Обоснование направлений развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы
Сухопутных войск: методическое обеспечение
Полковник в отставке Ю.Е. ДОНСКОВ, доктор военных наук
Полковник ДВ. ХОЛУЕНКО, кандидат военных наук
Подполковник в отставке Ю.Н. ЯРЫГИН, кандидат технических наук
ДМ. БЫВШИХ,, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
SUMMARY
Представлена структура методического обеспечения обоснования направлений развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Сухопутных войск. Представляемое методическое обеспечение базируется на концепции «генерация—анализ— выбор» и направлено на обоснование рациональных направлений развития с учетом перспективных задач РЭБ.
The article provides the structure of methodical supply of the equipment system of the Land Forces radio electronic interference the justification of directions of development, using an example of electronic warfare forces of joint formation. This methodical guidance is based on the conception 'generation — analysis — choice' and directed to justify the rational development with forward-looking tasks of the radio electronic interference.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Направления развития, система радиоэлектронной борьбы, методическое обеспечение.
Directions of development, radio electronic interference system, methodical support.
РАЗВИТИЕ системы вооружения РЭБ Сухопутных войск (СВ) (далее — системы вооружения РЭБ), как и Вооруженных Сил в целом, осуществляется в условиях как мирного времени, накладывающих ограничения на ресурсы для их повседневной деятельности и развития, так и военного времени с расходованием накопленных ресурсов для выполнения поставленных задач по предназначению в ходе операций (боевых действий)1. Возможность объективного обоснования адекватности принимаемых решений на этапах планового периода по развитию системы вооружения РЭБ применительно к военным действиям в мирное время отсутствует. Как правило, используют только локальный опыт применения отдельных компонентов сил РЭБ в вооруженных конфликтах. Поэтому в таких условиях, по мнению авторов, повышается роль и практическая значимость методического обеспечения процесса принятия решений, которое в агрегированной форме отражает основные процессы, протекающие в ходе развития сил РЭБ, их системы вооружения, и обеспечивает выработку адекватных управленческих решений — планов развития на заданную перспективу2.
В целом в развитии как системы вооружения РЭБ, так и методологии обоснования направлений ее развития выделяют три основных этапа.
Первый. Разработка и совершенствование отдельных средств РЭБ, не связанных между собой общим алгоритмом функционирования. Методология на этом этапе характеризуется изысканием новых технических и конструктивных решений, а также обоснованием направлений развития (модернизации) этих средств.
Второй. Создание многофункциональных комплексов и систем РЭБ, вертолетных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов РЭБ, технически и информационно сопряженных между собой, связанных общими целью и алгоритмом функционирования, что позволяет рассматривать их уже как систему вооружения РЭБ. Уровень методологии на данном этапе приобретает оперативно-тактический характеру который требует обеспечить оценку способов и форм применения этой системы с учетом ограничений со стороны организационных структур частей и подразделений РЭБ, на оснащение которых поступает техника РЭБ.
Третий. Создание интегральных ударно-помеховых комплексов, пространственно-распределенных мобильных и стационарных систем РЭБ3, объединение систем и комплексов РЭБ единым управлением на базе автоматизированных систем управления (АСУ), интегрированных в АСУ СВ4. Уровень методологии на этом этапе носит уже оперативный характер. Поэтому она должна позволять учитывать взаимодействие компонентов системы вооружения РЭБ с вооружением объединений видов и родов войск ВС РФ межвидовых группировок Вооруженных Сил, а также осуществлять согласованное развитие техники РЭБ и других образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в ходе программно-целевого планирования развития вооружения и специальной техники в рамках Государственной программы вооружения и комплексных целевых программ. Именно поэтому развитие системы вооружения РЭБ относится к планируемому процессу и должно осуществляться в рамках раз-
вития системы вооружения ВС РФ в целом.
