ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕСТОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НАГРУЗОК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ
И.А. Криволапчук1 , М.Б. Чернова , С.А. Кесель , В.В. Мышъяков ФГНУ “Институт возрастной физиологии " РАО, Москва
УО “Гродненский государственный университет имени Янки Купалы ", Гродно
В работе обоснована информационная проба, предназначенная для изучения функционального состояния (ФС) детей 5-12 лет (n=563). Анализ полученных данных свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС условиях напряженной когнитивной деятельности. С помощью данной модели можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенности.
Ключевые слова: информационная нагрузка, функциональное состояние, надежность теста.
Model of test information load as a method to study functional state in children. The use of information load test designed to study functional state (FS) in 5-12 year old children (n=563) is justified in this work. Data analysis shows that the proposed model of information load is a good instrument of FS diagnostics in the situation of intense cognitive activity. With the help of this model functional states of different stress levels may be identified.
Key words: information load, functional state, test reliability.
Проблема борьбы с психологическим (информационным и эмоциональным) стрессом посредством разработки мероприятий профилактического характера, а также создания адекватных возрастным и индивидуальным особенностям детей методов и средств диагностики функционального состояния (ФС) привлекает к себе все возрастающий интерес [1, 2, 3, 14, 31, 36].
Эмпирическая направленность исследований ФС при психологическом стрессе обусловливает необходимость поиска адекватных методов оценки и прогнозирования его развития. В практике широкое распространение получили физиологический, психофизиологический и психологический подходы к диагностике ФС, ориентированные на отдельные виды деятельности взрослого человека [3, 7, 15,
16, 18, 31]. Вместе с тем существует дефицит стандартизированных методик и приемов, позволяющих изучать ФС детей разного возраста в условиях стресса. В этой связи разработка адекватных методов моделирования информационного стресса у детей на различных этапах индивидуального развития, является весьма актуальной задачей.
Цель исследования - обоснование модели тестовых информационных нагрузок для изучения ФС детей.
Контакты:1 И.А. Криволапчук - E-mail: <[email protected]>
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие практически здоровые дети 5-12 лет (n=563): в 5-6 лет - 120; 7-8 лет - 181; 9-10 лет - 112; 11-12 лет - 150 человек. Работа осуществлялось в соответствии с этическими принципами проведения биомедицинских исследований. Родители обеспечили письменное согласие на основе полной информации на участие детей в обследовании.
Для исследования детей 5-12 лет в условиях напряженной деятельности применялись несколько экспериментальных режимов информационной нагрузки. ФС изучалось в 6 ситуациях: «фон» ; «инструкция» ; «автотемп» ; «максимальный темп» ; «максимальный темп при угрозе наказания» ; «максимальный темп в условиях повышенной мотивации». Психофизиологические изменения ФС изучали в покое и при выполнении тестирующих нагрузок. Непосредственно перед реализацией каждого задания вводилась инструкция для испытуемого, выполняющего тест. Методика исследования более детально описана в нашей предыдущей статье [12].
Регистрация омега-потенциала (ОП), характеризующего ФС ЦНС, осуществлялась с поверхности кожи головы с использованием портативной установки с высоким входным сопротивлением (100 МОм), предназначенной для исследования сверхмедленных электрических процессов головного мозга, и миниатюрных жидкостных хлорсеребряных электродов°[10]. ОП измеряли в отведении лоб-тенар ведущей руки в состоянии покоя и при выполнении тестовых нагрузок. При анализе динамики ОП учитывали величину исходных его значений.
Для оценки степени напряженности регуляторных систем использовали математический анализ сердечного ритма [26]. В состоянии покоя записывали 300500, а при тестовой нагрузке - 100-150 кардиоинтервалов. Реализация метода осуществлялась при помощи автоматизированного комплекса на базе персонального компьютера. Определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), среднюю продолжительность R-R интервала (RRNN), моду (Мо), амплитуду моды (АМо), разброс кардиоинтервалов (MxDMn), среднеквадратическое отклонение (SDNN), стресс-индекс (SI).
Систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление крови регистрировали в соответствие с рекомендациями Society for Psychophysical Research [43] с помощью откалиброванного стандартного анероидного сфигмома-нометра, цена делений шкалы которого составляла 2 мм рт. ст. Применяли адекватную возрасту детскую манжету. Рассчитывали среднее давление (САД) и двойное произведение (ДП). Частоту дыхания (ЧД) определяли посредством использования пневмодатчика.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ динамики ФС указывает на то, что испытуемые всех рассматриваемых возрастных групп реагировали на информационную пробу выраженным изменением рассматриваемых физиологических показателей. Так, в состоянии «Инструкция» у всех испытуемых наблюдалось статистически значимое (p<0,05-
0,001) увеличение ОП, ЧСС, СД, ДД, САД, ДП, ЧД, АМо, SI и уменьшение RRNN, Мо, MxDMn, SDNN.
Подобный характер изменений рассматриваемых показателей ФС свидетельствует о сдвиге вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела ВНС и отражает степень психической напряженности, обусловленной неопределённостью ситуации. Благодаря этому обеспечивается необходимый для достижения полезного приспособительного результата уровень мобилизации энергетических и пластических ресурсов организма.
Следует отметить, что сходные тенденции в динамике ФС детей проявились и в условиях непосредственного выполнения тестирующих нагрузок. На рисунках
1-2 представлены данные об изменениях наиболее информативных физиологических показателей на различных ступенях информационной пробы. Так, при работе в режиме автотемпа (субтест I) увеличение ОП в 5-6 лет составляло в среднем
63.8 %, 7-8 лет - 62,5 %, 9-10 лет - 10,9 %, 11-12 лет - 19,8 % по сравнению с состоянием покоя.
Реализация нагрузки с максимальной скоростью (субтест II) вызывала дальнейшее повышение (р<0,001) ОП. Величина сдвига по сравнению с фоновыми данными была равна: в 5-6 лет 109,2 %, 7-8 лет - 116,4 %, 9-10 лет - 65,6 %, 11-12 лет - 64,7 %.
Выполнение тестового задания при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III) обусловливала (р<0,001) возрастание ОП: в 5-6 лет на 98,9 %, 7-8 лет - 96,8%, 9-10 лет - 67,2%, 11-12 лет - 66,0%.
Информационная нагрузка в условиях повышенной мотивации (субтест IV) также вызывала значимое (р<0,001) увеличение ОП: в 5-6 лет на 96,4 %, 7-8 лет -
102.8 %, 9-10 лет - 72,8 %, 11-12 лет - 66,9 %.
Сопоставительный анализ изменений изучаемого показателя у детей 5 -12 лет при различных режимах работы свидетельствует о том, что все виды заданий обусловливают достоверный сдвиг величины ОП по сравнению с фоном. Необходимо подчеркнуть, что сдвиги ОП, наблюдаемые во П-ГУ субтестах информационной пробы, как правило, статистически значимо не отличаются друг от друга.
Это дает возможность, по результатам, полученным при выполнении какого-либо одного тестового задания, прогнозировать индивидуальные особенности динамики ФС при реализации других. Сделанное заключение подтверждается данными корреляционного анализа. Так, между наибольшим сдвигом ОП при работе в режиме автотемпа, с одной стороны, и выполнении заданий с максимальной скоростью (г=0,47-0,73), при наличии помех (г=0,57-0,64), в условиях повышенной мотивации (г=0,62-0,66) - с другой, имеется средняя степень взаимосвязи. В свою очередь изменения ОП, при работе в максимальном темпе, тесно связаны со сдвигами этого показателя при реализации задания в условиях звуковых помех (г=0,71-0,88) и повышенной мотивации (г=0,76-0,83). Примечательно, что изменения ОП при выполнении тестирующих заданий коррелируют с его исходной величиной. Выявлены средние степени связи ОП в состоянии спокойного бодрствования с максимальными изменениями этого параметра в первом (г=0,46-0,51), втором (г=0,65-0,70), третьем (г=0,49-56) и четвёртом (г=0,60-0,72) субтестах.
Однотипность максимальных сдвигов ОП, наблюдаемых во П^У субтестах информационной пробы, свидетельствует о неспецифическом характере изменений этого показателя, отражающем, по-видимому, не конкретное содержание задания, а степень напряжения корково-стволовых и лимбико-ретикулярных механизмов регуляции функционального состояния ЦНС при его выполнении [10, 36].
