Обоснование приоритетных направлений оптимизации социально-демографического развития субъектов УрФО*
■о я
Конкретные направления деятельности и приоритеты в сфере улучшения социально-демографической ситуации реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне. Регионы России становятся не только объектами, но и субъектами развития, активно формируют свои долгосрочные стратегические цели и вырабатывают пути их достижения. Об этом свидетельствует практика разработки региональных стратегий, развернувшаяся в субъектах РФ по их собственной инициативе. Данные стратегии объединяет главная цель - обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, современных стандартов его материального и духовного благополучия, основанное на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностей. Несмотря на определенные позитивные изменения в социально-демографическом развитии, необходима дальнейшая работа по уточнению поставленных задач и целевых ориентиров социально-демографического развития для разных уровней реализации управленческого воздействия.
Российские тенденции процессов воспроизводства связаны не только с событиями последних 15-20 лет. Первый этап четко прослеживается с 1960-х годов (рис. 1, сектор А), когда рождаемость впервые опустилась ниже уровня простого воспроизводства населения, а страна вступила в период скрытой депопуляции.
Второй этап (рис. 1, сектор В), в отечественной демографии получивший название «русский крест», характеризуется сменой естественного прироста убылью населения. Для нового периода суженного воспроизводства (рис. 1, сектор С) характерно медленное синхронное «покачивание» кривых рождаемости и смертности населения. Потенциальные варианты дальнейшего социально-демографического развития России зависят от причин происходящих изменений.
Социально-демографическое развитие регионов России носит двойственный характер (рис. 2). С одной стороны, социально-демографические процессы проходят в рамках глобальных закономерностей развития, под воздействием изменения системы ценностей и образа жизни, а также отношения к образованию, здравоохранению и другим отраслям социальной сферы.
15
10
V B C
\ \
л ^i—r*...... ---- х Ч/ ^
V-
^ вАсильЕвА Елена витальевна
Кандидат экономических наук, научный сотрудник
институт экономики Уральского отделения рАН 620014, рФ, г. екатеринбург, ул. Московская, 29 Тел.: (343) 371-57-06 E-mail: [email protected]
Ключевые слова
направления оптимизации развития социально-демографическое развитие субъекты урфо качество жизни
максимизация уровня рождаемости
уровня смертности населения
Аннотация
В статье обоснованы приоритетные направления оптимизации социально-демографических процессов в субъектах УрФО. Данные направления позволят снизить смертность, улучшить ситуацию в области рождаемости и в то же время смягчить неблагоприятные последствия тех социально-демографических тенденций, которые не могут быть изменены в ближайшее время.
СЛСТ1СЛСЛСЛСТ1СЛСЛСЛСТ1СЛСЛСЛСЛСЛСЛСЛСТ1СЛСЛ
(N ID 00 О
00001 00000
(N (N (N (N (N (N
25
20
5
0
■ Коэффициент рождаемости
Коэффициент смертности
Рис. 1. Общие коэффициенты рождаемости и смертности в Российской Федерации за 1960-2011 гг. [6; 7]
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант №11-06-00044-а «Социально-демографическое развитие регионов России: диагностика, прогнозирование и оптимизация управления»).
JEL classification
J1
The Rationale for Prioritized Directions in Optimising Social-Demographic Development of Subjects of the Ural Federal District
с
► Yelena v. vASILYEvA
Cand. Sc. (Ec.), Research Fellow
Institute of Economics
(Ural Branch of the Russian Academy
of Sciences)
620014, RF, Yekaterinburg, ul. Moskovskaya, 29 Phone: (343) 371-57-06 E-mail: [email protected]
Key words
directions of development optimization social-demographic development subjects of the ural federal district quality of living maximizing birth rate minimizing death rate
Summary
In the paper the prioritized directions in optimising social-demographic processes in the subjects of the Ural Federal District are proved. These priorities will allow to reduce death rate, improve birth rate as well as alleviate adverse effects of those social-demographic tendencies which cannot be changed soon.
