Финансовый менеджмент
Удк 336.6
обоснование комплексной модели финансового планирования организации
А. В. ВОРОБЬЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: vorobalex@mail. ru В. И. ОЛЮНИН, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой финансов и кредита E-mail: vorobalex@mail. ru Волжская государственная академия водного транспорта
Статья посвящена построению комплексной модели финансового планирования организации, которая представляет собой алгоритм действий, процедур, описания процесса определения и имитации реализации финансовых стратегических приоритетов, основанный на методах, принципах и элементах финансового менеджмента.
Ключевые слова: финансовое планирование, комплексная модель, оценка финансового ресурсного потенциала предприятия, экономико-логическая модель обоснования стратегии.
Основной функцией управления финансами при разработке финансовой стратегии является финансовое планирование.
Финансовое планирование способно активно влиять на все стороны работы предприятия посредством выбора объектов планирования, направления операционной и инвестиционной деятельности и получения отдачи от тех или иных мероприятий, предусмотренных в плане [2, с. 66—67].
Понятие «планирование деятельности предприятия» имеет два аспекта:
1) с позиции теории фирмы и ее экономической природы;
2) конкретно-управленческий, как одна из функций финансового менеджмента, т. е. умение предвидеть будущее фирмы и использовать на практике это предвидение.
Оба аспекта планирования тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Возможность и необходимость планирования как определенного вида деятельности управленческого персонала организации обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации. Кроме того, устраняют излишние трансакцион-ные издержки внутри организации по торговым сделкам (контрактам). Например, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и посредников и т. д.
Как и управление в целом, планирование в организациях представляет собой деятельность, направленную на решение проблем и задач в будущем. Степень разработанности финансовых планов зависит от используемой исходной базы, методов и приемов, многовариантности получаемых результатов и т. п.
Финансовое планирование организаций — это целенаправленная деятельность в процессе организации и управления по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств, выражающихся в движении выручки, главным образом прибыли, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, требованиями законодательства, целями развития организации и интересами предпринимателя (собственника).
В процессе финансового планирования оценивается состояние финансовых ресурсов, резервов и определяются потенциальные возможности организации. Именно в процессе финансового планирования определяются все основные методы и формы воздействия финансового механизма в хозяйственной деятельности [1, с. 532].
Финансовое планирование складывается из следующих взаимосвязанных этапов и включает в себя:
— планирование финансовых отдельных показателей;
— планирование совокупности показателей, их взаимосвязей и взаимозависимости по организации в целом и по направлениям развития (рис. 1) . [2, с. 69].
Разработка финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации денежного оборота. Финансовый план в системе финансовой стратегии занимает важное место, поскольку отражает поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до 1
Рис. 1. Основные этапы финансового планирования организаций
года) и долгосрочный (свыше 1 года) период. Финансовое планирование включает в себя разработку операционных и финансовых бюджетов, а также прогнозы денежных ресурсов на стратегический период. В Российской Федерации финансовые планы составляются в форме баланса доходов и расходов (на 1 год с поквартальной разбивкой показателей).
Бюджет — это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до 1 года (с поквартальной или помесячной разбивкой показателей), отражающий поступление и расходование денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. В практике управления финансами используют два вида бюджетов — операционный и финансовый.
Бюджетирование капитала — это процесс разработки конкретных бюджетов по управлению капиталом организации — источникам формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз бюджета по балансовому листу, бюджет формирования оборотных активов, бюджет обновления основного капитала на предстоящий квартал, полугодие, год.
Бюджетный контроль на предприятии — это текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, установленных плановым бюджетом на текущий год.
Смета — это форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. Например, смета затрат на производство и реализацию продукции (смета издержек), составляемая на 1 год с поквартальной разбивкой показателей.
Значение внутрифирменного стратегического финансового планирования состоит в следующем:
1) намеченные стратегические цели отражаются в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, издержки, прибыль, инвестиции, денежные потоки и др.;
2) устанавливают стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;
3) определяют приемлемые границы финансовых ресурсов на основании финансового ресурсного потен-
циала, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов;
4) оперативные финансовые планы предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии;
5) в долгосрочных финансовых планах предусматривают финансовые ресурсы, необходимые для финансирования реальных инвестиционных проектов, обеспечивающих будущее развитие предприятия.