5-6 лет
18
15
12
н
X
о
г 9
а
с
6
3
0
Фон
II
IV
Субтесты
СЗОП
НЧСС
ПИН
И ЧД В СД
ДД
III
Рис. 1. Значимые изменения физиологических показателей ФС в условиях информационной пробы у детей 5-8 лет Примечание: ОП - омега-потенциал; ЧСС - частота сердечных сокращений; SI - индекс напряжения; ЧД - частота дыхания; СД - систолическое артериальное давление; ДД - диастолическое артериальное давление. Значения сдвигов ОП, SI, ЧД уменьшены на порядок.
I - «автотемп»; II - «максимальный темп»; III - «максимальный темп при наличии звуковых помех и угрозы наказания»; IV - «максимальный темп в условиях повышенной мотивации».
11-12 лет
Фон I II III IV
Субтесты
ЕЭОП НЧСС ОИН ШЧД ВОД ИДД
Рис. 2. Значимые изменения физиологических показателей ФС в условиях информационной пробы у детей 9-12 лет Примечание: Обозначения те же, что и на рис. 1.
При выполнении работы в режиме автотемпа ЧСС изменялась незначительно по сравнению с ситуацией «Инструкция», при этом у 45 % испытуемых в начале задания отмечалось урежение на 4-5 уд/мин, а к концу пробы - её увеличение на 7-9 уд/мин. У других детей (55 %) ЧСС медленно повышалась по мере реализации задания, а затем поддерживалась на одном уровне. Сдвиг (р<0,001) по отношению к состоянию покоя в среднем составлял: в 5-6 лет - 9,5 %, 7-8 лет - 8,1 %, 9-10 лет
- 10,6 %, 11-12 лет - 8,5 % (см. рис. 1, 2).
В процессе работы в максимальном темпе практически у всех испытуемых происходило повышение ЧСС, причём у 70 % школьников наибольшие значения этого показателя отмечались на 30-45с, а у 30 % обследуемых максимальное увеличение происходило в конце выполнения задания. Величина сдвига (р<0,001) по сравнению с состоянием покоя была равна: в 5-6 лет - 19,7 %, 7-8 лет - 19,6 %, 910 лет - 13,5 %, 11-12 лет - 18,7 %.
Реализация нагрузки в условиях звуковых помех также обусловливала достоверное (р<0,01-0,001) возрастание ЧСС: в 5-6 лет на 15,1 %, 7-8 лет - 16,4 %, 9-10 лет - 15,2 %, 11-12 лет - 19,1 %.
Информационная нагрузка на фоне повышенной мотивации вызывала наиболее существенное (р<0,001) увеличение ЧСС: в 5-6 лет - на 15,9%, 7-8 лет -14,9 %, 9-10 лет - 21,9 %, 11-12 лет - 18,9 %.
Повышение ЧСС при информационных и психо-эмоциональных нагрузках, выполняемых с максимальной скоростью в условиях дефицита времени и угрозы наказания, наблюдалось в большом количестве исследований, проведённых с участием взрослых людей [3, 6, 8, 11, 17, 22, 25] и детей разного возраста [4, 24, 33, 39, 42].
В процессе работы анализировались взаимосвязи между величиной ЧСС в разных экспериментальных ситуациях. Установлено, что во всех возрастных группах фоновые величины ЧСС имеют положительные взаимосвязи с ЧСС в первом (г=0,66-0,99), втором (г=0,62-0,81), третьем (г=0,58-0,63) и четвёртом (г=0,56-0,74) субтестах. Выявлена сильная и средняя взаимосвязь ЧСС при различных режимах работы (г=0,58-0,81).
Вариационный анализ сердечного ритма показал, что во время реализации информационной пробы отмечалось увеличение 8! (см. рис. 1, 2): в 5-6 лет на
63.8 % (р<0,05), 7-8 лет - 30,3 %, 9-10 лет - 60,3 % (р<0,05), 11-12 лет - 32,5 %.
Работа с максимальной скоростью у всех испытуемых вызывала дальнейшее
повышение данного показателя (р<0,05-0,001). Величина сдвига по сравнению с фоновыми данными составила: в 5-6 лет - 117,3 %, 7-8 лет - 90,6 %, 9-10 лет -
96.9 %, 11-12 лет - 74,4 %.
