Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ СОСТАВОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ'

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ СОСТАВОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ЭТАНОЛ / РЕГУЛИРОВАНИЕ СОСТАВА / ЗАСЛОНКА / НАСОС-ДОЗАТОР

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Плотников Сергей Александрович, Кантор Павел Яковлевич, Пляго Анатолий Веславович, Плотникова Юлия Александровна

Проблема и цель. Целью исследований является способ точного регулирования состава высококонцентрированных альтернативных жидких топлив, приготавливаемых непосредственно перед подачей порции в цилиндр дизельного двигателя. Методология.Длядостиженияпоставленнойцелибылпроведенанализконструктивныхособенностей представленных вариантов смесителей-дозаторов отечественного и зарубежного производства. Объектом исследования являются представленные в открытых источниках смесители и дозаторы жидких топлив. Исследования были проведены в научной лаборатории ФГБОУ ВО Вятский ГУ, г. Киров. Результаты. В ходе исследования был уточнен способ точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив. В результате проработки задачи исследования получено теоретическое обоснование метода точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив. Математическими расчетами определены варианты точных зависимостей расхода добавочного топлива, установлен характер изменения скорости потока при изменении угла открытия заслонки. Разработана конструкция высокоточного насоса-дозатора для любых жидких альтернативных топлив. Заключение. Получены зависимости для точной оценки расхода и регулировки любого состава добавочного топлива, уточнено равенство оценки характера изменения скорости потока при изменении угла открытия заслонки. Анализируя изменение коэффициента пропорциональности k(a) в зависимости от угла открытия заслонки, приходим к выводу, что при входных параметрах l=50 мм, b=80 мм, h=2 мм, взятых в качестве одного из вариантов, зависимость коэффициента k(a) от угла носит характер, практически близкий к линейному. Конструкция позволяет изменять состав смесового топлива в широких пределах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Плотников Сергей Александрович, Кантор Павел Яковлевич, Пляго Анатолий Веславович, Плотникова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION AND DEVELOPMENT OF A METHOD FOR PRECISE REGULATION OF HIGHLY CONCENTRATED ALTERNATIVE FUEL COMPOSITIONS FOR AUTOMOTIVE DIESEL

The problem and the goal. The aim of the research is a method of precise regulation of the composition of highly concentrated alternative liquid fuels prepared immediately before feeding a portion into the cylinder of a diesel engine. Methodology. To achieve this goal, an analysis of the design features of the presented variants of mixers-dispensers of domestic and foreign production was carried out. The object of the study is the mixers and dispensers of liquid fuels presented in open sources. The research was carried out in the scientific laboratory of the Vyatka State University, Kirov. Results. In the course of the study, the method of precise regulation of highly concentrated alternative fuel compositions was clarified. Working through the research task, a theoretical justification of the method of precise regulation of highly concentrated alternative fuel compositions was obtained. Mathematical calculations have determined the variants of the exact dependences of the additional fuel consumption, the nature of the change in the flow velocity with a change in the opening angle of the flap has been established. The design of a high-precision metering pump for any liquid alternative fuels has been developed. Conclusion. Dependences for accurate estimation of the flow rate and adjustment of any composition of the additional fuel are obtained, the equality of the estimation of the nature of the change in the flow velocity with a change in the opening angle of the flap is clarified. Analyzing the change in the proportionality coefficient k (a) depending on the opening angle of the flap, we come to the conclusion that with the input parameters l=50 mm, b=80 mm, h=2 mm, taken as one of the options, the dependence of the coefficient k(a) on the angle is almost close to linear. The design allows you to change the composition of the mixed fuel in a wide range.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ СОСТАВОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ»

Вестник РГАТУ, 2022, т.14, №2, с. 157-165 Vestnik RGATU, 2022, М)И4, №2, рр 157-165

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 621.436.1

DOI 10.36508/RSATU.2022.54.2.019

ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДА ТОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКОКОНЦЕНТРИРОВАННЫХ СОСТАВОВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ ДЛЯ АВТОТРАКТОРНОГО ДИЗЕЛЯ

Сергей Александрович Плотников1 ' <, Павел Яковлевич Кантор2, Анатолий Веславович Пляго3, Юлия Александровна Плотникова 4

1-2-3 Вятский государственный университет, г. Киров, Россия

4 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, г. Москва, Россия iplotnikovsa@bk.ru

2 shawl@list.ru

3 Тот.РА V@mail.ru

4 japlotnikova@yandex.ru

Аннотация.

