Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МАНЕВРЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ АРМИИ ВВС И ПВО В ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ'

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МАНЕВРЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ АРМИИ ВВС И ПВО В ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
269
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ / БОЕВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ВОЗДУШНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ИСТРЕБИТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ / МАНЕВРЕННОЕ БАЗИРОВАНИЕ АВИАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ / УДАРНАЯ АВИАЦИЯ / AIRFIELD NETWORK / COMBAT AVIATION COMPLEXES / AIR OPERATION / FIGHTER AIRCRAFT / MOBILE BASING OF AIRCRAFT / SUPPORT OF AIR OPERATION / ASSAULT AIRCRAFT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Лазукин Виктор Владимирович

На основе анализа локальных войн и военных конфликтов последних десятилетий, а также способов всестороннего обеспечения боевых действий авиации, сформулированы принципы маневренного базирования авиации и развития аэродромной сети армии ВВС и ПВО в воздушной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Лазукин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF MAJOR PRINCIPLES OF MOBILE BASING OF ARMY AIR FORCE AND AD IN THE AIR OPERATION

Stemming from analysis of local wars and military conflicts over the last few decades, as well as from the principles of all-round support of aircraft combat, the paper formulates the principles of mobile basing of Army Air Force aircraft and AD in an air operation and development of the airfield network for this kind of basing.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МАНЕВРЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ АРМИИ ВВС И ПВО В ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ»

Обоснование основных принципов маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции

Подполковник В.В. ЛАЗУКИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

На основе анализа локальных войн и военных конфликтов последних десятилетий, а также способов всестороннего обеспечения боевых действий авиации, сформулированы принципы маневренного базирования авиации и развития аэродромной сети армии ВВС и ПВО в воздушной операции.

ABSTRACT

Stemming from analysis of local wars and military conflicts over the last few decades, as well as from the principles of all-round support of aircraft combat, the paper formulates the principles of mobile basing of Army Air Force aircraft and AD in an air operation and development of the airfield network for this kind of basing.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Аэродромная сеть, боевые авиационные комплексы, воздушная операция, истребительная авиация, маневренное базирование авиации, обеспечение воздушной операции, ударная авиация.

KEYWORDS

Airfield network, combat aviation complexes, air operation, fighter aircraft, mobile basing of aircraft, support of air operation, assault aircraft.

АНАЛИЗ опыта локальных войн и военных конфликтов последних десятилетий, а также тенденций развития средств воздушно-космического нападения развитых в авиационном отношении государств, форм и способов их применения в операциях показал, что результативности боевых действий способствовала прежде всего развитая аэродромная сеть.

Для более полного понимания процесса маневренного базирования авиации объединения воздушно-космических сил (здесь и далее речь идет об авиации армии ВВС и ПВО) в воздушной операции необходимо отметить, что сокращению сроков создания авиационных группировок способствуют следующие факторы:

• использование боевых авиационных комплексов (БАК) с большим радиусом действия и дальностью полета позволяет сократить сроки создания авиационной группировки, большой радиус действия БАК обусловливает глубокое базирование авиационной группировки, что повышает ее живучесть на аэродромах при воздействии противника;

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МАНЕВРЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ АРМИИ ВВС И ПВО В ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ

• применение авиацией крылатых ракет воздушного базирования, имеющих дальность пуска около 2500 км, позволяет стратегической авиации выполнять боевые задачи с аэродромов постоянного базирования, что ведет к снижению объема работ по созданию аэродромной сети и запасов материальных средств на театре военных действий;

• дозаправка самолетов и вертолетов топливом в воздухе, что подтверждается опытом войн в зоне Персидского залива, куда из США было переброшено без промежуточных посадок около тысячи самолетов1;

• применение в широких масштабах военно-транспортной авиации, что существенно сокращает сроки создания авиационной группировки и повышает полноту, качество и непрерывность ее обеспечения в ходе проведения операций;

• введение в состав Военно-Морского Флота авианосцев с палубной авиацией, которая позволит быстро наращивать боевые возможности авиационной группировки;

• наличие развитой аэродромной сети обусловливает сохранность авиации, использующей для этого постоянные аэродромные маневры.

Вместе с тем для обоснования основных принципов маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции необходимо сформулировать степень достижения ее целей. Анализ работ по вопросам оценки эффективности проведения воздушных операций, а также опыта локальных войн и военных конфликтов2 последних десятилетий показывает, что наиболее адекватно степень достижения целей операции оценивается величиной наносимого противнику ущерба, при этом данный показатель во многом зависит от важности поражаемых целей и объектов.

