Научная статья на тему 'Обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения функционального состояния детей'

Обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения функционального состояния детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
202
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ НАГРУЗКА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА / INFORMATION LOAD / FUNCTIONAL STATE / TEST RELIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Мышъяков В. В.

В работе обоснована информационная проба, предназначенная для изучения функционального состояния (ФС) детей 5-12 лет (n=563). Анализ полученных данных свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС условиях напряженной когнитивной деятельности. С помощью данной модели можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А., Мышъяков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of information load test designed to study functional state (FS) in 5-12 year old children (n=563) is justified in this work. Data analysis shows that the proposed model of information load is a good instrument of FS diagnostics in the situation of intense cognitive activity. With the help of this model functional states of different stress levels may be identified.

Текст научной работы на тему «Обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения функционального состояния детей»

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕСТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ

И.А. Криволапчук1 , М.Б. Чернова , С.А. Кесель , В.В. Мышъяков ФГНУ “Институт возрастной физиологии " РАО, Москва

УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы ", Гродно

В работе обоснована информационная проба, предназначенная для изучения функционального состояния (ФС) детей 5-12 лет (n=563). Анализ полученных данных свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС условиях напряженной когнитивной деятельности. С помощью данной модели можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенности.

Ключевые слова: информационная нагрузка, функциональное состояние, надежность теста.

Model of test information load as a method to study functional state in children. The use of information load test designed to study functional state (FS) in 5-12 year old children (n=563) is justified in this work. Data analysis shows that the proposed model of information load is a good instrument of FS diagnostics in the situation of intense cognitive activity. With the help of this model functional states of different stress levels may be identified.

Key words: information load, functional state, test reliability.

Проблема борьбы с психологическим (информационным и эмоциональным) стрессом посредством разработки мероприятий профилактического характера, а также создания адекватных возрастным и индивидуальным особенностям детей методов и средств диагностики функционального состояния (ФС) привлекает к себе все возрастающий интерес [1, 2, 3, 14, 31, 36].

Эмпирическая направленность исследований ФС при психологическом стрессе обусловливает необходимость поиска адекватных методов оценки и прогнозирования его развития. В практике широкое распространение получили физиологический, психофизиологический и психологический подходы к диагностике ФС, ориентированные на отдельные виды деятельности взрослого человека [3, 7, 15,

16, 18, 31]. Вместе с тем существует дефицит стандартизированных методик и приемов, позволяющих изучать ФС детей разного возраста в условиях стресса. В этой связи разработка адекватных методов моделирования информационного стресса у детей на различных этапах индивидуального развития, является весьма актуальной задачей.

Цель исследования - обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения ФС детей.

Контакты:1 И.А. Криволапчук - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-12 лет (n=563): в 5-6 лет - 120; 7-8 лет - 181; 9-10 лет - 112; 11-12 лет - 150 человек. Работа осуществлялось в соответствии с этическими принципами проведения биомедицинских исследований. Родители обеспечили письменное согласие на основе полной информации на участие детей в обследовании.

Для исследования детей 5-12 лет в условиях напряженной деятельности применялись несколько экспериментальных режимов информационной нагрузки. ФС изучалось в 6 ситуациях: «фон» ; «инструкция» ; «автотемп» ; «максимальный темп» ; «максимальный темп при угрозе наказания» ; «максимальный темп в условиях повышенной мотивации». Психофизиологические изменения ФС изучали в покое и при выполнении тестирующих нагрузок. Непосредственно перед реализацией каждого задания вводилась инструкция для испытуемого, выполняющего тест. Методика исследования более детально описана в нашей предыдущей статье [12].

Регистрация омега-потенциала (ОП), характеризующего ФС ЦНС, осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки с высоким входным сопротивлением (100 МОм), предназначенной для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга, и миниатюрных жидкостных хлорсеребряных электродов°[10]. ОП измеряли в отведении лоб-тенар ведущей руки в состоянии покоя и при выполнении тестовых нагрузок. При анализе динамики ОП учитывали величину исходных его значений.

Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [26]. В состоянии покоя записывали 300500, а при тестовой нагрузке - 100-150 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).

Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями Society for Psychophysical Research [43] с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфигмома-нометра, цена делений шкалы которого составляла 2 мм рт. ст. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД) и двойное произведение (ДП). Частоту дыхания (ЧД) определяли посредством использования пневмодатчика.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ динамики ФС указывает на то, что испытуемые всех рассматриваемых возрастных групп реагировали на информационную пробу выраженным изменением рассматриваемых физиологических показателей. Так, в состоянии «Инструкция» у всех испытуемых наблюдалось статистически значимое (p<0,05-

0,001) увеличение ОП, ЧСС, СД, ДД, САД, ДП, ЧД, АМо, SI и уменьшение RRNN, Мо, MxDMn, SDNN.

Подобный характер изменений рассматриваемых показателей ФС свидетельствует о сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС и отражает степень психической напряженности, обусловленной неопределённостью ситуации. Благодаря этому обеспечивается необходимый для достижения полезного приспособительного результата уровень мобилизации энергетических и пластических ресурсов организма.

Следует отметить, что сходные тенденции в динамике ФС детей проявились и в условиях непосредственного выполнения тестирующих нагрузок. На рисунках

1-2 представлены данные об изменениях наиболее информативных физиологических показателей на различных ступенях информационной пробы. Так, при работе в режиме автотемпа (субтест I) увеличение ОП в 5-6 лет составляло в среднем

63.8 %, 7-8 лет - 62,5 %, 9-10 лет - 10,9 %, 11-12 лет - 19,8 % по сравнению с состоянием покоя.

Реализация нагрузки с максимальной скоростью (субтест II) вызывала дальнейшее повышение (р<0,001) ОП. Величина сдвига по сравнению с фоновыми данными была равна: в 5-6 лет 109,2 %, 7-8 лет - 116,4 %, 9-10 лет - 65,6 %, 11-12 лет - 64,7 %.

Выполнение тестового задания при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III) обусловливала (р<0,001) возрастание ОП: в 5-6 лет на 98,9 %, 7-8 лет - 96,8%, 9-10 лет - 67,2%, 11-12 лет - 66,0%.

Информационная нагрузка в условиях повышенной мотивации (субтест IV) также вызывала значимое (р<0,001) увеличение ОП: в 5-6 лет на 96,4 %, 7-8 лет -

102.8 %, 9-10 лет - 72,8 %, 11-12 лет - 66,9 %.

Сопоставительный анализ изменений изучаемого показателя у детей 5 -12 лет при различных режимах работы свидетельствует о том, что все виды заданий обусловливают достоверный сдвиг величины ОП по сравнению с фоном. Необходимо подчеркнуть, что сдвиги ОП, наблюдаемые во П-ГУ субтестах информационной пробы, как правило, статистически значимо не отличаются друг от друга.

Это дает возможность, по результатам, полученным при выполнении какого-либо одного тестового задания, прогнозировать индивидуальные особенности динамики ФС при реализации других. Сделанное заключение подтверждается данными корреляционного анализа. Так, между наибольшим сдвигом ОП при работе в режиме автотемпа, с одной стороны, и выполнении заданий с максимальной скоростью (г=0,47-0,73), при наличии помех (г=0,57-0,64), в условиях повышенной мотивации (г=0,62-0,66) - с другой, имеется средняя степень взаимосвязи. В свою очередь изменения ОП, при работе в максимальном темпе, тесно связаны со сдвигами этого показателя при реализации задания в условиях звуковых помех (г=0,71-0,88) и повышенной мотивации (г=0,76-0,83). Примечательно, что изменения ОП при выполнении тестирующих заданий коррелируют с его исходной величиной. Выявлены средние степени связи ОП в состоянии спокойного бодрствования с максимальными изменениями этого параметра в первом (г=0,46-0,51), втором (г=0,65-0,70), третьем (г=0,49-56) и четвёртом (г=0,60-0,72) субтестах.

Однотипность максимальных сдвигов ОП, наблюдаемых во П^У субтестах информационной пробы, свидетельствует о неспецифическом характере изменений этого показателя, отражающем, по-видимому, не конкретное содержание задания, а степень напряжения корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции функционального состояния ЦНС при его выполнении [10, 36].