Основной целью стратегического финансового планирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, устанавливаемых на базе прогноза величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников [2, с. 70], что является финансовым ресурсным потенциалом, и определение этапов и форм инвестирования ресурсов. Данная цель может быть разделена на локальные цели:
1) обеспечение производственного, научно-технического, коммерческого и социального развития предприятия (прежде всего, за счет собственных средств);
2) увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема производства и снижения издержек производства и обращения;
3) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, особенно в период реализации инвестиционных проектов.
Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т. е. с планами по производству продукции, по закупкам материальных ресурсов, по рекламе, по инвестициям, по научным исследованиям и разработкам и др.
Финансовый план — это одновременно прогноз средне- и долгосрочной финансовой перспективы и определение текущих доходов и расходов.
Важнейшие объекты финансового планирования:
1) выручка от реализации продукции (работ, товаров и услуг);
2) издержки производства и обращения;
3) прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;
4) фонды специального назначения и их использование;
5) объем платежей в бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды;
6) объем заемных средств, привлекаемых с финансового рынка;
7) плановая потребность в оборотных средствах и источники финансирования их прироста;
8) объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.
Для составления финансовых планов используют следующие информационные источники:
1) договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
2) прогнозные расчеты;
3) данные бухгалтерского учета;
4) экономические нормативы.
Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат руководством (ориентиром) для финансирования текущих финансово-эксплуатационных потребностей, инвестиционных программ и проектов.
Принципы организации планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятиях как сложных системах [1, с. 539], данные принципы являются базовыми и для финансовой стратегии:
1) принцип единства — предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» предполагает: существование совокупности элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированного на общие цели развития предприятия. В стратегическом планировании используется понятие «агрегация общей и финансовой стратегии», подтверждающее взаимосвязь элементов стратегий как систем.
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства предприятия;
2) координация планов отдельных подразделений — выражается в том, что нельзя эффективно планировать деятельность одних подразделений предприятия вне связи с другими, а также в том, что всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Данный принцип используется в экономико-логических моделях определения стратегических приоритетов, где основным критерием служит интегральный показатель максимального эффективного воздействия на подсистемы управления;
3) принцип участия — означает, что каждый специалист предприятия становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности и выполняемой им функции;
4) принцип непрерывности — заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (план производства — план по маркетингу, и т. д.);
5) принцип гибкости — тесно связан с предыдущим принципом и состоит в придании планам и процессу планирования способности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств;
6) принцип точности — предполагает, что планы развития должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия;
7) принцип научности — состоит в том, что в процессе финансового планирования необходимо сочетание действия экономических законов, влияния законодательных и нормативных документов на деятельность и обеспечение методологической базы расчетов;
8) принцип единоначалия — предполагает наличие факта окончательного решения за предпринимателем (собственником) с учетом его интересов;
9) принцип конъюнктуры рынка — предусматривает необходимость учета возможности организации в обеспечении потребностей рынка.
В развитие этих общих положений целесообразно конкретизировать принципы финансового планирования:
1) принцип финансового соотношения — предполагает, что получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками окупаемости необходимо финансировать за счет долгосрочного заемного капитала;
2) принцип платежеспособности — означает, что планирование денежных средств должно обеспечивать соблюдение предприятием платежной дисциплины в течение всего года, что определено в условиях реализации финансовой стратегии;
3) принцип рентабельности капитальных вложений — предполагает, что для реальных инвестиций целесообразно выбирать самые недорогие способы финансирования (финансовый лизинг,
среднесрочный банковский кредит и др.), заемный капитал выгодно привлекать только в случае, если он повышает доходность собственного капитала. В данном случае проявляется действие эффекта финансового левериджа (рычага);
4) принцип сбалансированности рисков — предполагает, что особенно рисковые долгосрочные инвестиции предпочтительнее финансировать за счет собственных средств и привлечения денежных ресурсов спонсоров (схемы проектного финансирования);
5) принцип приспособления к потребностям рынка — предполагает, что для предприятия важно учитывать конъюнктуру финансового рынка и свою зависимость от привлечения средств кредиторов (заимодавцев);
6) принцип предельной рентабельности — предполагает, что целесообразно выбирать такие инвестиционные проекты, которые обеспечивают предприятию максимальную (предельную) рентабельность. Такая ситуация наблюдается в случаях, когда доходность инвестиций выше цены капитала Ди > Цк). Данный принцип реализован в экономико-логической модели обоснования финансовых стратегических приоритетов. Следует отметить, что предприятия внутреннего водного транспорта имеют специфические виды деятельности, некоторые из которых имеют низкую рентабельность, но необходимы как часть экономической системы предприятия;
7) принцип самофинансирования — предполагает необходимость преимущественного использования собственных финансовых ресурсов и средств по сравнению с заемными средствами;
8) принцип коммерческой тайны — заключается в том, что любая информация, связанная с разработкой финансовых планов и показателей (а также сами величины показателей, которые могут вызвать коммерческий интерес у других субъектов хозяйствования в целях изменения положения на рынке), является конфиденциальной.