Методика объективной оценки такой зависимости разработана недостаточно, что затрудняет ее практическое использование, приводит к применению более простых и недостаточно достоверных показателей. Так, при допустимости равнозначности целей величина наносимого ущерба пропорциональна математическому ожиданию (МОЖ) числа уничтоженных целей противника. При таких условиях оптимальное значение боевого состава авиации объединения, приводящее к максимуму МОЖ числа уничтоженных целей, обеспечивает и максимальное значение наносимого ущерба, а показатель эффективности этой системы может быть представлен в виде относительных потерь противника3:

N

мц

э=«2>=1р т 7 = 1

где: N — общее число целей в операции;

Р. — вероятность уничтожения уж цели;

Мц — МОЖ числа уничтоженных целей.

В выражении (1) МОЖ числа уничтоженных целей Мц является обобщенным показателем боевых возможностей авиации армии ВВС и ПВО и может быть представлено в виде вектора:

МЦ = <МВЦ,МНЦ>, (2)

где: Мвц — МОЖ числа уничтоженных авиацией воздушных целей;

М — МОЖ числа уничтоженных

нц '

авиацией наземных целей.

Составляющие вектора (2) определяются боевыми возможностями

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ №9-2019 105

основных подсистем авиации армии ВВС и ПВО — истребительной и ударной авиациями. Тогда выражение для

Мвц можно представить в виде:

М = М ,

ВЦ и

(3)

где Ми — МОЖ числа целей, уничтоженных истребительной авиацией. А выражение для Мнц можно представить в виде:

М = М,

нц У

(4)

где Му — МОЖ числа целей, уничтоженных ударной авиацией.

Величина ущерба, наносимого противнику, зависит от большого числа факторов: состава, тактико-технических характеристик (ТТХ) огневых средств истребительной и ударной авиации, объема боекомплектов авиационных средств поражения, досягаемости объектов поражения противостоящей группировки противника. Эти факторы при соответствующем уровне подготовки личного состава определяют потенциальные боевые возможности истребительной и ударной авиацией, которые можно определить из выражений4:

ДО

м»=12>

1 = 1 пи=1

,00

ВОЗД 1Щ

[1 - (1 - риг11

и "у

М,

= 11

и= 1 Пу = 1

м

ВОЗД ППу

[1 - (1 - р1иГи],

(5)

(6)

где: I, и — количество типов огневых средств истребительной и ударной авиацией;

№ — число авиационных комплексов /-го типа в истребительной авиации; М — число воздействий

воздши "

(атак), выполняемых авиационными комплексами /-го типа с номером пи;

Ри — вероятность поражения цели одной ракетой авиационными комплексами /-го типа;

п. — число ракет, выпускаемых по цели авиационными комплексами /-го типа;

— число авиационных комплексов и-то типа в подсистеме ударной авиации;

М — число воздействий, вы-

воздмиу "

полняемых авиационными комплексами и-то типа с номером пу;

Р1и — вероятность поражения цели одной ракетой авиационными комплексами и-то типа;

пи — число ракет, выпускаемых по цели авиационными комплексами и-то типа.

Таким образом, при ведении воздушной операции действия истребительной авиации направлены в основном на уничтожение воздушного противника, а БАК ударной авиации — на уничтожение наземного и морского противника. Следовательно, основные принципы маневренного базирования авиации должны быть направлены на сохранение самолетов на объектах аэродромной сети, создание благоприятных условий для своевременного и полного ее обеспечения в ходе воздушной операции при абсолютном выполнении следующих основополагающих требований (правил) обеспечения:

• достаточность — возможность всестороннего обеспечения

ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МАНЕВРЕННОГО БАЗИРОВАНИЯ АВИАЦИИ АРМИИ ВВС И ПВО В ВОЗДУШНОЙ ОПЕРАЦИИ

авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции при ее рассредоточенном и маневренном базировании;

• своевременность — аэродромная сеть подготавливается и развивается для маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в соответствии с замыслом воздушной операции в установленные сроки;

• соответствие — аэродромы для маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции должны соответствовать ТТХ базирующихся на них БАК и обеспечивать высокую боевую готовность, а также живучесть авиационных соединений и частей, их рассредоточенное базирование при требуемом удалении от линии боевого соприкосновения и способствовать полной реализации огневых возможностей истребительной и ударной авиации.

С учетом данных требований (правил) обеспечения боевых действий авиации обоснованы следующие основные принципы маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции:

• время базирования авиации на аэродромах (£баз) не должно превышать периода вскрытия ее базирования ) и нанесения по ней удара противником (£)(** < + 1 );

Г х уд7 4 баз век уд/?

