Научная статья на тему 'Обоснование нового подхода к организации и оценке результатов обучения в клинической ординатуре по урологии'

Обоснование нового подхода к организации и оценке результатов обучения в клинической ординатуре по урологии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ОБУЧЕНИЕ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / MEDICAL AID QUALITY / EDUCATION / SCENIC SITUATIONAL TASKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комяков Борис Кириллович, Михайлов Сергей Михайлович, Замятнин Сергей Алексеевич, Ялфимов Илья Сергеевич, Николаева Елена Васильевна

В данной работе представлены результаты создания модели системы управляющего воздействия на качество учебного процесса, результаты анализа лечебно-диагностического про-цесса в ряде поликлиник Санкт-Петербурга. Для определения уровня профессиональной подготовки врачей была проведена оценка состояния качества медицинской помощи при острых инфекциях мочевыводящих путей в поликлиниках Санкт-Петербурга. Исследование проводилось с использованием автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи. На основании результатов экспертизы обоснована необходимость разработки нового метода активного обучения врачей в клинической ординатуре по урологии для повышения профессиональной квалификации. Для решения данной задачи была разработана и апробирована модель системы управляющего воздействия на качество учебного процесса. Результаты решения ситуационных задач к началу обучения показали, что совпадение мнений ординаторов и преподавателей кафедры о врачебных ошибках и их негативных следствиях на компоненты КМП, в среднем для группы, составило 9%. К концу цикла обучения совпадение мнений преподавателей и обучающихся увеличилось до 68%. Это свидетельствует об эффективности применения нового метода обучения. Полученные результаты показали, что новый метод активного обучения, основанный на решении сценарных ситуационных задач, правильность решения которых оценивается с применением автоматизированной технологии экспертизы КМП, способствует развитию и формированию врачебного мышления, преобразованию пассивных знаний в активные, лучшему усвоению новых информаций и применению их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комяков Борис Кириллович, Михайлов Сергей Михайлович, Замятнин Сергей Алексеевич, Ялфимов Илья Сергеевич, Николаева Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of a new approach to teaching interns urology and evaluation of its results

Th e results of the medical aid quality analysis given to patients with acute urinary tract infections in a number of St.-Petersburg polyclinics as well as the model of the operating system for the educational process quality control are presented. Th e automatic technology of the medical aid quality examination was used. Th e examination revealed the need to develop a new method of active education of interns in urology to improve their professional qualifi cation. Th is new method was tested during the educational process at the Department of Urology, Mechnikoff Medical Academy, St.-Petersburg. Before the new educational program was applied there were only 9% of concurring opinions of interns and tutors about medical errors and their negative infl uence on the medical aid quality components which were formed in the course of situational task solving. By the end of the educational program the rate of concurring opinions rose to 68%. Th is testifi es high effi ciency of the new educational method based on solving scenic situational tasks in forming medical thinking, transferring passive knowledge into active, better learning new information and its better use in practice.

Текст научной работы на тему «Обоснование нового подхода к организации и оценке результатов обучения в клинической ординатуре по урологии»

ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 616.6

Б. К. Комяков1, С. М. Михайлов2, С. А. Замятнин2,

И. С.Ялфимов1, Е. В. Николаева2, Д. В. Товстуха1

ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ ПО УРОЛОГИИ

1 ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова»

2 ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования»

Острый цистит и острый пиелонефрит относятся к одним из самых распространенных инфекций мочевыводящих путей (ИМП). В поликлиниках Санкт-Петербурга в 2007 году было пролечено более 25 000 человек с этими заболеваниями и затрачено более

3 млн. рублей.

В литературе проблеме своевременного выявления и эффективного лечения ИМП уделяется постоянное внимание [1, 2]. В условиях увеличения финансирования в рамках реализации национального проекта «Здоровье» основное внимание уделяется повышению квалификации врачей, как главного условия улучшения качества медицинской помощи (КМП) населению [3].

Среди способов повышения квалификации врачей наиболее часто специалистами указывается на необходимость разработки новых методов активного обучения с применением современных информационных технологий. Среди них предпочтение отдается созданию сборников сценарных ситуационных задач, содержащих врачебные ошибки (ВО).

Анализ эффективности и результатов применения указанных сборников показал, что авторы не уделяют должного внимания характеристике КМП и методам, позволяющим установить типичные ВО, которые помогли бы выявить и конкретизировать недостатки в квалификации врачей. В последние годы актуальной проблемой является отбор руководителями ЛПУ врачей, закончивших обучение в клинической ординатуре, профессиональной подготовки которых достаточно для оказания медицинской помощи надлежащего качества в практических условиях. Однако способы их выделения из общей группы обучавшихся до сих пор не разработаны.

