Научная статья на тему 'Оборонно- промышленный комплекс России в условиях экономических санкций'

Оборонно- промышленный комплекс России в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуреев Р. С., Бусыгин Е. Г.

Статья посвящена анализу оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций. И хотя в центре оказалась нефтяная и газовая отрасли, а также банковская сфера, экономические санкции против России затронули и ОПК. Они коснулись в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоинструмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпанию «Добролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация». Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести модернизацию компаний ОПК с целью повышения роли рыночных механизмов, которые станут стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC SANCTIONS

The article is devoted to the analysis of the defense-industrial complex (DIC) of Russia in the conditions of economic sanctions. And although the center was the oil and gas industry, as well as the banking sector, economic sanctions against Russia affected the DCI. They touched first of all on such large Russian defense concerns as air defense «Almaz-Antey», «Sirius», «Stankoinstromkent», «Kalashnikov», «Tula Arms Factory», NGO «Oriental Complexes», as well as «Dobrolyte». The prohibition of debt financing has affected such major enterprises of the defense industry as «Uralvagonzavod», «Oboronprom», «United Aircraft Corporation». To improve the current situation in this sector, it is advisable for the state to modernize the military-industrial complex companies in order to enhance the role of market mechanisms that will stimulate R & D, as under modern conditions of competition in any market, innovations represent an exclusive advantage for enterprise prosperity.

Текст научной работы на тему «Оборонно- промышленный комплекс России в условиях экономических санкций»

260

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ1

RUSSIAN MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC SANCTIONS

Р.С. НУРЕЕВ

Финансовый университет при Правительстве РФ, Научный руководитель департамента экономической теории, ординарный профессор НИУ ВШЭ, г. Москва, Заслуженный работник Высшей школы РФ, д.э.н.

R.M. NUREEV

Head of the department of economic theory of Financial University under the Government of Russian Federation, Ordinary professor of

1 Публикация подготовлена в рамках НИР по государственному заданию Финуниверситета на 2017 год (утверждено Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 07.03.2017 № 1508п-П17) по теме «Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии» (ВТК-ГЗ-23-17).

NRU HSE, Moscow, Honorary employee of Higher School of RF, Doctor of economic sciences

Е.Г. БУСЫГИН

Аспирант НИУ ВШЭ, г. Москва

E.G. BUSYGIN

PhD student, NRU HSE, Moscow

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций. И хотя в центре оказалась нефтяная и газовая отрасли, а также банковская сфера, экономические санкции против России затронули и ОПК. Они коснулись в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоинструмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпанию «Добролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация».

Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести модернизацию компаний ОПК с целью повышения роли рыночных механизмов, которые станут стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий. ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the defense-industrial complex (DIC) of Russia in the conditions of economic sanctions. And although the center was the oil and gas industry, as well as the banking sector, economic sanctions against Russia affected the DCI. They touched first of all on such large Russian defense concerns as air defense «Almaz-An-

262

tey», «Sirius», «Stankoinstromkent», «Kalashnikov», «Tula Arms Factory», NGO «Oriental Complexes», as well as «Dobrolyte». The prohibition of debt financing has affected such major enterprises of the defense industry as «Uralvagonzavod», «Oboronprom», «United Aircraft Corporation». To improve the current situation in this sector, it is advisable for the state to modernize the military-industrial complex companies in order to enhance the role of market mechanisms that will stimulate R & D, as under modern conditions of competition in any market, innovations represent an exclusive advantage for enterprise prosperity.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономические санкции, инновации, оборонно-промышленный

комплекс.

KEYWORDS

Economic sanctions, innovations, military-industrial complex.

В связи с событиями на Украине, а также в результате присоединения Крыма Россией 17 марта 2014 года США ввели ряд санкций в отношении высокопоставленных российских политиков. Это, в свою очередь, привело к цепной реакции, и многие другие страны (страны ЕС, Япония, Австралия и другие) начали постепенно присоединяться к введению санкций против России. В дальнейшем были введены экономические санкции (Экономические санкции против России: ожидания и реальность. Под ред. Р.М. Нуреева, С. 9-10).

И хотя в центре оказалась нефтяная и газовая отрасли, (Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г., 2017) а также банковская сфера (Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г., 2016, С. 65-72), экономические санкции против России затронули и ВПК2. Они коснулись

2 В рамках данной статьи термин «военно-промышленный комплекс» (ВПК) и «оборонно-промышленный комплекс» (ОПК) используются как синонимы.

в первую очередь таких крупных российских оборонных концернов, как ПВО «Алмаз-Антей», «Сириус», «Станкоин-струмент», «Калашников», «Тульский оружейный завод», НПО «Восточные комплексы», а также авиакомпанию «До-бролет». Запрет долгового финансирования коснулся таких крупнейших предприятий оборонной промышленности, как «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация».

Рис. 1. Отношения к экономическим санкциям против России различных стран мира

Источник: http://mediamera.ru/post/20251

264

К санкциям США постепенно присоединились страны Западной Европы, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия. Однако не все страны ЕС были согласны с введением санкций. К тому же такие крупные страны, как Китай, Индия, Бразилия, Аргентина, ЮАР и некоторые другие, экономические санкции не поддержали (рисунок 1).

