Научная статья на тему 'БЕЗМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ'

БЕЗМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗЕЛЬ / СМЕСЕВОЕ ТОПЛИВО / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО / РАПСОВОЕ МАСЛО / ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ / ЭКСПРЕСС-МЕТОДЫ / УДЕЛЬНАЯ РЕФРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Плотников Сергей Александрович, Гневашев Павел Вячеславович, Шишкин Геннадий Петрович, Резник Евгений Наумович

Проблема и цель. В ходе проведенного обзора литературы было установлено, что между основными эксплуатационными свойствами моторного топлива и его физико-химическими показателями существуют корреляционные зависимости. Логично предположить, что подобные зависимости могут быть применимы и к альтернативному топливу. Цель исследований - определение физико-химических показателей смесевого топлива, влияющих на эксплуатационные характеристики дизельного двигателя. Объекты и методы. Объект исследований - смеси товарного дизельного топлива с рапсовым маслом холодного отжима. Исследовались физико-химические показатели смесевого топлива с различным содержанием рапсового масла. Массовая доля рапсового масла в искомой смеси варьировалось от 0 до 50 %. Для измерения показателей использовалось специализированное лабораторное оборудование - пикнометр ПЖ-2-25, лабораторные весы VIBRAAJH-620CE и рефрактометр ИРФ-454б. Ход экспериментов. Значения плотности и показателя преломления фиксировались для каждой подготовленной смеси. Данные эксперимента и последующих расчетов наносились на графики. По данным плотности и показателя преломления был построен график удельной рефракции Лорентца-Лоренца. Результаты и выводы. В результате анализа полученных данных лабораторных опытов было установлено, что некоторые выходные показатели работы ДВС на альтернативных топливах могут существенно зависеть от физических показателей, измеренных в ходе эксперимента, что позволяет найти корреляционные зависимости между ними. В качестве экспресс-метода оценки эксплуатационных свойств двигателя предложено использовать удельную рефракцию, так как она проста в определении, не зависит от внешних условий и позволяет использовать её на месте эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Плотников Сергей Александрович, Гневашев Павел Вячеславович, Шишкин Геннадий Петрович, Резник Евгений Наумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINELESS METHODS OF THE ESTIMATION OF OPERATIONAL PROPERTIES FUELSFOR AGRICULTURAL MACHINERY

Problem and purpose. In the course of the literature review, it was found that there are correlations between the main operational properties of motor fuel and its physicochemical indicators. It is logical to assume that similar dependences can be applied to alternative fuels. The purpose of the research is to determine the physicochemical parameters of the mixed fuel that affect the performance of a diesel engine. Objects and Methods. The object of research is a mixture of commercial diesel fuel with cold-pressed rapeseed oil. The physicochemical parameters of mixed fuel with different rapeseed oil content were studied. The mass fraction of rapeseed oil in the desired mixture varied from 0% to 50%. To measure the indicators, specialized laboratory equipment was used - a PZh-2-25 pycnometer, a VIBRAAJH-620CE laboratory balance and an IRF-454b refractometer. The course of experiments. The values of density and refractive index were recorded for each prepared mixture. The experimental data and subsequent calculations were plotted on graphs. Based on the density and refractive index data, a graph of the Lorentz-Lorentz specific refraction was plotted. Results and conclusions. As a result of the analysis of the obtained data of laboratory experiments, it was found that some output indicators of the ICE operation on alternative fuels can significantly depend on the physical indicators measured during the experiment, which makes it possible to find correlations between them. As an express method for assessing the operational properties of the engine, it is proposed to use the specific refraction, since it is easy to determine, does not depend on external conditions and allows it to be used at the site of operation.

