Научная статья на тему 'Обоснование необходимости изучения гигиенических факторов, влияющих на здоровье персонала, обслуживающего высокоскоростные поезда на магнитной подушке'

Обоснование необходимости изучения гигиенических факторов, влияющих на здоровье персонала, обслуживающего высокоскоростные поезда на магнитной подушке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ПОЕЗДА / МАГНИТНАЯ ПОДУШКА / ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА / ВИСОКОШВИДКіСНі ПОїЗДИ / МАГНіТНА ПОДУШКА / ГіГієНіЧНі ФАКТОРИ / МЕДИКО- СОЦіАЛЬНі ФАКТОРИ / ЗДОРОВ''Я ПЕРСОНАЛУ / HIGH-SPEED TRAINS / MAGNETIC LEVITATION / HYGIENE FACTORS / MEDICAL AND SOCIAL FACTORS / HEALTH PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моргачёва В.И.

Проведенный статистический анализ степени влияния профессиональных и возрастно - стажевых характеристик на заболеваемость работников транспорта позволил прийти к заключению, что стаж работы оказывал более существенное, нежели возраст, влияние на показатели заболеваемости, что позволяет ставить вопрос о профессиональной обусловленности заболеваемости указанного контингента работающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моргачёва В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main types of land transport is the railway. Its advantages over other modes of transport is all-weather, high reliability, ability to carry out mass transportation of people and goods at relatively long distances at relatively high speed and low cost.Given the importance of rail transport in the functioning and development of the country, hygienists comprehensively studied the working conditions of its workers and harmful factors affecting their health [1 4]. The results of research scientists suggest that workers are employed main railway occupations and professions to ensure the safety of trains in adverse industrial conditions involving complex effects of harmful and hazardous factors of different nature and intensity.Employees of a large number of railway professions linked to the performance of professional duties under intensive neuro-emotional stress. Operation of technical equipment and rolling stock for repairs and track works are accompanied by a high dusting, the release of various chemicals, intense noise, vibration, the presence of strenuous exercise, exposure to unfavorable microclimatic and others. All these conditions determine the occupational risk and cause the development of diseases of workers [5 ]. In addition, the intensity of the impact of production factors on working all the time increases because of wear and aging process equipment. All this increases the potential risk of production dependent disorders health.Thus, it is clear that working conditions in rail transport impact on the health of employees, which in turn necessitates a comprehensive in-depth study of hygiene and medical and social factors determining the development of measures to ensure the health of the personnel serving high-speed magnetic levitation transport.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости изучения гигиенических факторов, влияющих на здоровье персонала, обслуживающего высокоскоростные поезда на магнитной подушке»

ГУМАН1ТАРН1 ПРОБЛЕМИ

УДК613.6.02.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ПЕРСОНАЛА, ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ПОЕЗДА НА МАГНИТНОЙ ПОДУШКЕ

В. И. Моргачёва, к. мед. н., ст. науч. сотр.

Институт транспортных систем и технологий, НАН Украины, Киев

Ключевые слова: высокоскоростные поезда, магнитная подушка, гигиенические факторы, медико-социальные факторы, здоровье персонала

Одной из наиболее важных отраслей, для функционирования государства является транспортная отрасль. Развитие транспорта благоприятствует росту товарности экономики, вовлечению новых территорий и товаропроизводителей в обменный процесс, вызывает рост ёмкости внутреннего рынка. Отсюда можно заключить, что степень развития транспорта определяет и степень развития государства, его возможностей.

Транспорт является важнейшей составляющей производительных сил общества, воздействует на их развитие через свой спрос на транспортные средства, необходимые для них приборы, материалы, комплектующие изделия. Он является материальным носителем связей между районами, оказывает влияние на размещение производства, без учёта транспорта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем.

Одним из основных видов наземного транспорта является железнодорожный. Его преимущества перед другими видами транспорта, - это всепогодность, высокая надёжность, способность осуществлять массовые перевозки людей и грузов на достаточно большие расстояния при относительно высоких скоростях и низких издержках.

Учитывая важность железнодорожного транспорта в функционировании и развитии страны, гигиенисты всесторонне изучали условия труда его работников и вредные факторы, влияющие на их здоровье [1 - 4]. Результаты исследований учёных свидетельствуют о том, что трудятся работники основных железнодорожных профессий и профессий, обеспечивающих безопасность движения поездов в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексным воздействием вредных и опасных производственных факторов различной природы и интенсивности.

