Научная статья на тему 'Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов'

Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каськевич Екатерина Александровна, Свешников Сергей Павлович

В статье рассмотрены теоретико-практические проблемы представления вопросов регулирования малого предпринимательства в депрессивных регионах. Изложены основные проблемы развития малого предпринимательства и пути их решения применительно к современным региональным условиямI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause problems of theoreticalpractical problems of the idea of questions of the regulation of small enterprise in the depressive regions. The basic problems of the development of small enterprise and methods of their solution in connection with to contemporary regional conditions

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаев С.А. Межрегиональный и внутрирегиональный анализ размещения производительных сил. М., 1971. С. 104.

2. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.С. 159.

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск-М.: 2001. С.832.

4. См. напр. : Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М., 1983.С.242; Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2005.С. 33-34.; Региональная экономика. Основной курс. Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. М., 2008. С. 30- 40.

5. См. более подробно: Анимица Е.Г., Власова Н.Ю. Градоведение. 3-е изд. Екатеринбург, 2008.С. 37-76.

6. См.: Borg J., van der and Bramezza I. The Competitiveness of the European metropolitan area in the European metropolitan system of tomorrow. - Rotterdam: EURICUR, 1992.

7. См.: Kresl P. The Determinants of Urban Competitiveness// North American Cities and Global Economy: Challenges and Oportunities/ Edited by P. Kresl and G.Gappert.-London. Sage Publication, 1995. P.45-68.

8. Moss Kanter,R. 1998.World Class. Simon & Scuster. New-York.

9. Parkinson, M. City Links. Town ¿And Country Planning, September,1992, P. 235-238.

10. О' Салливан А. Экономика города. 4-е изд.: Пер. с англ. М., 2002. С. 58-63.

11. Лэндри Ч. Искусство создавать города: Пер. с анг. М.: Арт-менеджер, 2008. С. 24-27.

12. Колечкина И.П. Конкурентоспособность муниципального образования и некоторые аспекты ее изучения" // http//sor.volsu.ru/konf/kolechkina.doc.

13. Гельвановский М, Жуковская В., Тро фимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макро-уровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-77.; См.: Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристь, 1999.

14. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. Рудой В.В. Муниципальное управление и социальные исследования в муниципальном хозяйстве. Ростов-на-Дону, 2007. С. 23-24.

15. См.: Экономические стратегии активных городов. СПб, 2002.; Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее/Науч. рук. авт. колл. проф. Е.Г. Анимица и проф.В.С. Бочко. Екатеринбург: 2003.; Мышкин А.С. Концепция конкурентоспособности города с учетом зарубежного и российского опыта. http:// www.admoblkaluga.ru/New/Investition/Forum/Tezic/Osn_ 2.htm; Гринчель Б.М. Факторы конкурентоспособности крупных европейских городов по привлекательности для размещения бизнеса в 1990-2002 годах http://hoster. metod.ru:8086/regionforum/forum/materials/4; Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России"/ Под ред. С.А. Васильева, Санкт-Петербург, 2003.

УДК 332.145

Каськевич Е.А., Свешников С. П.

Проблемы и направления регулирования малого предпринимательства депрессивных регионов

На современном этапе развития и перехода России на инновационный путь развития существенное значение приобретает решение проблемы эффективного управления саморазвитием экономики регионов, как фундаментальная основа устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что саморазвитие региона невозможно без эффективной поддержки развития малого предпринимательства, особенно в депрессивных регионах.

Развитие малого предпринимательства в депрессивных фоновых регионах несет множество важных преимуществ для развития и самого региона, и государства в целом [1]:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становиться первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

4-

Региональная экономика -►

- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Среди всех проблем, которые приходится преодолевать представителям малого бизнеса, наиболее типичными и отрицательно влияющими на развитие предпринимательства являются:

- наличие административных барьеров при развитии малого предпринимательства и большого количества контрольно-надзорных органов;

- недостаток у субъектов малого предпринимательства начального капитала и оборотных средств;

- низкая доступность кредитных и лизинговых ресурсов для малого бизнеса и неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков субъектов малого предпринимательства;

- слабая инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства;

- неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства;

- отсутствие разделов поддержки малого бизнеса в других отраслевых целевых программах;

- длительность процедур оформления аренды земельных участков для целей осуществления предпринимательской деятельности, дефицит помещений для офисов и производства;

- недостаточно высокий имидж предпринимателя и предпринимательской деятельности.

