Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ МОНОАЗОКРАСИТЕЛЕЙ В ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ'

ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ МОНОАЗОКРАСИТЕЛЕЙ В ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ МОНОАЗОКРАСИТЕЛЕЙ В ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ»

cillus—50,6 %, Proteus —47,7 %, Erysipelotrix — 1,7 %. При концентрации 0,02 мг/л на 5-й день эксперимента микробный фон представлен 4 ролами бактерий. В наибольшем количестве обнаруживаются представители рода Micrococcus — 90,4 %, в меньшем — Bacillus, Listeria, Staphilococcus.

К 20-му дню усиление размножаются бактерии рода JWsteria — их количество составляет 67 % от общего количества бактерий. Род Micrococcus исчезает и больше не определяется до конца эксперимента. Увеличивается количество бактерий рода Bacillus (13,2%), появляются бактерии рода Plesiomonas (12,3%), Corynebacterium (7,4%). В небольшом количестве определяются бактерии рода Erysipelotrix.

К 30-му дню эксперимента количество бактерий родов Bacillus, Listeria примерно одинаково и составляет 48— 49 %, рода Proteus — 2,7 % и рода Erysipelotrix — 1 %.

Гербицид пиклорам в концентрациях 10, 100 и 1 мг/л также изменяет микробный фон. Количественное соотношение микроорганизмов постепенно изменяется на протяжении эксперимента. Прослеживается та же закономерность, что и при воздействии снмазина и 2,4-ДА. К концу эксперимента на 30-н день сохраняются только представители родов Bacillus и Listeria. Существенным отличием воздействия пиклорама на микробный биоценоз является то, что до 20—25-го дня сохраняются бактерии рода Pseudomonas, причем в значительном количестве.

В контрольных водоемах на протяжении всего эксперимента существенных изменений микробного фона не отмечено. К концу эксперимента сохраняется 9 родов микроорганизмов.

Таким образом, симазин, пиклорам и 2,4-ДА оказывают однонаправленное действие на видовой состав микрофлоры воды водоемов.

При внесении всех 3 гербицидов существенно изменяется видовое соотношение бактерий. В первые дни после заражения гербицидами гибнет значительная часть сапрофитных бактерий, принимающих активное участие в процессах самоочищения (Pseudomonas, Aeromonas). Устойчивыми к действию гербицидов оказались споровые бактерии рода Bacillus и бактерии рода Listeria. Можно предположить, что для этих микроорганизмов в ходе эксперимента в результате гибели других микроорганизмов создаются более благоприятные условия для развития. Не исключено также, что в качестве дополнительного питательного субстрата они используют продукты деструкции гербицидов.

Длительное вегетирование бацилл и листернн в воде может приводить к созданию в натурных условиях опасной эпидемической обстановки. В связи с этим при установлении ПДК гербицидов следует учитывать и такой критерий, как действие на микробный фон воды водоемов.

Литература

1. Ллёшня В. В., Цацка А. А. //Гиг. н сан.— 1979 — № П. —С. 76—77.

2. Сапёгин Д. И., Кал ьс ад а И. If., Кучер А. Г., Северинов И. С. //Там же.— 1985, —№ 8, —С 78—80.

Поступила 16.11.87

УДК 614.777:678.047.2]-074

Ю. Б. Шафиров, Л. Д. Ривкина, С. Б. Хохлова

ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ МОНОАЗОКРАСИТЕЛЕЙ В ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

Московское научно-производственное объединение НИИ органических полупродуктов

и красителей

Кислотные азокрасители применяются преимущественно для крашения животных волокон — шерсти и натурального шелка, а также для приготовления лаков, окраски кожи, бумаги, изготовления чернил и др. |4). Они хмошо растворимы в воде и могут поступать в водоемы снеточными водами предприятий, на которых они производятся и применяются.

Нами были изучены следующие кислотные моноазо-краситсли: хромовый желтый К(ХЖ-К), хромовый корнч-' левый К (ХК-К), однохромовый оливковый Ж (ОХО-Ж), кислотный оранжевый светопрочный (КОС), красный легкосмываемый (КЛ), красно-фиолетовый легкосмывае-мый (КФЛ), хромовый ярко-красный 2С (ХЯК-2К), хромовый синий 2К (ХС-2К), кислотный синий 2К (КС-2К), кислотный коричневый К (КК-К).

