Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ'

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
246
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / «ДЕРЕВО ПРОБЛЕМ» / «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» / MANAGEMENT PRINCIPLES / MANAGEMENT MODEL / SOLID MUNICIPAL WASTE / “PROBLEM TREE” / “GOAL TREE”

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мочалова Людмила Анатольевна, Полежаева Мария Викторовна

Актуальность статьи объясняется нерациональностью наблюдаемого управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в нашей стране, которая демонстрируется низким уровнем утилизации отходов и значительным объемом их захоронения на полигонах. Статья посвящена обоснованию основных принципов управления процессом обращения с ТКО. Авторы статьи убеждены, что для формирования реально действующей на практике модели управления процессом обращения с ТКО необходима теоретико-методологическая база, включающая систему принципов, методов, средств и процедур, на основе которых принимаются управленческие решения. Основные принципы управления процессом обращения с ТКО, представленные в статье, базируются на заранее сформированных «дереве проблем» и «дереве целей». Авторами выделены четыре группы принципов управления процессом обращения с ТКО: общие, правовые, экономические и экологические. Учет разработанных принципов поможет создать в нашей стране эффективно функционирующую отрасль обращения с отходами и добиться решения одной из главных на сегодняшний день задач, заключающейся в улучшении экологической обстановки в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мочалова Людмила Анатольевна, Полежаева Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE BASIC PRINCIPLES OF MANAGEMENT OF SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT

The relevance of the article is explained by the irrationality of the observed management of the process of handling solid municipal waste (SMW) in our country, which is demonstrated by a low level of waste disposal and a significant volume of their disposal at landfills. The article is devoted to substantiating the basic principles of managing the process of SMW management. The authors of the article are convinced that in order to create a real model for managing the process of handling SMW, a theoretical and methodological base is necessary, including a system of principles, methods, tools and procedures that are used for making man-agement decisions. The main principles of managing the process of handling MSW, presented in the article, are based on a pre-formed “tree of problems” and “tree of goals”. The authors have identified four groups of principles for managing the process of handling SMW: General, legal, economic, and environmental issues. Taking into account the developed principles will help to create an effective waste management industry in our country and achieve the solution of one of the main tasks today, which is to improve the environmental situation in the country.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ»

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Л. А. Мочалова

М. В. Полежаева

УДК:67.08;338.012 Б01: 10.24411/2071-6435-2020-10047

Обоснование основных принципов управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами

Актуальность статьи объясняется нерациональностью наблюдаемого управления процессом обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в нашей стране, которая демонстрируется низким уровнем утилизации отходов и значительным объемом их захоронения на полигонах. Статья посвящена обоснованию основных принципов управления процессом обращения с ТКО. Авторы статьи убеждены, что для формирования реально действующей на практике модели управления процессом обращения с ТКО необходима теоретико-методологическая база, включающая систему принципов, методов, средств и процедур, на основе которых принимаются управленческие решения. Основные принципы управления процессом обращения с ТКО, представленные в статье, базируются на заранее сформированных «дереве проблем» и «дереве целей». Авторами выделены четыре группы принципов управления процессом обращения с ТКО: общие, правовые, экономические и экологические. Учет разработанных принципов поможет создать в нашей стране эффективно функционирующую отрасль обращения с отходами и добиться решения одной из главных на сегодняшний день задач, заключающейся в улучшении экологической обстановки в стране.

Ключевые слова: принципы управления, модель управления, твердые коммунальные отходы, «дерево проблем», «дерево целей».

Стартовавшая несколько лет назад в России «мусорная» реформа предполагает ликвидацию несанкционированных свалок, превращение полигонов твердых коммунальных отходов (ТКО) в современные высокотехнологичные объекты, исключающие неприятный запах и взаимодействие отходов с окружающей средой [4]. К сожалению, пока реформа привела к незначительным результатам: утилизация составляет всего 4,8—5,8% от образованных ТКО, в том числе сжигание — не более 1,8% ТКО (~700 тысяч тонн в год), промышленная переработка — 3—4% ТКО (1,2—1,6 млн тонн в год). Авторы видят причину данной ситуации в крайней нерациональности наблюдаемого управления процессом обращения с ТКО в нашей стране.

