза. Заключение. Результаты исследования позволили научно обосновать и разработать систему сопровождения учащихся с повышенными способностями в образовательном процессе, реализация которой предполагает проведение скрининг-диагностики психофизиологического состояния обучающихся, формирование «группы риска» и «группы здоровья», организацию комплекса коррекционно-оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданова Олеся Михайловна, Сетко Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the need for the system of medical support for high school students with enhanced mental abilities

INTRODUCTION: To fully realize the intellectual potential of high school students with enhanced abilities, it is crucial to create conditions that promote and preserve their physical and mental health. METHODS: To scientifically support the system of assisting students with enhanced mental abilities in the face of risk factors within the educational environment, a one-stage study was conducted at a multidisciplinary lyceum for gifted adolescents. The study focused on identifying risk factors associated with the organization and intensity of the educational process and daily routine of students in grades 9–11. To further support the use of biofeedback in the school medical system, students were taught the diaphragmatic breathing technique. The effectiveness of this technique was evaluated through a comparative analysis of the functional state of the central nervous- and cardiovascular systems, as well as the psycho-emotional status of students before and after two weeks of functional biofeedback training. RESULTS: We found that students were at risk for health problems due to poorly organized educational activities, high intensity of studies and neglect of health-promoting habits such as adequate sleep and walking. However, it has also been found that academic demands can enhance mental performance, albeit at the cost of increased stress on the body's regulatory systems. Therefore, it is crucial to establish a support system for students that addresses these concerns. One promising intervention is diaphragmatic breathing training, which has been shown to reduce anxiety and improve mental performance and adaptability in students. CONCLUSION: Our findings have enabled the scientific substantiation and development of a comprehensive system to support students with enhanced abilities throughout their educational path. This system involves assessment of the psycho-physiological state of students, identifying those at risk and those in good health, and organizing a range of corrective, health-promoting, and health-protecting measures. These measures are designed to enhance compensatory capabilities and psycho-physiological reserves, as well as to strengthen students' health during the learning process.

Текст научной работы на тему «Обоснование системы медицинского сопровождения старшеклассников с повышенными умственными способностями»

йО!: https://doi.org/10.17816/humeco106761

Обоснование системы медицинского сопровождения старшеклассников с повышенными умственными способностями

А.Г. Сетко1, О.М. Жданова2

1 Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана, Москва, Российская Федерация;

2 Оренбургский государственный медицинский университет, Оренбург, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Возможность реализации интеллектуального потенциала и развития учащихся с повышенными способностями фактически обеспечивается путём создания условий, направленных на сохранение и поддержание их здоровья.

Методы. У учащихся 9-11-х классов многопрофильного лицея для одарённых подростков проведена оценка факторов риска организации и напряжённости учебного труда, режима дня; исследовано функциональное состояние центральной нервной системы методом вариационной хронорефлексометрии, сердечно-сосудистой системы — методом вариационной пульсометрии и психоэмоциональное состояние — по цветовому тесту М. Люшера и опроснику Ч.Д. Спилбергера. Для обоснования применения метода функционального биоуправления в системе медицинского сопровождения учащиеся были обучены методике диафрагмального дыхания, эффективность которой оценивали путём сравнения результатов психофизиологической диагностики до и после тренингов: 1-ю группу составили учащиеся, ежедневно выполнявшие тренинги; 2-ю группу — учащиеся, освоившие навык, но не выполнявшие тренинги. Статистическая обработка материалов проведена с использованием методов параметрического анализа и программного обеспечения 51айзйса 13.0.

Результаты. Показано, что факторами риска здоровью учащихся с повышенными умственными способностями являлись нерациональная организация учебной деятельности, высокая её напряжённость, а также нарушение таких здоровьесберегающих компонентов режима дня, как ночной сон и прогулки. При этом проведённый анализ свидетельствовал о том, что учебные нагрузки способствовали развитию умственной работоспособности и в то же время — повышению напряжения регуляторных систем организма, что определило необходимость разработки системы сопровождения учащихся в образовательном процессе. Установлено, что выполнение тренингов диафрагмально-ре-лаксационного дыхания способствовало повышению в 1,2 раза умственной работоспособности и познавательной активности учащихся, снижению уровня тревожности в повседневной жизни в 1,2 раза, а в учебной сфере — в 1,3 раза, а также восстановлению адаптационных резервных возможностей, о чём свидетельствовали данные об увеличении числа обследуемых с удовлетворительной биологической адаптацией в 15,0 раза.

Заключение. Результаты исследования позволили научно обосновать и разработать систему сопровождения учащихся с повышенными способностями в образовательном процессе, реализация которой предполагает проведение скрининг-диагностики психофизиологического состояния обучающихся, формирование «группы риска» и «группы здоровья», организацию комплекса коррекционно-оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий.

Ключевые слова: учащиеся с повышенными умственными способностями; система сопровождения; функциональное биоуправление.

Как цитировать:

Сетко А.Г., Жданова О.М. Обоснование системы медицинского сопровождения старшеклассников с повышенными умственными способностями // Экология человека. 2023. Т. 30, № 2. С. 101-115. йО!: https://doi.org/10.17816/humeco106761

Рукопись получена: 26.04.2022 Рукопись одобрена: 15.02.2023 Опубликована online: 10.03.2023

эко* вектор Распространяется на условиях лицензии СС ВУ-ЫС-ЫО 40

© Эко-Вектор, 2023

DOI: https://doi.org/10.17816/humeco106761

Justification of the need for the system of medical support for high school students with enhanced mental abilities

Andrei G. Setko1, Olesya M. Zhdanova2

1 Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman, Moscow, Russian Federation;

2 Orenburg State Medical University, Orenburg, Russian Federation

ABSTRACT

INTRODUCTION: To fully realize the intellectual potential of high school students with enhanced abilities, it is crucial to create conditions that promote and preserve their physical and mental health.

METHODS: To scientifically support the system of assisting students with enhanced mental abilities in the face of risk factors within the educational environment, a one-stage study was conducted at a multidisciplinary lyceum for gifted adolescents. The study focused on identifying risk factors associated with the organization and intensity of the educational process and daily routine of students in grades 9-11. To further support the use of biofeedback in the school medical system, students were taught the diaphragmatic breathing technique. The effectiveness of this technique was evaluated through a comparative analysis of the functional state of the central nervous- and cardiovascular systems, as well as the psycho-emotional status of students before and after two weeks of functional biofeedback training.

RESULTS: We found that students were at risk for health problems due to poorly organized educational activities, high intensity of studies and neglect of health-promoting habits such as adequate sleep and walking. However, it has also been found that academic demands can enhance mental performance, albeit at the cost of increased stress on the body's regulatory systems. Therefore, it is crucial to establish a support system for students that addresses these concerns. One promising intervention is diaphragmatic breathing training, which has been shown to reduce anxiety and improve mental performance and adaptability in students.

CONCLUSION: Our findings have enabled the scientific substantiation and development of a comprehensive system to support students with enhanced abilities throughout their educational path. This system involves assessment of the psychophysiological state of students, identifying those at risk and those in good health, and organizing a range of corrective, health-promoting, and health-protecting measures. These measures are designed to enhance compensatory capabilities and psychophysiological reserves, as well as to strengthen students' health during the learning process.

Keywords: students with increased mental abilities; support system; functional biofeedback.

