УДК 622.234.8
ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ
ЭКСКАВАТОРНО-АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗАХ С УЧЕТОМ ФАКТОРА НАДЕЖНОСТИ
Н.М. Качурин, Е.В. Курехин, В.В. Мельник
Представлены факторы, влияющие на производительность экскаваторов и автосамосвалов. Приведены основные зависимости коэффициента технической готовности гидравлических экскаваторов (Hitachi, Volvo, Komatsu PC, Liebherr) с вместимостью ковша 1-3,5 м3, в комплексе с шарнирно-сочлененными автосамосвалами Volvo, Bell, БелАЗ (грузоподъемностью 10-20 т), карьерными автосамосвалами БелАЗ, Terex, Caterpillar, Komatsu (40-100 т). Для повышения эффективности процесса транспортировки горной массы на угольных разрезах исследованы закономерности изменения показателей работы карьерных автосамосвалов. Полученные результаты исследований позволяют выполнить прогнозную оценку годовой эксплуатационной производительности горно-транспортного оборудования при планировании работы угледобывающих предприятий на краткосрочную перспективу.
Ключевые слова: гидравлический экскаватор, шарнирно-сочлененный автосамосвал, открытые горные работы, коэффициент технической готовности.
Введение
Совершенствование технологических процессов открытой угледобычи обеспечивается за счет обоснования параметров горной техники в условиях разработки сложноструктурных месторождений.
Промышленные запасы участков ограниченной длины (1...2 км) небольшие и составляют 4.12 млн т. Производственная мощностью составляет 400.1000 тыс. т в год при сроке эксплуатации предприятия 5.15 лет.
Следовательно, для разработки вышеуказанных промышленных запасов угля потребуется менее мощное горное и транспортное оборудование. В качестве выемочно-погрузочного оборудования на вскрышных и добычных работах применяют гидравлические экскаваторы (с вместимостью ковша): Hitachi ZX850 (3,4 м3), Volvo EC460 (2,8 м3), Komatsu PC 400 (1,6 м3); Liebherr R984 (6,4 м3) и др.
Одним из перспективных направлений развития открытых горных работ является модернизация техники и технологии за счет применения на транспортировании вскрышных пород и полезного ископаемого шарнир-но-сочлененных автосамосвалов БелАЗ (45-55т), Bell 40D (37 т), Bell50D (45 т). Зарубежный опыт эксплуатации шарнирно-сочлененными автосамосвалов грузоподъемностью 20.45 т в Италии, Великобритании показал их эффективность на транспортировании горной массы.
Опыт эксплуатации самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой отечественного производства (Кировец, Балтиец) и зарубежного производ-
ства (БелАЗ, Caterpillar, Volvo, Bell, Liebherr) грузоподъемностью 25-60 т на горных предприятиях показал, наибольшая часть их приходится (54 %) на автосамосвалы, грузоподъемностью 20.. .40 т [1, 2].
На повышение эффективности добычных работ оказывает влияние вместимости ковша гидравлического экскаватора, грузоподъемности автосамосвала и полноты загрузки автосамосвала [3, 4].
Основная часть
Структура комплексной механизации горных работ должна обеспечить заданную мощность карьера по полезному ископаемому и вскрыше на протяжении всего срока эксплуатации разреза. Основными принципами, на которых базируется формирование комплексов оборудования, являются: поточное производство, возможное совмещение процессов, кратчайшее расстояние перемещения горной массы, сокращение числа и объемов вспомогательных работ [5].
По рекомендациям акад. В.В. Ржевского одним из основных требований, предъявляемых к комплексам оборудования: «комплекс оборудования должен соответствовать размерам карьера, и его мощности» [5].
Общее количество горного оборудования определяется из выражения:
N = t tN ^ min, (1)
i=1 j=1
где Nt - количество горного и транспортного оборудования; P -технологический поток (/=1-P); Z - зона карьерного поля (/=1-2).
Целевая функция технического состояния парка карьерной техники формируется следующим образом. Время работы каждой единицы горной техники в период времени (месяц, год) должно стремиться к максимальному значению:
N
t Тр ^ max. (2)
i=1
С учетом вышеперечисленных факторов производительность экскаваторно-автомобильных комплексов определяется уравнением:
0эг = f (^тгэ , Т)' /тч
^ max, (3)
Öar = f О^гга > kL'Т) где Атгэ, kra - коэффициент технической готовности соответственно экскаваторов и автомобильного транспорта в зависимости от времени эксплуатации (Т); kL - коэффициент, учитывающий изменение годовой производительности автосамосвала в зависимости от дальности транспортирования горной массы.