Формирование реально действующей на практике модели управления процессом обращения с ТКО должно опираться на теоретико-методологическую базу, включающую систему принципов, методов, средств и процедур, на

© Л. А. Мочалова, 2020 © М. В. Полежаева, 2020

основе которых принимаются управленческие решения и которые объединяются в рамках системного и процессного подходов, лежащих в основе менеджмента качества [7—11; 21]. Системный подход предусматривает как выделение основных систем, так и обоснование принципов их функционирования. Принципы управления определяют основные правила, которые должны соблюдаться менеджерами при принятии управленческих решений в определенных условиях и на соответствующих уровнях [5]. В связи с этим целью данной статьи является обоснование основных принципов управления процессом обращения с ТКО. Для этого важно рассмотреть «дерево проблем» и «дерево целей» отрасли обращения с отходами в России.

Построенное авторами «дерево проблем» системы управления процессом обращения с ТКО (рисунок 1) указывает на то, что нерациональность системы проявляется в низком уровне утилизации ТКО и неразвитости отрасли компостирования органических отходов.

СЛЕДСТВИЯ

ПРИЧИНЫ

Рисунок 1.Дерево проблемсистемы управленияпроцессом обращения с ТКО

Основная сложность на пути к качественной переработке ТКО заключается в отсутствии в нашей стране системы раздельного сбора мусора. Качество бытовых отходов, которое является условием для его глубокого рециклинга, остается очень низким. Хотя, по оценкам специалистов, 60—80% морфологического состава ТКО представляет собой потенциальное сырье для использования в промышленности или компостирования. Однако сортировка смешанных и перевезенных в одном мусоровозе ТКО позволяет извлечь лишь 11—15% вторичных ресурсов. При этом практически невозможно использовать биоразлагаемые (органические) отходы. Предприятиям, занимающимся переработкой, приходится импортировать пластик

и макулатуру из других стран, в то время как собственные отходы попадают на свалку. Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2018 году Россия закупила за границей пластиковые отходы на сумму 20,3 млн долларов. В первом полугодии 2019 года импорт пластиковых отходов увеличился на 41% к тому же периоду годовой давности. При этом собственных пластиковых отходов каждый год образуется порядка 3 млн тонн, из которых перерабатывается не более 12% из них [19].

Из-за низкого уровня финансирования отрасли по обращению с отходами отсутствует необходимая инфраструктура: современные мусоросортировочные комплексы, разделяющие отходы по видам (вторичные ресурсы, энергосодержащие отходы, органические отходы, несортируемые остатки (хвосты)); мусоросжигательные заводы, а также предприятия, занимающиеся переработкой отходов. На сегодняшний день в России функционирует только 50 мусоросортировочных комплексов, 10 мусоросжигательных заводов и 300 мусороперерабатывающих заводов (с учетом мини-предприятий). До 2024 года планируется дополнительно построить 220 комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов [16].

В стране не создано результативной системы экономического стимулирования, предполагающей предоставление налоговых льгот и освобождение от налогов предприятий, занимающихся переработкой отходов. Наоборот, принимаются нормативно-правовые акты, мешающие развитию отрасли. Примером является Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 424, который ввел с 1 января 2019 года агентский НДС для переработчиков макулатуры. Негативным последствием необходимости платить НДС заготовителям макулатуры является то, что благодаря праву на возмещение НДС при экспорте повышается привлекательность экспортных отгрузок макулатуры, снижаются поставки макулатуры ее отечественным переработчикам, повышается цена макулатуры и в конечном итоге снижается инвестиционная привлекательность отрасли сбора и переработки макулатуры. Это ставит под удар все достижения отрасли переработки вторичного сырья в России и создает помехи в реализации стратегических национальных проектов «Экология» и «Развитие малого и среднего бизнеса» [17].

Следствием нерациональности системы обращения с ТКО является высокий процент захоронения отходов на полигонах и свалках (90—92%, то есть 36—37 млн тонн в год), выводящий из обращения ежегодно 7—10 га земель. Значительным негативным моментом данной ситуации является то, что свалки являются серьезным источником загрязнения почвы, грунтовых вод и атмосферы токсичными химикатами, высоко токсичными тяжелыми металлами, свалочными газами, а при возгорании мусора — диоксинами, фуранами и бифенилами [19].

Неразвитость отрасли переработки ТКО в России создает ситуацию низкого уровня замещения невозобновляемых природных ресурсов (сырья) при производстве различных видов продукции сырьем, полученным в процессе обработки и утилизации отходов. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в промышленном производстве используется не более 52% ежегодно образующихся и требующих переработки для вовлечения во вторич-

ный оборот отходов. Их годовой объем составляет около 400 млн тонн: примерно 350 млн тонн приходится на отходы производства, 50 млн тонн — на ТКО [13].

-цели;| "! - способы достижения целей; | - средства достижения целей.