Реализация нагрузки в условиях звуковых помех и угрозы наказания также обусловливала достоверное (р<0,01-0,001) возрастание БГ в 5-6 лет на 132 %, 7-8 лет - 91,5 %, 9-10 лет - 107,5 %, 11-12 лет - 95,1 %.
Информационная нагрузка в условиях повышенной мотивации вызывала наиболее существенное (р<0,001) увеличение БГ в 5-6 лет - на 38,7 %, 7-8 лет -102,2 %, 9-10 лет - 112,7 %, 11-12 лет - 99,8 %.
Такой характер изменений SI в ходе информационной пробы указывает на повышение уровня неспецифической активации и напряжение механизмов регуляции физиологических функций при выполнении различных заданий. Эти сведения совпадают с данными литературы, свидетельствующими о том, что парамет-
ры сердечного ритма в условиях психологического стресса являются наиболее чувствительными психофизиологическими показателями, отражающими тесную связь эмоционально-когнитивной сферы с вегетативными функциями организма взрослых [5, 6, 11, 22] и детей [7, 8, 26, 40, 41].
У детей всех рассматриваемых возрастных групп найдены положительные корреляции между исходными величинами SI и его изменениями при работе (г=0,34-0,66). Обнаружены положительные корреляции значений SI в первом субтесте по отношению ко второму (г=0,47-0,65), третьему (г=0,41-0,59), четвёртому (г=0,39-0,63) субтестам. Средняя и слабая статистическая взаимосвязь выявлена между изменениями SI при работе в максимальном темпе, в условиях помех и повышенной мотивации (г=0,44-0,69).
Во время информационной пробы ЧД значительно учащалась, при этом наблюдались уменьшение глубины дыхания и неравномерность дыхательных циклов. Сдвиг (р<0,001) ЧД у детей 5-12 лет по отношению к фоновому состоянию в субтесте 1 находился в диапазоне 15,9-23,7 %, в субтесте 2 - 36,4-51,6 %, субтесте 3 - 27,1-53,8 %, субтесте 4 - 34,4-63,2 % (см. рис. 1, 2). Полученные в исследовании величины ЧД соответствуют литературным данным, в которых указывается на то, что при интеллектуальном напряжении отмечаются увеличение ЧД и волнообразные изменения ритма дыхания [19].
Во всех возрастных группах величина ЧД в состоянии покоя положительно коррелирует со значениями данной физиологической переменной в условиях информационной нагрузки (г=0,32-0,75). Обнаружено также наличие положительных взаимосвязей ЧД (г=0,30-0,52) при выполнении различных субтестов информационной пробы.
При работе в режиме автотемпа наблюдался существенный рост АД (см. рис.
1, 2). Увеличение СД по отношению к фоновому состоянию в среднем составляло: в 5-6 лет - 4,3 % (р<0,01), 7-8 лет - 2,9 % (р<0,05), 9-10 лет - 3,7 % (р<0,01), 11-12 лет - 2,5 %. ДД возрастало в 5-6 лет на 7,3 % (р<0,001), 7-8 лет - 3,9 %, 9-10 лет -5,3 % (р<0,001), 11-12 лет - 4,3 % (р<0,001).
В условиях нагрузки с максимальной скоростью у всех испытуемых происходило дальнейшее (р<0,001) повышение СД: в 5-6 лет - на 9,2 %, 7-8 лет - 10,5 %, 9-10 лет - 10,1 %, 11-12 лет - 4,7 %. Увеличение (р<0,001) ДД в среднем составляло в 5-6 лет - 14,8 %, 7-8 лет - 8,9 %, 9-10 лет - 13,3 %, 11-12 лет - 5,5 %.
В процессе работы при наличии звуковых помех и угрозы наказания также отмечалось увеличение СД. Сдвиг по отношению к состоянию спокойного бодрствования составлял в 5-6 лет 12,1 %, 7-8 лет - 13,2 %, 9-10 лет - 14,2 %, 11-12 лет
- 8,6 %. Прирост ДД (р<0,001) был равен в 5-6 лет 16 %, 7-8 лет - 13,2 %, 9-10 лет
- 12,2 %, 11-12 лет - 6,3 %.