Проблема и цель. Целью исследований является способ точного регулирования состава высококонцентрированных альтернативных жидких топлив, приготавливаемых непосредственно перед подачей порции в цилиндр дизельного двигателя.

Методология.Длядостиженияпоставленнойцелибылпроведенанализконструктивныхособенностей представленных вариантов смесителей-дозаторов отечественного и зарубежного производства. Объектом исследования являются представленные в открытых источниках смесители и дозаторы жидких топлив. Исследования были проведены в научной лаборатории ФГБОУ ВО Вятский ГУ, г. Киров. Результаты. В ходе исследования был уточнен способ точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив. В результате проработки задачи исследования получено теоретическое обоснование метода точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив. Математическими расчетами определены варианты точных зависимостей расхода добавочного топлива, установлен характер изменения скорости потока при изменении угла открытия заслонки. Разработана конструкция высокоточного насоса-дозатора для любых жидких альтернативных топлив.

Заключение. Получены зависимости для точной оценки расхода и регулировки любого состава добавочного топлива, уточнено равенство оценки характера изменения скорости потока при изменении угла открытия заслонки. Анализируя изменение коэффициента пропорциональности к(а) в зависимости от угла открытия заслонки, приходим к выводу, что при входных параметрах =50 мм, Ь=80 мм, h=2 мм, взятых в качестве одного из вариантов, зависимость коэффициента к(а) от угла носит характер, практически близкий к линейному. Конструкция позволяет изменять состав смесового топлива в широких пределах.

Ключевые слова: Дизельное топливо, этанол, регулирование состава, заслонка, насос-дозатор. Для цитирования: Плотников С. А., Кантор П. Я., Пляго А.В., Плотникова Ю.А. Обоснование и разработка метода точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив для автотракторного дизеля //Вестник Рязанского государственного агротехноло-гического университета имени П.А. Костычева.2022.Т14, №2. С.157- 165 https://doi.org/ 10.36508/ RSATU.2022.542.019

© Плотников С. А., Кантор П. Я., Пляго А.В., Плотникова Ю.А., 2022 г

Original article

SUBSTANTIATION AND DEVELOPMENT OF A METHOD FOR PRECISE REGULATION OF HIGHLY CONCENTRATED ALTERNATIVE FUEL COMPOSITIONS FOR AUTOMOTIVE

DIESEL

Sergey A. PlotnikovPavel Ya. Kantor2 , Anatoly V. Plago 3, Yulia A. Plotnikova 4

1'2'3 Vyatka State University, Kirov, Russia

4 D.I. Mendeleev Russian University of Chemical Technology, Moscow, Russia iPlotnikovSA@bk.ru

2 shawl@list.ru

3 Tom.PAV@mail.ru

4 japlotnikova@yandex.ru

Annotation.

The problem and the goal. The aim of the research is a method of precise regulation of the composition of highly concentrated alternative liquid fuels prepared immediately before feeding a portion into the cylinder of a diesel engine.

Methodology. To achieve this goal, an analysis of the design features of the presented variants of mixers-dispensers of domestic and foreign production was carried out. The object of the study is the mixers and dispensers of liquid fuels presented in open sources. The research was carried out in the scientific laboratory of the Vyatka State University, Kirov.

Results. In the course of the study, the method of precise regulation of highly concentrated alternative fuel compositions was clarified. Working through the research task, a theoretical justification of the method of precise regulation of highly concentrated alternative fuel compositions was obtained. Mathematical calculations have determined the variants of the exact dependences of the additional fuel consumption, the nature of the change in the flow velocity with a change in the opening angle of the flap has been established. The design of a high-precision metering pump for any liquid alternative fuels has been developed.

