СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Николаев С.А. Межрегиональный и внутрирегиональный анализ размещения производительных сил. М., 1971. С. 104.
2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.С. 159.
3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск-М.: 2001. С.832.
4. См. напр. : Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.С.242; Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2005.С. 33-34.; Региональная экономика. Основной курс. Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М., 2008. С. 30- 40.
5. См. более подробно: Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. 3-е изд. Екатеринбург, 2008.С. 37-76.
6. См.: Borg J., van der and Bramezza I. The Competitiveness of the European metropolitan area in the European metropolitan system of tomorrow. - Rotterdam: EURICUR, 1992.
7. См.: Kresl P. The Determinants of Urban Competitiveness// North American Cities and Global Economy: Challenges and Oportunities/ Edited by P. Kresl and G.Gappert.-London. Sage Publication, 1995. P.45-68.
8. Moss Kanter,R. 1998.World Class. Simon & Scuster. New-York.
9. Parkinson, M. City Links. Town ¿And Country Planning, September,1992, P. 235-238.
10. О' Салливан А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. М., 2002. С. 58-63.
11. Лэндри Ч. Искусство создавать города: Пер. с анг. М.: Арт-менеджер, 2008. С. 24-27.
12. Колечкина И.П. Конкурентоспособность муниципального образования и некоторые аспекты ее изучения" // http//sor.volsu.ru/konf/kolechkina.doc.
13. Гельвановский М, Жуковская В., Тро фимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро-уровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-77.; См.: Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристь, 1999.
14. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. Рудой В.В. Муниципальное управление и социальные исследования в муниципальном хозяйстве. Ростов-на-Дону, 2007. С. 23-24.
15. См.: Экономические стратегии активных городов. СПб, 2002.; Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее/Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Анимица и проф.В.С. Бочко. Екатеринбург: 2003.; Мышкин А.С. Концепция конкурентоспособности города с учетом зарубежного и российского опыта. http:// www.admoblkaluga.ru/New/Investition/Forum/Tezic/Osn_ 2.htm; Гринчель Б.М. Факторы конкурентоспособности крупных европейских городов по привлекательности для размещения бизнеса в 1990-2002 годах http://hoster. metod.ru:8086/regionforum/forum/materials/4; Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России"/ Под ред. С.А. Васильева, Санкт-Петербург, 2003.
УДК 332.145
Каськевич Е.А., Свешников С. П.
Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов
На современном этапе развития и перехода России на инновационный путь развития существенное значение приобретает решение проблемы эффективного управления саморазвитием экономики регионов, как фундаментальная основа устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что саморазвитие региона невозможно без эффективной поддержки развития малого предпринимательства, особенно в депрессивных регионах.
Развитие малого предпринимательства в депрессивных фоновых регионах несет множество важных преимуществ для развития и самого региона, и государства в целом [1]:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
4-
Региональная экономика -►
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого бизнеса, наиболее типичными и отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:
- наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;
- недостаток у субъектов малого предпринимательства начального капитала и оборотных средств;
- низкая доступность кредитных и лизинговых ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков субъектов малого предпринимательства;
- слабая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства;
- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- отсутствие разделов поддержки малого бизнеса в других отраслевых целевых программах;
- длительность процедур оформления аренды земельных участков для целей осуществления предпринимательской деятельности, дефицит помещений для офисов и производства;
- недостаточно высокий имидж предпринимателя и предпринимательской деятельности.
Для решения этих проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в депрессивных регионах, по следующим основным направлениям:
1. Устранение административных барьеров.
Административные барьеры возникают в двух направлениях [2]:
Первое - при прохождении обязательных, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, разрешительных, согласовательных и иных процедур, установленных законодательством.
Второе - при проведении проверок предпринимательской деятельности контролирующими органами.
По первому направлению мероприятий по устранению административных барьеров должна быть создана система "одного окна". Для ее внедрения необходимо:
- предоставление бюджетных субсидий, субвенций для развития материально-технической базы вновь образованным в муниципальных образованиях территориальным подразделениям, обеспечивающим функционирование системы одного окна;
- консультационно-методическая поддержка специалистов территориальных подразделений, обеспечивающих функционирование системы одного окна.
Второе направление мероприятий по устранению административных барьеров - печать и распространение книг инспекторских проверок.
2. Адресная поддержка предпринимателей и малых предприятий.
В целях разрешения проблем недостатка у субъектов малого предпринимательства начального капитала, основных и оборотных средств, низкой доступности кредитных и лизинговых ресурсов для малого бизнеса в необходимо проводить мероприятия в следующих направлениях:
- долевое финансирование целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;
- долевое финансирование целевых расходов, связанных с государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;
- создание бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров.
3. Методическое и информационное обеспечение малого бизнеса.
