УДК 378.172 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-133-139
Обоснование эффективности самостоятельной работы поисково-исследовательской направленности в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп
Толистинов Б.Г.1*, Мусатова Е.Г.2, Баянкина Д.Е.2, Волков П.Ю.3
1Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
г. Барнаул, Россия ORCID: 0000-0002-8514-6433, deadhunter-best@yandex.ru* 2Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, Россия musatova197717@yandex.ru baynkina87927@mail.ru 3Алтайский государственный университет г. Барнаул, Россия fosser_15@icloud.com
Аннотация: Актуальность представленной статьи обусловлена одной из основных проблем современно-го образования - состоянием здоровья обучающейся молодёжи. Автор предлагает инноваци-онный метод в физическом воспитании студентов, которых по результатам медицинского осмотра определяют в специальные медицинские группы (далее - СМГ). Анализ научной литературы и личный опыт работы автора с данной категорией студентов определили век-тор решения проблемы посредством самостоятельной работы поисково-исследовательской направленности каждого студента СМГ. Материалы и методы исследования. Исследова-ние проводилось в течение одного учебного года. Определение и оценка уровня здоровья студентов СМГ осуществлялись по методике Г.Л. Апанасенко с авторскими доработками. Разработанные задания поисково-исследовательской направленности были адресованы сту-дентам СМГ на лекционных занятиях по физическому воспитанию и контролировалось в течение учебного года. Результаты. В результате проведённого эксперимента, выяснилось, что разработанные специальные задания поисково-исследовательского направленности в рамках физического воспитания активизируют у студентов СМГ интерес и формируют по-требность в самостоятельном использовании средств физической культуры для профилакти-ки имеющихся отклонений в здоровье. Заключение. Эффективность самостоятельной рабо-ты поисково-исследовательской направленности в рамках занятий по физическому воспита-нию выразилась в улучшении состояния здоровья студентов СМГ, что подтверждается до-стоверной динамикой результатов исследования. Ключевые слова: физическое воспитание, студенты специальных медицинских групп, поисково-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, здоровье.
Для цитирования: Толистинов Б.Г.*, Мусатова Е.Г., Баянкина Д.Е., Волков П.Ю. Обоснование эффективности самостоятельной работы поисково-исследовательской направленности в физическом воспи-тании студентов специальных медицинских групп. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 133-139. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-133-139
Substantiation of the effectiveness of independent work search and research orientation in physical education students of specific fitness groups
Bogdan G. Tolistinov B.G.1*, Elena G. Musatova E.G.1, Dina E. BayankinaD.E.2,
Pavel Yu. Volkov3 1I.I. Polzunov State Technical University, Altay Barnaul, Russia ORCID: 0000-0002-8514-6433, deadhunter-best@yandex.ru* musatova197717@yandex.ru
2Altai State Pedagogical University Barnaul, Russia baynkina87g27@mail.ru 3Altai State University
Barnaul, Russia fosser_15@icloud.com
Abstract: The relevance of the presented article lies in one of the main problems of modern education - the state of health of young people studying. The author proposes an innovative method in the physical education of students who, according to the results of a medical examination, are assigned to specif-ic fitness groups (SFG). The analysis of scientific literature and the author's personal experience of working with this category of students determined the vector of solving the problem through inde-pendent work of the search and research orientation of each student of the SMG. Materials and research methods. The study was conducted during one academic year. Determination and assessment of the health level of SFG students was carried out according to the method of G.L. Apanasenko with au-thor's modifications. The developed tasks of the search and research orientation were addressed to the students of the SFG at lectures on physical education and were controlled during the academic year. Results and discussion. As a result of the experiment, it turned out that the developed special tasks of a search and research orientation within the framework of physical education activate the interest of SFG students and form the need for independent use of physical culture means for the prevention of existing deviations in health. Conclusion. The effectiveness of independent work of search-and-research orientation within the framework of physical education classes was expressed in the improvement of the health status of SFG students, which is confirmed by the reliable dynamics of the research results.
Keywords: physical education, students of specific fitness groups, research activities, independent work, health.
For citation: Bogdan G. Tolistinov*, Elena G. Musatova, Dina E. Bayankina, Pavel Yu. Volkov. Substantiation of the effectiveness of independent work of the search and research orientation in the physical edu-cation of students of special medical groups. Russian /journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 133-139. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-133-139
Введение
Система высшего образования в нашей стране не стоит на месте и проходит этап перестройки, где уже многие годы на первый план выходят эшелоны инновационных разработок в различных областях знаний и направлений. Не обходит стороной данная тенденция и физическое воспитание в вузах, где ключевой проблемой является не только повышение физических кондиций, но и укрепление здоровья обучающейся молодёжи. По данным отечественных исследований, немалая часть студентов после медосмотров определяются для занятий физическим воспитанием в специальные медицинские группы [1,2]. Более того, как отмечают Г.Г. Вербина (2016), Л.В. Захарова (2017), за время обучения в вузах состояние здоровья студентов СМГ становится хуже, что подтверждается отрицательной динамикой численности данной категории обучающихся из года в год [3,4].