Аналогичные изменения (р<0,001) СД зафиксированы на фоне повышенной мотивации: в 5-6 лет прирост составил 11,9 %, 7-8 лет - 9,9 %, 9-10 лет - 11,5 %,
11-12 лет - 5,0 %. Возрастание ДД (р<0,001) в этих условиях достигало: в 5-6 лет
13,9 %, 7-8 лет - 7,4 %, 9-10 лет - 16,8 %, 11-12 лет - 6,0 %.
Полученные сведения в целом подтверждают точку зрения о том, что повышение артериального давления в условиях психической напряженности является одним из самых существенных гемодинамических изменений, как у взрослых, так и у детей [4, 21, 28, 29, 30, 32, 37, 39, 42]. При этом можно согласиться с мнением Б.М. Фёдорова, что решение трудных когнитивных задач, в условиях дефицита
времени и высокой заинтересованности в получении положительных результатов вызывает у здоровых людей изменения кровообращения, сопоставимые со сдвигами сердечного ритма и артериального давления при физической работе [25].
Анализ взаимосвязей изменений артериального давления при реализации информационной пробы показал наличие сильной и средней степеней корреляции между исходными величинами СД и его приростами в состоянии функционального комфорта (г=0,83-0,90), при работе с максимальной скоростью (г=0,75-0,84), в условиях помех (г=0,55-0,79), с повышенной мотивацией (г=0,59-0,73). Обнаружены положительные взаимосвязи изменений СД при различных режимах работы (г=0,59-0,86) у детей всех возрастных групп.
Материалы исследования свидетельствуют о наличии прямой зависимости между фоновыми значениями исследуемых показателей и величиной реакции при выполнении различных субтестов информационной пробы. Полученные результаты совпадают с выводами ряда исследований, в которых показано, что при физических, информационных и эмоциональных нагрузках более высоким величинам физиологических переменных в состоянии спокойного бодрствования, соответствуют и более высокие рабочие их значения [9, 13, 20, 23, 34, 35, 36, 44].
В целом результаты проведенного корреляционного анализа показывают, что изменения рассматриваемых показателей ФС у детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет имеют неспецифическую природу, проявляющуюся при всех видах заданий. Однако будучи неспецифическими по отношению к субтестам задания, сдвиги различных показателей ФС происходят в значительной степени независимо друг от друга. Сопоставление динамики изучаемых физиологических переменных, характеризующих ФС, показало, что наименее выраженные их изменения в рассматриваемых возрастных группах отмечаются при реализации нагрузки в режиме автотемпа. Работа в максимальном темпе, в максимальном темпе при наличии звуковых помех и угрозы наказания, в максимальном темпе в условиях повышенной мотивации в подавляющем большинстве случаев вызывала более существенные физиологические изменения, чем нагрузка в режиме «автотемп». В то же время реализация нагрузки на трех последних ступенях информационной пробы обусловливала однотипные изменения используемых показателей, что проявлялось в отсутствии статистически значимых межгрупповых различий в отношении большинства переменных. Наиболее близкие психофизиологические сдвиги отмечались во время работы в максимальном темпе при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест II) и при нагрузке в максимальном темпе в условиях повышенной мотивации (субтест IV).
Необходимо подчеркнуть, что у детей 5-6, 7-8, 9-10, 11-12 лет изменения рассматриваемых показателей ФС на каждой ступени информационной пробы, достаточно хорошо согласуются между собой. Наличие коэффициентов корреляции, характеризующихся высокой и средней степенями взаимосвязи между сдвигами ФС при реализации П-[У субтестов, свидетельствует о том, что эти задания являются эквивалентными, а сама информационная проба гомогенной.
В ходе дальнейшей работы установлено также, что наибольшей валидностью обладает вариант реализации напряженной информационной нагрузки при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III). Изменения ФС в данной экспериментальной ситуации наиболее существенно коррелировали со сдвигами, наблюдаемыми при реализации других субтестов: в разных возрастных группах
коэффициенты валидности составляли от 0,6 до 0,9. Информационная проба обладает также удовлетворительной ретестовой надежностью в отношении детей 512 лет, поскольку подавляющем большинстве случаях коэффициент корреляции при использовании параллельных форм заданий превышал 0,7. В связи с тем, что три последних тестовых задания вызывают у детей 5-12 лет весьма сходные сдвиги ФС, использование какого-либо одного из них может упростить процедуру исследования. На этом основании предложен вариант информационной пробы, включающий только две ступени нагрузки: автотемп (субтест I); максимальный темп при наличии звуковых помех и угрозы наказания (субтест III). Аналогичная модель тестовых информационных нагрузок разработана ранее и для подростков 13-14 лет [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования показали, что выполнение детьми 5-12 лет ряда экспериментальных заданий, моделирующих напряженную информационную нагрузку, сопровождалось выраженными изменениями их ФС.
