Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ АЭРОДРОМНОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ АЭРОДРОМНОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
559
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОДРОМ / АЭРОДРОМНАЯ СЕТЬ / МАНЕВРЕННОЕ БАЗИРОВАНИЕ АВИАЦИИ / ЗАЩИТНЫЕ УКРЫТИЯ / ЧАСТОТА ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ / AIRFIELD / AIRFIELD NETWORK / MOBILE AIRCRAFT BASING / PROTECTIVE SHELTERS / FREQUENCY OF REDEPLOYMENT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Бородин Алексей Алексеевич, Лазукин Виктор Владимирович

Представлены основные направления подготовки и развития аэродромной сети государственной авиации Российской Федерации, сформулированы понятия «маневренное базирование авиации», «масштаб перебазирования», «частота перебазирования» и виды аэродромного маневра авиационных частей и соединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Бородин Алексей Алексеевич, Лазукин Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN PREPARING AND DEVELOPING THE AIRFIELD NETWORK OF THE RF NATIONAL AVIATION

The paper lists the main trends in the airfield network preparation and development for the state aviation of the Russian Federation, formulates the notions of mobile aircraft basing, scale of redeployment, frequency of redeployment, and the kinds of airfield maneuver by air units and formations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ АЭРОДРОМНОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Основные направления подготовки и развития аэродромной сети государственной авиации Российской Федерации

Полковник АЛ. БОРОДИН, доктор технических наук

Подполковник В.В. ЛАЗУКИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

Представлены основные направления подготовки и развития аэродромной сети государственной авиации Российской Федерации, сформулированы понятия «маневренное базирование авиации», «масштаб перебазирования», «частота перебазирования» и виды аэродромного маневра авиационных частей и соединений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Аэродром, аэродромная сеть, маневренное базирование авиации, защитные укрытия, частота перебазирования.

ABSTRACT

The paper lists the main trends in the airfield network preparation and development for the state aviation of the Russian Federation, formulates the notions of mobile aircraft basing, scale of redeployment, frequency of redeployment, and the kinds of airfield maneuver by air units and formations.

KEYWORDS

Airfield, airfield network, mobile aircraft basing, protective shelters, frequency of redeployment.

АЭРОДРОМ — один из основных объектов авиационной инфраструктуры, без которого невозможно эффективно применять авиацию в операциях на театрах военных действий.

На заре развития авиации ее аэродромная сеть состояла из аэродромов, в качестве которых использовались пригодные для взлета и посадки самолетов ровные земельные участки, нередко расположенные в черте городской застройки: ипподромы, велодромы, выгоны, свободные расчищенные площадки1.

С принятием в 20-е годы прошлого века на вооружение Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА) новых самолетов повысились требования к ее базированию. Поэтому для руководства организацией проектирования и строительства аэродромов в начале 1924 года в составе Главного управления ВВС РККА создали отдел аэродромного строительства. В эти же годы для осуществления нормальной эксплуатации самолетов и выполнения ими боевой летной работы произвели деление аэродромов по оперативному предназначению2. В 1933 году решили задачу обеспечения круглогодичной эксплуатации самолетов тяжелого типа путем строительства аэродромов с взлетно-посадочными полосами (ВПП), рулежными дорожками и местами стоянок с искусственными покрытиями из цементно-бетонных плит.

В предвоенный период и с началом Великой Отечественной войны (ВОВ) шло перевооружение авиации ВВС РККА и флота самолетами новых типов, что повысило требования к строительству аэродромов. Имеющуюся к этому времени широкую аэродромную сеть в приграничных и тыловых военных округах необходимо было реконструировать. Однако к моменту начала ВОВ была выполнена только часть намеченной программы, причем две трети реконструированных и вновь построенных аэродромов находились на западе и юге СССР3. Поэтому в начале ВОВ име-

ющаяся аэродромная сеть в условиях непрерывно менявшейся оперативной обстановки не смогла обеспечить базирование и необходимый маневр нашей авиации.

Необходимо отметить, что основой оперативно-тактического применения авиации в годы ВОВ был принцип массированного использования всех ее родов на узких и решающих участках фронта: в наступательных операциях — на направлениях главного удара наземных войск; в оборонительных — для прикрытия тех участков фронта и районов местности, от удержания которых зависела устойчивость всей обороны, а также для поддержки действий контрударных группировок.

