Научная статья на тему 'Обоснование музейно-педагогической программы «Окружающий мир и музей» как научно-методической основы эффективной подготовки студентов к ведению музейной, культурно-образовательной деятельности с учащимися'

Обоснование музейно-педагогической программы «Окружающий мир и музей» как научно-методической основы эффективной подготовки студентов к ведению музейной, культурно-образовательной деятельности с учащимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышева Татьяна Петровна

Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы с аудиторией и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. В статье рассматривается музейно-педагогическая программа «Окружающий мир и музей» как научно-методическая основа эффективной подготовки студентов к ведению музейной, культурно-образовательной деятельности с учащимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование музейно-педагогической программы «Окружающий мир и музей» как научно-методической основы эффективной подготовки студентов к ведению музейной, культурно-образовательной деятельности с учащимися»

Т.П. Мышева

ОБОСНОВАНИЕ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И МУЗЕЙ» КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЕДЕНИЮ МУЗЕЙНОЙ, КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ

Развитие музейно-образовательной деятельности на современном этапе связано с переосмыслением содержания традиционных форм работы с аудиторией и объединением их в рамках целостного музейно-педагогического процесса. Это делает необходимым создание системы продуктивного взаимодействия музея и образования для формирования гармонической личности -эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями, подготовленной к условиям быстрого темпа жизни, смены концепций и ментальности.

Музейно-педагогическая программа отражает образовательную специфику музея и вуза, закладывает фундамент их успешного сотрудничества, внутренняя структура которого определяется двумя взаимодействующими блоками: вуз в пространстве музея и музейная педагогика как результат взаимодействия музея и вуза.

1. Вуз в пространстве музея. Данный блок включает в себя образовательные мероприятия (экскурсии, циклы занятий в музейной аудитории и на экспозиции), на которых студенты постигают смыслы культуры и искусства на музейной экспозиции - по плану, заданному музеем с учетом тематики вузовского образования, или в ходе занятий, строящихся на базе собственно музейных образовательных методик [5, 30].

Преподавание традиционных и новых вузовских курсов по музееведению и краеведению все в большей мере опирается на музейные экспозиции. При этом очевидно качественное изменение отношения к музейной экспозиции со стороны преподавателей. Если раньше ее воспринимали почти исключительно как иллюстрацию к положениям институтского курса, то в настоящее время осознаются специфические возможности музейной экспозиции, благодаря которым не только расширяются и углубляются представления о предмете изучения, но также развиваются визуальное мышление, способности образного восприятия, эмоциональная культура, ценностные ориентации студентов.

Изменяется статус вузовских занятий, проводящихся непосредственно в музее. Помимо своего основного назначения, заключающегося в приобщении к культуре, они служат повышению престижа образовательной системы вуза, заинтересованности студентов в обучении в данном вузе.

Уже с конца 1980-х годов занятия стали включаться в учебные планы многих вузов, в особенности тех, в которых осуществлялось гуманитарное образование (ведение по авторским учебным программам занятий по музееведению, изобразительному искусству, литературе, истории и т.д.). Из формы организованного досуга они превращаются в элемент обязательного вузовского студенческого труда, и к ним начинают предъявляться соответствующие требования.

В этих условиях определяющую роль играет предлагаемый музеем широкий репертуар форм и тем взаимодействия с вузом. В качестве примера можно назвать ведение спецкурсов по изучению музейного дела, мировой культуры, истории искусства, музейной практики, литературы, краеведения и т.д. Разнообразие программ и форм работы открывает перед вузовскими преподавателями и музеем возможность для выбора тем, учитывающих их конкретные педагогические интересы.

Важным моментом в данной сфере стало осуществление проектов, согласно которым преобразование или создание специальной музейной среды диктуется именно педагогическими идеями и задачами. Данное направление работы, возникшее из практики дидактических выставок, главным образом изменяет соотношение между собирательской, хранительской, реставрационной и образовательной деятельностью музея, когда образовательный компонент играет доминирующую роль. В подобной музейной среде возможно эмоционально-действенное освоение учащимися тем и тематических блоков вузовских учебных курсов; активизация, закрепление и обобщение в

процессе игрового моделирования культурно-исторических ситуаций тех представлений, которые были восприняты учащимися на занятиях в вузе.