Conclusion. Dependences for accurate estimation of the flow rate and adjustment of any composition of the additional fuel are obtained, the equality of the estimation of the nature of the change in the flow velocity with a change in the opening angle of the flap is clarified. Analyzing the change in the proportionality coefficient k (a) depending on the opening angle of the flap, we come to the conclusion that with the input parameters l=50 mm, b=80 mm, h=2 mm, taken as one of the options, the dependence of the coefficient k(a) on the angle is almost close to linear. The design allows you to change the composition of the mixed fuel in a wide range. Key words: Diesel fuel, ethanol, composition regulation, damper, metering pump. For citation: Plotnikov S. A., Kantor P. Ya., Plyago A.V., Plotnikova Yu. A. Justification and Development of a Method for Precise Regulation of Highly Concentrated Alternative Fuel Compositions for automotive diesel //Herald of the Ryazan State Agrotechnological University named after P.A. Kostychev.2022.T14, No. 2. P. 156-165.(in Russ.).https://doi.org/10.36508/RSATU.2022.54.2.019

Введение

Для использования в дизельных двигателях смесевых топлив необходимы разнообразные устройства, использующие различные способы и принципы регулирования, смешивания. Остается открытым вопрос подачи в цилиндр смесевых топлив, имеющих различные физико-химические свойства, отличные от свойств базового дизельного топлива. Как правило, для смешивания выбираются жидкие виды альтернативных топлив. Устройства для смешивания жидких топлив могут быть различной конструкции и принципа действия - струйные, клапанные аппараты, ультразвуковые гомогенизаторы, смесители кавитационного типа или различные акустические аппараты. Для улучшения процесса растворения и перемешивания применяются гидродинамические ультразвуковые смесители.

Ультразвуковой гидродинамический смеситель-дозатор типа УЗГС-5000 на речном флоте применяется для смешивания дизельного и тяжелого топлив, различных нефтепродуктов в любых заданных пропорциях [1,2].

Низшие спирты (метанол, бутанол, этанол), имеющие низкое цетановое число, большую сжимаемость и низкую вязкость, требуют применения специальных устройств для смешивания и регулирования порции подачи.

Выбор типа смесителей-дозаторов определяется физико-химическими свойствами смешиваемых топлив: вязкостью, сжимаемостью, плотностью, а также их эксплуатационными свойствами и определяется, в целом, назначением и особенностями эксплуатации дизельной энергетической установки. Теоретической базой решения рассмотренных задач является теория принятия решений, включая методы экспертных оценок.

Исследование состояния вопроса Разработанных и уже апробированных в производстве конструкций, описанных в литературе, великое множество. Ниже приведен ряд конструкционных решений по смешиванию и дозированию различного рода смесевых топлив [3,4,5].

1. Смеситель-дозатор для смешивания жидких топлив с переменным расходом жидкостей. Как заявляет изобретатель, данное устройство повы-

шает интенсивность перемешивания входящих в него жидкостей и способно обеспечить необходимое процентное соотношение подаваемых то-плив.

Работа смесителя-дозатора заключается в смешивании перпендикулярно перекрещиваю-

щихся потоков жидкости, с последующим движением жидкости по спиральным направляющим смесителя. Регулировка осуществляется изменением потока жидких топлив на входе посредствам запорных кранов (рис. 1).

Рис. 1 - Смеситель-дозатор [6] (Mixer dispenser)

2. Смеситель-дозатор растительного масла и минерального дизельного топлива [7,8] может быть применен для смешивания близких по роду жидкостей. Регулировка подачи топлив осуществляется поворотом дроссельных заслонок, совместно закрепленных. Происходит пропор-

циональное закрытие одной заслонки и, соответственно, открытие на соответствующий угол другой заслонки подачи топлив. Смешивание происходит в двух камерах - предварительного и окончательного смешивания (рис. 2).

Рис. 2 - Смеситель-дозатор [7] (Mixer dispenser)

3. Смеситель высокого давления для приготовления микроэмульсии ДТ/воды [9]. Сложная конструкция создана для создания микроэмульсии посредством прохождения жидкостей через ряд нагнетающих поршней и смесительных элементов, и впрыскивания полученной эмульсии в цилиндр дизельного двигателя.

Эмульсии ДТ/воды являются испытанными и

проверенными видами топлива для дизельных двигателей. Установлено более экологически чистое сгорание данных эмульсий по сравнению с чистым ДТ. Недостатком этих эмульсий является очень низкая стабильность. Эти две фазы отделяются друг от друга за очень короткое время, если их не стабилизировать присадкой, например эмульгатором (рис. 3).