Текст научной работы на тему «БЕЗМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ»

Veterinary Medicine. Paperback ISBN: 9780128121061 eBook ISBN: 9780128122457 Imprint: Academic Press. Published Date: 4th January 2019. Page Count: 397. URL: https://www.elsevier.com/books/equine-behavioral-medicine/beaver/978-0-12-812106-1

20.Acoustic, Thermal Wave and Optical Characterization of Materials, Volume 11 1st Edition. Editors: G.M. Crean M. Locatelli J. McGilp/ eBook ISBN: 9780444596642 Imprint: North Holland. Published Date: 12th March 1990. Page Count: 412. URL: https://www.elsevier.com/books/acoustic-thermal-wave-and-optical-characterization-of-materials/crean/978-0-444-88552-4

УДК 665.753.4

DOI 10.36508/RSATU.2021.50.2.015

БЕЗМОТОРНЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТОПЛИВ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

ПЛОТНИКОВ Сергей Александрович, д-р. техн. наук, профессор кафедры технологии машиностроения, PlotnikovSA@bk.ru

ГНЕВАШЕВ Павел Вячеславович, аспирант кафедры технологии машиностроения, gnevashevpv@inbox.ru

Вятский государственный университет

ШИШКИН Геннадий Петрович, канд. пед. наук, доцент кафедры физики, shgp45@mail.ru РЕЗНИК Евгений Наумович, канд. биол. наук, доцент кафедры физики, reznick@yandex.ru Кировский государственный медицинский университет Проблема и цель. В ходе проведенного обзора литературы было установлено, что между основными эксплуатационными свойствами моторного топлива и его физико-химическими показателями существуют корреляционные зависимости. Логично предположить, что подобные зависимости могут быть применимы и к альтернативному топливу. Цель исследований - определение физико-химических показателей смесевого топлива, влияющих на эксплуатационные характеристики дизельного двигателя.

Объекты и методы. Объект исследований - смеси товарного дизельного топлива с рапсовым маслом холодного отжима. Исследовались физико-химические показатели смесевого топлива с различным содержанием рапсового масла. Массовая доля рапсового масла в искомой смеси варьировалось от 0 до 50 %. Для измерения показателей использовалось специализированное лабораторное оборудование - пикнометр ПЖ-2-25, лабораторные весы VIBRAAJH-620CE и рефрактометр ИРФ-454б. Ход экспериментов. Значения плотности и показателя преломления фиксировались для каждой подготовленной смеси. Данные эксперимента и последующих расчетов наносились на графики. По данным плотности и показателя преломления был построен график удельной рефракции Лорент-ца-Лоренца.

Результаты и выводы. В результате анализа полученных данных лабораторных опытов было установлено, что некоторые выходные показатели работы ДВС на альтернативных топливах могут существенно зависеть от физических показателей, измеренных в ходе эксперимента, что позволяет найти корреляционные зависимости между ними. В качестве экспресс-метода оценки эксплуатационных свойств двигателя предложено использовать удельную рефракцию, так как она проста в определении, не зависит от внешних условий и позволяет использовать её на месте эксплуатации.

Ключевые слова: дизель, смесевое топливо, альтернативное топливо, рапсовое масло, показатель преломления, экспресс-методы, удельная рефракция.

Введение

Альтернативное моторное топливо - это смесь различных углеводородов и их соединений. При разработке методов определения эксплуатационных свойств топлив основной проблемой является их многокомпонентность, так как каждый компонент вносит свой вклад в эксплуатационные характеристики. Наиболее важными эксплуатационными характеристиками являются: цетановое число (ЦЧ), содержание серы, низшая теплота

сгорания и некоторые другие.

В настоящее время для определения эксплуатационных свойств дизельных двигателей используют моторные установки, где при сжигании топлива измеряются выходные параметры. В этом направлении проведено много исследований, где в качестве топлива использовались смеси товарного дизельного топлива (ДТ) со спиртами, растительными маслами и др. [1-8]. Недостатком метода прямых измерений является то, что он трудоёмок,

© Плотников С. А., Гневашев П. В., Шишкин Г П., Резник Е. Н., 2021г.

требует сложного лабораторного оборудования, а также не имеет возможности оценить эксплуатационные свойства дизельного топлива по месту эксплуатации.

Часть исследователей идёт по другому пути и использует безмоторные экспресс-методы (БЭМ) оценки эксплуатационных характеристик топлив, в которых рассматриваются корреляционные зависимости между эксплуатационным свойствами двигателя и физико-химическими показателями топлива [9-18]. К таким показателям относятся диэлектрическая проницаемость, показатель преломления, бензольный индекс и некоторые другие. Преимущества таких методов перед моторными заключаются в том, что они могут спрогнозировать эксплуатационные характеристики работы ДВС без сжигания топлива.