2. Музейная педагогика как результат взаимодействия музея и вуза. Данный блок включает в себя лекционную деятельность в институте, а также ведение практических занятий, отражающих специфику конкретного музея. Лекционный курс рассчитан на усвоение академических знаний по музееведению и общей исторической и литературно-культурной информации, подготавливающей аудиторию к посещению экспозиции и к ее восприятию. Музейные лекции, благодаря принципам отбора и подачи материала, в равной мере предназначались для аудитории в самом музее и вне его, для всех групп слушателей и адаптировались применительно к их социопрофессиональным и возрастным особенностям. Данные типичные музейные лекции, читающиеся в вузе, как правило, скоординированы с учебно-воспитательной системой учебного заведения и являются своего рода формой дополнительного образования [5, 30].

Развитие процессов гуманизации и гуманитаризации образования, готовность преподавателей к экспериментальной, инновационной работе в институте и понимание образовательно -воспитательной деятельности музея как части общепедагогического процесса позволило музею и институту перейти к интенсивному сотрудничеству в рамках данного блока. Данное взаимодействие говорит о перспективности использования музейной педагогики в учебно-воспитательном процессе вуза, а также о значении многоуровневого сотрудничества музея и института для инновационного процесса как в системе образования, так и для образовательной деятельности музея. В практической работе с вузом музей выступает в качестве учредителя образовательно-воспитательных мероприятий. В результате ставится задача целостного преобразования учебно-воспитательной системы конкретного учебного заведения на основе сочетания достижений вузовской и музейной педагогики.

Взаимодействие музея и института начинает рассматриваться как равноправное сотрудничество на основе осознания и углубления их функциональных различий в рамках единой задачи -осуществить присутствие личности в культуре, создавая необходимые предпосылки для целостного и свободного развития личности.

Различия музейной и институтской сфер образования, рассматриваемые по принципу взаимодополнения, заключаются в следующем:

- вуз должен дать базовое образование во всех областях знаний на основе регламентированных программ, в то время как музей даёт избирательное образование;

- в институте преобладает информационный подход, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в институте вербальность подтверждается видео- и мультимедийными технологиями, музей не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет институту редчайшую возможность - учить извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от института, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность к культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от аудиторно-урочного типа ведения занятий в институте музей предлагает иную форму работы, основанную на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии [4, 65].

Таким образом, новую тенденцию во взаимодействии музея и института можно определить как стремление к партнерству, т.е. интеграции, но на основе разделения функций.

Исходя из опыта сотрудничества вуза и музея, выдвигаются следующие задачи:

- развитие устойчивого и углубленного интереса к общению с музейными предметами, способности к активному сотворческому восприятию;

- формирование умений и навыков по определению культурно-исторического контекста возникновения и бытования предметных ценностей;

- формирование интереса к известной личности, которой принадлежал тот или иной предмет, способности к пониманию и анализу ее индивидуальных и типических социально-исторических черт;

- содействие пониманию единой природы и взаимосвязей различных искусств, осознанию человеческой культуры как целостного явления;

- нацеливание познавательной деятельности учащихся на постижение и освоение мира человеческой культуры;

- воспитание зрительской музейной культуры, приобщение к пониманию символики предметного мира;

- содействие всестороннему развитию личностных способностей, реализации индивидуальности воспитанника, формированию творческого отношения к действительности [3, 58].

В образовательном процессе используются три формы работы со студентами: занятия на музейной экспозиции, классно-аудиторные и практические занятия. Этот процесс имеет комплекс методических материалов, т.е. программы учебных предметов, отражающие научные, методологические и методические основы курса; рекомендации, раскрывающие методику преподавания курса; разработки уроков, их блоков, отдельных тем на основе межпредметных связей гуманитарного цикла; видеоматериалы, публикации, обобщающие инновационный опыт в целом.

Важным и необходимым этапом углубленного взаимодействия музея и вуза является создание единой программы, ориентированной на общегуманитарное развитие учащихся, в которой намечена тематико-понятийная координация и взаимодействие соответствующих учебных курсов и внеурочной деятельности.