JEL classification
J1
В поддержании определенных темпов роста населения государство заинтересовано больше, чем отдельная семья. Экономическая ценность детей для семьи сейчас скорее отрицательная, чем положительная, дети для нее являются объектом длительных «капитальных» вложений. Согласно новой экономике семьи Г. Беккера, большие затраты семьи на одного ребенка делают каждого ребенка более «дорогостоящим» и сокращают еще более спрос на количество детей. В современной семье потребность в детях реализуется в форме замены большего количества детей ростом «качества» одного ребенка, т.е. возрастанием затрат на здоровье, воспитание и образование одного ребенка [19]. Т. Шульц доказал экономическую целесообразность крупных вложений капитала - как частных, так и государственных - в человеческий фактор [20. Р. 26-28]. Мобилизация огромных ресурсов, включая расходы на здравоохранение, охрану окружающей среды, развитие научных исследований, а также существенный пересмотр законодательных актов, связанных с охраной здоровья, позволили развить социальную инфраструктуру и тем самым ограничить неблагоприятное воздействие факторов физической и социальной среды на социально-демографическое развитие. В результате происходит изменение модели смертности по причинам смерти, смещение центра тяжести с причин, слабо связанных с возрастом, на причины, сильно связанные с ним [13]. Д. Ван де Каа рассматривает второй демографический переход как результат движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом прогрессивность понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения [21]. Изменения демографических характеристик связаны не только с естественным воспроизводством, но и с возросшей мобильностью населения. Иммиграция вносит значимый вклад в динамику численности местного насе-
ления и в изменение его состава. Это позволило Д. Коулмену сформулировать концепцию третьего демографического перехода - особой фазы развития населения страны, в течение которой наиболее значимый вклад в динамику численности населения вносит миграция [9; 10].
С другой стороны, современные социально-демографические тенденции в России обусловлены социально-экономическими изменениями, спровоцировавшими российские аномалии (значительную социальную дифференциацию населения, высокий уровень смертности, особенно у мужчин и от предотвратимых причин). Особое значение с точки зрения региональных особенностей социально-демографического развития имеет функционирование институтов. Под воздействием резких изменений внешней среды - экономической, политической, природной и др. - возникают деструктивные состояния в функционировании институтов, так называемые «институциональные ловушки» [14]. Рыночные реформы 1990-х годов повлияли на формирование таких ловушек. По мнению Н. Римашевской, реформы нанесли ущерб социально-демографическому развитию посредством существенного снижения качества условий и уровня жизни, социальных напряжений и нестабильности, непреодолимых трудностей адаптации перехода к рынку [15]. Совокупность патологических процессов, которые в ходе реформ вызвали развитие сверхвысокой и сверхранней смертности лиц трудоспособного возраста, ухудшение состояние здоровья и отрицательный естественный прирост населения, Б. Величковским обозначена как социальный стресс [6].
Таким образом, возможности социально-демографического развития ограничены общемировыми закономерностями воспроизводства населения, а также региональными особенностями, которые складываются под воздействием экономических, социальных, природно-климатических, геогра-
Новая экономика семьи
Концепция человеческого капитала
Теория эпидемиологического перехода
Теория второго демографического перехода
Теория третьего демографического перехода
И нституциональный подход
Социальный стресс
Глобальные закономерности
Замещение большого количества детей ростом «качества» ребенка
Изменение отношения к инвестициям в образование, здравоохранение, культуру и другие отрасли социальной сферы
Повышение активности самого населения, направленной на оздоровление образа жизни и среды обитания
Сдвиг системы ценностей, изменяющий модели социально-демографического поведения
Возросшая мобильность населения, влияющая на динамику численности населения
Региональные особенности
Перестройка социальных институтов, лежащая в основе социальной дезорганизации общества
Неспособность адаптироваться к новым социально-экономическим условиям
о и
Рис. 2. Современные подходы к исследованию социально-демографического развития России
фических и экологических условий региона. Региональные особенности могут «затушевать» или затормозить проявления общемировых тенденции, но не ликвидировать их. В этих условиях особое значение приобретает оптимизация социально-демографических процессов в регионе.
Методология и методы. Оптимизация социально-демографических процессов в регионе - это формирование благоприятных тенденций для устойчивого воспроизводства населения в регионе на основе:
• максимизации уровня рождаемости в условиях перехода к модели ма-лодетной семьи путем формирования материальных и духовно-нравственных мотиваций;
• минимизации уровня смертности путем адаптации населения к изменяющимся социально-экономическим условиям, формирования благоприятной среды обитания в регионе и повышения активности самого населения в направлении оздоровления образа жизни.
