Научная статья на тему 'Обоснование перспективной технологии дозаривания овощей закрытого грунта в «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области'

Обоснование перспективной технологии дозаривания овощей закрытого грунта в «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ДОЗАРИВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СПЕЛОСТЬ / ТЕПЛИЧНЫЕ ОВОЩИ / ПРОДАЖA

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Андреева Н.А.

В тех случаях, когда естественное созревание тепличных овощей происходит недостаточно быстро или протекает в неполном объёме при хранении собранной продукции в охлаждённом состоянии, целесообразно использовать маркетинговую стратегию, основанную на применении перспективной технологии дозаривания овощей закрытого грунта, то есть доведения снятых недозрелых плодов в хранилищах, складах или специально оборудованных камерах до состояния потребительской спелости, что позволит применить такой маркетинговый ход, как реализация тепличных овощей в более ранние сроки, а значит, и по более высоким ценам продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование перспективной технологии дозаривания овощей закрытого грунта в «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области»

6. Упимбашев, М. Б. Продуктивные и этологические особенности коров разных производственных типов / М. Б. Улимбашев // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. - 2007. - № 5. - с. 35-36.

7. Улимбашев, М. Б. Поведенческие особенности коров красной степной породы и их помесей с англерской / М. Б. Улимбашев // Зоотехния. - 2008. - № 3. - с. 15-17.

8. Упимбашев, М. Б. Пути совершенствования красного степного и швицкого скота в различных экологических зонах Северного Кавказа: автореф. дисс.... докт. с.-х. наук / М. Б. Улимбашев II Черкесск, 2012.-49 с. 9. Хусаинов, В. Р. Особенности поведения телят разных пород / В. Р. Хусаинов, Н. Г. Фенченко, Н. И. Хайруллина II Аграрная наука. - 2005. - № 6. - с. 25-26.

10. Шевхужев, А. Ф. Молочное скотоводство Северного Кавказа (монография)/ А. Ф. Шевхужев, М. Б. Улимбашев // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 9. - с. 29-31.

11. Шевхужев, А. Ф. Современные технологии производства молока с использованием генофонда голштин-ского скота: учебное пособие / А. Ф. Шевхужев, М. Б. Улимбашев, Д. Р. Смакуев, М. - А. Э. Текеев. - Москва: Илекса, 2015. - 392 с. + цв. вкл.

12. Щербатов, В. И. Методы комплексной оценки и ранней диагностики продуктивности сельскохозяйственных животных: учебник / В. И. Щербатов, И. Н. Тузов, А. Г. Дикарев, Л. В. Музыкантова - Краснодар: КубГАУ, 2014. - 292 с. 13. Яковенко, А. М. Биометрические методы анализа качественных и количественных признаков в зоотехнии: учебное пособие / А. М. Яковенко, Т. И. Антоненко, М. И. Селионова. - Ставрополь. - 2013. - 91 с.

УДК 658.8.011.1

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДОЗАРИВАНИЯ ОВОЩЕЙ ЗАКРЫТОГО ГРУНТА В ОАО «СОВХОЗ- ВЕСНА» САРАТОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

UDC658.8.011.1

JUSTIFICATION OF PROMISING TECHNOLOGY AT AFTER GREENHOUSE VEGETABLES RIPENING IN JSC «SOVHOZ-VESNA» IN SARATOV DISTRICT OF SARATOV REGION

H.A. Андреева Andreyeva N.A.

Саратовский государственный аграрный SSAU университет им. H. И. Вавилова

vienya@yandex.ru

В тех случаях, когда естественное созревание тепличных овощей происходит недостаточно быстро или протекает в неполном объёме при хранении собранной продукции в охлаждённом состоянии, целесообразно использовать маркетинговую стратегию, основанную на применении перспективной технологии дозаривания овощей закрытого грунта, то есть доведения снятых недозрелых плодов в хранилищах, складах или специально оборудованных камерах до состояния потребительской спелости, что позволит применить такой маркетинговый ход, как реализация тепличных овощей в более ранние сроки, а значит, и по более высоким ценам продажи.