Музейно-педагогическая программа является моделью реализации инновационной образовательной практики музея. Подобная модель создает предпосылки для формирования музейно -педагогической образовательной области в рамках вузовского учебно-педагогического процесса. Внутри этой области выделяются отдельные учебные предметы, рассчитанные на освоение их вузовским преподавателем в сотрудничестве с образовательной службой современного музея и в контексте общих целей и содержания институтского образования.

Музейно-педагогические программы предполагают творческое взаимодействие музейного и вузовского педагогов, так как они призваны решать целый комплекс задач - от формирования у студентов навыков визуального мышления и межличностного общения до получения знаний о специфике истории музейного предмета и развития способности его интерпретировать. Следовательно, музейно-педагогическая программа дает возможность студенту приобрести следующие навыки и умения: развитого визуального мышления; интерпретации и оценки зрительных образов в условиях возрастающего потока визуальной информации; изложения самостоятельных суждений; осмысления культурных достижений общества; творчески-активного отношения к окружающему миру.

Перечисленные навыки и умения подтверждают тот факт, что педагогический процесс в музее строится по законам культуры и в его основе лежит педагогическая импровизация. Она позволяет обогатить новым содержанием такие формы образовательной деятельности как лекции, экскурсии, дидактические выставки, семинары, включить в образовательный процесс современные мультимедийные технологии.

Музейно-педагогические программы обеспечивают поэтапное развитие личности и являются основой моделирования системы взаимодействия музея и системы образования. Каждая программа строится по четко разработанной структуре, т.е. имеет цель и задачи, рассчитана на определенную аудиторию, содержание, формы, средства и методические приемы, используемые для ее реализации, сроки осуществления программы, результат и оценку эффективности. Данная структура позволяет обеспечить последовательное развитие личности и является обоснованием инновационной образовательной практики музея.

В качестве примера попытаемся рассмотреть и проанализировать методические приемы одной из популярных экспериментальных программ «Окружающий мир и музей», разработанной в

1992 г. по инициативе Московского института развития образовательных систем (МИРОС) творческой группой «Музей и образование» вместе со специалистами из московских музеев (Е.Е. Чепурных, В.А. Березина, Б.З. Вульфов, Е.Б. Евладова, И.В. Калиш, В.А. Караковский, В.Н. Киселев, М.Н. Поваляева, Н.Ю. Синягина) [6, 25]. Цель программы - создать у учащихся целостное представление об окружающем мире в процессе общения с памятниками истории и культуры. Выполнение этой цели предполагает установление взаимосвязей между различными явлениями истории и культуры, понимая их значения для мировой цивилизации и каждого человека в отдельности. Для достижения этой цели используются разнопрофильные музеи (исторические, художественные, естественнонаучные, литературные, технические и др.), изучение экспозиций которых в комплексе способствует возникновению единой «Картины Мира». Задачи программы предусматривают:

- научить учащегося видеть историко-культурную значимость окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития истории и культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей сопричастности к другому, современному периоду, другой культуре с помощью общения с памятниками истории и культуры;

- формировать способность воссоздания образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественного восприятия действительности;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, музеем;

- развивать способность к эстетическому видению и сопереживанию;

- формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Программа предназначена для учащихся начальных классов. Ее содержание таково, что оно помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощущать себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных примерах детям предоставляется возможность размышлять над такими проблемами, как: что такое предмет; каковы его свойства; какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета; в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени; чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком; что такое «окружающий мир» и «культура», их взаимосвязь; как объяснить понятие «памятник» истории, культуры, природы; многообразие памятников: памятник-предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.

Первоначально кажется, что выдвигаемые проблемы сложны для понимания младшим школьником. Тем не менее, игровая форма объяснения материала делает его доступным и вызывает у ребенка большой интерес. Так как программа изучается в течение 2-3 лет, то это предполагает возвращение к одним и тем же темам и вопросам, рассматривая их с разным уровнем глубины и сложности. Таким образом, ребенок осмысливает указанные выше проблемы вместе с учителем и поднимается по «лестнице знаний» относительно освоения ценностей окружающего мира все выше и выше. Тематика представленных в программе занятий имеет следующую структуру:

Раздел 1 - вводный - знакомит детей с целым рядом культурологических терминов и понятий, которые являются основными для предлагаемого курса. К ним относятся такие понятия как «окружающий мир», «время», «культура», «культурное наследие», «музеи», «вещь музейного значения», «подлинник», «копия», «реставрация». Данные термины требуют специального разъяснения и размышления, так как детям трудно соотнести значение этих слов с тем или иным контекстом.