Обзор литературы

Развитие науки и техники неразрывно связано с использованием симптоматики. Порой определить показатели протекания процессов бывает затруднительно в связи с их трудоёмкостью, поэтому некоторые параметры определяются опосредованно по другим свойствам. Эмпирическим путём устанавливаются зависимости нужных параметров от тех других, которые можно измерить простыми способами. Часто такие методы используются при диагностике неисправностей в машинах и агрегатах. Например, при прослушивании различных точек двигателя стетоскопом по характеру звука можно определить износ подшипников, поршня или цилиндра. Стетоскоп усиливает звуковые сигналы, а в качестве уловителя данных сигналов выступает ухо человека. Зная характер звука исправного двигателя, человек сравнивает его с текущим. При отклонении звучания от нормального человек может определить наличие неисправности. Звонкий звук характерен для быстрых ударов металлических деталей, не покрытых маслом, а глухой - для ударов деталей из мягких материалов или деталей, покрытых масляной плёнкой.

Известна связь ударных сигналов работающего двигателя с техническим состоянием его частей. Зазор между юбкой и поршнем двигателя можно определить по амплитудно-фазовым параметрам удара относительно верхней мёртвой точки поршня. Увеличение амплитуды удара и смещение фазы удара по углу поворота коленчатого вала относительно верхней мёртвой точки говорит о том, что зазор между юбкой и поршнем увеличен. Измерение таких вибраций производят с помощью вибрационных акселерометров и усилительно-преобразующей аппаратуры. Полученные данные сравниваются с номинальными и предельными значениями. Номинальные и предельные значения параметров вибрации определяются эмпирически на заранее известных исходных условиях.

Большой спектр эксплуатационных параметров двигателя можно определить по содержанию углеводородов, оксидов углерода, двуоксидов углерода, кислорода в выхлопных газах с помощью газоанализаторов.

Качество смеси в цилиндре можно определить

-9

по цвету пламени с помощью специальных индикаторов, обеспечивающих наблюдение за процессом горения топливной смеси. Цвет и характер горения оцениваются человеком "на глаз", исходя из личного опыта, и делается заключение о составе смеси.

В работах Скворцова Б.В., Силова Е.А., Солнцева А.В. [9] была исследована диэлектрическая проницаемость стандартных бензинов и стандартных дизельных топлив. Было выявлено, что диэлектрическая проницаемость связана с октановым числом бензинов, и показано, что при её увеличении ОЧ бензина увеличивается. Для дизельных же топлив была установлена связь диэлектрической проницаемости с цетановым числом (ЦЧ). ЦЧ дизельного топлива увеличивается при уменьшении диэлектрической проницаемости.

В работе зарубежных авторов [10] было показано, что ЦЧ зависит от анилиновой точки. Для установления корреляционной зависимости были использованы данные по 257 образцам дизельного топлива. Установлено, что анилиновая точка имеет удовлетворительные статистические характеристики. Метод анилиновой точки также известен как метод определения содержания ароматических углеводородов в нефтепродуктах ГОСТ 12329-77.

В работе [11] было показано, что с помощью рефракто-денсиметрического метода можно оценить ОЧ бензинов.

Методы опосредованного определения тех или иных эксплуатационных свойств можно попытаться применить и к альтернативному моторному топливу.

Объекты и методы

Для исследования были подготовлены смеси дизельного топлива с рапсовым маслом (рис.1). Массовая доля рапсового масла в смеси варьировалось от 0 % до 50 %.

Для каждого образца измерялась плотность

20

d и показатель преломления nD Измерения

проводились при температуре окружающей среды 20 °С. Плотность определялась с помощью пикнометра ПЖ-2-25 и лабораторных весов VIBRAAJH-620CE (рис. 2,а) по ГОСТ 3900-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности". Расчет производился по формуле:

где тпс- масса пикнометра со смесью; тпп - масса пустого пикнометра; тпс)- масса пикнометра с дистиллированной водой;

0,99703 - значение относительной плотности воды при 20 °С с учетом плотности воздуха.

