Научная статья на тему 'Обоснование применения микротоннелирования для прокладки инженерных сетей на урбанизированных территориях'

Обоснование применения микротоннелирования для прокладки инженерных сетей на урбанизированных территориях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2162
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОТОННЕЛИРОВАНИЕ / БЕСТРАНШЕЙНАЯ ПРОКЛАДКА / TRENCHLESS LAYING / МИКРОЩИТ / ПРОДАВЛИВАНИЕ / PUNCHING / КОЛЛЕКТОР / COLLECTOR / ПОДЗЕМНАЯ ПРОХОДКА / UNDERGROUND PASSAGE / MICROTUNNELING / MICROSHIELD

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Корзун Н. Л., Балканов А. А.

Приведен анализ исследования бестраншейной разработки и прокладки инженерных сетей на урбанизированных территориях с применением метода микротоннелирования. Технология микротоннелирования позволяет осуществлять прокладку подземных коммуникаций в любых условиях, в том числе и в районах исторической застройки города. Она может использоваться в таких проектах, которые требуют сооружения проходов под автострадами, железнодорожными путями, взлетно-посадочными полосами и реками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Explanation of the use of microtunneling for the laying of engineering networks at the urbanized territories

We analysed the research of the trenchless exploration and laying of engineering networks at the urbanized territories using the method of microtunneling. The technology of microtunneling allows to perform the laying of underground communications under any conditions, as well as in the regions of historical city development. It can be used in such projects which demand the construction of the passes under the motorways, railways, flight strips and rivers.

Текст научной работы на тему «Обоснование применения микротоннелирования для прокладки инженерных сетей на урбанизированных территориях»

9. Специальная литература, содержащая положения, связанные с вопросами ценообразования в строительстве.

Хотелось бы отметить, что в судебных процессах часто встают вопросы о правомерности выбранной экспертом методики. К сожалению, на данном этапе четкое правовое регулирование выбора методики проведения судебных строительно-технических экспертиз отсутствует в законодательстве Российской Федерации. Поэтому эксперт самостоятельно выбирает методику исследований.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутырин А.Ю. Теория и практика судебной строительно-технической экспертизы. ОАО ИД «Городец», 2006.

2. Волощук С.Д. Конфликт интересов в строительстве. Пути разрешения: стенограмма конференции от 19.04.2012 г. Москва, Национальная палата судебной экспертизы.

Информация об авторах

Журавлев Евгений Геннадьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Экспертиза и управление недвижимостью», тел.: (3952) 40-54-12; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Сутырина Елена Владиславовна, эксперт-строитель; АНО ЭЦ «Регион-Эксперт», 664035, г. Иркутск, ул. Шевцова, 68, корпус 2, офис 207.

Архипкин Олег Валерьевич, доктор экономических наук, профессор; Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1

Information about the authors

Zhuravlev E.G, Candidate of Technical Sciences, associate professor of the Department of Real Estate Expertise and Management; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Sutyrina E.V., Expert-builder, IIS EC «Region-Expert», 68 Shevcov St., building 2, office 207, Irkutsk, 664035.

Arhipkin O.V., Doctor of Economical Sciences, professor, Irkutsk State University, 1 Karl Marks St., Irkutsk, 664003.

УДК 622.236.732

ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МИКРОТОННЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРОКЛАДКИ ИНЖЕНЕРНЫХ СЕТЕЙ НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ

ТЕРРИТОРИЯХ

Н.Л. Корзун, А.А. Балканов

Приведен анализ исследования бестраншейной разработки и прокладки инженерных сетей на урбанизированных территориях с применением метода микротоннелирова-ния. Технология микротоннелирования позволяет осуществлять прокладку подземных коммуникаций в любых условиях, в том числе и в районах исторической застройки города. Она может использоваться в таких проектах, которые требуют сооружения проходов под автострадами, железнодорожными путями, взлетно-посадочными полосами и реками.

Ключевые слова: микротоннелирование; бестраншейная прокладка; микрощит; продавливание; коллектор; подземная проходка.