С целью восприятия материала младшими школьниками он преподносится в доступной, занимательной форме с использованием музейно-педагогических методов и приемов. В качестве ведущих приемов здесь используется запись ключевых понятий в виде знаковых рисунков (пиктограмм), манипулирование с предметами (подлинниками и копиями).

Понятия «время», «предмет», «музей» раскрываются в рамках занятий-экскурсий на темы «Предмет и время», «Вещь и человек», «Художник «останавливает» время», «Музей - машина времени» и т.д.

Раздел 2 посвящен теме «Первые шаги человека по освоению окружающего мира». Начинается раздел с мира первобытного человека, когда происходит зарождение культуры - «второй природы», искусства, религии.

Раздел дает детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, также как и процесс его познания. Учитель помогает ребенку понять и почувствовать, как многим человек обязан первым открывателям и преобразователям природы, которые кажутся нам наивными, дикими, примитивными.

Ребенок осознает существующие между нами и нашими предками многообразные связи, и в этом случае сокровища музеев оказывают большое и уникальное воспитательное воздействие на него. Отдельные темы направлены на пробуждение у ребенка особого видения, когда он начинает видеть в окружающем его мире то, что совсем недавно от него было скрыто. И ребенок начинает находить необычный камень, возможно, принадлежавший первобытному человеку, удивительную раковину, которая могла быть оберегом, талисманом; по-новому воспринимается и потрепанное письмо, написанное на пожелтевшей бумаге много лет назад.

Итак, второй раздел призван создать в сознании школьника ростки исторической памяти и музейной культуры, которые начинают произрастать в ходе дальнейших занятий с использованием элементов музейной педагогики.

Экспозиции музеев начинают раскрывать такие темы, как «Зарождение и развитие жизни на Земле», «Преобразование человеком окружающего природного мира», «Первые шаги человека по созданию второй природы, или как камень стал служить человеку», «Человек открывает искусство: как звук стал музыкальным».

Раздел 3 «Путешествие в родную старину» раскрывает перед ребенком мир родной культуры. Темы, включенные в этот раздел, знакомят детей с происхождением славян, их религией, традициями, обычаями, бытом. Особое внимание уделяется системе символов, принятой в данной культуре. Формирование и развитие символического, абстрактного, образного мышления - одна из важнейших проблем, рассматриваемых при включении человека в мир культуры, так как культура, искусство представляют собой язык символов. Поэтому основная задача раздела состоит в том, чтобы научить ребенка «читать» как книгу вышитый рушник, костюм, понять символические изображения на любом предмете домашнего быта и религиозного культа.

Освоение родной культуры ведет к исследованию собственной родословной, когда ребенок впервые самостоятельно изучает семейные архивы, предметы-реликвии, семейные традиции. Это положительно сказывается на развитии его интеллекта, нравственных качеств, способствует сплочению семьи, взаимопониманию между поколениями.

Тема «Моя родословная» тесно связана с содержанием темы «Предмет в моем доме». Путешествуя по квартире, ребенок делает множество открытий, выявляя семейные реликвии, предметы музейного значения. Он по- новому узнает и осмысливает казалось бы уже знакомый окружающий его мир. Обычные вещи приобретают для него особый смысл, наполняются ценностным содержанием, начинают говорить на особом языке. Завершается этот цикл занятий беседами-размышлениями на тему «За что вещи попадают в музей?». Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, предлагаются условные формулировки главных мотивов, приведших предмет в музей: древность, красота, память о выдающихся людях, источник информации об обрядах и обычаях, достижениях науки и техники. Все это наглядно демонстрируется на экспозиции любого музея исторического профиля. Уровнем контроля освоения довольно-таки сложного теоретического материала служит выполнение творческих заданий: учащиеся определяют, по какой причине тот или иной предмет попал в музейную экспозицию, и заносят его в соответствующую графу творческого задания. Выполнение подобных заданий помогает детям убедиться в многозначности предмета, так как они вынуждены поместить его в разные графы. Раскрыть содержание раздела помогают экспозиции отделов декоративно-прикладного и народного искусства исторического и краеведче-

ского музеев. Это позволяет проводить занятия на темы «О чем рассказывает старинный предмет», «Как жили наши предки в старину», «По дорогам русских сказок» и т.д.

