3. Ахаян А.А., Кизик О.А. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся // Письма в emissia.offline URL: http://www.emissia.org/offline/2007/1220.htm (дата обращения: 25.07.12).
4. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для 21 века, представленный ЮНЕСКО // «Информация для всех» URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 17.07.12).
5. Палфри Дж. Дети цифровой эры / Палфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. - М., 2011. - 368 с.
6. Северова Н. Ю. Формирование гипермедиакомпетенции студентов педагогических вузов как необходимое условие подготовки специалистов в контексте требований Болонского процесса // Гумбольдтовские чтения. Перспективы развития языкового образования в свете требований Болонских реформ: Сб. науч. тр. Ч. I. - М. 2007. - С. 20 - 22.
7. Сысоев П.В., М.Н. Евстигнеев Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // URL: www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/04/image/04-096.pdf (дата обращения: 30.06.12).
8. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. № 6, с. 12 - 21.
9. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» URL: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm (дата обращения: 01.07.12).
Д.С. Зеленое
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ «СКЛОННОСТИ К ОБМАНУ»
SUBSTANTIATION OF A TECHNIQUE OF PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS «PROPENSITIES TO A DECEIT»
Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к изучению «склонности к обману», даются основные ее виды: ситуативная, позиционно-личностная, патологическая склонность к обману. Раскрываются признаки каждого вида склонности и методика их диагностики.
Ключевые слова: «склонность к обману», личность, нравственность, социальная роль, демонстративность, эгоцентризм, макиавеллизм.
Abstract: in article the main approaches to studying «tendencies to deception» are considered, its main types are given: situational, item and personal, pathological tendency to deception. Reveals signs of each type of tendency and a technique of their diagnostics.
Keywords: propensity, deceit, «propensity to a deceit», the person, morals, a social role, demonstrative person, an egocentrism.
В современной науке понятие «склонность» не получило однозначного толкования. В основных подходах склонность понимается как направленность на определенную деятельность, как профессиональная направленность как потребность в
© Д.С. Зеленов, 2012
каком-либо виде деятельности. В основу исследовательского замысла положено сущностное понимание «склонности к обману» - как направленности личности на деятельность, а также социально-психологического взаимодействия, связанного с ситуациями нравственного выбора между «обманом» и «правдой», при которой предпочтение отдается «обману».
Известно, что человек уже на ранних этапах развития проявляет способность избегать неприятные эмоции со стороны агрессивного окружения с помощью маскировки и приспособления. Недоброжелательные интонации, крик, агрессивная мимика и другие невербальные компоненты общения воспринимаются ребенком как акты враждебности уже с первых недель жизни и достаточно быстро у него развиваются защитные механизмы. Впоследствии, когда ребенок стремится скрыть неблаговидные поступки, он начинает прибегать к умолчанию факта их свершения или к прямому отрицанию того, что им сделано, то есть начинает использовать обман по отношению к взрослым [7].
Помимо страха «пусковым механизмом» использования «обмана» ребенком является осознание того, что к неискренности, как форме оказания влияния на самого ребенка и в качестве способа эффективного психологического воздействия на окружающих, прибегают родители или другие представители его референтных групп. Включение «обмана» в структуру обычного поведения наступает тем быстрее, чем менее благополучны условия жизни и воспитания, причем понимание того, что «обман» является нормой для поведения взрослых, способствует переосмыслению стратегий собственного поведения. Формы манипуляций взрослыми, в зависимости от личностных особенностей ребенка, могут варьировать от плаксивости и имитации болезней до агрессивности.
В современной психологической теории и практике сложилось мнение, что ряд психологических качеств человека (истероидность, связанная с ней демонстративность и др.) проявляются в приукрашивании собственных возможностей, в том числе, с помощью обмана и других способов введения окружающих людей в заблуждение. Для обмана у истероидов, часто характерно настолько полное овладение психики собственными выдумками и иллюзиями, что некоторые авторы считают неправильным называть истероидное поведение неискренним; в данном случае наряду с обманом окружающих проявляется самообман. В.В. Знаков отмечает, что «обращаясь к анализу психологических механизмов вранья, нередко его нужно рассматривать как внешнее проявление защитных механизмов личности, направленных на устранение чувства тревоги, дискомфорта, вызванного неудовлетворенностью субъекта своими взаимоотношениями с окружающими» [4, 5].
Некоторые исследователи связывают склонность к обману с национально-психологическими и культурными особенностями определенных этнических групп. В целом, в обществе существуют различные предпосылки, начиная с функционирования семьи и кончая социальными структурами, влияние которых на протяжении всей жизни человека способствует формированию личностных качеств, обуславливающих использование обмана. Характерной особенностью склонности является то, что человек, как правило, не осознает ее истинных причин. Он не может в большинстве случаев объяснить, почему ему нравится именно эта деятельность и форма поведения, и называет чисто внешние признаки, базирующиеся на содержательной характеристики выбираемого вида активности. Положительное же отношение к деятельности может быть обусловлено и другими факторами [6, с.161].
