терные аномалии развития зубочелюстной системы, приобретали навыки предварительной син-дромальной диагностики.
Наш небольшой опыт в проведении элективного курса по медицинской генетики для студентов стоматологического факультета позволяет сделать следующие выводы: 1) знания по основам медицинской генетики студентам-стоматологам необходимы и воспринимаются ими с большим интересом при почти 100%-ной посещаемости; 2) желательно проводить данный электив не на 2-м, а на более старших курсах; 3) ввести медицинскую генетику в программу обязательного изучения для студентов стоматологического факультета.
Общие выводы:
1. Расширить курс медицинской генетики до размеров кафедры, увеличить количество учебных часов, штаты преподавателей с привлечением врачей-генетиков, как это рекомендовала последняя министерская аттестационная комиссия (записано в решении).
2. Ввести преподавание медицинской генетики как обязательное для стоматологического факультета (много врожденных аномалий зубочелюстной системы).
3. Оптимально преподавать медицинскую генетику студентам 4-5 курсов.
MEDICAL GENETICS: METHODS OF TEACHING
I.J. Seminsky, O.M. Oshepkova (Irkutsk State Medical University)
The five year experience of teaching Medical genetics in the form of course on the Department of biology has been generalized.
D СТЕФАНИДИ А.В., ОКЛАДНИКОВ В.И., БОЖЬЕВ E.H. -
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
А.В. Стефаниди, В.И. Окладников, Е.Н. Божъев.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.б.н.. проф. А. А. Майборода, кафедра нервных болезней, зав - д.м.н.. проф. В.И. Окладников)
Резюме. В статье на основании анализа результатов анкетирования студентов обосновывается необходимость преподавания мануальной терапии студентам медицинских ВУЗов.
Ключевые слова: мануальная терапия, программа обучения.
Широкое распространение (до 80% населения), наиболее трудоспособный возраст (средний возраст 42 года) и огромные экономические потери. ставят вертеброгенные заболевания и мышечно-фасциальные болевые синдромы в один ряд с самыми актуальными медико-социальными проблемами. Кем бы ни работал врач, но если он сталкивается с больным человеком, он обязательно услышит: "Доктор. \ меня болит спина (плечо, нога, шея...)". Это не удивительно, учитывая, что мышцы составляют от 35 до 50% массы тела человека, являясь самым большим '"органом" человека и основной системой, обеспечивающей реакцию организма на изменение окружающей среды.
Однако, повреждениям мягких тканей, которые зачастую диагностируются как воспаление, уделяется минимальное внимание при обучении молодых врачей.
Мышечная болезненность рассматривается в : —Нее от биомеханики позвоночника и конечностей. —о непозволительно, учитывая активную роль м ы ш в реализации движения. К сожалению, 8С1Ш:-= : гмеханики и патобиомеханики также к рвллаприваются при подготовке врачей в ме-1ии|Ц~гг1 жпах.
Г : . з . п - :: временных лечебно-диагности-
чеехз. ш г процессе подготовки врачей
нередко происходит явный перекос в сторону инструментальных методов диагностики и фармакологических средств лечения боли.
В связи с этим, приказами М3 РФ №337 от 10.12.97 г. и №39 от 10.02.98 г. в номенклатуру медицинских специальностей была введена специальность "мануальная терапия". Однако в настоящий момент подготовка студентов по данной специальности может проходить только в рамках элективного курса.
В Иркутском государственном медицинском университете с 2001 года студенты четвертого курса лечебного факультета имеют возможность получить знания по мануальной терапии мышечно-фасциальной боли на элективном курсе при кафедре нервных болезней продолжительностью 15 учебных часов. В 2003-2004 учебном году проводилось анонимное анкетирование студентов, закончивших занятия на курсе мануальной терапии. Всего на предлагаемые вопросы ответили сто человек.
Целью анкетирования являлось выявление мнения студентов, посещавших занятия по мануальной терапии, о необходимости этого курса для их теоретического и практического становления как врача и о качестве преподавания на курсе.