Некоторые авторы предлагают решать сложившуюся проблему, повышая уровень здоровья студентов СМГ путём применения разнообразных технологий и методик:
- увеличивающих двигательную активность (И.Б. Губанцева, и др.);
- улучшающих эффективность процесса физического воспитания (А.В. Скляренко, В.Н. Колясова, Е.К. Гильфанова и др.);
- повышающих уровень специальных знаний в области ФК и ЗОЖ (И.А. Алфёрова, Э.В. Егорычева и др.) и др.
Так, например, И.Б. Губанцева (1999) видит решение проблемы посредством «выбора наиболее оздоровительно-эффективных
комплексов физических упражнений и методов компенсации дефицита двигательной активности у студенток СМГ» [5, С. 6].
А.В. Скляренко (2006) утверждает, что её разработка помогает подойти к вопросу улучшения состояния здоровья
студентов СМГ через «совершенствование физического воспитания на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем» [6, С. 4].
И.А. Алферова (2008) предлагает «организовать педагогические условия для формирования компетенций, ориентированных на поддержание здоровья в процессе физического воспитания студентов СМГ» [7, С. 5].
В.Н. Колясова (2009) выявила педагогические условия, способствующие «модернизации оздоровительной физической культуры в модульной технологии, ориентированной на повышение эффективности занятий со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам» [8, С. 5].
Е.К. Гильфанова (2011) разработала и экспериментально обосновала методику на основе «оздоровительной фитнес-йоги в условиях вуза в процессе физического воспитания студентов СМГ» [9, С. 5].
Э.В. Егорычевой (2014) предложена педагогическая технология, в основе которой лежит «дифференциация студентов СМГ на подгруппы по соматическому здоровью и применение средств оздоровительной физической культуры» [10, С. 4].
Таким образом, учитывая идеи и предложения многих специалистов, а также результаты собственного практического опыта, можно с уверенностью констатировать, что проблема повышения уровня здоровья студенческой молодёжи, относящейся к специальным медицинским группам, является актуальной. Однако зачастую предложенные исследователями пути решения проблемы не соответствуют современному запросу обучающейся молодёжи, что не даёт положительных сдвигов в состоянии их здоровья. Данная тенденция обусловливает поиск альтернативных инновационных подходов в физическом воспитании. Вектор решения в сложившейся ситуации видится в разработке и применении специальных заданий в рамках учебной дисциплины «Физическое
воспитание», которые могли бы активизировать поисково-исследовательскую деятельность каждого студента СМГ в рамках имеющегося отклонения в здоровье (диагноза).
Материалы и методы
В исследовании применялись следующие методы: анализ научной литературы, математическая обработка данных, определение уровня здоровья по методике Г.Л. Апанасенко. В эксперименте приняли участие 29 студентов 1-го курса очного отделения Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова (далее - АлтГТУ), имеющих отклонения в состоянии здоровья различной степени тяжести - студенты СМГ «А» и «Б» (ЭГ - п=15 и КГ - п=14). Исследование проводилось в течение одного учебного года. Определение и оценка уровня здоровья студентов СМГ осуществлялись по методике Г.Л. Апанасенко с авторскими доработками. Так, стандартная шкала оценивания уровня здоровья Г.Л. Апанасенко была переведена в 100-балльную шкалу с целью её приведения к единой системе оценивания, принятой в АлтГТУ.
В экспериментальной группе в качестве инновационного подхода при организации самостоятельной работы выступали задания поисково-исследовательского характера по определённому заболеванию для каждого студента СМГ. Опорной точкой в активизации исследовательской деятельности ЭГ являлось изучение и обсуждение уровня здоровья каждого студента СМГ с последующим анализом негативных исходов заболеваний при пассивном отношении к своему здоровью. В контрольной группе курс физического воспитания проходил по стандартной программе обучения в вузе.