5-6 лет

18

15

12

н

X

о

г 9

а

с

6

3

0

Фон

II

IV

Субтесты

СЗОП

НЧСС

ПИН

И ЧД В СД

ДД

III

Рис. 1. Значимые изменения физиологических показателей ФС в условиях информационной пробы у детей 5-8 лет Примечание: ОП - омега-потенциал; ЧСС - частота сердечных сокращений; SI - индекс напряжения; ЧД - частота дыхания; СД - систолическое артериальное давление; ДД - диастолическое артериальное давление. Значения сдвигов ОП, SI, ЧД уменьшены на порядок.

I - «автотемп»; II - «максимальный темп»; III - «максимальный темп при наличии звуковых помех и угрозы наказания»; IV - «максимальный темп в условиях повышенной мотивации».

11-12 лет

Фон I II III IV

Субтесты

ЕЭОП НЧСС ОИН ШЧД ВОД ИДД

Рис. 2. Значимые изменения физиологических показателей ФС в условиях информационной пробы у детей 9-12 лет Примечание: Обозначения те же, что и на рис. 1.

При выполнении работы в режиме автотемпа ЧСС изменялась незначительно по сравнению с ситуацией «Инструкция», при этом у 45 % испытуемых в начале задания отмечалось урежение на 4-5 уд/мин, а к концу пробы - её увеличение на 7-9 уд/мин. У других детей (55 %) ЧСС медленно повышалась по мере реализации задания, а затем поддерживалась на одном уровне. Сдвиг (р<0,001) по отношению к состоянию покоя в среднем составлял: в 5-6 лет - 9,5 %, 7-8 лет - 8,1 %, 9-10 лет

- 10,6 %, 11-12 лет - 8,5 % (см. рис. 1, 2).

В процессе работы в максимальном темпе практически у всех испытуемых происходило повышение ЧСС, причём у 70 % школьников наибольшие значения этого показателя отмечались на 30-45с, а у 30 % обследуемых максимальное увеличение происходило в конце выполнения задания. Величина сдвига (р<0,001) по сравнению с состоянием покоя была равна: в 5-6 лет - 19,7 %, 7-8 лет - 19,6 %, 910 лет - 13,5 %, 11-12 лет - 18,7 %.

Реализация нагрузки в условиях звуковых помех также обусловливала достоверное (р<0,01-0,001) возрастание ЧСС: в 5-6 лет на 15,1 %, 7-8 лет - 16,4 %, 9-10 лет - 15,2 %, 11-12 лет - 19,1 %.

Информационная нагрузка на фоне повышенной мотивации вызывала наиболее существенное (р<0,001) увеличение ЧСС: в 5-6 лет - на 15,9%, 7-8 лет -14,9 %, 9-10 лет - 21,9 %, 11-12 лет - 18,9 %.

Повышение ЧСС при информационных и психо-эмоциональных нагрузках, выполняемых с максимальной скоростью в условиях дефицита времени и угрозы наказания, наблюдалось в большом количестве исследований, проведённых с участием взрослых людей [3, 6, 8, 11, 17, 22, 25] и детей разного возраста [4, 24, 33, 39, 42].

В процессе работы анализировались взаимосвязи между величиной ЧСС в разных экспериментальных ситуациях. Установлено, что во всех возрастных группах фоновые величины ЧСС имеют положительные взаимосвязи с ЧСС в первом (г=0,66-0,99), втором (г=0,62-0,81), третьем (г=0,58-0,63) и четвёртом (г=0,56-0,74) субтестах. Выявлена сильная и средняя взаимосвязь ЧСС при различных режимах работы (г=0,58-0,81).

Вариационный анализ сердечного ритма показал, что во время реализации информационной пробы отмечалось увеличение 8! (см. рис. 1, 2): в 5-6 лет на

63.8 % (р<0,05), 7-8 лет - 30,3 %, 9-10 лет - 60,3 % (р<0,05), 11-12 лет - 32,5 %.