Методический подход, применявшийся ранее для обоснования направлений развития системы вооружения РЭБ СВ, не позволял количественно согласовать их с направлениями развития основного ВВСТ СВ, с перспективами развития комплектов частей и подразделений РЭБ объединений и соединений, организационно-штатных структур (ОШС) воинских формирований РЭБ. Кроме того, практика обоснования перспективных планов развития систем вооружения РЭБ показывает, что без комплексного учета взаимосвязанных боевых, функциональных, технических, технико-экономических аспектов разрабатываемые предложения могут значительно отличаться от оптимальных. Это ведет к нерациональному расходованию ограниченных ресурсов, а главное, снижает эффективность выполнения задач, возлагаемых на силы РЭБ5. Поэтому авторами статьи предлагается методическое обеспечение обоснования приоритетных направлений развития системы вооружения РЭБ СВ, учитывающее комплекс факторов, определяющих как специфику ее развития, так и военно-политические и экономические условия, в рамках которых и осуществляется это развитие6. Оно рассматривается на примере обоснования системы вооружения сил РЭБ сухопутного компонента войск военного округа.
Задача обоснования направлений развития системы вооружения РЭБ формулируется следующим образом. Задан плановый период. Лицом, принимающим решения (Заказчиком), сформулирована целевая установка для развития системы вооружения РЭБ. Подготовлены оперативно-тактические,
военно-технические, финансово-экономические исходные данные7, включающие:
• прогнозируемые сценарии развязывания военных конфликтов против России и ее союзников;
• состав и структуру Сухопутных войск, выполняемые ими задачи, способы и формы их применения;
• задачи, возлагаемые на силы РЭБ СВ, формы и способы их применения;
• тенденции развития информационно-управляющих систем (ИУС) ведущих зарубежных государств в плановый период;
• структуру и состав сил РЭБ СВ и обеспеченность их специальной техникой;
• оценки состояния и развития оборонно-промышленного комплекса, задействованного в совершенствовании системы вооружения РЭБ СВ;
• данные, отражающие ожидаемую динамику изменения ассигнований на развитие системы вооружения РЭБ в плановый период;
• стоимостные показатели формирования, содержания и оснащения техникой органов управления и воинских формирований РЭБ;
• типы и ожидаемые достижимые боевые возможности, сроки окончания разработки (модернизации), объемы производства и запасы техники РЭБ, создаваемой в соответствии с программными документами;
• ограничения на развитие системы вооружения РЭБ (на численность личного состава для обеспечения эксплуатации и боевого применения техники РЭБ, на дефицитные носители техники РЭБ) и другие данные.
Требуется с учетом имеющихся исходных данных сгенерировать возможные направления развития системы вооружения РЭБ и про-
Предлагаемое методическое обеспечение обоснования приоритетных направлений развития системы вооружения РЭБ СВ учитывает комплекс факторов, определяющих как специфику ее развития, так и военно-политические и экономические условия, в рамках которых и осуществляется это развитие.
вести их анализ. Его результаты должны быть оценены в различных аспектах, и на данной основе выбраны предпочтительные варианты с точки зрения реализации наиболее эффективного пути преобразования существующего состояния системы вооружения РЭБ в требуемое при наличии ограничений на ресурсы различного рода.
При проведении обоснования рассматривают модель ИУС8 противника как объект радиоэлектронной борьбы. Считается, что она включает функциональные подсистемы командных пунктов (пунктов управления), разведки, связи и передачи данных, а также обеспечивающих их компонентов. Объектом воздействия сил и средств РЭБ являются радиоэлектронные составляющие данной ИУС.
