Научная статья на тему 'Обоснование направлений развития машиностроительного комплекса (на примере Кемеровской области)'

Обоснование направлений развития машиностроительного комплекса (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИИ / ECONOMY OF BRANCH / MECHANICAL ENGINEERING / THE MACHINE-BUILDING COMPLEX / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинин Андрей Валериевич

Проведен анализ современного состояния машиностроительного комплекса. Рассмотрены проблемы его функционирования и на примере машиностроительного комплекса Кемеровской области обоснованы направления развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE MACHINE-BUILDING COMPLEX (ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO AREA)

In clause the analysis of a modern condition of a machine-building complex is lead. Problems of its functioning are considered and on an example of a machine-building complex of the Kemerovo area directions of development are proved.

Текст научной работы на тему «Обоснование направлений развития машиностроительного комплекса (на примере Кемеровской области)»

В строке 1 табл. 2 дается информация об объеме денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов, а также об удельном весе этого показателя в общем объеме выручки всех организаций на территории субъекта Российской Федерации. Повторим еще раз, что оборот сферы туризма не является окончательным результатом, показывающим вклад туризма в экономику субъекта.

Методику расчета мультипликативного вклада туризма предлагается использовать Агентству по туризму Иркутской области для включения данного показателя в отчетность,

которую необходимо подавать в Федеральное агентство по туризму. Кроме того, расчет вклада туризма в экономику региона позволяет дать наиболее полное представление об уровне развития туризма в регионе и его дальнейших направлениях. Это служит прочной основой для привлечения инвестиций в развитие регионального туризма.

Примечание

1 Савельев Ю.В. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования и подходы / под общ. ред. Ю.В. Савельева, Е.Г. Немковича. Петрозаводск, 2002. С. 143.

УДК 338.45:621 A.B. ЩЕРБИНИН

ББК 65.305.4 аспирант Кузбасского государственного

технического университета, г. Кемерово e-mail: 89236106700@mail.ru

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (на примере Кемеровской области)

Проведен анализ современного состояния машиностроительного комплекса. Рассмотрены проблемы его функционирования и на примере машиностроительного комплекса Кемеровской области обоснованы направления развития.

Ключевые слова: экономика отрасли, машиностроение, машиностроительный комплекс, проблемы развития, инновации.

Современное состояние машиностроительного комплекса Кемеровской области не соответствует его потенциальным возможностям. В настоящее время этот комплекс находится в сложном положении, ряд крупных предприятий отрасли действует в режиме арбитражного управления. Уже в ближайшей перспективе отрасль столкнется с массовым выбытием основных фондов, а также энергетическими ограничениями на дальнейший рост объемов производства.

Исходя из этого, в «Программе развития машиностроительного комплекса Кузбасса на период до 2010 года» предлагается разработать мероприятия по реструктуризации машиностроительной отрасли области на основе кооперации и интеграции машиностроительных и смежных с ними предприятий.

В связи с этим необходимо выделить, на наш взгляд, следующие цели:

- формирование на базе имеющегося ресурсного, трудового, производственного и научно-технического потенциала современного высокотехнологичного машиностроительного комплекса, способного обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции;

- вывод машиностроительных предприятий из затяжного кризиса и банкротства и создание условий для их инвестиционной привлекательности;

- технологическая перестройка предприятий, направленная на свертывание структурно-депрессивных производств и освобождение предприятий от морально и физически устаревшего оборудования;

- перепрофилирование незагруженных мощностей на выпуск высокотехнологичной машиностроительной продукции, прежде всего горно-шахтного и горно-транспортного оборудования, на основе наукоемких технологий, в том числе на базе развития кооперационных связей с предприятиями смежных отраслей и других регионов;

- разработка мер по защите кузбасских машиностроительных предприятий, включая разумное усиление протекционизма;

- расширение налогооблагаемой базы и создание условий для стабильных поступлений в областной бюджет;

- создание дополнительных рабочих мест.