Ретроспективный анализ хода наступательных операций в годы ВОВ позволяет констатировать, что перебазирование частей авиации на новые аэродромы осуществлялось последовательно. Построенные у линии фронта аэродромы занимались в первую очередь полками истребительной авиации, а по мере развития наступательной операции после их перебазирования на передовые аэродромы использовались для базирования штурмовых и бомбардировочных авиационных полков. С целью повышения живучести авиации широко применялись ложные аэродромы; на аэродромах, которые не имели зон рассредоточения (ЗР) авиационных эскадрилий, защитные укрытия для самолетов строились в виде земляных обвалований, располагавшихся вдоль ВПП. При этом базирование авиационных частей осуществлялось эшелонированно в глубину от линии фронта в зависимости от задач, решаемых ими.

За годы ВОВ инженерно-аэродромными частями и подразделениями с привлечением местного населения изыскано и построено более 6000 фронтовых (оперативных) аэ-

родромов, свыше 40 ООО укрытий для самолетов, до 7000 командно-наблюдательных пунктов, около 30 000 землянок и более 3000 складов различного назначения4.

Появление и развитие реактивной авиации, а также ядерного оружия существенным образом повлияли на характер базирования авиации и конструктивно-планировочные решения по созданию и содержанию аэродромной сети. ВПП аэродромов начали строить только с искусственным покрытиями: цементно-бетонными, армобетонными, железобетонными, асфальтобетонными и из предварительно напряженных железобетонных плит. На аэродромах строились ЗР для авиационных эскадрилий с арочными укрытиями (обвалованиями) для самолетов. Аэродромная сеть на стратегических (операционных) направлениях создавалась с учетом эшелонированного и рассредоточенного базирования родов авиации. Применительно к операциям начального периода войны оперативные аэродромы для базирования авиационных частей предусматривалось использовать в течение установленного замыслом операции времени, что вызывало необходимость создания на них запасов авиационного горючего, авиационных средств поражения (АСП) и других материальных средств на период операции.

Дальнейшее развитие аэродромной сети исходя из анализа ряда локальных войн и вооруженных конфликтов второй половины XX века обусловлено созданием крупных авиационных группировок из состава вооруженных сил нескольких государств (коалиции), участвующих в боевых действиях: в Корее(1951—1953), в зоне Персидского залива (1991— 2003), в Югославии (1999). Так, например, в войне в Корее авиационная группировка нападавшей стороны включала подразделения, части и со-

Основой оперативно-тактического применения авиации в годы ВОВ был принцип массированного использования всех ее родов на узких и решающих участках фронта: в наступательных операциях — на направлениях главного удара наземных войск; в оборонительных — для прикрытия тех участков фронта и районов местности, от удержания которых зависела устойчивость всей обороны, а также для поддержки действий контрударных группировок.

единения авиации шести государств: США, Англии, Австралии, Австрии, ЮАР и Южной Кореи. А объекты Югославии в 1999 году подвергались бомбардировкам самолетами тринадцати стран НАТО.

Соответственно изменялся и количественный состав авиационных группировок противоборствующих сторон, который колебался в достаточно большом диапазоне: в вооруженных конфликтах — от 38 до 900, в локальных войнах — от 150 до 2200 боевых самолетов. Кроме того, соотношение количества самолетов противоборствующих сторон очень разнится: от 0,8 (война на Ближнем востоке 1967 года) до 11,3 (война во Вьетнаме в августе 1964 года)5.

Развитие и совершенствование средств воздушно-космического нападения (СВКН) и авиационных средств поражения, в том числе высокоточного оружия (ВТО), крылатых ракет и создание боевых самолетов нового поколения привели к увеличению глубины базирования частей родов авиации. Более того, применение ВТО расширило возможности авиации по уничтожению самолетов на аэродромах, находящихся

в укрытиях. По американским данным, в ходе боевых действий в зоне Персидского залива (1991) авиация многонациональных сил повредила или разрушила 375 арочных укрытий из 594, имевшихся на аэродромах Ирака, что составило 63 %6. В арочных укрытиях уничтожен или поврежден 141 самолет7.

Кроме того, период создания авиационных группировок уменьшился благодаря возможности дозаправки самолетов в воздухе и наличию авианосцев в ряде стран НАТО, а также развитой аэродромной сети. Так, например, для базирования авиации альянса, задействованной в конфликте с Югославией, использовалось 20 авиабаз, расположенных в Италии (10), ФРГ (2), Венгрии (2), Франции (2), Испании (1), Великобритании (1), Македонии (1) и США (1), а также несколько авианосцев. На всех аэродромах в Европе были созданы необходимые запасы материально-технических средств, обеспечивающих ведение длительных и напряженных боевых действий базировавшихся на них подразделений и частей авиации стран НАТО8.