To cite this article:

Setko AG, Zhdanova OM. Justification of the need for the system of medical support for high school students with enhanced mental abilities. Ekologiya cheloveka (Human Ecology). 2023;30(2):101-115. DOI: https://doi.org/10.17816/humeco106761

Received: 26.04.2022

eco*vector

Accepted: 15.02.2023

Published online: 10.03.2023

The article can be used under the CC BY-NC-ND 40 License

© Eco-Vector, 2023

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с «Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» приоритетной задачей государственной образовательной политики становятся выявление, поддержка и развитие одарённых, талантливых учащихся, имеющих повышенные умственные способности. Общепризнано, что развитие умственного потенциала — результат сложного взаимодействия генетических и социокультурных факторов, опосредованных деятельностью ребёнка. Однако возможность реализации интеллектуального потенциала и развития учащихся с повышенными умственными способностями фактически обеспечивается путём создания условий, направленных на сохранение и поддержание их здоровья.

Учебная деятельность детей и подростков с повышенными умственными способностями организована по образовательным программам повышенного уровня сложности, с углублённым изучением профильных дисциплин, дополнительным посещением спецкурсов, факультативов, участием в интеллектуальных конкурсах и научно-практических конференциях [1]. В связи с этим высокие объёмы учебных нагрузок чрезмерной напряжённости, интенсивный режим работы, дефицит времени, насыщенная информационная составляющая учебного процесса в сочетании с нарушением основных компонентов здорового образа жизни, имеющих важное значение в восстановлении функциональных резервов центральной нервной системы, являются факторами риска формирования психологического стресса, снижения умственной работоспособности и адаптационных резервов и, следовательно, ухудшения академической успешности учащихся с высоким умственным потенциалом [2-6]. В этом аспекте значимой и актуальной является разработка системы сопровождения учащихся с повышенными способностями в образовательном процессе, которая позволит восстановить сниженные адаптационные резервы, повысить умственную работоспособность и скорректировать психоэмоциональное состояние.

Цель исследования. Дать научное обоснование системы сопровождения учащихся с повышенными умственными способностями в условиях воздействия факторов риска образовательной среды.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В исследовании приняли участие 102 учащихся 9-11-х классов многопрофильного лицея для одарённых подростков в возрасте 15-17 лет, прошедших конкурсный отбор в форме тестирования по методике АСТУР (тест умственного развития, Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М. с соавт., 1996) на определение уровня умственного развития (средний балл по тесту — 131,7). Участники исследования были отобраны методом случайной выборки из общего количества учащихся старших

классов. Критерии отбора: I-II-я группа здоровья; наличие письменного информированного согласия. Критерии исключения: острые и хронические заболевания в стадии обострения; перенесённые за две недели до обследования острые заболевания; отказ от обследования. Сбор данных проводили во второй четверти учебного года в течение двух месяцев, в соответствии с рекомендациями Хельсинкской декларации (Форталеза, 2013). Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО Оренбургского государственного медицинского университета МЗ РФ (протокол № 258 от 09.10.2020).

В целях научного обоснования системы сопровождения учащихся с повышенными умственными способностями в многопрофильном лицее проведена оценка организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями1. Напряжённость учебной деятельности исследована хронометражным методом согласно федеральным рекомендациям по показателям сенсорных, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, режима и монотонности учебного труда [7]. Режим дня оценен методом анкетирования, с помощью которого исследована организация внеурочной деятельности, продолжительность подготовки домашних заданий, ночного сна и пребывания на открытом воздухе.

Для обоснования применения и эффективности метода функционального биоуправления (ФБУ) в системе сопровождения учащиеся были обучены технике выполнения диафрагмально-релаксационного дыхания на аппаратно-программном комплексе, состоящем из программно-индикаторного устройства «Микарт-М» и программного обеспечения «Комфорт» (ГК CITRUS, Россия).

Эффективность двухнедельных тренингов оценивали путём сравнения результатов психофизиологической диагностики до и после ФБУ в двух группах учащихся: в 1-ю группу включены учащиеся, ежедневно выполнявшие тренинги (n=25); во 2-ю группу — учащиеся, освоившие навык, но не выполнявшие тренинги (n=25). Исследуемые группы были однородны по составу и включали учащихся с одним уровнем учебной нагрузки, имеющих одинаковые социально-бытовые условия. Для этого у них определяли функциональное состояние:

• центральной нервной системы — методом вариационной хронорефлексометрии на аппаратно-программном комплексе «Способ диагностики работоспособности человека» [8] по показателям функционального уровня центральной нервной системы, устойчивости реакции и уровня функциональных возможностей (УФВ) сформированной функциональной системы, на основании которых автоматически оценивался уровень умственной работоспособности учащихся;

1 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

• сердечно-сосудистой системы — методом вариационной пульсометрии на кардиоритмографическом комплексе ORTO-expert [9] с расчётом временных параметров: моды, амплитуды моды, вариационного размаха, квадратного корня из среднего квадратов разностей величин последовательных пар интервалов, а также спектральных показателей сердечного ритма: высоко-, низко- и очень низкочастотных компонентов, а также с определением уровня биологической адаптации по данным значений индекса напряжения регуляторных систем по шкале В.П. Казначеева (1981).

Для исследования психоэмоционального состояния учащихся с помощью компьютерного тестирования проведена оценка уровня тревожности, познавательной активности и негативных эмоций в повседневной и учебной сферах по опроснику Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой (1988); суммарного отклонения от аутогенной нормы и вегетативного коэффициента по цветовому тесту М. Люшера (1949).

Статистический анализ данных выполняли с помощью программы Statistica 13.0 (StatSoft Inc., США). Для проверки гипотезы о нормальности распределения данных использовали критерий Колмогорова-Смирнова. Полученные данные подчинялись закону нормального распределения и были предоставлены в виде среднего арифметического значения (М) и ошибки среднего арифметического (m), в связи с чем в исследовании использовали параметрические методы медицинской статистики. Сравнение фактических данных с нормативными значениями проводили путём расчёта одновыборочного критерия Стьюдента для несвязанных совокупностей. Для определения статистической значимости различий психофизиологических показателей до и после выполнения ФБУ применяли парный t-критерий Стьюдента. Значимыми считали различия при р «0,05.

Бивариантные связи между количественными непрерывными признаками оценивали с помощью корреляционного анализа с расчётом коэффициента Пирсона.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценка организации учебного процесса в многопрофильном лицее показала, что у учащихся с повышенными умственными способностями плотность занятий превышала допустимую на 6-8% и составляла 96-98%, суммарная недельная учебная нагрузка у девятиклассников была выше нормируемой на 8%, у учащихся 10-11-х классов — на 3% и составляла 39 и 38 ч соответственно. В расписание занятий были включены сдвоенные уроки, нарушен принцип чередования статического и динамического компонентов учебной деятельности, а образовательная нагрузка в динамике дня и недели распределена нерационально, без учёта степени трудности учебных предметов и физиологических

периодов изменения умственной работоспособности обучающихся.

Учебная деятельность в многопрофильном лицее являлась напряжённой 1-й степени (класс 3.1) за счёт интеллектуальных, сенсорных и эмоциональных нагрузок, а также режима обучения, которые соответствовали выраженному уровню напряжённости 1-й степени (класс 3.1), тогда как к допустимому уровню напряжённости (класс 2) относилась только монотонность труда (табл. 1).

Помимо высоких учебных нагрузок и их интенсификации риск здоровью учащихся создавала нерациональная организация суточного бюджета времени (табл. 2). Показано, что режим дня учащихся с повышенными умственными способностями характеризовался избыточной загруженностью дополнительным образованием с преобладанием занятий статического характера над занятиями с динамическим компонентом, чрезмерной

1,0

13 0,8 у 0,6

/ 0,82 0,4 12 / 0,2

0 76 / -0,6 Q -0,54

11 п- 1 .....