Структурная перестройка промышленности Кузбасса должна быть направлена на опережающее развитие обрабатывающих отраслей и подотраслей, выпускающих конкурентоспособную продукцию, которая пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках. В рамках такого подхода необходимо проводить политику стимулирования экспортеров (это прежде всего предприятия угольной, металлургической, химической промышленности области, на долю которых приходится свыше 90% всего экспортного товарооборота), направленную на использование прибыли и амортизационных отчислений для вложений в техническое перевооружение своих предприятий, что должно сопровождаться перевооружением и предприятий кузбасского машиностроения.

Дополнительные заказы и финансовые инвестиции со стороны экспортеров создают предпосылки для роста внутреннего спроса, в первую очередь на продукцию машиностроения области.

Стратегической целью развития машиностроения Кузбасса, как было подчеркнуто в Рекомендациях научно-технической конференции по проблемам развития угольного машиностроения Кузбасса, является реструктуризация машиностроения, направленная на создание эффективных производств, охватывающих наиболее перспективные рынки машиностроительной продукции, на выпуск конкурентоспособной, инновационной продукции с использованием высоких технологий, на замещение импортной продукции и перевод на этой основе иннова-

ционно-активного производства в стадию стабильного роста.

Реализация этой стратегической цели развития машиностроительного комплекса должна осуществляться, по нашему мнению, по следующим направлениям1:

- изменение структуры выпуска машиностроительной продукции и приведение ее в соответствие с потребностями рынка;

- разработка механизма привлечения инвестиций и обеспечения гарантий их возврата инвесторам, а также создание условий для этого; создание благоприятных налоговых условий для инвесторов и лизинговых компаний, вкладывающих средства в развитие и реконструкцию машиностроительных предприятий; снижение ставки рефинансирования Центробанка РФ по долгосрочным кредитам;

- предоставление гарантий правительства и администрации области для привлечения кредитных ресурсов под крупные и особо значимые инвестиционные проекты;

- проведение государственной протекционистской политики, направленной на реализацию продукции отечественного машиностроения;

- реорганизация корпоративных отношений в машиностроении Кузбасса и создание вертикально интегрированного холдинга угольного машиностроения как единого технологического, организационного, финансового и имущественного комплекса;

- технологическая перестройка предприятий машиностроительного комплекса, направленная на свертывание структурно-депрессивных производств, освобождение предприятий от морально и физически устаревшего оборудования, реконструкцию и техническое перевооружение производственного аппарата;

- диверсификация машиностроительных предприятий на основе вертикально-технологической интеграции производства с включением в состав холдинга, помимо машиностроительных предприятий, предприятий смежных отраслей, а также развитие кооперации между предприятиями других регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья;

- создание производств, занятых выпуском инновационной, наукоемкой продукции мирового уровня;

- создание единой системы маркетинга и продвижения готовой продукции на рынок.

Исходя из приоритетов и перспектив развития машиностроения Кузбасса, можно сделать вывод о том, что следует прежде всего сохранить и расширить производство тех видов продукции кузбасского машиностроения, которые уже нашли свое место на рынке и на которые имеется стабильно повышенный платежеспособный спрос. Отсюда в качестве первой задачи развития машиностроительного комплекса Кузбасса выступает необходимость в изменении структуры выпуска продукции и приведении ее в соответствие с потребностями рынка.

Анализ развития спроса на продукцию машиностроения позволяет говорить о том, что в ближайшем десятилетии сохранится тенденция увеличения спроса на современное горно-шахтное оборудование в угольной промышленности. В настоящее время в топливно-энергетическом и металлургическом балансе России уголь занимает одно из главных мест, и если учесть, что запасы других энергоносителей вскоре иссякнут, то значение угля со временем резко возрастет.

При этом особо необходимо отметить, что Кузбасс является основным поставщиком коксующихся углей для российских и некоторых зарубежных металлургических заводов. Вместе с тем дальнейшее развитие угледобычи зависит от ускорения темпов обновления основных фондов в этой отрасли. По оценкам Института угля СО РАН и Гипроуглемаша, в период до 2009 г. только на шахтах Кузнецкого бассейна необходимо заменить горную технику суммарной рабочей массой до 250 тыс. т. Сегодня же основные виды продукции машиностроения ввозятся в область из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья и только 10% необходимого горно-шахтного оборудования производится на предприятиях Кузбасса2. И это притом, что на существующих мощностях машиностроительных заводов Кузбасса (ОАО «Юргинский машзавод», ОАО «Анжеромаш» и др.) уже организовано производство сложной угледобывающей техники (механизированные крепи, скребковые конвейеры, проходческие и очистные комбайны) и оборудования.