Показатель преломления образцов измерялся с помощью рефрактометра ИРФ-454б (рис. 2,б). Так как показатель преломления и плотность зависят от температуры и давления, при которых проводится измерение, то для экспресс-методов оценки эксплуатационных свойств предпочтительно использовать не сами эти величины, а их функ-

цию - удельную рефракцию Лорентца-Лоренца sR:

(п2-1) 1

Рис 1. - Образцы смесей дизельного топлива с рапсовым маслом

Известно, что удельная рефракция практически не зависит от внешних условий: температуры окружающей среды и давления.

1 \iiJKV н1 ^ШШ ОХ Л^Н [ ^ 101

5% № 01> I- ОШЕ

О ф о

Мвгю-у Рипйк* гегоЯаге

б)

а) - весы лабораторные VIBRAAJH-620CE; б) - рефрактометр ИРФ - 454б Рис 2 - Используемое оборудование

Результаты и выводы

В результате измерений были получены следующие графики: зависимость плотности смеси от процентного содержания рапсового масла (рис.3),

2 О

зависимость показателя преломления тщ смеси от процентного содержания рапсового масла (рис. 4). Учитывая, что плотность рапсового масла несколько выше плотности дизельного топлива, с увеличением его присутствия суммарная плотность растёт. При содержании 5 % рапсового масла суммарная плотность смеси равна 0,828 кг/м3, а при увеличении доли рапсового масла до 50 % суммарная плотность возрастает до 0,868кг/мз.

а) Рис-2

Рис. 3 - Плотность смеси в зависимости от содержания рапсового масла

1,475 1,47 1,465

1,46 < 1,455 1,45

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 % рапсового масла в смеси

Рис. 4 - Показатель преломления Пр смеси в зависимости от содержания рапсового масла.

По данным плотности и показателя преломления с использованием формулы (1) был построен график удельной рефракции Лорентца-Лорен-ца (рис. 5). Можно видеть, что зависимость этой величины от плотности линейная. Аддитивность удельной рефракции позволяет предположить, что между компонентами смеси не возникает химического взаимодействия.

0.335

С.315 0,31

О 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 % рапсового масла в смеси

Рис. 5 - Удельная рефракции смеси в зависимости от содержания рапсового масла

Наличие линейной зависимости удельной рефракции от содержания рапсового масла, позволяет разработать экспресс-метод определения состава произвольно взятой смеси. Для построения графика точки, соответствующие значениям рефракции для чистых дизельного топлива и рапсового масла, соединяют прямой линией. Измеряют плотность и показатель преломления смеси неизвестного состава, рассчитывают удельную рефракцию и по графику определяют состав смеси. Если зависимость эксплуатационных свойств двигателя от содержания рапсового масла предварительно известна, можно сделать оценку эффективности использования данной смеси.

Результаты и выводы

1. Некоторые выходные показатели работы ДВС на альтернативных топливах могут существенно зависеть от измеренных в ходе эксперимента, что позволяет найти корреляционные зависимости между ними.

2. В качестве экспресс-метода оценки эксплуатационных свойств двигателя можно использовать удельную рефракцию, так как она проста в определении, не зависит от внешних условий и позволяет использовать её на месте эксплуатации.

Список литературы

1.Плотников, С.А. Создание и исследование свойств многокомпонентных биотоплив для тракторных дизелей / С.А. Плотников, А.Н. Карташе-вич М.Н.Глушков, А.И. Шипин //Тракторы и сельхозмашины, 2020. - № 6. - С. 6-12. URL: https:// old.mospolytech.ru/storage/files/tism/Traktory_i_ selhozmashiny_No6_2020_dlya_sajta.pdf

2. Плотников, С.А. Оценка регулировочных показателей двигателя сельскохозяйственных транспортных средств при применении многокомпонентных биотоплив/. С.А. Плотников, А.Н. Карташевич, М.В. Смольников, А.И. Шипин //Вестник РГАТУ, 2021. - № 1. - С. 149-155. URL: http:// vestnik.rgatu.ru/archive/2021_1.pdf

3. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, M.V. Simonov, M.N. Glushkov. Determining of optimum operation modes of a diesel engine with a multicomponent bio-fuel composition. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). - № 012014. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1086/1/012014/pdf

4. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, P.Ya. Kantor, M.N. Vtyurina. Development and study of ways to extend the multifuel capability of ICE. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). - № 012016. URL: https://iopscience.iop.org/ article/10.1088/1757-899X/1086/1/012016/pdf

5. Evaluation of the Thermal NO formation mechanism under low-temperature diesel combustion conditions / J.M. Desantes, J.J. Lo^pez, P. Redton, J. Arre^gle. // International Journal of Engine Research. - 2012. - 13(6). - Р. 531-539. DOI: 10.1177/1468087411429638

6. Formation of Engine Internal NO: Measures to Control the NO2/NOX Ratio for Enhanced Exhaust After Treatment / M. RoBler, A. Velji, C. Janzer [et al.]. // SAE Int. J. Engines. - 2017. - № 10(4). - P. 1-14. DOI 10.4271/2017-01-1017

7. Tucki K., Mruk R., Orynycz O., Gola A. The Effects of Pressure and Temperature on the Process of Auto-Ignition and Combustion of Rape Oiland Its Mixtures. //Sustainability. 2019; № 11(12), 3451. https://doi.org/10.3390/su11123451

8. Yang J., Golovitchev V.I., Lurbe P.R., Sa^nchez J.JL. Chemical Kinetic Study of Nitrogen Oxides Formation Trends in Biodiesel Combustion. // International Journal of Chemical Engineering. 2012:1-22. Available from:DOI: 10.1155/2012/898742

9. Определение взаимосвязи показателей детонационной стойкости с электродинамическими параметрами углеводородных топлив на основе статистического моделирования компонентного состава / Б.В. Скворцов, Е.А. Силов, А.В. Солнцева // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. Академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета), 2010, №1, с. 166 - 173. URL:https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=16532927

10.Equations for predicting the cetane number of diesel fuels from their physical properties / Ladommatos N., Goacher J. // Fuel, 1995, vol. 74, No. 7, pp. 1083-1093.URL:https://elibrary.ru/item.

asp?id=661967

11.Рефракто-денсиметрический метод контроля автомобильных бензинов на соответствие нормативам евро-4 и -5 по суммарному содержанию ароматических углеводородов и содержанию кислорода / И.И. Табрисов, Р.Б. Султанова, В.Ф. Николаев // Вестник Казанского технологического университета, 2012, №9, с 228-232. URL:https://www. elibrary.ru/item.asp?id=17751995

12.Линейное магнитное двулучепреломление в контроле антидетонационных характеристик бензинов / В.Ф. Николаев, И.Р. Кутушев, А. К. Хамед-зянов // Вестник Казанского технологического университета, 2003, №2, с 294-301. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=9270099

13.Рефракто-магнитооптический метод оценки эксплуатационных и теплотехнических характеристик реактивных и дизельных топлив / В.Ф. Николаев, И.Р. Кутушев, А. К. Хамедзянов // Вестник Казанского технологического университета, 2003, №2, с 302-314. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=9270100

14.Описание физико-химических свойств трех-компонентных моделей товарных бензинов / В.Ф. Николаев, И.И.Табрисов, Р.Б. Султанова // Вестник Казанского технологического университета.-2010, -№10- с 342-349. URL:https://www.elibrary.ru/item.

asp?id=15517212

15.Методы определения состава и модели описания физико-химических и эксплуатационных свойств многокомпонентных смесей / В.Ф. Николаев, Р.Б. Султанова, А.И. Пеньковский, В.И. Гаврилов //Учебное пособие, Казанский национальный исследовательский технологический университет, 175 с. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=29978735

16.Мониторинг качества автомобильных бензинов по данным магнитного двулучепреломления и диэлькометрии / И.И. Табрисов, В.Ф. Николаев, Р.Б. Султанова // Вестник Казанского технологического университета.- 2012.- №9.- с 224-225 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17751993

