УДК 37.012.6
Журавлёва Людмила Петровна Lyudmila Zhuravlyova
ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
BASIS AND EXPERIMENTAL IMPROVEMENT OF PHYSICAL CULTURE METHODICS EFFICIENCY
Рассматриваются вопросы повышения эффективности физического воспитания студентов. Обосновывается авторская методика построения занятий физической культурой с учетом периода обучения
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, методика, динамика физической подготовленности, средства физической культуры, педагогические тесты
This article covers the questions of the improvement of physical culture methodics efficiency. Author’s me-thodics of physical education lessons’ scheme depending on the periods of learning is being proved
Key words: physical education, students, method -ics, dynamics of physical training, means of physical culture, pedagogical tests
Занятия по физической культуре в вузе должны быть направлены на улучшение физической подготовленности, повышение функциональных возможностей, расширение адаптационного потенциала организма студентов. Сбалансированное применение различных по направленности средств физической культуры в различные периоды учебной деятельности — один из способов повышения эффективности физического воспитания, увеличения двигательной активности и нормализации психологического состояния студентов.
В ходе анализа научно-методической литературы и результатов собственных экспериментальных исследований получены данные, характеризующие особенности физического воспитания студентов в различные периоды учебного процесса. Это проявляется в динамике показателей физической и функциональной подготовленности и изменении психологического состояния студентов.
Отмечается, что в период зачетно-экзаменационной сессии и каникул происходит
снижение физической и функциональной подготовленности студентов, изменяется уровень тревожности. Выявленные особенности рассматриваются как основные показатели, которые необходимо учитывать при разработке методики использования средств физической культуры в ходе занятий физической культурой со студентами вуза.
Следует отметить, что студенты первого и второго курсов занимались физической культурой четыре часа в неделю, а для студентов третьего и четвертого курсов учебные часы были перераспределены. Занятия проводились «блоком»: два раза в неделю.
В каждом учебном семестре можно выделить три периода. Разумно предположить, что методика занятий физической культурой в каждый период должна иметь свои, характерные для этого периода особенности, т.к. уже установлены особенности динамики физической и функциональной подготовленности студентов. К основным особенностям организации и предлагаемой методики занятий физической культурой в
различные периоды обучения в вузе следует отнести:
1) в учебный период. В первые недели учебных занятий решаются задачи, связанные с освоением техники выполнения упражнений. Затем акцентируется внимание на решении задачи — развитие двигательных способностей и расширение адаптационного потенциала организма студентов;
2) в период зачетно-экзаменационной сессии. Проведение факультативных занятий физической культурой в этот период является наиболее рациональной и приемлемой организационной формой. Дополнительные факультативные занятия физической культурой в вечернее время позволят оптимизировать психологическое состояние студентов;
3) в период каникул, когда студенты не посещают университет, можно только рекомендовать самостоятельные занятия физической культурой или каким-либо видом спорта.
С целью экспериментальной проверки эффективности разработанной методики занятий по физической культуре в вузе в различные периоды учебного процесса был проведён основной педагогический эксперимент.
В связи с тем, что количество учебных часов, отводимых программой дисциплины «Физическая культура» для студентов первых — четвертых курсов, различное, в педагогическом эксперименте принимали участие студенты как первого, так и четвертого курсов. Можно говорить о двух параллельных экспериментах, в которых использован единый методический подход.
Были сформированы две экспериментальные группы и две контрольные группы:
— экспериментальная группа (Э1) из студентов первого курса (п=38);
— экспериментальная группа (Э4) из студентов четвертого курса (п=32);
— контрольная группа (К1) из студентов первого курса (п=40);
— контрольная группа (К4) из студентов четвертого курса (п=33).
Студенты, участники педагогического эксперимента, были одного возраста и не
отличались друг от друга по основным антропометрическим показателям. Продолжи -тельность педагогического эксперимента включала три основных периода, характерных для вуза (учебный, зачетно-экзаменационный и каникулярный) и составляла один учебный семестр.
Основные организационные особен -ности использования средств физической культуры студентами первого курса заключались в том, что:
— студенты контрольной группы (К1) занимались по программе, разработанной на основе примерной программы дисциплины «Физическая культура», рекомендуемой Министерством образования РФ (2000). Студенты экспериментальной группы (Э1) использовали те же средства физической культуры, но с акцентированным выполнением циклических аэробных упражнений и упражнений мягкого стретчинга в конце семестра непосредственно перед зачетноэкзаменационной сессией;
— студенты экспериментальной группы (Э1) дополнительно, в период сессии, три недели занимались факультативно в секции общей физической подготовки три раза в неделю.