Работа с максимальной скоростью у всех испытуемых вызывала дальнейшее

повышение данного показателя (р<0,05-0,001). Величина сдвига по сравнению с фоновыми данными составила: в 5-6 лет - 117,3 %, 7-8 лет - 90,6 %, 9-10 лет -

96.9 %, 11-12 лет - 74,4 %.

Реализация нагрузки в условиях звуковых помех и угрозы наказания также обусловливала достоверное (р<0,01-0,001) возрастание БГ в 5-6 лет на 132 %, 7-8 лет - 91,5 %, 9-10 лет - 107,5 %, 11-12 лет - 95,1 %.

Информационная нагрузка в условиях повышенной мотивации вызывала наиболее существенное (р<0,001) увеличение БГ в 5-6 лет - на 38,7 %, 7-8 лет -102,2 %, 9-10 лет - 112,7 %, 11-12 лет - 99,8 %.

Такой характер изменений SI в ходе информационной пробы указывает на повышение уровня неспецифической активации и напряжение механизмов регуляции физиологических функций при выполнении различных заданий. Эти сведения совпадают с данными литературы, свидетельствующими о том, что парамет-

ры сердечного ритма в условиях психологического стресса являются наиболее чувствительными психофизиологическими показателями, отражающими тесную связь эмоционально-когнитивной сферы с вегетативными функциями организма взрослых [5, 6, 11, 22] и детей [7, 8, 26, 40, 41].

У детей всех рассматриваемых возрастных групп найдены положительные корреляции между исходными величинами SI и его изменениями при работе (г=0,34-0,66). Обнаружены положительные корреляции значений SI в первом субтесте по отношению ко второму (г=0,47-0,65), третьему (г=0,41-0,59), четвёртому (г=0,39-0,63) субтестам. Средняя и слабая статистическая взаимосвязь выявлена между изменениями SI при работе в максимальном темпе, в условиях помех и повышенной мотивации (г=0,44-0,69).

Во время информационной пробы ЧД значительно учащалась, при этом наблюдались уменьшение глубины дыхания и неравномерность дыхательных циклов. Сдвиг (р<0,001) ЧД у детей 5-12 лет по отношению к фоновому состоянию в субтесте 1 находился в диапазоне 15,9-23,7 %, в субтесте 2 - 36,4-51,6 %, субтесте 3 - 27,1-53,8 %, субтесте 4 - 34,4-63,2 % (см. рис. 1, 2). Полученные в исследовании величины ЧД соответствуют литературным данным, в которых указывается на то, что при интеллектуальном напряжении отмечаются увеличение ЧД и волнообразные изменения ритма дыхания [19].

Во всех возрастных группах величина ЧД в состоянии покоя положительно коррелирует со значениями данной физиологической переменной в условиях информационной нагрузки (г=0,32-0,75). Обнаружено также наличие положительных взаимосвязей ЧД (г=0,30-0,52) при выполнении различных субтестов информационной пробы.

При работе в режиме автотемпа наблюдался существенный рост АД (см. рис.

1, 2). Увеличение СД по отношению к фоновому состоянию в среднем составляло: в 5-6 лет - 4,3 % (р<0,01), 7-8 лет - 2,9 % (р<0,05), 9-10 лет - 3,7 % (р<0,01), 11-12 лет - 2,5 %. ДД возрастало в 5-6 лет на 7,3 % (р<0,001), 7-8 лет - 3,9 %, 9-10 лет -5,3 % (р<0,001), 11-12 лет - 4,3 % (р<0,001).

В условиях нагрузки с максимальной скоростью у всех испытуемых происходило дальнейшее (р<0,001) повышение СД: в 5-6 лет - на 9,2 %, 7-8 лет - 10,5 %, 9-10 лет - 10,1 %, 11-12 лет - 4,7 %. Увеличение (р<0,001) ДД в среднем составляло в 5-6 лет - 14,8 %, 7-8 лет - 8,9 %, 9-10 лет - 13,3 %, 11-12 лет - 5,5 %.