Однако если в предыдущих локальных войнах и вооруженных конфликтах авиация агрессора уничтожала главные силы авиации и наземных средств ПВО, что позволяло завоевывать господство в воздухе, то в Югославии авиация НАТО не смогла разгромить группировку ее авиации. Основными факторами сохранения боеспособности авиации Югославии было ее рассредоточенное базирование на оборудованных в инженерном отношении аэродромах и маскировка. Развитая аэродромная сеть позволила югославскому командованию перед агрессией своевременно рассредоточить авиацию на запасные аэродромы. В результате сведения натовской разведки об объектах авиации Югославии

сразу устарели, что минимизировало эффективность ударов авиации и крылатых ракет НАТО по основным авиабазам Ботаница, Голубовца, Понява и Нови-Сад9.

По мнению авторов, следует подчеркнуть, что в Югославии для рассредоточения истребительной авиации с успехом использовались прямые участки автомагистралей, имевшие асфальтобетонное покрытие. Югославское командование старалось «сажать» истребители вблизи дорожных развязок, чтобы в случае вывода из строя одной «полосы» была возможность отбуксировки самолета на другую. Естественно, что и на аэродромных участках дорог соблюдались все меры маскировочного режима.

В целом все это привело к тому, что авиация НАТО не только в начале, но и в ходе всего периода военного конфликта, несмотря на массированные бомбардировки, не смогла нанести серьезные потери группировке авиации ПВО Союзной республики Югославия (СРЮ). Авиация СРЮ сохранили боевой потенциал для противодействия ударам СВКН до самого конца боевых действий. Даже уничтожая на аэродромах искусственные ВПП и магистральные РД, авиация НАТО не смогла оставить авиацию СРЮ без аэродромов, как это было в Ираке в 1991 году. В результате командованию НАТО пришлось пересмотреть общий замысел ведения воздушной наступательной операции, втянуться в затяжной дорогостоящий конфликт, использовать авиацию в условиях, не всегда обеспечивавших требуемую эффективность выполнения боевых задач10.

Анализ боевого опыта применения авиации НАТО в военных конфликтах XX века позволяет сделать вывод, что удары ВТО могут привести к потерям авиации противоборствующей стороны на аэродромах до 90 %

от ее общих потерь. Это достигается уменьшением периода вскрытия базирования, планирования и нанесения удара по аэродрому средствами ВТО, которое уничтожает не только базирующуюся на нем авиацию с высокой вероятностью, но и материальные средства, технику аэро-дромно-технического обеспечения. В то же время развитая аэродромная сеть с защитными укрытиями для самолетов, обеспечивающая возможность аэродромного маневра, позволяет, как это было в СРЮ, сохранить ее боеспособность даже при шестикратном превосходстве авиации коалиции стран НАТО11.

С 1992 года аэродромная сеть гражданской авиации России сократилась на 918 аэродромов и по состоянию на 2008 год в государственном реестре находилось всего 383 аэродрома12. В этот же период времени количество аэродромов государственной авиации РФ, имеющих длину ВПП свыше 1000 м, сократилось в два раза. После реформы 2008— 2009 годов из действующих аэродромов государственной авиации в России осталось только 102 активно эксплуатируемых13.

Кроме того, разработка в высокотехнологичных странах мира принципиально новых систем вооружения и ударных средств: гиперзвуковых и воздушно-космических летательных аппаратов; оружия с планирующими гиперзвуковыми боевыми частями; разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов большой дальности и продолжительности полета; оружия, основанного на новых физических принципах; элементов противоракетной обороны космического базирования; малых спутников перехватчиков; боевых космических станций, оснащенных различным оружием, обусловили актуальность проблемы подготовки аэродромной сети с обеспечением ее высокой

боевой готовности и живучести, применительно к условиям военных конфликтов XXI века. Поэтому подготовка и развитие аэродромной сети должны предусматривать обеспечение высокой боевой готовности и живучести авиационных частей и подразделений на аэродромах, их рассредоточенное базирование и возможность маневра в период подготовки и проведения операций, характерных для современных условий начального периода войны.

