СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О сохранении почв и земель, предотвращении их деградации [Текст] /: Закон Ставропольского края от 7 апреля 1995 года № 4-ХЗ.
2. Журавель В.Ф. Автоматизированная система "Расчет поверхностного стока": программа для ЭВМ / Журавель В.Ф. - № 2009610783 ; заявл. 16.12.2008 ; опубл. 04.02.2009 // Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем. Бюл. № 2. С. 46.
3. Капустин Н.М. Формирование виртуальной
производственной системы для выпуска изделий в распределенных системах [Текст] / Н.М. Капустин, П.М. Кузнецов // Машиностроитель. 2002. № 6. С. 42-46.
4. А. с. № 1280686 СССР: МКИ3 G 01 С 5/ 04/ Устройство для прерывистого вертикального мульчирования почвы / В.Ф. Журавель, А.М. Бруснев, Б.Г. Горди-енко (СССР). № 3877559/30 - 48; заяв. 07.01.84; опубл. 15.04.86. Бюл. № 14. С. 23.
УДК 332.1
Анимица Е.Г., Зверева С.А.
Обоснование факторов развития конкурентоспособности МЕГАПОЛИСА
Обоснование приоритетов, а также механизмов формирования и реализации конкурентоспособности крупнейших городов (муниципальных образований) в системе региональной экономики невозможно провести без выявления факторов и особенностей функционирования данных городов в системе территориальной конкуренции. Анализ соответствующей литературы показывает, что по существу все исследования, посвященные проблемам регионального развития, региональной экономике, включают разделы, рассматривающие те или иные факторы и условия развития экономики и ее отдельных компонентов во времени и пространстве.
По справедливому замечанию С.А. Николаева, вся "размещенческая" литература в той или иной мере посвящена изучению факторов размещения [1] и развития производственной деятельности. В этой связи можно привести цитату Ю.В. Яковца о факторах развития экономики: "Экономика как неразрывная часть общества не является чем-то изолированным, автономно развивающимся. Ее масштабы, структура, направления развития диктуются тремя находящимися вне ее факторами:
- население, ради удовлетворения растущих потребностей которого возникло, функционирует и развивается воспроизводство, фундаментом и источником динамики которого является коллективный человеческий разум (воплощенный в науке и технологиях) и совокупный работник - главная производительная сила;
- природная среда, которая является первоисточником всех используемых и потребляемых человеком материальных благ, естественной производительной силой, энергетическим базисом и в тоже время ограничителем, вынуждающим увеличивать в структуре экономики сектор, имеющий целью воспроизводство (в экономическом смысле) природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий производства и жизнедеятельности человека;
- технологическая основа общества, способ соединения разума и рук человека с естественным и преобразованными средствами производства для удовлетворения растущих потребностей увеличивающегося из года в год населения, насыщения рынка разнообразными товарами и услугами" [2].
Краткое изложение данной мысли возможно представить так: "Производство предполагает взаимодействие трех основных факторов: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда".
Как ни парадоксально, четкость и однозначность в определении понятия "фактор" развития, размещения в литературе до сих пор отсутствует. Если обратиться к словарю иностранных слов, то можно прочесть, что фактор (лат. Factor - делающий, производящий) - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [3]. Ученые, занимающиеся исследованием процессов развития, размещения производственной деятель-
ности более или менее единодушны в том, что факторы являются результатом существования определенной связи, взаимозависимости между объектом экономической деятельности и особенностями территории, где он размещен или размещается (локализируется). Поэтому факторы - это причины, движущие силы, которые определяют характер или отдельные черты протекания тех или иных экономических процессов во времени и пространстве. Именно факторы "запускают" механизм размещения и развития. Всю совокупность аргументов и причин, внутренних и внешних сил, оказывающих влияние на процессы размещения и развития исследуемого объекта в пространстве и способствующих достижению тех или иных результатов в определенный период времени, стали называть факторами [4].
Поскольку традиционная парадигма городского развития рассматривала город прежде всего как территорию, на которой создается специфическая среда жизнедеятельности населения, концентрирующая разнообразные виды производства [5], то отечественными и зарубежными учены-ми-регионалистами анализировались факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность территории, с позиций:
1) выявления факторов, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность развития территории;
2) определения факторов, тенденция развития которых представляет угрозы для территории;
3) определения факторов, тенденция развития которых дает определенные возможности для более эффективного развития территории.