Аналогично все подсистемы ИУС структурно могут быть представлены совокупностью взаимосвязанных элементов. Например, для подсистемы разведки — это наземная, воздушная, космическая разведка. Все подсистемы характеризуются своими частными показателями эффективности, которые затем находят свое место в обобщенном показателе эффективности
ИУС в целом. Информационно-управляющая система может также подвергаться декомпозиции по:
• функциональным подсистемам управления (общевойсковая, полевой артиллерии, силы разведки и РЭБ, ПВО и т.д.);
• звеньям управления (корпусному, дивизионному, бригадному, батальонному), в каждом из которых выделяются подсистемы командных пунктов, разведки, связи и передачи данных, пространственно-временного обеспечения.
Исследования по обоснованию направлений развития системы вооружения РЭБ, предназначенные для борьбы с такими ИУС, представляют собой многоэтапный итеративный процесс9 и основаны на применении системы методик, объединенных концепцией «генерация—анализ—выбор». Соответствующее методическое обеспечение представлено на рисунке.
Методическое обеспечение позволяет решить следующие частные задачи:
• выработать принцип оснащения СВ техникой РЭБ и определить в соответствии с ним номенклатуру специальной техники, ее потребное количество, обеспечивающее выполнение задач, возлагаемых на силы РЭБ с требуемой эффективностью;
• сформировать альтернативные варианты направлений развития системы вооружения РЭБ СВ, определить их эффективность, количественно оценить степень их согласованности с направлениями развития основного ВВСТ СВ и затраты ресурсов на их создание и эксплуатацию10;
• выбрать рациональный вариант направлений развития системы вооружения РЭБ по интегральному показателю, учитывающему их эффективность, соответствие
Исходные: данные: :
Л 2
О ев . во 1с а.
«У
оо*
I = и
я н 4>
515
838 «««
4 Уц. о с.
Зой
о •
ОО» Б
5 5
6
о я со О 2 Я 5 Ё&
Этап генеранни
~ к °ОЮ
ш я х
¡3&
ЙЯ С сп-
Формирование перечня задач,
возлагаемых на систему _вооружения РЭБ_
(Тутодика обоснования задач, возлагаемых ^ на систему вооружения РЭБ
} ^адачи систем вооружения РЭБ
Расчет требуемой эффективности I-системы вооружения РЭБ
Требуемая эффективность системы вооружения РЭБ
Уточнение принадлежности техники РЭБ к системам вооружения РЭБ различного уровня (военный округ, армия, бригада)
Методика расчета требуемой эффективности подавления радиосвязи
Методика расчета требуемой эффективности защиты ВВТ и объектов СВ от ВТО
(2) Методика расчета
соотношения эффективностей ИУС сторон
Совокупность техники РЭБ на _каждом уровне
Уточнение способов дезорганизации ИУС и способов боевого применения техники РЭБ
Варианты оснащения войск техникой РЭБ
вариантов НР
системы вооружения I
Этап
Варианты НР системы
Расчет ожидаемой эффективности системы вооружения РЭБ СВ для различных вариантов НР
Варианты НР системы вооружения РЭБ, удовлетворяющие требуемой эффективности
Определение затрат ресурсов на реализацию вариантов НР системы вооружения РЭБ
Ресурсоемкость вариантов НР системы вооружения РЭБ
Оценка возможности реализации вариантов НР системы вооружения РЭБ в заданные сроки
(5)Методика оценки эффективности \рименения комплекта техники РЭБ в целях дезорганизации ИУС
Методики оценки эффективности подавления радиосвязи
<5
Т) Методики оценки эффективности Защиты ВВТ и объектов С В от ВТО
4.........Прмшвмт.я. ттчщшнржжж,..