Продолжительность занятия составляла один час, при этом использовались те же средства, что и в период учебы. Отличие заключалось в увеличении выполнения аэробных упражнений на 1 мин на каждом занятии, так же увеличивалось время выполнения локальных силовых упражнений на основные мышечные группы.
Основные организационные особен -ности использования средств физической культуры студентами четвертого курса заключались в том, что:
— студенты контрольной группы (К4) занимались один раз в неделю в течение двух часов;
— студенты экспериментальной группы (Э4) занимались физической культурой «блоком», при этом первую половину учебного семестра не занимались физической культурой, а во второй половине учебного семестра занимались физической культурой два раза в неделю по два часа.
Контроль за индивидуальной величиной нагрузки при выполнении циклических аэробных упражнений осуществлялся по ЧСС. Нагрузка соответствовала умеренной и средней зонам интенсивности и составляла 130...140 уд/мин.
Анализ исходных и итоговых результатов проведённых тестирований в контрольных и экспериментальных группах позволяет определить эффективность применения разработанной методики.
Исходный уровень физической подготовленности студентов первого курса экспериментальной группы по всем показателям не отличался (р>0,05) от уровня физической подготовленности участников педагогического эксперимента контрольной группы.
Результаты тестов, оценивающих скоростно-силовые способности, могут быть оценены как средние, что указывает на необходимость систематических занятий физической культурой.
За время учебного семестра, когда студенты занимались два раза в неделю по два часа, в контрольной группе студентов
первого курса произошли достоверные положительные изменения ( табл. 1) , как у девушек, так и у юношей. В конце учебного семестра достоверно увеличился уровень тревожности.
За время экзаменационной сессии и каникул, когда студенты не занимаются физической культурой, у студентов 1 курса произошли достоверные негативные изменения большинства показателей. Высота прыжка вверх с места у юношей и силовая выносливость мышц живота у юношей и девушек изменились не достоверно.
Студенты первого курса экспериментальной группы занимались физической культурой в течение учебного семестра по разработанной методике, у них так же, как и в контрольной группе, произошли достоверные положительные изменения всех исследуемых показателей (табл. 2).
Следует отметить, что в экспериментальной группе за период экзаменационной сессии и каникул негативные изменения физической и функциональной подготовленности студентов менее выражены.
Таблица 1
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса контрольной группы
Тесты Начало семестра (Х±а) Конец семестра (Х±а) Р* После сессии и каникул (Х±а) Р**
Сит-тест, усл. ед. 15,1±5,91 13,3±4,92 11,6±4,04 10,0±3,89 р<0,05 р<0,05 13,7±5,47 13,1±4,99 р<0,05 р<0,05
Высота прыжка вверх с места, см 17,1±4,42 27,7±4,57 20,3±3,63 31,4±4,12 р<0,05 р<0,05 17,3±5,66 29,2±5,23 р<0,05 р>0,05
Челночный бег 3x10 м, с 8,60±0,51 7,51±0,50 8,27±0,37 7,11±0,39 р<0,05 р<0,05 8,57±0,49 7,32±0,47 р<0,05 р<0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 101,2±28,3 89,8±31,4 129,2±27,3 112,1±29,2 р<0,05 р<0,05 123,5±29,8 103,2±32,3 р<0,05 р<0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±4,4 18±4,1 15±3,6 22±3,8 р<0,05 р<0,05 14±5,1 21±4,3 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 21,1±2,81 20,9±3,04 37,8±5,21 31,9±4,86 р<0,05 р<0,05 20,7±4,12 20,6±3,88 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 54,2±16,5 51,8±14,6 41,1±10,2 39,7±13,5 р<0,05 р<0,05 51,4±14,5 47,6±14,9 р<0,05 р<0,05