Работники большого числа железнодорожных профессий связаны с исполнением профессиональных обязанностей в условиях интенсивного нервно-эмоционального напряжения. Эксплуатация технического оборудования и подвижного состава, проведение ремонтных и путевых работ сопровождаются высоким пылеобразованием, выделением различных химических веществ, интенсивным шумом, вибрацией, наличием больших физических нагрузок, неблагоприятным микроклиматическим воздействием и др. Все эти условия определяют профессиональный риск и обусловливают развитие заболеваний работников [5]. Кроме того, интенсивность воздействия производственных факторов на работающих всё время возрастает из-за изнашивания и старения технологического оборудования.

Всё это повышает потенциальный риск производственно зависимых нарушений состояния здоровья.

Следует также учесть наличие гиподинамии и монотонии, длительное пребывание в рейсе, частую смену временных и климатических поясов, которые могут служить провоцирующими обстоятельствами развития утомления, снижения иммунного статуса, нарушения компенсаторно-адаптационных реакций и, в конечном счёте, - возникновение заболеваний [7; 8]. Большая распространённость вредных и опасных профессиональных факторов приводит к развитию профессионально обусловленных заболеваний, обуславливает их более тяжёлое течение и исходы, определяет профессиональную непригодность работников отрасли [4; 9 - 12].

Анализ показателя общей заболеваемости [13] на 1 000 работающих и вероятности накопления заболеваний позволил констатировать, что в основном у представителей профессиональных групп работников транспорта преобладающими классами заболеваний были вегето-сосудистая дистония, болезни нервной системы и органов чувств. У машинистов и их помощников преобладали болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, у монтёров пути — травмы и отравления, болезни органов дыхания.

Вероятно, описанную особенность в определённой степени можно объяснить характером труда работников транспорта.

Для большинства профессиональных групп работников транспорта наиболее уязвимыми в плане максимального накопления общих заболеваний оказались возрастные интервалы 55 — 59 и 60 и более лет, у монтёров пути 40 — 44 и 55 — 59 лет. Вне зависимости от возраста максимум формирований заболеваний у монтёров пути в стажевом периоде 10 — 14 лет, у машинистов и их помощников максимум накопления заболеваний зарегистрировали уже при стаже 0 — 2 года. Это подтверждает специфику накоплений общих заболеваний у работников транспорта — формирование её независимо от возраста уже при стаже 3 — 5 лет с максимальным накоплением к 6 — 14 годам.

Возрастные особенности вероятности развития случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) заключаются в том, что уже в ранние возрастные периоды 20 — 39 лет зарегистрированы достаточно высокие значения. Максимум показателя вероятности развития случаев ЗВУТ зарегистрирован у всех работников транспорта до 45 лет.

Стажевые особенности формирования случаев ЗВУТ позволили констатировать, что у представителей железнодорожного транспорта максимум вероятности накопления случаев ЗВУТ зарегистрирован при стаже 10 — 14 лет, т. е. в том же интервале, что и накопление общих заболеваний.

Проведенный статистический анализ степени влияния профессиональных и возрастно-стажевых характеристик на заболеваемость работников транспорта также позволил прийти к заключению, что стаж работы оказывал более существенное, нежели возраст, влияние на показатели заболеваемости, что позволяет ставить вопрос о профессиональной обусловленности заболеваемости указанного контингента работающих.

Анализ влияния стажа работы по специальности на сроки формирования хронической патологии показал, что во всех изученных профессиональных группах хронические заболевания были диагностированы уже в самом начале трудовой деятельности, т.е. при стаже 0 — 2 года у 38,1 % монтёров пути, у 6,5 % машинистов и их помощников. При этом с увеличением стажа работы происходило накопление диагностируемой хронической патологии, достигнув максимума у монтёров пути в стажевом интервале 0 — 9 лет 77,4 %. Накопление хронической патологии у машинистов и их помощников достигло максимума в стажевом интервале 20 и более лет (53,1 %). Однако уже в стажевом интервале 0 — 2 года было диагностировано 3,5 %хронических заболеваний с возрастанием их числа при стаже 6 — 9 лет в три раза.

Приведенные данные свидетельствуют о высокой вероятности формирования хронической патологии у работников транспорта. Основными классами хронических заболеваний являются вегето-сосудистая дистония, болезни нервной системы и органов чувств, болезни системы кровообращения, болезни органов пищеварения. В возникновении вышеперечисленных нозологических форм заболеваний, а также классов в целом ведущую роль исследователи отводят нервно-эмоциональному напряжению, шуму, вибрации и другим факторам производственной среды [13].

Необходимо подчеркнуть, что вся история развития железнодорожного транспорта связана со стремлением к повышению рабочих скоростей движения поездов, обеспечению минимального времени нахождения в пути, увеличению использования провозной способности магистралей и повышению комфортности пассажиров.

