Научная статья на тему 'Обоснование механизма взаимодействия в зоне фазового перехода основных логистических потоков предприятия'

Обоснование механизма взаимодействия в зоне фазового перехода основных логистических потоков предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗОНЕ ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА / МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / LOGISTICAL STREAMS / THE INTERACTION MECHANISM IN A ZONE OF PHASE TRANSITION / MODEL OF CONSTRUCTION OF A UNIFORM LOGISTICAL INFORMATION FIELD OF A SMALL ENTERPRISE / A MANAGEMENT EFFICIENCY THE ENTERPRISE / AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF AN INFORMATION FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каточков Виктор Михайлович, Грейз Георгий Маркович, Хатеев Игорь Валерьевич

Представлена авторская концепция взаимодействия основных экономических потоков. Показан механизм трансформации данной концепции применительно к малым предприятиям. Представлена модель построения единого логистического информационного пространства малого предприятия и обосновано наличие фазовых переходов. Предложено направлять управляющие воздействия на зоны фазовых переходов в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Проведена оценка эффективности информационного пространства предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каточков Виктор Михайлович, Грейз Георгий Маркович, Хатеев Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of the mechanism of interaction in a zone of phase transition of the basic logistical streams

In the article the author's concept of the interaction of the basic economic streams is presented. The mechanism of transformation of the given concept with reference to small enterprises is shown. The model of construction of a uniform logistical information field of a small enterprise is presented and the presence of phase transitions is proved. It is offered to direct operating influences to the zones of phase transitions for the purpose of the increase of the efficiency of the enterprise activity. The estimation of the efficiency of an information field of the enterprise is carried out.

Текст научной работы на тему «Обоснование механизма взаимодействия в зоне фазового перехода основных логистических потоков предприятия»

УДК 658.1 + 658.7:658.1

В.М. Каточков, Г.М. Грейз, И.В. Хатеев

ОБОСНОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЗОНЕ ФАЗОВОГО ПЕРЕХОДА ОСНОВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Представлена авторская концепция взаимодействия основных экономических потоков. Показан механизм трансформации данной концепции применительно к малым предприятиям. Представлена модель построения единого логистического информационного пространства малого предприятия и обосновано наличие фазовых переходов. Предложено направлять управляющие воздействия на зоны фазовых переходов в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Проведена оценка эффективности информационного пространства предприятия.

Ключевые слова: логистические потоки, механизм взаимодействия в зоне фазового перехода, модель построения единого логистического информационного пространства малого предприятия, эффективность управления предприятием, оценка эффективности информационного пространства.

В предыдущих наших работах [6-10] было отмечено, что управление экономическими (материальными, финансовыми и информационными) потоками осуществляется в пространстве четырех переменных: временном, пространственном, количественном, фазовом. Использование фазового пространства необходимо для отражения изменений качественных состояний в пределах одного потока и между другими потоками. Фазовый переход характеризуется ликвидностью потока, то есть степенью легкости превращения части одного потока в другой на каком-либо этапе движения оборотного капитала, что определяется эффективностью управления. В качестве зоны фазового перехода рассматривается подсистема коммерческой деятельности промышленного предприятия.

В работе [6] предложено в качестве потокового преобразователя рассматривать подсистему коммерческой деятельности промышленного предприятия. Оптимизация коммерческой деятельности проводится с учетом как внешних, так и внутренних связей. При этом обратные связи представлены как сообщения о функционировании данной логистической системы. Авторы подчеркивают, что оптимизация должна проводиться с учетом всех источников, связей и их входов в логистическую систему. Процесс автоматизации представляется как динамическая характеристика логистического объекта, а результатом этого процесса является решение задач, стоящих перед логистической системой.

В то же время в работе [6] отмечается, что в процессе оптимизации логистических систем ведущую роль играют информационные потоковые процессы. Информационный поток осуществляет взаимосвязь между потоковыми процессами логистической системы коммерческой деятельности.