Установлено, что информационные нагрузки, реализуемые с максимальной скоростью по сравнению с работой в оптимальном темпе, вызывают более значительное повышение уровня активации ЦНС и возрастание напряжения систем регуляции физиологических функций. Подобные изменения изучаемых показателей рассматриваются как проявление неспецифической адаптационной реакции, направленной на мобилизацию функциональных резервов организма с целью обеспечения адекватной степени результативности когнитивной деятельности.
Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что рассматриваемая модель информационных нагрузок является добротным инструментом диагностики ФС детей 5-12 лет при интенсивной когнитивной деятельности. С ее помощью можно надежно идентифицировать ФС, различающиеся по степени стрессогенно-сти. В контексте изложения важно подчеркнуть, что режимы информационной нагрузки, реализуемые с оптимальной и максимальной скоростью соответственно, могут быть использованы для воспроизведения состояния функционального комфорта и состояния психической напряженности.
В заключение необходимо отметить, что проведенные исследования продемонстрировали высокую эффективность разработанного метода диагностики ФС в отношении контингента здоровых детей 5 -12 лет.
Работа поддержана РГНФ (№13-06-00191а и № 12-06-00037а).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аракелов Г.Г. Психофизиология стресса / Психофизиология под ред. Ю.И. Александрова. - СПб.: Питер, 2011. - С. 326-344.
2. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.
4. Бориско Г.А. Особенности адаптационных реакций сердечно-сосудистой системы у здоровых детей и подростков и с первичной артериальной гипертензи-
ей при эмоциональном напряжении: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Харьков, 1986. - 16 с.
5. Ведерко О.В., Данилова Н.Н., Онуфриев М.В. и др. Системные изменения биохимических и электроэнцефалографических параметров под влиянием информационной нагрузки // Нейрохимия. - 2007. - Т. 24, № 2. - С. 172-179.
6. Данилова Н.Н., Коршунова С.Г., Соколов Е.Н. Показатели сердечного ритма при решении человеком арифметических задач // ЖВНД. - 1994. -Т. 44, Вып. 6, № 4-5. - С. 932-943.
7. Данилова, Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 324 с.
8. Дьячкова Г.И. Сердечный ритм при эмоциональном напряжении у детей // Педиатрия. - 1990. - № 8. - С. 25-27.
9. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 461 с.
10. Илюхина В.А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. - СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. -368 с.
11. Коршунова С.Г. Эффективность решения умственных задач и вариантность сердечного ритма // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. - 1996. - № 1. -С. 31-41.
12. Криволапчук И.А., Чернова М.Б Разработка модели тестовых нагрузок для изучения стрессовой реактивности подростков // Новые исследования. - 2010.
- № 3 (24). - С. 25-37.
13. Ларикова Л.П., Бершацкий Б.Г., Евдокимова Т.А. Сдвиги гемодинамики на изометрическую нагрузку у человека при различных исходных показателях системного кровообращения // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 3. - С. 442448.
14. Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. - 2004. - № 2. - С. 76-85.
15. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Москв.ун-та, 1993. - 124 с.
16. Леонова А.В. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: Изд.-во Москов.ун-та, 1984. - 200 с.
17. Лэйси Дж. А., Лэйси Б.К. Специфическая роль частоты сердцебиений в сенсомоторной интеграции // Нейрофизиологические механизмы поведения. - М.: Наука, 1982. - С. 434-453.
18. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
19. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов / под ред. В.П. Некрасова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 86 с.
20. Романов В.В., Чернова И.Н. Результаты экспериментальной поверки «закона» исходного уровня // Физиология человека. - 1983. - Т. 9, № 3. - С. 481-487.
21. Сидоренко Б.А., Ревенко В.Н. Психоэмоциональное напряжение и ишемическая болезнь сердца. - Кишинев: Штиинцы, 1988. - 150 с.