Ещё в 1847 году в Англии на одном из участков Большой западной железной дороги. протяжённостью 92 км пассажирские поезда достигали скорости 93 км/ч., во Франции в 1890 г. паровоз «СкатрЮп» развил скорость 144 км/ч. В Германии в 1903 г. первый электрический моторный вагон при испытаниях развил скорость 210 км/ч. В 50 - 60-е годы прошлого столетия в ряде стран осуществлялись научные исследования и инженерные разработки перспективных видов высокоскоростного наземного транспорта, рассчитанного на движение со скоростями свыше 200км/ч.

Желание следовать в Европу «на всех скоростях» в Украине имеет реальные очертания. За последние годы по железнодорожным магистралям «Укрзализныця» пустила семь пассажирских составов, и хотя, по сравнению с мировыми образцами, отечественные поезда лишь с натяжкой можно назвать «скоростными» (максимальная скорость — 140км/ч., а средняя — 83,7 км/ч.), первый и важный шаг сделан [14].

Современные железнодорожные высокоскоростные поезда в штатной эксплуатации могут развивать скорости до 350 км/ч, а при испытаниях и больше. Благодаря высокой скорости движения, быстроте транспортирования они составляют серьёзную конкуренцию другим видам транспорта, сохраняя при этом такое свойство поездов как низкая себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока.

Перспективным видом высокоскоростного наземного транспорта являются поезда на магнитной подушке, или Маглев — это удерживаемый над полотном дороги, движимый электромагнитным полем состав, управляемый электромагнитными силами. Магнитолевитирующие поезда не первый год курсируют между станциями в Японии и Китае, перевозя тысячи пассажиров ежедневно со скоростью до 600 км/ч., а при испытаниях их скорость еще выше.

Такой состав, в отличие от традиционных железнодорожных поездов, в процессе движения либо вообще не касается трассы (электромагнитный подвес) либо касается её на этапах разгона и торможения (электродинамический подвес). Так как между поездом и поверхностью полотна при высоких скоростях существует зазор, трение между ними исключается. Скорость, достигаемая поездом на магнитном подвесе, большая и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближние и средние расстояния.

В перспективных планах экономического развития Украины намечены программы развития железнодорожного транспорта, где особое внимание уделено развитию скоростного транспорта.

Специфические условия труда при высокоскоростном движении, несомненно, влияют на безопасность движения, работоспособность и здоровье работающих. Эти факторы важно учитывать при проектировании поездов, организации медицинского и гигиенического обеспечения работников.

К сожалению, на сегодняшний день мало современных комплексных социально-гигиенических исследований по углублённому изучению факторов, влияющих на здоровье персонала, обслуживающего высокоскоростной транспорт. Нет должного медико-социального и гигиенического обоснования мероприятий по первичной профилактике заболеваний у таких служащих.

Таким образом, очевидно, что условия труда на железнодорожном транспорте влияют на состояние здоровья работников, это, в свою очередь, обуславливает необходимость комплексного углублённого изучения гигиенических и медико-социальных факторов, определяющих разработку мероприятий по обеспечению здоровья персонала, обслуживающего высокоскоростной транспорт на магнитном подвесе.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Суворов С. В. Распространение и причины профессиональных дерматозов рабочих железнодорожного транспорта в 1958 — 1992 годах // Гигиена и санитария. — М., 1994. — № 3. — С. 26 — 29.

2. Прохоров А. А. Актуальные медико-социальные проблемы охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте // Актовая речь 18 октября 1996 г. — М., 1996. -14 с.

3. Боярчук И. Ф. Достижения и перспективы в области гигиены труда на железнодорожном транспорте // Актовая речь по случаю 73-летия ВНИИ железнодорожной гигиены. — М., 1998. - 20 с.

4. Кривуля С. Д. Железнодорожная эко гигиена / С. Д. Кривуля, В. А. Капцов, С. В.Суворов. - М., 2001. - 435 с.

5. Капцов В. А. Производственно-профессиональный риск железнодорожников / В. А. Капцов, А. П. Мезенцев, В. Б. Панкова. - М. : ООО фирма «Реин-фор», 2002. - 350 с.

6. Цфасман А. З. Внезапная сердечная смерть, и её профессиональные аспекты. -М. : МНЦМО, 2003. - 302 с.

7. Цфасман А. З. Кардиология. - М.,1998. - 284с.

8. Вильк М. Ф. Медицинское обеспечение безопаснрости движения поездов / М. Ф. Вильк, А. З. Цфасман. - М., 2002. - 294 с.