Для решения уравнений (3) необходимо установить зависимость:
- коэффициента технической готовности от времени эксплуатации гидравлических экскаваторов и карьерных автосамосвалов;
- коэффициента, учитывающего дальность транспортирования горной массы от грузоподъемности автосамосвала.
Продолжительность работоспособности горного и транспортного оборудования определяется нормативным документом [6].
Функция распределения продолжительности работоспособного состояния устанавливающая для каждого значения t вероятность того, что продолжительность работоспособного состояния меньше или равна t.
1. Если продолжительность работоспособного состояния строго положительна и является непрерывной случайной величиной, то Fu (0) = 0 и
Fü(t ) =1 - exP
(4)
J X u( x)dx
V О J
где XU(t) - мгновенная интенсивность потери работоспособности.
2. Функция распределения продолжительности работоспособного состояния является основным распределением, применимым как для COI (объект непрерывного длительного применения), так и для IOI (объект многократного циклического применения). Для COI Fu(t) = F(t).
3. Если продолжительность работоспособного состояния подчиняется экспоненциальному распределению, то
Fü(t ) = 1 - exp(-t /MUT), (5)
где MUT - средняя продолжительность работоспособного состояния. В этом случае величину, обратную к MUT, обозначают XU и XU = 1/MUT.
Продолжительность работоспособного состояния горного и транспортного оборудования принято значение t=8 и 9 лет.
В большинстве исследований, посвященных организации работы автосамосвалов является аппроксимация нормальным, логарифмически нормальным, законом Эрлага, а также экспоненциальная, степенная и полиномиальная зависимость.
Закономерный износ элементов конструкции ведет к изменению надежности работы карьерной техники в течение всего срока эксплуатации и уменьшает техническую готовность машины.
Анализ показал, что время работы гидравлических экскаваторов Hitachi, Liebherr, Caterpillar, Komatsu PC составляет от 3504 до 7796 часов в год, что при годовом фонде рабочего времени 8760 часов (Лтгэ=0,32 - 0,88). Значения показателя технической готовности гидравлических экскаваторов подтверждается исследованиями [7].
На диаграмме (рис. 1) показана зависимость коэффициента технической готовности гидравлических экскаваторов от времени эксплуатации.
t
к тгэ, ед. y = -0,0187x2 + 0,0932x + 0,7846
1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Т, год
Рис. 1. Зависимость коэффициента технической готовности гидравлического экскаватора от времени эксплуатации
Исследования показали, что коэффициент технической готовности гидравлического экскаватора в зависимости от времени эксплуатации определяется уравнением
кттэ = -0,0187Т2 + 0,0932Т + 0,7846, (6)
где Т - год эксплуатации экскаватора. Величина достоверности аппроксимации уравнения (5) составляет R2=0,96.
Равномерность и надежность работы карьерного транспорта являются основными факторами, определяющими его эффективность при транспортировании горной массы. Колебание интенсивности грузопотока в период эксплуатации объясняется уровнем надежности погрузочно-транспортного оборудования и параметрами технологии.
При работе карьерных автосамосвалов возникают простои, обусловленные случайными отказами, т.е. определенной надежностью работы машин, которую необходимо учитывать при эксплуатации автотранспорта.
В качестве критерия надежности работы карьерных автосамосвалов в течение периода эксплуатации был принят коэффициент технической готовности оборудования:
k тга = , (7)
Т н
где Таф - фактическое время работы автосамосвалов, год; Тн - нормативное время работы автосамосвалов в течение периода эксплуатации, год.
Нормативное время работы автосамосвалов в течение периода эксплуатации определяется по выражению
Тн
Ta =J P(t)dt, (8)
0
где P(t) - вероятность работоспособного состояния автосамосвалов в t-й момент нормативного времени работы с начало года.
Время работы самосвалов Bell, грузоподъемностью 20.40 т составляет от 5000 до 7000 часов в год, что при годовом фонде рабочего времени 8760 часов (£^=0,80.0,57) [8].
Зависимость коэффициента технической готовности самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой (Bell) в зависимости от времени эксплуатации представлена на рис. 3.