В процессе работы при наличии звуковых помех и угрозы наказания также отмечалось увеличение СД. Сдвиг по отношению к состоянию спокойного бодрствования составлял в 5-6 лет 12,1 %, 7-8 лет - 13,2 %, 9-10 лет - 14,2 %, 11-12 лет

- 8,6 %. Прирост ДД (р<0,001) был равен в 5-6 лет 16 %, 7-8 лет - 13,2 %, 9-10 лет

- 12,2 %, 11-12 лет - 6,3 %.

Аналогичные изменения (р<0,001) СД зафиксированы на фоне повышенной мотивации: в 5-6 лет прирост составил 11,9 %, 7-8 лет - 9,9 %, 9-10 лет - 11,5 %,

11-12 лет - 5,0 %. Возрастание ДД (р<0,001) в этих условиях достигало: в 5-6 лет

13,9 %, 7-8 лет - 7,4 %, 9-10 лет - 16,8 %, 11-12 лет - 6,0 %.

Полученные сведения в целом подтверждают точку зрения о том, что повышение артериального давления в условиях психической напряженности является одним из самых существенных гемодинамических изменений, как у взрослых, так и у детей [4, 21, 28, 29, 30, 32, 37, 39, 42]. При этом можно согласиться с мнением Б.М. Фёдорова, что решение трудных когнитивных задач, в условиях дефицита

времени и высокой заинтересованности в получении положительных результатов вызывает у здоровых людей изменения кровообращения, сопоставимые со сдвигами сердечного ритма и артериального давления при физической работе [25].

Анализ взаимосвязей изменений артериального давления при реализации информационной пробы показал наличие сильной и средней степеней корреляции между исходными величинами СД и его приростами в состоянии функционального комфорта (г=0,83-0,90), при работе с максимальной скоростью (г=0,75-0,84), в условиях помех (г=0,55-0,79), с повышенной мотивацией (г=0,59-0,73). Обнаружены положительные взаимосвязи изменений СД при различных режимах работы (г=0,59-0,86) у детей всех возрастных групп.

Материалы исследования свидетельствуют о наличии прямой зависимости между фоновыми значениями исследуемых показателей и величиной реакции при выполнении различных субтестов информационной пробы. Полученные результаты совпадают с выводами ряда исследований, в которых показано, что при физических, информационных и эмоциональных нагрузках более высоким величинам физиологических переменных в состоянии спокойного бодрствования, соответствуют и более высокие рабочие их значения [9, 13, 20, 23, 34, 35, 36, 44].

В целом результаты проведенного корреляционного анализа показывают, что изменения рассматриваемых показателей ФС у детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет имеют неспецифическую природу, проявляющуюся при всех видах заданий. Однако будучи неспецифическими по отношению к субтестам задания, сдвиги различных показателей ФС происходят в значительной степени независимо друг от друга. Сопоставление динамики изучаемых физиологических переменных, характеризующих ФС, показало, что наименее выраженные их изменения в рассматриваемых возрастных группах отмечаются при реализации нагрузки в режиме автотемпа. Работа в максимальном темпе, в максимальном темпе при наличии звуковых помех и угрозы наказания, в максимальном темпе в условиях повышенной мотивации в подавляющем большинстве случаев вызывала более существенные физиологические изменения, чем нагрузка в режиме «автотемп». В то же время реализация нагрузки на трех последних ступенях информационной пробы обусловливала однотипные изменения используемых показателей, что проявлялось в отсутствии статистически значимых межгрупповых различий в отношении большинства переменных. Наиболее близкие психофизиологические сдвиги отмечались во время работы в максимальном темпе при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест II) и при нагрузке в максимальном темпе в условиях повышенной мотивации (субтест IV).

Необходимо подчеркнуть, что у детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет изменения рассматриваемых показателей ФС на каждой ступени информационной пробы, достаточно хорошо согласуются между собой. Наличие коэффициентов корреляции, характеризующихся высокой и средней степенями взаимосвязи между сдвигами ФС при реализации П-[У субтестов, свидетельствует о том, что эти задания являются эквивалентными, а сама информационная проба гомогенной.