Рис. 3 - Устройство для приготовления микроэмульсии ДТ/воды и для впрыскивания этой эмульсии в дизельный двигатель (патент Германии DE 69603823 T2 [9]) (A device for preparing a DT/water microemulsion and for injecting this emulsion into a diesel engine

(German patent DE 69603823 T2))

скоростных и нагрузочных режимах при работе на смесевых топливах и топливах с иной, чем у ДТ теплотой сгорания и, следовательно, ухудшают

4. Одним из наиболее удачных систем регулирования подачи жидких АТ следует считать систему регулирования многотопливного дизеля [10]. Известные системы не позволяют сохранения установленного заводом-изготовителем закона подвода теплоты в цилиндры дизеля на всех его

мощностные, экономические и показатели долговечности дизеля (рис. 4).

Рис. 4 - Система регулирования многотопливного дизеля [10] (Multi-fuel diesel control system)

Существенным отличием предлагаемой системы регулирования от всех ранее известных решений является возможность одновременного регулированияи количества и состава смесевого топлива, подаваемого в цилиндры дизеля. Преимущества предлагаемой системы регулирования обуславливаются следующими обстоятельствами.

Установка смесителя-дозатора основного и дополнительного топлив, содержащего корпус, каналы подвода основного и дополнительного топлив, смесительную камеру с каналом отвода смесево-го топлива, стенку с отверстиями, смеситель лопастного типа с валом в камере отвода смесевого топлива, позволяет иметь высокое качество сме-

шения топлив в смесительной камере за ограниченное время, при любом соотношении топлив, поступающих из каналов подвода.

Таким образом, в литературе содержится значительное количество конструкций смесителей-дозаторов, обладающих разносторонними свойствами.

Цель и задачи

1. Теоретическое обоснование метода точного регулирования высококонцентрированных составов альтернативных топлив.

2. Разработка конструкции высокоточного насоса-дозатора альтернативных топлив.

Материалы и методы исследования Приведенный выше анализ ранее разработанных систем дозирования альтернативных топлив приводит нас к выводу, что известные на данный момент системы имеют следующий недостаток: они не позволяют осуществлять точную регулировку подачи любых составов топлив. Нами предлагается конструкция, с помощью которой мы стремимся нивелировать слабые стороны предыдущих конструкций, касающиеся управления подачей топлив, и достигаем цели по обеспечению возможности точного регулирования любого состава и добавочного топлива в смеси.

Для достижения поставленной цели в конструкцию добавлена заслонка с уплотнениями по краям. Изменяя угол поворота заслонки, мы можем уменьшать либо увеличивать (в зависимости от требований к объему поступающего топлива) площадь сечения потока добавочного топлива.

В качестве расчетной схемы была использована реальная схема насоса-дозатора [11] (рис. 8).

Для расчета зависимости площади сечения потока топлива от угла открытия заслонки рассмотрим следующую схему (рис. 5). Заслонка изображена на схеме в двух положениях — полного открытия при нулевом угле поворота и частичного открытия. Поворот заслонки осуществляется вокруг оси, проходящей через точку О.

Введем следующие обозначения (рис. 5): а — ширина флажка-заслонки.о а — угол поворота заслонки (0 <«< 50 ), И — толщина заслонки, I — длина заслонки, b/2=OD — половина высоты окна. На рис. 5 дуга СЕ показывает угол поворота от положения полного открытия заслонки до полного закрытия. Будем считать, что сечение потока имеет форму прямоугольника. Ширина прямоугольника равна ширине флажка-заслонки, высота зависит от угла поворота заслонки.

Найдем площадь сечения потока дополнительного топлива, проходящего под заслонкой, при ос £0°. На рис. 6 изображено сечение заслонки в двух положениях: при полном открытии а=0° и частичном открытии (0" <ос< 50°).

Рис. 5 - Расчетная схема (Calculation scheme)

При частичном закрытии заслонки поток добавочного топлива имеет сечение высотой NK. NK=AK-AB-BN. В треугольнике ОАВОВ= Uaob = а. Из треугольника ОАВ находим, что АВ = I -sin«. С учетом ранее введенных обозначений

BN =-■

2

NK =

COS ос

АК = - .