EXPLANATION OF THE USE OF MICROTUNNELING FOR THE LAYING OF ENGINEERING NETWORKS AT THE URBANIZED TERRITORIES

N.L. Korzun, A.A. Balkanov

We analysed the research of the trenchless exploration and laying of engineering networks at the urbanized territories using the method of microtunneling. The technology of microtunneling allows to perform the laying of underground communications under any conditions, as well as in the regions of historical city development. It can be used in such projects which demand the construction of the passes under the motorways, railways, flight strips and rivers.

Key words: microtunneling, trenchless laying, microshield, punching, collector, underground passage.

Технология микротоннелирования - это современная технология выполнения работ по прокладке трубопроводов и коммунальных трубопроводных систем, систем канализации, водо- и теплоснабжения, широко применяемый метод строительства коллекторов. Указанная технология, в отличие от традиционного ведения работ открытым способом, не требует вскрытия поверхности по всей трассе прокладки коммуникаций, что позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую среду и нарушения в работе транспорта и систем жизнеобеспечения.

Технология микротоннелирования позволяет осуществлять прокладку подземных коммуникаций в любых условиях, в том числе и в районах исторической застройки города. Она может использоваться в таких проектах, которые требуют сооружения проходов под автострадами, железнодорожными путями, взлетно-посадочными полосами и реками.

Технология микротоннелирования - это универсальная бестраншейная технология подземного строительства, которая позволяет быстро и эффективно решать задачи, связанные с развитием инфраструктуры города, в том числе и те, которые до настоящего времени не имели решения [1].

Технология микротоннелирования была внедрена в странах Западной Европы и США в 1985 году с тех пор является основным методом прокладки коммуникаций в крупных городах. Главное преимущество микротоннелирования - это высокая точность проходки. Полное соответствие траектории проходки параметрам, благодаря возможности контроля на всех этапах проходки.

Контроль осуществляется оператором, который находится в специальном блоке управления и отслеживает движение проходческого микрощита на специальном дисплее.

Впервые в России бестраншейная технология прокладки коммуникаций с использованием микрощита была применена в Москве в октябре 1994 года. По инициативе Российской тоннельной ассоциации была осуществлена замена подземного канализационного коллектора диаметром 250 мм под улицей Тайнинской г. Москвы. Тоннелепроходче-ской машиной диаметром 400 мм с дистанционным управлением был проложен коллектор из шести участков общей длиной 300 м.

Открытый способ замены канализационного коллектора предусматривал прокладку стального футляра диаметром 400 мм с последующим бетонированием пространства между футляром и трубопроводом. В этом случае необходимо было произвести понижение уровня грунтовых вод по всей длине проходки.

При проходке микротоннелированием водопонижение осуществляется только в зоне стартовой шахты, что существенно сокращает сроки строительства. Не возникает необ-

ходимости и в прокладке стального футляра, за счет чего повышается несущая способность коллектора, снижается стоимость работ.

Технология микротоннелирования еще не успела получить массового распространения в России, во-первых, потому что это относительно новое направление в строительстве подземных коммуникаций, а во-вторых, из-за дороговизны оборудования и комплектующих. Однако перспективность технологии не вызывает сомнений. На ближайшие годы только в Москве запланирована проходка десятков километров коллекторов по методу микротоннелирования. Идет подготовка специалистов, на отечественных заводах осваивается производство труб.

Сущность технологии

Каждое оборудование имеет свою рациональную область применения, эффективность которого зависит от диаметра, глубины, расстояния и точности проходки скважины, вида грунта, назначения коммуникаций, условий работы на строительной площадке и многих других факторов.

Подземные коммуникации, прокладываемые в городских условиях на больших глубинах (до 80 м) и на значительные расстояния (до 1,5 км) с отклонением от проектной оси не более 30 мм можно осуществлять только микрощитами (рис. 1).