Для решения с системных позиций данной проблемы необходимо обосновать наиболее актуальные направления развития аэродромной сети государственной авиации и страны в целом, которые могут потребовать больших капитальных вложений, иметь длительный период времени реализации и самое главное — должны осуществляться заблаговременно.

Авиация НАТО не только в начале, но и в ходе всего периода военного конфликта, несмотря на массированные бомбардировки, не смогла нанести серьезные потери

группировке авиации ПВО Союзной республики Югославия. Авиация СРЮ сохранили боевой потенциал для противодействия ударам СВКН до самого конца боевых действий.

По мнению авторов, к основным направлениям подготовки и развития аэродромной сети государственной авиации в настоящее время следует отнести:

первое — сохранение и реконструкцию существующей аэродромной сети базирования частей различных родов авиации, расположенных эшелонированно в зависимости от выполняемых боевых задач;

второе — обоснование и реализацию нового принципа базирования — маневренного как определяющего живучесть авиации на земле;

третье — строительство на всех аэродромах необходимого количества защитных укрытий (в первую очередь высокозащищенных сооружений) для авиационной и обеспечивающей техники, личного состава и материальных средств;

четвертое — создание на аэродромах базирования авиации системы объектовой защиты от СВКН противника.

Первое направление предполагает на основе анализа состояния аэродромной сети Российской Федерации, определить районы с недостаточной плотностью аэродромов, которая не может обеспечить маневр авиации на театрах военных действий (ТВД), а также ее эшелонированное базирование с учетом боевых задач, выполняемых родами авиации. В данных районах развитие аэродромной сети должно быть направленно на заблаговременную подготовку необходимого количества аэродромов.

При этом подготовка и реконструкция аэродромной сети должны предусматривать: рассредоточенное и укрытое базирование на аэродромах всех типов существующих и перспективных самолетов оперативно-тактической авиации; на отдельных аэродромах базирование (до 10—15 %) частей дальней и военно-транспортной авиации. На каждом аэродроме при выводе из строя противником искусственной ВПП должна предусматриваться возможность взлета самолетов с магистральной и вспомогательных рулежных дорожек.

В рамках осуществления второго, наиболее приоритетного, на наш взгляд, направления, требуется вначале раскрыть содержание термина «маневренное базирование авиации», так как это более широкое понятие,

чем маневр авиации, который является составной частью предлагаемого нового вида базирования. Маневренное базирование авиации предусматривает ее нахождение на конкретном аэродроме в течение времени, не превышающего суммарного времени вскрытия, планирования и нанесения удара противником по аэродрому или подготовки авиационной части (подразделения) к повторному боевому вылету. Авторами предлагается следующая трактовка термина «маневренное базирование авиации» с учетом особенностей ее применения в современных войнах и локальных конфликтах.

Маневренное базирование авиации — это кратковременное, рассредоточенное базирование авиационных частей и подразделений на аэродромах, соответствующее боевым возможностям противостоящей группировки противника по нанесению ракетно-авиационного удара по аэродромам в ожидаемый период времени его нанесения и в период подготовки авиационной части (подразделения) к боевому вылету.

Маневренное базирование авиации предполагает быстрый и скрытый маневр группировок авиации для нанесения массированных (групповых) авиационных ударов в соответствии с замыслом операции и создание условий, затрудняющих противнику вскрытие мест ее базирования, при постоянном перемещении авиационных подразделений по зонам рассредоточения и местам стоянок самолетов в пределах аэродрома.

Маневренное базирование авиации предполагает постоянную смену аэродромов базирования в соответствии с замыслом операции, что обусловливает необходимость ввести следующие параметры, характеризующие данный вид базирования, а именно частота и масштаб перебазирования.

Под частотой перебазирования

авиационных частей (подразделений) следует понимать максимально возможное или установленное количество аэродромных маневров за сутки проведения операции. Частота перебазирования (тмба) в соответствии с замыслом операций начального периода войны рассчитывается по формуле:

_ ^мрау^оп ( ^

тмба - 7 ~7 • ^

^подг^^вбз

где: N — количество массирован-

^ мрау г

ных (групповых) авиационных ударов в сутки;

Тш— период проведения операции;

£ — время, затрачиваемое на

подг г ' г

подготовку авиационной группировки к боевому вылету;

Квз — время, затрачиваемое авиационной группировкой на выполнение боевой задачи.