В некоторых научных работах, например в работе [13], утверждается, что информационные потоки являются главными движущими факторами управления в логистических системах по отношению к материальным и финансовым потоковым процессам. Причем в процессе управления логистической системой информация определяет направление и основные фазы развития логистических процессов, структуру и устойчивость систем, а также меру вероятностного выбора одной из возможных траекторий развития того или иного логистического процесса. По нашему мнению, эта оценка справедлива, так как именно информационные потоки являются инициирующими по отношению к остальным логистическим потокам.

Сравнение и оценка действительного и планируемого состояний логистической системы дает информацию, необходимую для выработки управленческих решений, ведущих к полезному результату процесса управления. В соответствии с результатами работы [11] в процессе управления выделяются следующие этапы: анализ ситуации, принятие решения, его реализация и контроль над исполнением.

Из этого списка этапов управления наиболее ответственным является этап принятия решений. Причем решение, как правило, приходится принимать в условиях альтернативности и частичной неопределенности. Как следствие, частичная неопределенность переносится и на результаты логистических решений. Кроме того, на них накладываются и недетерминированные воздействия внешней среды промышленного предприятия.

Логистическая система на основе взаимодействия трех экономических потоков образует интегральный логистический поток, который является стоимостным потоком и объектом оптимиза-

ции при управлении коммерческой деятельностью. Интегральный поток рассматривается как сумма стоимостей всех его трех логистических составляющих, не исключая информационный поток [6].

В такой концепции стоимостные вклады потоков различной природы в итоговый интегральный поток могут быть принципиально равноценными и «передавать» свою стоимость полностью или частично. Например, заказ на поставку (информационный поток) в рамках продажи превращается в реальную поставку (материальный поток), которая, в свою очередь, после оплаты трансформируется в поток денежных средств (финансовый поток). В соответствии с этой концепцией (Там же), стоимостная оценка информационного потока равна стоимости поставки. На наш взгляд, подобный подход, в котором полная стоимость информационного потока равна стоимости материального и финансового потоков, не вполне точна. Не отрицая важность информационного потока для логистического менеджмента, приравнивать его стоимостную оценку к стоимости поставки является явным упрощением.

По мнению авторов исследования, представляется возможным трансформировать данный подход применительно к малым предприятиям. Малые предприятия не могут иметь четко ограниченной подсистемы коммерческой деятельности и, потому, в качестве преобразователя логистических потоков - зоны фазовых переходов - можно рассматривать единое логистическое информационное пространство. Информационные потоки в этом случае будут являться регуляторами взаимопереходов материального и финансового потоков. Именно информационные потоки будут задавать скорость и границы взаимопереходов, удерживая материальную и финансовую составляющие логистической системы малого предприятия в оптимальных границах, то есть задавая оптимальную структуру активов предприятия.

В отличие от взятого за основу подхода [6] информационный поток сохраняет свою управляющую роль, но лишается стоимостной оценки. По мнению авторов, в передаче стоимости в зоне фазового перехода участвуют только два потока: материальный и финансовый. Информационный поток, регулируя взаимопереходы, взаимопревращения этих двух потоков сам в обмене стоимости не участвует и собственного стоимостного вклада в зоне фазового перехода не имеет, сохраняя своеобразный стоимостный «нейтралитет». Таким образом, для малого предприятия информационное пространство можно рассматривать в качестве потокового преобразователя, но сами информационные потоки, являясь регулятором преобразования, своей собственной стоимостью в этом преобразовании не участвуют.

Управление основными логистическими потоками малого предприятия может дать дополнительные возможности для оптимизации бизнес-процессов и повышения эффективности их деятельности. В специальной литературе логистический поток определяется как экономическая величина, характеризующая систему структурно взаимосвязанных элементов, воспринимаемых как единое целое и подвергающихся динамическим изменениям за определенный период времени.

Для мониторинга изменений количественных и качественных состояний логистических потоков определяют фазовое пространство, под которым следует, по мнению авторов исследования, понимать совокупность всевозможных мгновенных состояний системы, имеющих определенную структуру.

Основным элементом в процессе построения и модернизации бизнес-процессов малого предприятия является, на наш взгляд, разработка методики оценки информационного пространства малого предприятия. Оценка именно информационного пространства позволяет исследовать предметную область, выявить все основные бизнес-процессы, используемые на предприятии, определить информационные потоки, выявить «узкие места» в деятельности предприятия и т. д.