Индекс Кардю, усл. ед. 13,4±2,75 11,6±2,81 22,1±3,04 24,4+3,14 р<0,05 р<0,05 13,8±3,91 12,2±2,94 р<0,05 р<0,05
* — верхняя строка — девушки, нижняя строка — юноши
Таблица 2
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов первого курса экспериментальной группы
Тесты Начало семестра (Х±а) Конец семестра (Х±а) Р* После сессии и каникул (Х±гс) Р**
Сит-тест, усл.ед. СО ч— Ю о 1-0 1-0 +1 +1 1-0 со 10,0±2,84 8,4±2,21 Р Р А А ,, оо СП СП 10,9±3,01 8,9±2,37 рр V V о о оо СП СП
Высота прыжка вверх с места, см см_см А +1 г^г-' ч— СМ СМ ОО ОООО ±± СП ОО 23 ю ю о о оо V V 72 со со сосо ±± СП ч— оо 23 55 о о оо А А рр
Челночный бег 3x10 м, с см оо ю о о +1 +1 сп см ю ю со 8,24±0,41 7,11±0,33 р р А А ,, оо СП СП 90 оо ±± 83 СМ_ч- со рр V V о о оо СП СП
Силовая выносливость мышц спины, с сп см см со +1 +1 см со сп о СП СП СМ ч— ОО СМ СМ ±± СО •ч^СО 32 рр А А ,, оо СП СП 131,7±21,3 124,8±24,2 55 о о о о А А рр
Силовая выносливость мышц живота, раз г^_оо +1 +1 см г— СМ СО со оо ±± 62 12 рр А А ,, оо СП СП СОСО ±± 62 12 рр V V о о оо СП СП
Уровень тревожности, усл.ед. 3^ ^ осп оо см° +1 +1 СОСО ч— О см см 29 со со со оо ±± см сп СП 22 ю ю о о о о V V рр ч— оооо ±± г*— сп о ОО 21 55 о о о о << рр
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % Г"— ^ со НІЇ нй сп см° о ю ю 2 5-о" 91 ±± ч— СО со ио 33 ю ю о о о о V V рр 23 ч— СМ оо ±1±1 со сп 33 рр V V о о 00 СП СП
Индекс Кардю, усл.ед. 13,0±3,06 11,8±2,93 18,7±3,13 19,4±3,04 р<0,05 р<0,05 13,9±3,31 12,5±3,16 рр А А о о 00 СП СП
* — верхняя строка — девушки, нижняя строка — юноши
Сравнение результатов педагогических тестов и функциональных проб контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента свидетельствует о том, что применяемая методика оказала выраженное воздействие на подготовленность студентов. В конце учебного семестра подготовленность студентов экспериментальной группы значительно отличается от подготовленности студентов контрольной группы по большинству показателей. Таким образом, перераспределение парциальных объемов различных по направленности средств физической культуры и включение дополнительных факультативных занятий в экзаменационный период повышают уровень физической и функциональной подготовленности студентов и снижают уровень личностной тревожности в период экзаменационной сессии.
Динамика показателей физической подготовленности студентов четвертого курса за время педагогического эксперимента: студентам, занимающимся физической культурой два часа в неделю (третий и четвертый курсы), было предложено зани-
маться физической культурой, используя блочную систему планирования.
В табл. 3 представлена динамика физической и функциональной подготовлен -ности студентов четвертого курса, которые занимались на протяжении учебного семестра один раз в неделю по два часа. За время педагогического эксперимента у студентов достоверно улучшилась силовая выносливость мышц спины, что связано с лучшей мотивацией к проявлению максимальных результатов в конце семестра. Отмечено снижение уровня скоростно-силовой подготовленности по результатам высоты прыжка вверх с места и времени челночного бега. По остальным изучаемым показателям не выявлено достоверных изменений.
Повышение уровня личностной тревожности студентов в преддверии сессии выражено значительно в меньшей степени, чем в группе студентов первого курса, что вполне объяснимо, т.к. к четвертому курсу студенты адаптируются к предстоящим зачетам и экзаменам.
После сессии и каникул произошло снижение уровня аэробной выносливости ( по
результатам сит-теста), уровня личностной тенденция снижения и других исследуемых тревожности и индекса Кардю. Отмечена показателей.