/ -о,

9 0,82

0,72

8 7

% работоспособность | performance

□ индекс напряжения регуляторных систем stress index of regulatory systems

Рис. 1. Показатели корреляционной зависимости умственной работоспособности и индекса напряжения учащихся от факторов риска организации учебного процесса и режима дня: 1 — уровень недельной учебной нагрузки; 2 — уровень дневной учебной нагрузки; 3 — степень трудности учебных предметов; 4 — интеллектуальные нагрузки; 5 — сенсорные нагрузки; 6 — эмоциональные нагрузки; 7 — монотонность учебного процесса; 8 — режим работы на занятиях; 9 — компоненты режима дня; 10 — выполнение домашних заданий; 11 — внеурочные факультативные занятия; 12 — занятия в спортивных секциях; 13 — ночной сон; 14 — прогулки на открытом воздухе.

Fig. 1. Correlation between mental performance and the stress index across risk factors within the educational environment:

1 — weekly educational load; 2 — daily educational load; 3 — the degree of difficulty of educational subjects; 4 — intellectual loads; 5 — sensory loads; 6 — emotional stress; 7 — monotony of the educational process; 8 — mode of work in the classroom; 9 — components of the daily regimen; 10 — homework; 11 — extracurricular optional classes; 12 — classes in sports sections; 13 — night sleep; 14 — outdoor walks.

1

4 0,86

ОРИГИНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Т. 30, № 2, 2023 Экология человека - 105

Таблица 1. Показатели напряжённости учебного процесса у исследуемых учащихся, баллы Table 1. Indicators of the intensity of the educational process among the study participants (points)

Показатели Баллы Класс напряжённости

Indicators Points Tension grade

Интеллектуальные нагрузки | Intellectual workload 3,20±0,18 Класс 3.1

Сенсорные нагрузки | Sensory load 2,80±0,11 Класс 3.1

Эмоциональные нагрузки | Emotional load 3,20±0,29 Класс 3.1

Монотонность учебного процесса | The monotony of the educational process 2,30±0,24 Класс 2

Режим работы на учебных занятиях | Schedule of the training sessions 3,0±0,11 Класс 3.1

Комплексная балльная оценка | Score 2,90±0,14 Класс 3.1

продолжительностью подготовки домашнего задания, что ограничивало длительность ночного сна и время прогулок на открытом воздухе.

С целью определения степени воздействия на состояние здоровья учащихся факторов организации учебного процесса и режима дня проведён корреляционный анализ (рис. 1). Выявлена прямая статистически значимая зависимость умственной работоспособности учащихся от уровня недельной (г=0,650±0,099) и дневной (г=0,660±0,098) учебной нагрузки, степени трудности предметов (г=0,550±0,109), напряжённости интеллектуальных (г=0,830±0,073) и сенсорных нагрузок (г=0,390±0,120), занятий в спортивных секциях (г=0,400±0,119), домашних заданий (/=0,820±0,075) и факультативных занятий (/=0,730±0,089), а также обратная зависимость от напряжённости эмоциональных нагрузок (г=—0,520±0,111) и монотонности учебного труда (г=—0,400±0,119). Вместе с этим установлена обратная связь индекса напряжения регуляторных систем с такими

Таблица 2. Характеристика режима дня учащихся Table 2. Characteristics of the daily routine of students

компонентами режима дня, как ночной сон (/=-0,850±0,069) и прогулки на воздухе (г=-0,540±0,110), и прямая его зависимость от всех остальных показателей организации учебного процесса и режима дня.

Полученные данные свидетельствуют о том, что с увеличением объёма и напряжённости учебных нагрузок повышается активность симпатической вегетативной нервной системы, возрастает степень напряжения ре-гуляторных систем организма учащихся, в связи с чем для восстановления адаптационных резервов и их поддержания необходимо внедрение в образовательный процесс дополнительного коррекционно-оздоровитель-ного здоровьесберегающего компонента.

Эффективным способом повышения адаптационных возможностей, коррекции психоэмоционального состояния учащихся является метод ФБУ, в основе которого лежит принцип биологической обратной связи [10-14]. Этот принцип использует инструменты для измерения

Вид деятельности Kind of activity

Рекомендуемая норма

длительности Recommended duration

Фактическая длительность, M±m Actual duration, M±m

Обязательные занятия в общеобразовательном учреждении, часы/день

Compulsory classes in an education institution (hours/day)

Внеурочные (дополнительные) занятия, часы/неделя: Additional classes (hours/week):

- факультативные занятия | extracurricular activities

- занятия в спортивных секциях | sports activities

Выполнение домашних заданий, часы/день Homework (hours/day)

Ночной сон, часы/день | Night sleep (hours/day)

Пребывание на открытом воздухе, часы/день Outdoor activities (hours/day)

Личная гигиена, утренняя гимнастика, приём пищи, часы/день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Personal hygiene, morning exercises, meals (hours/day)

5,3

10,0

3,5

8,5 2,0

2,0

5,30±0,31

13,40±1,46

7,80±0,20 5,60±0,18 5,80±0,42

6,50±0,41 0,50±0,08

2,60±0,24

0,256

0,033

0,041

0,040 0,021

0,168

P

и обеспечения обратной связи (в режиме реального времени) о физиологических реакциях учащихся, чтобы помочь им научиться произвольно контролировать и изменять свои физиологические функции [15]. Основной целью биологической обратной связи с помощью диафрагмаль-но-релаксационного дыхания является восстановление вегетативного баланса за счёт повышения амплитуды респираторной синусовой аритмии (RSA): увеличения частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время вдоха и снижения — во время выдоха [16, 17]. RSA используется как показатель контроля блуждающего нерва сердца, который рассматривается в качестве маркёра регуляции эмоций, причём более высокий тонус блуждающего нерва отражает эффективную регуляцию эмоций, а низкий тонус — дефицит регуляции эмоций [18].

Показано, что у учащихся, выполнявших ФБУ в течение двух недель (1-я группа), повысилась периферическая температура тела, RSA на фоне снижения мышечного напряжения, ЧСС и частота дыхания, в то время как у учащихся 2-й группы статистически значимо снизилась только электрическая активность мышц (табл. 3).

Анализ данных, представленных в табл. 4, свидетельствует о том, что после тренинга у учащихся 1-й группы нормализовался вегетативный баланс (это нашло отражение в данных одновременного снижения показателей парасимпатической и симпатической вегетативной нервной системы). У учащихся 2-й группы изменения показателей вариабельности сердечного ритма имели недостоверный характер.

На фоне стабилизации вегетативного баланса выявлено повышение уровня адаптационных возможностей у учащихся 1-й группы, среди которых число обследуемых с удовлетворительной биологической адаптацией увеличилось в 15,0 раза, а со срывом адаптации — уменьшилось в 1,3 раза, в то время как уровень биологической адаптации у учащихся 2-й группы не изменился (рис. 2).

Оценка психоэмоционального состояния учащихся показала, что среди 1-й группы снизилась в 1,5 раза доля обследуемых с высоким уровнем нервно-психического напряжения, тогда как среди 2-й группы как до, так и после тренинга более половины учащихся имели выраженное непродуктивное нервно-психическое напряжение (рис. 3). Это нашло свое отражение в снижении уровня тревожности у учащихся 1-й группы в повседневной жизни в 1,2 раза, а в учебной сфере — в 1,3 раза, в связи с чем, вероятно, среди учащихся этой же группы увеличилась познавательная активность в 1,2 раза в повседневной и в учебной сфере. В свою очередь у учащихся 2-й группы балльная оценка выраженности тревожности и познавательной активности до и после ФБУ статистически значимо не изменилась (табл. 5).