Анализ бизнес-процессов предприятия и сопровождающих их потоков данных является первой фазой разработки проекта информационной системы. Основное назначение создаваемой бизнес-модели малого предприятия - это определение основных целей деятельности, способов их достижения, возникающих при этом проблем и методов их разрешения, а также формализация данных, действительно необходимых в процессе принятия решения. Анализ данных, используемых предприятием, осуществляется через анализ бизнес-процессов, через описание информационных потоков, функций и алгоритмов обработки данных, используемых при наступлении этих событий.

Построение оценки эффективности информационного пространства малого предприятия должно быть, по мнению авторов, основано на функциональной модели, созданной в процессе концептуального анализа деятельности малого предприятия, и предусматривать обработку всех выделенных бизнес-процессов на основе созданных сценариев.

Методика оценки информационного пространства позволяет определить уровень влияния различных исходных экономических факторов на результирующие показатели функционирования бизнес-процессов малого предприятия. Она позволяет учесть как внутренние параметры системы,

так и факторы внешней среды, включая изменение рыночного спроса и предложения, уровня запасов, цен и т. д. в процессе анализа возможных сценариев развития событий и рисковых ситуаций и принятия наиболее рациональных управленческих решений.

Для оценки эффективности информационной системы требуется методика, способная продемонстрировать отдачу всей системы, чтобы убедиться, что принимаются наиболее продуктивные и экономически оправданные решения из всех возможных. При этом представляет интерес формальный подход для измерения количественной величины эффективности нового аппаратного и программного обеспечения, корректный способ определения всех, даже наиболее несущественных, выгод от использования информационной системы малого предприятия, которые оправдывают затраты.

Основные критерии, которые рассматриваются в специальной литературе, несмотря на их различие, связаны в основном с требованием получения прибыли. Вместе с тем, стремление к повышению прибыли ориентирует предприятие исключительно на краткосрочные цели, что может негативно сказываться на долгосрочных целях развития малого предприятия.

Автором исследования [6] утверждается, что ориентация исключительно на финансовые результаты приводит к неэффективному использованию инвестиций и информационных активов. Поскольку финансовый подход предполагает оценку только тех эффектов, которые можно определить в денежном эквиваленте (то есть оценить непосредственный эффект), то возникает потребность оценки нефинансового совокупного эффекта. Для оценки такого эффекта применяют смешанный подход. В частности, в индустриально развитых странах широко распространена методология внедрения стратегического управления Balanced Scorecard, разработчиками которой являются Д. Нортон и Р. Каплан [1; 3; 12]. Суть подхода состоит в том, что осуществляется не только оценка финансовых эффектов от внедрения информационной системы, но и нефинансовых.

При использовании финансового подхода возникает проблема определения дохода от реализации проекта. Если, например с помощью экспертных или других оценок, доходы удается определить, то экономическую эффективность системы информационной логистики (СИЛ) можно рассматривать как разность между результатами, полученными в процессе ее применения, и затратами, имеющими место в процессе ее эксплуатации [4].

Данный подход иллюстрирует лишь общий взгляд на определение эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы, такие как, например, факторы времени и неопределенности. Расширенный подход, учитывающий периоды до и после внедрения системы, приведен в [4]:

Э (Рпосле Рдо) (Здо Зпосле\ (1)

где Рпосле, Рдо - результаты, полученные до и после внедрения СИЛ;

Здо, Зпосле - затраты, имеющие место до и после внедрения СИЛ.

С точки зрения авторов, данная формула в некоторых случаях не будет искажать получаемый эффект. Так, например, в случае когда сокращение затрат происходит на большую сумму чем рост конечных результатов, применение формулы (1) приведет к отрицательному экономическому эффекту, что не соответствует действительности. Поэтому авторами предлагается использовать модифицированную формулу экономической эффективности:

Э (Рпосле Зпосле) |Рдо Здо|. (2)

Также предлагается использовать относительный показатель экономической эффективности:

(Р - З )

тг _ V после после у /о\

К - Р - з I • (3)

| до после |

Интерпретация данного показателя может быль следующая:

Кэ = 1 - экономическая эффективность не изменилась;

Кэ > 1 - положительный экономический эффект;

Кэ < 1 - негативный экономический эффект.

