Обоснование необходимости совершенствования законодательной базы по промышленной безопасности объектов
магистрального трубопроводного транспорта
1 2
Стариков А. В. , Хлесткова У. А.
Стариков Алексей Викторович / Starikov Alexey Viktorovich - эксперт по промышленной безопасности;
2Хлесткова Ульяна Александровна / Hlestkova Juliana Alexandrovna - эксперт по промышленной безопасности, Центр лицензионных экспертиз «ЦЕЛЭКС», г. Самара
Аннотация: в статье анализируются результаты мониторинга эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, доказывающие необходимость дальнейшего развития законодательства по промышленной безопасности.
Ключевые слова: объекты магистрального трубопроводного транспорта, промышленная безопасность, опасные производственные объекты, инциденты, аварии, правила безопасности, законодательство по промышленной безопасности.
Эксплуатация систем магистрального трубопроводного транспорта обусловлена рядом особенностей в отношении промышленной безопасности, наиболее значимые из которых:
1. Применение сложного и разнообразного оборудования, значительная часть которого работает в условиях повышенных температур и давлений.
2. Применение огневых нагревателей нефтепродуктов (открытым пламенем форсунок в трубчатых печах).
3. Наличие больших объемов нефти и нефтепродуктов.
4. Применение реагентов, большая часть которых пожароопасна, взрывоопасна, токсична.
5. Применение перегретого до высокой температуры и находящегося под большим давлением пара.
В целях предупреждения аварий на объектах магистрального трубопроводного транспорта Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в рамках своих полномочий осуществляет мониторинг состояния промышленной безопасности на предприятиях магистрального трубопроводного транспорта [1].
В 2013 г. территориальными управлениями проведено 1899 проверок в отношении 261 юридического лица и индивидуального предпринимателя, из них: плановых — 304; внеплановых — 1595, в т. ч. 241 проверка в рамках исполнения ранее выданных по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2013 году данных предписаний. В рамках осуществления режима постоянного государственного контроля (надзора) на объектах магистрального трубопроводного транспорта проведено 1562 проверки.
Территориальными органами выявлено и предписано к устранению 7322 нарушения требований промышленной безопасности, из них 4449 при проведении плановых проверок и 2873 при проведении внеплановых проверок. Наложено 1020 административных наказаний, в том числе 8 случаев приостановок деятельности и 1012 случаев наложения административного штрафа. Сумма наложенных штрафов составляет 25 642 тыс. руб., из них 39 тыс. руб. на граждан, 5779 тыс. руб. на должностных лиц и 19 824 тыс. руб. на юридических лиц. Взыскано штрафов на сумму 17 381 тыс. руб.
В результате проведенных проверок обеспечения требований промышленной безопасности в отношении поднадзорных юридических лиц и мониторинга предприятий трубопроводного транспорта выявляются:
- несвоевременное проведение обследований объектов магистрального трубопроводного транспорта современными средствами диагностики, что существенно снижает уровень безопасной эксплуатации опасных производственных объектов;
- нарушения технологии и неправильная организация производства работ, нарушения производственной дисциплины.
Следует отметить, что проектной документацией и ведомственными нормативными документами до 2013 г. не были установлены сроки эксплуатации объектов магистрального трубопроводного транспорта, что не позволяло обеспечить своевременное и достаточное диагностирование магистральных трубопроводов и оборудования предприятий в целях определения их технического состояния и остаточного ресурса работы. Тогда как именно законодательство по промышленной безопасности занимает одно из важнейших мест среди таких отраслей права, как экологическая и пожарная безопасность, законодательство о санитарноэпидемиологическом благополучии населения, законодательство по охране труда, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [2].
Для решения указанных вопросов специалистами Ростехнадзора была проанализирована действующая нормативная правовая база, и на основе данных о промышленной безопасности разработаны федеральные нормы и правила:
1. Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов, утвержденные приказом Ростехнадзора от 6 ноября 2013 г. № 520 [3].
2. Правила безопасности подземных хранилищ газа, утвержденные приказом Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 561 [4].
Совершенствование нормативной базы способствует снижению аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта. В соответствии с отчетными данными территориальных органов Ростехнадзора, в 2013 году на опасных производственных объектах (ОПО) магистрального трубопроводного транспорта произошли 200 инцидентов, что на 22 % меньше, чем в 2012 г. (257 инцидентов). Из 200 инцидентов 190 инцидентов (95 %) произошло по причине отказов или повреждения технических устройств и 10 инцидентов (5 %) произошли по причине отклонений от режима технологических процессов [5].
В сравнении с 2012 г. на объектах магистрального трубопроводного транспорта количество аварий сократилось на 9 (табл. 1).
Таблица 1. Распределение аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта [5]
Трубопроводы 2012 г. 2013 г.
Газопроводы 16 9
Нефтепроводы 5 2
Нефтепродуктопроводы - 1
Аммиакопроводы - -
Итого: 21 12
Таким образом, совершенствование правового и нормативного регулирования промышленной безопасности на основе развития законодательства Российской Федерации о техническом регулировании; является одной из основных задач, направленных на достижение приемлемого риска аварий на опасных производственных объектах в интересах защищенности жизненно важных интересов личности и общества, обеспечения экономической безопасности России за счет рационального использования ее минеральносырьевого потенциала.
Литература
1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/.
2. Храмцов Б. А., Гаевой А. П., Дивиченко И. В. Промышленная безопасность опасных производственных объектов: Уч. Пособие. / Б. А. Храмцов. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2007. - 187 с.
3. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. N 520 г. Москва «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/02/17/gazoxran-site-dok.html.
4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 г. N 561 г. Москва «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности подземных хранилищ газа» Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/02/17/gazoxran-site-dok.html.
5. Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору в 2013 году. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.gosnadzor.m/puЫic/anшal_reports/%D0%9E%D1%82%D1%870/aD0%B5%D1%82%202 013.pdf.