УДК 504.4.054; 504.4.06 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-3-18-25
ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПА «СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ ОТ ИСТОКА ДО УСТЬЯ РЕКИ» ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Т. А. Мещурова, канд. биол. наук, старший научный сотрудник, ФГБУ«Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем», meshurova@ecologyperm.ru, г. Пермь, Россия,
М. Б. Ходяшев, канд. хим. наук, начальник отдела, ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем», hodyashevmb@ecologyperm.ru, г. Пермь, Россия
В статье представлены результаты анализа международной практики регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты с применением принципа «сохранения качества воды от истока до устья реки». Отмечено, что главным приоритетом управления рекой является сохранение здоровых, функционирующих компонентов экосистемы. Проведен анализ результатов мониторинга качества воды водотоков, территорий ряда речных бассейнов в Российской Федерации. Загрязненность воды в реках увеличивается от истока к устью. Значительный вклад в загрязнение речных систем вносит рассредоточенный (диффузный) сток, который не является в настоящее время объектом мониторинга и регулирования. Рассмотрена возможность его учета при регулировании сброса сточных вод объектами I категории негативного воздействия на окружающую среду, снижая технологические показатели НДТ и повышая уровень очистки сточных вод. Используя информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, следует охватить направления хозяйственной деятельности по сбору и очистке дождевого стока и снега на застроенных территориях, ливневых стоков на предприятиях разных отраслей. Сохранение качества воды в водотоках нужно осуществлять комплексно, применяя бассейновый и экосистемный подход.
The article presents the results of the analysis of the international practice of regulating the discharge of pollutants into surface water bodies using the principle of "maintaining water quality from the source to the mouth of the river". It is noted that the main priority of river management is the preservation of healthy, functioning components of the ecosystem. The analysis of the results of monitoring the quality of water in watercourses, territories of a number of river basins in the Russian Federation was carried out. Water pollution in rivers increases from source to mouth. A significant contribution to the pollution of river systems is made by dispersed (diffuse) runoff, which is currently not an object of monitoring and regulation. The possibility of taking it into account of the regulating the discharge of wastewater by objects of the I category of negative impact on the environment, reducing the technological indicators of BAT and increasing the level of wastewater treatment is considered. Using information and technical guides on the best available technologies, it is necessary to cover the areas of economic activity for the collection and treatment of rainwater and snow in built-up areas, storm water runoff from enterprises of various industries. Preservation of water quality in watercourses should be carried out in a comprehensive manner, using a basin and ecosystem approach.
Ключевые слова: сохранение качества воды «от истока до устья реки», диффузное загрязнение водных объектов, регулирование сбросов загрязняющих веществ, водосборная территория, эко-системный и бассейновый подход.
Keywords: preservation of water quality "from the source to the mouth of the river", water bodies diffuse pollution, pollutant discharges regulation, catchment area, ecosystem and basin approach.
18
Введение
Изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов происходят в результате прямого поступления в них сточных вод, существенная часть которых является загрязненной. Большинство водохозяйственных участков на тер-
ритории Российской Федерации характеризуется высокой степенью загрязнения водных объектов и низким качеством воды. Одновременно со сточными водами в поверхностные водные объекты ежегодно поступает около 11,0 млн т загрязняющих веществ [1].
Особенности и гидрохимические параметры поверхностных водных объектов, как природных комплексов, существенно изменяются в результате влияния хозяйственной деятельности человека. Одной из основных целей нашего государства является обеспечение снабжения населения водой хорошего качества при сохранении гидрологических, биологических и химических функций водных экосистем [1].
Охрана и восстановление водных объектов д о состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, предполагают решение ряда задач. Таковыми являются снижение антропогенной нагрузки на водотоки, охрана подземных вод от загрязнения, реабилитация водных объектов и ликвидация накопленного экологического вреда [1]. Из предпринимаемых мер по уменьшению воздействия на речные экосистемы главнейшими направлениями являются сохранение их естественной среды и развитие регулирования сбросов сточных вод на основе технологического нормирования.