При определении результатов, получаемых в результате внедрения системы информационной логистики, могут возникнуть определенные трудности. Для их преодоления следует рассмотреть источники возникновения доходов, то есть положительных результатов.

На практике при оценке эффективности информационных систем чаще используется смешанный подход. При оценке внедрения информационных проектов часто используется термин «выгода». Как правило, под выгодой понимаются определенные позитивные явления, которые в значительной мере помогают предприятию упрочить рыночное положение.

В представлении авторов исследования работу информационной системы следует рассматривать в свете логистико-информационных критериев оценки единого логистического информационного пространства.

В оценке предлагается использовать относительные показатели - коэффициенты соответствия, определяемые по формуле:

г, — г

к = ф-----— (4)

г г .

жг

где Гфг - фактическое значение исследуемого г-го критерия; гжг - желательное значение исследуемого г-го критерия.

Отметим, что желательные значения критериев зависят от специфики деятельности предприятия, его мощности и определяются экспертным путем или статистической обработкой опытных данных. Рекомендуемые авторами значения желательных (эталонных) критериев приведены в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендуемые значения желательных критериев

Наименование критерия Интервал значений Предельное значение Вес коэффициента

Время обработки входящей информации от покупателей (обработка заказов), час 1-12 24 0,15

Время обработки предложений поставщиков, час 8-24 48 0,1

Скорость координирующих информационных потоков, час 0,5-2,0 0,5 0,1

Время реакции на претензии, час 8-24 48 0,15

Общая реакция системы информационной логистики (заказ-поставка), дней Зависит от вида деятельности 5 0,1

Расходы, связанные с внедрением СИЛ, % 0-20 45 0,2

Доход от внедрения СИЛ, % 5-20 5 0,2

Значения коэффициентов при приближении критериев к эталонным значениям стремятся к нулю. Интегральный показатель оценки единого логистического информационного пространства может быть определен как сумма значений коэффициентов соответствия с учетом их весов:

^ЛИП = ^ а г • кг, (5)

где кг - коэффициент соответствия по г-му критерию; аг - весовой коэффициент г -го коэффициента.

Значение интегрального показателя оценки единого логистического информационного пространства (0ЕЛИП) в идеале должно быть равно нулю. Однако в процессе оценки следует, по нашему мнению, уделять большее внимание не столько абсолютным значениям интегральной оценки, сколько ее динамике. Увеличение показателя 0ЕЛИП служит сигналом для корректировки элементов единого логистического информационного пространства, а его снижение - подтверждает правильность принимаемых организационных решений.

Для оценки эффективности внедряемой или уже используемой системы информационной логистики, являющейся основой единого логистического информационного пространства, в рамках решения задач исследования предлагается использовать подход, построенный на выявлении финансовых и нефинансовых эффектов от внедрения данной системы.

Экономический эффект соизмеряет результаты периодов до и после внедрения системы и вычисляется по формуле:

Р — Р

Э = -П9Ш-----до х100%, (6)

ЗСИЛ ^ Здоп

где Рпосле, Рдо - результаты, полученные после и до внедрения системы информационной логистики; ЗСИЛ - затраты, связанные с реализацией проекта внедрения системы;

Здоп - дополнительные затраты, связанные с внедрением и функционированием системы.

Нефинансовый эффект достигается следующими путями:

- обеспечением управляемости и повышением гибкости в принятии управленческих решений;

- обеспечением оперативности и прозрачности финансово-хозяйственных показателей за счет предоставления возможности прямого доступа к этим данным руководителей любого уровня;

- улучшением качества работы всех структурных подразделений, например, маркетингового отдела.

Для определения резервов повышения эффективности возможно выделение этапов процесса производства, которые не влияют на конечные результаты деятельности.