Возможности максимизации рождаемости только за счет материальных мотиваций при формировании модели нуклеарной семьи ограничены ценностными ориентациями населения. Материальные мотивации позволят максимизировать уровень рождаемости за счет более полной реализации потребностей семей в детях, по экономическим и сопряженным с ними соображениям
откладываемых, а духовно-нравственные мотивации существенно повысят уровень рождаемости в долгосрочной перспективе.
При минимизации уровня смертности необходимо учитывать такой важный резерв ее снижения, как естественная убыль трудоспособного населения. Динамика смертности трудоспособных когорт вызывает необходимость проведения срочных мер, тем более что смертность, в отличие от рождаемости, сильно зависит от материального благосостояния. Увеличение финансирования медицинского обслуживания населения является обязательным, но не достаточным фактором минимизации уровня смертности, требуется радикальное изменение образа жизни населения. Инициатива по минимизации смертности должна перейти к населению, поскольку источники опасности для здоровья и жизни сегодня часто находятся вне сферы прямого влияния медицины - в питании, окружающей среде, в привычках, поведении и стиле жизни.
Всесторонний анализ социально-демографических процессов с позиций общемирового развития и региональных особенностей позволит обосновать приоритетные направления их оптимизации. В качестве метода анализа используются комплексная методика диагностики качества жизни [8] и методика оценки эффективности управления социально-демографическими про-
цессами региона [4]. В основу методик положены методы и процедуры индикативного анализа. Суть индикативного анализа заключается в получении интегральной оценки на основе совокупности индикаторов [12]. Алгоритм диагностики социально-демографических процессов в регионе включает 4 этапа.
Этап 1. Формирование индикаторов. С целью всесторонней диагностики социально-демографических процессов в регионе, выявления их природы и оценки управления ими перечень индикаторов отражает:
• различные аспекты качества жизни населения региона (качество населения, занятость населения, уровень и условия жизни, приемлемость для проживания природной окружающей среды, безопасность личности, детерминанты внутренней и внешней миграции, социальная защищенность населения);
• процессы, протекающие в рамках общемировых социально-демографических закономерностей и отражающие региональные особенности их проявления;
• уровень финансирования социально-демографического развития региона.
Этап 2. Определение порогов. Каждому индикатору соответствует шкала допустимых значений его изменения (порогов). Поскольку существуют объективные различия в условиях развития регионов, то по отдельным индикаторам пороги являются дифференцированными для федеральных округов и субъектов РФ. Все субъекты группируются в сходные группы по значениям порогов индикаторов на основании классификационных признаков (возрастной состав, доля городского населения, плотность населения, природно-климатические условия, степень освоенности региона, степень развитости и структура промышленного производства, уровень среднедушевого ВРП и географическое положение региона).
Этап 3. Создание электронной базы данных. Значения индикаторов берутся напрямую из данных статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федерального казначейства (Казначейство России) и др.
Этап 4. Получение оценки. В рамках методики ставится задача получения как оценки состояния по отдельным индикаторам, так и интегральной оценки. Для получения таких оценок необходимо преобразовать значения индикаторов,
■о я
Направления и мероприятия оптимизации социально-демографического развития
Уральского федерального округа
<ч
приоритетные направления Мероприятия
полное удовлетворение потреб- Для субъектов Урфо:
ности семей в детях • совершенствование системы пособий и льгот семьям в связи
= с рождением и воспитанием детей;
О Ш • содействие молодым семьям в лечении бесплодия;
ае • развитие рынка услуг по уходу за детьми;
о р • обеспечение доступности и повышение качества медицинской
ня в помощи по восстановлению репродуктивного здоровья;
ро • создание сети пунктов предабортного консультирования.
Для Курганской и свердловской областей:
го Ш • содействие молодым семьям в приобретении жилья
£ а Укрепление социального ин- Для субъектов Урфо:
ститута семьи и формирование • формирование семейных ценностей, повышение престижа
ориентации населения на расши- семьи, родительского труда по воспитанию нескольких детей;
ренное воспроизводство • содействие занятости женщин, имеющих детей
Устранение экзогенных факто- Для субъектов Урфо:
ров смертности населения и более • повышение качества оказания медицинской помощи;
полная реализация эндогенного • повышение доступности оказания медицинской помощи.
о н потенциала здоровья населения Для Курганской, свердловской и Челябинской областей:
тр е • развитие центров медико-социальной поддержки граждан, ока-
^ завшихся в трудной жизненной ситуации.
