Научная статья на тему 'Обоснование силовой передачи колесных лесотранспортных машин'

Обоснование силовой передачи колесных лесотранспортных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ МАШИНА / СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА / КОЛЕСО / ГРУНТ / ЭНЕРГОЗАТРАТЫ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Синицын Сергей Сергеевич

Проанализированы энергетические показатели процесса взаимодействия пневматического колеса в ведомом и свободном режимах с деформируемой опорной поверхностью. Аналитически обоснован рациональный тип силовой передачи колесных лесотранспортных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of Power Transmission for Wheeled Timberhauling Machines

The power analysis is carried out for the interrelation process of pneumatic wheel in the driven and free operation modes with a deformed bearing surface. The rational type of power transmission for wheeled timber-hauling machines is analytically justified.

Текст научной работы на тему «Обоснование силовой передачи колесных лесотранспортных машин»

УДК 630*377.4 С.С. Синицын

Синицын Сергей Сергеевич родился в 1947 г., окончил в 1970 г. Брянский технологический институт, доцент кафедры механизации лесной промышленности и лесного хозяйства Брянской государственной инженерно-технологической академии. Имеет более 60 печатных трудов в области теории взаимодействия колесных машин с опорной поверхностью.

ОБОСНОВАНИЕ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ КОЛЕСНЫХ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН

Проанализированы энергетические показатели процесса взаимодействия пневматического колеса в ведомом и свободном режимах с деформируемой опорной поверхностью. Аналитически обоснован рациональный тип силовой передачи колесных лесотранспортных машин.

Ключевые слова: транспортная машина, силовая передача, колесо, грунт, энергозатраты.

Отличительной чертой колесных лесотранспортных машин (форвар-деры, лесовозные автомобили) является применение многоприводных ходовых систем. Это усложняет структуру системы трансмиссия - движитель, что ставит ряд новых задач в прогнозировании качества машин на стадии их конструирования. Одна из них - обоснование оптимального варианта схемы привода к колесам, обеспечивающей минимальные энергозатраты на передвижение, являющиеся общепризнанным критерием совершенства мобильных машин.

В настоящее время энергетическое обоснование конструктивных вариантов машин дается в основном лишь на уровне сопоставимости потерь в силовой передаче от кинематического несоответствия и совершенно игнорируется влияние режима качения колес на энергозатраты в площади их контакта с опорной поверхностью. Поэтому необходим исчерпывающий теоретический анализ энергетических характеристик системы трансмиссия -движитель - опорная поверхность, чтобы обосновать вариант привода колес, обеспечивающий минимум энергозатрат на передвижение. Для этого следует сопоставить потери мощности на качение колес в ведомом и свободном режимах. Целесообразно проанализировать энергоемкую и трудноопределяемую составляющую энергозатрат на вертикальную деформацию грунтов (колееобразование).

Для решения поставленной задачи используем зависимости, отражающие влияние конструктивных и эксплуатационных параметров системы движитель - опорная поверхность на потери энергии при работе в ведомом [1] и свободном [2] режимах. Согласно работе [1], где использована алгебраическая сумма проекций сил на ось Х колеса, для ведомого колеса имеем

р0 - сЬГ1

/г ^ +1)

или

,_ сь^+1 "/г - р/г Шк'к - .

дт0 г>0 0 сЬК 0 /14

^ - р0 Щ-^) (1)

где с, ц - параметры грунта (с - Па, ц - безразмерный); Ь - условный эквивалент ширины шины, м; Нг - глубина колеи, м; И0 - базовая деформация грунта, м; юк - угловая скорость вращения колеса, с-1; г0к - радиус качения колеса в ведомом режиме, м.

Используя из [2] формулу для определения работы колееобразова-ния, полученную на основе алгебраической суммы моментов сил относительно оси У колеса, а именно

Г

4%4%ьснц+2 —

А - , \--2—, (2)

й0ц(ц +1) Г^ ( )

2

определяем вид зависимости для фиктивной силы сопротивления качению колеса в свободном режиме:

Г

г= = 24%ЬсИЦ+2 ^

/г 2< гксй0ц(ц +1) Г^ . ()

2

Тогда мощность колееобразования

Г

1 ц+3

N° - р; у - р; и гс - 2лЬсДц+Ч 2 , (4)

/г /г /г кк АЦ(ц +1) Г^ ' ( )