Для решения этих проблем необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в депрессивных регионах, по следующим основным направлениям:

1. Устранение административных барьеров.

Административные барьеры возникают в двух направлениях [2]:

Первое - при прохождении обязательных, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, разрешительных, согласовательных и иных процедур, установленных законодательством.

Второе - при проведении проверок предпринимательской деятельности контролирующими органами.

По первому направлению мероприятий по устранению административных барьеров должна быть создана система "одного окна". Для ее внедрения необходимо:

- предоставление бюджетных субсидий, субвенций для развития материально-технической базы вновь образованным в муниципальных образованиях территориальным подразделениям, обеспечивающим функционирование системы одного окна;

- консультационно-методическая поддержка специалистов территориальных подразделений, обеспечивающих функционирование системы одного окна.

Второе направление мероприятий по устранению административных барьеров - печать и распространение книг инспекторских проверок.

2. Адресная поддержка предпринимателей и малых предприятий.

В целях разрешения проблем недостатка у субъектов малого предпринимательства начального капитала, основных и оборотных средств, низкой доступности кредитных и лизинговых ресурсов для малого бизнеса в необходимо проводить мероприятия в следующих направлениях:

- долевое финансирование целевых расходов, связанных с реализацией инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

- долевое финансирование целевых расходов, связанных с государственной поддержкой субъектов малого предпринимательства, производящих товары, работы, услуги, предназначенные для экспорта;

- создание бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-центров.

3. Методическое и информационное обеспечение малого бизнеса.

Данное направление включает в себя:

- проведение тематических семинаров ("круглых столов") для субъектов малого предпринимательства;

- издание и распространение методических пособий по малому предпринимательству;

- участие руководства и специалистов исполнительных органов государственной власти

в семинарах, конференциях, "круглых столах" и в иных мероприятиях, связанных с развитием и государственной поддержкой малого бизнеса.

Для нормальной деятельности малого бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

Также требует решения проблема нехватки производственных помещений и оборудования. Здесь и надо пытаться связать малое и крупное предпринимательство на основе производственных мощностей крупных предприятий, а технологий - малых. Речь идет как о крупных предприятиях-банкротах, так и о формально продолжающих работать предприятиях, но явно не имеющих перспектив полного использования располагаемых мощностей и производственных площадей. В настоящее время в ряде субъектов Федерации уже действуют специальные комиссии, решением которых предприятиям разрешается выводить производственные мощности "в резерв" с соответствующим освобождением от уплаты налогов на имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче мощностей крупных предприятий в малый бизнес. Представляется целесообразным не выставлять часть государственной собственности на аукционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом. Частные лизинговые компании оказали бы реальную помощь малому предпринимательству, но эта деятельность сейчас требует слишком большого начального капитала. Направление государственных средств для обеспечения стартового капитала лизинговых компаний - один из путей решения этой проблемы.

Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий [3].

Одним из перспективных направлений поддержки малого предпринимательства является стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. Существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш малыми предприятиями. Это особенно важно, когда речь идет о малых предприятиях, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного [3].

Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

В соответствии со своими задачами техно парки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисков этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-исследовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, предлагают юридические, фи-

Региональная экономика -►

нансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.

При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития [4]. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность). Вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность). Третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.

Одним из инструментов кооперации малого и крупного бизнеса является создание технопарков, которое должно поддерживаться как государственными, так и региональными органами власти, хотя влияние технопарков на развитие региональной экономики весьма ограничено, поэтому необходимо системно подходить к проблеме использования региональной инфраструктуры. Крупные корпорации заинтересованы в существовании рядом множества мелких инновационных компаний, которые финансируются венчурными капиталом, потому что именно в этих компаниях рождается большинство технологий, которые они потом приобретают и несут через свои каналы сбыта по всему миру.