Цель настоящей статьи — показать важность использования принципа «сохранения качества воды от истока до устья реки» для регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Модели и методы
Исследовалась международная практика регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты с применением принципа «сохранения качества воды от истока до устья реки», использованы нормативные акты, директивы, публикации по данному направлению и сделан их анализ. Прово-дился обзор и обобщение материалов научных статей о результатах мониторинга участков различных рек, подверженных техногенному воздействию. По литературным данным изучалось влияние рассредоточенного (диффузного) стока на загрязнение поверхностных водных объектов и рассмотрена возможность его учета при регулировании сброса сточных вод объектами I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Результаты и обсуждение
Экологическая политика Европейского союза (ЕС) с начала 1970 года конкретизирована в программах действий в области охраны окружающей среды (ПДООС), восьмая из них принята от 06.12.2022. В ПДООС (2022 г.) поставлены шесть главных задач, основанных на целях Европейского зеленого курса, одними из которых являются [2]:
— стремление к нулевому загрязнению, в том числе в отношении состояния воздуха, воды и почвы [2];
— снижение влияния производства и потребления на окружающую среду, учет климатических изменений.
Исследование международной практики регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты показало, что в европейских странах общеприменимой деятельностью в настоящее время стало восстановление рек. Оно осуществляется в рамках выполнения ряда директив ЕС и является одной из ключевых мер для достижения соответствия требованиям Рамочной водной д ирективы [3]. Сохранение функционирующих компонентов экосистемы — это главное преимущество управления рекой. Восстановление рек реализуется по следующим направлениям [4]:
— снижение антропогенного воздействия;
— восстановление биоразнообразия и гидроморфологических процессов;
— восстановление на всей территории бассейна (особенно для развития рыбного хозяйства);
— управление процессами донных отложений;
— оценка и контроль результатов выполнения планов.
Согласно Директиве о нитратах [5] на территориях стран ЕС выделяют зоны, уязвимые для нитратного загрязнения: земли, подверженные риску загрязнения и вносящие вклад в накопление нитратов. Важным направлением этой директивы является разработка требований, которые обязательно должны осуществляться фермерами [5]:
— внесение удобрений (минеральных и органических) с расчетом потребности растениеводства;
О)
о
О -1
19
О
20
— учет разных видов азота и способов внесения его в почву, в том числе максимального количества навоза, что соответствует 170 кг азота/га/год.
Как отмечено в материалах конференции Европейского центра восстановления рек [4], следует проектировать мероприятия, соответствующие естественным процессам, посредством которых река поддерживает и восстанавливает себя. Одним из фундаментальных свойств рек является их динамизм. Рекомендовано динамику реки использовать в качестве главного процесса восстановления, не зависящего от постоянного вмешательства человека [4].
Анализ европейского опыта показал, что отличительной особенностью его является контроль продуктивности проведенных работ в течение нескольких лет после выполнения этапов проекта по направлению сохранения и реабилитации речных систем. В последние годы наблюдается более широкое признание роли лесов, водно-болотных угодий и почвенного покрова с учетом их функций в обеспечении устойчивой водохозяйственной деятельности, направленной на сохранение бассейнов рек и биоразнообразия, начиная с истоков горных районов и заканчивая морем [6].
Как показал анализ, в ЕС в дополнение к «директивному» подходу были разработаны новые инструменты — рыночные экономические — плата за экосис-темные услуги. Это такие, как предотвращение наводнений, регулирование стока и запасов воды, повышение качества поверхностных и подземных вод, снижение эрозии и др. Отчисления за экосистемные услуги могут оказаться дешевле и выгоднее возведения водохозяйственных объектов (водоочистных сооружений и др.) [6].
На многих территориях с развитым сельским хозяйством некоторым странам пришлось принять меры частного характера, более интенсивные. Например, Аг-роэкологическая программа в немецкой федеральной земле Баден-Вюртемберг использует систему баллов в отношении видов сельскохозяйственной деятельности, направленных на минимизацию загрязнения рек биогенными веществами. Каждый заработанный балл дает право на поощрительную выплату в размере 10,0 евро за отдельный гектар площади [7].
Системой информационного обеспечения и мониторинга внутренних вод Европейского агентства охраны окружающей среды для многих рек рекомендовано создание ряда станций контроля на протяжении всего их русла — от истока до устья, что позволяет дать характеристику любых пространственных различий в качестве и количестве речной воды и передавать данные в реальном масштабе времени [7]. Затем при необходимости разрабатываются и осуществляются мероприятия по снижению антропогенного воздействия.