Данное направление включает в себя:
- проведение тематических семинаров ("круглых столов") для субъектов малого предпринимательства;
- издание и распространение методических пособий по малому предпринимательству;
- участие руководства и специалистов исполнительных органов государственной власти
в семинарах, конференциях, "круглых столах" и в иных мероприятиях, связанных с развитием и государственной поддержкой малого бизнеса.
Для нормальной деятельности малого бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.
Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство на основе производственных мощностей крупных предприятий, а технологий - малых. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.
Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий [3].
Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.
Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш малыми предприятиями. Это особенно важно, когда речь идет о малых предприятиях, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного [3].
Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.
В соответствии со своими задачами техно парки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисков этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, фи-
Региональная экономика -►
нансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.
При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития [4]. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность). Вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность). Третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.
Одним из инструментов кооперации малого и крупного бизнеса является создание технопарков, которое должно поддерживаться как государственными, так и региональными органами власти, хотя влияние технопарков на развитие региональной экономики весьма ограничено, поэтому необходимо системно подходить к проблеме использования региональной инфраструктуры. Крупные корпорации заинтересованы в существовании рядом множества мелких инновационных компаний, которые финансируются венчурными капиталом, потому что именно в этих компаниях рождается большинство технологий, которые они потом приобретают и несут через свои каналы сбыта по всему миру.
Современное федеративное устройство России предполагает наличие большого количества регионов, которые в свою очередь не обладают крупными территориями для эффективного развития, что и обуславливает сотрудничество региональных предприятий и организаций с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это в свою очередь ведет к созданию сети организаций-партнеров.
Объединение малых предприятий в кластеры способствует быстрым темпам развития региональной экономики. Однако, их влияние на саморазвитие существенно ограничено в связи с их размерами. Поэтому региональным органам власти необходимо участвовать в создании кластеров для органического вплетения регионального бюджета в сеть партнерских организаций. Это, в свою очередь, приведет как к наполнению бюджета, развитию региональной инвестиционной политике, так и созданию крупной разнообразной промышленной инфраструктуры региона.
Оценка эффективности работы кластера малых предприятий может осуществляться как со стороны кластера как такового, так и со стороны фирмы, входящей в данный кластер. Успешная работа таких кластеров в регионе обеспечивает сохранение рабочих мест, стабильное наполнение бюджета, формирование благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
Практически все выявленные проблемы, так или иначе, взаимосвязаны. Поэтому их решение предполагает комплексный подход, включение всех факторов предпринимательского климата в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административно-политической поддержкой на самом высоком уровне. Иными словами, дальнейшее развитие малого предпринимательства, повышение его социальной значимости и веса в хозяйственной жизни страны невозможно без государственной политики.
Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитыва-
ются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифици-
рованным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу, вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей, третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плотникова О.А. П-39 Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006.
2. Постановление правительства Астраханской области от 14 октября 2005 г. № 378-П Об отраслевой целевой программе "государственная поддержка малого предпринимательства в астраханской области на
2006-2008 годы".
3. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика М.: Российская экономическая академия им. Плеханова, 2006.
4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
УДК 332.4:621.3
Чуб А. А.
Оценка устойчивости развития региональной социально-экономической системы
Ситуацию, сложившуюся в мире на современном этапе, в полной мере можно отнести к разряду переломных моментов в развитии цивилизации: на фоне глобализации, ставшей стержневой эпохальной инновацией XXI века, имеет место смена технологических укладов и переход мирового сообщества к постиндустриальному типу развития. В связи с тем, что периоды глобальной смены формационных систем, всегда сопровождаются спадами, катаклизмами и прочими негативными процессами, с целью преодоления указанных кризисных явлений и стабилизации ситуации, как на международном, так и на национальном уровне значительно возрастает интерес к проблемам обеспечения устойчивого развития.
Для позиционирования России в качестве активного и полноправного участника глобализирующегося мира в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, общий вектор движения страны опре-
деляется как "устойчивое инновационное социально-ориентированное развитие" [1].
Ввиду того, что одним из важнейших источников эффективного функционирования государства являются его регионы, в сложившейся ситуации встраивания в глобальную экономику значительно возрастает необходимость решения вопроса о достижении устойчивости в тенденциях развития региональных социально-экономических систем
(РСЭС).
В целях выявления факторов, которые позволят обеспечить устойчивое развитие субъектов РФ, рассмотрим регион в рамках информационной концепции развития систем. Выбор данной теории обусловлен тем, что, имея в своей основе базовые постулаты общей теории систем, она органично дополнена синтезом категорий и законов информатики, термодинамики и синергетики. Подобное сочетание позволяет использовать информационную концепцию развития для исследования систем любой природы, в том числе и социально-экономических, к которым относится регион.