2

Тогда

-1

sin ос — •

2

COS к.

получаем: (1)

Тогда площадь сечения потока добавочного топлива при <х ^0°:

(2)

Отметим, что при полном открытии заслонки (к=о°) формула (2) принимает вид

Если обозначить скорости потока добавочного топлива при ос =0° и ос ^0° через Уо и V, а площади сечений потоков через во и Б соответственно, то получим следующие формулы для расхода топлива в потоках [12, 13, 14]: Оо=&>-№ и <Э=8\/, ~ЙГ

Рис. 6 - Сечение заслонки при полном а=0° и

частичном открытии 0°<а<50° (The section of the flap at full а = 0 ° and partial opening 0°<а<50°)

Откуда при равных расходах топлива при открытой и частично закрытой заслонках находим, что [15,16]:

(5)

V =

V

-V0=k(c<)V0.

А ра

12 ijL

1 -

2 л-

Ъ 2

th

2 а

- 7 sin а - —cos а — ВЫСОТЭ

Q = uS =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д ра

1 -

192 а

12 T}L \ 2л с

При полностью открытой заслонке соответственно, расход

(8)

Q о = и

О S о

д ра

12 T]L

1 -

192

2л71

Комбинируя формулы (8), (9) и вышеуказанную зависимость параметра с от угла а, получаем

О - к (а ) д0 . где

Подставляя в равенство (4) формулы (2) и (3), получим следующую зависимость

b-h „ (6)

к(а) =

Ъ - 21 sin а - h cos а b-h

Ь-гЫпа-Ьсоаа Для анализа влияния положения заслонки на расход добавочного топлива примем следующую модель: будем считать, что перепад давлений Др между концами трубопровода остаётся неизменным; сечение трубопровода длины L представляет собой прямоугольник с площадью, определяемой формулой (2). Тогда средняя скорость потока может быть найдена по приближенной формуле [16,17]:

192 а , к с

(7)

(

192а

1- — ч ж {Ъ-lima - h cos а)

th

ж(Ь - 2/sin а - h cos a) 4 a

( 192 a

1

n5(b-h) 4 a

(10)

где с - ш -окна;

П - динамическая вязкость дополнительного топлива.

Объемный расход дополнительного топлива оавен:

Расчет коэффициента в зависимости от угла поворота заслонки (10) проводился для следующих значений геометрических параметров: I = 50 мм, Ь/2 = 40 мм, h = 2 мм, а = 50 мм. Результаты расчетов представлены на рис. 7. Результаты исследований и их обсуждение Анализируя изменение коэффициента пропорциональности к(а) в зависимости от угла открытия заслонки, приходим к выводу, что при входных параметрах 1=50 мм, Ь=80 мм, h=2 мм, взятых в качестве одного из вариантов модели, изменение коэффициента к(а) носит экспоненциальный характер (рис. 7) [16,18].

В случае равных расходов топлива при ос=0° и <х^0° при определенных значениях угла открытия будет происходить резкое увеличение скорости потока по отношению к М.

Рис. 7 - Данные расчета угла поворота заслонки и расхода топлив (Data for calculating the angle of rotation of the flap and fuel consumption)

Рис. 8 - Насос-дозатор[11] (Metering pump)

Кроме того, введенные нами изменения позволяют осуществлять точную регулировку подачи добавочного топлива и существенно усовершенствовать конструкцию насоса-дозатора (рис.8)[11].

Заключение

Теоретически обоснован и экспериментально исследован метод точного регулирования высококонцентрированных составов этаноло-топлив-ных эмульсий. Получены зависимости для точной оценки расхода и регулировки любого состава добавочного топлива, уточнено равенство для оценки характера изменения скорости потока при изменении угла открытия заслонки.

Анализируя изменение коэффициента пропорциональности к(а) в зависимости от угла открытия заслонки, приходим к выводу, что при входных параметрах l=50 мм, b=80 мм, h=2 мм, взятых в качестве одного из вариантов, зависимость коэффициента к(а) от угла носит характер, практически близкий к линейному. Конструкция позволяет изменять состав смесового топлива в широких пределах.