Материал и методы. Для определения уровня профессиональной подготовки врачей в 2007-2008 годах была проведена оценка состояния КМП при острых ИМП в пяти городских поликлиниках одного из административных районов Санкт-Петербурга.

© Б. К. Комяков, С. М. Михайлов, С. А. Замятнин, И. С. Ялфимов, Е. В. Николаева, Д. В. Товстуха,

2011

Исследование проводилось с использованием автоматизированной технологии экспертизы (АТЭ) КМП, которая позволяет выявить и зарегистрировать типичные ВО и с помощью программных средств определить характеристику ненадлежащего КМП. Последняя определяется наличием типичных ВО в процессе сбора информации о пациенте, постановки диагноза, лечения и преемственности.

В соответствии с имеющейся классификацией ненадлежащее КМП подразделяется на 6 классов в зависимости от характера наиболее значимых негативных последствий врачебных ошибок на состояние его компонентов, включая следующие риски: возникновения врачебных ошибок, ухудшения состояния пациента, социально значимого ухудшения состояния пациента (преждевременная смерть, утрата трудоспособности) и неоптимального использования ресурсов. Применение АТЭ КМП для разработки нового метода обучения клинических ординаторов объясняется существующими возможностями воспроизведения экспертного мнения и сопоставления экспертных протоколов для выявления разногласий о ВО [4, 5].

При анализе 149 амбулаторных карт тремя преподавателями кафедры урологии было установлено, что в большинстве случаев (92,0%) КМП при ИМП было ненадлежащим. Причем доля ненадлежащего КМП IV класса (наличие негативных следствий для состояния пациентов) составила 33,6%, а доля II класса (наличие негативных следствий для оптимальности использования ресурсов) — 46,4%.

Анализ ВО показал, что в их структуре, как при цистите, так и при пиелонефрите, преобладали ошибки сбора информации, в 65,0% и 58,0% случаев, соответственно. К типичным ВО относились недостаточно полное описание жалоб и анамнеза болезни, неназначение клинического анализа крови и посева мочи, необоснованное назначение биохимических анализов и УЗИ при остром цистите. Доля ВО при установке диагноза цистита составила 20%, а пиелонефрита — 12%. Большинство ошибок этого этапа были связаны с установкой острого цистита и пиелонефрита вместо хронических, невынесе-нием сопутствующих заболеваний в диагноз. Доля ВО лечения цистита и пиелонефрита составили 11% и 22% соответственно и, как правило, заключались в нерациональном назначении антибактериальной терапии. На долю ВО преемственности, выражающихся в отсутствии рекомендаций в дальнейшем активном наблюдении за больными, при цистите и пиелонефрите пришлось 4,0% и 8,0% соответственно. Таким образом, высокая частота типичных ВО при ИМП с одной стороны и возможности АТЭ КМП по регистрации и составлению экспертных мнений о ВО — с другой свидетельствуют об актуальности повышения квалификации урологов и необходимости разработки нового метода активного обучения врачей в клинической ординатуре по урологии.

При выборе способа решения данной задачи обращено внимание на моделирование системы управляющего воздействия, которое применяется для получения четко установленного результата. Целью разработки и применения нового метода является минимизация доли оказания медицинской помощи ненадлежащего КМП при острых ИМП клиническими ординаторами по окончании их обучения.

В структуру процессов, необходимых для создания нового метода, вошли 8 следующих действий: определение структуры сборника ситуационных задач (ССЗ) с учетом типичных ВО при ИМП; разработка порядка составления ССЗ; определение степени сложности ситуационных задач в зависимости от количества ВО и их логических взаимосвязей на разных этапах врачебного процесса; составление текстов сценариев 50-ти задач с введением в них ВО; индивидуальное решение задач их составителями с при-

менением АТЭ КМП для начала формирования эталонных протоколов; перекрестное решение задач их составителями для уточнения содержания и завершающего формирования эталонных протоколов; определение порядка и частоты оценки правильности решения ситуационных задач клиническими ординаторами; оформление для применения в учебном процессе сборника ситуационных задач с эталонными протоколами их решения.

Необходимыми условиями для внедрения нового метода на кафедре урологии являются: решение о включении нового метода обучения в виде модуля существующей учебной программы; определение длительности проведения новых занятий; выделение времени на применение нового метода обучения клинических ординаторов; создание индивидуальных учебных мест для проведения занятий с применением АТЭ КМП; разъяснение клиническим ординаторам преимуществ нового метода обучения, снижающего вероятность оказания ими медицинской помощи ненадлежащего качества при острых ИМП; обучение клинических ординаторов применению АТЭ КМП для решения ситуационных задач в качестве экспертов. Проводя экспертизу, клинические ординаторы опираются на имеющиеся знания по диагностике и лечению ИМП, применяют логические навыки, должны выявить ВО, обосновать свое мнение об их негативных следствиях на компоненты КМП и завершить работу оформлением экспертного протокола.