Ключевые слова: маркетинговая стратегия, дозаривание, потребительская спелость, тепличные овощи, продажа

In that cases where the natural ripeningof greenhouse vegetables occures insufficientry quickly, or proceeds in an incomplete volume at stjrage of collected products in the cooled state, it is advisable to use a marketing strategy based on the use of forward-looking technology of greenhouse vegetables after-ripening, that is finishing of reaped unripe fruits in storehouses, warehouses or specially equipped chambers to the state of the consumer ripeness, which will allow us to use a marketing course, as the realization of greenhouse vegetables in earlier terms, and hence the higher price sale.

Keywords: marketing strategy after-ripening, consumer ripeness, greenhouse vegetables, sale

Стратегическим направлением развития производства овощей закрытого грунта является обоснование направлений интенсивного роста объемов производства томатов и огурцов. Поскольку в настоящее время реализация этих продуктов приносит обществу прибыль, то соответственно рост объемов продаж будет способствовать в перспективе росту доходности предприятия. Одним из направлений роста объемов производства овощной продукции и повышения эффективности отрасли овощеводства является рост урожайности овощей. В настоящее время

в ОАО «Совхоз - Весна» Саратовского района Саратовской области возделываются огурцы гибрида F1 «Королёк», который достаточно устойчив к болезням и обладает многими другими ценными свойствами, но на рынке семян овощных культур есть предложения по более перспективным сортам, и мы предлагаем выращивать новый гибридный сорт огурца F1 «Эффект». Урожайность гибрида 50 кг/кв.м. При возделывании данного высокопродуктивного гибрида огурца можно получить прирост валового сбора в 6112 ц. Предлагаемые гибридные сорта томата F1 «Картуз» и F1 «Мажор» позволят получить урожай выше на 2 кг с каждого квадратного метра, а со всей площади - на 3040 ц. При реализации данного мероприятия дополнительный объём производства овощей составит 9152 ц, а урожайность по проектным расчетам составит в среднем по овощам 50 кг/кв.м.

Однако запроектированный урожай необходимо продать по выгодной цене реализации. С этой целью мы предлагаем предприятию использовать маркетинговую стратегию, основанную на применении перспективной технологии дозаривания [1] овощей закрытого грунта, то есть доведение недозрелых овощей до потребительской спелости, что позволит применить такой маркетинговый ход, как реализация тепличных овощей в более ранние сроки, а значит, и по более высоким ценам продажи.

Особенно эффективно дозаривание газом этиленом плодов томата - зелёные сформировавшиеся плоды дозревают за 5 дней, что позволяет получать зрелые плоды на месяц раньше, чем при естественном созревании на растении.

При помощи этилена дозаривание проводится в герметичных камерах. На полках этих камер плоды укладывают в несколько слоев и вводят этилен из расчета 0,8-1 литр газа на один кубический метр. Дозаривание больших партий плодов, уложенных в ящики, осуществляется в камерах с вентиляцией и отоплением. На один кубический метр полки можно разместить до 80 кг томатов. Этилен подается в камеры каждые 24 часа до тех пор, пока плоды не приобретут бурый оттенок.

В ОАО «Совхоз - Весна» предлагается использование каталитического способа газации с использованием генераторов. Они просты в эксплуатации, хорошо управляются и наиболее распространены. Ориентировочная стоимость приобретения этиленогенератора и оборудования камеры газации системой принудительной вентиляции, системой увлажнения воздуха, а также покупка холодильно-нагреватель-ного аппарата, щита управления камерой, теплоизоляционных сендвич-панелей (h=60 мм) и с учетом монтажных и пуско-наладочных работ определена в 4971 тыс. руб.

Применение прогрессивной технологии дозаривания томатов намечается вначале только на определенной части - 30% от валового сбора, что составляет 12784 ц от общего объема производства 42613 ц, определенного в проектных расчетах. При сложившемся уровне товарности томатов 99%, объем реализации составит 12650 ц.