Список источников

1. Патрахальцев Н.Н. Пути развития топливных систем для подачи в цилиндр дизеля нетрадиционных топлив / Н.Н. Патрахальцев, Л.В. Альвеар Сантес // Двигателестроение. - 1988. -№ 3. - С. 11-13. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=27719506

2. Larry D.Claxton. The history, genotoxicity, and carcinogenicity of carbon-based fuels and their emissions. Part 3: Diesel and gasoline // Mutation Research/Reviews in Mutation Research. - Volume 763. - January-March 2015.- Pages 30-85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mrrev.2014.09.002

3. Суслов, Н. И. Тенденции энергопотребления России и структурные сдвиги / Н. И. Суслов // Топливно-энергетический комплекс. - 2005. -№ 1. - С. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=20800011

4. Кириллов, Н. Г. Альтернативные моторные топлива XXI века / Н. Г. Кириллов // Автозаправочный комплекс альтернативное топливо. - 2003. -№ 3. - С. 58-63. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=15056299

5. Avinash Kumar Agarwal. Biofuels (alcohols

and biodiesel) applications as fuels for internai combustion engines // Progress in Energy and Combustion Science. - Volume 33. - Issue 3. - June 2007. - Pages 233-271. DOI: https://doi.org/10.1016/j. pecs.2006.08.003

6. Иванов, И. А. Обзор патентов по гомогенизации и эмульгированию топлив и результаты их эксплуатации /И. А. Иванов // Судостроение за рубежом. - 1982. - № 1. - С. 36-48. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=20800011

7. Пат. Российская Федерация 2486000. МПК B01F 5/06. Смеситель-дозатор: № 2012113655/02 : заявл. 06.04.2012 : опубл. 27.06.2013: Уханов А.П., Уханов Д.А., Сидоров Е.А, Сидорова Л.И., Година Е.Д.- 3С., 1 табл. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=37512478

8. Пат. Российская Федерация 2435633. МПК B01F 5/06. Смеситель-дозатор растительного масла и минерального дизельного топлива : № 2010115532/056 : заявл. 19.04.2010 : опубл. 10.12.2011 : Уханов А.П., Уханов Д.А., Чугунов В.А., Демидов Е.В. 3С., 1 табл. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=40985145

9. Пат. Германии DE 69603823 T2. Устройство для приготовления микроэмульсии ДТ/воды и для впрыскивания этой эмульсии в дизельный двигатель: 12 с.п. ф-лы, 2 ил. URL: https://www. freepatent.ru/patents/2387865

10. Пат. Российская Федерация 2246019, МПК F02D 1/04, 1/10. Система регулирования многотопливного дизеля: заявл. 07.07.2003 : опубл. 10.02.2005 : Плотников С.А. Гущин С.Н. Ярков М.И. - 6 С., 3 ил.URL: https://www.freepatent.ru/ patents/2246019

11. Пат. Российская Федерация 2639634, МПК F02М 43/02. Насос-дозатор смесевого топлива : № 20171108580 : заявл. 14.03.2017 : опубл. 21.12.2017 : 6С., 2 ил. : Плотников С.А., Карташе-вич А.Н., Пляго А.В., Козлов И.С., Мочалов С.В. URL: https://findpatent.ru/patent/263/2639634

12. Механика жидкости и газа: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб и доп. / В.С. Швыдкий, Ю.Г. Ярошенко, Я.М. Гордон, В.С. Шаврин и др.; под ред. В.С. Швыдкого. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 464 с. URL: https://www.geokniga.org/ books/24388

13. Лойцянский, Л. Г. Механика жидкости и газа: учебник для вузов. 7-е изд., испр. / Л.Г. Лойцянский. - М.: Дрофа, 2003. - 840 с. URL: https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br597033

14. Валландер, С. В. Лекции по гидроаэромеханике: учебное пособие / С.В. Валландер. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978 - 296 с. URL: https://www.studmed.ru/vaNander-sv-lekcM-po-gidroaeromehanike_c85f2b445f7

15. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для втузов / Т.М. Башта, С.С. Руднев, Б.Б. Некрасов и др. - 2-е изд., перераб. - Москва: Машиностроение, 1982. - 423 с. URL: https://lib-bkm. ru/13301