Наряду с этим у учащихся 1-й группы выявлено увеличение функциональных показателей центральной нервной системы, о чем свидетельствовали данные повышения устойчивости реакции с 1,3±0,14 до 1,6±0,13 ед. (р=0,123) и УФВ — с 2,5±0,17 до 2,8±0,15 ед. (р=0,192) (рис. 4).

Таблица 3. Физиологические параметры учащихся до и после тренингов, M±m Table 3. Physiological characteristics of students before and after trainings (M±m)

Показатель Variables Группы учащихся Student groups Период регистрации показателя Indicator registration period P

до ФБУ before FBF после ФБУ after FBF

Периферическая температура тела, °С 1 26,10±0,48 27,70±0,59 0,040

Peripheral body temperature (°С) 2 29,90±0,39 29,80±0,34 0,847

Электрическая активность мышц, В 1 5183,70±497,66 3459,20±395,82 0,009

Electrical activity of muscles (B) 2 3504,0±386,85 1162,90±107,73 <0,001

Частота дыхательных движений, раз/мин 1 10,70±0,56 8,60±0,64 0,017

The frequency of respiratory movements (times/min) 2 11,50±0,44 10,40±0,49 0,101

Частота сердечных сокращений в минуту 1 104,10±10,12 78,40±7,67 0,046

Heart rate (bpm) 2 96,60±8,32 85,40±6,37 0,290

Синусовая дыхательная аритмия, ед. 1 26,90±0,87 31,30±1,01 0,001

Sinus respiratory arrhythmia (units) 2 22,90±2,30 20,10±2,09 0,372

Коэффициент соотношения длительности вдоха и выдоха, ед. 1 1,20±0,12 0,80±0,07 0,005

The ratio of the duration of inhalation and exhalation (units) 2 1,10±0,07 1,10±0,09 1,000

Примечание: здесь и в других таблицах ФБУ — метод функционального биоуправления. Note: here and in other tables, FBF — functional biofeedback training.

Таблица 4. Показатели вариабельности сердечного ритма учащихся до и после тренингов, M±m Table 4. Indicators of heart rate variability of students before and after trainings (M±m)

Показатели Variables Группы учащихся Student groups Период регистрации показателя Indicator registration period Р

до ФБУ before FBF после ФБУ after FBF

Частота сердечных сокращений в минуту 1 102,500±5,545 77,490±2,881 <0,001

Heart rate (bpm)

2 85,240±2,798 80,770±2,622 0,249

Медиана, с 1 0,620±0,032 0,790±0,026 <0,001

Median (sec)

2 0,710±0,021 0,760±0,022 0,106

Среднее квадратическое отклонение, с 1 0,110±0,014 0,060±0,005 0,001

Standard deviation of normal intervals (sec) 2 0,090±0,017 0,006±0,004 <0,001

Мода, с 1 0,630±0,045 0,790±0,030 0,004

Mode (sec)

2 0,740±0,026 0,760±0,027 0,596

Амплитуда моды, % 1 33,500±4,207 34,570±4,535 0,863

Amplitude of the mode (%) 2 37,670±3,183 35,0±2,001 0,481

Вариационный размах (ДХ), с 1 0,430±0,043 0,290±0,024 0,006

Variational range (ДХ, sec) 2 0,370±0,049 0,260±0,016 0,038

Квадратный корень из R-R-интервалов, с 1 0,120±0,013 0,060±0,006 <0,001

Root mean square of successive differences between 2 0,090±0,009 0,050±0,005 <0,001

adjacent beat to beat intervals (sec)

Индекс напряжения, ед. 1 98,740±21,105 88,910±11,250 0,682

Stress index (units)

2 105,600±17,034 105,640±13,644 0,998

Суммарная мощность спектра, мс2 1 20880,510±5337,940 8445,630±1208,131 0,027

Total spectrum power (msec2) 2 13270,0±3874,031 10394,800±1525,897 0,493

Мощность в диапазоне очень низких частот, мс2 1 10291,850±3067,383 4255,890±979,718 0,067

Very low frequency HRV (msec2)

2 7641,600±3115,155 6119,800±1121,114 0,647

Мощность в диапазоне низких частот, мс2 1 6262,780±2319,832 2663,050±478,575 0,135

Low-frequency HRV (msec2) 2 2555,400±576,451 2249,200±447,351 0,676

Мощность в диапазоне высоких частот, мс2 1 4347,890±1134,45 1490,950±290,659 0,018

High-frequency HRV (msec2) 2 3073,0±852,953 2025,800±590,552 0,317

При этом среди обследуемых 1-й группы число учащихся со сниженной работоспособностью уменьшилось в 18,2 раза, в противоположность этому среди учеников 2-й группы удельный вес числа учащихся с нормальной умственной работоспособностью после тренинга снизился в 8,3 раза (рис. 5).

Полученные данные позволили научно обосновать и разработать систему сопровождения учащихся с повышенными умственными способностями в образовательном процессе, которая состояла из трёх функциональных блоков: диагностического, здоровьесберегающего и кор-рекционно-оздоровительного (рис. 6). Диагностический блок организован с целью исследования психофизиологического состояния учащихся и последующего их

распределения в зависимости от полученных результатов на «группы здоровья» и «группы риска». Наличие у учащегося сниженной и существенно сниженной умственной работоспособности; неудовлетворительной биологической адаптации или её срыва; высокого уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний, стресса; низкой познавательной активности свидетельствует о его принадлежности к «группе риска».

Здоровьесберегающий блок включает комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание адаптационных резервов учащихся «группы здоровья». Для этого организуются ежедневные профилактические тренинги ФБУ на 3-4-й переменах в период нарастающего утомления под контролем педагогов, также обученных

после ФБУ | after FBF

до ФБУ | before FBF

'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS. 70 о 'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSi

'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSS>irr77-?SSSSSSSSSSSSSSSSSSSSSs

'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSS, 'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSS,

после ФБУ | after FBF

до ФБУ | before FBF

30,0

66,7

'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSS. 'SSSSSSSSSSSSSSSSSSSS.

tit**!***!*!***!*!***!***!*!***!*!***!***!*!***

33,3

15,0

VSSSSSSSSSSSSSSSSSi

VSSSSSSSSSSSSSSSSSÏ77771

60,0

ssssssssssssssssss. ssssssssssssssssss.

25,0

'SSSSSSSSSSSSSSSSS „ Q tsssssssssssssssssl 'ssssssssssssssssÀ 57,9 VssssssssssssssssÄ

31,6

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 □ удовлетворительная | satisfactory □ напряжение | pressure

I неудовлетворительная | unsatisfactory

□ срыв адаптации | disruption of adaptation

Рис. 2. Распределение учащихся в зависимости от биологической адаптации до и после тренингов, %. ФБУ — метод функционального биоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 2. Distribution of students depending by biological adaptation before and after functional biofeedback trainings (%). FBF is a method of functional biofeedback.

после ФБУ | after FBF

до ФБУ | before FBF

после ФБУ | after FBF

до ФБУ | before FBF

>777777777777222277773 ' I 3,8 r/w/vw/w/j 31,6 /zw.