Современное федеративное устройство России предполагает наличие большого количества регионов, которые в свою очередь не обладают крупными территориями для эффективного развития, что и обуславливает сотрудничество региональных предприятий и организаций с одними и теми же поставщиками и потребителями. Это в свою очередь ведет к созданию сети организаций-партнеров.

Объединение малых предприятий в кластеры способствует быстрым темпам развития региональной экономики. Однако, их влияние на саморазвитие существенно ограничено в связи с их размерами. Поэтому региональным органам власти необходимо участвовать в создании кластеров для органического вплетения регионального бюджета в сеть партнерских организаций. Это, в свою очередь, приведет как к наполнению бюджета, развитию региональной инвестиционной политике, так и созданию крупной разнообразной промышленной инфраструктуры региона.

Оценка эффективности работы кластера малых предприятий может осуществляться как со стороны кластера как такового, так и со стороны фирмы, входящей в данный кластер. Успешная работа таких кластеров в регионе обеспечивает сохранение рабочих мест, стабильное наполнение бюджета, формирование благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

Практически все выявленные проблемы, так или иначе, взаимосвязаны. Поэтому их решение предполагает комплексный подход, включение всех факторов предпринимательского климата в единую программу, подкрепленную законодательными новациями и действенной административно-политической поддержкой на самом высоком уровне. Иными словами, дальнейшее развитие малого предпринимательства, повышение его социальной значимости и веса в хозяйственной жизни страны невозможно без государственной политики.

Потенциал малого бизнеса остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Резервы развития малых предприятий, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересы малого предпринимательства практически не учитыва-

ются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.

При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоемкие отрасли с диверсифици-

рованным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу, вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей, третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плотникова О.А. П-39 Малое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. М.: Моск. гуманит. ун-т, 2006.

2. Постановление правительства Астраханской области от 14 октября 2005 г. № 378-П Об отраслевой целевой программе "государственная поддержка малого предпринимательства в астраханской области на

2006-2008 годы".

3. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика М.: Российская экономическая академия им. Плеханова, 2006.

4. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

УДК 332.4:621.3

Чуб А. А.

Оценка устойчивости развития региональной социально-экономической системы

Ситуацию, сложившуюся в мире на современном этапе, в полной мере можно отнести к разряду переломных моментов в развитии цивилизации: на фоне глобализации, ставшей стержневой эпохальной инновацией XXI века, имеет место смена технологических укладов и переход мирового сообщества к постиндустриальному типу развития. В связи с тем, что периоды глобальной смены формационных систем, всегда сопровождаются спадами, катаклизмами и прочими негативными процессами, с целью преодоления указанных кризисных явлений и стабилизации ситуации, как на международном, так и на национальном уровне значительно возрастает интерес к проблемам обеспечения устойчивого развития.

Для позиционирования России в качестве активного и полноправного участника глобализирующегося мира в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, общий вектор движения страны опре-

деляется как "устойчивое инновационное социально-ориентированное развитие" [1].

Ввиду того, что одним из важнейших источников эффективного функционирования государства являются его регионы, в сложившейся ситуации встраивания в глобальную экономику значительно возрастает необходимость решения вопроса о достижении устойчивости в тенденциях развития региональных социально-экономических систем

(РСЭС).

В целях выявления факторов, которые позволят обеспечить устойчивое развитие субъектов РФ, рассмотрим регион в рамках информационной концепции развития систем. Выбор данной теории обусловлен тем, что, имея в своей основе базовые постулаты общей теории систем, она органично дополнена синтезом категорий и законов информатики, термодинамики и синергетики. Подобное сочетание позволяет использовать информационную концепцию развития для исследования систем любой природы, в том числе и социально-экономических, к которым относится регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.