В начале учебного года всем студентам СМГ экспериментальной группы на лекционных занятиях по физическому воспитанию было дано поисково-исследовательское задание «Мой диагноз: прошлое, настоящее, будущее». Суть самостоятельной работы поисково-исследовательской направленности заключалась в следующем:
1) разработка мультимедийной презен -
тации по имеющемуся диагнозу;
2) защита презентации;
3) реализация рекомендаций профилактического и реабилитационного характера в процессе занятии физическим воспитанием с учётом того исхода заболевания, которое ха-рактерно для занимающегося на момент исследования;
1) совместный анализ содержания презентации и результатов физкультурной деятельности исходя из рекомендаций по улучшению здоровья занимающегося с последующей рефлексией проделанной работы.
Содержание мультимедийной
презентации имеет следующую структуру:
- этиология имеющегося диагноза;
- статистика заболеваемости и смертности по своему диагнозу;
- характеристика исходов заболеваний (согласно общепринятой российской классификации, каждое заболевание имеет 14 исходов). Каждый исход сопровождается обязательными рекомендациями по профилактике и реабилитации имеющегося состояния средствами и ценностями физической культуры (рекомендованные физические упражнения, рекреационные процедуры, методики закаливания, рациональное распределение труда и отдыха, сбалансированное питание и др.). Обязательным требованием данного раздела было то, что каждая из рекомендаций для нивелирования негативного исхода должна быть подкреплена ссылкой на источник научно-методической литературы с указанием автора разработанных рекомендаций;
- важным условием при подготовке презентации была визуализация предоставляемого материала, т.е. описание каждого негативного исхода должно быть подкреплено фото и видео-контентом реалистического характера, без художественных зарисовок. Каким бы пугающим и неприятным ни выглядел визуальный контент, данный компонент презентации необходим для того, чтобы пробудить в сознании обучающихся желание не допустить дальнейшего прогресса в
развитии болезни с непримиримым желанием улучшить здоровье для качественной и продолжительной жизни и активного трудового долголетия.
Контроль поисково-исследовательского задания осуществлялся преподавателем в соответствии с требованиями модульно-рейтинговой системы оценки качества обучения студентов следующим образом:
- Rвход (через неделю) - определение темы (выбор диагноза), поиск научного определения диагноза, этиология заболевания, статистика заболеваемости и смертности в своём регионе, в своей стране и в мире;
- Rl (через 1 месяц) - готовность первых 10-15% исходов заболевания;
- R2 (через 2 месяца) - готовность 25% исходов заболевания;
- Rитог (через 4 месяца) - предзащита и обсуждение вместе с группой и преподавателем проделанной работы, направления темы, подобранных средств и ценностей физической культуры и др.
Во втором семестре контроль за самостоятельной работой продолжался следующим образом:
- Rвход - готовность поисково-исследовательского задания на 60%;
- Rl - готовность 70-80% исходов заболевания;
- R2 - готовность 100% исходов заболевания;
- Rитог - итоговая защита поисково-исследовательской работы.
Выполненные работы презентовались в конце учебного года для обсуждения на теоретических занятиях по физическому воспитанию. Выступающий демонстрировал подготовленную работу, после чего все участники вступали в дискуссию по теме презентации. Важным условием коллективного обсуждения преподавателя и студентов СМГ являлось совместное заключение: выявление наиболее актуальных и эффективных методов профилактики заболевания и использования ценностей физической культуры для устранения нежелательных факторов и последствий заболе -
вания ради комфортной жизнедеятельности. Результаты рефлексии в форме итоговых реко-мендаций студент заносил в дневник самоконтроля, из которого в дальнейшем выстраивался алгоритм действий на практических и самостоятельных занятиях физической культурой [2].
Результаты и обсуждение
Из графика (рисунок 1) мы можем наблюдать, что в начале обучения все студенты СМГ 1-го курса имели одинаковый показатель здоровья: в ЭГ - 30,6±4,33 балла и в КГ -30,3±4,41 балла. К середине эксперимента (окончание 1-го семестра) прослеживается положительная динамика в состоянии здоровья студентов СМГ в обеих группах, прирост в которых составил: в ЭГ - до 34,4±4,08 балла, в КГ - до 33,1±5,12 балла. Однако после зимних каникул в КГ наблюдается ощутимый спад в показателе состояния - здоровья до 29,84±4,89 балла. По мнению автора, данная тенденция в КГ напрямую связана с отсутствием академических занятий по физическому воспитанию и переключением фокуса внимания студентов СМГ на другие ценности и увлечения. В ЭГ после
зимних каникул можно наблюдать прирост уровня здоровья до 37,2±4,03 балла, что является следствием выполнения самостоятельной работы, которая вызвала интерес у студентов СМГ в продолжении изучения собственного диагноза, а также в практическом использовании ценностей и средств физической культуры для профилактики имеющихся заболеваний.