Под масштабом перебазирования авиации понимаются аэродромные маневры в составе авиационных подразделений, частей, соединений и группировки авиации в целом.

Тактический аэродромный маневр — это маневр авиационной части (полка), проводимый со сменой аэродромов базирования в границах аэродромного узла дивизии.

Оперативный аэродромный маневр — это маневр авиационного соединения (дивизии) со сменой их аэродромных узлов базирования, осуществляемый в масштабе авиационного объединения (армии ВВС и ПВО) в границах его аэродромной сети.

Оперативно-стратегический аэродромный маневр — это маневр авиационного объединения (авиации армии ВВС и ПВО), проводимый со сменой его аэродромной сети в границах одного или нескольких театров военных действий.

Подготовка и реконструкция аэродромной сети должны предусматривать рассредоточенное и укрытое базирование на аэродромах всех типов существующих и перспективных самолетов оперативно-тактической авиации; на отдельных аэродромах базирование (до 10—15 %) частей дальней и военно-транспортной авиации.

На каждом аэродроме при выводе из строя противником искусственной ВПП должна предусматриваться возможность взлета самолетов с магистральной и вспомогательных рулежных дорожек.

Под перемещением авиационных подразделений по зонам рассредоточения аэродромов и местам стоянок самолетов авиационной эскадрильи понимается смена мест стоянок самолетов на аэродроме базирования. Типовая схема аэродрома базирования авиационного полка оперативно-тактической авиации представлена на рисунке 1.

Основным условием маневренного базирования авиации является создание на ТВД аэродромной сети, соответствующей замыслу операции, включающей аэродромы базирования на начало операции, аэродромы маневра в период ее проведения и ложные аэродромы. При этом подготовка аэродромов осуществляется заблаговременно с использованием всех имеющихся аэродромов на ТВД (в том числе, аэродромов Росавиации, определенных Правительством РФ как оперативные для авиации Вооруженных Сил РФ), восстанавливаются неэксплуатиру-емые, организуется строительство

Рис. 1. Схема аэродрома базирования авиационного полка оперативно-тактической авиации:

1 — обвалование для временного базирования самолетов военно-транспортной (дальней)

авиации; 2 — зона рассредоточения с защитными укрытиями для самолетов оперативно-тактической авиации; 3 — склад ГСМ; 4 — склад авиационных боеприпасов; 5 — расходный склад ГСМ; 6 — здание дежурного по ATO; 7 — контрольно-диспетчерский пункт; 8 — автопарк; 9 —внутриаэродромные дороги; 10 — искусственная ВПП;

11 — грунтовая ВПП

полевых аэродромов и оборудование аэродромных участков дорог на заранее подготовленных и вновь изысканных участках автомобильных дорог.

Неиспользуемые для базирования авиационных частей аэродромы могут быть ложными на определенный период времени, а при нанесении по

ним противником ракетно-авиаци-онного удара их необходимо восстанавливать с последующим базированием на них авиации.

Таким образом, маневренное базирование авиации позволит обеспечить в современных условиях высокую боевую готовность и живучесть группировки авиации.

Третье направление предполагает на основе анализа поражающих факторов существующих и перспективных АСП, разрабатываемых в мире, создать высокозащищен-ные сооружения для авиационной и обслуживающей техники, личного состава и материальных средств, конструкция которых должна обеспечивать возможность их длительной эксплуатации и проведение модернизации, а также быть экономически целесообразной.

Как известно, одним из путей реализации данного направления явля-

Основным условием маневренного базирования авиации является создание на ТВД аэродромной сети, соответствующей замыслу

операции, включающей аэродромы базирования на начало операции, аэродромы маневра в период ее проведения и ложные аэродромы.

ется создание подземных укрытий по примеру оборудованных на военных аэродромах КНДР, Швеции, Швейцарии и других стран. Однако это возможно только в горной или холмистой местности.

Этот путь предполагает также строительство арочных железобетонных укрытий в ЗР, конструктивные размеры которых должны позволять эксплуатацию как существующих, так и перспективных самолетов оперативно-тактической авиации. Так, например, разработанные и построенные в массовом порядке на аэродромах СССР арочные железобетонные укрытия (пролетами 10,8 м, 12,8 м, 16,5 м) в настоящее время, как правило, не используются по своему прямому предназначению ввиду принятия на вооружение самолетов Су-27, 30, 34, 35, размеры которых не позволяют размещать их в данных укрытиях. Кроме этого, конструкция данных арочных укрытий не предусматривает возможности их модернизации путем увеличения пролета и не обеспечивает защиту от современных АСП.