Рис. 1. Бестраншейная прокладка трубопровода с применением микропроходческого комплекса

Сущность технологии микротоннелирования состоит в том, что проходка в грунте осуществляется проходческой машиной (щитом), поступательное движение которой обеспечивает мощная домкратная станция, установленная в шахте на глубине, соответствующей глубине прокладки трубопровода (рис. 2).

Рис. 2. Микротоннельный проходческий комплекс AVN НеггепкпесМ

Быстрая (в среднем скорость проходки 10-15 м/сут.), практически безосадочная (осадки дневной поверхности не превышают 10 мм) и точная (отклонения в пределах 1020 мм) по направлению прокладки трубопроводов, в сочетании с возможностью ведения строительства во всем диапазоне инженерно-технологических и гидрогеологических ус-

ловий (от слабых водонасыщенных грунтов до крепких скальных пород), без применения каких-либо специальных способов работ (замораживание, водопонижение, химическое закрепление грунтов и т. д.) - вот основные достоинства микротоннелирования.

С помощью домкратов осуществляется проходка щита в грунтах на длину, соответствующую длине применяемых труб продавливания, после чего на домкратную станцию помещается последующая труба и процесс повторяется (рис. 3).

С1ГИО

Рис. 3. Устройство и работа установки микротоннелирования

Разработка грунта при проходке ведется рабочим органом проходческой машины. Грунт закрепляется с помощью этих бетонных или металлических колец (тюбингов). Весь процесс проходки тоннеля осуществляется из контейнера управления, который установлен на поверхности и оснащен электронной техникой.

Во время подготовительного периода производится строительство двух шахт -стартовой и приемной. Диаметры шахт зависят от ряда параметров, но не превышают нескольких метров, а глубина их соответствует глубине прокладки трубопровода. В стартовой шахте устанавливается мощная домкратная станция, на которую помещается проходческий щит. С помощью домкратов (рис. 4) осуществляется проходка щита в грунте на длину, соответствующую длине применяемых труб продавливания, после чего на домкратную станцию помещается последующая труба и процесс повторяется.

Рис. 4. Гидравлические домкраты

Проходку ведут до момента выхода щита в приемном котловане. Длина железобетонной трубы (футляра) продавливания обычно равна тройной длине хода гидродомкратов, что наиболее удобно при ведении проходческих работ. По мере полного

выхода штоков упорное кольцо входит в зацепление с дополнительными упорами на кожухе домкратов, и цикл повторяется. Такая конструкция позволяет экономить пространство, что особенно важно при сооружении шахты. После задавливания очередного футляра (трубы) с поверхности подают следующий футляр. Упорное кольцо перемещается в крайнее заднее положение, освобождая место под новый футляр, который затем входит в хвостовик уже задавленного (так называемый принцип «мама-папа»). В местах соединения труб установлены уплотнительные резиновые кольца, обеспечивающие герметичность соединения. Посадочные места соединения выполнены с расчетом на прохождение криволинейных участков, для чего между торцами труб дополнительно устанавливают прокладку из ДСП. После установки футляра подсоединяют все гидромагистрали и наращивают трубопровод гидротранспорта.

Разработка породы при проходке ведется режущим колесом проходческой машин (рис. 5).

Рис. 5. Режущее колесо проходческой машины

Разработанный грунт смешивается с водой, которая по соединительным линиям подается питающим насосом в зону режущего колеса. Полученная взвесь транспортным насосом подается в отстойник, установленный на поверхности около стартовой шахты.

Отработанная пульпа насосами подается в сепаратор микротоннельного комплекса, вода из которого повторно используется в проходке, а твердый осадок по мере накопления вывозится на свалку. Поэтапное наращивание става труб обеспечивает дальнейшую проходку щита до выхода в приемную шахту. После этого щит демонтируется, а став труб остается в земле. Весь процесс проходки происходит под управлением, осуществляемым из контейнера управления, который установлен на поверхности и оснащен электронной техникой.

Точность проходки обеспечивается применением лазера. Став труб, оставшийся в земле после демонтажа комплекса, является готовым не напорным трубопроводом, либо футляром для прокладки других коммуникаций, например, электрокабелей.