ня в о Для Курганской области:
р я • повышение оперативности и качества оказания медицинской
и а помощи пострадавшим в Дтп.
го Е Для ХМАо и янАо:
н • профилактика профессиональных заболеваний
повышение активности населе- Для субъектов Урфо:
ния в направлении оздоровления • пропаганда занятий спортом, активного отдыха;
образа жизни • обеспечение доступности для населения здорового питания
выраженные в различных единицах измерения, в нормализованные значения. Нормализованная оценка индикатора рассчитывается путем сопоставления фактических (текущих) значений индикаторов с их порогами. Для получения интегральной оценки применяется правило средневзвешенной оценки, где в качестве весов используются балльные оценки по отдельным индикаторам. Оценка эффективности управления социально-демографическими процессами региона проводится путем сопоставления полученных нормализованных оценок каждого индикатора социально-демографических процессов и уровня финансирования отдельной социально значимой статьи бюджета. В зависимости от данного соотношения определяется эффективность управления социально-демографическими процессами по 6 зонам с различной степенью эффективности.
Анализ социально-демографической ситуации. На основании методик проведен анализ качества жизни и управления социально-демографическими процессами в субъектах УрФО и выявлены следующие тенденции.
1. Субъекты УрФО не являются полностью благополучными с точки зрения качества жизни. В первую очередь это обусловлено состоянием социальной и природной среды в субъектах. В округе сохраняются низкие условия жизни населения, неразвитость социальной инфраструктуры и напряженная криминогенная ситуация. Кроме того, добывающие и металлургические предприятия УрФО негативно влияют на экологическую обстановку. Несмотря на положительные сдвиги, состояние здоровья населения округа вызывает серьезные опасения за качество населения. Относительно благоприятная ситуация отмечена в Тюменской области, она характеризуется критической стадией предкризиса. Кризисная ситуация в течение всего рассматриваемого периода наблюдалась в Курганской области и Ямало-Ненецком АО. Неблагополучная ситуация в Курганской области вызвана сохраняющейся депрессивностью ее экономики и, как следствие, повышенной безработицей, низкими доходами населения, распространенностью асоциального образа жизни, ростом числа социально значимых заболеваний, в результате в области
наблюдается устойчивый миграционный отток. Результат диагностики Ямало-Ненецкого автономного округа связан с его узкоспециализированной сырьевой экономикой и суровыми природно-климатическими условиями, которые приводят к высокой стоимости жизни, дифференциации населения по доходам, тяжелым условиям труда и миграционному оттоку населения [3; 5; 17].
2. Субъекты УрФО по социально-демографическим процессам, несмотря на благоприятную тенденцию, харатке-ризуются аномалиями на протяжении всего рассматриваемого периода, особенно по процессам смертности населения. Необходимо отметить, что низкая рождаемость, безусловно, является главной причиной сокращения населения. Однако, в отличие от чрезвычайно высокой смертности, не представляет собой исключительное явление, сходный уровень рождаемости наблюдается во многих развитых странах в рамках второго демографического перехода. Во всех субъектах округа итоговая рождаемость формируется в гораздо более зрелом возрасте. Социально-демографические аномалии процессов рождаемости проявляются в методах регулирования рождаемости, значительный вес в которых имеют прерывания беременности, несмотря на положительную тенденцию их снижения [18]. Тенденции же смертности населения УрФО с наибольшим основанием могут быть охарактеризованы как аномальные, степень остроты и долгосрочности которых в значительной степени зависит от социально-экономического развития региона (уровень бедности, условия жизни, доступность услуг социальной сферы). В этом плане Курганская область является наиболее проблемным из субъектов УрФО, более благополучно выглядят Свердловская и Челябинская области. В Тюменской области и автономных округах более молодая структура их населения влияет на структуру смертности: наблюдается более высокий уровень смертности от экзогенных причин и в трудоспособном возрасте.
3. В 2011 г. уровень финансирования социально значимых статей бюджета субъектов УрФО классифицировался как низкий, хотя динамика основных показателей финансирования свидетельствует об увеличении финансовых средств. Таким образом, рост объема финансирования происходит не столько под влиянием социально-демографических процессов, сколько в связи
с уровнем социально-экономического развития, приближающимся к уровню развитых стран. Благодаря более высокой бюджетной обеспеченности Хан-ты-Манскийский и Ямало-Ненецкий автономные округа имеют больше финансовых возможностей решать социально-демографические проблемы [1; 2].