В ходе дальнейшей работы установлено также, что наибольшей валидностью обладает вариант реализации напряженной информационной нагрузки при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III). Изменения ФС в данной экспериментальной ситуации наиболее существенно коррелировали со сдвигами, наблюдаемыми при реализации других субтестов: в разных возрастных группах

коэффициенты валидности составляли от 0,6 до 0,9. Информационная проба обладает также удовлетворительной ретестовой надежностью в отношении детей 512 лет, поскольку подавляющем большинстве случаях коэффициент корреляции при использовании параллельных форм заданий превышал 0,7. В связи с тем, что три последних тестовых задания вызывают у детей 5-12 лет весьма сходные сдвиги ФС, использование какого-либо одного из них может упростить процедуру исследования. На этом основании предложен вариант информационной пробы, включающий только две ступени нагрузки: автотемп (субтест I); максимальный темп при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III). Аналогичная модель тестовых информационных нагрузок разработана ранее и для подростков 13-14 лет [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что выполнение детьми 5-12 лет ряда экспериментальных заданий, моделирующих напряженную информационную нагрузку, сопровождалось выраженными изменениями их ФС.

Установлено, что информационные нагрузки, реализуемые с максимальной скоростью по сравнению с работой в оптимальном темпе, вызывают более значительное повышение уровня активации ЦНС и возрастание напряжения систем регуляции физиологических функций. Подобные изменения изучаемых показателей рассматриваются как проявление неспецифической адаптационной реакции, направленной на мобилизацию функциональных резервов организма с целью обеспечения адекватной степени результативности когнитивной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС детей 5-12 лет при интенсивной когнитивной деятельности. С ее помощью можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенно-сти. В контексте изложения важно подчеркнуть, что режимы информационной нагрузки, реализуемые с оптимальной и максимальной скоростью соответственно, могут быть использованы для воспроизведения состояния функционального комфорта и состояния психической напряженности.

В заключение необходимо отметить, что проведенные исследования продемонстрировали высокую эффективность разработанного метода диагностики ФС в отношении контингента здоровых детей 5 -12 лет.

Работа поддержана РГНФ (№13-06-00191а и № 12-06-00037а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Г.Г. Психофизиология стресса / Психофизиология под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 326-344.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.

4. Бориско Г.А. Особенности адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы у здоровых детей и подростков и с первичной артериальной гипертензи-

ей при эмоциональном напряжении: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Харьков, 1986. - 16 с.

5. Ведерко О.В., Данилова Н.Н., Онуфриев М.В. и др. Системные изменения биохимических и электроэнцефалографических параметров под влиянием информационной нагрузки // Нейрохимия. - 2007. - Т. 24, № 2. - С. 172-179.

6. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н. Показатели сердечного ритма при решении человеком арифметических задач // ЖВНД. - 1994. -Т. 44, Вып. 6, № 4-5. - С. 932-943.

7. Данилова, Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 324 с.

8. Дьячкова Г.И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей // Педиатрия. - 1990. - № 8. - С. 25-27.

9. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 461 с.

10. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. - СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. -368 с.

11. Коршунова С.Г. Эффективность решения умственных задач и вариантность сердечного ритма // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. - 1996. - № 1. -С. 31-41.

12. Криволапчук И.А., Чернова М.Б Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков // Новые исследования. - 2010.

- № 3 (24). - С. 25-37.

13. Ларикова Л.П., Бершацкий Б.Г., Евдокимова Т.А. Сдвиги гемодинамики на изометрическую нагрузку у человека при различных исходных показателях системного кровообращения // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 3. - С. 442448.

14. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 76-85.

15. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Москв.ун-та, 1993. - 124 с.

16. Леонова А.В. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: Изд.-во Москов.ун-та, 1984. - 200 с.

17. Лэйси Дж. А., Лэйси Б.К. Специфическая роль частоты сердцебиений в сенсомоторной интеграции // Нейрофизиологические механизмы поведения. - М.: Наука, 1982. - С. 434-453.

18. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

19. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов / под ред. В.П. Некрасова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 86 с.

20. Романов В.В., Чернова И.Н. Результаты экспериментальной поверки «закона» исходного уровня // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 3. - С. 481-487.