Дальнейшее развитие должны получить и такие тесно связанные с угольным машиностроением подотрасли, как электротехническая промышленность, прежде всего выпуск взрывобезопасных электродвигателей нового поколения, производство инструмента, машин постоянного тока, аккумуляторов, пускателей, ленточных конвейеров и т.д.

Развитие угольного машиностроения должно обеспечиваться в первую очередь проведением мероприятий, связанных с модернизацией производственных звеньев и отдельных технологий, повышением технологической дисциплины производства, усилением технического контроля и внедрением современных систем качества, и сопровождаться выпуском оборудования, имеющего высокие качественные характеристики, надежного, приспособленного к местным горно-техническим условиям добычи угля и обладающего ценовыми преимуществами перед аналогичным зарубежным оборудованием.

Необходимо отметить, что замена оборудования на аналоги, выпускаемые заводами угольного машиностроения и имеющие те же эксплуатационные возможности, представляется неоправданной, поскольку не обеспечит повышения технического уровня горных работ, увеличения объемов добычи угля и повышения нагрузок на очистные забои. Воспроизводство функциональных аналогов достаточно высокого потребительского качества на российских машиностроительных предприятиях растягивалось, как правило, на несколько лет.

В сложившейся ситуации, когда сроки создания и освоения горной техники нового поколения не должны превышать двух-трех лет, а ее технический уровень должен обеспечить повышение достигнутых показателей не менее чем в 2 раза, необходимо ориентироваться на широкую кооперацию с машиностроительными заводами ВПК и зарубежными машиностроительными фирмами.

Как подтверждают первые результаты работы в этом направлении, переход в условиях модернизированного горного хозяйства к использованию современного оборудования может привести к увеличению производительности труда при подземном способе добычи угля в 2,0-2,5 раза, что, в свою

очередь, позволит снизить себестоимость угля на 25-40%3.

Для успешной реализации указанных решений необходимо создать систему организационной и финансовой поддержки. Первая из них должна основываться на координации работ и участия в этом как существующих структур, так и новых предпринимательских образований, напоминающих западные фирмы, выполняющие функции системных интеграторов.

Вторая составляющая поддержки, касающаяся финансирования, должна основываться на следующих подходах: проекты по созданию и освоению производства новых видов горно-шахтного оборудования должны иметь бюджетное финансирование и частично использовать международные кредиты, предоставляемые зарубежными инвесторами (иностранные фирмы готовы вкладывать крупные инвестиции под гарантии Правительства РФ и администрации области для развития угольного машиностроения Кузбасса).

В свою очередь, финансирование проектов, направленных на модернизацию существующего горно-шахтного оборудования и создание системы современного сервиса, необходимо обеспечить собственными ресурсами изготовителей и потребителей техники посредством аккумулирования их средств в региональном внебюджетном фонде, в который следует привлекать до 2% себестоимости выпускаемой машиностроительными заводами продукции.

Для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изготовления опытных образцов изделий новой техники необходима государственная финансовая поддержка в целях модернизации угольного машиностроительного комплекса. Даже при наиболее прогрессивных формах консолидации научно-производственного потенциала формирование фонда требуемых инвестиционных ресурсов для организации кооперированного производства техники нового поколения возможно только при долевом участии всех заинтересованных сторон. Расчеты показывают, что внебюджетные источники должны обеспечивать формирование не менее 70% инвестиционного фонда, до 30% в этих активах должно быть представлено средствами госбюджета,

рефинансируемыми по мере завершения первоочередных проектов в последующие.

Это означает, что, при достаточном начальном взносе в инвестиционный фонд, государственной поддержки программы создания и освоения кооперированного производства горной техники нового поколения на последующих этапах практически не потребуется.