9. Вильк М. Ф. научное обоснование автоматизированной системы регистрации, учёта и анализа профессиональных заболеваний железнодорожников / Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2001. - 20 с.

10. Атьков О. Ю. Профилактика пароксизмальных состояний высокого риска у машинистов локомотивов. / О. Ю. Атьков, А. З. Цфасман, А. М. Явися // Безопасность движения поездов: Сб. трудов IV науч.-практ. конф. МПС РФ, ВНИИТ, МИИТ, ОНЦ. «Безопасность движения». МПС России (Москва, 16 - 18апреля 2003г.). - М., 2003. - С. 26 - 27.

11. Кудрин В. А. Электромагнитное излучение и заболеваемость водителей локомотивов железнодорожного транспорта / В. А. Кудрин // Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте. - М., 2000. - С. 243 - 247.

12. Кудрин В. А. Показатели смертности водителей локомотивов трудоспособного возраста / В. А. Кудрин // Актуальные вопросы железнодорожной медицины: материалы 1 международной конференции. - М., 2004. - С. 71 - 73.

13. Лисобей В. А. Заболеваемость работников транспорта / В. А. Лисобей. - Одесса: Черноморье, 2005. - 262 с.

14. Развитие скоростного железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. - режим доступа: Шр:/^еМос8.гц/у38188/развитие_скоростного_железнодорожного_транспорта.

SUMMARY

One of the main types of land transport is the railway. Its advantages over other modes of transport - is all-weather, high reliability, ability to carry out mass transportation of people and goods at relatively long distances at relatively high speed and low cost.

Given the importance of rail transport in the functioning and development of the country, hygienists comprehensively studied the working conditions of its workers and harmful factors affecting their health [1 - 4]. The results of research scientists suggest that workers are employed main railway occupations and professions to ensure the safety of trains in adverse industrial conditions involving complex effects of harmful and hazardous factors of different nature and intensity.

Employees of a large number of railway professions linked to the performance of professional duties under intensive neuro-emotional stress. Operation of technical equipment and rolling stock for repairs and track works are accompanied by a high dusting, the release of various chemicals, intense noise, vibration, the presence of strenuous exercise, exposure to unfavorable microclimatic and others. All these conditions determine the occupational risk and cause the development of diseases of workers [5 ]. In addition, the intensity of the impact of production factors on working all the time increases because of wear and aging process equipment. All this increases the potential risk of production dependent disorders health.

Thus, it is clear that working conditions in rail transport impact on the health of employees, which in turn necessitates a comprehensive in-depth study of hygiene and medical and social factors determining the development of measures to ensure the health of the personnel serving high-speed magnetic levitation transport.

REFERENCES

1. Suvorov S. V. Rasprostranenie i prichiny professional'nyh dermatozov rabochih zheleznodorozhnogo transporta v 1958 - 1992 godah // Gigiena i sanitarija. - M., 1994. - № 3. -S. 26 - 29.

2. Prohorov A. A. Aktual'nye mediko-social'nye problemy ohrany zdorov'ja rabotajushhih na zheleznodorozhnom transports // Aktovaja rech' 18 oktjabrja 1996 g. - M., 1996. - 14 s.

3. Bojarchuk I. F. Dostizhenija i perspektivy v oblasti gigieny truda na zheleznodorozhnom transports // Aktovaja rech' po sluchaju 73-letija VNII zheleznodorozhnoj gigieny. - M., 1998. - 20 s.

4. Krivulja S. D. Zheleznodorozhnaja jeko gigiena / S. D. Krivulja, V. A. Kapcov, S. V.Suvorov. - M., 2001. - 435 s.

5. Kapcov V. A. Proizvodstvenno-professional'nyj risk zheleznodorozhnikov / V. A. Kapcov, A. P. Mezencev, V. B. Pankova. - M. : OOO firma «Rein-for», 2002. - 350 s.

6. Cfasman A. Z. Vnezapnaja serdechnaja smert', i ejo professional'nye aspekty. - M. : MNCMO, 2003. - 302 s.

7. Cfasman A. Z. Kardiologija. - M.,1998. - 284s.

8. Vil'k M. F. Medicinskoe obespechenie bezopasnrosti dvizhenija poezdov / M. F. Vil'k,

A. Z. Cfasman. - M., 2002. - 294 s.

9. Vil'k M. F. nauchnoe obosnovanie avtomatizirovannoj sistemy registracii, uchjota i analiza professional'nyh zabolevanij zheleznodorozhnikov / Avtoref. diss. kand. med. nauk. M., 2001. - 20 s.