Рассмотрим основные классификации факторов, разработанные зарубежными и отечественными учеными, применительно к городским территориям.
Например, Дж. Вандер Борг и И. Брамезза[6] предлагают выделять структурные (эффективная инфраструктура, высокое качество среды жизни, эффективная городская политика) и функциональные факторы (функции, которые может взять на себя город: распределительный центр, центр инновационной активности, культурный центр и др.).
П. Кресл [7] также выделяет 2 типа факторов. К экономическим детерминантам он относит: место расположения, факторы производства, инфраструктуру, экономическую структуру, городские достопримечательности и места отдыха; к стратегическим детерминантам - эффективность органов управления, городскую стратегию, общественно-частное партнерство и организующую
способность органов власти, в том числе их способность адаптироваться к меняющейся внешней среде.
Согласно исследованиям Розабет Мосс Кантер [8], если города хотят войти в глобальную экономику и преуспеть, то они могут воспользоваться тремя стратегиями - концепции, компетенции и коммуникации (так называемая модель 3К). Естественно, Мосс Кантер указывает, что одной из трех "К" недостаточно, чтобы сделать город городом "мирового класса".
В 1992 г. известный ученый Паркинсон опубликовал исследования "городов-предпринимателей" [9], в котором обозначил ряд факторов, отличающих успешные города:
- развивающийся и грамотно эксплуатируемый человеческий капитал;
- институты, обеспечивающие приток квалифицированных работников в наиболее продвинутые отрасли города;
- диверсифицированная экономическая база в сервисных и производственных отраслях;
- качество жизни (культурное и экологическое);
- развитые экономические, телекоммуникационные связи с наиболее динамично развивающимися зонами экономики города;
- способность города выработать стратегию развития и сформировать политические, финансовые и кадровые ресурсы, необходимые для успешной реализации.
Артур О' Салливан подробно рассматривает такие конкурентные преимущества (факторы) города, как рабочая сила, электроэнергетика, местные коммунальные услуги, уровень заработной платы, культурно-бытовые удобства и др. [10].
Чарльз Лэндри, характеризуя факторы, влияющие на развитие современных городов, особо выделяет такие уникальные факторы как креативность жителей; отличительные черты городов, стимулирующие подлинность городов с целью усиления их идентичности, и, в конечном счете, их конкурентоспособности; разнообразие культур и отрицание нетерпимости; целостность, под которой понимается наличие системы взглядов, включающей заботу об экономике и культуре; этические идеи и принципы, заложенные в стратегии городского развития [11].
Подробную многокритериальную классификацию факторов предлагает И.П. Колечкина [12]. По критерию источник формирования она предлагает выделять основные и развитые факторы; по критерию широта действия выделяются
4 фактора: суперрегиональные, региональные, общемуниципальные, внутримуниципальные; по критерию тип воздействия факторов - внешнее воздействие на конкурентные позиции муниципального образования и внутреннее воздействие на конкурентные позиции муниципального образования (формируются на уровне муниципального образования и в большей степени зависят от муниципальных органов управления).
Деление факторов на основные и развитые по критерию степень затрат предлагают также и другие авторы классификаций [13]. По их мнению, основные или базовые факторы это те, создание которых не требует больших усилий и значительных капиталовложений, а развитые или специализированные - это факторы, требующие для своего создания ощутимых вложений, человеческих усилий и капитала.
Ряд авторов среди основных факторов, определяющих особенности муниципального хозяйства, выделяют внешние и внутренние условия, среди которых - природные, исторические, традиции государственного строительства, скорость развития экономических отношений и др. [14].
Еще одна классификация факторов предполагает деление факторов на внешние (экзогенные, основные, базовые) и внутренние (эндогенные, специфические, уникальные). К внешним факторам относятся: геополитическое положение города, климатические условия, политическая и экономическая стабильность, политика государства в области финансов и экономического законодательства, темпы инфляции, изменение конъюктуры по различным видам продукции, производимым в городе, смена технологий. К внутренним факторам (уникальным) могут быть отнесены такие как местные природные ресурсы и условия, население и трудовые ресурсы, состояние экономики, городской среды и социальной сферы [15].