Вторая половина эксперимента охарактеризовалась ещё большим приростом в показателе состояния здоровья у студентов ЭГ, тогда как студентам КГ приходилось начинать 2-й семестр почти идентичным показателем здоровья на начало исследования. В ЭГ удалось приумножить данный показатель и довести его к концу эксперимента до 44,7±3,03 балла. В КГ во втором семестре показатель состояния здоровья снова улучшился, но к окончанию учебного года составил всего 37,3±6,25 балла.
По завершении годичного эксперимента уровень состояния здоровья студентов СМГ в КГ улучшился на 7 баллов ^=10,338 рП0,001), в ЭГ прирост в данном показателе стал лучше, чем в КГ, в два раза и составил 14,1 баллов (=1,636 р>0,05).
50
45
40
35
30
25
20
44,7
пЧа? _, ЗУ ^^
Бкхвд Кжпж —КГ 1с Квшя Кнпж П- -^эг
Рис. 1. Динамика уровня здоровья студентов СМГ по Г.Л. Апанасенко в 100-балльной шкале
оценивания за учебный год
Также в КГ прирост имел скачкообразную динамику, вызванную спадом в состоянии здоровьяиз-заотсутствияакадемическихзанятий физического воспитания в каникулярный период. У студентов ЭГ показатели уровня здоровья имели плавно восходящую динамику на протяжении всего эксперимента, несмотря на отсутствие академических занятий в межсессионный период. Стабильность положительной динамики в уровне здоровья у студентов ЭГ мы можем объяснить следствием самостоятельной работы поисково-исследовательской
направленности, в рамках которой также наблюдалась самостоятельная физкультурная ак-тивность по выполнению профилактических рекомендаций и комплексов физических упражнений.
Заключение
Резюмируя результаты проведённого исследования, можно констатировать, что самостоятельная работа поисково-исследовательской направленности в рамках занятий по физическому воспитанию имеет положительный эффект на стойкую заинтересованность студентов СМГ к нивелированию текущего состояния здоровья и возможных последствий по причине имеющегося заболевания. Такой подход к организации занятий позволяет каждому студенту СМГ подходить к проблеме своего здоровья в роли исследователя, наблюдателя и пациента. В результате такой работы студент СМГ самостоятельно начинает использовать средства и ценности физической культуры для улучшения собственного здоровья.
Список литературы
1. Шеенко Е.И. Характеристика качественного и количественного состава медицинских групп студентов с позиции совершенствования их физического воспитания. Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Ю. Т. Ревякина (г. Томск, 26-27 марта 2021 г.). Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета. 2021: 110-113.
2. Толистинов Б.Г., Шеенко Е.И. Интерактивные подходы в технологии формирования потребности в самостоятельной физкультурной активности у студентов специальных медицинских групп. Человек. Спорт. Медицина. 2019; 3(19): 88-95.
3. Вербина Г.Г., Вербина О.Ю. Уровень и динамика развития физической культуры студентов специальных медицинских групп. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 51(4): 58-64.
4. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск. 2017: 270.
5. Губанцева И.Б. Физическая подготовка студенток с ослабленным здоровьем на основе учета оздоровительной эффективности нагрузок: дис. ... канд. пед. наук. Тула. 1999: 207.
6. Скляренко А.В. Физическое воспитание студенток специальных медицинских групп среднего профессионального образовательного учреждения на основе комплексного использования оздоровительных гимнастических систем: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Хабаровск. 2006: 28.
7. Алфёрова И.А. Формирование компетенций поддержания здоровья в процессе фи-зического воспитания студентов специальных медицинских групп: автореф. на соиск. уче-ной степ. канд. пед. наук. Краснодар. 208.
8. Колясова В.Н. Педагогические условия модернизации физической культуры оздоровительной направленности в специальном медицинском отделении вуза: автореф. на со-иск. ученой степ. канд. пед. наук. Тула. 2009: 26.
9. Гильфанова Е.К. Оздоровительная фитнес-йога в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп вузов: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. Улан-уд. 2011: 28.
10. Егорычева Э.В. Технология применения средств оздоровительной физической культуры на занятиях со студентками специального медицинского учебного отделения: ав-тореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. М. 2014: 24.
Статья поступила в редакцию:
Толистинов Богдан Генодиевич — старший преподаватель, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: deadhunter-best@yandex.ru
Мусатова Елена Геннадьевна — старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: musatova197717@yandex.ru
Баянкина Дина Евгеньевна - старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, дом 46, e-mail: baynkina87927@mail.ru
Волков Павел Юрьевич - старший преподаватель, Алтайский государственный университет, 656049, Россия, г. Бар-наул, проспект Ленина, дом 61, e-mail: fosser_15@icloud.com