Изучая материал международной практики и пытаясь найти способы регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты с использованием принципа «сохранения качества воды от истока до устья реки», сделаны выводы, что в странах Европы прослеживается комплексный подход к сохранению качества воды в реках (в поверхностных водных источниках). В ряде случаев разрабатываются мероприятия по восстановлению рек в целом, которые включают:
— ход реализации программных положений в соответствии с Рамочной водной директивой координируется на уровне бассейнов [4];
— уменьшение техногенной нагрузки (например, в плане снижения сбросов загрязняющих веществ);
— восстановление естественной среды обитания и биоразнообразия (например, обеспечение беспрепятственной миграции рыбы в рамках «Генерального плана по проходной рыбе реки Рейн» [8]);
— снижение объемов используемых азотных удобрений [5];
— выведение новых подходящих для местности сортов сельскохозяйственных культур и современные способы ведения аграрного хозяйства [5];
— регулярное обновление программ мониторинга.
Для восстановления и сохранения рек (в том числе качества воды от истока до устья) разрабатываются большие планы, программы на несколько лет, включающие разносторонние вопросы и при необходимости участие нескольких государств. Один из ярких примеров — это восстановление р. Рейн в Германии. С 1990 года экологическое состояние реки существен-
но улучшилось. На промышленных предприятиях и в коммунальном хозяйстве при обращении со сточными водами используют оборотные замкнутые циклы и безотходные технологии. В настоящее время в реку практически не сбрасываются вредные для водной экосистемы вещества [8]. Данную практику целесообразно широко внедрять в нашей стране.
Обзор научных статей [9—12] показал, что загрязненность воды в реках увеличивается от истока к устью, нередко обедняется качественный состав бентофауны, уменьшается количественное развитие макрозообентоса. Протекая через территорию города или промышленного узла, водотоки аккумулируют большое количество органических веществ, биогенных элементов (БЭ), тяжелых металлов (особенно в периоды весеннего и осеннего половодья). Основными источниками загрязнения являются предприятия различных отраслей, осуществляющие сброс загрязняющих веществ, коммунально-бытовые сточные воды и чаще всего это объекты I категории НВОС.
При анализе результатов мониторинга качества воды водотоков, территорий бассейнов разных рек выявлено, что значительный вклад в их загрязнение вносит рассред оточенный (диффузный) сток, который не является в настоящее время в Российской Федерации объектом мониторинга и регулирования. Поступление загрязняющих веществ происходит с внешним стоком, формирующимся на урбанизированных территориях в виде дождевых и снежных вод, в районе разработки месторождений, на площадях с лесной растительностью, за счет неконтролируемых точечных источников загрязнения от сельского хозяйства и др. [13—19].
Анализ изученной литературы показал, что проблема исследования условий формирования и влияния диффузного загрязнения на экологическое состояние водных объектов еще не решена, хотя получены определенные результаты работ в этом направлении и опубликовано много работ. В настоящей статье приводится только ряд примеров.
При оценке диффузного загрязнения равнинных рек, являющихся притоками более крупных водных объектов (бассейн р. Истры), установлено, что вклад диффузного загрязнения малых рек юж-
ной части лесной зоны может достигать 40—90 % всего количества биогенных элементов, что является значительным. Серией расчетов показано, что освоение территории приводит к существенному увеличению как поверхностного весеннего склонового стока и эрозии почвы, так и потоков БЭ. Снизить вынос БЭ предлагается увеличением лесистости водосборов за счет снижения площади аграрных полей, являющихся источником загрязнения природных вод удобрениями и пестицидами [13, 14]. Поступление биогенных веществ в водные объекты с диффузным стоком с земель сельскохозяйственного назначения исследователями отмечено до 50—70 % от их общей массы [15].
При исследовании загрязнения нефтепродуктами участка р. Волги в районе Бурнаковской низины максимальная концентрация нефтепродуктов в грунте на территории бывшей Сормовской нефтебазы была зафиксирована на глубине 2—4 м и составила 3300 мг/кг. Поступление нефтепродуктов в реку происходит в результате вымывания их из грунта, загрязненного в течение нескольких десятилетий уже не действующими предприятиями, осуществлявшими переработку нефти, перевозку и хранение нефтепродуктов [16].