4. Управление социально-демографическими процессами в округе классифицируется как неэффективное. Челябинская область и Ханты-Мансийский АО относятся к I зоне эффективности управления (привлечение дополнительных ресурсов и перераспределение средств внутри статьи), Курганская и Свердловская области - ко II зоне (привлечение дополнительных ресурсов), Тюменская область и Ямало-Ненецкий АО - к VI зоне (перераспределение средств внутри статьи бюджета). Субъекты УрФО требуют особого внимания при принятии управленческих решений, поскольку проблема недофинансирования здесь дополняется наличием социально-демографических аномалий [11].
Приоритетные направления оптимизации. Анализ социально-демографической ситуации указал на необходимость формирования приоритетных направлений оптимизации социально-демографических процессов в УрФО. Предлагаемые направления не противоречат существующим концепциям и стратегиям социально-экономического и демографического развития региона. Основной акцент в них сделан на уточнении поставленных задач и целевых ориентиров социально-демографического развития с учетом общемировых закономерностей развития и региональных особенностей. Как показал анализ социально-демографических процессов в субъектах УрФО, несмотря на принимаемые меры и положительные изменения в динамике состояния рассматриваемой сферы в последние годы, ситуация по ряду проблем продолжает оставаться критичной. Поскольку социально-демографические процессы связаны с укладом жизни и средой проживания, то для формирования направлений оптимизации выделены не только социально-демографические аномалии, но и кризисные состояния составляющих качества жизни в каждом субъекте УрФО. По каждому направлению оптимизации сформированы мероприятия для субъектов УрФО (см. таблицу).
Мероприятия по направлению «Полное удовлетворение потребности семей в детях»
1. Совершенствование системы пособий и льгот семьям в связи с рождением и воспитанием детей. Система пособий и льгот призвана сглаживать различия между разными категориями семей. Значительные различия в уровне жизни семей связаны с их детностью, поэтому более существенная поддержка семей с большим числом детей будет одновременно способствовать сглаживанию этих различий и стимулированию рождения нескольких детей. При равном (без учета числа детей) размере пособий и льгот получается, что основные средства направляются на поддержку однодетных семей. В то же время добровольный отказ от рождения первенца не имеет массового распространения, и вряд ли следует акцентировать внимание на стимулировании первых рождений. Только существенное увеличение доли вторых и особенно третьих обеспечит прекращение убыли населения.
2. Содействие молодым семьям в лечении бесплодия. Следует предусмотреть возможность частичной или полной компенсации молодым семьям затрат на лечение бесплодия.
3. Развитие рынка услуг по уходу за детьми. Сегодня высшее и среднее профессиональное образование стало массовым, женщины этих образовательных групп составляют значительный сегмент на рынке труда. Если рост рождаемости не будет сопровождаться развитием рынка социальных услуг по воспитанию и образованию детей, то либо потенциал рождаемости у этих групп не будет реализован, либо женщины значительно сократят свое участие на рынке труда, что будет усугублять негативные тенденции на нем при наличии дефицита трудовых ресурсов. Существует необходимость в развитии и поддержке инфраструктуры дошкольного обучения и воспитания, обеспечении доступности услуг дошкольного образования для всех слоев населения, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Данные мероприятия должны учитывать неизбежный демографический спад, связанный с провалом 1992-2003 гг., и предусматривать возможность совмещения их со школами или в перспективе их перепрофилирование.
4. Обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе использование вспомогательных репродуктивных технологий. Создание специализированных
медико-социальных центров, способ- Г ствующих повышению знаний подрост- V ков о методах и средствах контрацеп- ^ ции, повышение доступности служб по ^ охране репродуктивного здоровья под- 4 ростков с целью его улучшения. 4
5. Создание сети пунктов пред- 2 абортного консультирования. Сделать 3 обязательным посещение женщиной психолога перед принятием окончательного решения. Организовать консультации и клинические обследования
с целью предупреждения нежелательных беременностей.
6. Содействие молодым семьям в приобретении жилья. В Курганской и Свердловской областях ситуация на рынке жилья достаточно напряженная. Целесообразно ввести льготный порядок списания части долга при рождении детей, а также установить льготы по сумме первоначального взноса в зависимости от наличия и числа детей. Учет числа детей в семье при определении суммы первоначального взноса обеспечит выравнивание возможностей бездетных и имеющих детей молодых семей, поскольку среднедушевые доходы в семьях с детьми ниже.