22. Соколов Е.Н., Подачин В.П., Белова Е.В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. - М.: Наука, 1980. - 190 с.
23. Солонин Ю.Г. Роль исходного состояния физиологических функций в реакциях на физическую нагрузку // Физиология человека. - 1987. - Т. 13, № 1. -С. 96-102.
24. Степанова О.В. Особенности реакций сердечно-сосудистой системы на тестовые нагрузки у детей дошкольного возраста: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1986. - 20 с.
25. Фёдоров Б.М. Стресс: кардиологические аспекты // Физиология человека. - 1997. - Т. 23, № 2. - C. 89-99.
26. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. -259 с.
27. Allen M.T., Hogan A.M., Laird L.K. The relationships of impulsivity and cardiovascular responses: the role of gender and task type // Int J Psychophysiol. - 2009. -Vol. 73, № 3. - P. 369-376.
28. Allen M.T., Matthews K.A., Sherman F.S. Cardiovascular reactivity to stress and left ventricular mass in youth // Hypertension. - 1997. - Vol. 30, № 4. - Р. 782787.
29. Chen E., Matthews K.A, Salomon K, Ewart C.K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children's personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. - 2002. - Vol. 21, № 1. - Р. 16-24.
30. De Visser D.C., van Hooft I.M., van Doornen L.J., Hofman A, Orlebeke J.F., Grobbee D.E. Cardiovascular response to mental stress in offspring of hypertensive parents: the Dutch Hypertension and Offspring Study // J Hum Hypertens. - 1996. -Vol. 10, № 12. - Р. 781-788.
31. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - Springer, 2013. - 486 p.
32. Falkner B. Реактивность сердечно-сосудистой системы у лиц молодого возраста // Кардиология. - 1986. - Т. 16, № 1. - С. 39-43.
33. Ferrara L.A., Mainenti G., Fasano M.L. et al. Cardiovascular response to mental stress and to handgrip in children. The role of physical activity // Jpn. Heart J. -1991. - V. 32. № 5. - P. 645.
34. Geenen R., Van de Vijver F. A simple test of the Law of Initial Values // Psychophysiology. - 1993. - Vol. 30. - P. 525-530.
35. Jin P. Toward a reconceptualization of the Law of Initial Value //Psychol. Bull.
- 1993. - Vol. 111. - P. 176-184.
36. Krivolapchuk I. A., Chernova M. B. Physical performance and psychophysio-logical reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. - 2012. - 65 (2). - Р. 173-185.
37. Lambiase M.J., Barry H.M., Roemmich J.N. Effect of a simulated active commute to school on cardiovascular stress reactivity // Med Sci Sports Exerc. - 2010. -Vol. 42(8). - P. 1609-1616.
38. Light K., Obrist P., James S., Strogatz D. Cardiovascular Responses to Stress:
II. Relationships to Atrobic Exercise Patterns // Psychophysiology. - 1987. - Vol. 24. № 1. - P. 79-86.
39. Musante L., Raunikar R.A, Treiber F. et al. Consistency of children's hemodynamic responses to laboratory stressors // Int J Psychophysiol. - 1994. - Vol. 17, № 1. -Р. 65-71.
40. Obradovic J., Bush N.R., Stamperdahl J. et al. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. - 2010. - V. 81, № 1. - P. 270-289.
41. Porges S.W. The polyvagal theory: phylogenetic contributions to social behavior // Physiology and Behavior. - 2003. - V. 79, № 3. - P. 503-513.
42. Roemmich J.N., Lambiase M., Salvy S.J., Horvath P.J. Protective effect of interval exercise on psychophysiological stress reactivity in children // Psychophysiology.
- 2009. - Vol. 46, № 4. - P. 852-861.
43. Shapiro D, Jamner LD, Lane JD, Light KC, Myrtek M, Sawada Y, Steptoe A. Blood pressure publication guidelines. Society for Psychophysical Research Psychophysiology. - 1996. - Vol. 33(1). - P. 1-12.
44. Spalding T.W., Jeffers L.S., Porges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Ex-erc. - 2000 - Vol. 32, № 3. - P. 581-591.
45. Verhaaren H.A., Schieken R.M., Schwartz P. et al. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children // J. Appl. Physiol. - 1994. - Vol. 76, № 1. - P. 146-150.