С точки зрения авторов, существует необходимость разделения конкретных областей влияния частей (модулей) системы информационной логистики. В целях обозначения функциональных особенностей модулей СИЛ их можно классифицировать по категориям:

1 категория - стратегическое планирование, формирование бюджета, финансово-учетная политика;

2 категория - маркетинг и распределение продукции;

3 категория - разработка нового продукта;

4 категория - оперативное управление производственными процессами и материальными потоками;

5 категория - обеспечение информационного взаимодействия.

Таким образом, предложенная в исследовании методика оценки единого логистического информационного пространства малого предприятия позволяет осуществить экономическую оценку формируемой системы информационной логистики и выбрать программное обеспечение в соответствии со спецификой деятельности конкретного малого предприятия.

В условиях рыночной экономики создание эффективной системы информационной логистики предприятия требует применения современных методов анализа информации, моделирования и автоматизации бизнес-процессов. Предложенная методика оценки эффективности и создания СИЛ малого предприятия апробирована на ряде предприятий уральского региона. Данные предприятия в основном являются дистрибьюторами программного обеспечения на территории Челябинской области.

Для проведения анализа, оптимизации или перестройки своей деятельности предприятиям необходимо иметь актуальную модель своих бизнес-процессов, отражающую их структуру и все процессы, а также финансовые, временные и другие ресурсные составляющие для каждого процесса.

Рис. 1. Модель бизнес-процессов

Для построения такой модели в рамках исследования проведен анализ бизнес-процессов и структуры предприятий. Модель представлена в виде схемы, описаний процессов и связей между ними.

На основе информационного обследования и описания бизнес-процессов в соответствии с предложенной методикой создания системы информационной логистики малого предприятия построена модель бизнес-процессов. Она представлена на рис. 1.

Как видно из данных рис. 1, модель представляет схему взаимодействия бизнес-процессов на момент обследования до внедрения информационной системы. Отметим, что данная модель включает в себя полную структурную функциональную модель деятельности исследуемых предприятий.

На основании предварительно выявленных требований, определенных целевых задач и организационной структуры предприятий, после распределения функций по подразделениям и сотрудникам авторами построена обобщенная модель системы информационной логистики малого предприятия (рис. 2).

Бизнес-

планирование

Стратегическое

управление

Отдел продаж

ИС управления маркетингом

Информационная система учета клиентов

Планирование

основной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности

Принятие

управленческих

решений

Управление персоналом Юридическое обеспечение

Обеспечение принятия решений

1 Клиенты |

к

V

/ Финансы и учет

Информационное обеспечение

Административнохозяйственное обеспечение

Обеспечение безопасности

Система информационной логистики предприятия Единое логистическое информационное пространство

Рис. 2. Модель системы информационной логистики предприятия

Данная модель описывает функционирование каждого бизнес-процесса предприятия и функциональные взаимодействия между ними, информационные потоки внутри предприятия и внешние по отношению к предприятию.

На основе построенной модели СИЛ и анализа рынка программных продуктов в качестве модулей системы информационной логистики были выбраны следующие программные продукты (табл. 2).

Таблица 2

Программное обеспечение информационных модулей поддержки бизнес-процессов

малого предприятия

Модуль СИЛ Наименование программного продукта

Информационная система учета клиентов Учет клиентов 2

Информационная система управления маркетингом Маркетинг-аналитика 1.0 Профессиональная

Информационная система управления предприятием 1С: Бухгалтерия 8

Информационная система автоматизации делопроизводства 1С: Документооборот 8

В ходе выбора конкретных программных продуктов в качестве модулей системы информационной логистики были определены затраты на внедрение информационной системы в целом. Они представлены в табл. 3.

Таблица 3

Расходы на внедрение системы информационной логистики малого предприятия

№ п/п Статья расходов Стоимость, руб.