Оборудование для микротоннелирования

В настоящее время за рубежом изготавливается широкий типоразмерный ряд оборудования для микротоннелирования:

- микротоннелепроходческие комплексы с гидротранспортом грунта (рис. 6) практически любого диаметра для прокладки любых видов коммуникаций;

- микротоннелепроходческие комплексы со шнековым транспортом грунта;

- микротоннелепроходческие комплексы с пневмотранспортом грунта;

- прокольно-буровые установки (грунт не удаляется из скважины, а раздвигается в радиальном направлении с образованием вокруг скважины уплотненной зоны);

- прокольные установки (прокол осуществляется небольшим штампом в виде стального стрежня в образованной скважине для прокладки в нее кабелей диаметром до 100 мм; штамп управляется специальными встроенными датчиками, фиксирующими положение стержня с поверхности с помощью локатора).

Рис. 6. Конструкция проходческой машины с гидротранспортом грунта: 1 - рабочий орган; 2 - впайки из твердых металлов; 3 - дробильное пространство; 4 - отверстие для подачи воды; 5 - главный подшипник; 6 - силовой привод; 7 - прокладка; 8 - домкрат управления;

9 - транспортирующий трубопровод; 10 - питающий трубопровод; 11 - лазерная мишень;

12 - лазерный луч; 13 - байпас; 14 - вентили

Все указанное оборудование представляет собой комплекс подземного, шахтного и поверхностного оборудования, обеспечивающего механизированное и дистанционное выполнение следующих операций:

- образование в грунтах подземной выработки (скважины) заданного направления, проходящей из стартовой в приемную шахту с одновременным удерживанием забоя и закреплением стенок скважин;

- транспортирование разработанного грунта из забоя на поверхность в виде пульпы или воздушно-грунтовой смеси;

- прокладка в скважину трубопровода со стыками, защищенными от проникновения грунтовой воды.

Решаемые задачи

Микротоннелирование позволяет выполнять задачи по прокладке коммуникаций в сложнейших условиях, где раньше без специальных методов (водопонижение, замораживание и др.) делать было нечего.

С помощью технологии микротоннелирования могут быть решены следующие задачи:

- строительство подземных коммуникаций городского назначения: сетей водо-, тепло-, газоснабжения, канализации;

- строительство пересечений взлетно-посадочных полос, железных дорог и автомагистралей;

- прокладка подводящих конструкций к объектам, расположенным в центре водоема;

- обеспечение первичной поддержки для больших тоннелей;

- при прокладке футляров для электрических кабелей, газо- и нефтепроводов;

- при строительстве пересечения увлажненных участков земли;

- при прокладке подводящих конструкций к объектам, расположенным в центре водоема.

Во всех случаях применение технологии микротоннелирования имеет большое преимущество там, где прокладка подземных коммуникаций традиционным (открытым) способом затруднена или невозможна (рис. 7).

Рис. 7. Проходка микрощитом под оживленной автомагистралью Оборудование микротоннелирования на примере фирмы AVN, «Херренкнехт» (Германия)

Микротоннельный комплекс AVN построен по модульному типу, что позволяет быстро перебазировать с одного объекта на другой и максимально сократить сроки монтажа оборудования (рис. 8).

Рис. 8. Микротоннельный комплекс AVN

Устройство и работа установки комплекса AVN представлена на компьютерной схеме (рис. 9).

б)

Рис. 9. Устройство и работа установки комплекса АУ№ а - компьютерная модель;

б - принципиальная схема

Комплекс включает в себя:

- рабочий орган АУ^

- контейнер управления (предназначен для управления и эксплуатации проходческого оборудования);

- контейнер-отстойник;

- питающий и подающий насосы (предназначены исключительно для подачи смеси песка и воды);

- бентонитовый насос;

- транспортный насос;

- лазер (система контроля управления);

- пресс-раму (домкратная станция, служащая в качестве устройства для подачи проходческой машины труб, подачи материала);

- соединительные линии.

Для обеспечения работы комплекса дополнительно предусматривается передвижная электростанция.