На основе вышеизложенного возможно осуществить видовую дифференциацию «склонности к обману» на следующие виды: патологическую, позиционно-личностную и ситуативную. Однако, важное значение приобретает проблема признаковой базы, характеризующей эти виды «склонности к обману». На современном этапе развития
психологической диагностики, признаки «склонности к обману» являются диагностируемыми. Исходя из этого возможно диагностировать «склонность к обману».
«Патологическая склонность к обману» рассматривалась различными учеными (Дельбрюк, Дюпре. Крепелин и др.), однако все они пришли к единому выводу, о том что «если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется, с одной стороны, с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией, а с другой - с более резко, чем у истериков, выраженными моральными дефектами, то возникает картина психопатии» [3, с.266]. Данный вид склонности является предметом работы психотерапевтов и клинических психологов, диагностировать «патологическую склонность» возможно по результатам обследования по личностному опроснику MMPI (шкала истерии (Ну)), если данная черта переходит в акцентуацию характера.
Основу исследования по диагностики «ситуативной склонности к обману» составляет системно-ситуационный анализ. Осуществляется такой вид анализа посредством метода последовательной динамической оценки [9, а34].
«Позиционно-личностная склонность» к обману диагностируется совокупностью психодиагностических методик по каждому обозначенному признаку:
- ярко выраженный поведенческий «макиавеллизм» - отличают явные черты поведения: цинизм, вероломство, неразборчивость в средствах, жестокость. Современные американские исследователи разработали коэффициент измерения уровня «маккиавелизма», основанный на таких показателях как слабая роль эмоций в межличностных отношениях, пренебрежение нормами морали, отсутствие идеологических убеждений, наслаждение, получаемое от манипулирования другими людьми [10, с.44].
- высокая мотивация «достижения» - диагностируется методикой Элерса «Мотивация к успеху». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом, показатель свыше 21 балла свидетельствует о слишком высоком уровне мотивации к успеху.
- демонстративность в поведении возможно диагностировать посредством методик: MMPI (шкала истерии (Ну), характерологические опросники К. Леонгарда и Г. Шмишека, различными проективными методами («Нарисуй человека», «Несуществующее животное»).
- проявление обманных действий и поступков в «первом круге желаемого общения» - диагностируется методом интервьюирования, где в качестве экспертов выступают субъекты входящих в первый круг желаемого общения. К ним относятся родители, близкие родственники, друзья, соседи.
- преобладание личностного эгоцентризма определяется преимущественно стремлением человека лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет [1]. Проведя агрегирование показателей субшкал «локус контроля-Я», опросника «Уровень субъективного контроля», шкал интервальности в области неудач и в области межличностных отношений, возможно выделить уровень личностного эгоцентризма.
- систематические нарушения морально-нравственных норм определяются при помощи контент-анализа учета дисциплинарных проступков.
- «криминогенный» тип поведения. При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Представляется, что отличие преступного
поведения от правоверного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок. Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. В первом случае анализируются, прежде всего, социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Акцент делается на социальной обусловленности поведения личности как объекта социальных влияний. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны [2, с.187; 8, с.640].
Исследовательский замысел состоял также в «маскировке» основных смысловых вопросов вопросами так называемого «балласта» и расстановки их по принципу воронки, в целях превентивного снятия ряда защитных механизмов, снижения психологического напряжения и плавного ввода и вывода испытуемого в работу. После проведения пилотажного исследования анкета прошла ряд корректировок. Были заменены и исключены некоторые вопросы.
Таким образом, нами рассмотрены основные подходы к изучению понятия «склонность», выведено понятие «склонность к обману», основные виды склонности к обману: ситуативная, позиционно-личностная, патологическая склонность к обману. Раскрываются признаки каждого вида склонности и методика их диагностики.
Литература
1. Акулич А.Л. Возможности психологического влияния православия на личностный смысл боевой деятельности офицера: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.14, Москва, 1996.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.: «Юридическая литература», 1991. - С.187.
3. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнас и Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
4. Знаков В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе // Психологический журнал. 1994. № 6.
5. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. № 2.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Издательство «Питер», 2000. -
С.160.
7. Малявкина A.M. эмоционально-личностные особенности старших дошкольников с разной степенью склонности к обману: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Москва. 2003.
8. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. - М.: Академический проект. 2005. - С. 640.
9. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиск. - М., 1989. - С.34.
10. Шейнов В.П. Психология власти. - М.: Ось-89, 2003.