Таблица 3
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса контрольной группы
Тесты Начало семестра (Х±а) Хее ±!1ц ■ Р* После сессии и каникул (Х±а) Р**
Сит-тест, усл. ед. 13,6±4,66 13,8±3,42 13,0±3,48 12,9±4,23 р>0,05 р>0,05 10,9±3,01 8,9±2,37 р<0,05 р<0,05
Высота прыжка вверх с места, см 20,1±2,85 38,6±6,91 17,6±2,49 32,9±3,47 р<0,05 р<0,05 32 О О 19 1+ 1+ 68 ГЧЗ 7 р>0,05 р>0,05
Челночный бег 3x10 м, с 8,31±0,43 7,29±0,48 8,39±0,40 7,39±0,36 р<0,05 р<0,05 8,28±0,49 7,13±0,40 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц спины, с 100,5±33,6 92,8±34,3 114,1±29,8 118,7±31,4 р<0,05 р<0,05 131,7±21,3 124,8±24,2 р>0,05 р>0,05
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±3,1 20±4,7 13±3,0 21±3,3 р>0,05 р>0,05 16±3,4 22±3,7 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 13,1±3,07 13,2±4,12 22 27 1+ 1+ 98 СГ> со р<0,05 р<0,05 20,7±3,11 18,9±3,71 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 55 44 1+ 1+ —гчз 77 49,9±19,4 47,8±21,8 р>0,05 р>0,05 38,4±10,12 39,2±10,23 р>0,05 р>0,05
Индекс Кардю, усл. ед. 13,6±2,8 12,7±2,8 28,8±3,22 27,9±3,14 р<0,05 р<0,05 13,9±3,31 12,5±3,16 р<0,05 р<0,05
* — верхняя строка — девушки, нижняя строка — юноши
Динамика физической и функциональ- дике, свидетельствует о несомненном поло-ной подготовленности студентов четвертого жительном влиянии внесенных изменений курса, которые занимались на протяжении (табл. 4). учебного семестра по предложенной мето-
Таблица 4
Динамика физической и функциональной подготовленности студентов четвертого курса экспериментальной группы
Тесты Начало семестра (Х±а) Конец семестра (Х±а) Р* После сессии и каникул (Х±а) Р**
Сит-тест, усл. ед. 15,1±5,52 11,9±5,01 11,0±3,84 10,6±4,21 55 О О О О << рр 10,9±3,01 8,9±2,37 55 О О О о >> рр
Высота прыжка вверх с места, см 17,1±4,3 33,4±7,2 32 65 1+ 1+ 35 рр А А 00 СП СП 32 19 1+ 1+ 68 ГЧЗ ->1 рр V V 00 СП СП
Челночный бег 3x10 м, с ООО 45 со со 1+ 1+ 45 ГЧЭ —к. 8,24±0,40 7,10±0,39 55 о о о о << рр 8,28±0,49 7,13±0,40 55 о о о о >> рр
Силовая выносливость мышц спины, с 89 47 1+ 1+ —к ГЧЭ 97 134,4±23,3 112,4±27,1 рр А А о о 00 СП СП 131,7±21,3 124,8±24,2 рр V V о о 00 СП СП
Окончание табл. 4
Тесты Начало семестра (Х±а) Конец семестра (Х±а) Р* После сессии и каникул (Х±а) Р**
Силовая выносливость мышц живота, раз 12±4,4 17±4,3 16±3,4 22±4,6 р<0,05 р<0,05 16±3,4 22±3,7 р>0,05 р>0,05
Уровень тревожности, усл.ед. 16,3±2,81 16,8±2,92 29,7±3,64 28,5±3,63 р<0,05 р<0,05 20,7±3,11 18,9±3,71 р<0,05 р<0,05
Реакция ЧСС на стандартную дозированную нагрузку, % 51,7±21,1 50,4±20,3 36,1±19,6 35,8±18,1 р<0,05 р<0,05 38,4±10,12 39,2±10,23 р>0,05 р>0,05
Индекс Кардю, усл. ед. 13,3±3,12 11,8±2,93 21,8±3,02 20,4±3,11 р<0,05 р<0,05 13,9±3,31 12,5±3,16 р<0,05 р<0,05
* — верхняя строка — девушки, нижняя строка — юноши
За время основного педагогического эксперимента у студентов этой группы (Э4) произошли достоверные изменения большинства показателей, характеризующих уровень физической и функциональной подготовленности студентов (сит-теста, высоты прыжка вверх с места, челночного бега 3х10 м, силовой выносливости мышц спины и др.).
Уровень личностной тревожности студентов экспериментальной группы в преддверии сессии повысился значительно в меньшей степени, чем в контрольной груп-
пе студентов, что может быть объяснено влиянием занятий физической культурой по предлагаемой методике.
Предложенная методика создает реальные предпосылки к заметному повышению эффективности процесса обучения в вузе. Положительные результаты экспериментальных исследований дают основание для внедрения предлагаемой методики занятий физической культурой со студентами в практику работы кафедр физического воспитания вузов.
Литература
1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 4. — С. 29-31.
2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. — М.: Медицина, 1988. — 284 с.
3. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. — М.: Спорт АкадемП-ресс, 2001. — 172 с.
Коротко об авторе____________________________________________Briefly about the author
Журавлёва Л.П., ст. преподаватель кафедры фи- L. Zhuravlyova, senior teacher of Physical training зического воспитания, Читинский государственный department университет (ЧитГУ)
Тел.: 8-924-476-57-55
Научные интересы: физическая культура и Scientific interests: physical training and sports спорт