1 Построение локальной вычислительной сети с доступом в Интернет 50 000

2 Приобретение лицензий для программного обеспечения: - учет клиентов - Маркетинг-аналитика 1.0 - 1С: Бухгалтерия 8 - 1С: Документооборот 8 20 000 2 700 есть в наличии 30 000 + 34 500

3 Обучение сотрудников 25 000

Итого 162 200

По результатам внедрения предложенной модели системы информационной логистики проведен анализ параметров функционирования системы, который показал следующие результаты:

- сокращен интервал поступления заказов от клиентов;

- уменьшилось время оплаты клиентом, и, как следствие, снизилась дебиторская задолженность;

- сократилось количество отказов клиентов от предварительного заказа;

- уменьшилось среднее время выполнения заказа;

- сократилась кредиторская задолженность.

Для анализа экономических показателей на малом предприятии используется годовая бухгалтерская отчётность за периоды до и после внедрения системы информационной логистики. Эти данные сведены в аналитическую табл. 4. В ней, кроме основных экономических показателей, приведены одновременно и темпы роста на предприятии.

Таблица 4

Оценка экономической эффективности системы информационной логистики, внедренной

на предприятии, млн. руб.

Показатели 2011 2012 Прирост

(д°) (после) абсолютный относительный

Выручка от реализации продукции и услуг 220 321 101,0 145,91

Себестоимость реализации товаров 176 246 70,0 139,77

Коммерческие расходы 2,5 1,2 -1,3 48,00

Управленческие расходы 0,8 0,6 -0,2 75,00

Прибыль от реализации 40,7 73,2 32,5 179,85

Прибыль чистая 278 232 -46,0 83,45

Численность работающих, чел. 12 15 3,0 125,00

Выработка на одного работающего (производительность труда) 23,17 15,47 -7,7 66,76

Рентабельность продаж 18,5 22,8 4,3 123,26

Данные таблицы показывают улучшение экономических показателей предприятия. Так, выручка выросла на 45,9%, а прибыль чистая в свою очередь - на 79,85%. Также наблюдается снижение коммерческих и управленческих расходов - на 52 и 25% соответственно. Как результат, наблюдается рост рентабельности продаж с 18,5 до 22,8%. Таким образом, как видно из данных табл. 4, прирост составил более 23%.

Рассчитаем эффект от внедрения системы информационной логистики, основанный на финансовом подходе, используя в качестве результата выручку, а в качестве затрат - себестоимость:

Э = (321 - 246) - |220 - 176|, = 31 млн. руб.

К = (321 - 246) = 1,7.

3 |220 - 17б|

Значение КЭ > 1 показывает положительный экономический эффект, который в стоимостных единицах составляет 31 млн. руб.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при определении результатов внедрения системы информационной логистики на экспериментальном предприятии возникли определенные трудности, так как значительная их часть не имела материальной оценки. Тем не менее, были выявлены следующие результаты внедрения СИЛ:

1. Сокращение выплат штрафных санкций за счет введения системы учета клиентов.

2. Снижение трудовых затрат на обеспечение документооборота.

3. Сокращение времени решения маркетинговых задач за счет применения средств автоматизации.

4. Повышение производительности за счет оптимизации штата сотрудников.

Представляется необходимым определить основные коэффициенты соответствия (табл. 1) в качестве критериев эффективности внедрения и функционирования системы информационной логистики малого предприятия. Расчеты коэффициентов соответствия представлены в табл. 5.

Таблица 7

Оценка соответствия системы информационной логистики малого предприятия

требуемым параметрам

Наименование критерия Первона- чальное значение Фактическое значение Желаемое значение

до после

Время обработки заказов, час 36 16 24 0,50 -0,33

Время обработки предложений поставщиков, час 40 20 48 -0,17 -0,58

Скорость координирующих информационных потоков, час 5 2 2 1,50 0,00

Время реакции на претензии, час 56 40 48 0,17 -0,17

Общая реакция системы информационной логистики, дней 7 3 5 0,40 -0,40

Расходы, связанные с внедрением СИЛ, % - 19,5 25 - -0,22

Доход от внедрения СИЛ, % - 25 30 - -0,17

Данные таблицы показывают, что внедренная на предприятии информационная система по всем параметрам соответствует желаемым значениям. Также динамика изменения рассматриваемых критериев эффективности демонстрирует улучшение. Интегральный показатель оценки единого логистического информационного пространства составляет:

QЕЛИП = 0,15 х (-0,33) + 0,1 х (-0,58) + 0,1 х 0,00 + 0,15 х (-0,17) +

+ 0,1 х (-0,40) + 0,2 х (-0,22) + 0,2 х (-0,17) = -0,257.