Рисунок 2. «Дерево целей» процесса обращения с ТКО

На основе анализа проблем, существующих на сегодняшний день в сфере управления процессом обращения ТКО в России, авторами было построено «дерево целей» (рисунок 2), которое представляет собой структурированную, построенную по иерархическому принципу (распределенную по уровням, ранжированную) совокупность целей экономической системы, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева») [20].

Главной целью «мусорной» реформы является улучшение экологической обстановки в стране путем сокращения площадей полигонов ТКО.

Достичь этого можно путем минимизации образования отходов, ликвидации несанкционированных свалок, а также эффективного использования ТКО в качестве вторичных ресурсов.

Минимизация образования отходов, являясь одним из приоритетных направлений борьбы с мусором, основывается на использовании биоразлагаемой упаковки и отказе от предметов одноразового использования. Пакеты из полиэтилена разлагаются 450—470 лет. Уже более 40 стран полностью или частично запретили использование пакетов из полиэтилена, в их числе Великобритания, Франция, Германия, Италия, Австралия, Дания, Латвия, Танзания, Чили, Бангладеш, Шри-Ланка и другие государства. В Германии производителей обязали обращать внимание на упаковку продукции: она должна использоваться вторично либо полностью разлагаться. Вопрос об отказе от пластиковых пакетов и одно-

разовой посуды следует решать и в России. Для сокращения использования одноразового пластика необходима нормативно-правовая база и осознанное использование людьми экологичных упаковочных материалов и посуды [26].

При наличии соответствующих технологий отходы, обладающие свойством постоянного воспроизводства, могут выступать вторичными материальными ресурсами, это дает основания их классифицировать как одну из разновидностей возобновляемых (в том числе топливно-энергетических) ресурсов. Использование вторичных ресурсов в качестве сырья становится возможным посредством развития системы утилизации отходов в нашей стране. Утилизация отходов — это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) [23].

Рециклинг подразумевает возвращение произведенных вещей в полезный оборот, например, повторное использование стеклянной тары. В ближайшее время в России за счет введения залоговой стоимости стеклянных емкостей и установки автоматов для приема пустых бутылок в супермаркетах планируется возобновить массовый возврат стеклотары. Залоговая стоимость выделяется в цене товара в виде стоимости его упаковки (тары) и указывается отдельной строкой в ценнике. Сдав пустую тару в фандомат, покупатель возвратит себе ее стоимость. Если он предпочтет ее выбросить в мусорный контейнер, то деньги поступят на счет регионального оператора, который их потратит на создание новых производств по глубокой переработке отходов без увеличения нагрузки на общий тариф [27].

Регенерация и рекуперация отходов превращают их во вторичное сырье: продукцию с определенными потребительскими свойствами или энергию. Например, из ПЭТ-бутылок, в которые фасуются напитки, в результате рекуперации получают сырье для производства утеплителя для курток, контейнеров поддонов автомобильных бамперов и решеток. Примером регенерации служит получение из макулатуры картонной упаковки и туалетной бумаги.

С 1 января 2020 года к утилизации отнесено «использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки». Речь идет о сжигании мусора после переработки для получения энергии [25]. Мусоросжигание — наиболее сложный и «высокотехнологичный» вариант обращения с отходами, который требует предварительной сортировки ТКО. Сжигание неразделенного потока отходов в настоящее время считается чрезвычайно опасным. Таким образом, оно может быть только одним из компонентов комплексной программы утилизации. Сжигание позволяет примерно в три раза уменьшить вес отходов, устранить некоторые неприятные свойства: запах, выделение токсичных жидкостей, бактерий, привлекательность для птиц и грызунов, а также получить дополнительную энергию, которую можно использовать для получения электричества или отопления.

Одним из способов обращения с отходами выступает их обезвреживание,

заключающееся в уменьшении массы отходов, изменении их состава, физических и химических свойств в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду [23]. Разновидностью обезвреживания отходов является компостирование, в результате которого ТКО при нагревании гниют и превращаются в гумус, который затем используется в качестве удобрения. Наиболее широко компостирование применяется для переработки отходов органического, прежде всего, растительного происхождения, таких как листья, ветки и скошенная трава. Существуют технологии компостирования пищевых отходов, а также неразделенного потока ТКО. Компостирование, применяемое в России на механизированных мусороперерабатывающих заводах, например, в Санкт-Петербурге, представляет из себя процесс сбраживания в биореакторах всего объема ТКО, а не только его органической составляющей. Хотя характеристики конечного продукта могут быть значительно улучшены путем извлечения из отходов металла, пластика, все же он представляет собой достаточно опасный продукт и находит очень ограниченное применение. За рубежом такой «компост» применяют только для покрытия свалок.