В структуру подразделения, подготавливающего новый метод активного обучения к его внедрению в учебный процесс и осуществляющего функции управления (планирование, организацию и контроль), входят три элемента: управляющая подсистема (субъект управления), состоящая из руководителя кафедры и составителей сборника ситуационных задач из числа преподавателей кафедры урологии и управления КМП; управляемая подсистема (объект управления), состоящая из клинических ординаторов. В это подразделение входит организатор учебного процесса, который занимается организацией и обеспечением каналов связи для обмена информацией между субъектом и объектом управления в процессе применения нового метода обучения клинических ординаторов.

Исследование структуры процессов и условий, необходимых для создания и внедрения нового метода активного обучения в практику, а также рациональное распределение функций управления среди подразделений кафедры для его применения в учебном процессе позволили создать модель системы управляющего воздействия на учебный процесс клинических ординаторов по оказании медицинской помощи надлежащего качества при ИМП. Схема данной модели представлена на рис. 1.

Поскольку представление о субъекте (2) и объекте (3) управления описано выше, поясним причины введения двух элементов в представляемую систему: алгоритм действия субъекта для достижения цели (1) и модель объекта управления (7).

Наличие алгоритма управления необходимо для указания подчиняющейся подсистеме как достигнуть поставленной цели. В нашем случае она заключается в уменьшении доли оказания медицинской помощи ненадлежащего КМП при острых ИМП клиническими ординаторами по окончанию их обучения. Указанный алгоритм составляют следующие действия: 1) организация первого решения ситуационных задач из сборника с применением АТЭ КМП во время специально организованных занятий; 2) статистическая обработка результатов первого решения задач с применением программных средств АТЭ для сравнения протоколов ординаторов с эталонными протоколами и определения типичных ВО, т. е. тех, которые клинические ординаторы не

выявили, и тех, которые они зарегистрировали излишне; 3) проведение семинара по разъяснению причин и следствий ВО при острых ИМП; 4) контрольное решение задач из сборника; 5) статистическая обработка результатов решения контрольных задач; 6) оценка динамики знаний клинических ординаторов для обеспечения ими медицинской помощи надлежащего качества при острых ИМП; 7) внесение корректив в программу обучения клинических ординаторов оказанию помощи при острых ИМП.

Рис. 1. Модель системы управляющего воздействия на качество учебного процесса.

Создание модели объекта управления (7) важно для формирования ясного представления о соответствии требованиям тех характеристик клинических ординаторов, по которым будут устанавливаться отклонения от цели применения нового метода обучения. В состав требований к клиническим ординаторам на момент завершения их обучения входят: знание облигатных и эффективных методов диагностики острых ИМП; знание современных антибактериальных препаратов и принципов их применения при лечении острых форм ИМП; правильное выявление и регистрация введенных в сценарии ситуационных задач, врачебных ошибок с применением АТЭ КМП; правильное логическое обоснование собственного мнения о негативных следствиях врачебных ошибок, введенных составителями в ситуационные задачи.

При моделировании других элементов системы управляющего воздействия на качество учебного процесса использованы материалы, посвященные описанию составляющих контура управления, включающих: командную информацию (4), информацию состояния объекта (5) и обратную связь (6), а также зависимость командной информации от информации состояния.

В состав командной информации входят: лекции и практические занятия (4.1), предназначенные обучению АТЭ КМП для решения ситуационных задач; семинар по урологии для клинических ординаторов, предназначенный для разъяснения преподавателем невыявленных и зарегистрированных излишне врачебных ошибок и разбору их негативных следствий (4.2); указание руководителя на обязательность применения сборника ситуационных задач клиническими ординаторами до (4.2) и после (4.3) семинара по урологии.

В структуру информации состояния (5), которую собирает и передает субъекту организатор учебного процесса, входят данные о результатах решения ситуационных задач до (5.1) и после (5.2) семинара по урологии.

Информация о динамическом изменении способности клинических ординаторов выявлять и обосновывать свое мнение о ВО для формирования экспертного протокола необходима для определения отличий реального объекта от его модели, которые используются для формирования обратной связи (6). Последняя заключается во внесении корректив в последующую программу обучения клинических ординаторов надлежащему КМП при острых ИМП. Степень достижения цели применения нового метода обучения оценивается в соответствии с требованиями идеальной модели и реального объекта. Для каждого клинического ординатора и их группы в целом устанавливается процент совпадения с мнением составителей сборника о ВО, а также их негативных следствиях для компонентов КМП при острых ИМП. Цель считается достигнутой при степени совпадения мнений преподавателей и обучающихся не менее чем в 75%.