позиции варианты НР системы вооружения РЭБ
иЭтап выбора
Уточнение оргструктур формирований РЭБ различного подчинения (окружного, армейского, _бригадного)_
Уточненные оргструктуры частей (подразделений) ТЭБ
Ш1Г
^ Методика оценки эффективности системы вооружения РЭБ в операции (боевых действиях)
2)Методика расчета ресурсоемкости НР ^ системы вооружения РЭБ
О^Уетодика оценки реализуемости НР системы вооружения РЭБ
Уточнение состава комплектов сил РЭБ в объединениях и соединениях СВ
Принципы оснащения формирований РЭБ техникой РЭБ, дисциплинирующие правила и ограничения
Выбор рациональных направлений развития системы вооружения РЭБ Си, удовлетворяющих
требуемой эффективности, наименее ресурсоемких и реализуемых в заданные сроки
•тодика оценки и выбора рациональных НР системы вооружения РЭБ
Рис. Методическое обеспечение обоснования направлений развития (НР) системы вооружения РЭБ СВ
тенденциям развития ИУС противника, своих войск, сил и средств РЭБ ВС РФ, ресурсоемкость и возможность практической реализации в установленные сроки.
Решение первой частной задачи проводится на основе накопленного войскового опыта создания и развития сил и средств оперативного (боевого) обеспечения ВС
РФ11. В соответствии с ним для обоснования рационального состава сил и средств РЭБ необходимо мотивированно выбрать один из трех возможных принципов оснащения объединений (соединений) техникой РЭБ12.
Первый принцип. Полное оснащение объединений (соединений) техникой РЭБ, позволяющее им имеющимися в их распоряжении специальными средствами самостоятельно и в полном объеме выполнить возлагаемые на них задачи по обеспечению боевых действий войск.
Второй принцип. Эшелонированное оснащение объединений (соединений), при котором они обеспечиваются техникой РЭБ по нормам, обеспечивающим выполнение минимально необходимого количества задач. Например, в общевойсковой армии будет находиться только техника РЭБ для радиоэлектронного поражения радиоэлектронных средств (РЭС) в дивизионном звене управления противника, а средства (комплексы) РЭБ для подавления РЭС корпусного звена управления будут находиться в соединении РЭБ окружного подчинения. Для достижения требуемой полноты и эффективности выполнения задач силами РЭБ эти объединения (соединения) должны получать соответствующее усиление от вышестоящей командной инстанции. Данный принцип оснащения предусматривает, с одной стороны, наличие
у старшего начальника необходимого специально предназначенного для усиления ресурса, а с другой — пункты управления РЭБ нижестоящего звена должны быть способны управлять приданным усилением.
Третий принцип. Централизованное оснащение предполагает наличие техники РЭБ для решения задач в интересах данного объединения (соединения) в комплекте сил РЭБ старшего начальника. При подготовке операции (боя) и в ходе боевых действий техника РЭБ передается в оперативное подчинение войскам, действующим на направлениях сосредоточения основных усилий (главного и других ударов). Нижестоящие пункты управления РЭБ должны быть готовы принять придаваемые силы и средства и управлять ими в ходе операции (боя).
Основное содержание методик обоснования направлений развития системы вооружения РЭБ СВ, обеспечивающих решение других частных задач, заключается в следующем.
Методика 1 реализует последовательность логико-эвристического обоснования задач, возлагаемых на систему вооружения РЭБ при обеспечении оперативных (тактических) задач войск в соответствии с заданным сценарием операции (боя) с учетом неопределенностей различных видов. Каждой оперативной (тактической) задаче войск ставятся соответствующие ранжированные задачи для системы
Исследования по обоснованию направлений развития системы вооружения РЭБ, предназначенные для борьбы с информационно-управляющими системами, представляют собой многоэтапный итеративный процесс и основаны на применении системы методик, объединенных концепцией «генерация—анализ—выбор».
вооружения РЭБ. Количественные характеристики последних определяются по результатам анализа радиоэлектронной обстановки с использованием пространственно-временной модели боевого применения сил и средств РЭБ13.
Методика 2 представляет собой систему графо-аналитических расчетов требуемой эффективности системы вооружения РЭБ при выполнении возлагаемых на нее задач по подавлению радиосвязи в направлениях руководства в зависимости от требуемого и штатного соотношений эффектив-ностей функционирования ИУС противоборствующих сторон. Эта эффективность рассчитывается как требуемая вероятность несвоевременной передачи информации заданной оперативной ценности в направлении руководства14.