Складирование мусора на полигонах постепенно должно быть сведено к нулю. Строительство необходимой инфраструктуры будет производиться за счет инвестиций, доходов от тарифов и экологического сбора.

Одной из приоритетных задач в рамках улучшения экологической обстановки в стране является ликвидация несанкционированных свалок. Официально в стране их зарегистрировано 17000 мест. Решать эту проблему уже начали: на сегодняшний день вывоз мусора находится в ведении Регионального оператора и осуществляется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления. Все несанкционированные свалки подлежат ликвидации за счет собственников земель, на которых данные свалки находятся. Причем по указу Президента Российской Федерации В. В. Путина процесс ликвидации должен быть завершен к 2024 году. При этом к началу 2021 года должны быть ликвидированы 30 наиболее крупных мусорных свалок [14].

Рекультивация заброшенных свалок, позволяющая улучшить экологическую обстановку, — это одна из задач национального проекта «Экология», предполагающего по направлению «Отходы» реализацию трех проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Инфраструктура для обращения с отходами 1—11 классов опасности». Например, на реализацию проекта «Чистая страна» с 2019 года по 2024 год предполагается потратить почти 75,7 млрд рублей из федерального бюджета и 48,5 млрд рублей из бюджетов регионов. Кроме того, участники рабочей группы «Экология и природные ресурсы» Госсовета России проработают возможность введения специального страхования мусорных полигонов, которое позволит гарантировать средства на рекультивацию свалки после ее закрытия. Другой вариант решения проблемы с источником денег на рекультивацию — это возможность создания при Российском экологическом операторе специального фонда, формируемого за счет отчислений средств владельцами и эксплуатантами полигонов. Региональный оператор сдает на полигон

по тарифу объем отходов, а владелец полигона имеет обязательство по отчислению некоторой суммы в специальный фонд. Причем стоимость рекультивации и, соответственно, размер отчислений должны рассчитываться индивидуально в каждом случае в зависимости от характеристик полигона [16].

Следует отметить, что ликвидации несанкционированных свалок способствует лицензирование деятельности по обращению с ТКО. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1—ГУ классов опасности, обязаны получить лицензию на обращение с ТКО. Деятельность по обращению с ТКО без лицензии не допускается.

Для создания эффективной системы управления процессом обращения с отходами согласно системному подходу, на базе анализа «дерева проблем» и «дерева целей» необходимо определение принципов, описывающих правила ее функционирования [21]. Авторами выделены четыре группы принципов управления процессом обращения с ТКО: общие, правовые, экономические и экологические (рисунок 3).

Правовые:

- законность;

- лимитирование;

- лицензирование;

- неотвратимость ответственности;

- международно-правовое регулирование.

Общие :

Экономические:

- целостность;

- эмерджентность; -упорядоченность;

- иерархичность;

- детерминизм;

- контролируемость;

- реализуемость;

- синхронность;

- синергизм;

- энтропия;

- устойчивость;

- ритмичность;

- надежность;

- результативность.

Принципы управления процессом обращения с ТКО

- платность;

- ответственность;

- экостимулирование;

- необходимость экономической оценки;

- рациональность;

- экономическое воспроизводство;

- эффективность;

- приоритет природы над ее использованием.

Экологические:

- применение экологических технологий;

- прогнозирование;

- мониторинг;

- поддержание качества;

- гармонизация;

- наличие экологической политики.

Рисунок 3. Принципы управления процессом обращения с ТКО

Общими принципами управления процессом обращения с ТКО являются те, что характерны для любой системы.

Целостность означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию ее целевой функции. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью [12]. Главная цель системы обращения с ТКО — улучшить экологическую обстановку в России, сокращая площади мусорных полигонов посредством минимизации образования отходов, эффективного использования вторичных ресурсов в качестве сырья и ликвидации несанкционированных свалок.

Эмерджентность — свойство, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящим в состав системы. Данный принцип означает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, охарактеризовать свойства целого [ 12]. Система управления процессом обращения с ТКО поделена на две подсистемы управления: федерального уровня, представленную Министерством природных ресурсов и Российским экологическим оператором, и регионального уровня управления [21].