Значение интегрального показателя оценки единого логистического информационного пространства ниже нуля, что также соответствует идеальному уровню. В дальнейшем требуется отслеживание динамики данного показателя, и внесение корректировок в действующую информационную систему в случае ухудшения его значений.

Таким образом, результаты исследования позволяют малым предприятиям формировать свои модели системы информационной логистики, оптимизировать их под изменяющиеся условия функционирования, определять количественные параметры их создания и функционирования, управлять механизмом взаимодействия основных логистических потоков в зоне фазового перехода, а также оценивать эффективность информационного пространства предприятия в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: учебник для вузов / М.И. Семенов, И.Т. Трубилин, В.И. Лойко; ред. И.Т. Трубилин. М.: Финансы и статистика, 2006. 400 с.

2. Ивасенко А.Г., Гридасов А.Ю., Павленко В.А. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2005. 154 с.

3. Информатика в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. Б.Е. Одинцова, А.Н. Романова. М.: Вузовский учебник, 2008. 478 с.

4. Информационные системы в экономике: учеб. пособие / под ред. А.Н. Романова, Б.Е. Одинцова. М.: Вузовский учебник, 2008. 411 с.

5. Информационные технологии: учебник / под ред. В.В. Трофимова. М.: Изд-во «Юрайт»; ИД Юрайт, 2011. 624 с.

6. Каточков В.М. Вопросы методологии взаимодействия потоковых процессов производственного предприятия: Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 14-15 апреля 2004 г. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. Т. 2. С. 65-76.

7. Каточков В.М. Методологические вопросы взаимодействия потоковых процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий: моногр. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. 176 с.

8. Каточков В.М. Моделирование логистических потоковых процессов: Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 14 апреля 2005 г., Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. С. 111-118.

9. Каточков В.М. Оценка эффективности управления логистической системы деятельности предприятия: Логистика во взаимозависимом мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф.(Екатеринбург, 23-24 сентября 2003 г.). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003.

10. Каточков В.М. Применение адаптационно-имитационного моделирования для логистического управления коммерческой деятельностью промышленных предприятий // Вестн. ЮУрГУ: Рынок: теория и практика. Челябинск, 2006. Вып. 2. № 1(56). С. 33-39.

11. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999. 251 с.

12. Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / пер. с англ. М.: Олимп, 2006. 304 с.

13. Системный анализ в логистике: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. М.: Экзамен, 2002. 480 с.

Поступила в редакцию 04.06.13

V.M. Katochkov, G.M. Grejz, I. V. Khateev

Substantiation of the mechanism of interaction in a zone of phase transition of the basic logistical streams

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article the author's concept of the interaction of the basic economic streams is presented. The mechanism of transformation of the given concept with reference to small enterprises is shown. The model of construction of a uniform logistical information field of a small enterprise is presented and the presence of phase transitions is proved. It is offered to direct operating influences to the zones of phase transitions for the purpose of the increase of the efficiency of the enterprise activity. The estimation of the efficiency of an information field of the enterprise is carried out.

Keywords: logistical streams, the interaction mechanism in a zone of phase transition, model of construction of a uniform logistical information field of a small enterprise, a management efficiency the enterprise, an estimation of efficiency of an information field.

Каточков Виктор Михайлович, доктор экономических наук, профессор

Грейз Георгий Маркович, кандидат технических наук, доцент

Хатеев Игорь Валерьевич E-mail: ivkhateev@gmail.com

Katochkov V.M.,

doctor of economics, professor

Grejz G.M.,

candidate of technical science, associate professor Khateev I.V.

E-mail: ivkhateev@gmail.com

ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный South Ural State University

университет» (национальный исследовательский университет) 454080, Russia, Chelyabinsk, Lenina av., 76

454080, Россия, г. Челябинск, просп. Ленина, 76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.