В материалах [17] представлена оценка вклада диффузных источников в загрязнение р. Камы (Камского водохранилища) в местах разработки месторождения калийных и магниевых солей. Рассчитано, что масса загрязняющих веществ в результате диффузного загрязнения в зоне Соликам-ско-Березниковского промузла составляет 89 % от общего поступления загрязнения на всем участке поселений от Тюлькино до Орла [17].
Исследуя материал литературных данных о влиянии диффузного (площадного) стока на загрязнение поверхностных водных объектов, обобщены основные характерные черты (условия формирования) диффузного загрязнения водных объектов [13—19]:
1) Прямая зависимость его от природных гидрометеорологических условий, от особенностей водосборов.
2) Поступление загрязняющих веществ в водные объекты преимущественно с талыми или дождевыми водами (а в дальнейшем и с грунтовыми).
О)
о
О -1
21
О
22
3) Существенная переменчивость его характеристик в течение всего года.
4) Разнообразие типов антропогенных источников.
5) Большой набор токсичных элементов и их соединений с широким диапазоном концентраций.
6) Опосредованность поступления загрязняющих веществ (может быть сначала выброс в атмосферу, оседание и сохранение в снежном покрове, на дорожном покрытии или почве и затем попадание в водотоки) [19].
7) Понижение диффузного загрязнения за счет технических сооружений по очистке сточных вод не может быть достигнуто.
Чтобы сохранить качество воды от истока до устья реки, нужно стремиться к уровню минимальных технологических показателей сбросов в водоемы стоков различного генеза. В частности, неочищенных хозяйственно-бытовых, промышленных вод и от животноводческих ферм (с объектов I категории НВОС). Главное в этом направлении — это поддержание естественного состояния речных систем, их биоразнообразия, сокращение антропогенного воздействия, что и соответствует сохранению качества воды от истока до устья рек. Немаловажное значение имеет проведение мероприятий по снижению загрязнения рассредоточенного (диффузного) стока.
Требуемая от водопользователя величина сокращения сброса конкретного загрязняющего вещества должна зависеть от обстановки на данном производстве, которая характеризуется эффективностью работы очистных сооружений, степенью деградации на водосборной территории, наличием источников диффузного загрязнения и др. При выдаче комплексного экологического разрешения (КЭР) и согласования сроков перехода на наилучшие доступные технологи (НДТ) должна учитываться ситуация в речном бассейне и роль в ней данного объекта НВОС [20]. Необходимо расширить применение механизмов государственного поощрения разработки и внедрения способов хозяйствования и технологий, снижающих негативное воздействие на водные объекты диффузных источников загрязнения. Для подержания стимула предприятий, объектов I категории НВОС к поиску дальней-
ших путей сокращения негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты), целесообразно применить понижающие (не нулевые) коэффициенты к ставкам платы за НВОС при соблюдении установленных для объекта технологических нормативов. Данные изменения законодательной системы для защиты водных объектов от загрязнения предлагались ранее [20].
Заключение
В ходе проведенного анализа международной практики регулирования сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, материала научных статей о результатах мониторинга качества воды различных рек, изучения влияние рассредоточенного (диффузного) стока на загрязнение поверхностных водных объектов по литературным данным можно сделать следующие выводы:
1) Решение экологических проблем и обеспечение условий для сохранения качества воды в водотоках нужно осуществлять комплексно. Особое место для сохранения качества воды рек от истока до устья должно отводиться проектам, в основе которых используется бассейновый и экосистемный подход к восстановлению естественного состояния рек и биоразнообразия.
2) Регулирование сбросов загрязняющих веществ возможно осуществить снижением технологических показателей НДТ, повышая уровень очистки сточных вод, если в контрольном створе качество воды не соответствует таковому в фоновом створе, применяя принцип «сохранения качества воды от истока до устья реки».
3) Требуется разработать методическое обеспечение по оценке и сокращению диффузного загрязнения водных объектов от источников различных типов с учетом его особенностей.
4) Используя информационно-технические справочники по НДТ (документы по стандартизации), следует охватить хозяйственные направления по осуществлению сбора и очистки дождевого стока и снега на застроенных территориях, ливневых стоков на предприятиях разных отраслей.