Упорядоченность — наличие определенного порядка или степень упорядоченности системы, в том числе в ее строении и функционировании [22]. Принцип упорядоченности предполагает создание структуры, распределение задач и полномочий по элементам структуры. В структурно-функциональной модели системы управления процессом обращения с ТКО [21] авторами определены задачи, функции, полномочия и ответственность каждой из выделенных подсистем.

Иерархичность характеризует организованность и упорядоченность взаимодействий между различными уровнями системы [2; 3]. Иерархия связана с реализацией функции координации и интеграции, с определенной автономией нижележащих по отношению к вышележащим уровням.

Детерминизм — закономерная причинно-следственная связь, взаимосвязанность всех процессов, явлений, необходимость их выделения и изучения во взаимосвязи, предполагающая использование процессного подхода. Примером цепочки такой взаимосвязи, имеющей место в системе управления процессом обращения с ТКО, выступает следующая: качественная сортировка мусора — рост процента переработки и повторного использования ТКО — снижение количества и площадей полигонов для захоронения отходов — очистка территорий от мусора — улучшение экологической обстановки в стране.

Контролируемость (наблюдаемость) состоит в том, что проектируемая сложная система не должна содержать в своей структуре ни одной подсистемы, которая бы была не контролируема для вышестоящего уровня. В данной системе необходимо осуществлять контроль за раздельным сбором мусора поставщиками сырья на стадии сбора и транспортировки; координацию и контроль каждого бизнес-процесса, также необходимо проверять соответствие действий регионального оператора территориальным схемам обращения с отходами производства и потребления.

Реализуемость (осуществимость) говорит о том, что проектируемая сложная

система не должна содержать в своей структуре ни одного процесса, который нельзя было бы реализовать располагаемыми средствами, техникой, технологией, то есть система должна быть обеспечена всеми видами ресурсов для достижения цели. Для нормального функционирования рассматриваемой системы необходимо осуществлять раздельный сбор мусора поставщиками сырья.

Синхронность определяет согласованное изменение параметров взаимодействующих потоковых процессов в данной системе. Все этапы процесса обращения с ТКО должны быть увязаны между собой по объему, времени, качеству, поскольку каждый последующий бизнес-процесс вытекает из предыдущего, невыполнение одного из них приведет к сбою в системе. Синхронизация всех бизнес-процессов на региональном уровне системы управления процессом обращения ТКО увеличивает эффективность данной системы.

Синергизм — возможность возрастания эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта, эмерджентности [18]. Чем выше уровень синхронизации элементов (звеньев) и системы в целом, тем выше уровень организованности и, соответственно, больше синергетичность системы. При росте показателей устойчивости также усиливается синергетический эффект. Эффективность функционирования системы в целом должна быть выше эффективности отдельных систем.

Энтропия — мера неупорядоченности сложной системы, к которой относится данная система. Энтропию можно рассматривать как количественную характеристику неопределенности. Данный показатель характеризует меру беспорядка или меру несовершенства протекания бизнес-процессов в данной системе. Чем ниже энтропия, тем выше организованность и эффективность функционирования системы управления процессом обращения с ТКО.

Устойчивость — способность возвращаться в равновесное состояние после воздействия внешних и внутренних факторов [12]. В системе управления процессом обращения с ТКО как в открытой системе происходит обмен ресурсами между ее звеньями и с окружающей средой, в силу этого она является неравновесной, то есть далека от равновесия.

Ритмичность — установленный порядок функционирования бизнес-процессов во времени и пространстве, основанный на непрерывности и равномерности бизнес-процессов, позволяющий обеспечить бесперебойность и своевременность сортировки, переработки и мусоросжигания.

Надежность — способность объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров (безотказность, долговечность, восстанови-мость) системы [12].

Результативность (оптимальность) говорит о том, что, принимая решение на отдельном этапе, мы должны выбирать управление на этом этапе с прицелом на будущее, так как нас интересует результат в целом за все шаги [1]. Создаваемая отрасль обращения с отходами должна выполнить свою основную миссию, а именно — улучшить экологическую обстановку в стране. На каждом этапе не-

обходимо сопоставлять затраты ресурсов с результатами, а также прогнозировать их соотношение в будущем.

Правовые принципы управления процессом обращения с ТКО заключаются в следующем.

Законность — реальное действие права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Лимитирование — это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду и размещения отходов [24].

Лицензирование — важнейшая часть управления процессом обращения с отходами. В лицензиях фиксируются виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования к ней.

Неотвратимость ответственности за совершение экологических правонарушений означает, что всякое деяние (действие или бездействие) влечет за собой установленную законом ответственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международно-правовое регулирование предполагает наличие и необходимость соблюдения международных стандартов, норм и правил в сфере обращения с ТКО.