72,2

20

40

60

80

100

□ I

□ II

\ III

Рис. 3. Распределение учащихся в зависимости от соответствия суммарного отклонения аутогенной норме до и после тренингов, %. I — состояние, характеризующееся высокой активностью и позитивным настроем на выполнение заданий; II — физиологическая норма; III — высокий уровень непродуктивной нервно-психической напряжённости. ФБУ — метод функционального биоуправления.

Fig. 3. The distribution of students by the compliance of the total deviation from the normal values before and after thefunctional biofeedback trainings (%).

I — a state characterized by high activity and a positive attitude to perform tasks; II — physiological norm; III — a high level of unproductive neuropsychic tension. FBF is a method of functional biofeedback.

0

навыку ФБУ, а каждые две недели осуществляется мониторинг эффективности проведённых тренингов путём психофизиологической диагностики. В целях сохранения здоровья осуществляются мероприятия по коррекции факторов риска, где основными направлениями служат

рациональная организация учебного процесса и режима дня учащихся с повышенными умственными способностями.

Для учащихся «группы риска» организован коррек-ционно-оздоровительный блок, мероприятия которого

3,5 3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0

2,4 -i-

2,5 -i

2,5 2,5

tri-

1-я группа 1st group

2-я группа 2nd group

ФУС|FL

1,3 -b-

1,6

1-я группа 1st group

1,3 -Ь-

1,3

2-я группа 2nd group

УР | RS

2,8

2,5 J""

1-я группа 1st group

2,5 2,5

2-я группа 2nd group

УФВ | LF

□ до ФБУ | before FBF

□ после ФБУ | after FBF

Рис. 4. Показатели функционального состояния центральной нервной системы до и после тренингов, %.

ФБУ — метод функционального биоуправления, ФУС — функциональный уровень центральной нервной системы, УР — устойчивость реакции, УФВ — уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы.

Fig. 4. Indicators of the functional state of the central nervous system before and after functional biofeedback trainings (%).

FBF — method of functional biofeedback, FL — functional level of the nervous system, RS — reaction stability, LF — level of functionality of the

formed functional system.

направлены на повышение адаптационных возможностей, нормализацию психофизиологического состояния. Коррекционная работа с учащимися проводится индивидуально специалистом, обученным ФБУ, а также совместно с учащимися «группы здоровья» на переменах под контролем учителя. Контроль эффективности тренингов осуществляется каждые две недели, и в случае положительной динамики обучающийся переводится в «группу здоровья», а при отсутствии положительной динамики снова проходит обучение по формированию навыка ФБУ и продолжает выполнение тренингов в назначенном

режиме. С целью максимального оздоровительного эффекта осуществляется коррекция учебного процесса и режима дня учащегося в соответствии с его состоянием здоровья.

ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что факторами риска для здоровья учащихся с повышенными умственными способностями являлись превышение допустимого уровня учебной нагрузки, распределение её в динамике учебного дня и недели

Таблица 5. Оценка уровня тревожности, познавательной активности у учащихся до и после тренингов, баллы Table 5. Anxiety and cognitive activity of students before and after trainings (points)

Показатель Группы учащихся Период регистрации показателя Indicator registration period P

Variables Student groups до ФБУ before FBF после ФБУ after FBF

Тревожность | Anxiety

в повседневной деятельности in daily activities 1 2 22,60±1,11 24,3±1,0 19,0±1,16 22,80±1,17 0,029 0,334

в учебной деятельности in school activities 1 2 24,10±0,78 26,0±1,20 18,30±0,77 23,50±1,27 <0,001 0,159

Познавательная активность | Cognitive activity

в повседневной деятельности in daily activities 1 2 24,70±0,94 23,50±0,92 28,40±1,07 24,40±1,56 0,012 0,621

в учебной деятельности in school activities 1 2 27,40±1,22 23,60±1,21 31,10±0,75 24,90±1,03 0,012 0,417

2 после ФБУ | after FBF g тз см

38,3 /Л/Л/.Л7Л/Л/Л'Н

си п п ^ ^ до ФБУ | before FBF c\l

И1 ¡„и,,

1 после ФБУ | after FBF g

36,4 1 • ■ ..................А ■ ■ ■ ....................

'Л 63,6

(0 п п ^ до ФБУ | before FBF

27,3 ,Y,',Y,V.Y.Y,Y,Y,Y,Y 54,5 I.".-.-.-.".-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- 10 1 8,2

- - - -г- -

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Работоспособность | Performance

□ нормальная | normal □ незначительно сниженная | slightly reduced В сниженная | reduced

Рис. 5. Распределение учащихся в зависимости от уровня работоспособности до и после тренингов, %. ФБУ — метод функционального биоуправления.

Fig. 5. Distribution of students by the level of performance before and after functional biofeedback trainings (%). FBF — the method of functional biofeedback.

без учёта кривой работоспособности, высокая напряжённость учебного труда (класс 3.1), а также нерациональная организация режима дня. При этом доказано, что учебные нагрузки стимулировали развитие умственной работоспособности, но их повышение сопровождалось увеличением напряжения регуляторных систем организма учащихся с повышенными способностями, что определило необходимость разработки системы сопровождения обучающихся в образовательном процессе.

Данные научных исследований последних лет свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья подрастающего поколения, снижении удельного веса числа детей и подростков с 1-11 группами здоровья, повышении острой и хронической заболеваемости [19-21]. Учитывая тот факт, что дети и подростки проводят большую часть своего времени в общеобразовательной организации, многочисленные программы профилактики нарушений состояния здоровья учащихся должны быть направлены в первую очередь на оптимизацию факторов образовательной среды и улучшение организации учебного процесса. Анализ научной литературы показал, что в настоящее время разработанные различными авторами модели сопровождения одарённых школьников в образовательном процессе включают в основном психолого-педагогический компонент, направленный на создание психолого-педагогических условий, которые необходимы для гармоничного нервно-психического развития каждого обучающегося [22-29]. Слабым звеном, по нашему мнению, в большинстве существующих моделей сопровождения

одарённых детей и подростков является отсутствие медицинского компонента, позволяющего учесть в полной мере факторы риска, характерные для обучения учащихся с повышенными умственными способностями, и решить проблему ухудшения физического и психического здоровья высоко замотивированных учеников. В разработке системы сопровождения учащихся с повышенными способностями, впрочем, как и других обучающихся, должен участвовать школьный врач, а основной акцент должен быть направлен на профилактику донозологических отклонений в состоянии соматического и психического здоровья учащихся и своевременную их коррекцию.

Разработанная нами система сопровождения учащихся с повышенными умственными способностями предусматривает скрининг-диагностику донозологиче-ского состояния учащихся с последующим формированием «групп здоровья» и «групп риска». Для учащихся каждой группы предложен комплекс физиолого-гигие-нических мероприятий, осуществляющихся с учётом их состояния здоровья. Обучение учащихся методам произвольного управления и контроля своих физиологических функций позволяет восстановить резервные возможности и повысить когнитивные функции и умственную работоспособность в целом, в том числе за счёт коррекции нервно-психического состояния, что особенно актуально для обучающихся в условиях высокой эмоциональной напряжённости и постоянного дефицита времени. Исследования свидетельствуют о том, что стресс не только влияет на физическое и психическое благополучие, но и может

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ SUPPORT SYSTEM STUDENTS WITH INCREASED MENTAL ABILITIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS

ДИАГНОСТИЧЕСКИМ БЛОК | DIAGNOSTIC UNIT

1. Идентификация факторов риска здоровью учащихся | 1. Identification of health risk factors for students

I

2. Диагностика психофизиологического состояния организма учащихся | 2. Diagnosis of the psychophysiological state of the students' body