Раздел 4 «Мы - наследники культуры всего человечества» - расширяет представление ребенка об окружающем мире. Воспитательная задача данного тематического блока - привить детям уважение к разнообразным культурам, дать понятие о ценности и индивидуальности каждой из них и в то же самое время показать их единство. Воображаемая детьми «машина времени» привозит их в Древний Египет и Древнюю Индию, в Междуречье и Древний Китай, в Древнюю Грецию и Древний Рим, в средневековый город, что позволяет детям знакомиться с древними культурами Востока, Средиземноморья, Америки, Европы и т.д.

Тематический блок раскрывает вклад различных цивилизаций в общемировую культуру. Как результат, учащийся узнает, что окружающий его мир включает в себя достижения многих народов и времен. Ребенок понимает, что, оставаясь в своей квартире, он может встретиться с предметами из разных культур: из Древнего Египта - мамина косметика, картина на холсте, на бумаге, финики, сандалии; из Древней Греции - керамическая ваза, напоминающая амфору, сборник театральных пьес, маслины; из Америки - картофель, кукуруза, какао, шоколад; из Средневековой Европы - фигурка Дон Кихота и ваза из цветного стекла.

Объектом пристального внимания и изучения служат художественные, исторические музеи, а также музеи-усадьбы, дворцы, хранящие музейные собрания, передающие культурное наследие разных народов. Это позволяет проводить занятия на темы «Античность вокруг нас», «Содружество культур в нашем доме», «Художественные стили разных эпох» и др. Общаясь с разными культурами, дети находят в каждой из них что-то общее. Это могут быть мифологические персонажи (боги, герои), предметы материальной культуры. Следует отметить тот факт, что беседы по указанным темам представляют интерес для учащихся средних и старших классов. Они не утрачивают своего значения в течение всей жизни человека, узнающего мир во всем его многообразии.

Эффективность деятельности педагога проверяется с помощью продуктов творческой деятельности самих учащихся, которыми служат рисунки, сочинения, поделки, выполнение творческих заданий, отзывы родителей, использование полученных учащимися знаний и навыков на занятиях по другим дисциплинам.

Итак, анализ приведенной нами программы показывает ее положительные и сложные моменты. Положительным моментом программы, на наш взгляд, является её опора на театрализацию с использованием музейной обстановки, отражающей суть изучаемого времени. Сложность предложенной программы состоит в том, что она рассчитана, в основном, на освоение теоретического материала, который включает абстрактные понятия, довольно-таки сложные для понимания младшими школьниками. Учащиеся данного возраста могут не совсем хорошо осознавать сущности многих понятий. Они способны угадывать их только по контексту, поверхностно воспринимая предложенный материал, сложность усвоения которого может привести к быстрому утомлению и к дальнейшему нежеланию общаться с музейной терминологией. В данной работе основная нагрузка лежит на школьном учителе, который может увлечься чисто образовательным аспектом и забыть о музейном аспекте, который в подобном случае является доминирующим. Авторы программы нацеливают школьных учителей на исследовательскую и творческую работу учащихся. Однако трудно говорить об исследовательской и творческой работе учащихся в этом возрасте, хотя развитие ассоциативного мышления является маленькой толикой детского творчества и исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Левыкина К.Г., Хербст В. Музееведение. М.: Высшая школа, 1988. 430 с.

2. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина // Ориентиры культурной политики: Информ. Вып. № 4 / Мин. культуры РФ. Рос. ин-т переподгот. Работников искусства, культуры и туризма; Гл. ИВЦ. М., 1997. С. 18-28.

3. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен: Информационно-коммуникативная модель. СПб.,1999. 167 с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. М.: Владос, 2002. 158 с.

5. Столяров Б.А. Музейная педагогика, история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.

6. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. : учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 223 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.