Научная статья на тему 'Обоснование метода факторного анализа для исследования гендерной политики государства'

Обоснование метода факторного анализа для исследования гендерной политики государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / GENDER POLICY / STATE / FACTOR ANALYSIS / CORRELATION ANALYSIS / CORRELATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Климашевская Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема необходимости применения метода факторного анализа для исследования гендерной политики государства ввиду сложности научно-теоретического осмысления и фиксации результатов данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of necessity of factor analysis method application for state gender policy studying is being considered in the article because of the complicity of scientific and theoretical understanding and fixation of given phenomenon results.

Текст научной работы на тему «Обоснование метода факторного анализа для исследования гендерной политики государства»

Ольга КЛИМАШЕВСКАЯ

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В статье рассматривается проблема необходимости применения метода факторного анализа для исследования гендерной политики государства ввиду сложности научно-теоретического осмысления и фиксации результатов данного феномена.

The problem of necessity of factor analysis method application for state gender policy studying is being considered in the article because of the complicity of scientific and theoretical understanding and fixation of given phenomenon results.

Ключевые слова:

гендерная политика, государство, политика, факторный анализ, корреляционный анализ; gender policy, state, policy, factor analysis, correlation analysis, correlation.

Гендерные политические процессы достаточно сложны для научного осмысления и фиксации результатов. Многие гендерные процессы обычными методами исследовать не удается. Однако потребность в их исследовании становится все более острой и требует разработки особой методологии. Цель настоящей статьи

— обоснование метода факторного анализа, который применяется в разных областях политологического знания1, для исследования гендерной политики государства.

До настоящего времени выводы ученых по данной проблеме сводятся к выявлению совокупности барьеров, препятствующих реализации женского политического участия. В частности, С.Г. Айвазова выявила ряд причин трудностей для карьерного роста женщин в политической сфере, а именно: институциональные барьеры, гендерные стереотипы, колоссальное доминирование патриархальных установок в российском обществе.

Особое значение имеют исследования политического участия женщин и их представительства в политике, проблем создания институциональных структур для соблюдения принципов гендерного равенства в России. Анализу факторов, условий, обстоятельств продвижения женщин в политике посвящена работа «Гендерная реконструкция политических систем» Е.Н. Кудряшовой и Н.Н. Кукаренко. Главными причинами низкого представительства женщин в политике исследователи считают биологические и культурные факторы. Первые объясняют отсутствие женщин в политике нежеланием самих женщин в силу их природной склонности к домашнему очагу. Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина также указывают на стремление женщин минимизировать риск неудачи и поэтому остаться в относительно безопасной сфере, где они наиболее компетентны, т.е. в семье. Второй блок факторов включает в себя две теории: структурную, указывающую на политическую социализацию женщин как причину дискриминации, и ситуационную, которая охватывает такие аспекты, как обстановка в семье, в профессиональной деятельности, а также отсутствие денежных ресурсов. Все факторы способствуют неравенству в общественно-политической сфере в пользу мужчин.

1 Сидельников Ю.В.Теория и организация экспертного прогнозирования. — М. : АН СССР, ИМЭМО, 1990; Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Экспертные оценки.

— М. : Экономика, 2005; Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология : учебное пособие для вузов. — М. : Мир книги, 2003; Мангейм Дж., Рич Р. Методы исследования в политической науке. — М. : Весь Мир, 1997; Якунин В.И. Факторный анализ масштабной приватизации в России в 90-е годы // Политический класс, 2007, № 28, с. 66—79; и др.

КЛИМАШЕВСКАЯ

Ольга

Викторовна — аспирант МГУ им. М.В. Ломоносова Klimaweuskaya@ Bandexc.ru

Е.С. Кочкина и Л.Н. Попкова анализируют социальные (особенно влияние социализации, гендерных ролей и стереотипов) и политические факторы при объяснении низкой представленности женщин в политике. Для ограничения возможности избрания женщин-кандидатов используются различные электоральные правила: помещение имен женщин-кандидатов в конец партийных списков, выдвижение женщин на посты, непривлекательные для мужчин в силу отсутствия там денег и реальной власти (например, в области социальной политики, здравоохранения, культуры, образования).

Сфера политики в большей степени толерантна к мужчинам, чем к женщинам, что проявляется в виде барьеров для возможностей политического участия. X. Шейе отмечает боязнь мужчин допустить женщин в институты власти, поскольку они могут подорвать их гегемонию и разрушить существующие партии, голосуя внутри партий против партийной линии.

Согласно теории экономических факторов, рассматриваемой Н.В. Поливаевой, низкая представленность женщин в структурах власти может быть объяснена их слабой представленностью в сфере бизнеса, а также в тех отраслях и профессиях, где, как правило, формируется политическая элита. Экономический статус женщин обычно ниже экономического статуса мужчин, что сказывается на их финансовых возможностях для организации предвыборной кампании.

