УДК 339.1:316.334.2
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ НА РЫНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ
О.В. Сизов
Дается обоснование необходимости создания в перспективе наднациональных институтов взаимодействия эколого-экономических процессов на рынке экологических услуг с использованием подходов геоэкономической школы Э.Г. Кочетова, а также в рамках возможных путей развития такого рода институтов рассмаривается возможность создания биржи экологических услуг, как традиционная и эффективная форма рыночных отношений.
Ключевые слова: рынок экологических услуг, биржа экологических услуг, геоэкономика, глобализация экономики, наднациональные институты
На современном этапе происходит существенная трансформация интересов экономики страны, ее субъектов со стороны спроса и предложения к усиливающемуся процессу экологизации основных сфер жизнедеятельности общества, к которым приводят изменившиеся реалии социальных, демографических, экологических, инновационных и экономических процессов. Но самым весомым и неотвратимым фактором в становлении рынка экологических услуг является процесс глобализации мировой экономики, определяющий возрастание взаимозависимости в формате рынка даже не тесно связанных друг с другом производителей и потребителей соответствующих экологических товаров и услуг.
Складывающиеся объективные предпосылки формирования и дальнейшего перспективного развития рынка экологических услуг в формате цивилизационных норм и принципов, методологических подходов к формированию и оценке институционального взаимодействия, возможной унификации, прозрачности, легитимности и репрезентативности действий в целях обеспечения стабильного динамичного и эффективного развития национального рынка экологических услуг и соответствия требованиям и задачам современного экономического развития в рамках процессов глобализации [4], создают совершенно очевидные и, на наш взгляд, необходимые попытки создания наднационального механизма регулирования взаимодействия эколого-экономических процессов и институтов на рынке экологических услуг. Такой механизм мог бы помочь контролировать процессы данного рынка, разрабатывать проекты и реализовывать их, поддерживать и финансировать крупные экологоориентированные проекты, осуществлять их экологическую экспертизу, прогнозировать, а также выстраивать векторы дальнейшего комплексного развития рынка и его межстра-новой интеграции, отражая принципиальные позиции России по отноше-
нию к формам сотрудничества с международными организациями.
Для обоснования создания в перспективе наднациональных институтов взаимодействия эколого-экономических процессов на рынке экологических услуг логичным является использование такого понятия, как интернационализированное воспроизводственное ядро (ИВЯ). Такое решение вполне совпадает с теоретическими взглядами основоположника отечественной геоэкономической школы профессора Э. Г. Кочетова. Основываясь на данном подходе, раскроем основные особенности и курс, по которому происходит развитие РЭУ в формате интернационализированных воспроизводственных ядер (ИВЯ), к которым относятся «вынесенные за национальные рамки процессы расширенного товарного воспроизводства, атрибуты которого имеют специфическую особенность, связанную с тем, что звеньями глобальных воспроизводственных процессов (циклов) выступают национальные и наднациональные хозяйствующие субъекты» [2].
Имманентный распорядок мирового хозяйства отличается тем, что глобализация производственно-инвестиционного сотрудничества как следствие производственной и капитальной интернационализации изменяет товарное производство. Последнее давно стало осуществляться на базе межнациональных технологических цепочек. «Обмен идёт на новых (не международных, а межанклавных) стыках разделения труда товарами, выступающими в новейших формах (товар-группа, товар-объект, товар-программа); субъекты общения, также как и товары, и интернационализированное производство, выступают в транснациональной форме» [2] (рис. 1).
Несмотря на то, что на рис.1 приводится общее объяснение геоэкономического пространства и вовлеченности в него национальных экономик, можно видеть и то, что результатом подобных преобразований становится формирование в рамках мировой экономики интернационализированных воспроизводственных ядер (циклов), играющих роль катализаторов развития, движущими силами мирохозяйственной системы. Причем, с точки зрения Э.Г. Кочетов, подобные ИВЯ имеют подвижный характер, превращаясь в циклы глобального масштаба, способные оперативно смещаться в точки геоэкономического атласа мира (или формироваться в них), в которых аккумулированы наиболее привлекательные и благоприятные условия участия в перераспределении мирового дохода [2].