Учащиеся | Students «ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ»: "HEALTH GROUPS":

Р | P — 2,0-2,9 ед. | units ИН | SI — 80-120 ед. | units Тр. | A —10-17 баллов | points ПА | CA — 32-40 баллов | points НЭП | NEE —10-16 баллов | points ВК | VC — 0,6-1,5 ед. | units СО | TD <10 ед. | units

iE

Динамический мониторинг эффективности ФБУ Dynamic monitoring of FBF efficiency

«Группа здоровья»

Групповые тренинги под контролем учителя, на перемене после 3-4-х уроков, в период нарастающего утомления «Health Group» Group training under the supervision of a teacher, at recess after 3-4 lessons, during a period of increasing fatigue

«Группа риска»

Индивидуальные тренинги под контролем специалиста в сочетании с групповыми тренингами с учащимися «группы здоровья» «Risk Group» Individual trainings under the supervision of a specialist in combination with group trainings with students "health groups"

Учащиеся | Students «ГРУППЫ РИСКА»: "AT-RISK GROUPS":

УР | P < 1,3-1,9 ед. | units 60 ед. | units < ИН | SI > 200 ед. | units Тр. | A. — 26-40 баллов | points ПА | CA —10-23 баллов | points НЭП | NEE — 26-40 баллов | points 0,6 ед. | units < ВК | VC > 1,5 ед. | units СО | TD >14 ед . | units

ПРОФИЛАКТИКА PREVENTION

Длительность выполнения:

при освоении навыка на 30-60-й секунде 1-го сеанса ^ 1-2 мин при освоении навыка на 30-60-й секунде 2-го сеанса ^ 2-4 мин

Run time:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

when mastering the skill at 30-60 seconds of the 1st session ^ 1-2 min when mastering the skill at 30-60 seconds of the 2nd session ^ 2-4 min

КОРРЕКЦИЯ CORRECTION

Обучение ФБУ 2 сеанса (по 2 мин) на компьютерном тренажёре FBF training 2 sessions (2 min each) on a computer simulator

Коррекция факторов риска

1. Оптимизация учебного процесса:

• рациональное распределение учебной нагрузки в динамике дня и недели;

• коррекция напряжённости учебного труда.

2. Формирование рационального режима дня:

• обеспечение оптимального двигательного режима, достаточной длительности ночного сна, прогулок;

• формирование у обучающихся навыков рационального режима обучения и отдыха.

3. Коррекция рациона питания учащихся в количественном и качественном отношении:

• ежедневное использование в рационе продуктов, богатых ы-3 ПНЖК, витаминами В4, В6, В9, В12, A, C, E и D, I, Se, Ca, Mg, Zn, Fe, стимулирующих деятельность ЦНС.

Correction of risk factors

1. Optimization of the educational process:

• rational distribution of the teaching load in the dynamics of the day and week;

• correction of the intensity of educational work;

2. Formation of a rational daily routine:

• ensuring optimal motor mode, sufficient duration of night sleep, walks;

• formation of students' skills of a rational regime of training and rest;

3. Correction of the diet of students in quantitative and qualitative terms:

• daily use in the diet of foods rich in ы-3 PUFAs, vitamins B4, B6, B9, B12, A, C, E and D, I, Se, Ca, Mg, Zn, Fe, which stimulate the activity

of the central nervous system

Создание комфортных условий обучения для учащихся «группы риска» Адаптация учебного процесса относительно состояния здоровья учащихся «группы риска»:

• непрерывный контроль за установленными учебными нагрузками, их коррекция, в основном за счёт уменьшения объемов домашних заданий;

Индивидуализация режима дня в соответствии с состоянием здоровья учащихся «группы риска». Проведение индивидуальных психологических консультаций с учащимися из «группы риска» с целью определения причин дезадаптации, их устранения. Creating comfortable learning conditions for students at risk Adaptation of the educational process in relation to the health status of students of the "risk group":

• continuous monitoring of the established study loads, their correction, mainly by reducing the amount of homework;

Individualization of the daily routine in accordance with the health status of students of the "risk group". Conducting individual psychological consultations with students from the "risk group" in order to determine the causes of maladjustment and eliminate them.

Д О

Повышение компенсаторных возможностей и психофизиологических резервов, укрепление и поддержание здоровья учащихся с повышенными умственными способностями Increasing compensatory abilities and psychophysiological reserves, strengthening and maintaining the health of students with increased mental abilities

Рис. 6. Система сопровождения учащихся с повышенными способностями в образовательном процессе.

Р — работоспособность; ИН — индекс напряжения; Тр. — Тревожность; ПА — познавательная активность; НЭП — негативные эмоциональные переживания; ВК — вегетативный коэффициент; СО — суммарное отклонение от аутогенной нормы; ФБУ — метод функционального биоуправления.

Fig. 6. The system of following-up students with enhanced abilities in the educational process.

P — performance; SI — stress index; A — anxiety; CA — cognitive activity; NEE — negative emotional experiences; VC — vegetative coefficient; TD — total deviation from the autogenous norm; FBF — the method of functional biofeedback.

ухудшить аспекты принятия решений, которые имеют решающее значение в период проведения контрольных работ и экзаменов [30]. При высоком уровне возбуждения процесс принятия решений становится более импульсивным и менее целенаправленным, что связано с нарушением контроля со стороны префронтальных областей мозга в условиях стресса [30]. В связи с этим крайне важным становится обучение учащихся с повышенными умственными способностями навыкам произвольного управления стрессом во время учебной деятельности, и особенно в период проведения экзаменов.

Учитывая тот факт, что выборка учащихся с повышенными умственными способностями в настоящем исследовании охватывает только одарённых детей Оренбуржья, полученные результаты требуют верификации на выборках обучающихся образовательных учреждений других регионов Российской Федерации, а также увеличения периода наблюдения за изменениями психофизиологических показателей после проведённых тренингов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно обоснована и разработана система сопровождения учащихся с повышенными умственными способностями в образовательном процессе, реализация которой предполагает проведение скрининг-диагностики психофизиологического состояния обучающихся, формирование «группы риска» и «группы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузьмин Я.И., Фрумин И.Д. Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, 2019.

2. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., и др. Учебная, внеучебная и общая нагрузка, режим дня старшеклассников при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности // Новые исследования. 2016. № 4. С. 71-84.

3. Сетко А.Г., Жданова О.М., Лукьянов П.В. Особенности физиологических реакций на учебную нагрузку организма учеников с различными умственными способностями // Гигиена и санитария. 2022. Т. 101, № 2. С. 211-217.

Со1: 10.47470/0016-9900-2022-101-2-21 1-217

4. Каркашадзе Г.А., Намазова-Баранова Л.С., Захарова И.Н., и др. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста // Педиатрическая фармакология. 2017. Т. 14, № 1. С. 7-23. Со1: 10.15690/р^14П.1697

5. Сетко А.Г., Булычева Е.В., Жданова О.М. Особенности функционирования центральной нервной и дыхательной систем старшеклассников, обучающихся в условиях высокой напряженности учебного труда // Наука и инновации в медицине. 2021. Т. 6, № 2. С. 37-42.

Со1: 10.35693/2500-1388-2021-6-2-37-42

6. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Донозологическая оценка здоровья одаренных подростков в условиях воздействия

здоровья», организацию для них комплекса коррекци-онно-оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий, направленных на повышение компенсаторных возможностей и психофизиологических резервов, укрепление и поддержание здоровья учащихся в процессе обучения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ADDITIONAL INFO

Вклад авторов: А.Г. Сетко — концепция и дизайн исследования, редактирование статьи; О.М. Жданова — написание текста, сбор и обработка материала, статистическая обработка. Оба соавтора приняли участие в утверждении окончательного варианта текста и несут ответственность за целостность всех частей статьи. Оба соавтора подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE.