Экономические принципы управления процессом обращения с ТКО представлены несколькими позициями.

Платность предполагает систему платежей за сбор, транспортировку, обработку отходов с целью сохранения и воспроизводства окружающей природной среды.

Ответственность означает, что предприятия, которые негативно влияют на состояние окружающей среды в процессе производства, должны покрывать все расходы по компенсации или предотвращению данного ущерба.

Экостимулирование — это обеспечение заинтересованности природопользо-вателей в сохранении и воспроизводстве окружающей среды.

Необходимость экономической оценки предполагает выполнение работ по оценке в денежном выражении экологических последствий воздействия производства на окружающую среду.

Рациональность означает допущение только минимальных потерь ресурсов при переработке отходов.

Экономическое воспроизводство — обеспечение замены дефицитных невозоб-новимых природных ресурсов вторичными ресурсами, полученными из отходов.

Эффективность указывает на то, что каждый этап процесса обращения с ТКО должен основываться на расчете его эффективности на всех стадиях разработки и внедрения (то есть определении соизмеримости затрат и результатов).

Приоритет природы над ее использованием означает главенство экологической безопасности по сравнению с экономической выгодой.

Экологические принципы управления процессом обращения с ТКО также являются важными.

Применение экологических технологий — использование новейших технологий

утилизации и обезвреживания отходов (в том числе мусоросжигания), безвредных для окружающей среды.

Прогнозирование означает, что управление отраслью обращения с ТКО должно осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий для окружающей среды.

Мониторинг — наблюдение за состоянием окружающей среды в процессе обработки ТКО, контроль и прогноз изменения объектов (составляющих) природной среды.

Поддержание качества — предотвращение ухудшения качества окружающей среды и восстановление ее основных свойств, утраченных в результате технологического воздействия.

Гармонизация — ориентация на устойчивое, гармоничное развитие «человек-общество-природа», непрерывное экологическое образование, воспитание и просвещение населения на всех этапах и уровнях управления.

Наличие экологической политики предполагает разработку и реализацию политики, направленной на снижение давления на окружающую среду.

По мнению авторов, использование выделенных ими принципов является одним из этапов создания «правильной» модели управления процессом обращения с ТКО.

Выводы и рекомендации

1. Система управления процессом обращения с ТКО будет успешно функционировать, если в достаточной мере будут учитываться как общие, так и правовые, экономические и экологические принципы управления.

2. Общими принципами управления процессом обращения с ТКО, гарантирующими благоприятное развитие любой системы, являются: целостность, эмер-джентность, иерархичность, упорядоченность, детерминизм, контролируемость, реализуемость, синергизм и результативность.

3. Соблюдение экономических принципов решит проблемы, связанные с финансированием отрасли, а также ее эффективным функционированием при отдаче приоритета экологической безопасности. Кроме того, рациональное обращение с отходами будет способствовать экономии дефицитных невозобновимых природных ресурсов посредством их замены вторичными ресурсами, утилизации отходов и очистки территорий от свалок.

4. Реализация правовых принципов поможет снизить вредное воздействие человека на окружающую среду путем лицензирования деятельности по обращению с ТКО, законодательного закрепления ответственности за нарушение экологического законодательства, а также минимизации образования отходов при наличии нормативно-правовых документов, например, о запрете одноразового пластика и введении залоговой стоимости для повторного использования стеклянной тары.

5. Применение экологических принципов позволит создать отрасль обращения с отходами, способную функционировать без угрозы для окружающей среды, посредством использования новейших технологий утилизации и обез-

вреживания отходов; постоянного контроля за состоянием окружающей среды с целью предотвращения ухудшения ее качества, а также изменения отношения людей к мусорной проблеме, поскольку основным тормозом при ее решении является отсутствие раздельного сбора мусора населением, необходимого для его рециклинга.

6. Выделенные авторами основные принципы системы управления процессом обращения с ТКО могут быть уточнены и дополнены в процессе формирования и развития системы. Учет данных принципов поможет создать в нашей стране эффективно функционирующую отрасль обращения с отходами и добиться решения одной из главных на сегодняшний день задач, заключающейся в улучшении экологической обстановки в стране.

Литература

1. Беллман Р. Э. Динамическое программирование; пер. с англ. И. М. Андреевой, А. А. Корбута, И. В. Романовского, И. Н. Соколовой / под ред. Н. Н. Воробьева. М.: Издательство иностранной литературы, 1960.