Политика импортозамещения, проводимая Россией в связи с напряженностью на мировой арене, имеет прямую связь с развитием инновационного потенциала страны, который, в свою очередь, в наибольшей степени представлен в военно-промышленном комплексе. В таблице 1 представлены страны-лидеры по инвестициям в технологии в 2015 году. Исходя из представленных данных, Россия инвестирует в основном в аэрокосмическую промышленность (13% от мировых инвестиций) и военно-промышленный комплекс (11% от мировых инвестиций), остальные сектора остаются практически без внимания, и в НИОКР финансируется до 1% от общемировых расходов.

Таблица 1

Страны-лидеры по инвестициям в технологии в 2015 году

[доля от мировых инвестиций)

США Китай Германия Япония Россия Южная Корея Великобритания Другие

Новейшие

59% 15% 12% 7% 1% 2% 2% 3%

материалы

Сельское хозяйство 68% 10% 5% 2% 1% 1% 1% 13%

США Китай Германия Япония Россия Южная Корея Великобритания Другие

Автомобильная промышленность 22% 6% 29% 32% 0% 8% 0% 3%

Аэрокосмическая промышленность 62% 3% 6% 1% 13% 1% 2% 12%

Связь 57% 13% 2% 13% 0% 4% 4% 6%

Энергетика 49% 10% 20% 7% 1% 1% 1% 11%

Окружающая среда 37% 1% 26% 8% 1% 2% 6% 18%

Здравоохранение 43% 2% 18% 7% 0% 2% 9% 19%

Военный комплекс 78% 6% 1% 0% 11% 1% 1% 3%

Фармацевтика 56% 4% 16% 5% 1% 1% 7% 11%

Источник: Global R&D funding forecast 2016

Необходимо отметить, что в российской действительности аэрокосмический сектор, который вынесен отдельно в таблице 1, также примыкает к военно-промышленному комплексу. В целом отраслевой состав оборонного комплекса включает следующие отрасли (Национальная экономика, 2010):

• авиационная промышленность (включающая самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, авионику);

• ракетно-космическая промышленность (производство баллистических ракет космического назначения, космических аппаратов, ракетное двигателестроение и др.);

2

• судостроительная промышленность;

• электронная промышленность;

• радиопромышленность;

• атомная промышленность.

1. США ИСПАНИЯ 5. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 8. ИТАЛИЯ 2. РОССИЯ

Ш.1Я | : ГЕРМАНИЯ | Т. ИЗРАИЛЬ | Юг КИТАЙ

I

А

9 Крулн^няие энспартсры|$ млрд) ф Крупнейшие импортеры млрд!

Рис. 2. Мировой рынок вооружения и военной техники, 2016 год Источник: отчет IHS Global Defense Trade Report 2016

В 2016 году Россия сохранила за собой второе место в мире по экспорту вооружения и военной техники, но объем экспорта уменьшился до 7,68 млрд долл. США с почти 11 млрд долл. США в 2015 году (рисунок 2). США же, наоборот, нарастили объемы экспорта с 21 млрд долл. в 2015 году до 24,4 млрд долл. к концу 2016 года, и эта сумма может значительно вырасти в последующие годы за счет контрактов с Саудовской Аравией, которые были заключены в мае 2017 года на сумму 110 млрд долл. (Саудовская Аравия..., 2017).

Самый большой военный бюджет в мире у США, и его объемы связаны с теми военными кампаниями, которые

проводила страна в XXI веке. Из пяти самых дорогих военя ных кампаний три были инициированы США (рисунок 3). При этом суммарные затраты на военные конфликты в Ираке и Афганистане составили почти 1600 млрд долл.

Рис. 3. Самые дорогие военные кампании XXI века Источник: ресурс National Properties Project; статья Harnid E.Alia Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur // Defence and Peace Economics, V.24, Issue 6; оценки СМИ

Касательно участия России в военных операциях необходимо, прежде всего, отметить сирийский конфликт. По итогам основной фазы операции воздушно-космических сил России, зафиксированным на апрель 2015 года, было совершено (Шкуренко О., Мишанина Т., 2016):

• 9500 боевых вылетов;

• поражено 29000 объектов;

• 180 боевых вылетов дальней бомбардировочной авиации;

268

200 уничтоженных объектов нефтедобычи; 500 населенных пунктов освобождено правительственными силами.

Рис. 4. Военная операция России в Сирии (стоимость с сентября 2015 по март 2016 года)

Источник: Шкуренко О., Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-4. Деньги, 15 мая 2016, https://www.kommersant.ru/doc/2984503

По официальной оценке затраты на военную операцию России в Сирии составили 33 млрд руб. (или 470 млн долл.), эксперты же оценивают затраты на операцию в 1,5-2 раза больше (рисунок 4). Это означает, что один день операции в Сирии обходился примерно в 2,5-5 млн долл. в день с сентября 2015 по март 2016 года. Несмотря на понесенные затраты, российская военная кампания привела к увеличению внимания других стран к отечественной технике и вооружению. В частности были заключены контракты с Китаем, Алжиром, обсуждаются детали поставки Су-35 в Индонезию (Шкуренко О., Мишанина Т., 2017).