• в подготовительный период и в воздушной операции плотность рассредоточения авиации на аэродромной сети должна быть одна авиационная эскадрилья на аэродром, а при благоприятных условиях (наличии достаточного количества аэродромов или возможностях инженерно-аэродромных частей объединения по их подготовке) — од-но-два авиационных звена на аэродром;

• для оперативной маскировки аэродромная сеть армии ВВС и ПВО должна располагать дву-

мя-тремя ложными аэродромами на каждый аэродром базирования с имитацией на них жизнедеятельности, а на аэродромах базирования авиационной части иметь одну-две ложные зоны рассредоточения;

• при маневренном базировании авиации должно последовательно и дискретно изменяться предназначение каждого аэродрома: действующий аэродром при перебазировании авиационной части становится ложным, а ложный при перебазировании на него авиационной части — действующим (на аэродроме происходит аналогичный процесс, только по зонам рассредоточения в составе авиационных эскадрилий и звеньев);

• на полевых аэродромах для каждого БАК следует создавать укрытия в виде грунтовых обвалований, подготовленных из габионов, и быстро-возводимые укрытия для командных пунктов, личного состава и средств наземного обслуживания, не допуская однообразия с максимальным использованием защитных и маскирующих свойств местности;

• боевые авиационные комплексы в обвалованиях необходимо размещать рассредоточенно, поэскадрильно или звеньями, как в пределах аэродрома, так и в удаленных зонах рассредоточения, между которыми расстояние не должно быть менее 2 км, а расстояние между БАК устанавливается не менее 100 м, между авиационными звеньями — не менее 200 м;

• каждый аэродром базирования авиационной части армии ВВС и ПВО в воздушной операции для защиты от средств воздушного нападения противника, в том числе и высокоточных, должен иметь комплексную многоуровневую, как правило, двухрубежную активную защиту, включающую зенитные ракетные комплексы дальней зоны и зенитные ракетно-пушечные комплексы проти-

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9 - 2019 107

вовоздушной обороны ближней зоны действия, взаимодействующие с частями (подразделениями) радиоэлектронной борьбы.

На основании обоснованных принципов маневренного базирования авиации, которые прежде всего зависят от количественных и тактико-технических показателей аэродромной сети авиации объединения, сформулированы направления ее совершенствования:

• единое планирование развития аэродромной сети гражданской и государственной авиации;

• приоритетность по количеству и тактико-техническим параметрам строительства и реконструкции аэродромов, а также аэродромных участков на автомобильных дорогах исходя из оценки угроз военной безопасности на операционных направлениях;

• заблаговременность и целенаправленность развития аэродромной сети на стратегических направлениях;

• соответствие аэродромной сети задачам войск и условиям их боевого применения;

• комплексность, согласованность развития и использования аэродромов совместного базирования гражданской и государственной авиации;

• сочетание централизации при организации развития аэродромной сети Российской Федерации с децентрализацией проведения строительства и реконструкции аэродромов;

Основные принципы маневренного

базирования авиации должны быть направлены на сохранение самолетов на объектах аэродромной сети, создание благоприятных условий для своевременного и полного ее обеспечения в ходе воздушной операции.

• развитие аэродромной сети полевых аэродромов и аэродромных участков на автомобильных дорогах в целях создания условий для маневренного базирования авиации в военный период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом следует особо отметить, что система инженерно-аэродромного обеспечения маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО будет функционировать постоянно при подготовке и ведении воздушной операции, а оперативные требования к ней могут корректироваться в зависимости от условий боевого применения авиации и поставленных задач.

Таким образом, сформулированные и обоснованные принципы маневренного базирования авиации армии ВВС и ПВО в воздушной операции позволяют обеспечить высокую боевую готовность и живучесть авиационных соединений и частей на аэродромах, их рассредоточение и успешное решение поставленных задач.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Галин Л., Соколов А., Новичков Н. ВВС США в войне в Персидском заливе // Зарубежное военное обозрение. 1992. № 9. С. 35—41.

2 Боевые действия в Персидском заливе. Обзор. М.: Инфо-Тасс, 1992; Пе-чуров СЛ. Союзническая сила Агрессора: Особенности военной акции против

Югославии в 1999 году// Военно-исторический журнал. 2009. № 3. С. 15—19.

3 Милъграм Ю.Г., Попов КС. Боевая эффективность авиационной техники и исследования операций: учебник. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1970.

4 Милъграм Ю.Г., Попов И.С. Боевая эффективность авиационной техники и исследования операций: учебник. М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1970. С. 428.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.