Научная статья на тему 'Обоснование перечня Mel при отправке самолета Як-42Д в рейс для системы кондиционирования воздуха'

Обоснование перечня Mel при отправке самолета Як-42Д в рейс для системы кондиционирования воздуха Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКАЗ АГРЕГАТА СИСТЕМЫ / САМОЛЕТ / MEL / СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА / FAILURE OF THE SYSTEM UNIT / PLANE / AIR CONDITIONING SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Попов Д.В., Мясников В.Э., Ачкасова Е.А.

Выполнены расчеты по безотказности системы кондиционирования воздуха (СКВ) самолета Як-42Д по данным ООО «Аэропорт Емельяново». Выполнен анализ влияния отказов отдельных агрегатов на безопасность полета с целью включения их в перечень минимального необходимого оборудования для отправки в рейс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEL SUBSTANTIATION when sending Yak 42D in flight for ACS

The work contains calculations of reliability wells at Aircraft Yak 42D according to LLC "Emelyanovo" Airport. The research analyses the impact of failures of individual units for flight safety with a view to their inclusion in the list of the minimum necessary equipment to be sent to flight.

Текст научной работы на тему «Обоснование перечня Mel при отправке самолета Як-42Д в рейс для системы кондиционирования воздуха»

Эксплуатация и надежность авиационной техники.

УДК 629.7.063.2

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ MEL ПРИ ОТПРАВКЕ САМОЛЕТА ЯК-42Д В РЕЙС ДЛЯ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Д. В. Попов, В. Э. Мясников, Е. А. Ачкасова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: zorrin1994@gmail.com

Выполнены расчеты по безотказности системы кондиционирования воздуха (СКВ) самолета Як-42Д по данным ООО «Аэропорт Емелъяново». Выполнен анализ влияния отказов отдельных агрегатов на безопасность полета с целью включения их в перечень минимального необходимого оборудования для отправки в рейс.

Ключевые слова: отказ агрегата системы, самолет, MEL, система кондиционирования воздуха.

MEL SUBSTANTIATION WHEN SENDING YAK 42D IN FLIGHT FOR ACS.

D. V. Popov, V. E. Myasnikov, E. A. Achkasova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: zorrin1994@gmail.com

The work contains calculations of reliability wells at Aircraft - Yak 42D according to LLC "Emelyanovo" Airport. The research analyses the impact of failures of individual units for flight safety with a view to their inclusion in the list of the minimum necessary equipment to be sent to flight.

Keywords: failure of the system unit, the plane, MEL , the air conditioning system.

Перечень MEL (Minimum equipment list) - это документ, который содержит перечень минимального оборудования для определенного типа самолета, при котором самолет может совершать полет. Данный документ позволяет повысить эффективность эксплуатации воздушного судна за счет сокращения времени простоев борта при возникновении неисправности.

Целью данной работы является обоснование введения перечня MEL при эксплуатации системы кондиционирования воздуха самолета Як-42Д.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- сбор и обработка статистических данных по отказам и неисправностям системы кондиционирования воздуха самолета Як-42Д;

- выявление агрегатов и элементов системы, не оказывающих влияния на ее живучесть;

- выполнение расчета системы без выявленных элементов;

- разработка перечня MEL по системе кондиционирования воздуха.

В работе выполнялся анализ надежности агрегатов системы кондиционирования воздуха по статистическим данным ООО «Аэропорт Емельяново» [1-4].

Были выявлены агрегаты и элементы, не оказывающие влияния на живучесть системы кондиционирования воздуха. Среди них: заслонка 5395Т, командный прибор 5397Т, датчик ИКД27 ДФ-10.

Далее выполнялся расчет безотказности системы при различных комбинациях отсутствия выделенных элементов [1-4].

Полученные значения сравнивались с нормами летной годности самолетов транспортной категории [5], что явилось основанием для обоснования позиций перечня.

Таким образом, по результатам исследований в работе предложено внести в перечень MEL системы кондиционирования самолета Як-42Д три позиции, среди которых: заслонка 5395Т, командный прибор 5397Т, датчик ИКД27 ДФ-10.

Библиографические ссылки

1. Шаймарданов Л. Г., Бойко О. Г. Надежность функциональных систем самолетов гражданской авиации / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010.