Результаты анализа показывают, что коэффициент технологической готовности карьерных автосамосвалов Terex, Komatsu, Caterpillar к 9 году эксплуатации снижается на 6,8 %, в сравнении с автосамосвалами БелАЗ (55-90 т) время работы к 3-му году эксплуатации снижается на 22,5 % (рис. 2) [9].
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I, год
Рис. 2. Зависимость коэффициента технологической готовности карьерных автосамосвалов от времени эксплуатации
Время работы карьерных самосвалов Terex, Komatsu, Caterpillar, грузоподъемностью 55.91 т составляет от 6100 до 7300 часов в год [9].
Время работы карьерных самосвалов при годовом фонде рабочего времени 8760 часов:
- с шарнирно-сочлененной рамой Bell (20.40 т) составляет 5000 . 7000 час/год (£^=0,80 . 0,57);
- карьерных самосвалов Komatsu, Caterpillar, Terex (55.91 т) составляет 6100. 7300 час/год (£^=0,69.0,83);
- карьерных самосвалов БелАЗ (55.90 т) составляет 4700.5200 час/год (^га=0,69.0,83).
В результате исследований, установлена зависимость коэффициента технической готовности карьерных автосамосвалов от времени эксплуатации:
шарнирно-сочлененные самосвалы
£тга = 0,8055е
-0,04147
автосамосвалы Terex, Komatsu, Caterpillar:
ктга = 0,922&-°'0184Г,
(10)
автосамосвалы БелАЗ:
ктга = -0,0005Г4 + 0,01T3 - 0,0603T2 + 0,089T + 0,6602, (11) где Т - год эксплуатации карьерного автосамосвала. Достоверность аппроксимации выражений (9-11) составляет соответственно (R2=0,88; R2=0,73; R2=0,52).
В качестве выемочно-погрузочного оборудования принят гидравлический экскаватор с вместимостью ковша Е=1,5...3 м3. Для оценки эксплуатационной производительности шарнирно-сочлененного самосвала Bell грузоподъемностью 10.20 т принята дальность транспортирования горной массы 1.5 км.
Расчет годовой производительности самосвалов марки Bell выполнен по методике представленной в справочной литературе [10].
Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов Bell, грузоподъемностью 10, 15, 20 т при транспортировке вскрышных пород и угля в зависимости от года эксплуатации представлена на рис. 3 -4.
E =1,5 м ; q a=10 т
E =2,0 м3; q a=10 т
E =2,5 м3; q a=10 т
Q а, тыс.т/г 200
150 100
-1 км — 2 км - 3 км —*— 4 км -5 км
50
Q а, тыс .т/г 250
200
150
100
50
0
- 1 км — 2 км
- 3 км —к— 4 км
5 км
0 1 2 3 4 5 Т, год
0 1 2 3 4 5 Т
год
Q а, тыс.т/г 250
200
150
100
50
0
-1 км — 2 км - 3 км —к— 4 км 5 км
0 1 2 3 4 5 Т,
год
E =2,5 м ; q a=15 т
—♦— 1 км —^— 2 км Q а, тыс.т/г —*— 3 км к 4 км
E =3,0 м ; q a=15 т
E =3,0 м3; q a=20 т
5 км
300 250 200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 Т, год
Q а, тыс.т/г 350 300 250 200 150 100 50 0
- 1 км — 2 км
- 3 км —*— 4 км 5 км
0 1 2 3 4 5 Т
год
Q а, тыс.т/г 400 350 300 250 200 150 100 50 0
- 1 км — 2 км
- 3 км —*— 4 км 5 км
0 1 2 3 4 5 Т, год
Рис. 3. Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов ^а), грузоподъемностью ^а=10,15, 20 т) при транспортировке угля от времени эксплуатации (Т)