Мероприятия по направлению «Укрепление социального института семьи и формирование ориентации населения на расширенное воспроизводство»
1. Формирование семейных ценностей, повышение престижа семьи, родительского труда по воспитанию нескольких детей. Важными направлениями по повышению рождаемости являются формирование установок на создание семьи, регистрацию брака и его сохранение, подготовка детей и подростков к семейной жизни, оказание психологической помощи семьям на разных стадиях жизнедеятельности, развитие семейного досуга и отдыха. Подготовка детей и подростков к семейной жизни должна быть ориентирована на формирование ценностей семьи, предпочтительности ее в форме зарегистрированного брака с несколькими детьми, на развитие навыков семейной жизни. Разнообразные методы - от компьютерных игр, имитирующих образ жизни семьи, до тестирования будущих супругов при подаче заявления на регистрацию брака - позволят подготовить молодых людей к супружеству и, возможно, предотвратить распад части молодых супружеских пар. С этой целью необходимо создание сети психологических консультаций и подготовка психологов для работы с семьями, со-
действие формированию установок суд пругов на возможность и целесообразен ность обращения в психологические 3 консультации. Важно также максималь-| но способствовать развитию семейного =т отдыха и досуга.
ш 2. Содействие занятости женщин,
3 имеющих детей. Часть женщин отказывается от рождения первого или очередного ребенка в связи с опасением потерять квалификацию, «отстать» от своих коллег за период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Поэтому важно создавать благоприятные условия для сочетания трудовой деятельности вне дома с осуществлением родительской функции. С этой целью необходимо обеспечить возможность бесплатного повышения квалификации, переподготовки по востребованным специальностям.
Мероприятия по направлению «Устранение экзогенных факторов смертности населения и более полная реализация эндогенного потенциала здоровья населения»
1. Повышение качества оказания медицинской помощи. Создание комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний. Улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации.
2. Повышение доступности оказания медицинской помощи. Внедрение технологий телемедицинской консультации, т.е. консультации у врача-специалиста, находящегося в удаленном медицинском учреждении, которые осуществляются при помощи передачи сведений о состоянии здоровья пациента по электронным каналам связи с использованием компьютерной, фото-и видеоаппаратуры, для обеспечения доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов Севера.
3. Повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи
пострадавшим в ДТП. Оснащение специализированного санитарного автотранспорта и трассовых медицинских пунктов средствами безопасной транспортировки и системы «ГЛОНАСС».
4. Профилактика профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. Медико-профилактические мероприятия, включающие своевременное проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в лечебно-профилактическом учреждении и центре профпатологии, что способствует раннему выявлению профессиональной патологии; своевременное направление лиц с подозрением на наличие профессионального заболевания в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией; взятие на учет и диспансерное наблюдение лиц с нарушением здоровья, своевременное лечение и реабилитация этих лиц.
5. Развитие центров медико-социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью снижения риска заболеваемости, девиаций и смертности, включая поддержку некоммерческих организаций, осуществляющих данные виды деятельности. Одним из ключевых условий социальной адаптации населения является наличие возможности трудоустройства. Развитие сети кризисных и реабилитационных центров, суицидологических кабинетов на базе ЛПУ. Мониторинг и формирование банка данных о лицах, проявляющих суицидальные тенденции или страдающих депрессией. Обучение в рамках образовательной программы учащихся старших классов, средних учебных заведений и вузов методам адаптации к стрессовым ситуациям, способам оказания психологической поддержки в кризисных ситуациях (на уроках ОБЖ, валеологии).
Мероприятия по направлению «Повышение активности населения в направлении оздоровления образа жизни»
1. Пропаганда занятий спортом, активного отдыха. Реконструкция материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с целью вовлечения в активные занятия физической культурой. Сокращение деформации, которой подвергся детский спорт: число спортивных школ и секций растет, но в большинстве своем они ориентированы только на перспективы перехода в большой спорт.
2. Обеспечение доступности здорового питания для населения. Большие риски для здоровья населения несет неправильное и несбалансированное питание. С этой целью необходимо обеспечение поддержки и развития предприятий сети быстрого питания, следующих рецептам низкокалорийной, бесхолестериновой, несолевой диеты.