Вместе с тем арочные укрытия на авиабазах НАТО 2-го (3-го) по-

коления с размерами 37,6x25x10 (36x21,6x9,1) м позволяют эксплуатировать в них самолеты Б-22 и Б-3514.

В целом следует констатировать, что для реализации данного направления по обеспечению защищенности базирования авиации на аэродромах требуется разработка новых конструктивных проектов укрытий для самолетов. На наш взгляд, перспективным решением в данном направлении может быть разработка защитных укрытий «капсульного типа», где основные высокопрочные слои на независимых фундаментах чередуются со слоями инертных материалов, передающих на следующий слой разрушающее воздействие бое-припаса и изменяющих траекторию его движения (для проникающих боеприпасов кинетического типа). Схема в разрезе защитного укрытия «капсульного типа» представлена на рисунке 2.

Четвертое направление требует создания на аэродромах базирования авиации системы объектовой защиты от СВКН противника, позволяющей своевременно предупредить о предстоящем ударе, уничтожить или подавить СВКН противника.

Рис. 2. Схема в разрезе защитного укрытия «капсульного типа»:

1 — самолет в укрытии; 2 — слои из высокопрочных материалов; 3 — слои из инертных материалов

Маневренное базирование

авиации позволит обеспечить в современных условиях высокую боевую готовность и живучесть группировки авиации.

Для этого потребуется создать эшелонированную систему, состоящую из сил ПВО и средств радиоэлектронной борьбы, а также индивидуальных комплексов активной защиты для укрытий авиационной и обслуживающей техники, личного

состава и материальных средств (по типу комплексов активной защиты «Арена»). Взаимодействуя между собой по сетецентрическому принципу, данная система должна позволять отразить удар СВКН противника по аэродрому.

В заключение можно утверждать, что представленные основные направления подготовки и развития аэродромной сети государственной авиации позволят решить проблему обеспечения ее высокой боевой готовности и живучести. Однако для определения вклада каждого из них с учетом военно-экономической целесообразности необходима разработка соответствующего методического аппарата.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кульчицкий В.А., Макагонов ВА.У Чеков А.Н.у Ромашов НИ. Аэродромные покрытия. Современный взгляд. М.: Физико-математическая литература, 2002. С. 9—13.

2 Малахов Д.Н. Инженерно-аэродромное обеспечение ВВС РККА в межвоенный период // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 246—249.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Инженерно-аэродромное обеспечение авиации в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.:Воениздат, 1952. С. 7.

4 Там же. С. 4.

5 Shrader C.R. History of Operations Research in the United States Army. Volumell: 1961—1973. USA: Washington, D.C. 2008. P. 282.

6 Галин ЛСоколов А., Новичков H. ВВС США в войне в Персидском заливе // Зарубежное военное обозрение. 1992. № 9. С. 35—41.

7 Stillion J.y Orletsky D.T. Airbase vulnerability to conventional cruise-missile and ballisticmissile attacks: technology, scenarios, and U.S. Air Force responses. USA:

Santa Monica: Published 1999 by RAND. P. 19—22.

8 Ильин В. Воздушная война на Балканах // Авиамастер. 2001. №1. С. 6.

9 Никольский М. ВВС Сербии // Авиация и космонавтика. 2007. № 9. С. 48—49.

10 Пономарева Е. Как была разрушена Югославия // Свободная мысль. 2013. № 3 (1639). С. 207—214.

11 Печуров СЛ. Союзническая сила агрессора: Особенности военной акции против Югославии в 1999 году // Военно-исторический журнал. 2009. № 3. С. 15—19.

12 Немудрый К.В. Аэродромы и аэропорты как один из элементов системы региональной авиации России // Электронный журнал «Труды МАИ». 2011. № 75. URL: http://trudymai.ru/iblock/3d8/ 3d861abaea6eacea2d677527b4fe34ca.pdf (дата обращения: 21.01.2019).

13 Карта аэродромов и приаэродром-ных территорий. 2019. URL: http://mil.ru/ airfields.htm (дата обращения: 21.01.2019).

14 Lopes F. Structural analysis of the F-16 aircraft's weather shelter // Fernando Lopes, Portuguese Air Force Academy, Sintra, 2715021, Portugal. P. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.