21. Сидоренко Б.А., Ревенко В.Н. Психоэмоциональное напряжение и ишемическая болезнь сердца. - Кишинев: Штиинцы, 1988. - 150 с.

22. Соколов Е.Н., Подачин В.П., Белова Е.В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. - М.: Наука, 1980. - 190 с.

23. Солонин Ю.Г. Роль исходного состояния физиологических функций в реакциях на физическую нагрузку // Физиология человека. - 1987. - Т. 13, № 1. -С. 96-102.

24. Степанова О.В. Особенности реакций сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1986. - 20 с.

25. Фёдоров Б.М. Стресс: кардиологические аспекты // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 2. - C. 89-99.

26. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. -259 с.

27. Allen M.T., Hogan A.M., Laird L.K. The relationships of impulsivity and cardiovascular responses: the role of gender and task type // Int J Psychophysiol. - 2009. -Vol. 73, № 3. - P. 369-376.

28. Allen M.T., Matthews K.A., Sherman F.S. Cardiovascular reactivity to stress and left ventricular mass in youth // Hypertension. - 1997. - Vol. 30, № 4. - Р. 782787.

29. Chen E., Matthews K.A, Salomon K, Ewart C.K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children's personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. - 2002. - Vol. 21, № 1. - Р. 16-24.

30. De Visser D.C., van Hooft I.M., van Doornen L.J., Hofman A, Orlebeke J.F., Grobbee D.E. Cardiovascular response to mental stress in offspring of hypertensive parents: the Dutch Hypertension and Offspring Study // J Hum Hypertens. - 1996. -Vol. 10, № 12. - Р. 781-788.

31. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - Springer, 2013. - 486 p.

32. Falkner B. Реактивность сердечно-сосудистой системы у лиц молодого возраста // Кардиология. - 1986. - Т. 16, № 1. - С. 39-43.

33. Ferrara L.A., Mainenti G., Fasano M.L. et al. Cardiovascular response to mental stress and to handgrip in children. The role of physical activity // Jpn. Heart J. -1991. - V. 32. № 5. - P. 645.

34. Geenen R., Van de Vijver F. A simple test of the Law of Initial Values // Psychophysiology. - 1993. - Vol. 30. - P. 525-530.

35. Jin P. Toward a reconceptualization of the Law of Initial Value //Psychol. Bull.

- 1993. - Vol. 111. - P. 176-184.

36. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysio-logical reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65 (2). - Р. 173-185.

37. Lambiase M.J., Barry H.M., Roemmich J.N. Effect of a simulated active commute to school on cardiovascular stress reactivity // Med Sci Sports Exerc. - 2010. -Vol. 42(8). - P. 1609-1616.

38. Light K., Obrist P., James S., Strogatz D. Cardiovascular Responses to Stress:

II. Relationships to Atrobic Exercise Patterns // Psychophysiology. - 1987. - Vol. 24. № 1. - P. 79-86.

39. Musante L., Raunikar R.A, Treiber F. et al. Consistency of children's hemodynamic responses to laboratory stressors // Int J Psychophysiol. - 1994. - Vol. 17, № 1. -Р. 65-71.

40. Obradovic J., Bush N.R., Stamperdahl J. et al. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. - 2010. - V. 81, № 1. - P. 270-289.

41. Porges S.W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. - 2003. - V. 79, № 3. - P. 503-513.

42. Roemmich J.N., Lambiase M., Salvy S.J., Horvath P.J. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children // Psychophysiology.

- 2009. - Vol. 46, № 4. - P. 852-861.

43. Shapiro D, Jamner LD, Lane JD, Light KC, Myrtek M, Sawada Y, Steptoe A. Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research Psychophysiology. - 1996. - Vol. 33(1). - P. 1-12.

44. Spalding T.W., Jeffers L.S., Porges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Ex-erc. - 2000 - Vol. 32, № 3. - P. 581-591.

45. Verhaaren H.A., Schieken R.M., Schwartz P. et al. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children // J. Appl. Physiol. - 1994. - Vol. 76, № 1. - P. 146-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.