С. Краатц, Б. Шмидт, Б. Зауер и др. анализируют влияние политико-институциональных факторов, таких как избирательная система и политические партии, на участие российских женщин в политике. Система пропорционального представительства, считают они, имеет тенденцию к повышению доли женского представительства в большей мере, чем система одномандатных округов. При пропорциональной системе выборов избиратели голосуют за партию целиком. В состав избирательного списка могут входить как представители мужского, так и женского пола. Соответственно, чем больше женщин — кандидатов в депутаты в партийных списках, тем выше вероятность, что в Государственной Думе РФ увеличится доля женского представительства. Мажоритарная система не дает таких возможностей, т.к. при такой системе выбо-

ров избиратели голосуют за конкретного кандидата, и очень часто такое решение принимается не в пользу женщин-кан-дидатов. Однако в российской практике, начиная с 1995 г., отношение к женщинам-кандидатам отличается от ожидаемого. Женщины получали лучшие результаты в одномандатных округах по сравнению с выборами по пропорциональной системе, которая как раз «не работает» для продвижения женщин в России. Возможно, это связано с тем, что женщины располагаются в списках на потенциально невыигрышных позициях. Считается, что самые высокие шансы на получение депутатских мандатов имеют те кандидаты, чьи имена значатся либо в центральной части списка, либо в самом начале его региональных частей. Оказаться в «проходной» части списка у женщин мало шансов.

Таким образом, накоплен определенный научный багаж по вопросам, касающимся различных причинно-следственных аспектов карьеры женщин в общественно-политической сфере: проведен анализ влияния различных обстоятельств на достижение гендерного равенства, разработаны подходы, выявляющие факторы влияния на реализацию гендерной политики.

Вместе с тем исследователи, затрагивая отдельные проблемные области, в целом не осуществляют системный анализ факторов в совокупности их влияния на гендерную политику. Отсутствуют попытки проанализировать степень воздействия отдельно взятого фактора в пространственно-временном аспекте. Нет возможности прогнозировать изменение ситуации по реализации гендерной политики в дальнейшем, например, воздействие каких факторов надо уменьшить для достижения положительного результата.

Якунин В.И. определяет место и роль факторного анализа в государственной политике1. Под факторами в данном случае понимаются условия, обстоятельства, причины, влияющие на заданную цель (ценность). В конкретном случае исследователь использовал распределен -ную множественную экспертную оценку состава набора факторов и значимости каждого из них. С.С. Сулакшин использовал метод факторного анализа для исследования демографического кризиса

1 Якунин В.И. Сулакшин С.С. О значении факторного анализа при формировании государственной политики // Власть, 2006, № 9, с. 31—49.

в России в 90-х гг.1 при помощи четырехфакторной модели исследования, основанной на идейно-духовном (социопсихологическом) состоянии российского общества; национальной (русской цивилизационной) идентичности российской государственности; роли государства в управлении демографическими процессами; социально-материальном уровне обеспеченности российского населения. Разработана схема цикла жизни государственной политики в управленческом контексте, где было обозначено место факторного анализа. Последний способствует строительству адекватной государственной политики. И наоборот, без точного представления о реальных факторах результативность государственной политики будет невысока.

Существует несколько методов факторного анализа, которые были адаптированы для политической науки и могут быть использованы для изучения гендерной политики государства. Это, во-первых, метод распределенной множественной экспертной оценки набора факторов и значимости отдельных факторов. Он используется в тех случаях, когда совокупность объективных показателей не всегда способна адекватно отобразить состояние исследуемого политического процесса. В этом случае целесообразно оценить качество проектов и, соответственно, осуществлять их последующий отбор на основе мнения специально выбранных для этой цели специалистов-экспертов, владеющих методологией экспертных оценок и имеющих богатый опыт в сфере решения узловых проблемных задач. Данный метод широко применяется исследователями в политической науке.

Во-вторых, метод экспертной оценки, который позволяет дать оценку состояния, причин явления или процесса, осуществить прогноз тенденций развития политических процессов, разработать формы и методы решения политической проблемы. Правильно составленный экспертами политический прогноз позволит определить необходимые меры для нейтрализации факторов, способных привести к неблагоприятному результату.

1 Сулакшин С.С. Корреляционный факторный анализ российского демографического кризиса и методика экспертных оценок // Научный эксперт, 2007, № 2, с. 43-68.

В-третьих, универсальным методом является корреляционный анализ. Его применение в политической науке описали Дж. Мангейм и Р. Рич. С.С. Сулакшин рассматривает корреляционный анализ как «наиболее эффективный метод факторного анализа исследования сложных социально-политических процессов». Он позволяет находить причинно-следственные связи в условиях незнания всех деталей механизмов, обусловливающих эти связи, из-за их сложности или вариативности. А для эффективной государственной политики по управлению, в частности, гендерными процессами необходимо знать точно, что, как и на что влияет, что является причиной и что — следствием. Основу корреляционного анализа составляют зависимости, выявляющие общезначимые связи между исследуемыми переменными, в основе которых лежит действие определенного фактора. Примером корреляционной связи является зависимость результата гендерной политики

— соотношения представленности мужчин и женщин в высшем законодательном органе РФ, например, от роли политической элиты.

Корреляционный анализ как разновидность факторного метода может использоваться для измерения связи между различными показателями политических процессов, что обеспечивает возможность контролировать и направлять эти процессы. Наличие корреляционной связи между показателями позволяет через воздействие на один показатель оказывать влияние на другой показатель, выстраивая порядок управления процессом.

Таким образом, факторный анализ гендерной политики позволяет оценить реальную обстановку в рамках данного направления государственной деятельности, прогнозировать ситуацию и выработать основные цели и задачи интересующего нас направления. Владение полной и достаточно точной информацией по гендерной политике является одним из необходимых условий для достижения прогресса в таких направлениях, как обеспечение стабильного экономического развития, длительного и надежного мира, преодоление межнациональной розни, формирование взаимовыгодного партнерства между странами, смягчение остроты ряда социальных, расовых, этнических и других проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.