Приведенные выше обоснования позволяют рекомендовать ОАО «Совхоз - Весна» использовать применительно к отрасли овощеводства маркетинговую стратегию стимулирования ценообразования [2]. Проведенное обоснование и расчет возможных затрат на освоение этой технологии показывают на удорожание томатов с 7657 до 8050 руб. за 1ц. Разница в цене составляет 393 рубля за 1ц, а на весь объем реализации томатов по новой технологии в 12650 ц потребуется 4971 тыс. руб. капитальных вложений. ОАО «Совхоз - Весна» располагает собственными финансовыми средствами для реализации этого проекта, поскольку в 2014 году получено 74 млн руб. прибыли от продажи овощной продукции.

Затраты на выращивание и реализацию томатов и капитальные вложения в освоение прогрессивной технологии дозаривания окупаются более высокой ценой

продажи: 9000 руб. против 8500 руб. за 1 ц. Рост цены обеспечивает раннее созревание томатов на основе применения технологии дозаривания сроком до одного месяца, что является особенно актуальным в условиях зимнего и весеннего времени года [3].

Таблица 1. Проектные расчеты экономической эффективности применения технологии дозаривания томатов на год освоения стратегии

Показатели Фактически Проект Проект в% к факту

Реализовано томатов, ц, в т. ч. по технологии дозаривания 39177 42187 12650 107,7

Затраты-всего, тыс. руб., в т. ч. по технологии дозаривания 273416 323025 101832 118,3

Себестоимость 1 ц, руб., в т. ч. по технологии дозаривания 6979 7657 8050 109,8

Цена продажи, руб./ц, в т. ч. по технологии дозаривания 7602 8500 9000 111,8

Сумма выручки, тыс. руб., в т. ч. по технологии дозаривания 297823 358589 113850 120,4

Сумма прибыли, тыс. руб., в т. ч. по технологии дозаривания 29755 35564 12018 119,5

Уровень рентабельности,%, т.ч. по технологии дозаривания 8,9 10,9 11,8 122,5

Из расчетных данных таблицы 1 видно, что затраты на выращивание и реализацию томатов и капитальные вложения в освоение прогрессивной технологии дозаривания окупаются более высокой ценой продажи: 9000 руб. против 8500 руб. за 1 ц. Рост цены обеспечивает раннее созревание томатов на основе применения технологии дозаривания сроком до одного месяца, что является особенно актуальным в условиях зимнего и весеннего времени года.

Таблица 2. Проектные расчеты овощей закрытого грунта на год освоения стратегии

Показатели Фактически Проект Отклонение проектн от фактических (+, - ых расчетов

Валовой сбор овощей-всего, ц 110848 120000 +9152 108,1

Реализовано овощей, ц 110000 119000 +9000 108,2

Себестоимость 1 ц, руб. 4906 6007 +1101 122,4

Цена реализации 1 ц, руб. 5490 7100 +1610 129,3

Полная себестоимость, тыс. руб. 539660 714833 +175173 132,5

Выручка от продажи, тыс. руб. 603900 844900 +241000 139,9

Прибыль, тыс. руб. 64240 130067 +65827 202,4

Уровень рентабельность,% 11,9 18,2 +6,3 152,9

На год освоения стратегии интенсивного роста уровень рентабельности производства овощей закрытого грунта в проекте увеличился на 6,3% к уровню 2014 года и составит 18,2%. Такое увеличение уровня рентабельности произошло из-за опережающего роста выручки от реализации овощей (на 39,9%) над ростом их себестоимости (на 32,5%). Рост выручки произошел как из-за повышения цен на овощи (на 29,9%), так и за счет увеличения валового сбора на 8,1%. Увеличение валового сбора овощей произошло только за счет повышения их урожайности, так как площадь выращивания оставалась неизменной и составляет 240 тыс. кв. м. Себестоимость 1 ц овощей защищенного грунта увеличилась на 22,4%, несмотря на то, что полная себестоимость увеличилась на 32,5%, это объясняется значительным приростом валового сбора от проведенных мероприятий.