16. Плотников, М.Г., Плотникова Ю.А. Математика. Часть 2: учебное пособие / М.Г. Плотни-

ков, Ю.А. Плотникова. - Вологда: ВГМХА им. Н.В. Верещагина, 2019. - 206 с. URL: https://e.lanbook. com/book/130706

17. Xingcai Lu,Dong Han,Zhen Huang. Fuel design and management for the control of advanced compression-ignition combustion modes // Progress in Energy and Combustion Science. - Volume 37.-Issue 6. - December 2011, Pages 741-783. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pecs.2011.03.003

18. Muhammad Aamir Bashira, Sarah Wua, Jun Zhub, Anilkumar Krosuric, Muhammad Usman Khand, Robinson Junior Ndeddy Akac. Recent development of advanced processing technologies for biodiesel production: A critical review // Fuel Processing Technology. -Volume 227. - March 2022. - 107120. DOI: https://doi.org/10.1016/j.fuproc.2021.107120

Вклад авторов:

Плотников С.А. - общее руководство;

Кантор П. Я. - теоретическая проработка;

Пляго А.В.. - аналитика источников;

Плотникова Ю.А. - теоретическая проработка.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Patrahal'cev N.N. Putirazvitiya toplivnyh sistem dlya podachi v cilindr dizelya netradicionnyh topliv/N.N. Patrahal'cev, L.V. Al'vearSantes//Dvigatelestroenie. - 1988. - № 3. - S. 11-13. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=27719506

2. Larry D.Claxton. The history, genotoxicity, and carcinogenicity of carbon-based fuels and their emissions. Part 3: Diesel and gasoline //Mutation Research/Reviews in Mutation Research.- Volume 763.- January-March 2015. - Pages 30-85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.mrrev.2014.09.002

3. Suslov, N. I. Tendencii energopotrebleniya Rossii i strukturnye sdvigi / N. I. Suslov // Toplivno-energeticheskij kompleks. - 2005. - № 1. - S. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20800011

4. Kirillov, N. G. Al'ternativnye motornye topliva XXI veka / N. G. Kirillov // Avtozapravochnyj kompleks al'ternativnoe toplivo. - 2003. - № 3. - S. 58-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15056299

5. Avinash Kumar Agarwal. Biofuels (alcohols and biodiesel) applications as fuels for internal combustion engines //Progress in Energy and Combustion Science.-Volume 33. - Issue 3. - June 2007. - Pages 233-271. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pecs.2006.08.003

6. Ivanov, I. A. Obzor patentov po gomogenizacii i emul'girovaniyu topliv i rezul'taty ih ekspluatacii /I. A. Ivanov // Sudostroenie za rubezhom. - 1982. - № 1. - S. 36-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-smesitelnyh-ustroystv-dlya-polucheniya-vysokostabilnyh-toplivnyh-smesey-v-sistemah-toplivopodgotovki-energeticheskih-ustanovok

7. Pat. Rossijskaya Federaciya 2486000. MPK V01F 5/06. Smesitel'-dozator: № 2012113655/02 : zayavl. 06.04.2012: opubl. 27.06.2013: Uhanov A.P., Uhanov D.A., Sidorov E.A, Sidorova L.I., Godina E.D.- 3S., 1 tabl. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37512478

8. Pat. Rossijskaya Federaciya 2435633. MPK B01F 5/06. Smesitel'-dozator rastitel'nogo masla i mineral'nogo dizel'nogo topliva : № 2010115532/056 : zayavl. 19.04.2010 : opubl. 10.12.2011: Uhanov A.P., Uhanov D.A., CHugunov V.A., Demidov E.V. 3S., 1 tabl. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=40985145

9. Pat. Germanii DE 69603823 T2. Ustrojstvo dlya prigotovleniya mikroemul'sii DT/vody i dlya vpryskivaniya etoj emul'sii v dizel'nyj dvigatel': 12 s.p. f-ly, 2 il. URL: https://www.freepatent.ru/patents/2387865

10. Pat. Rossijskaya Federaciya 2246019, MPK F02D 1/04, 1/10. Sistema regulirovaniya mnogotoplivnogo dizelya : zayavl. 07.07.2003 : opubl. 10.02.2005 : Plotnikov S.A. Gushchin S.N. YArkov M.I. - 6 S., 3 il.URL: https://www.freepatent.ru/patents/2246019