Методика 3 обеспечивает с помощью аналитических соотношений расчет эффективности защиты ВВСТ от управляемого оружия по показателю «относительное снижение потерь» в зависимости от масштаба боевых действий и уровня развития высокоточного оружия (ВТО) противника. В основу методики положено условие парирования силами и средствами РЭБ увеличения огневых возможностей противника за счет применения ВТО15.
Методика 4 реализует последовательность квалиметрических расчетов по количественному сравнению эффективностей ИУС противоборствующих сторон с использованием прогнозируемых значений параметров технических средств автоматизации и экспертных оценок предпочтительности рассматриваемых характеристик16.
Методика 5 представляет собой систему аналитических расчетов по оценке эффективности применения комплекта техники РЭБ в целях
При подготовке операции (боя) и в ходе боевых действий техника РЭБ передается в оперативное подчинение войскаму действующим на направлениях сосредоточения основных усилий (главного и других ударов).
дезорганизации ИУС противника. Основой методики является модель функционирования данной системы. В ней используются аппарат теории вероятности и квалиметриче-ские методы расчета интегральных и частных показателей ИУС17.
Методика 6 представляет собой систему графо-аналитических расчетов по оценке достижимой эффективности подавления систем радиосвязи противника. Она обеспечивает расчет вероятностей разведки и радиоподавления заданных направлений радиосвязи комплексами (средствами) радиопомех18.
Методика 7 обеспечивает с помощью аналитических соотношений расчет достигаемой эффективности защиты ВВСТ и объектов СВ от ВТО. Она позволяет оценить эффективность комплексов и средств РЭБ по противодействию прицельно-навигационным системам носителей ВТО и по защите ВВСТ непосредственно от высокоточных боеприпасов, оценить эффективность РЭБ с высокоточным оружием противника при защите наземных объектов СВ19.
Методика 8 обеспечивает оценку ожидаемой эффективности применения системы вооружения РЭБ заданного варианта состава и возможностей в операции (боевых
действиях) по боевому показателю. Методика является аналитической и построена с использованием потенциально-долевого метода20.
Методика 9 расчета ресурсоемкое™ направлений развития системы вооружения РЭБ реализует логико-аналитическую последовательность действий, которая позволяет оценить затраты ресурсов на создание и эксплуатацию системы вооружения РЭБ различных вариантов состава с учетом затрат на закупку техники РЭБ, содержание личного состава, поддержание техники в боеготовом состоянии21.
При разработке организаци-онно-иитатных структур сил и средств РЭБ обычно руководствуются следующими основными принципами, дисциплинирующими правилами и ограничениями:
• основными методологическими принципами: системности, учета внешней среды, иерархии целей, упреждающего развития, итераций при обосновании, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей, непрерывности исследований;
• основными оперативно-тактическими принципами — соответствия ОШС объему и характеру выполняемых задач, характеру войны, способам и формам применения Вооруженных Сил, вооружению, боевой технике;
• системотехническими принципами — необходимой и достаточной сложности, полноты внешних взаимосвязей, сбалансированного развития техники РЭБ, ОШС сил, органов и пунктов управления РЭБ, систем информационного, технического и других видов обеспечения.
Дисциплинирующие правила и ограничения базируются на практическом опыте войск и штабов по боевому применению частей (подразделений) РЭБ и современных
При разработке организационно-штатных структур сил и средств радиоэлектронной борьбы руководствуются основными принципами, дисциплинирующими правилами и ограничениями.