Каждое национальное хозяйство со своими экономическими субъектами проходит несколько этапов, как и на стадии интеграции в интернационализированные воспроизводственные ядра, так и являясь частью такого ядра, в рамках внутреннего развития цепи воспроизводства. При этом непосредственно мировой доход формируется именно в рамках интернационализированных воспроизводственных ядер. Становится очевидным, что наивысшей целью любой страны является доступ к мировому доходу.
В рамках реализации указанной стратегической цели в стране необ-
ходима надлежащая система национальных внешнеэкономических институтов — переход к новой, геоэкономической модели внешнеэкономических связей (ВЭС): воспроизводственной или, другими словами, производственно-инвестиционной.
Вовлеченность в геоэкономическое пространство
Геоэкономическая система
Транс-надионализиров энная структура
Национальна я экономика
Национальна я экономика
Национальна я экономика
=>
Система общемировых обязательств
А
Целостность мирохозяйственной системы
Интернациона лизадия хозяйственно й жизни Мондиализац ия (гражданская глобализация) Эхономическ ая глобализация
Мировая система разделения груда
Международное разделение груда Межанклавное разделение труда
Рис. 1. Общая теоретическая панорама геоэкономического пространства
Таким образом, определяется основная задача на пути к получению доли мирового дохода: ИВЯ должны формировать ядро национальной внешнеэкономической системы, а их стабильное наращивание является сутью геоэкономического подхода к развитию ВЭС на основе международного разделения труда.
Важно заметить, что национальные экономики должны стремиться к интеграции в мировую геоэкономическую систему с целью получения доступа к равноправному участию в формировании и распределении мирового дохода через использование истинно высоких в сущности экологизированных геоэкономических и геофинансовых технологий.
Следовательно, в контексте теории геоэкономики можно определить этапы становления и развития ИВЯ в условиях рынка экологических услуг, с учетом его особенностей. На рис. 2 они представлены в виде структурно-логической схемы, на которой прослеживается то, что в процессе эволюционного развития рынка экологических услуг, на каждом из его этапов, формируется соответствующее этапу интернационализированное воспроизводственное ядро.
Рис. 2. Этапы становления интернационализированных воспроизводственных ядер на рынке экологических услуг
Особый интерес вызывает рассмотрение ИВЯ на четвертом этапе (рис. 3), потому что именно на данном этапе, по нашему мнению, происходит формирование ИВЯ в рамках рынка экологических услуг в современных условиях.
При образовании производственно-коммерческих агломераций возникает некоторая территориально-производственная система, включающая в себя рынки экологических услуг различных стран, тесно контактирующих друг с другом в связи, например, с географической близостью [3]. Данная система является своеобразным новым качественным уровнем развития рынка экологических услуг. В общем виде указанная рыночная система подразделяется на тесно взаимосвязанные друг с другом сферы производства и обращения. Характерной особенностью предлагаемой системы на наш взгляд является то, что основой сферы производства здесь выступают инновации, поскольку экологические услуги связаны, прежде всего, с экологизацией производства посредством достижений НИОКР, а основой сферы обращения выступают инвестиции в основной капитал предприятий и организаций, закупающих новое экологическое оборудование или выполняющих различные экологические проекты.
Рис. 3. Интернационализированное воспроизводственное ядро рынка экологических услуг на четвертом этапе формирования
Нами заранее определяется, что в пределах рассматриваемой территориально-производственной системы имеется поле интенсифицированного взаимодействия сфер производства и обращения, которое и образует ИВЯ. То пространство, что не затрагивается указанным полем, рассматривается как потенциальный резерв развития соответственной сферы. Кроме того, интегрированные в ПКА рыночные структуры могут отличаться друг от друга, что априори повлечет возникновение проблем совместного гармоничного развития.
Таким образом, появляется проблема рационального распределения и управления резервами и развитием формируемого ИВЯ в контексте изучаемого объекта исследования. Для того, чтобы оно развивалось динамично, эффективно и соответствовало текущим требованиям экономического развития в условиях глобализирующегося мирового хозяйства, представляется необходимой потребность в формировании международных институтов, способных регулировать данный рынок, разрабатывать стратегические ориентиры его развития, унифицировать заключение сделок, использовать классические рыночные инструменты и формировать новые компетенции в регулировании, а также содействовать процессу экологизации отдельных стран и всего мирового сообщества.