Результаты и их обсуждение. Внедрение в практику нового метода проводилось в процессе обучения 17-ти клинических ординаторов кафедр урологии 2-х медицинских вузов. Каждый из них, используя АТЭ КМП, решал по 10 задач из сборника по острым ИМП, а результаты статистической обработки послужили основой определения квалификационного уровня каждого из них и группы в целом.

После первого решения 5-ти случайно отобранных из сборника ситуационных задач и статистической обработки результатов их решения было выявлено, что у всех клинических ординаторов имеются значительные пробелы в знаниях по диагностике и лечению ИМП, а также в логике обоснования своего экспертного мнения. Совпадение мнений ординаторов и преподавателей о ВО и их негативных следствиях в среднем составило только 9%. Используя программные средства АТЭ КМП были выделены типичные ВО, допускаемые клиническими ординаторами в ходе решения ими ситуационных задач. По завершении данной работы составителями сборника проводился семинар на тему: «Диагностика и лечение острого цистита и острого пиелонефрита». Во время семинара проводился разбор типичных ВО обучающихся и неверно установленных причинно-следственных взаимосвязей между выявленными ошибками. По завершении этого семинара проводилось контрольное решение 5-ти других задач из сборника и статистическая обработка результатов. Результаты контрольного решения задач показали, что совпадение мнений ординаторов и преподавателей кафедр о врачебных ошибках и их негативных следствиях на компоненты КМП увеличилось в среднем для группы до 68%. Это свидетельствует об эффективности применения нового метода обучения. Несмотря на положительные результаты достигнуть результат в 75% для всей группы обучающихся не удалось. Для уточнения причин данного обстоятельства проведено сопоставление решения СЗ каждым ординатором с их эталонным решением. Результаты данного анализа указали на большой разброс совпадений мнений учащихся и преподавателей о ВО и их негативных следствиях (от 41% до 79%). Это говорит о том, что не все ординаторы одинаково хорошо усвоили учебную программу. Для выделения тех врачей, которые по окончании обучения способны оказывать медицинскую помощь надлежащего качества при острых ИМП, с помощью программных средств АТЭ КМП, построена диаграмма Парето (рис. 2).

%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

6 12 14 13 И 9 7 16 10 5 17 15 4 1 8 3 2

Рис. 2. Диаграмма Парето (распределение клинических ординаторов по результатам обучения).

Диаграмма Парето позволяет дифференцированно оценить вклад каждого из обучающихся в ненадлежащее КМП и объективно отобрать для работы в ЛПУ тех врачей, которые допускают наименьшее количество ВО.

Полученные результаты показали, что новый метод активного обучения, основанный на решении сценарных ситуационных задач, правильность решения которых оценивается с применением автоматизированной технологии экспертизы КМП, способствует развитию и формированию врачебного мышления, преобразованию пассивных знаний в активные, лучшему усвоению новой информации и применению ее на практике. Поскольку автоматизированная технология экспертизы КМП используется вне зависимости от клинической специальности, предложенная методология обучения может применяться в рамках существующих программ и учебных планов на основе сборников ситуационных задач, разработанных специалистами различных клинических кафедр параллельно с традиционными формами обучения.

Литература

1. Пушкарь Д. Ю., Зайцев А. В. и др. Диагностика и лечение инфекций мочевыводящих путей. М., 2002.

2. Комяков Б.К., Новиков А. И. и др. Острый неосложненный цистит: учебно-методические рекомендации. СПб., 2008. 21 с.

3. Шабров А. В., Таранов А. М. Современный подход к управлению качеством и возможности его применения при модернизации отечественного здравоохранения / Улучшение качества медицинской помощи. Новый подход к решению проблемы: Сб. науч.-практ. работ к заседанию Президиума Гос. Совета РФ по вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи / под ред. А. В. Шаброва и А. М. Таранова. СПб., 2005. 175 с.

4. Карачевцева М. А. Информационные возможности методов исследования качества медицинской помощи и автоматизированной технологии экспертизы / Улучшение качества медицинской помощи. Новый подход к решению проблемы: Сб. науч.-практ. работ к заседанию Президиума Гос. Совета РФ по вопросам повышения доступности и качества медицинской помощи / под ред. А. В. Шаброва и А. М. Таранова. СПб., 2005. 175 с.

5. Чавпецов В. Ф., Михайлов С. М., Карачевцева М. А. Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи: Структура, результаты и перспективы применения. СПб., 2007. 65 с.

Статья поступила в редакцию 15 апреля 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.