0
E = 1,5 м ; q a=10 т
E = 1,5 м ; q a=15 т
E=1,5 м ; q a=20 т
Q а, тыс.м /г 200
150
-1 км — 2 км - 3 км —*— 4 км 5 км
100
50
0 1 2 3 4 5 Т,
год
E =2,0 м3; q a=10 т
Q а, тыс.м /г 250
200
150
100
50
0
1 км 3 км 5 км
2 км 4 км
0 1 2 3 4 5 Т, год
E =2,5 м ; q a=10 т
Q а, тыс.м /г 250
-1 км - 3 км 5 км
2 км 4 км
200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 Т,
год
Q а, тыс.м /г 200
150
-1 км — 2 км - 3 км —*— 4 км 5 км
100
50
0 1 2 3 4 5 Т
год
E =2,0 м3; q a=15 т
Q а, тыс.м /г 250
200
150
100
50
0
1 км 3 км 5 км
2 км 4 км
0 1 2 3 4 5 Т
год
E =2,5 м ; q a=15 т
Q а, тыс.м /г 250
1 км 3 км 5 км
2 км 4 км
200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 Т
год
Q а, тыс.т/г 200
150
1 км — 2 км 3 км —*— 4 км 5 км
100
50
0 1 2 3 4 5 Т, год
E =2,0 м3; q a=20 т
Q а, тыс.т/г 250
-1 км — 2 км - 3 км —*— 4 км 5 км
200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 Т, год
E =2,5 м ; q a=20 т
Q а, тыс.т/г 250
-1 км — 2 км - 3 км —*— 4 км 5 км
200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 Т
год
Рис. 4. Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов (Qu), грузоподъемностью (qu=10,15, 20 т) при транспортировке вскрышных пород от времени эксплуатации (Т)
Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов Bell, грузоподъемностью 10, 15, 20 т от дальности транспортирования угля представлена на рис. 5 - 6.
0
0
0
E = 1,5 м3; q a=10 т
—♦— 1 год —^— 2 год „ . —А— 3 год 4 год
Q а' тыс.т/г —ж— 5 год 200
150
E =2,0 м3; q a=10 т
100
50
2 год
Q а, тыс.т/г 3 7 250
1 год год год
0 1 2 3 4 5 L, км
E =2,5 м ; q a=15 т
Q а, тыс.т/г 300
-1 год —■— 2 год - 3 год —к— 4 год 5 год
250 200 150 100 50 0
1
200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 L, км
E =3,0 м3; q a=15 т
—♦— 1 год —^— 2 год
Q а, тыс.т/г — 5 - 4350
300
250
200
150
100
50
0
0 1 2 3 4 5 L, км
E =2,5 м ; q a=10 т
—♦— 1 год —■— 2 год
Q а, тыс.т/г — 5 год 4 год
250 200 150 100 50 0
0 1 2 3 4 5 L, км
E =3,0 м3; q a=20 т
—Ф— 1 год —^— 2 год
Q а, тыс.т/г —3 год * 4 год
—Ж— 5 год
400
350 300 250 200 150 100 50 0
1 2 3 4 5 L, км
0 1 2 3 4 5 L, км
Рис. 5. Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов (Qa), грузоподъемностью (qa=10,15, 20 т) от дальности транспортирования угля (L)
На основе полученных графиков (рис. 7-8) установлено, что применение карьерных самосвалов Bell грузоподъемностью 10, 15, 20 т на расстояние транспортирования угля 1.5 км в течение 5 летнего срока эксплуатации годовая производительность составит соответственно 191. 109, 166.296, 219.390 тыс. т.
Исследования показали, что коэффициент, учитывающий изменение годовой производительности самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой (Bell) от дальности транспортирования горной массы определяется выражением
kL = 0,0088z2 - 0,1428Z + 1,1205, (12)
где L - дальность транспортирования горной массы, км. Достоверность аппроксимации выражения (12) составляет R2=0,99.