Второй задачей и, соответственно, вторым направлением развития машиностроительного комплекса Кузбасса является качественная перестройка его структуры и создание в этом аспекте вертикально-горизонтального технологически интегрированного холдинга угольного машиностроения в целях стимулирования процессов реструктуризации, интеграции и реформирования предприятий угольного и машиностроительного комплексов. Совершенствование организационной структуры угольного машиностроения возможно осуществить в два этапа. На первом производится конвертация долговых обязательств предприятий, находящихся в стадии арбитражного управления, в акции нового холдинга. На втором этапе осуществляется консолидация акций холдинга и передача их в доверительное управление администрации области в лице уполномоченного органа — комитета по управлению госимуществом.

Для сбыта продукции холдинга на внутреннем и внешнем рынках, снабжения всех предприятий и производств, входящих в холдинг, сырьевыми ресурсами и материалами необходимо сформировать мощную маркетинговую структуру. Централизованное корпоративное управление товарными, сырьевыми и финансовыми потоками позволит исключить отвлечение средств через посреднические фирмы, сформировать единую ценовую политику, сделает процессы снабжения и сбыта более прозрачными и эффективными.

Реализация отмеченных выше мероприятий даст возможность, по мнению автора, вывести машиностроение Кузбасса из кризисного состояния, увеличить скорость процесса его развития, перевести данную отрасль на качественно новый уровень функционирования и тем самым обеспечит переход экономики региона на инновационный путь развития.

Примечания

' Варшавский А.Е. Экономические и технологические проблемы обеспечения глобальной стабильности в переходном периоде / / Проблемы технологической безопасности России (исследование научно-технического потенциала). М., 2004; Исупова O.A., Речко Г.Н. К вопросу об институциональных преобразованиях в экономике

Кузбасса / / Социально-экономические преобразования в России. Кемерово, 2005; Официальный сайт Администрации Кемеровской области. http: //www.kemerovo.su; и др.

2 Исупова O.A., Речко Г.Н. Указ. соч.; Информационный проект Новокузнецка и Кемерово. http:// www.i2n.ru.

3 Исупова O.A., Речко Г.Н. Указ. соч.; Официальный сайт Администрации Кемеровской области. http://www.kemerovo.su.

УДК 37(571.53) И.С. ЗМАНОВСКИЙ

ББК 65.240(2) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: lion1110@yandex.ru

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОЧЕЙ СИЛЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ИРКУТСКА

Рассматривается проблема формирования профессионально-квалификационной структуры спроса предприятий крупного города на труд в условиях региональной экономики. На основе результатов экспертного социолого-статистического исследования организаций Иркутска проводится анализ кадровых проблем и стратегий политики занятости предприятий, прогнозируется их потребность в рабочей силе.

Ключевые слова: прогноз, потребность в рабочей силе, профессия, рейтинг профессий, кадровая и социальная политика предприятий.

Альтернативным способом прогноза тенденций развития рынка труда является прогнозирование на основе экспертных исследований. При осуществлении прогноза рынка труда необходимо в первую очередь учитывать изменение такого важного фактора, как спрос на труд, или потребность в рабочей силе, от которого напрямую зависит качество занятости и уровень безработицы. Спрос на труд, в свою очередь, определяется рядом внешних (инвестиционная активность бизнеса, цены на материалы, энергоресурсы, состояние экономики региона в целом, налоговая политика, потребительский спрос на продукцию предприятия, инфляция и пр.) и внутренних (структура и укомплектованность штатов, соответствие профессионально-квалификационной структуры кадров и рабочих мест, трудовая мотивация персонала и производительность труда, уровень зарплаты, возможность расширения деятельности и открытия новых подразделений, создания новых рабочих мест и т.д.) факторов. В це-

лом кадровая и социальная политика любого предприятия определяет движение рабочей силы внутри фирмы и спрос на труд на внешнем рынке труда.

Рассмотрим стратегию социально-трудовой политики хозяйствующих субъектов на примере социологического экспертного исследования, проведенного в 2007 г. среди предприятий Иркутска в рамках проекта «Стратегия социальной защиты населения крупного сибирского города» (грант Министерства образования и науки РФ)1. На основе изучения стратегических направлений кадровой деятельности предприятий города, их корпоративной политики занятости построим прогноз потребности в рабочей силе предприятий Иркутска на ближайшую перспективу.

Основными проблемами деятельности предприятий в реформируемый период, свидетельствующими о кризисном и нестабильном социально-экономическом положении, являются такие, как угроза банкротства и закрытия; задолженность по выплате зара-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.