Библиографический список
1. Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р (ред. от 17.04.2012 № 553р). - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_91329/2500068b143d9377e8abc30623dbf45985d52a59/, дата доступа 12.07.2023.
2. Решения (ЕС) 2022/591 Европейского парламента и совета от 06.12.2022. Об общей программе действий Европейского союза по окружающей среде до 2030 года. — URL: https://wecoop.eu/ru/ regional-knowledge-centre/eu-policies-regulations/, дата доступа 12.07.2023.
3. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the field of water policy // Official Journal of the European Community. — 2000. — L327. — С. 1—72.
4. Сборник избранных докладов IV Международной конференции Европейского центра восстановления рек «Восстановление рек 2008» (Италия, Венеция, о. Сан Серволо, 16—19 июля 2008 г.) / пер. с англ.; под науч. ред. Н. Б. Прохоровой. — Екатеринбург: ФГУП РосНИИВХ, 2011. — 608 с.
5. Council directive of 12 December 1991 concerning the protection of waters against pollution caused by nitrates from agricultural sources (91/676/EEC). — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?qid=1561542776070&uri=CELEX:01991L0676-20081211, дата доступа 03.08.2023.
6. Гниломедова Л. П. Устойчивое использование водных ресурсов на сельских территориях / Серия обучающих пособий «RUDECO. Переподготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии». — М., 2012. — 146 с.
7. Европейская экономическая комиссия. Вторая оценка трансграничных рек, озер и подземных вод: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. — ООН: Нью-Йорк, Женева, 2011. — 448 с.
8. Алибеков А. Б. и др. Сборник инновационных решений по сохранению биоразнообразия для гидроэнергетического сектора / под науч. ред. Н. И. Коронкевича. — М., 2017. — 338 с.
9. Минкина А. В. Экологические аспекты состояния малых рек урбанизированных территорий на примере реки Мулянки города Перми / Труды II Всероссийской конференции «Гидрометеорология и экология: достижения и перспективы развития», Санкт-Петербург, 2018. — СПб., 2018. — С. 440—443.
10. Джамалов Р. Г. и др. Пространственно-временной анализ гидрохимического состава и загрязнения вод в бассейне Северной Двины // Водные ресурсы. — 2019. — Т. 46. — № 2. — С. 149—160.
11. Наумова М. Э., Бухарина И. Л. Динамика содержания меди в поверхностных водах реки Подбо-ренки // Водное хозяйство России. — 2015. — № 4. — С. 110—119.
12. Наумова М. Э., Бухарина И. Л. Оценка качества воды малых рек Подборенки и Пазелинки водосборной площади Ижевского водохранилища // Водное хозяйство России. — 2017. — № 4. — С. 48—59.
13. Ясинский С. В., Веницианов Е. В., Вишневская И. А. Диффузное загрязнение водных объектов и оценка выноса биогенных элементов при различных сценариях землепользования на водосборе // Водные ресурсы. — 2019. — Т. 46. — № 2. — С. 232—244.
14. Раткович Л. Д., Маркин В. Н., Глазунова И. В., Соколова С. А. Факторы влияния диффузного загрязнения на водные объекты // Природообустройство. — 2016. — № 3. — С. 64—75.
15. Слабунова А. В., Суровикина А. П. О проблеме диффузного загрязнения водных объектов // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации. — 2020. — № 2 (38). — С. 124—139.
16. Кучмин А. В. и др. Загрязнение нефтепродуктами участка Волги в районе Бурнаковской низины // Диффузное загрязнение водных объектов: проблемы и решения: коллективная м онография под рук. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: РАН, 2020. — С. 249—257.
17. Лепихин А. П. и др. Загрязнение р. Камы (Камского водохранилища) в районе разработки месторождения калийных и магниевых солей // Диффузное загрязнение водных объектов: проблемы и решения: коллективная монография под рук. В. И. Данилова-Данильяна. — М.: РАН, 2020. — С. 270—288.
18. Болгов М. В., Завьялова Е. В., Зайцева А. В., Осипова Н. В. Оценка диффузного стока с урбанизированных территорий в бассейне р. Волги (на примере г. Ростова) // Водные ресурсы. — 2020. — T. 47. — № 5. — С. 483—492.