0
0
E =1,5 м3; qа=10 т
—♦— 1 год —и— 2 год 3 А 3 год и 4 год Q а, тыс.м /г —^— 5 год
200
150
100
50
0 1 2 3 4 5 L, км
Е =2,0 м3; д а=10 т
Q а, тыс.м /г 250
- 1 год -3 год
5 год
2 год 4 год
200 150 100 50 0
Б =1,5 м3; д а=15 т
—♦— 1 год —и— 2 год 3 —А— 3 год к 4 год Q а, тыс.м /г —*— 5 год
200
150
Е=1,5 м ; д а=20 т
100
50
0 1 2 3 4 5 L, км
Е =2,0 м3; д а=15 т
Q а, тыс.м /г 250
-1 год -3 год 5 год
2 год 4 год
200 150 100 50 0
ц N3 N1
Q а, тыс.т/г 200
150
-1 год —■— 2 год - 3 год —*— 4 год
5 год
100
50
0 1 2 3 4 5 L, км
Е =2,0 м3; д а=20 т
Q а, тыс.т/г 250
200 150 100 50 0
-1 год —и— 2 год - 3 год —*— 4 год 5 год
0 1 2 3 4 5 L, км
0 1 2 3 4 5 L, км
0 1 2 3 4 5 L, км
Е =2,5 м ; д а=10 т
Е =2,5 м ; д а=15 т
Е =2,5 м ; д а=20 т
Q а, тыс.м /г 250
- 1 год -3 год 5 год
2 год 4 год
200 150 100 50 0
(
0 1 2 3 4 5 Ь, км
Q а, тыс.м /г 250
200 150 100 50 0
- 1 год -3 год 5 год
2 год 4 го д
0 1 2 3 4 5 Ь, км
Q а, тыс.т/г 250
200 150 100 50 0
-1 год — 2 год - 3 год —*— 4 год 5 год
0 1 2 3 4 5 Ь, км
Рис. 6. Зависимость годовой производительности карьерных автосамосвалов (Ца) грузоподъемностью ^а=10,15, 20 т) от дальности транспортирования вскрышных пород (Ь)
С учетом уравнений (9) - (11) получим выражение для определения прогнозной годовой эксплуатационной производительности карьерных ав-
0
0
0
тосамосвалов (Bell, Terex, Komatsu, Caterpillar) в зависимости от года эксплуатации и дальности транспортирования горной массы:
Qa = Q ач Тф k тга k L, (13)
где Qvi - техническая производительность автосамосвала, м3/ч, т/ч; Тф -календарный фонд времени работы автосамосвала, час./год.; ктга - коэффициент технической готовности автосамосвалов в зависимости от года эксплуатации t; kL - коэффициент, учитывающий изменение годовой производительности карьерных автосамосвалов в зависимости от дальности транспортирования полезного ископаемого.
Заключение
В результате выполненных исследований показателей работы горно-транспортного оборудования установлены следующие выводы:
- полученные дифференцированные регрессионные модели зависимости коэффициента технического готовности гидравлических экскаваторов и карьерных автосамосвалов от времени эксплуатации и дальности транспортирования, обеспечивают прогнозную оценку годовой производительности горного и транспортного оборудования;
- при планировании работы гидравлических экскаваторов (Hitachi, Volvo, Komatsu PC, Liebherr) на срок эксплуатации 8 лет коэффициент технической готовности составит кггэ=0,88.. .0,32;
- коэффициент технической готовности самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой (Bell) составляет кп-а=0,80...0,57, для самосвалов (Terex, Komatsu, Caterpillar) ктга=0,69.0,83, который подчиняется зависимостью экспоненциального вида;
- с увеличением дальности транспортирования угля от 1 до 5 км годовая производительность самосвалов Bell грузоподъемностью 10.20 т снижается на 35.38 %.
Список литературы
1. Ткаченко Р. Б. Тенденции развития строительной техники с шар-нирно-сочлененной рамой // Комунальне господарство мют: науково-техшчний збiрник. 2012. № 103. С. 188-193.
2. Сочлененные самосвалы Volvo. Опыт эксплуатации (месторождения в Италии, Англии, Норвегии, России) [Электронный ресурс] / ООО ТЛК «Гросс». 2007. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).
3. Campelo Ana Carla de Melo Moreira, Marin Tatiane. The impact of payload truck factor use in mine performance reports for an open pit copper mine in Brazil. REM - International Engineering Journal. 2018. Vol. 71. Iss. 3, p. 443-449.
4. Review of fault Mechanism and Diagnostic Technique for the Range Extender Hybrid Electric Vehicle / X. Xu, H. Wang, N. Zang, Z. Liu, X. Wang
// Journal of Institute of Electric Electronics Engineers. 2017. Vol. 5. N 1423414244.
5. Ржевский В.В. Открытые горные работы. Ч.2. Технология и комплексная механизация. М.: Недра, 1985. 552 с.
6. ГОСТ Р 27.010-2019 (МЭК 61703:2016). Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Математические выражения для показателей безотказности, готовности, ремонтопригодности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.09.2019 N 673-ст).
7. Анистратов К.Ю. Технико-экономическое обоснование эффективности применения карьерных экскаваторов ЭКГ-18 с реечным напором производства ПАО «Уралмашзавод» на угольных разрезах // Горная Промышленность. 2016. № 5 (129). С.18-23.