На вопрос о необходимости цикла мануальной терапии 71% опрошенных ответил, что считает преподавание цикла необходимый, и 29% - желательным. Необязательным проведение цикла мануальной терапии не посчитал никто из студентов.
Вопрос о том, на каком курсе целесообразнее преподавать мануальную терапию, вызвал гораздо больший разброс мнений. Большинство (56%) считает преподавание этого цикла на четвертом курсе наиболее целесообразным. Предлагают перенести его на пятый курс - 28%, на шестой -14%>, считают необходимым изучение мануальной терапии и на четвертом и на пятом и на шестом курсе - 14%> студентов. Видимо, эти результаты отражают, с одной стороны, приятие студенческой массой в своем большинстве того, что ей дают как данного, а с другой - настрой на более серьезное знакомство с мануальной терапией и желание изучать ее и на более высоких этапах своего развития.
Качество преподавания на курсе мануальной терапии в 55% случаев студенты оценивают как отличное, 44% - как хорошее, один человек посчитал его неудовлетворительным.
Вопрос о целесообразности использования в дальнейшей врачебной практике знаний, полу-
ченных на курсе мануальной терапии, вызвал достаточно единодушный ответ: 53% собираются использовать эти знания обязательно, 46%) - думают, что будут их использовать. И лишь один человек посчитал эти знания не нужными в дальнейшей практике.
Последний вопрос анкеты предлагал студентам внести необходимые по их мнению изменения в проведение курса мануальной терапии. Предложили увеличить количество часов преподавания цикла - 89%> студентов справедливо посчитав, что за пятнадцать часов преподавания возможно дать лишь самые общие представления о современном состоянии такой объемной полидисциплинарной науки как мануальная терапия. Хотели бы получить больше практического опыта, изучить прикладные методики мануальной терапии для диагностики и лечения конкретных нозологических форм -67%> студентов. Предлагают глубже раскрыть уже поднятые проблемы - 39%.
Таким образом, анализ анонимного анкетирования показал неподдельную заинтересованность студентов - будущих врачей в более подробном и глубоком изучении мануальной терапии мышечно-фасциальной боли, полагая, что необходимо рекомендовать ввести преподавание этой дисциплины в базовую программу обучения.
BASING THE NECESSITY OF TEACHING MANUAL THERAPY TO THE STUDENTS OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
A.V. Stefanidi, V.I. Okladnikov, E.N. Bozhjev
(Irkutsk State Medical University)
On the base of analysis of questionnairing students the nessity of teaching manual therapy to the students of Medical Higher Educational Establishments is grounded in the article
Основы медицинского права
© КАРАВАЕВА Е.И., ВОРОПАЕВ А.В., ИСАЕВ Ю.С. -
ПРАВА ПАЦИЕНТОВ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (Сообщение III)
Е.И. Караваева, А. В. Воропаев, Ю.С. Исаев.
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - проф. А. А. Майборода; Иркутский государственный университет, Юридический институт, директор - проф. О.П. Личичан)
Резюме. Рассмотрены права пациента как права потребителя в сфере оказания платных медицинских услуг. Соблюдение прав пациентов при осуществлении профессиональной деятельности медицинскими работниками является залогом качества оказания медицинской помощи и профилактики тяжб пациентов с лечебными учреждениями.
Ключевые слова: медицинское право, права пациента, медицинское страхование.
Юридически, в развитых странах, отношения свободно выбрал своего врача, и врачом, который
между больным и врачом основываются на меди- обязуется выполнить обещанное лечение. Договор
цинском контракте (договоре). Во Франции по- на оказание медицинской помощи отличается от
становлением Кассационного суда от 20.05.1936 договора на оказание услуг в праве потребителей,
устное соглашение между пациентом и врачом на так как продавец медицинских услуг может быть
оказание медицинской услуги приравнено к дого- не только частнопрактикующий врач, но и врач
вору [8]. Это договор между больным, который государственного сектора здравоохранения, а эта