2. Руководство по технической эксплуатации самолета Як-42Д.

3. Воробьев Е. А. Численные методы : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. М. : Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.

4. Лукасов В. В., Кацура А. В. Надежность летательных аппаратов и двигателей / Сиб. гос. аэрокос-мич. ун-т. Красноярск, 2005.

5. Нормы летной годности самолетов транспортной категории. 4-е изд. с 1-7 поправками. 2013.

References

1. Shaymаrdanov L. G., Boyko O. G. Nadezhnost' funktsional'nykh sistem samoletov grazhdanskoy aviatsii

<Тешетневс^ие чтения. 2016

[Reliability of functional systems of civil aircraft]. Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2010.

2. Rukovodstvo po tekhnicheskoy ekspluatatsii samoleta Yak-42D [Guidelines for the technical operation of the Yak-42D].

3. Vorob'ev E.A. Chislennye metody: uchebnoe posobie dlya vuzov [Numerical methods: a manual for schools]. 2-e izdanie, ispr. M. : Nauka. Gl. red. fiz.-mat. lit., 1987.

4. Lukasov V. V., Katsura A. V. Nadezhnost' letatel'nykh apparatov i dvigateley [Reliability of aircrafts and engines]. Sib. gos. aerokosmich. un-t. Krasnoyarsk, 2005.

5. Normy letnoy godnosti samoletov transportnoy kategorii [Standards of Airworthiness transport category airplanes]. 4-e izdanie s 1-7 popravkami. 2013.

© Попов Д. В., Мясников В. Э., Ачкасова Е. А., 2016

УДК 629.735.017.1

АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ НАРУШЕНИЙ И ОТКАЗОВ ВЕРТОЛЁТОВ ПО ДАННЫМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В. Л. Потылицын, Е. Г. Талапова, О. Г. Бойко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: potilicin-vl@yandex.ru

Выполнен анализ данных по отказам и неисправностям по данным эксплуатационных предприятий подчиненных Красноярскому МТУ Росавиации в период с 2010 по 2015 гг.

Ключевые слова: эксплуатационная статистика, вертолёт, конструктивно-производственый недостаток.

STATISTICAL ANALYSIS OF VIOLATIONS AND FAILURES ACCORDING HELICOPTER

MAINTENANCE COMPANIES

V. L. Potyilitsyin, E. G. Talapova, O. G. Boyko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: potilicin-vl@yandex.ru

The paper analyzes the data on failures and malfunctions according to the maintenance companies subordinated to Krasnoyarsk MTURosaviation in the period from 2010 to 2015.

Keywords: operational statistics, helicopter, constructively and production flaw.

Разработка мероприятий по снижению нарушений со стороны инженерно-авиационной службы (ИАС) для повышения безопасности полетов является актуальной задачей.

Целью данной работы является анализ эксплуатационной статистики для разработки мероприятий по снижению нарушений в техническом обслуживании вертолетов отечественного и импортного производства.

В работе собрана статистика по отказам и неисправностям вертолётов отечественного и импортного производства по данным эксплуатационных предприятий, подчиненных Красноярскому МТУ Росавиации в период с 2010 по 2015 гг. [1; 2].

Для классификации причин реализации событий, специалистами (экспертами) службы качества предприятий выполнялась группировка статистических данных по причинам: конструктивно-производственные недостатки (КПН); события по вине инженерно-авиационной службы (ИАС); события по вине эки-

пажа; события по неустановленным причинам (см. таблицу) [3].

Каждое авиационно-транспортное предприятие собирает информацию по отказам и неисправностям воздушных судов с целью анализа, классификации и улучшения качества технического обслуживания, контроля технического состояния, что в свою очередь влияет на безопасность и качество воздушных перевозок [1; 2]. Анализ статистических данных даёт возможность сделать вывод о том, что максимальное количество отказов и неисправностей происходит по причине конструктивно-производственных недостатков авиационной техники.

Причина таких результатов, на наш взгляд, с одной стороны, связана с климатическими особенностями региона и старением отечественной техники; с другой, стремлением большинства предприятий обслуживающих авиационную технику, списывать недостатки своей деятельности на конструктивно-производственные недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.