Необходимо учитывать тот факт, что эколого-экономические процессы и институты, взаимодействие между ними, в своем развитии значительно превосходят возможности сформированной в их отношении управленческой системы. Учитывая процессы эволюционного развития много-
сторонних институтов международного управления, можно предложить следующее направление консеквентного преобразования организаций и форм взаимодействия эколого-экономических процессов и институтов, в условиях которого предусматривается одновременное функционирование ключевых рыночных форм и организаций и создание новых организации, механизмов и институтов. Помимо этого, подразумевается активное использование многосторонних режимов с различными функциями.
В процессе их формирования необходимо проводить селекцию в отношении использования наиболее эффективных с точки зрения общественных интересов организаций и институтов. Подобное развитие неизбежно приведет к бифуркации общего построения системы взаимодействия эколого-экономических процессов и институтов, значительному ее усложнению. В системе управления возможно увеличение уровня энтропии. Кроме того, что наиболее важно заметить - все это приведет к значительному росту затрат ресурсов, необходимых хозяйствующим субъектам для включения в систему развития рынка экологических услуг.
Предлагаемый путь представляется сложным, однако, более предпочтительным для России вследствие возможности активного участия в процессе выработки и принятия важных стратегических решений для обеспечения конкурентоспособности, экономической и экологической безопасности страны.
Может быть предложено множество различных направлений формирования наднациональных институтов контроля и регулирования на рынке экологических услуг. Одним из них является развитие такой традиционной и эффективной формы рыночных отношений, какой является биржа.
Дальнейшее расширение рынка экологических услуг, его глобализация и позитивная динамика развития рождает потребность в формировании рыночного института, создающего возможность упорядочить и повысить эффективность отношений и сотрудничества участников рынка экологических услуг на основе законодательных норм и правил, рыночных принципов и минимизации рисков. Подобным институтом является биржевая деятельность. На наш взгляд, биржа экологических услуг, основываясь в своей деятельности на классических принципах, свойственных определению биржевой торговле, имеет свои особенности, связанные с проблемами методического, организационного, институционального и политического характера в текущий момент становления, развития и перехода в перспективе на глобальную площадку рынка экологических услуг разных стран внутри ИВЯ.
Принимая во внимание общеэкономические положения, цели и выгоды такого института как биржа экологических услуг, необходимо дополнить ее сущностное содержание такой важной чертой, как постановка и достижение гуманистической цели - перехода от стихийно развивающейся
машинной цивилизации к сознательно-управляемому природно-технологическому типу развития общества и, в конечном счете, к становлению экологической цивилизации XXI века. Можно сказать, что биржа содействует техническому перевооружению и модернизации технологических и производственных мощностей в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, в том числе с использованием прорывных технологий, позволяет в конечном итоге сочетать социальную экологическую помощь с конкретной технологической и экономической деятельностью по защите окружающей среды, поддерживать базовые основы развития экономики при ограниченных ресурсах и обеспечивать развитие будущим поколениям.
Расширение спроса в последнее время на весьма обширный перечень экологических товаров и услуг говорит о становлении новой отрасли экономики экологической направленности — экологической индустрии с одной стороны, а с другой - о назревшей необходимости создания биржевой торговли, которая бы предусматривала на законодательной основе совершать все типы сделок, обеспечивая эффективное функционирование рынка экологических услуг. Формирование биржи экологических услуг является актуальным именно сейчас, поскольку форсированными темпами начинает формироваться рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, например, при разработке методических материалов для подготовки эколого-экономического инструментария, подготовке целевых экологических программ, стратегических экологически направленных документов, экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и т.п. В частности, следует отметить, что в рамках складывающегося соотношения спроса и предложения на Бирже экологических услуг (БЭУ) по соответствующим направлениям ожидается выравнивание мировых цен на торгуемые услуги, что позитивно отразится на системе регулирования экологического предпринимательства, создании благоприятных условий для привлечения в целях экологизации зарубежных инвестиций, ноу-хау, патентов, рекламной поддержки постоянным участникам торгов, поиска зарубежных покупателей и партнеров, осуществления сделок на площадке по торговле углеродными квотами и кредитами. В этом случае разрешения на выбросы парниковых газов можно представить как форвардные финансовые инструменты.