Authors' contribution: A.G. Setko — concept and design, editing of the manuscript; O.M. Zhdanov — drafting the manuscript, data collection, data processing and statistical analysis. Both authors approved the final version of the manuscript and are responsible for the paper's integrity. Both authors confirm that their authorship complies with the ICMJE guidelines.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Funding sources. The study had no sponsorship. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Competing interests. The authors declare no competing interests.

факторов образовательного процесса // Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2020. № 11. С. 41-48. doi: 10.35627/2219-5238/2020-332-1 1-41-48

7. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В., и др. Федеральные рекомендации «Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся». Утверждены Профильной комиссией Минздрава России по школьной медицине, гигиене детей и подростков 14 февраля 2015 г., протокол № 4.

8. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека. Санкт-Петербург : ИМАТОН, 2007. 25 с.

9. Игишева Л.Н., Галеев А.Р. Комплекс ORTO-expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Кемерово : НПП «Живые системы, 2003. 36 с.

10. Weerdmeester J., van Rooij M.J.W., Engels R.C., Granic I. An integrative model for the effectiveness of biofeedback interventions for anxiety regulation: viewpoint // J Med Internet Res. 2020. Vol. 22, N 7. Р. e14958. doi: 10.2196/14958

11. Lehrer P.M., Gevirtz R. Heart rate variability biofeedback: how and why does it work? // Front Psychol. 2014. N 5. Р. 756.

doi: 10.3389/fpsyg.2014.00756

12. Khng K.H. A better state-of-mind: deep breathing reduces state anxiety and enhances test performance through regulating test cognitions in children // Cogn Emot. 2017. Vol. 31, N 7. P. 15021510. doi: 10.1080/02699931.2016.1233095

13. Goldin P.R., Gross J.J. Effects of mindfulness-based stress reduction (MBSR) on emotion regulation in social anxiety disorder // Emotion. 2010. Vol. 10, N 1. Р. 83-91. doi: 10.1037/a0018441

14. Chen Y.F., Huang X.Y., Chien C.H., Cheng J.F. The effectiveness of diaphragmatic breathing relaxation training for reducing anxiety // Perspect Psychiatr Care. 2017. Vol. 53, N 4. P. 329-336. doi: 10.1111/ppc.12184

15. Russo M.A., Santarelli D.M., O'Rourke D. The physiological effects of slow breathing in the healthy human // Breathe (Sheff). 2017. Vol. 13, N 4. P. 298-309. doi: 10.1 183/20734735.009817

16. Zou L., Sasaki J.E., Wei G.X., et al. Effects of mind-body exercises (tai chi/yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: a systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials // J Clin Med. 2018. Vol. 7, N 11. Р. 404.

doi: 10.3390/jcm7110404

17. Martarelli D., Cocchioni M., Scuri S., Pompei P. Diaphragmatic breathing reduces exercise-induced oxidative stress // Evid Based Complement Alternat Med. 2011. Vol. 2011. Р. 932430. doi: 10.1093/ecam/nep169

18. Hamasaki H. Effects of diaphragmatic breathing on health: a narrative review // Medicines (Basel). 2020. Vol. 7, N 10. Р. 65. doi: 10.3390/medicines7100065

19. Поленова М.А. Информационно-образовательные нагрузки как фактор риска здоровью школьников // Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2015. № 10. С. 20-22.

20. Зайцева Н.В., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П., и др. Риск-ассоциированные нарушения здоровья учащихся начальных классов школьных образовательных организаций с повышенным уровнем интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса // Анализ риска здоровью. 2017. № 1. С. 66-83.

doi: 10.21668/health.risk/2017.1.08

21. Кучма В.Р., Фисенко А.П. Основные мероприятия десятилетия детства (2018-2027 гг.) в сфере укрепления здоровья детей России. В кн.: Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. Екатеринбург : Издательство УГМУ, 2018. Выпуск 6. С. 238.

22. Райзвих Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся подросткового возраста в современном образовательном процессе. В кн.: Актуальные ориентиры профилактики социальных отклонений молодежи: сборник

трудов кафедры социальной педагогики и психологии. 2018. С. 248-253.

23. Шабакина М.А. Социально-педагогическое сопровождение одаренных учащихся в образовательном процессе. В кн.: Проблемы и перспективы развития образования: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / под ред. Ахметшиной И.А., Измайловой Р.Г., Лосевой А.А. 2018. С. 96-100.

24. Карпович Е.П., Чепуленок О.Г. Сопровождение интеллектуально одаренных учащихся (из опыта работы). В кн.: Психолого-педагогическое сопровождение одаренности: материалы республиканской научно-практической конференции. Витебск, 10 апреля 2014 г. Витебск : ВГУ имени П.М. Маше-рова, 2014. С. 84-87.

25. Сурикова Я.А. К вопросу о системе психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных учащихся в среднем общеобразовательном учреждении. В кн.: Международная научно-практическая конференция «Проблемы современного образования»; Сентябрь 5-6, 2010; Пенза-Ереван-Прага. Пенза-Ереван-Прага : ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. С. 437-445.

26. Говорухина Л.В. Создание системы педагогического сопровождения проектной деятельности одаренных учащихся в рамках реализации ФГОС // Преемственность в образовании. 2018. № 20. С. 16-26. Режим доступа: https://eybrary.ru/item.asp7icM2340643

27. Сыромятникова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одаренных учащихся. В кн.: Образование и педагогика: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции; 4 декабря 2020 г., Чебоксары. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2020. С. 235-237.

28. Романько Э.Н. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся в многопрофильной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 6. С. 72-78.

29. Андреева Н.Ю., Трусова Н.В. Современные представления о сопровождении одаренных учащихся // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 196. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?iC=20909180

30. Arsenio W.F., Loria S. Coping with negative emotions: connections with adolescents' academic performance and stress // J Genet Psychol. 2014. Vol. 175, N 1-2. Р. 76-90.

Coi: 10.1080/00221325.2013.806293

REFERENCES

1. Kuz'min Jal, Frumin ID. Rossijskoe obrazovanie: dostizhenija, vyzovy, perspektivy. Moscow: Nacional'nyj issledovatel'skij uni-versitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija; 2019. 432 p. (In Russ).

2. Paranicheva TM, Makarova LV, Luk'janec GN, et al. Uchebnaja, vneuchebnaja i obshhaja nagruzka, rezhim dnja starshek-lassnikov pri intellektual'nyh nagruzkah povyshennoj intensiv-nosti. New study. 2016;(4):71 —84. (In Russ).

3. Setko AG, Zhdanova OM, Lukyanov PV. Features of physiological reactions to the learning load on students with different mental abilities. Hygiene and sanitation, Russian journal. 2022;101(2):211—217. (In Russ).

doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-2-21 1-217

4. Karkashadze GA, Namazova-Baranova LS, Zakharova IN, et al. Syndrome of high academic loads in school-aged children and adolescents. Pediatric pharmacology. 2017;14(1):7-23. (In Russ). doi: 10.15690/pf.v14i1.1697

5. Setko AG, Bulycheva EV, Zhdanova OM. Central nervous system and respiratory system functioning in pupils of higher secondary school preconditioned by intensive educational process. Science & innovations in medicine. 2021;6(2):37-42. (In Russ).

doi: 10.35693/2500-1388-2021-6-2-37-42

6. Setko NP, Zhdanova OM, Setko AG. Prenosological health assessment in gifted adolescents affected by educational process factors. Public health and life environment — PH&LE. 2020;(11):41-48. (In Russ). doi: 10.35627/2219-5238/2020-332-1 1-41-48

7. Kuchma VR, Tkachuk EA, Efimova NV, i dr. Federal'nye re-komendacii «Gigienicheskaja ocenka naprjazhennosti uchebnoj dejatel'nostiobuchajushhihsja». Utverzhdeny Profil'noj komissiej Minzdrava Rossii po shkol'noj medicine, gigiene detej i podrost-kov 14 fevralja 2015 g., protokol № 4. (In Russ).