Водные растворы исследованных красителей не имели запаха, не опалеецнровали, в них не обнаружено ценообразования. Однако каждый из красителей придавал воде характерную для него и выраженную окраску. При экспериментальном определении пороговых по окраске концентраций (ПК) красителей по методу «закрытого опыта» получены следующие значения ПКорг (в мг/дм3): для ХЖ-К —0,06, ХК-К —0,06, ОХО-Ж —0,15, КОС— 0,04, К Л—0,04, КФЛ—0,02, ХЯК-2С —0,02, ХС-2К — 0.02. КС-2К — 0.03, КК-К — 0,2.

Изучение влияния красителей на общий санитарный режим водоемов проводили путем наблюдения за динами-* кой БПК5 в присутствии концентраций красителей на уровне пороговых по влиянию на окраску воды. Красители ХЖ-К, ХК-К, ОХО-Ж, КОС, КЛ в 1-е и 3-й сутки наблюдения вызывали некоторое торможение потребления кислорода. Однако отклонения от контроля, как правило, не

превышали 15—20 %, а на 5-е сутки они практически отсутствовали. При воздействии остальных красителей отличия потребления кислорода от контроля во все сроки исследований были незначительными (не более 5—10%). Эти результаты позволяют считать, что исследованные красители в концентрациях, пороговых по органолептическому признаку вредности, не оказывают влияния на способность водоемов к самоочищеншо.

Острую токсичность красителей изучали на взрослых белых крысах-самцах. Красители вводили животным внут-рижелудочно в виде 25—50 % взвеси в водном растворе крахмала. Все красители вызывали интенсивное окрашивание в соответствующий цвет мочи и кала животных. Интоксикация сопровождалась снижением активности животных, общей слабостью без каких-либо характерных симптомов. Максимально достижимые при однократном введении дозы составляли для разных красителей от 6 до 12 г/кг. Большинство красителей даже в этих дозах вызывали гибель лишь единичных животных либо вообще не оказывали летального действия. Величина LD5o была получена только для красителя КФЛ (по методу Кербера) и составила 6,3 г/кг.

Таким образом, изученные красители оказывают столь незначительное токсическое действие при однократном введении животным, что для большинства из них определить количественные параметры острой токсичности оказалось невозможным. Поэтому при расчете МНД для этих красителей (за исключением КФЛ) принимали в качестве ориентировочных величин ЬП50 максимально достигнутые в эксперименте дозы соответствующих веществ. Расчет проводили но формуле [2]:

МНД = 0,88 ^Осо-3,54.

Полученные значения МИД составили (в мг/кг): для КОС, ХК-К, ХС-2К и КК-К —0,6, для КФЛ-0,64, для ХЖ-К, ОХО-Ж, ХЯК-2С и КЛ —0,95 и для КС-2К-1.16. Соответствующие величины МНК для этих красителей равны (в мг/л) 12, 12,8, 19 и 23,2.

Для оценки степени опасности исследованных веществ по классификации Г. Н. Красовского [ 1 ] использованы экспериментально найденные величины ГЖорг и ЬО;.0 и расчетные МНК. Проведенные расчеты показали, что все красители могут быть отнесены к умеренно опасным веществам (4-й класс опасности).

Проведенный анализ специальной и справочной литературы [3, 6, 7], а также материалов архива и картотеки НИОПнК, содержащих результаты оригинальных исследований канцерогенной активности продуктов аннлннокрасоч-нон промышленности, не дает оснований предполагать наличие у исследованных красителей канцерогенных свойств. Нами не обнаружено также указаний на возможность развития у этих красителей каких-либо других отдаленных эффектов.

Полученные материалы позволили в соответствии со схемой этапного нормирования водных загрязнений [1, 2] ограничить изучение рассматриваемой группы красителе!! сокращенной схемой (I этап), который удовлетворяет выполненный нами объем исследований. В подтверждение этого вывода можно отметить, что отношение Ь05о/ПКорг для всех изученных красителей многократно превышало 1 : 200 ООО; согласно утверждению С. Н. Черкинского и соавт. [5], при такой величине данного отношения экспериментальное определение МНК в хронических опытах нецелесообразно.

На основании полученных результатов предложено для всей изученной группы моноазокрасителей считать лимитирующим признзком вредности органолептический (влия-

ние на окраску воды) и рекомендованы следующие величины ПДК (в мг/л) по этому признаку: для КК-К — 0,2, ОХО-Ж —0,15, ХЖ-К —0,06, ХК-К —0,06, КОС и КЛ — 0,04, КС-2К — 0,03 и для ХС-2К, ХЯК-2С и КФЛ — 0,02.

Предложенные величины ПДК утверждены секцией гигиены воды и охраны водоемов проблемной комиссии АМН СССР и Минздрава СССР.