Рассматривая схему функционирования предлагаемой биржи, следует учесть, что каждая биржа характеризуется своей, постепенно совершенствующейся спецификой биржевого процесса.
С точки зрения понятийного аппарата «Биржа экологических
124
услуг» определяется нами как организующая, системообразующая часть диверсифицированной рыночной структуры и представляет собой специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке.
Основная задача биржи экологических услуг - организация, упорядочение, унификация рынков экологических услуг, разрешений на выбросы парниковых газов, финансовых инструментов, опционов, информационного обеспечения и др. Через биржевой механизм происходит обеспечение спроса на экологические услуги, косвенно связаные с экологической составляющей.
Биржа экологических услуг (БЭУ) представляет собой механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу купли-продажи экологических работ и услуг. Справедливо можно полагать, что такая площадка совершения биржевой деятельности позволит избежать «созидательного разрушения» по Шумпетеру, поскольку ядром экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, при которой цены отражают стоимость природных и других ресурсов, природную ренту, внешние экстерналии производителей материальных благ, социо-экологическую составляющую (влияние на здоровье человека, качество жизни, качество ресурсной базы, сохранение биоразнообразия на Земле и др.)
При заключении сделок биржа выступает контрагентом для каждой из сторон и гарантирует выполнение ими своих обязательств посредством взимания с каждого участника торгов залоговых средств и проведения клиринга по результатам каждого дня торгов. Другими словами, проигрыши, и выигрыши участников торгов рассчитываются каждый день, что гарантирует выполнение ими своих обязательств.
В целях максимально эффективного выполнения биржей своей функции необходимо выполнение правил ведения торговли, фиксации и заключения сделок, обязательств контрагентов перед биржей и биржи перед контрагентами.
Структура отношений участников биржи экологических услуг представлена на рис. 4.
Основными задачами, особенностями, преимуществами работы и функциями биржи экологических услуг в соответствии с актуализацией и масштабированием процессов экологизации экономики, глобализацией экологического рынка являются:
Рис. 4. Структура работы биржи экологических услуг
- формирование и выполнение условий проведения биржевых торгов;
- регистрация биржевых сделок;
- отделение предложения и спроса на экологические услуги;
- установление и публикация цен;
- изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен;
- формирование биржевой инфраструктуры. [1]
Наряду с этим БЭУ формирует базу данных партнерских проектов, инновационных технологий и решений, содействует поиску инвесторов и спонсоров, готовых поддержать представляемые проекты, а также проводит маркетинговые исследования по просьбе клиентов биржи.
Среди основных функций биржи экологических услуг должны присутствовать стандартизация реализуемой на бирже продукции или услуги, а также пакета типовых договоров купли- продажи, ценовые котировки, урегулирование споров и информационная деятельность (таблица).
Функции биржи экологических услуг
Функция Характеристика и состав функции включает
1 2
Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов а) организацию биржевых торгов; разработку правил биржевой торговли; материально-техническое обеспечение торгов; б) обучение персонала биржи; разработку квалификационных требований для участников торгов
Разработка биржевых контрактов стандартизацию требований к качественным характеристикам биржевых товаров; стандартизацию размеров партий актива, лежащего в основе контракта; выработку единых требований к расчетам по биржевым сделкам (включая условия и сроки поставки по контрактам, взаиморасчеты и расчеты с биржей).
Продолжение табл.
1 2
Биржевой арбитраж, или разрешение споров, возникающих в ходе биржевых торгов мера выявления торговцев, которые пытаются действовать путем обмана, мошенничества и т.п.; способ улаживания ошибок, возникающих в ходе торгов из-за неточности записей о сделках, сбоев в системе компьютерного обеспечения и других чисто человеческих или технических ошибок.