Финансовое планирование в зарубежных корпорациях ориентировано на извлечение приемлемой прибыли и сохранение их позиций на товарном и финансовом рынках. Под прибылью понимают чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты процентов и налогов. Поэтому при разработке финансовых планов менеджмент предприятия должен учитывать как налоговое бремя, так и возможности его понижения.
Основной аспект финансового планирования — его стратегия. Она заключается в определении финансовых стратегических приоритетов и центров финансовой ответственности (доходы, расходы, прибыль, инвестиции), которые приносят предприятию максимальный эффект. Под центром ответственности понимают подразделение, которое несет максимум затрат, но играет важную роль в производственно-коммерческом процессе.
Предлагаемая комплексная модель финансового планирования предприятий основана на перечисленных принципах финансового планирования (рис. 2).
Описание модели следующее:
1. Определение финансового ресурсного потенциала (поскольку автор предлагает и доказывает целесообразность ресурсного метода построения финансовой стратегии — определяем финансовый потенциал);
2. Проведение анализа стратегических приоритетов вида экономической деятельности и самого
рис. 2. Комплексная модель финансового планирования предприятий
предприятия внутреннего водного транспорта на предмет соответствия.
3. Определение финансовых стратегических приоритетов предприятия с помощью экономико-логической модели определения финансовых стратегических приоритетов предприятия внутреннего водного транспорта.
4. Проведение анализа финансовых стратегических приоритетов вида экономической деятельности и самого предприятия внутреннего водного транспорта на предмет соответствия.
5. Определение комплексной стратегии предприятия с помощью модели обоснования комплексной стратегии управления транспортным предприятием.
6. Проведение мероприятий по реализации финансовой стратегии предприятий внутреннего водного транспорта.
7. Определение стратегического эффекта разработки и реализации финансовой стратегии с помощью модели определения эффективности разработки
и реализации финансовой стратегии предприятия внутреннего водного транспорта.
8. Контроль и корректировка реализации финансовой стратегии.
Планирование финансовых показателей осуществляют с помощью нескольких методов. К ним относят:
— расчетно-аналитический метод;
— нормативный метод;
— балансовый метод;
— метод оптимизации плановых решений;
— факторный метод;
— метод экономико-математического моделирования;
— сетевой метод;
— программно-целевой метод и др.
В комплексной модели реализованы следующие методы:
— расчетно-аналитический метод;
— метод оптимизации плановых решений;
— факторный метод;
— метод экономико-математического моделирования;
— программно-целевой метод и др.
Содержание расчетно-аналитического метода
планирования заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей прогнозируют их количественную оценку на будущий период. Данный метод планирования применяют в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (за несколько месяцев, кварталов, лет).
Содержание метода оптимизации плановых решений сводится к составлению нескольких вариантов плановых расчетов для выбора в дальнейшем наиболее оптимального варианта. При этом можно применять различные критерии выбора:
— минимум приведенных затрат;
— минимум текущих затрат;
— минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования;
— минимум времени на оборот капитала, т. е. ускорение оборачиваемости авансированных средств;
— максимум приведенной прибыли;
— максимум дохода на рубль вложенного капитала;
— максимум доходности капитала (сумма прибыли на рубль вложенного капитала);
— максимум сохранности финансовых ресурсов, т. е. минимум денежных потерь (финансовый, кредитный, процентный, валютный и др. риски).