Литература

1. Красовский Г. //.//Вопросы охраны окружающей ере- ^ ды. — Пермь, 1977.— С. 24—25.

2. Методические указания по применению расчетных и экспресс-экспериментальных методов при гигиеническом нормировании химических соединений в воде водных объектов. — М., 1979.

3. Тайхманн Б., Шрамм Т. Канцерогенные вещества. — Берлин, 1976.

4. Чекалин М. А. Химия и технология органических красителей.—М., 1956.

5. Черкинский С. И., Красовский Г. 11., Тугаринова В. Н. // Санитарная охрана водоемов от загрязнений промышленными сточными водами.—М., 1964. — Вып. 6. — С. 290— 301.

6. An assessment and categorisation of the animal carcinogenicity data on selected dyestuffs and an extrapolation of those data to an evaluation of the relative carcinogenic risk to man // Dyes a. Rigments. — 1984. — Vtf. > 4. — P. 243—304.

7 1ARC Monographs on the Evaluation of the Carcinogenic Risk of Chemical to Humans. — Lyon, 1982. — Vol. 29.

Поступила 12.06.87

УДК 614.777:574.635|-078

П. И. Яровой, А. И. Потапов, М. Л. Станку

ИЗУЧЕНИЕ СТЕПЕНИ БАКТЕРИАЛЬНОГО САМООЧИЩЕНИЯ РЕЧНОЙ ВОДЫ В КАСКАДЕ БАССЕЙНОВ ОРОСИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ

Молдавский НИИ гигиены и эпидемиологии, Кишинев

В открытых водоемах происходит процесс бактериального самоочищения воды, в том числе от возбудителей острых кишечных ипфекций. Известно, что при значительном загрязнении открытых водоемов неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами этот процесс протекает менее интенсивно [1].

В связи с этим теоретический и особенно практический интерес представляет поиск новых подходов к интенсификации процессов бактериального самоочищения речной воды, служащей основным источником орошения в республике. Ряд хозяйств для своих производственных нужд практикует применение оросительной системы типа «каскад бассейнов». Предполагалось, что в этих бассейнах процесс бактериального самоочищения протекает более интенсивно, чем в самой реке, за счет большего нагрева, аэрации и инсоляции воды, большей плотности фито- и зоопланктона. Однако в доступной литературе сведений по этому вопросу нет, в связи с чем и возникла необходимость в проведении настоящей работы.

Объектом изучения служила оросительная система, питающая овощные культуры (помидоры, перец, баклажаны, лук, капуста и др.) на площади 1320 га и состоящая из 6 последовательно связанных между собой бассейнов, в которые периодически подается речная вода. Первые 3 бассейна выполняют функцию резервуара, остальные используются и как источники воды для орошения. За вегетационный период в зависимости от вида культуры и количества атмосферных осадков производится от 5 до 8 поливов с интервалом между ними 8—10 дней при норме ороше-

ния 600 м3/га. Обработкой овощных культур заняты местное население, в том числе школьники, а в период ма^э-вого сбора — н бойцы студенческих отрядов. Исследоватгая проводили в летне-осенний период на протяжении 1983— 1984 гг. Пробы воды отбирали из 7 постоянных точек (6 бассейнов и река у места отбора воды в оросительную систему). В каждой точке брали по 3 пробы. Всего были исследованы 252 пробы. Температура воды в бассейнах колебалась лето.м от 24 до 27 °С, осенью (сентябрь — октябрь) от 17 до 21 °С. Отбор пробы воды, их доставку и саннтарно-бактер:юлогическое исследование проводили в соответствии с общепринятыми методиками. Полученные абсолютные данные переведены в среднегеометрические. О степени бактериального самоочищения воды бассейнов судили по количественным изменениям общей микробной обсеменснностн (ОМО), колн-индекса (КИ) и индекса фекальной кишечнон палочки (ИФКП) по сравнению с таковыми для исходной речной воды.

Результаты проведенных исследований показали, что уровень микробного загрязнения исходной речной воды в значительной степени превышает санитарные нормативы для водоемов, используемых в рекреационных целях. По сравнению с но одной речной водой бактериологическое самоочищение воды в каскаде бассейнов оросительной системы происходит значительно интенсивнее. Уже в бас-* сейне 1 степень самоочищения воды по ОМО, КИ иИФКП? составила 85, 88,5 и 76,8 %, а кратность их снижения — 6,7. 8,7 и 4,3 раза соответственно. В дальнейшем степень бактериального самоочищения по ОМО стабилизируется,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.