10. At'kov O. Ju. Profilaktika paroksizmal'nyh sostojanij vysokogo riska u mashinistov lokomotivov. / O. Ju. At'kov, A. Z. Cfasman, A. M. Javisja // Bezopasnost' dvizhenija poezdov: Sb. trudov IV nauch.-prakt. konf. MPS RF, VNIIT, MIIT, ONC. «Bezopasnost' dvizhenija». MPS Rossii (Moskva, 1б - 18aprelja 2003g.). - M., 2003. - S. 2б - 27.

11. Kudrin V. A. Jelektromagnitnoe izluchenie i zabolevaemost' voditelej lokomotivov zheleznodorozhnogo transporta /V. A. Kudrin // Medicina truda, gigiena i jepidemiologija na zheleznodorozhnom transporte. - M., 2000. - S. 243 - 247.

12. Kudrin V. A. Pokazateli smertnosti voditelej lokomotivov trudosposobnogo vozrasta / V. A. Kudrin // Aktual'nye voprosy zheleznodorozhnoj mediciny: materialy 1 mezhdunarodnoj konferencii. - M., 2004. - S. 71 - 73.

13. Lisobej V. A. Zabolevaemost' rabotnikov transporta / V. A. Lisobej. - Odessa: Chernomor'e, 2005. - 2б2 s.

14. Razvitie skorostnogo zheleznodorozhnogo transporta [Jelektronnyj resurs]. - rezhim dostupa: http://gendocs.ru/v38188/razvitie_skorostnogo_zheleznodorozhnogo_transporta.

УДК 811.161.2:398

ФОЛЬКЛОРИЗМ ЯК СКЛАДНИК 1Д1ОСТИЛЮ ТВОР1В ДНIПРОВОÏ ЧАЙКИ

(ЛЕКСИЧНИЙ Р1ВЕНЬ)

О. В. Христя, ас.

Ключовi слова: лiнгвiстичний аналiз художнього твору, idio^rnb, фольклорш елементи, мова фольклору, народнопоетична лексика

Вступ. 1ндивщуальний стиль - це прояв сукупносп особливих ютотних ознак таланту автора в конкретному творi чи усш його творчосп. Проте не кожний автор, навт професшний, володie «сво1'м» стилем, тобто таким, за яким безпомилково вгадувалося б його авторство. Дослщження прозових творiв Днiпровоï Чайки свiдчить, що 1и притаманний iдiостиль, який e результатом наполегливо1' свiдомоï роботи над словом.

Актуальшсть. Проблема мовностилiстичного аналiзу художнього тексту посiдаe в останш десятилiття особливе мiсце у фшолопчнш науцi i привертае до себе пильну увагу мовознавщв. Лiнгвостилiстика як наука про мовностилютичш особливостi художнього твору зобов'язана сво1'м народженням Л. Щерб^ який не тiльки окреслив саму проблему, але й виявив причини ïï виникнення. Науковець зазначав, що лшгвютичний аналiз художнього твору повинен показати ri лiнгвiстичнi засоби, за допомогою яких виражаеться щейний i пов'язаний з ним емоцшний змiст лiтературного твору. У сво1'х лiнгвостилiстичних розвiдках вчений подав зразки вивчення вшх мовних засобiв, що функцюнують у словеснiй структурi художньо1' тканини твору [1б].

Анaлiз публжацш. Крiм цього, теоретичнi основи та практичш рекомендацiï щодо принципiв мовностилютичного аналiзу художнього тексту викладенi в працях провiдних лiнгвiстiв Б. Ларша, В. Виноградова, Г. Винокура, Р. Будагова, I. Ковалика, В. Ващенка,

B. Чабаненка, О. Чередниченка, О. Тищенка та ш.

Наприклад, Б. Ларш вказував на необхiднiсть сприймати художнш твiр при аналiзi конкретного мовного матерiалу як художне цше. Визначаючи загальнi ознаки художньо1' мови, науковець увiв у дослiдницький ужиток «естетичне значення слова» як прояв шдивщуально-авторського погляду на св^ через смислову призму. Вiн наголошував на тому, що в лшгвютичному аналiзi художнього твору «треба вивчати художш засоби у взаeмодiï вшх компонентiв: звучностi i семантичних колорипв, композицiï i смислово1' iдейноï осЬ> [9].

В. Виноградов пiдкреслював, що тд час аналiзу художнього тексту дослщника бiльше цiкавлять способи вираження змiсту або вiдношення засобiв вираження до змiсту, який вони виражають. Але в плаш такого вивчення i змют не може залишатися за межами вивчення мови

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.