Точность проходки обеспечивается лазерной навигационной системой SLS-RV.

Система лазерной навигации позволяет точно установить местоположение проходческой машины в любое время. Положение машины постоянно отражается на экране пульта управления, благодаря чему оператор управляет процессом проходки.

В лазерную систему ориентации включаются следующие элементы:

- проходческая машина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проектируемая ось тоннеля;

- лазерный теодолит;

- мишень лазерной системы ориентации;

- задняя мишень наведения;

- опорные мишени.

Современная бестраншейная прокладка труб позволяет осуществлять сооружение тоннелей длиной более 1000 м без промежуточных шахт.

Промежуточные домкратные станции, монтируемые в став трубопровода, позволяют получить необходимые усилия для продавливания, не превышающие предельно допустимые значения для каждой секции.

Специальная лазерная система ведения, устанавливаемая в тоннелепроходческом оборудовании, позволяет осуществлять точную прокладку на большие расстояния и вести проходку тоннелей на трассе с изгибами.

Этапы технологии микротоннелирования

Первый этап - подготовка стартовой и приемной шахт (рис. 10, 11, 12).

Рис. 10. Подготовка стартовой шахты

Рис. 11. Подготовка приемной шахты

б)

Рис. 12. Подготовка приемной шахты: а - приемный котлован; б - спуск микрощита в котлован, установка микрощита в направляющие и к домкратам

С поверхности грунта строятся шахты: стартовые и приемные, расстояние между ними может составлять от 50 до 1500 м, а глубина - 8-12 м. В плане шахты могут быть круглыми или квадратными с размерами сторон до 6 м, в зависимости от типа микрощита.

Второй этап - спуск домкратной установки и монтаж микрощита в шахте. Установка для приготовления и нагнетания бурового раствора в забой размещается на поверхности вблизи стартовой шахты.

Третий этап - прокладка трубопроводов. Проходка скважины буровой головкой микрощита, оснащенной резцами (рис. 13).

Разработанный грунт смешивается с водой, подаваемый питающим насосом. Полученная взвесь, транспортным насосом подается в отстойник, установленный на поверхности. Осажденный грунт вывозится.

Поэтапное наращивание става труб обеспечивает дальнейшую проходку щита до выхода в приемную шахту.

Четвертый этап - завершение работ.

После выхода микрощита в приемную шахту производится демонтаж установки. Из приемной шахты удаляется микрощит, из стартовой шахты извлекается домкрат.

Рис. 13. Проходка скважины буровой головкой микрощита

Контроль направления проходки. Навигационная система управления

Одной из важнейших задач при сооружении тоннелей является определение положения микрощита, а также тенденций наметившихся его отклонений от проектной оси в процессе проходки.

Наиболее перспективная навигационная система для микротоннелирования при прокладке на прямолинейных участках включает в себя:

- лазер (рис. 14) установленный в стартовой шахте;

- лазерную мишень (рис. 15 и 16) в герметичном корпусе с двумя инклинометрами и микропроцессором;

- потенциометрические датчики, измеряющие величину выдвижения штоков управляющих цилиндров; курвиметр (измерительное устройство) для определения перемещения микрощита и прокладываемого трубопровода, помещенные на передней стенке стартовой шахты;

- компьютер с жестким диском;

- монитор и принтер с клавиатурой, помещенные в контейнере управления (рис. 17), на пульте которого размещены кнопки включения гидронасосных станций, измерительные приборы и световые указатели величин выдвижения штоков управляющих гидроцилиндров и соединительные кабели. Кронштейн для лазера крепится на задней стенке стартовой шахты.

Навигационная система управления. Электронная лазерная система управления ELS для прямолинейных участков длиной до 200 метров состоит из трех основных составляющих.

Для прямолинейных участков длиной от 200 до 400 метров применяется ELS-HWL (электронная лазерная система с гидростатическим водяным уровнем).

Рис. 14. Устройство лазера

Поскольку при большой длине проходки внутри трубы может быть разная температура воздуха, это приводит к преломлению лазера, что в свою очередь изменяет направление машины по вертикали. Гидростатический уровень определяет точные данные по высоте, независимо от температуры.