взглядах на их развитие. Они заключаются в следующем:
• уровень организационной формы сил и средств РЭБ должен быть на одну-две ступени ниже уровня организационной формы формирования, в которое они входят;
• каждое воинское формирование имеет в своем составе органы управления, подразделения по основной, обеспечивающей и обслуживающей функциям с необходимой техникой и личным составом;
• количество техники (транспортных средств) и личного состава в подразделениях и частях определенного уровня не должно выходить за пределы, установленные для этого уровня;
• численность и номенклатура техники в подразделениях и частях по основной функции должны обеспечивать выполнение возлагаемых на них задач в автоматизированном режиме как при централизованном, так и при автономном их боевом применении;
• воинские формирования обеспечения и обслуживания могут быть как самостоятельными, так и входить в состав основных подразделений и частей (количество обеспечивающей и обслуживающей техники в них должно быть минимальным и соответствовать заданному уровню выполнения задач подразделениями и частями по основной функции);
• каждая форма организации войск имеет определенный состав и структуру органов управления и соответствующие личный состав и техническое оснащение. Например, начиная с батальонного звена и выше в структуру органов управления входит штаб.
Методика ю обеспечивает оценку реализуемости мероприятий направлений развития системы вооружения РЭБ. Она представляет собой систему логико-аналитических расчетов, которая позволяет определить под конкретный объем ассигнований рациональную номенклатуру НИОКР по созданию новых образцов техники РЭБ и рациональные сроки их проведения с учетом «научно-технического риска» невыполнения предприятиями оборонно-промышленного комплекса технических заданий ОПК ТЗ на НИОКР в договорные сроки, а также номенклатуру и объемы поставок техники РЭБ из промышленности в войска под вариант выделяемых на эти цели ассигнований22.
Методика и позволяет сравнить варианты направлений развития системы вооружения РЭБ, претендующие на реализацию в плановом периоде и выстроить их в ряд предпочтений. Сравнение осуществляется по показателям, характеризующим их со следующих точек зрения: значимости для повышения эффективности вы-
полнения задач РЭБ; соответствия тенденциям развития ВС РФ и перспективам развития информационно-управляющих систем вероятного противника; ресурсоемкое™ (ресурсосбережения); реализуемости в заданный период. Использован метод экспертного оценивания. Решение о предпочтительности реализации тех или иных направлений развития принимается по результатам свертки частных показателей в обобщенные и далее — в интегральный показатель23.
Таким образом, в целях методической поддержки обоснования направлений развития системы вооружения РЭБ разработаны специализированные модели и методики, которые кратко охарактеризованы выше. В целом созданный на их базе методический аппарат является корректным и позволяет:
• обосновывать направления развития системы вооружения РЭБ Сухопутных войск, сбалансированной по классам специальной техники с учетом военно-технико-экономических факторов;
• определять требуемую и достигаемую эффективность сил и средств РЭБ в различных формах применения Сухопутных войск;
• определять приоритеты развития техники РЭБ, а также оценивать реализуемость сформированных предложений по ее созданию и поставкам.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных Сил Российской Федерации / под ред. A.B. Квашнина. М.: Воентехиздат, 2002.
2 Горчица Г.И., Карпачев И.А., Андреев А.Ю. Методические особенности
обоснования перспективных параметров облика ВС РФ на современном этапе их развития // Военная Мысль. 2011. № 3. С. 3-17.
3 Балыбин В.А., Батурин Ю.О., Гулидов А.А. О совершенствовании системы вооружения радиоэлектронной борьбы // Военная Мысль. 2013. № 11. С. 14—20.
4 Маслов А.Ф. Сухопутные войска: история и современность // Военная Мысль. 2006. № 10. С. 2-16.
5 Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудрое В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения. М.: Вооружение. Политика. Конверсия, 2004.
6 Бывших Д.М., Орлов В.А., Яры-гин Ю.Н. Методический подход к обоснованию приоритетных направлений сосредоточения усилий в развитии многофункциональной организационно-технической системы военного назначения // Вооружение и экономика.
2014. № 3. С. 51-62.
7 Орлов В.А., Бывших Д.М. Ярыгин Ю.Н. Автоматизация процессов планирования развития техники радиоэлектронной борьбы // Вооружение и экономика.