11. Pat. Rossijskaya Federaciya 2639634, MPK F02M 43/02. Nasos-dozator smesevogo topliva : № 20171108580 : zayavl. 14.03.2017: opubl. 21.12.2017: 6S., 2 il. : Plotnikov S.A., Kartashevich A.N., Plyago A.V., Kozlov I.S., Mochalov S.V URL: https://findpatent.ru/patent/263/2639634

12. Mekhanika zhidkosti i gaza: uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd., pererab i dop. / V.S. SHvydkij, YU.G. YAroshenko, YA.M. Gordon, V.S. SHavrin i dr.; pod red. V.S. SHvydkogo. - M.: IKC «Akademkniga», 2003. - 464 s. URL: https://www.geokniga.org/books/24388

13. Lojcyanskij, L. G. Mekhanika zhidkosti i gaza: uchebnik dlya vuzov. 7-e izd., ispr. / L.G. Lojcyanskij. -M.: Drofa, 2003. - 840 s. URL: https://e-catalog.nlb.by/Record/BY-NLB-br597033

14. Vallander, S. V. Lekcii po gidroaeromekhanike: uchebnoe posobie / S.V. Vallander. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1978 - 296 s. URL: https://www.studmed.ru/vallander-sv-lekcii-po-gidroaeromehanike_c85f2b445f7

15. Gidravlika, gidromashiny igidroprivody: uchebnik dlya vtuzov/T.M. Bashta, S.S. Rudnev, B.B. Nekrasov

i dr. - 2-e izd., pererab. - Moskva: Mashinostroenie, 1982. - 423 s. URL: https://lib-bkm.ru/13301

16. Plotnikov, M.G., Plotnikova YU.A. Matematika. CHast' 2: uchebnoe posobie / M.G. Plotnikov, YU.A. Plotnikova. - Vologda: VGMHA im. N.V. Vereshchagina, 2019. - 206 s. URL: https: //e.lanbook.com/ book/130706

17. Xingcai Lu,Dong Han,Zhen Huang. Fuel design and management for the control of advanced compression-ignition combustion modes //Progress in Energy and Combustion Science. - Volume 37. - Issue 6. - December 2011, Pages 741-783. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pecs.2011.03.003

18. Muhammad Aamir Bashira, Sarah Wua, Jun Zhub, Anilkumar Krosuric, Muhammad Usman Khand, Robinson Junior Ndeddy Akac. Recent development of advanced processing technologies for biodiesel production: A critical review//Fuel Processing Technology. - Volume 227. - March 2022. -107120. DOI: https:// doi.org/10.1016j.fuproc.2021.107120

Contribution of the authors:

Plotnikov S. A. - general guidance;

Kantor P. Ya. - theoretical study;

Plotnikov Y.A. - methodology;

Plyago A. V. - conducting experiments.

The authors declare that there is no conflict of interest.

Информация об авторах Плотников Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор кафедры «Технология машиностроения», Вятский государственный университет, PlotnikovSA@bk.ru

Кантор Павел Яковлевич, канд. ф-м. наук, доцент кафедры физики и методики обучения физике, Вятский государственный университет,shawl@list.ru

Пляго Анатолий Веславович, преподаватель кафедры «Технология машиностроения», Вятский государственный университет, Tom.PAV@mail.ru

Плотникова Юлия Александровна. к.ф.-м.н., доцент кафедры высшей математики, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, japlotnikova@yandex.ru

Information about the authors Plotnikov Sergey A., Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Mechanical Engineering Technology, Vyatka State University, PlotnikovSA@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kantor Pavel Y., PhD, Associate Professor of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, Vyatka State University, shawl@list.ru

Plyago Anatoliy V., teacherof the Department of Mechanical Engineering Technology, Vyatka State University, Tom.PAV@mail.ru

Plotnikova Julia A., Ph.D., Associate Professor of the Department of Higher Mathematics, D.I. Mendeleev Russian University of Chemical Technology, japlotnikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию12.03.2022; одобрена после рецензирования 05.06.2022; принята к публикации 10.06.2022

The article was submitted 12.03.2022; approved after reviewing 05.06.2022; accepted for publication 10.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.