Изучив предложенные классификации факторов, мы считаем, что классификацию, предусматривающую наличие внешних и внутренних факторов, следует дополнить следующими внутренними факторами, оказывающими влияние на городское развитие:
1) формирование на территории крупнейшего города (муниципального образования) эффективно действующих институтов (местного самоуправления, муниципальной собственности, муниципальных правовых актов, антикоррупционной экспертизы, малого и среднего предпринимательства, социального партнерства и социальной ответ-
ственности предпринимательства, муниципальной помощи и др.);
2) информационная открытость органов местного самоуправления крупнейшего города,
3) предпринимательский стиль руководства руководителей органов местного самоуправления крупнейшего города, предполагающий:
а) разработку и реализацию стратегии городского развития,
б) оценку приемлемости риска, заложенного стратегией,
в) готовность руководителей органов местного самоуправления к осуществлению изменений, инновациям,
г) разработку и осуществление кадровой политики, реализуемой в городе, направленной, в том числе, на систематическое повышение квалификации муниципальных служащих.
Необходимость учета перечисленных выше факторов продиктована следующими обстоятельствами:
1) эффективное развитие города, в том числе крупнейшего города (муниципального образования), возможно только при наличии четко определенных правил, действующих на его территории (муниципальных правовых актов), а также организационных структур, способных определять эти правила и выполнять их;
2) среди обязательных факторов эффективного развития крупнейшего города (муниципального образования), в том числе и местного самоуправления, следует выделить формирование в муниципальных образованиях среднего класса (развитие института малого и среднего предпринимательства);
3) для крупнейших городов, имеющих значительное количество объектов недвижимого имущества в муниципальной собственности, одним из факторов их конкурентоспособности является развитие института муниципальной собственности (не случайно, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1313-р, доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования, учитывается в качестве дополнительного показателя для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов);
4) взаимодействие гражданского общества, представителей малого и среднего предпринимательства с органами власти предполагает: обеспечение эффективного межведомственного и информационного обмена; интеграцию государственных и муниципальных информационных систем и ресурсов; увеличение объемов и качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям в электронном виде;
5) успешное развитие любой системы, в том числе и крупнейшего города (муниципального образования), предполагает постоянный поиск и внедрение инноваций, что характерно для предпринимательского стиля руководства (не только для коммерческих предприятий, действующих на территории города, но и органов власти: местного самоуправления и федеральных властей в регионе);
6) для того, чтобы достигнуть какой-либо цели, необходимо не просто среднесрочное или долгосрочное планирование развития крупнейшего города (муниципального образования), а именно выработка стратегии городского развития, которая позволяет четко определить приоритеты, перспективы развития, необходимые для этого ресурсы и спрогнозировать достижение конечных результатов;
7) принятие управленческих решений, как правило, сопряжено с определенной степенью риска, превышение степени риска над преимуществами, получаемыми от реализации управленческого решения, может привести к негативным результатам;
8) если интересы высшего менеджмента (руководителей органов местного самоуправления и их структурных подразделений) не предусматривают разработку и осуществление долгосрочных планов социально-экономического развития города (не говоря уже о городской стратегии развития), изменить ситуацию на уровне низших звеньев управленцев не представляется возможным, т.к. все их усилия будут блокироваться;
9) классическая ситуация "лебедь, рак и щука" -каждый муниципальный служащий прилагает усилия и стремится "сдвинуть телегу" (например, предложить, разработать механизм реализации конкретной задачи, что, в конечном итоге, может привести к повышению конкурентоспособности города), но одиночные усилия обречены на неудачу. Для городских управленцев необходимо иметь навыки командной работы, коммуникационные навыки (умение общаться и получать необходимую информацию), решительность для самостоятельного принятия решения в рамках имеющихся полно-
мочий, а также, безусловно, необходимо обладать соответствующей квалификацией.
Таким образом, в настоящее время для конкурентоспособного крупнейшего города (муниципального образования) преимущественное значение имеют не только природные и производственные факторы, но и создание институциональной среды, наличие жизнеспособных институтов на территории муниципального образования, способствующих его развитию и, безусловно, человеческий фактор, кадровые ресурсы, которые желают проживать на данной территории и способны не только создать, но и осуществить стратегию развития.