2

где Г(х) - гамма-функция для соответствующего параметра; г°к - радиус качения колеса в свободном режиме; у - скорость качения колеса. Соотношение энергоемкостей колееобразования ведомого и свободного колес оценим показателем км:

К . (5)

N № 3 г

Подставляя значения № и , после некоторых преобразований получаем

Г Г

N0 ЬеИ,^ rK° 1)

kN -

N1 1) 4^3

2 2

Определим численное соотношение мощностей для исходных данных из работы [1]:

Г Г

дг0 о 1 и , 1

к = «гк ^ = ^ - (6)

N N^ 2^г Г

,+з 2у[ккг Г

2 2

где ^ - свободный радиус колеса;

Иш - вертикальная деформация шины. С учетом того, что [3]

Г 05+4 = Г2,25 = 1,25 Г1,25 = 1,25 • 0,906;

2

Г = Г1,75 = 0,919,

2

получаем

= ^ - 0,5-0-05 • 1,25-0:906-1,56.

N № 2 • 1,77 • 0,1 0,919

При использовании для гамма-функции ее приближенного значения по формуле Стирлинга [3], а именно

Г(ж+1)«ГX1 , (7)

получаем

,+3 1 ,+1 I ^

,+ 2

г,+3 - Г,+1 +1 -| I 2 e" 2 4*(,+1);

,+1

,+1

,+ 2

Г,+4 -Г^ +1 -j^ | 2 e~я(,+ 2).

Тогда отношение гамма-функций приобретает следующий вид:

Г

(

ц + 4 2

ц+2

Ц + 1 Л "2" 2

ц+2

е 2 (ц + 2)

ц+2

ц+2 ( 1 Л 2 —

12 )

(Ц + 2)

ц+2

Г

ц+3 2

ц+

Ц+1

1 Л ~ -

е 2 у/ п(ц +1) (ц +1) 2

ц+1

ц+1 ( 1 Л Т"

V 2 у

(ц +1)

1 ц+1

2--Г-

42е \

(ц + 2)

ц+3

(ц +1)

ц+2

Окончательно

N

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М /

(Ц + 2)

ц+3

(ц+г2 к

1 (ц + 2)^+3 Л - К

8ле (ц +1)

ц+2

К

(8)

В результате расчета по тем же исходным данным получаем

N 0

J т

N1

V

1

2,53

8 • 3,14 • 2,721,5

2,5

0,5 - 0,05 0,1

-1,63.

Отличие результатов расчетов соотношения энергозатрат по точному и приближенному вариантам вычисления значений гамма-функций со-

ставляет

п - II63-156100- 4,3%.

1,63

Такое незначительное расхождение свидетельствует об инвариантности приближенного выражения. Это делает предпочтительным его применение, поскольку исключает табличное определение значений гамма-функций.

Таким образом, результаты вычислений соотношения энергозатрат показали, что потери мощности ведомым колесом на деформацию грунта в 1,5 раза выше, чем при качении колеса в свободном режиме. Поэтому вполне обоснованно можно рекомендовать для многоприводного движителя вариант силовой передачи, обеспечивающий постоянную работу всех колес в свободном (ведущем) режиме. Оптимальным вариантом, по нашему мнению, является блокированный привод с автоматической ликвидацией кинематического рассогласования в системе трансмиссия - движитель - опорная поверхность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

е

е

2

V

У

1

0

0

1

г

к

1. Синицын, С.С. Уменьшение сопротивления качению колесного движителя по деформируемому основанию [Текст] / С.С. Синицын, П.А. Буров // Эксплуатация лесовозного подвижного состава: межвуз. сб. - Свердловск, 1987.

2. Синицын, С.С. Энергетический принцип оптимизации качественных характеристик колесных транспортно-технологических машин [Текст] / С.С. Синицын // Проблемы повышения качества промышленной продукции: межвуз. сб. -Брянск, 1998.

3. Справочник по специальным функциям [Текст]. - М.: Наука, 1979.

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Поступила 21.08.06

S.S. Sinitsyn

Justification of Power Transmission for Wheeled Timber-hauling Machines

The power analysis is carried out for the interrelation process of pneumatic wheel in the driven and free operation modes with a deformed bearing surface. The rational type of power transmission for wheeled timber-hauling machines is analytically justified.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.