17.Neural network prediction of cetane number and density of diesel fuel from its chemical composition determined by lc and gc-ms / Yang H., Ring Z., Briker Y., Mclean N., Friesen W., Fairbridge C. // Fuel, 2002, vol. 81, No. 1, pp. 65-74. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=831119

18.Determination of octane numbers of gasoline compounds from their chemical structure by 13c nmr spectroscopy and neural networks / Meusinger R., Moros R. // Fuel, 2001, vol. 80, No 5, pp. 613-621. Url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=553327

ENGINELESS METHODS OF THE ESTIMATION OF OPERATIONAL PROPERTIES FUELSFOR

AGRICULTURAL MACHINERY

Plotnikov Sergey A., Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Mechanical Engineering Technology, Vyatka State University, PlotnikovSA@bk.ru

Gnevashev Pavel V., Post-graduate Student of the Department of Mechanical Engineering Technology, Vyatka State University, gnevashevpv@inbox.ru

Shishkin Gennadiy P., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physics, Kirov State Medical University, shgp45@mail.ru

Reznik Evgeniy N., PhD. Biol. Sci., Associate Professor of the Department of Physics, Kirov State Medical University, reznick@yandex.ru

Problem and purpose. In the course of the literature review, it was found that there are correlations between the main operational properties of motor fuel and its physicochemical indicators. It is logical to assume that similar dependences can be applied to alternative fuels. The purpose of the research is to determine the physicochemical parameters of the mixed fuel that affect the performance of a diesel engine. Objects and Methods. The object of research is a mixture of commercial diesel fuel with cold-pressed rapeseed oil. The physicochemical parameters of mixed fuel with different rapeseed oil content were studied. The mass fraction of rapeseed oil in the desired mixture varied from 0% to 50%. To measure the indicators, specialized laboratory equipment was used - a PZh-2-25 pycnometer, a VIBRAAJH-620CE laboratory balance and an IRF-454b refractometer.

The course of experiments. The values of density and refractive index were recorded for each prepared mixture. The experimental data and subsequent calculations were plotted on graphs. Based on the density and refractive index data, a graph of the Lorentz-Lorentz specific refraction was plotted.

Results and conclusions. As a result of the analysis of the obtained data of laboratory experiments, it was found that some output indicators of the ICE operation on alternative fuels can significantly depend on the physical indicators measured during the experiment, which makes it possible to find correlations between them. As an express method for assessing the operational properties of the engine, it is proposed to use the specific refraction, since it is easy to determine, does not depend on external conditions and allows it to be used at the site of operation.

Key words: diesel, mixed fuel, alternative fuel, rape seed oil, refractive index, express methods, specific refraction.

Literatura

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Plotnikov S.A., Kartashevich A.N., Glushkov M.N., SHipin A.I. Sozdanie i issledovanie svojstv mnogokomponentnyh biotopliv dlya traktornyh dizelej. //Traktory i sel'hozmashiny, 2020. - № 6. - S. 6-12. URL: https://old.mospolytech.ru/storage/files/tism/Traktory_i_selhozmashiny_No6_2020_dlya_sajta.pdf

2. Plotnikov S.A., Kartashevich A.N., Smol'nikov M.V., SHipin A.I. Ocenka regulirovochnyh pokazatelej dvigatelya sel'skohozyajstvennyh transportnyh sredstv pri primenenii mnogokomponentnyh biotopliv. //Vestnik RGATU, 2021. - № 1. - S. 149-155.URL: http://vestnik.rgatu.ru/archive/2021_1.pdf

3. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, M.V. Simonov, M.N. Glushkov. Determining of optimum operation modes of a diesel engine with a multicomponent bio-fuel composition. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). - № 012014. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1086/1/012014/pdf

4. S.A. Plotnikov, A.N. Kartashevich, P.Ya. Kantor, M.N. Vtyurina. Development and study of ways to extend the multifuel capability of ICE. //IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 1086 (2021). -№ 012016. URL: https:/Aopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1086/1/012016/pdf