Ценностная функция биржи выявление рыночных цен, одновременно их регулирование с целью недопущения незаконных манипуляций с ценами на бирже
Ценопрогнозирование а) выявление и регулирование биржевых цен: формирование и регулирование цен на все виды торгуемых контрактов на экологические услуги; биржевая цена устанавливается в процессе ее котировки, фиксирование цен на бирже в течение каждого дня ее работы: регистрацию цены контрактов на экологические услуги. б) ценообразование и ценопрогнозирование функция биржи: сосредоточение на бирже продавцов и покупателей товаров, массовый характер биржевых сделок и их огромные масштабы в силу того, что торговля ведется обычно крупными партиями товаров, превращает биржевые цены в представительные рыночные цены на биржевые товары или услуги, которые обычно лежат в основе образования цен на многие другие товары и услуги. В результате биржевые цены выполняют функцию ценообразования, становятся его базисом наряду со ставками заработной платы, нормами амортизационных отчислений и т.п. На бирже торгуют товарами (контрактами на услуги) с поставкой через несколько месяцев после даты заключения сделки, тем самым происходит процесс ежедневного прогнозирования цен на будущие даты поставки товара, т.е. имеет место цено-прогнозирование и не только цен на биржевые товары и услуги, но и на все те активы, которые основаны на этих биржевых товарах и услугах.
Хеджирование, или биржевое страхование участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен использование специальных видов сделок и механизмов их заключения. Выполняя задачу страхования участников биржевого торга, биржа не столько организует торговлю, сколько ее обслуживает. Биржа создает условия для того, чтобы покупатели и продавцы реального (наличного) товара по своему желанию могли бы одновременно принимать участие в соответствующих биржевых торгах в качестве клиентов или участников. Функция хеджирования основывается на использовании механизма биржевой торговли фьючерсными контрактами.
Спекулятивная биржевая деятельность форма коммерческой деятельности на бирже, имеющая целью получение прибыли от игры на разнице в ценах купли-продажи биржевых товаров и услуг, желание получить прибыль, действуя по принципу: «купить дешевле, продать дороже».
Гарантирование исполнения сделок использование с помощью биржевых систем клиринга и расчетов системы безналичных расчетов, зачет взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организация их исполнения.
Окончание табл.
1 2
Информационная предоставление в средства массовой информации многочисленных данных о биржевых ценах, компаниях, торгующих на бирже, о рыночной конъюнктуре, прогнозах по различным рынкам и т.д.
Все перечисленные в таблице функций включают в себя широкий диапазон соответствующих характеристик и их состав.
Несмотря на то, что на бирже должно контролироваться большое количество видов экологических услуг, существенное значение имеет все-таки не количество, а стратегический и цивилизационный характер большей их части. С такой стороны цены, которые отражают движение контракта на услугу на бирже, выступают нетривиальным индикатором уровня экономического развития страны и ее экологизации. Происходящие на бирже процессы выравнивают спрос и предложение экологических услуг, стабилизируя таким образом цены. Поскольку волатильность цены, вызванная несоответствием реальных спроса и предложения на экологические услуги, слабо эластична, не погашаетсяодномоментно, а скорее обладает способностью консолидироваться, что выражается в резких ценовых колебаниях, спекуляция на бирже становится механизмом не повышения цен, а их стабилизации.
Кроме того существенным условием стабильности цен является гласность заключения сделки, публичное их котирование на начало и конец биржевого дня, выставление пределов дневного колебания цен. В этом проявляется информационная функция биржи.
В настоящее время, очевидно, необходимо налаживать информационные связи между крупнейшими биржами, например, углеродными. Это будет благоприятно сказываться на выравнивании цен на приобретение квот на выбросы парниковых газов и становление мирового рынка экологических услуг. Следовательно, биржа экологических услуг должна развиваться по двум ведущим направлениям: купля-продажа контрактов на экологические услуги с одной стороны и установление цен на экологические услуги с другой.
В современных условиях рыночной экономики, в отсутствие прямых предписаний в отношении предпринимательской деятельности именно биржи являются институтом развития эффективных взаимоотношений участников рынка и одновременно инструментом, хотя и неявного, но довольно действенного воздействия на бизнес.