Рис. 15. Устройство лазерной мишени

Для проходки криволинейных участков в микротоннелировании применяется система с гироскопом GNS-P.

Рис. 16. Система с гироскопом

Данная система применяется без лазера, с ориентированным на север гироскопом, при внутреннем диаметре трубы от 800 мм.

пГо: гпеаз импд о.к <<<

>>> тГо: теаьигтд 5уз1ет о.к <<<

Рис. 17. Навигационная система (вид на мониторе)

Технические параметры

Возможные диаметры прокладываемых трубопроводов 250-630 мм.

Расстояние между шахтами 150 м, с применением специальных промежуточных домкратных станций до 450 м.

Точность проходки - отклонение не более 5-10 мм на 100 м.

Средняя скорость проходки 3 м в час.

Виды пород, в которых может осуществляться проходка - любые от глинистых грунтов до скальных пород.

Срок строительства объекта, например, коллектора длиной 150 м, включая подготовительный период 1,5-2 месяцев.

Схема восстановления трубопровода по технологии микротоннелирования

Как метод бестраншейной прокладки коммуникаций, микротоннелирование позволяет снижать производственные издержки в 2,5-3,5 раза за счет значительного сокращения объемов земельных работ (требуется лишь два котлована - стартовый и приемный) и за счет исключения расходов на восстановление ландшафта.

Немаловажно и то, что прокладка коммуникаций методом микротоннелирования требует намного меньше времени, ведь проходка происходит достаточно быстро - 10-15 м. в сутки. При этом осадочные породы практически отсутствуют (в сутки не превышают 10 мм).

В стесненных условиях, в водонасыщенных грунтах или горных породах, а также в местах, где прокладка открытым способом затруднена или невозможна из-за плотной застройки, наличия уже проложенных коммуникаций, объектов культурной, экологической, социальной ценности - микротоннелирование становится единственным решением.

Трубы, применяемые в микротоннелировании

Для бестраншейной прокладки микротоннелированием широко используются по-лимербетонные, железобетонные, керамические, стеклопластиковые и асбестоцементные трубы любого требуемого диаметра, рис. 18.

Для стыковки труб применяются специальные манжеты для исключения поступления воды снаружи через стыковые соединения.

Рис. 18. Трубы для микротоннелирования

За рубежом освоено изготовление всех типоразмеров труб, пригодных для использования в бестраншейной прокладке коммуникаций с применением микрощитов.

В России изготавливаются некоторые типоразмеры полимербетонных и железобетонных труб диаметром 300, 400 и 500 мм, длиной 1 и 2 м.

Начато освоение производства железобетонных плит для микротоннелирования также в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

В Дзержинске освоено производство стеклопластиковых труб для микротоннели-рования внутренним диаметром от 50 до 400 мм (рис. 19) для холодного и горячего водоснабжения, теплофикации, канализации и нефтепромысловых коммуникаций.

Однако общее количество современных отечественных труб составляет не более 5 % потребности в них.

Рис. 19. Компания ДВН-Строй выполняет работы микротоннелепроходческим оборудованием фирмы

НеггепкпесМ AVN 1000 и AVN 2000

Оценка экономической эффективности микротоннелирования Стоимость работ по микротоннелированию

Ориентировочная стоимость работ на прокладку 1 м трубы приведена в табл. 1.

Таблица 1

Стоимость работ на прокладку 1 м трубы

Диаметр микрощита Стоимость прокладки 1 пог. м, с НДС 18 %

AVN 1000 36 ООО руб.

AVN 2000 120 000 руб.

Чтобы наглядно показать выгоду метода микротоннелирования, достаточно сравнить только приблизительные цифры.

Если стоимость одного метра прохода составляет 3-4 тыс. рублей, то прохождение участка длиной в 10 м под действующим шоссе обойдется в 30-40 тыс. рублей, в то время как траншейным способом расходы будут значительно выше только на восстановление дорожного полотна, которое необходимо будет вскрыть!