5. Evaluation of the Thermal NO formation mechanism under low-temperature diesel combustion conditions / J.M. Desantes, J.J. Lotpez, P. Redton, J. Arretgle. // International Journal of Engine Research. -2012. - 13(6). - P. 531-539. DOI: 10.1177/1468087411429638

6. Formation of Engine Internal NO: Measures to Control the NO2/NOX Ratio for Enhanced Exhaust After Treatment / M. RolZler, A. Velji, C. Janzer [et al.]. // SAE Int. J. Engines. - 2017. - № 10(4). - P. 1-14. DOI 10.4271/2017-01-1017

7. Tucki K., Mruk R., Orynycz O., Gola A. The Effects of Pressure and Temperature on the Process of Auto-Ignition and Combustion of Rape Oiland Its Mixtures. //Sustainability. 2019; № 11(12), 3451. https://doi. org/10.3390/su11123451

8. Yang J., Golovitchev V.I., Lurbe P.R., Satnchez J.JL. Chemical Kinetic Study of Nitrogen Oxides Formation Trends in Biodiesel Combustion. //International Journal of Chemical Engineering. 2012:1-22. Available from: DOI: 10.1155/2012/898742

9. Opredelenie vzaimosvyazi pokazatelej detonacionnoj stojkosti s elektrodinamicheskimi parametrami uglevodorodnyh topliv na osnove statisticheskogo modelirovaniya komponentnogo sostava /B.V. Skvorcov, E.A. Silov, A.V. Solnceva // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. Akademika S.P. Korolyova (nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta), 2010, №1, s. 166 - 173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16532927

10. Equations for predicting the cetane number of diesel fuels from their physical properties / Ladommatos N., Goacher J. //Fuel, 1995, vol. 74, No. 7, pp. 1083-1093.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=661967

11. Refrakto-densimetricheskij metod kontrolya avtomobil'nyh benzinov na sootvetstvie normativam evro-4 i -5 po summarnomu soderzhaniyu aromaticheskih uglevodorodov i soderzhaniyu kisloroda / I.I. Tabrisov, R.B. Sultanova, V.F. Nikolaev//Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2012, №9, s 228-232 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17751995

12. Linejnoe magnitnoe dvulucheprelomlenie v kontrole antidetonacionnyh harakteristik benzinov /V.F. Nikolaev, I.R. Kutushev, A. K. Hamedzyanov// Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2003, № 2, s 294-301.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9270099

13. Refrakto-magnitoopticheskij metod ocenki ekspluatacionnyh i teplotekhnicheskih harakteristik reaktivnyh i dizel'nyh topliv / V.F. Nikolaev, I.R. Kutushev, A. K. Hamedzyanov // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2003, №2, s 302-314. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9270100

14. Opisanie fiziko-himicheskih svojstv trekhkomponentnyh modelej tovarnyh benzinov / V.F. Nikolaev, I.I. Tabrisov, R.B. Sultanova //Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2010, №10, s 342-349. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15517212

15. Metody opredeleniya sostava i modeli opisaniya fiziko-himicheskih i ekspluatacionnyh svojstv mnogokomponentnyh smesej / V.F. Nikolaev, R.B. Sultanova, A.I. Pen'kovskij, V.I. Gavrilov // Uchebnoe posobie, Kazanskijnacional'nyjissledovatel'skijtekhnologicheskij universitet, 175 s. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=29978735

16. Monitoring kachestva avtomobil'nyh benzinov po dannym magnitnogo dvulucheprelomleniya i diel'kometrii / I.I. Tabrisov, V.F. Nikolaev, R.B. Sultanova // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2012, № 9, s 224-225. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17751993

17. Neural network prediction of cetane number and density of diesel fuel from its chemical composition determined by lc and gc-ms / Yang H., Ring Z., Briker Y., Mclean N., Friesen W., Fairbridge C. // Fuel, 2002, vol. 81, No. 1, pp. 65-74. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=831119

18. Determination of octane numbers of gasoline compounds from their chemical structure by 13c nmr spectroscopy and neural networks / Meusinger R., Moros R. // Fuel, 2001, vol. 80, No 5, pp. 613-621. Url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=553327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.