2. Берталанффи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник,1972. М.: Наука,1973. С. 20—37.

3. Берталанффи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. С. 23—82.

4. Более 40 стран отказались от полиэтиленовых пакетов. Интересные факты. URL: https://bestlavka.ru/bolee-40-stran-otkazalis-ot-plastikovyh-paketov/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

5. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд. М.: Институт новой экономики, 2008. 1472 с.

6. В России оказалось лишь 15 эффективных проектов обработки мусора. URL: https://www.rbc.ru/business/21/08/2019/5d5bf68d9a794736cdbe53ee/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

7. ГОСТ Р ИСО 19011—2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. Издание официальное. М.: Стандартинформ. 2013. URL: http://protect.gost.ru/ document.aspx?control=7&id=180072 (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

8. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Официальное издание. М.: Госстандарт России, 2001.

9. ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Требования. Издание официальное. М.: Госстандарт России, 2001. URL: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=131194 (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

10. ГОСТ Р ИСО 9001:2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Требования. (ISO 9001:2008, IDT). Издание официальное. М.: Стандартинформ, 2012.

11. ГОСТ Р ИСО 9004:2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха

организации. Подход на основе менеджмента качества. Издание официальное. М.: Стандартинформ, 2011. URL: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=176895/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

12. Родионов И. Б. Теория систем и системный анализ. URL: http://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/rodionov/01.html / (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

13. Минпромторг России: доля используемых во вторичном производстве отходов производства и потребления должна быть увеличена. URL: https://www.garant.ru/news/1189781/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

14. Мусорные полигоны могут застраховать на стоимость рекультивации. URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6704561/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

15. Мусороперерабатывающие заводы в России: стоимость оборудования, расходы, принцип работы. URL: https://bezotxodov.ru/jekologija/ musoropererabatyvajushhie-zavody-v-rossii/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

16. Национальный проект «Экология». URL: https://muob.ru/aktualno/news/ novosti poseleniy/939729.html/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

17. Переработчики макулатуры требуют отмены агентского НДС. URL: https://news.solidwaste.ru/2019/07/pererabotchiki-makulatury-trebuyut-otmeny-agentskogo-nds/11530/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

18. Райзберг Б.А., Лозовский Л. Ш, Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

19. Россия на треть увеличила ввоз пластикового мусора из-за границы. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/08/2019/5d67e17f9a7947d966d7fd3/(дата обращения: 30 апреля 2020 года).

20. Современный экономический словарь. URL: http://www.вокабула.рф/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

21. Соколова О.Г., Полежаева М. В., Чухарева Е. В. Формирование модели управления твердыми коммунальными отходами // Журнал «ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика». 2019. № 3. С. 130—143

22. Теория систем и системный анализ: учебник для академического бакалавриата / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2014. 616 с.

23. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

24. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

25. Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 450-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2019/12/30/izmeneniya-dok.htm/ (дата обращения:

30 апреля 2020 года).

26. Четыре региона Российской Федерации Ф не перешли на новые правила обращения с ТКО. URL: https://yandex.ru/news/story/CHetyre_regiona_ RF_ne_pereshli_na_novye_pravila_obrashheniya_s_TKO 8c8a57be971c9b 8ce1e7b9192800e11b?from=newswizard&lang=ru&persistent_id=8474236 8&rubric=society&stid=o0L3hK2VWEJuKHZPeOHw/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

27. Экономия на бутылках. Как россияне смогут зарабатывать на пустой таре. URL: https://360tv.ru/news/tekst/ekonomij'a-na-butylkah/ик/ (дата обращения: 30 апреля 2020 года).

References

1. Bellman R. E. Dinamicheskoe programmirovanie [Dynamic programming], trans. from eng. I. M. Andreeva, A. A. Korbut, I. V. Romanovsky, I. N. Sokolova, ed. N. N. Vorobyov. M.: Publishing House of Foreign Literature, 1960 (in Russian).

2. Bertalanffy L. fon. Istoriya i status obshchey teorii sistem [History and status of General systems theory]. Sistemnyeissledovaniya [System research]: Yearbook, 1972, Moscow: Nauka, 1973, pp. 20-37 (in Russian).

3. Bertalanffy L. fon. Obshchaya teoriya sistem: kriticheskiy obzor [General systems theory: a critical review]. Issledovaniyapo obshchey teorii system [Research on the General theory of systems], Moscow: Progress, 1969, pp. 23-82 (in Russian).