8. Глебов А.В. Технологические особенности освоения месторождений твердых полезных ископаемых с использованием шарнирно-сочлененных самосвалов // Наука и техника. 2018. Т. 17. № 3.
9. Анистратов К.Ю. Обоснование структуры парка карьерных самосвалов в классах грузоподъемности 40.100 т // Горная Промышленность 2010. №5 (93). С. 26.
10. Открытые горные работы. Справочник / К. Н. Трубецкой [и др.]. М.: Горное бюро, 1994. 950 с.
Качурин Николай Михайлович, д-р техн. наук, проф. [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Курехин Евгений Владимирович, канд. техн. наук, доцент kev. ormpi@,kuzstu. ru, Россия, Кемерово, Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева,
Мельник Владимир Васильевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
SUBSTANTIA TION OF PARAMETERS OF EXCAVATOR-AUTOMOBILE COMPLEXES
AT COAL MINES TAKING INTO ACCOUNT THE RELIABILITY FACTOR
N.M. Kachurin, E.V. Kurekhin, V.V. Melnik
The article presents the factors affecting the performance of excavators and dump trucks. The main dependences of the technical readiness coefficient of hydraulic excavators (Hitachi, Volvo, Komatsu PC, Liebherr) with a bucket capacity of 1...3.5 m3, in combination with articulated dump trucks Volvo, Bell, BelAZ (with a load capacity of 10-20 tons), quarry dump trucks BelAZ, Terex, Caterpillar, Komatsu (40.100 tons) are given. To increase the efficiency of the process of transporting rock mass at coal mines, the regularities of changes in the performance of quarry dump trucks have been studied. The obtained research results allow us to make a forecast assessment of the annual operational productivity of mining and transport equipment when planning the work of coal mining enterprises in the short term.
Key words: hydraulic excavator, articulated dump truck, open-pit mining, coefficient of technical readiness.
Kachurin Nikolay Mikhailovich, doctor of technical sciences, professor, ecology tsu [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Kurekhin Evgeny Vladimirovich, candidate of engineering sciences, associate professor, [email protected] Russia, Kemerovo, Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev,
Melnik Vladimir Vasilyevich, doctor of technical sciences, professor, head of the chair, [email protected] , Russia, Moscow, National Research Technological University "MISIS"
Reference
1. Tkachenko R. B. Trends in the development of construction machinery with a articulated frame // Municipal government mist: naukovo-technichny zbirnik. 2012. No. 103. pp. 188-193.
2. Articulated Volvo dump trucks. Operational experience (locations in Italy, England, Norway, Russia) [Electronic resource] / TLC "Gross" LLC. 2007. 1 electron. opt. disc (DVD-ROM).
3. Campelo Ana Carla de Melo Moreira, Marin Tatiane. The impact of payload truck factor use in mine performance reports for an open pit copper mine in Brazil. REM - International Engineering Journal. 2018. Vol. 71. Iss. 3, p. 443-449.
4. Review of fault Mechanism and Diagnostic Technique for the Range Extender Hybrid Electric Vehicle / X. Xu, H. Wang, N. Zang, Z. Liu, X. Wang // Journal of Institute of Electric Electronics Engineers. 2017. Vol. 5. N 14234-14244.
5. Rzhevsky V.V. Open-pit mining. Part 2. Technology and complex mechanization. M.: Nedra, 1985. 552 p.
6. GOST R 27.010-2019 (IEC 61703:2016). National Standard of the Russian Federation. Reliability in technology. Mathematical expressions for indicators of reliability, readiness, maintainability (approved and put into effect by the Order of Rosstandart dated 12.09.2019 N 673-st).
7. Anistratov K.Yu. Feasibility study of the effectiveness of the use of EKG-18 rack-and-pinion excavators produced by PJSC Uralmashzavod at coal mines // Mining Industry. 2016. No. 5 (129). pp.18-23.
8. Glebov A.V. Technological features of the development of solid mineral deposits using articulated dump trucks // Science and Technology. 2018. Vol. 17. No. 3.
9. Anistratov K.Yu. Substantiation of the structure of the park of quarry dump trucks in the classes of carrying capacity 40...100 tons // Mining Industry 2010. No. 5 (93). p. 26.
10. Open-pit mining. Handbook / K. N. Trubetskoy [et al.]. M.: Mining Bureau, 1994. 950 p.