19. Полянин, В. О. и др. Концепция снижения диффузного загрязнения реки Волги. — М.: ИВП РАН, 2020. — 20 с.
20. Управление водными ресурсами в России. Законодательное регулирование и перспективы / под общей ред. Г. А. Карлова. — М.: Изд. Гос. Думы, 2014. — 192 с.
О»
О
О -1
23
RATIONALE FOR USING THE PRINCIPLE ! OF "MAINTAINING WATER QUALITY FROM RIVER SOURCE TO MOUTH"
g TO REGULATE POLLUTANT DISCHARGE INTO SURFACE WATER BODIES
o
T. A. Meshchurova, Ph. D. (Biology), Senior Researcher, FSBI Ural State Research Institute
of regional environmental problems, meshurova@ecologyperm.ru, Perm, Russia,
M. B. Khodiashev, Ph. D. (Chemistry), Chief of Department, FSBI Ural State Research
Institute of regional environmental problems, hodyashevmb@ecologyperm.ru,
Perm, Russia
References
24
1. Vodnaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 27.08.2009 № 1235-r (red. ot 17.04.2012 № 553r) [Water strategy of the Russian Federation for the period up to 2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1235-r of 27.08.2009 (as amended of 17.04.2012 No. 553r)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91329/ 2500068b143d9377e8abc30623dbf45985d52a59/, access data 12.07.2023 [in Russian].
2. Resheniya (ES) 2022/591 Evropejskogo Parlamenta i Soveta ot 06.12.2022. Ob obshchej programme dejstvij Evropejskogo soyuza po okruzhayushchej srede do 2030 goda [Decision (EU) 2022/591 of the European Parliament and of the Council of 06/12/2022. On the Common Action Program of the European Union on the Environment until 2030. — 21 p.]. URL: https://wecoop.eu/ru/regional-knowledge-centre/eu-policies-regulations/, access date 12.07.2023.
3. Directive 2000/60/EC of the European Parliament and of the Council of 23 October 2000 establishing a framework for Community action in the field of water policy. Official Journal of the European Community. 2000. L327, P. 1—72.
4. Sbornik izbrannyh dokladov IV Mezhdunarodnoj konferencii Evropejskogo centra vosstanovleniya rek "Vosstanovlenie rek 2008" (Italiya, Veneciya, o. San Servolo, 16—19 iyulya 2008 g. [Collection of selected papers of the IV International Conference of the European Center for River Restoration "River Restoration 2008" (Italy, Venice, San Servolo island, July 16—19, 2008)]. Transl. from English under scientific ed. N. B. Prokhorova. Yekaterinburg: FSUE RosNIIVKh, 2011. 608 p. [in Russian].
5. Council directive of 12 December 1991 concerning the protection of waters against pollution caused by nitrates from agricultural sources (91/676/EEC). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?qid=1561542776070&uri=CELEX:01991L0676-20081211, access data 03.08.2023.
6. Gnilomedova L. P. Ustojchivoe ispol'zovanie vodnyh resursov na sel'skih territoriyah [Sustainable use of water resources in rural areas]. A series of tutorials "RUDECO. Retraining of personnel in the field of rural development and ecology". Moscow, 2012. 146 p. [in Russian].
7. Evropejskaya ekonomicheskaya komissiya. Vtoraya ocenka transgranichnyh rek, ozer ipodzemnyh vod: Kon-venciya po ohrane i ispol'zovaniyu transgranichnyh vodotokov i mezhdunarodnyh ozer [European Economic Commission. Second Assessment of Transboundary Rivers, Lakes and Groundwaters: Convention on the Protection and Use of Transboundary Watercourses and International Lakes]. United Nations. New York, Geneva, 2011. 448 p.
8. Alibekov A. B. i dr. Sbornik innovacionnyh reshenij po sohraneniyu bioraznoobraziya dlya gidroenerget-icheskogo sektora [Collection of innovative solutions for biodiversity conservation for the hydropower sector]. Ed. N. I. Koronkevich. Moscow. 2017. 338 p. [in Russian].
9. Minkina A. V. Ekologicheskie aspekty sostoyaniya malyh rek urbanizirovannyh territorij na primere reki Mulyanki goroda Permi [Ecological aspects of the state of small rivers in urban areas on the example of the Mulyanka River in the city of Perm]. Proceedings of the II All-Russian Conference "Hydrometeor-ology and Ecology: Achievements and Development Prospects". St. Petersburg, 2018. P. 440—443 [in Russian].