Проектные расчеты показывают, что направления стратегии развития отрасли овощеводства закрытого грунта на увеличение объемов производства на основе примене-

ния гибридных семян огурцов и томатов, а также освоение передовых прогрессивных технологий доведения выращенной овощной продукции до потребителя в короткие сроки будет выгодным и перспективным для открытого акционерного общества.

Список литературы:

1. Андреев, П. В. Формирование маркетинга органической сельскохозяйственной продукции/ П. В. Андреев // Никоновские чтения, 2007. -№ 12. -С. 76-78.

2. Иргискин, И.Ю. Некоторые аспекты формирования логистических центров/, И.Ю.Иргискин, А.В. Панфилов, П.В. Андреев, О. В.Власова // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе Под редакцией М. В. Муравьевой и Г. Н. Камышовой. Саратов, 2014. -С. 55-57.

3. NOSB Materials Database: Ethylene //USDA http://www.ams.usda.gov/AMSv1.0/getfile?dDocName=STELPRDC 5085176

УДК 636.087.72 UDC636.087.72

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МИНЕ- THETECHNO LOG YO F М AKIN G МIN ERAL-РАЛЬНО-СОЛЕВЫХ БРИКЕТОВ С МИ- SALT BLOCKS WITH MICROELEMENTS КРОЭЛЕМЕНТАМИ СПОСОБОМ ВИБРО- USING VIBROPRESSION METOD ПРЕССОВАНИЯ

A.C. Ахметова, магистрант; В. M. Поезжа- Akhmetova A.S., master student лов, канд. ф. - м. наук Poezzhalov V. М., associate professor,

КГУ им. А. Байтурсынова candidate of physical- mathematical

sciences.

KSU named after A. Baitursynov

aia-aizhanchik@mail.ru

По данным ветеринаров и зоотехников, According to veterinarians and zootechnician в рационе сельхозжиbothых существует there is a shortage of minerals, macro- and

нехватка минералов, макро- и микроэлементов. Это вызывает различные заболевания, выкидыши у коров, рождается слабый приплод и сказывается на продуктивности животных: удое, качестве мяса, шерсти и т. д.

В то же время передозировка минералов, макро- и микроэлементов имеет токсический эффект и может привести к падежу скота.

Наиболее распространенный путь ликвидации дефицита необходимых химических элементов и соединений - исполь-

microelements in the diet of agricultural animals. This causes a variety of diseases, miscarriages in cows born the weak offspring and affects the productivity of animals: milk yield, meat, quality wool, etc. At the same time an overdose of minerals, macro- and micronutrients have a toxic effect and can lead to loss of cattle. The most common way to eliminate the shortage of necessary chemical elements and compounds is the use of salt licks, enriched the desired compounds. However, production of such salt is

зование соли лизунца, обогащенного technologically difficult and also energy-

intensive and labor-intensive process. The proposed technology is based on the preparation of salt briquettes, based on the vibro mixing.

нужными соединениями. Однако изготовление такой соли является технологически сложным и энерго- и трудозатратым процессом.

Предлагаемая технология основана на приготовлении брикетированной соли, основанной на вибросмешивания.

Ключевые слова: корма, минеральные элементы, соль-лизунец, самосадочная соль, поровое пространство, вибрационное прессование

Основным источником минералов и микроэлементов для сельскохозяйственных животных являются корма. Однако состав кормов зависит от зоны произрастания, климатических условий, типа почв, вида растений, агрохимических мероприятий, технологии уборки, хранения и др. Поэтому достаточно часто кормовой рацион сельскохозяйственных животных не сбалансирован по микроэлементам и минералам [1].

Key words: forages, deposited lump salt, vibratory compaction

minerals, salt-lick, pore space, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.