Представленное обоснование приоритетных направлений оптимизации социально-демографического развития субъектов УрФО основывается на оценке возможностей и границ этого развития, а также эффективности управления социально-демографическими процессами. Данные направления нацелены как на количественно улучшение показателей воспроизводства населения, так и на его структурные преобразования, поскольку не все сложившиеся тенденции поддаются коррекции. Мероприятия в рамках приоритетных направлений включают в себя не только усилия по изменению неблагоприятных тенденций, но и меры по адаптации к тем из них, изменить которые невозможно.
Источники
1. Агарков Г.А., Найдёнов А.С., Чусова А.Е. Динамика теневого сектора экономики под воздействием глобализации и научно-технического прогресса // Журнал экономической теории. 2010. № 4.
2. Васильева А.В., Васильева Е.В., Тюлюкин В.А. Моделирование влияния бюджетного финансирования на социально-демографические процессы региона // Экономика региона. 2012. № 2.
3. Васильева Е.В. Межрегиональная дифференциация качества жизни населения России // Экономика региона. 2010. № 4.
4. Васильева Е.В. Социально-демографическое развитие Уральского федерального округа: диагностика, прогнозирование и оценка эффективности управления / под ред. А.А. Куклина. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2012.
5. Васильева Е.В., Гурбан И.А. Диагностика качества жизни населения регионов России // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4.
6. Величковский Б.Т. Жизнеспособность Нации. Роль социального стресса и генетических особенностей популяции в развитии демографического кризиса и изменении состояния здоровья населения России. М.: РАМН, 2009.
7. Естественное движение населения (оперативная информация за январь-декабрь 2011 г.) / Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/free_doc/2011/demo/edn12-11.htm.
8. Комплексная методика диагностики качества жизни в регионе / под ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. 2-е изд., испр., доп. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2010.
9. Коулмен Д. Иммиграции и этнические сдвиги в странах с низкой рождаемостью - третий демографический переход в действии // Миграция и развитие. М.: СП «Мысль», 2007.
10. Коулмен Д. Третий демографический переход? // Демоскоп Weekly. URL: www.demoscope.ru/weekly/2007/0299/tema05.php.
11. Куклин А.А., Васильева Е.В. Методический подход к оценке эффективности управления социально-демографическими процессами в регионе // Известия Уральского государственного экономического университета. 2012. № 3.
12. Мызин А.Л., Пыхов П.А., Денисова О.А. Программно-технический комплекс диагностики энергетической безопасности региона // Экономика региона. 2012. №2.
13. Омран А. Эпидемиологический аспект теории естественного движения населения // Проблемы народонаселения. О демографических проблемах стран Запада. М., 1977.
14. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т. 35. № 2.
15. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. М.: ИСЭПН РАН, 2003.
16. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения / Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/demo/vita1_bd.htm.
17. Татаркин А.И., Куклин А.А., Васильева Е.В., Никулина Н.Л. Качество жизни как системная доминанта повышения экономической безопасности региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 11.
18. Черепанова А.В., Васильева Е.В. Проблемы и перспективы социально-демографического развития регионов России (на примере Свердловской области) // Экономика региона. 2011. № 1.
19. Becker G.S. The Economic Approach to Human Behavior. University of Chicago Press, 1978.
20. Shultz T. Investment in Human Capital. New York, London, 1971.
21. Van de Kaa D.J. Europe's Second Demographic Transition // Population Bulletin. 1988. Vol. 42. №1.
References
1. Agarkov G.A., Naidyonov A.S., Chusova A.Ye Dynamics of shadow sector of economy as a result of globalization and scientific and technical progress. [Dina-mika tenevogo sektora ekonomiki pod vozdeystviem globalizatsii i NTP]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii - Journal of economic theory, 2010, no. 4, pp. 7-17.
2. Vasilyeva A.V., Vasilyeva Ye.V., Tyulyukin V.A. Modelling the influence of budgetary financing on social-demographic processes of the region. [Modeli-rovaniye vliyaniya byudzhetnogo finansirovaniya na sotsialno-demographiches-kiye protsessy regiona]. Ekonomika regiona - Region's economy, 2012, no. 2, pp. 266-276.