Таким образом, значение биржи экологических услуг в настоящее время возрастает, мы рассматриваем ее как институт эффективного взаимодействия эколого-экономическими процессов, в частности ценообразования и организатора торгов контрактами на экологические услуги. Она
явится важным элементом современного экономического механизма регулирования рынка экологических услуг на уровне государства и на глобальном уровне. Являясь классической представительницей рыночного хозяйства, биржа будет играть огромную роль в мобилизации, распределении и перераспределении современных работ и услуг в экологической сфере, капитала, инноваций, передового опыта и технологий управления и производства при переходе экономики к устойчивому развитию. На глобальном уровне биржа экологических услуг позволит унифицировано на высоком качественном уровне решать проблемы перехода к новой, более диверсифицированной и декарбонизированной экономике с высокой долей энергоэффективных систем, становления экологизации экономики развитых и развивающихся стран.
Список литературы
1. Биржи / Научно-образовательный портал 2fj.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.2fj.ru/bankovskoe_birzhevoe_delo_i_ straxovanie/birzhi_2. php
2. Кочетов Э.Г. Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса): Сб. стратегических понятий-новелл [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://west-east. org/bocconi/images/pdf/koch2 .pdf
3. Кочетов Э.Г. Связка «экономика и мораль» в глобальном измерении: геоэкономические параметры интереса, справедливости и ответственности // Институт развития гражданского общества и самоуправления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.c-society.ru/main.php ?ID=555353.
4. Сизова И.Ю., Сизов В. Е. Экономико-правовой механизм управления природопользованием: проблемы и перспективы // Право и государство в современном мире: состояние, проблемы, тенденции развития: сб. междунар. науч.-теорет. конф. (Белгород, 21-22 апреля 2016). Белгород: ООО «ГиК», 2016. С.94-103.
Сизов Олег Витальевич, канд. экон. наук, доц, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева
RATIONALE FOR NECESSITY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF NON-NATIONAL-INSTITUTIONS IN THE MARKET OF ENVIRONMENTAL SERVICES
O.V. Sizov
The article substantiates the necessity of creating in the long term supranational institutions for the interaction of ecological and economic processes in the market of environmental services using the approaches of the geo-economic school of EG. Kochetov, and also within the framework ofpossible ways of developing such institutions, the possibility of creat-
129
ing an exchange of environmental services, as a traditional and effective form of market relations, is being considered.
Key words: ecological services market, environmental services exchange, geo-economics, globalization of economy, supranational institutions.
Sizov Oleg Vitalievich, candidate of economy sciences, Associate Professor, Russia, Orel, Orel State University n.a. I.S. Turgenev
УДК 005.336.4
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ю.Н. Арсеньев, В.С. Минаев, М.А. Алимов
Исследуются особенности создания и развития интеллектуального потенциала и капитала российского общества в сравнении с другими цивилизациями в пространстве - времени. Раскрываются особенности истории и эволюции развития интеллекта, специфика самого интеллекта как сущностного критерия оценки способностей и результатов деятельности человека и общества.
Ключевые слова: интеллект, потенциал, капитал, духовные и материальные компоненты труда, человек, жизнь.
Человеческий потенциал (ЧП) и капитал (ЧК) в классических моделях обеспечивают важный вклад в экономический рост социального производства. По своей важности ЧК рассматривается наравне с финансовым капиталом как один из главных определяющих факторов роста валового внутреннего продукта (ВВП) стран мира [1-7]. Сегодня многие зарубежные аналитики и политики уровень образования местной рабочей силы и производительности ЧК используют как основные критерии для измерения и оценки величины ЧК разных стран. Так, в Европейском Союзе (ЕС) производительность ЧК измеряют по регионам: густонаселенному континентальному (Испания, Германия) и северному (Голландия, Дания); малонаселенному (Южная Швеция, Франция), страны Восточной Европы из бывшего социалистического лагеря [1, 2].
Другой способ измерения фонда ЧК - оценка доли руководящих должностей и комплексных сложных рабочих мест в общей трудовой занятости. Это особенно относится к предпринимательству и профессиям, требующим высшего образования. В странах ЕС сложная и управленческая работа присуща 22 % всех рабочих мест, причем в богатых регионах -33 %, а в бедных - 13 %.