4. More Than 40 Countries Have Abandoned Plastic Bags. Interesting fact. URL: https://bestlavka.ru/bolee-40-stran-otkazalis-ot-plastikovyh-paketov/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

5. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' [The big economic dictionary], under the editorship of A. N. Apriliana. 7th ed., Moscow: Institute of new Economics, 2008, p. 1472 (in Russian).

6. There Were Only 15 Effective Waste Management Projects in Russia. URL: https://www.rbc.ru/business/21/08/2019/5d5bf68d9a794736cdbe53ee/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

7. GOST R ISO 19011-2012. National standard of the Russian Federation. Guidelines for the audit of management systems. Official publication. Moscow: Standardinform. 2013. URL: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=180072 (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

8. GOST R ISO 9000: 2001. State standard of the Russian Federation. Quality management system. Basic provisions and dictionary. Official publication. Moscow: Gosstandart of Russia, 2001 (in Russian).

9. GOST R ISO 9001: 2001. State standard of the Russian Federation. Quality management system. Requirements. Official publication. Moscow: Gosstandart of Russia, 2001. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=131194 (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

10. GOST R ISO 9001: 2011. Interstate standard. Quality management sys-tems. Requirements. (ISO 9001:2008, IDT). Official publication. Moscow: Stan-

dardinform, 2012 (in Russian).

11. GOST R ISO 9004: 2010. Management for achieving sustainable success of the organization. The approach of quality management. Official publication. Moscow: standardinform, 2011. URL: http://protect.gost.ru/document. aspx?control=7&id=176895/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

12. Rodionov I. B. System Theory and system analysis. URL: http://victor-safronov. ru/systems-analysis/lectures/rodionov/01.html / (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

13. The Ministry of industry and trade of Russia: the share of production and consumption waste used in secondary production should be increased. URL https://www.garant.ru/news/1189781/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

14. Landfills can be insured for the cost of reclamation. URL: https://tass.ru/ nacionalnye-proekty/6704561/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

15. Waste processing plants in Russia: the cost of equipment, expenses, and how it works. URL: https://bezotxodov.ru/jekologija/musoropererabatyvajushhie-zavody-v-rossii/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

16. National project "Ecology". URL: https://muob.ru/aktualno/news/novosti poseleniy/939729.html/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

17. Waste Paper Processors require the cancellation of Agency VAT. URL: https://news.solidwaste.ru/2019/07/pererabotchiki-makulatury-trebuyut-otmeny-agentskogo-nds/11530/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

18. Rayzberg B.A., Lozovskiy L. Sh., Starodubceva E. B. Sovremennyy ekonomi-cheskiy slovar' [Modern economic dictionary], 6th ed., reprint. and add. M.: INFRA-M, 2011 (in Russian).

19. Russia has increased the import of plastic garbage from abroad by a third. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/08/2019/5d67e17f9a7947d966d7fd3/(ac-cessed: 30 April, 2020) (in Russian).

20. Modern economic dictionary. URL: http://www.BOKa6yna.p$/ (accessed: 30, April, 2020) (in Russian).

21. Sokolova O.G., Polezhaeva M. V., Chukhareva E. V. Formation of solid municipal waste management models. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 3, pp. 130-143 (in Russian).

22. Teoriya sistem i sistemnyy analiz: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata [System Theory and system analysis: textbook for the academic bachelor course], ed. by V. N. Volkova, A. A. Denisov, 2nd ed., reprint. and add. M.: Yurayt Publishing house, 2014, p. 616 (in Russian).

23. Federal law "On wastes of production and consumption" of 24 June,1998. No. 89-FZ (the last version). URL: http://www.consultant.ru/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

24. Federal law "On environmental protection" of 10 January, 2002. No. 7-FZ (latest version). URL: http://www.consultant.ru/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

25. Federal law No. 450-FZ of 27 December, 2019 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". URL: https://rg.ru/2019/12/30/ izmeneniya-dok.htm/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

26. Four regions of the Russian Federation have not adopted the new rules for handling MSW. URL: https://yandex.ru/news/story/CHetyre_regiona_RF_ ne_pereshli_na_novye_pravila_obrashheniya_s_TKO 8c8a57be971c9b8ce1e 7b9192800e11b?from=newswizard&lang=ru&persistent_id=84742368&rub ric=society&stid=o0L3hK2VWEJuKHZPe0Hw/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

27. Saving on bottles. How Russians will be able to earn on empty containers. URL: https://360tv.ru/news/tekst/ekonomija-na-butylkah/HK/ (accessed: 30 April, 2020) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.