Научная статья на тему 'Обоснование метода изменения параметров авторулевого'

Обоснование метода изменения параметров авторулевого Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРУЛЕВОЙ / ПД-АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Поселенов Евгений Николаевич

Рассматривается проблема использования классического авторулевого с ПД-алгоритмом управления на примере управления движением речного водоизмещающего судна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Поселенов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBSTANTIATION OF THE METHOD OF THE AUTOPILOT PARAMETER CHANGE

The steering of river vessels using autopilot with PD-control algorithm is considered.

Текст научной работы на тему «Обоснование метода изменения параметров авторулевого»

Общая и прикладная механика Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 4, с. 285-286

УДК 629.5-52

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АВТОРУЛЕВОГО © 2011 г. Е.Н. Поселенов

Волжская государственная академия водного транспорта, Нижний Новгород

[email protected]

Поступила в редакцию 15.06.2011

Рассматривается проблема использования классического авторулевого с ПД-алгоритмом управления на примере управления движением речного водоизмещающего судна.

Ключевые слова: авторулевой, ПД-алгоритм управления, математическая модель, показатели качества.

При управлении движением речного водоизмещающего судна авторулевым (АР) с пропорционально-дифференциальным законом управления (ПД-регулятор) послушливость объекта сигналу управления определяется не только собственными характеристиками объекта, настройкой параметров регулятора (Кь К2), но и состоянием внешней среды. Известно, что у речных судов АР с постоянными коэффициентами К1 и К2 отключают при усилении ветра, волнения и на малой глубине фарватера. Возникает вопрос, можно ли, не используя математической модели объекта, а только отслеживая качество процесса удержания судна на курсе, автоматически изменить коэффициенты К1 , К2 и, тем самым, увеличить диапазон изменения состояния внешней среды, при котором АР работоспособен?

Поиск ответа на поставленный вопрос осуще-

где в - угол дрейфа судна, Ю - угловая скорость судна, а - угол перекладки руля, ф - угол отклонения от курса, Крм , Трм - параметры рулевой машины, и - заданное значение управляющего воздействия на рулевой привод, К1 и К2 - параметры регулятора, ^2 , г2 , s2 , q3 , г3 , 53 , И - гидродинамические коэффициенты.

Известно, что гидродинамические коэффициенты зависят не только от параметров корпуса судна (длины, ширины, осадки, полноты водоизмещения), характеристик движительно-рулевого комплекса, но и от внешних факторов (глубины фарватера, загрузки судна и т.д.).

В [2] показано влияние мелководья на эти коэффициенты. Поэтому изменение внешней среды (К) моделировалось изменением гидродинамических коэффициентов, значения кото -рых даны в табл. 1.

Таблица 1

Значения гидродинамических коэффициентов

?21 Г21 S21 Ä1 Ч31 Г31 S31

Fi -0.044 0.029 -0.0020 0.056 -0.185 0.140 -0.0018

F2 -0.044 0.026 -0.0014 0.063 -0.175 0.130 -0.0015

F3 -0.048 0.010 -0.0008 0.118 -0.155 0.110 -0.0011

F4 -0.066 -0.021 -0.0007 0.376 -0.127 0.083 -0.0008

ствлялся с помощью моделирования процесса удержания судна по заданному курсу. Для исследования использовалась математическая модель судна [1], рулевого привода (инерционное звено первого порядка) и ПД-регулятора.

Р = ^Р- Г2Ю- ‘*2а- И|Р|Р,

ю = ^3Р - г3ю - s3a,

ф = ®,

а = (-а + Kрми)/три,

U = К1ф + К2ю,

(1)

Данные таблицы взяты из натурных испытаний, проведенных на речном судне

«Волгонефть».

Для оценки качества управления введен комплексный показатель /:

/ = ^1®шах + ¿2 Т + ¿3атах ’ (2)

где Ютах - максимальное значение угловой скорости рыскания в режиме удержания судна на курсе, Т — полупериод рыскания на заданном направлении, атах — максимальное значение перекладки

руля, d1 , d2 , dъ - весовые коэффициенты, значения которых определялись желаемым вкладом каждого частного показателя в обобщенный.

При моделировании режима удержания судна на курсе рассматривались две ситуации:

1) коэффициенты авторулевого (K1, K2) оставались постоянными для всех Fi и равными оптимальным значениям, найденным для идеальной среды ^) (ситуация 1);

2) для каждой среды вручную выставлялись

оптимальные значага K1 и K2 ,

обеспечивающие наилучший показатель качества (ситуация 2).

На рис. 1 представлена зависимость показателя J от состояния внешней среды. Кривая, помеченная звездочками, построена при постоянных коэффициентах авторулевого (ситуация 1), кружочками - коэффициенты авторулевого, оптимальные для каждой среды (ситуация 2). Из представленной зависимости видно, что при переходе от глубокой воды на мелководье ^4) все показатели резко ухудшаются, если коэффициенты АР не настраивать, и практически остаются такими же при оптимальной настройке коэффициентов для каждого состояния среды.

J

16 12 -8 4

K1K2 (рис. 2: а - при Fl5 б - при F4).

Fi F:

2 1 3

Рис. 1

F3 F 4 F

K2

320

240 *\ J = 1.4 J = 1

160 J = 1.2

80 J = 1 т. А

K2om

J = 2

K2 320

K2onT

240

160

80

Для оценки смещения оптимальной настройки коэффициентов закона управления авторулевого были построены линии равных уровней для показателя качества J в плоскости

0 K 1опт 3 6 9 K 0 KlonT 3 6 9 K

а) б)

Рис. 2

Анализ оценки качества управления показал, что при изменении глубины фарватера точка А оптимальной настройки параметров K1 и K2 практически смещается вверх. Для идеальной среды оптимальная настройка K1 = 1, K2 = 40 дает значение J(F 1) = 1; для мелководья оптимальная настройка K1 = 1, K2 = 280 дает значение J(F4) = 1.2. Таким образом, основная настройка должна проводиться по коэффициенту K2 и дополнительная настройка - по незначительному изменению коэффициента K1 .

Список литературы

1. Войткунский Я.И., Першиц Р.Я., Титов И.А. Справочник по теории корабля. Судовые движители и управляемость. Л.: Судостроение, 1973. 512 с.

2. Поселенов Е.Н., Чиркова М.М. Определение диапазона изменения гидродинамических коэффи -циентов модели судна по результатам натурных испытаний, проведенных при различных внешних условиях // Управление движением кораблями и специальными аппаратами: Сб. тр. XXXVI Всерос. конф. М., Институт проблем управления им. В. А. Тропезникова. 2009. С. 201 -205.

THE SUBSTANTIATION OF THE METHOD OF THE AUTOPILOT PARAMETER CHANGE

E.N. Poselenov

The steering of river vessels using autopilot with PD-control algorithm is considered. Keywords: autopilot, PD-control algorithm, mathematical model, indicators of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.