8. Moroz MP. Jekspress-diagnostika rabotosposobnosti i funkcio-nal'nogo sostojanija cheloveka. Saint Petersburg: IMATON; 2007. 25 p. (In Russ).

9. Igisheva LN, Galeev AR. Kompleks ORTO-expert kak komponent zdorov'esberegajushhih tehnologij v obrazovatel'nyh uchrezh-denijah. Kemerovo: NPP «Zhivye sistemy; 2003. 36 p. (In Russ).

10. Weerdmeester J, van Rooij MM, Engels RC, Granic I. An integrative model for the effectiveness of biofeedback interventions for anxiety regulation: viewpoint. J Med Internet Res. 2020;22(7):e14958. doi: 10.2196/14958

11. Lehrer PM, Gevirtz R. Heart rate variability biofeedback: how and why does it work? Front Psychol. 2014;(5):756.

doi: 10.3389/fpsyg.2014.00756

12. Khng KH. A better state-of-mind: deep breathing reduces state anxiety and enhances test performance through regulating test cognitions in children. Cogn Emot. 2017;31(7):1502—1510.

doi: 10.1080/02699931.2016.1233095

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Goldin PR, Gross JJ. Effects of mindfulness-based stress reduction (MBSR) on emotion regulation in social anxiety disorder. Emotion. 2010;10(1):83-91. doi: 10.1037/a0018441

14. Chen YF, Huang XY, Chien CH, Cheng JF. The effectiveness of diaphragmatic breathing relaxation training for reducing anxiety. Per-spect Psychiatr Care. 2017;53(4):329-336. doi: 10.1111/ppc.12184

15. Russo MA, Santarelli DM, O'Rourke D. The physiological effects of slow breathing in the healthy human. Breathe (Sheff). 2017;13(4):298-309. doi: 10.1 183/20734735.009817

16. Zou L, Sasaki JE, Wei GX, et al. Effects of mind-body exercises (tai chi/yoga) on heart rate variability parameters and perceived stress: a systematic review with meta-analysis of randomized controlled trials. J Clin Med. 2018;7(11):404.

doi: 10.3390/jcm7110404

17. Martarelli D, Cocchioni M, Scuri S, Pompei P. Diaphragmatic breathing reduces exercise-induced oxidative stress. Evid Based Complement Alternat Med. 2011;201 1:932430.

doi: 10.1093/ecam/nep169

18. Hamasaki H. Effects of diaphragmatic breathing on health: a narrative review. Medicines (Basel). 2020;7(10):65.

doi: 10.3390/medicines7100065

19. Polenova MA. Informational and educational loads as a risk factor to schoolchildren's health. Public health and life environment — PH&LE. 2015;(10):20-22. (In Russ).

20. Zaitseva NV, Ustinova OYu, Luzhetskiy KP, et al. Risk-associated health disorders occuring in junior schoolchildren who attend schools with higher stress and intensity of educational process. Health risk analysis. 2017;(1):62-80. (In Russ).

doi: 10.21668/health.risk/2017.1.08

21. Kuchma VR, Fisenko AP. Osnovnye meroprijatija desjatiletija det-stva (2018-2027 gg.) v sfere ukreplenija zdorov'ja detej Rossii. In: Sovremennaja model' medicinskogo obespechenija detej v obrazovatel'nyh organizacijah: sbornik statej VI Nacional'nogo kongressa po shkol'noj i universitetskoj medicine s mezhdu-narodnym uchastiem. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU; 2018. Issue 6. P. 238. (In Russ).

22. Rajzvih EG. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odaren-nyh uchashhihsja podrostkovogo vozrasta v sovremennom obrazovatel'nom processe. In: Aktual'nye orientiry profilaktiki social'nyh otklonenij molodezhi: sbornik trudov kafedry social'noj pedagogiki ipsihologii. 2018. P. 248-253. (In Russ).

23. Shabakina MA. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhde-nie odarennyh uchashhihsja v obrazovatel'nom processe. In: Ahmetshina IA, Izmajlova RG, Loseva AA, editors. Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija. Sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchast-iem). 2018. P. 96-100. (In Russ).

24. Karpovich EP, Chepulenok OG. Soprovozhdenie intellektual'no odarennyh uchashhihsja (iz opyta raboty). In: Prishhep IM, editor. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennosti. Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014 Apr 10, Vitebsk; Vitebsk: VGU imeni P.M. Masherova; 2014. P. 84-87. (In Russ).

25. Surikova JaA. K voprosu o sisteme psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija sposobnyh i odarennyh uchashhihsja v sred-nem obshheobrazovatel'nom uchrezhdenii. In: Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija "Problemy sovremennogo obrazovanija2010 Sept 5-6; Penza-Erevan-Praga. Penza-Erevan-Praga: Nauchno-izdatel'skij centr "Sociosfera"; 2010. P. 437-445. (In Russ).

26. Govoruhina LV. Sozdanie sistemy pedagogicheskogo soprovozhdenija proektnoj dejatel'nosti odarennyh uchashhihsja v ramkah realizacii FGOS. Preemstvennost' v obrazovanii. 2018;20:16-26. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=42340643 (In Russ).

27. Syromjatnikova AV. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-nie intellektual'no odarennyh uchashhihsja. In: Obrazovanie i pedagogika: teorija i praktika. sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii; 2020 Dec 4; Cheboksary. Cheboksary: Izdatel'skij dom «Sreda»; 2020. P. 235-237. (In Russ).

28. Romanko EN. Psychological and pedagogical maintenance of gifted pupils in a multi-profile school. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2012;(6):72-78.

29. Andreeva NYu, Trusova NV. Modern notions of maintenance of gifted students. Modern problems of science and education. 2013;(3): 196. Available from: https://elibrary.ru/item.as-p?id=20909180 (In Russ).

30. Arsenio WF, Loria S. Coping with negative emotions: connections with adolescents' academic performance and stress. J Genet Psychol. 2014;175(1-2):76-90. doi: 10.1080/00221325.2013.806293

ОБ АВТОРАХ

* Жданова Олеся Михайловна, аспирант;

адрес: Россия, 460000, Оренбург, ул. Советская, д. 6; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4694-0674; eLibrary SPIN: 3353-8275; e-mail: robokors@yandex.ru Сетко Андрей Геннадьевич, д.м.н., профессор; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6887-6776; eLibrary SPIN: 1396-8482; e-mail: a_isetko@mail.ru

* Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

AUTHORS' INFO

* Olesya M. Zhdanova, PhD student; address: 6 Sovetskaja street, 460000 Orenburg, Russia; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4694-0674; eLibrary SPIN: 3353-8275; e-mail: robokors@yandex.ru Andrei G. Setko, Dr. Sci. (Med.), professor; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6887-6776; eLibrary SPIN: 1396-8482; e-mail: a_isetko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.