10. Dzhamalov R. G. i dr. Prostranstvenno-vremennoj analiz gidrohimicheskogo sostava i zagryazneniya vod v bassejne Severnoj Dviny [Spatial-temporal analysis of the hydrochemical composition and water pollution in the Northern Dvina basin]. Water resources. 2019. V. 46. No. 2. P. 149—160 [in Russian].
11. Naumova M. E., Buharina I. L. Dinamika soderzhaniya medi vpoverhnostnyh vodah reki Podborenki [Dynamics of copper content in the surface waters of the Podborenka River]. Water management of Russia. 2015. No. 4. P. 110—119 [in Russian].
12. Naumova M. E., Buharina I. L. Ocenka kachestva vody malyh rek Podborenka i Pazelinka vodosbornoj ploshchadi Izhevskogo vodohranilishcha [Assessment of the water quality of the small rivers Podborenka and Pazelinka in the catchment area of the Izhevsk Reservoir]. Water management of Russia. 2017. No. 4. P. 48—59 [in Russian].
13. Yasinskij S. V., Venicianov E. V., Vishnevskaya I. A. Diffuznoe zagryaznenie vodnyh ob'ektov i ocenka vyno-
sa biogennyh elementovpri razlichnyh scenariyah zemlepol'zovaniya na vodosbore [Diffuse pollution of water K bodies and assessment of the removal of biogenic elements under different scenarios of land use in the O watershed]. Water resources. 2019. V. 46. No. 2. P. 232—244 [in Russian]. O
14. Ratkovich L. D., Markin V. N., Glazunova I. V., Sokolova S. A. Faktory vliyaniya diffuznogo zagryazneni- 5 ya na vodnye ob'ekty [Factors influencing diffuse pollution on water bodies]. Environmental engineering. ^ 2016. No. 3. P. 64—75 [in Russian].
15. Slabunova A. V., Surovikina A. P. Oprobleme diffuznogo zagryazneniya vodnyh ob'ektov [On the problem of diffuse pollution of water bodies]. Scientific journal of the Russian Research Institute of Land Reclamation Problems. 2020. No. 2 (38). P. 124—139 [in Russian].
16. Kuchmin A. V. i dr. Zagryaznenie nefteproduktami uchastka Volgi v rajone Burnakovskoj niziny [Oil pollution of a section of the Volga in the area of the Burnakovskaya lowland]. Diffuse pollution of water bodies: problems and solutions: a collective monograph under the hands of. V. I. Danilov-Danilyana. Moscow: RAS, 2020. P. 249—257 [in Russian].
17. Lepihin A. P. i dr. Zagryaznenie r. Kamy (Kamskogo vodohranilishcha) v rajone razrabotki mestorozhdeniya kalijnyh i magnievyh solej [Pollution of the river. Kamy (Kama reservoir) in the area of development of deposits of potassium and magnesium salts]. Diffuse pollution of water bodies: problems and solutions: a collective monograph under the hands of. V. I. Danilov-Danilyana. Moscow: RAS, 2020. P. 270—288 [in Russian].
18. Bolgov M. V., Zav'yalova E. V., Zajceva A. V., Osipova N. V. Ocenka diffuznogo stoka s urbanizirovannyh territory v bassejne r. Volgi (na primere g. Rostova) [Estimation of diffuse runoff from urbanized areas in the basin of the river. Volga (on the example of the city of Rostov)]. Water resources. 2020. V. 47. No. 5. P. 483—492 [in Russian].
19. Polyanin, V. O. i dr. Koncepciya snizheniya diffuznogo zagryazneniya reki Volgi [Concept for reducing diffuse pollution of the Volga River]. Moscow: IWP RAS, 2020. 20 p. [in Russian].
20. Upravlenie vodnymi resursami v Rossii. Zakonodatel'noe regulirovanie i perspektivy. Pod obshchej red. G. A. Karlova. [Water management in Russia. Legislative regulation and prospects, ed. G. A. Karlova]. Moscow: Publication of the State Duma, 2014. 192 p. [in Russian].
25