3. Vasilyeva Ye.V. Interregional differentiation of quality of living of Russia's population. [Mezhregionalnaya differentsiatsiya kachestva zhizni naseleniya Rossii]. Ekonomika regiona - Region's economy, 2010, no. 4, pp. 234-242.
4. Vasilyeva Ye.V. Social-demographic development of the Ural Federal District: diagnostics, forecasting and management efficiency assessment. [Sotsialno-demographicheskoye razvitiye UrFO]. Yekaterinburg: Institute of Economics of URO RAS, 2012.
5. Vasilyeva Ye.V., Gurban I.A. Diagnostics of quality of living of the population of Russia's regions. [Diagnostika kachestva zhizni naseleniya regionov Rossii]. Vestnik TGU - Herald of Tyumen State University, 2010, no. 4, pp. 186-192.
6. Velichkovskiy B.T. Viability of nation. Role of a social stress and genetic features of population in development of demographic crisis and change of condition of health of the population of Russia. [Zhiznesposobnost' natsii]. Moscow, RAMN, 2009.
7. Natural movement of population (current information Jan.-Dec. 2011). [Yestestvennoye dvizheniye naseleniya]. Federal State Statistics Service. Available at: www.gks.ru/free_doc/2011/demo/edn12-11.htm.
8. Tatarkin A.I., Kuklin A.A. et al. Complex method of diagnostics of quality of living in the region. [Kompleksnaya metodika diagnostiki kachestva zhizni v re-gione]. Yekaterinburg: Institute of Economics of URO RAS, 2010.
9. Coleman D. Immigration and ethnic change in low-fertility countries: A third demographic transition Population and Development Review. Migratsiya i razvitiye - Migration and Development. Moscow, Mysl', 2007, pp. 12-48.
10. Coleman D. The Third Demographic Transition. [Tretiy demographich-eskiy perekhod]. Demoskop Weekly. Available at: www.demoscope.ru/week-ly/2007/0299/tema05.php.
11. Kuklin A.A., Vasilyeva E.V. Methodical approach to assess the efficiency of the social-demographic processes management in a region. [Metodicheskiy pod-khod k otsenke effektivnosti upravleniya...]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta - The News of Urals State University of Economics, 2012, no. 3, pp. 79-86.
12. Myzin A.L., Pykhov P.A., Denisova O.A. Program and technical complex of diagnostics of region's energy security. [Programmno-tekhnicheskiy kompleks diagnostiki energeticheskoy bezopasnosti regiona]. Ekonomika regiona - Region's Economy, 2012, no. 2, pp. 81-93.
13. Omran A. Epidemiological aspect of the theory of vital rates of the population. [Epidemiologicheskiy aspekt teorii yestestvennogo dvizheniya naseleniya]. Problemy narodonaseleniya - Problems of population. Moscow,1977, pp. 57-91.
14. Polterovich V.M. Institutional traps and economic reforms. [Institutsional-niye lovushki i ekonomicheskiye reformy]. Ekonomika i matematicheskiye metody - Economics and mathematical methods, 1999, vol. 35, no. 2.
15. Rimashevskaya N.M. Individual and reform: Survival secrets. [Chelovek i reformy: sekrety vyzhivaniya]. Moscow, ISEPN RAS, 2003.
16. Birth rate, mortality and natural increase of the population. Federal State Statistics Service. Available at: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/ vita1_bd.htm.
17. Tatarkin A.I., Kuklin A.A., Vasilyeva Ye.V., Nikulina N.L. Quality of living as a system dominant of increase of region's economic safety. [Kachestvo zhizni kak systemnaya dominanta povysheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regiona]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo ekonomicheskofo universiteta - Herald of Tyumen State University, 2012, no. 11, pp. 38-49.
18. Cherepanova A.V., Vasilyeva Ye.V. Problems and prospects of social and demographic development of Russia's regions (at the example of Sverdlovsk oblast). [Problemy i perspektivy sotsialno-demographicheskogo razvitiya regionov Rossii (na primere Sverdlovskoy oblasti)]. Ekonomika regiona - Region's Economy, 2011, no. 1, pp. 57-61.
19. Becker G.S. The Economic Approach to Human Behavior. University of Chicago Press, 1978.
20. Shultz T. Investment in Human Capital. New York, London. 1971. P. 26-28.
21. Van de Kaa D.J. Europe's Second Demographic Transition. Population Bulletin. 1988. Vol. 42. №1.
■o я