Добавляется стоимость самих работ по прокладке коммуникаций, и затраты на приостановление движения по дороге.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что объективно - микротоннели-рование позволяет сэкономить вдвое, а порой даже больше, на прокладке коммуникаций, а также позволяет выполнить работы в несколько раз быстрее.

Вне всякого сомнения - этот способ будет удовлетворять нужды населения еще многие годы, а технологический прогресс поможет совершенствовать его, делать еще более доступным, выгодным и простым.

Преимущества и недостатки микротоннелирования

Преимуществами бестраншейной прокладки инженерных коммуникаций с применением микрощитов, в сравнении с традиционным открытым способом, являются:

- возможность прокладки коммуникаций в любых грунтах, в том числе сильно обводненных;

- снижение затрат на производство работ более чем в пять-шесть раз;

- увеличение производительности труда в восемь-десять раз и повышение срока службы коммуникаций в три и более раз.

К недостаткам можно отнести высокую стоимость комплекта оборудования для микротоннелирования, которая (в зависимости от диаметра микрощита) колеблется от нескольких десятков тысяч до 5 млн долларов.

Кроме того, прокладка коммуникаций микротоннелированием требует высокой квалификации специалистов по обслуживанию микропроходческого комплекса. Строительные организации, закупающие сейчас импортные микрощиты, вынуждены посылать своих специалистов за рубеж в длительные командировки для обучения работе с этим оборудованием.

К тому же компании, использующие импортные микрощиты, несут значительные расходы по сервисному обслуживанию этого оборудования.

Не каждая отечественная строительная организация может себе это позволить. Дешевле применять для прокладки коммуникаций открытый способ. Так делают практически все специализированные компании в России, даже в Москве 90% подземных коммуникаций прокладываются траншейным способом.

Например, в районе Ховрино, вблизи станции метро «Речной вокзал», третий год идут широкомасштабные работы по строительству высотных зданий на месте ранее построенных пятиэтажных домов и полной замене изношенных коммуникаций новыми. Причем не более 5% этих коммуникаций заменяются с применением зарубежных микрощитов, остальные 95% прокладываются открытым способом с привлечением дешевой рабочей силы.

Развитие новых бестраншейных технологий прокладки коммуникаций, в том числе микротоннелированием, в России сдерживается отсутствием расценок на эти виды работ. Поэтому все работы ведутся по договорной цене. Примерная стоимость прокладки одного метра трубопровода, без стоимости трубы (по оценкам московских строителей) приведена в табл. 2.

Таблица2

Стоимость прокладки 1 м трубопровода

Диаметр трубопровода, мм Стоимость прокладки 1 м, тыс. руб.

110 3-4

160 5,5-6,5

Заключение

Технология микротоннелирования - это универсальная бестраншейная технология подземного строительства, которая позволяет быстро и эффективно решать задачи, связанные с развитием инфраструктуры города, в том числе и те, которые до настоящего времени не имели решения.

Технология микротоннелирования - это современная технология выполнения работ по прокладке трубопроводов и коммунальных трубопроводных систем, систем канализации, водо- и теплоснабжения, широко применяемый метод в строительстве коллекторов.

Указанная технология, в отличие от традиционного ведения работ открытым способом, не требует вскрытия поверхности по всей трассе прокладки коммуникаций, что позволяет свести к минимуму воздействие на окружающую среду и нарушения в работе транспорта и систем жизнеобеспечения.

Технология микротоннелирования позволяет осуществлять прокладку подземных коммуникаций в любых условиях, в том числе и в районах исторической застройки города. Она может использоваться в таких проектах, которые требуют сооружения проходов под автострадами, железнодорожными путями, взлетно-посадочными полосами и реками.

В то же время, чтобы проложить коммуникации этим способом, необходимо предварительно провести геодезические изыскания и убрать посторонние предметы. Утвержденных общероссийских расценок на этот вид работ нет.