Приведенные затраты представляют собой сумму текущих расходов и капиталовложений, приведенных к идентичной размерности в соответствии с принятыми нормативами эффективности.
Факторный метод используют для расчета планируемого объема прибыли. Этот метод включает в себя 5 последовательных этапов:
1-й этап — расчет базовых показателей за предыдущий год;
2-й этап — постановка целей хозяйственной деятельности на предстоящий период;
3-й этап — прогноз индексов инфляции;
4-й этап — вариантный расчет прибыли;
5-й этап — выбор оптимального варианта.
Для факторного метода планирования прибыли
используют 4 индекса инфляции:
1-й индекс — изменение цен на продукцию (работы, товары и услуги);
2-й индекс — изменение покупных цен на сырье и материалы, приобретаемые предприятием;
3-й индекс — колебания балансовой стоимости основных средств;
4-й индекс — изменение средней оплаты труда.
Содержание экономико-математического
моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данную взаимосвязь выражают через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель включают только ключевые (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.
Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом количестве наблюдений. Данная связь выражается уравнениями регрессии различного вида.
При использовании моделей планирования приоритетное значение имеет определение периода исследования. Он должен выбираться с учетом однородности исходных данных. Следует помнить, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя выбирать и слишком значительный период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут существенно изменяться в течение длительного периода времени. На практике целесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3—5 лет, а для текущего (годового) планирования — квартальные данные за 1—2 года. При значительных изменениях условий работы предприятия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических показателей моделей показатели вносят необходимые коррективы.
Экономико-математическое моделирование позволяет перейти от средних величин к многовариантным расчетам финансовых показателей (включая прибыль). Построение экономико-математической модели финансового показателя складывается из нескольких этапов:
1-й этап — изучение динамики финансового показателя за определенное время (1 год) и выявление факторов, влияющих на эту динамику;
2-й этап — расчет модели функциональной зависимости финансового показателя от определенных факторов (например прибыли от объема продаж);
3-й этап — разработка различных вариантов прогноза финансового показателя;
4-й этап — анализ и экспертная оценка возможной динамики финансового показателя в будущем;
5-й этап — выбор оптимального варианта, т. е. принятие планового решения.
В экономико-математическую модель вводят не все, а только основные факторы. Проверку обоснованности модели осуществляют практикой ее применения. Большое значение для обоснованности модели имеет ее представительность, т. е. объективность наблюдений за изучаемым объектом, обоснованность выбранных моделей с помощью расчета средне-квадратического отклонения полученных данных от фактических и от коэффициента вариации.
Программно-целевой метод (содержание этого метода):
— формирование и оптимизацию программы;
— обоснование количества ресурсов;
— организацию управления и контроля.
Этот метод является по своей сути комплексным управлением деятельностью организации (предприятия) по определенному направлению раз-
вития. Содержание его заключается в комплексном применении всех имеющихся методов управления и планирования.
Финансовое прогнозирование — это расчет и обоснование финансовых показателей, которые используются в процессе принятия управленческих решений. Финансовый прогноз — это расчет финансового показателя при заранее известных и обусловленных параметрах и границах.
Финансовые планы — разрабатываются в соответствии с общей финансовой стратегией деятельности и оперативными управленческими решениями.
Стратегическое (долгосрочное) планирование — представляет собой процесс выбора целей для организации и принятия решений (каким наилучшим образом можно достичь поставленные цели).
Задача долгосрочного планирования — обеспечить нововведения ресурсами, которые позволят повысить стоимость организации, оптимизировать прибыль и осуществить соответствующие им изменения, связанные с нормализацией финансовой структуры.
Все изложенные принципы финансового планирования уже реализованы на практике в комплексной модели финансового планирования предприятий.
Список литературы
1. Бочаров В. В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер. 2004. 592 с.
2. Леонтьев В. Е. Финансовый менеджмент: учебник. М.: Элит. 2005. 558 с.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]