Подводя итог, следует отметить несколько закономерностей развития (трансформации) факторов конкурентоспособности крупнейшего города (муниципального образования):
1) рассматриваемые и оцениваемые факторы должны быть "созвучны" духу времени, анализироваться с разных сторон, многогранно, с объективных и субъективных позиций;
2) сложившаяся неблагоприятная структура факторов может послужить стимулом развития городской территории и привести к созданию конкурентного преимущества;
3) конкурентоспособность любой системы не является застывшей категорией, факторы роста конкурентоспособности крупнейшего города (муниципального образования) связаны с отставанием в определенный период времени планирования развития муниципального образования и изменений в системе управления реальных процессов; при изменении структуры, система управления и организации должны также преобразовываться, если "вырасти" из старой схемы управления, то возникает ситуация, при которой руководство не в силах управлять и находится в состоянии хаоса;
4) в отличие от конкурентной стратегии предприятия, конкурентная стратегия крупнейшего города (муниципального образования) всегда должна включать в себя развитие сотрудничества и партнерства с ближайшими (территориально) муниципальными образованиями, являющимися конкурентами. Ослабление позиций того или иного муниципального образования негативно сказывается на конкурентоспособности всего региона и влияет на все муниципальные образования, расположенные в данном регионе. Необходимо отметить, что наиболее важные экономические решения должны быть согласованы между органами местного самоуправления и органами государственной власти различных уровней.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаев С.А. Межрегиональный и внутрирегиональный анализ размещения производительных сил. М., 1971. С. 104.
2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.С. 159.
3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск-М.: 2001. С.832.
4. См. напр. : Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.С.242; Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2005.С. 33-34.; Региональная экономика. Основной курс. Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М., 2008. С. 30- 40.
5. См. более подробно: Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. 3-е изд. Екатеринбург, 2008.С. 37-76.
6. См.: Borg J., van der and Bramezza I. The Competitiveness of the European metropolitan area in the European metropolitan system of tomorrow. - Rotterdam: EURICUR, 1992.
7. См.: Kresl P. The Determinants of Urban Competitiveness// North American Cities and Global Economy: Challenges and Oportunities/ Edited by P. Kresl and G.Gappert.-London. Sage Publication, 1995. P.45-68.
8. Moss Kanter,R. 1998.World Class. Simon & Scuster. New-York.
9. Parkinson, M. City Links. Town ¿And Country Planning, September,1992, P. 235-238.
10. О' Салливан А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. М., 2002. С. 58-63.
11. Лэндри Ч. Искусство создавать города: Пер. с анг. М.: Арт-менеджер, 2008. С. 24-27.
12. Колечкина И.П. Конкурентоспособность муниципального образования и некоторые аспекты ее изучения" // http//sor.volsu.ru/konf/kolechkina.doc.
13. Гельвановский М, Жуковская В., Тро фимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро-уровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-77.; См.: Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристь, 1999.
14. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. Рудой В.В. Муниципальное управление и социальные исследования в муниципальном хозяйстве. Ростов-на-Дону, 2007. С. 23-24.
15. См.: Экономические стратегии активных городов. СПб, 2002.; Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее/Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Анимица и проф.В.С. Бочко. Екатеринбург: 2003.; Мышкин А.С. Концепция конкурентоспособности города с учетом зарубежного и российского опыта. http:// www.admoblkaluga.ru/New/Investition/Forum/Tezic/Osn_ 2.htm; Гринчель Б.М. Факторы конкурентоспособности крупных европейских городов по привлекательности для размещения бизнеса в 1990-2002 годах http://hoster. metod.ru:8086/regionforum/forum/materials/4; Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России"/ Под ред. С.А. Васильева, Санкт-Петербург, 2003.
УДК 332.145
Каськевич Е.А., Свешников С. П.
Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов
На современном этапе развития и перехода России на инновационный путь развития существенное значение приобретает решение проблемы эффективного управления саморазвитием экономики регионов, как фундаментальная основа устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что саморазвитие региона невозможно без эффективной поддержки развития малого предпринимательства, особенно в депрессивных регионах.
Развитие малого предпринимательства в депрессивных фоновых регионах несет множество важных преимуществ для развития и самого региона, и государства в целом [1]:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;