Случается, что в процессе прокладки микротоннелированием приходится ликвидировать посторонние предметы: железобетонные колодцы, металлические балки, остатки фундамента, перекладывать существующие коммуникации, если их расположение не соответствует геоподоснове.

Необходимо продолжение исследований по обоснованию применения и расчета затрат микротоннелирования на урбанизированных территориях.

Технология микротоннелирования еще не успела получить массового распространения в России, во-первых, потому что это относительно новое направление в строительстве подземных коммуникаций, а во-вторых, из-за дороговизны оборудования и комплектующих. Однако перспективность технологии не вызывает сомнений. На ближайшие годы только в Москве запланирована проходка десятков километров коллекторов по методу микротоннелирования. Идет подготовка специалистов, на отечественных заводах осваивается производство труб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Перспективы модернизации водоотводящих сооружений: учеб. пособие / Н.Л. Корзун. Иркутск : ФГБОУ ВПО НИ ИрГТУ, 2011. 69 с.

2. Лернер В.Г., Панкратенко А.Н., Соломатин Ю.Е. Совершенствование технологии микротоннелирования при бестраншейной прокладке коммуникаций // Тр. Междунар. конф. СПб, 2006. С. 384-394.

3. Тазетдинов Г.М., Улицкий В.М., Парамонов В.Н. Проходка микротоннелей в условиях плотной городской застройки. Подземный город: геотехнология и архитектура // Тр. Междунар. конф. СПб, 1998. С. 358-363.

4. Геотехнические проблемы реконструкции инженерных сетей (в рамках программы «Центр Санкт-Петербурга») / С.И. Алексеев, С.В. Ломбас, А.П. Насонов // Реконструкция городов и гидротехническое строительство. 2000. № 2.

Информация об авторах

Корзун Никита Леонидович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры инженерных коммуникаций и систем жизнеобеспечения, тел.: 89149100532, e-mail: [email protected], Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Балканов Антон Александрович, магистрант, тел.: 89021763616, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information on authors

Korzun N.L., Candidate of medical science, associate professor, department of engineering services and life-support systems, tel.: 89149100532, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Balkanov A.A., undergraduate, tel.: 89021763616, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 691.5

ИССЛЕДОВАНИЯ ПУЦЦОЛАНОВЫХ ПОРТЛАНДЦЕМЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЭФФУЗИВНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД

Е.А. Николаенко

Работа посвящена вопросам повышения прочности пуццоланового портландцемента за счет многофункциональной добавки. Сегодня пользуются спросом именно многофакторные добавки для товарных бетонов, которые отличаются своим многокомпонентным составом. В этом новом качестве достойную конкуренцию может составить многокомпонентный сыннырит и его разновидности, представляющие собой новый вид ультракалиевого алюмосиликатного сырья для керамической и цементной промышленности, для получения бесхлорных калийных удобрений, глинозема и поташа.

Ключевые слова: сыннырит Сакунского и Сыннырского месторождения; прочность; технология; портландцементный клинкер.

RESEARCH OF POZZOLANIC ARTIFICIAL CEMENT ON THE BASIS OF EFFUSIVE EARTH'S FORMATIONS

E.A. Nikolaenko

The work is dedicated to the problems of the increase in the reliability of pozzolanic artificial cement with the help of multifunctional addition for the trade concrete which differ due to its multiunit content. In this new quality a multiunit synnyrite and its varieties may create a worthy competition, because they perform a new type of ultrapotassic aluminosilicate materials for ceramic and cement industry in order to get non-chloric potassic fertilizers, clay and potash.

Key words: synnyrite of Sakunsky and Synyrsky deposit, reliability, technology, artificial cement clinker.

Сегодня необходим новый подход к технологиям производства бетонов, поэтому наряду с повышением требований к основным их составляющим, повышается уровень требований к минеральным добавкам для бетонов и растворов [1-3]. Получить товарные бетоны, соответствующие всем нормируемым характеристикам, заявленным в нормативной документации, невозможно без применения многофункциональных добавок, обеспечивающих:

• повышение прочности бетонного камня и раствора в проектном возрасте (1030%);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.