2015. № 4. С. 75-83.
8 Анохин В.А., Михайлов В.В., Холуен-ко Д. В. О направлениях сосредоточения усилий в развитии радиоэлектронного вооружения // Военная Мысль. 2015. № 12. С. 49-54.
9Там же.
10 Орлов В.А., Бывших Д.М., Ярыгин Ю.Н. Методический подход к оценке соответствия стратегий развития войск радиоэлектронной борьбы и Вооруженных Сил Российской Федерации // Стратегическая стабильность. 2017. № 4. С. 27-31.
11 Буренок В. М., Ляпу нов В. М., Мудрое В. И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения. М.: Вооружение. Политика. Конверсия, 2004.
12 Луценко А.Д., Маевский Ю.И., Орлов В.А. Вопросы анализа и синтеза процесса переоснащения частей радиоэлектронной борьбы // Вооружение и экономика. 2010. № 1. С. 60—65.
13 Боев A.C., Бывших Д.М., Ярыгин Ю.Н. Компенсация факторов неопределенности при обосновании задач радиоэлектронной борьбы в операциях (боевых действиях): методический аспект // Проблемы анализа риска. 2016. Т. 13. № 5. С. 36-42.
14 Анохин В.А. Оценка эффективности функционирования полиэргатических систем управления // Воентехлит. НТП к журналу «Вооружение. Политика. Конверсия». 2002. № 2. С. 21—26.
15 Анохин В.А., Холуенко Д.В. Программный комплекс оценки эффективности полиэргатических организационно-технических систем управления военного назначения в условиях деструктивных воздействий. Свидетель-
ство о государственной регистрации программы на ЭВМ № 2012619749. М, 2012.
16 Луценко АД., Маевский Ю.И., Орлов В.А. Вопросы анализа и синтеза процесса переоснащения частей радиоэлектронной борьбы // Вооружение и экономика. 2010. № 1. С. 60—65.
17 Коробейников A.C., Холуенко Д.В., Пасичник С.И. Эффективность группировки войск радиоэлектронной борьбы в ходе комплексного поражения информационно-управляющей системы противника // Военная Мысль. 2015. № 8. С. 30-34.
18 Анохин В.А., Холуенко Д.В. Программный комплекс оценки эффективности полиэргатических организационно-технических систем управления военного назначения в условиях деструктивных воздействий. Свидетельство о государственной регистрации программы на ЭВМ № 2012619749. М. 2012.
19 Коробейников A.C., Холуенко Д.В., Пасичник С.И. Эффективность группировки войск радиоэлектронной борьбы в ходе комплексного поражения информационно-управляющей системы противника // Военная Мысль. 2015. № 8. С. 30-34.
20 Ляхов П.Р., Орлов В.А. Учет сил и средств радиоэлектронной борьбы при определении боевых потенциалов группировок войск // Военная Мысль. 2015. № 12. С. 55-58.
21 Аносов P.C., Строкова Т.М., Гара-щук Е.А. Методика оценки прогнозируемых затрат на ОКР по разработке образцов радиоэлектронной техники военного назначения, не имеющих аналогов // Вооружение и экономика. 2016. № 1. С. 74— 79; Орлов В.А., Строкова Т.М., Гаращук Е.А. Методика оценки прогнозируемых затрат на серийное производство образцов радиоэлектронной техники военного назначения, не имеющих аналогов // Вооружение и экономика. 2016. № 3. С. 29-34.
22 Боев А.С, Бывших Д.М., Коробейников A.C., Строкова Т.М. Анализ рисков при подготовке научно-технического и технологического задела инноваций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 214-221.
23 Донское Ю.Е., Ярыгин Ю.Н., Бывших Д.М. Алгоритм обоснования направлений развития системы вооружения войск радиоэлектронной борьбы // Военная Мысль. 2016. № 9. С. 20—29.