Общий портфель заказов и экспорт российского вооружения и военной техники с 2009 по 2015 годы представлен на рисунке 5. Можно заметить, что общий портфель заказов значительно превышает уровень экспорта (в 3-4 раза) ежегодно с 2009 по 2015 годы.

В крупнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса России входят такие компании, как АО ВКО Ал-

маз-Антей, ПАО Сухой, ПАО Камаз, ПАО НПК Иркут и другие (таблица 2). Компании демонстрируют смешанную динамику по финансовым результатам в 2015-2016 годах. Выручка большинства предприятий увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом, чистая прибыль наиболее существенно выросла у компании ПАО Роствертол (более чем в 2 раза с 7,6 млрд руб. в 2015 году до 18,6 млрд руб. в 2016 году).

60

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

■ Общий портфель заказов на конец года (млрд. дол )

■ Экспорт вооружений Россш< (млрд. дол.)

Рис. 5. Общий портфель заказов и экспорт российского вооружения и военной техники с 2009 по 2015 годы (в млрд долл.)

Составлено авторами по данным ЦАСТ Источник: http://www.cast.ru/files/book/2015_rus.pdf

Та бл и ца 2

Крупнейшие предприятия ОПК России

№ Компания Выручка (млрд руб.) Чистая прибыль/ убыток (млрд руб.)

2015 2016 2015 2016

1 АО ВКО Алмаз-Антей 136,5 н/д 28,1 н/д

2 ПАО Сухой 100,7 108 2,7 2,4

3 ПАО Камаз 86,7 119,8 -3,3 1,2

4 ПАО НПК Иркут 82,8 99,9 1,5 2,2

270

№ Компания Выручка (млрд руб.) Чистая прибыль/ убыток (млрд руб.)

2015 2016 2015 2016

5 ПАО Уфимское мотостроительное производственное объединение 67,5 н/д 3,6 н/д

6 АО Северное машиностроительное предприятие 62,5 74,3 7,2 5,7

7 ПАО Роствертол 56,8 84,3 7,6 18,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 АО Уралвагонзавод 54,9 93 -10,1 1,5

9 ПАО Объединенная авиастроительная корпорация 49,3 50,8 -9,4 -3,2

10 ПАО Казанский вертолетный завод 49,1 25,3 12,4 0,1

11 АО Адмиралтейские верфи 45,3 44,9 5,3 5,2

12 АО Центр судоремонта Звездочка 42,4 40,4 0,1 1

13 ПАО Машиностроительный завод им. Калинина 39,9 46,8 6,9 9,9

14 АО Главное управление обустройства войск 39,9 н/д 0,1 н/д

15 АО Ракетно-космический центр Прогресс 38,5 н/д 0,6 н/д

Та бл и ца 3

Выручка и прибыль крупнейших российских оборонных предприятий с 2013 по 2016 годы

Годы ПАО ОАК 2013 2014 2015 2016

Выручка (млрд руб.) 220 294 346 416

Чистая прибыль/убыток (млрд руб.) (13) (13) (109) (4)

Рентабельность реализации (%) -6.1% -4.6% -31.8% -1.1%

Годы АО Вертолеты России 2013 2014 2015 2016

Выручка (млрд руб.) 138 169 219 214

Чистая прибыль/убыток (млрд руб.) 9 20 42 16

Рентабельность реализации (%) 6% 12% 19% 7%

Годы АО ОПК 2013* 2014 2015 2016*

Выручка (млрд руб.) - 97 113 -

Чистая прибыль/убыток (млрд руб.) - 2 3 -

Рентабельность реализации (%) - 2% 3% -

* Не удалось найти финансовую отчетность за 2013 и 2016 гг. в открытом доступе Таблица составлена авторами по данным из финансовых отчетов компаний Источник: http://www.russianhelicopters.aero/ru/investors/financial_reports/ msfo/?arrFilter_ff[DATE_ACTIVE_FROM]=2016&set_filter=Y&SECTION_CODE=msfo; http:// www.uacrussia.ru/ru/investors/financial-information/;https://www.e-disclosure.ru/portal/ files.aspx?id=34345&type=2

Финансовые показатели компаний, чью отчетность удалось найти в свободном доступе: ПАО ОАК, АО Вертолеты России и АО ОПК3 представлены в таблице 3. Динамика финансовых показателей предприятий оборонного комплекса является смешанной. Несмотря на высокие показатели рентабельности реализации, которые были получены компанией АО Вертолеты России в 2014 и 2015 годах (12% и 19% соответственно), в 2016 году показатель составил 7%. Резкое колебание финансового индикатора говорит о неустойчивости результатов. АО ОПК имело низкую рентабельность в 2014 и 2015 годах, тогда как

3 24 место в рейтинге СИПРИ за 2014 год.

272

ПАО ОАК являлось убыточным на всем исследуемом временном промежутке.

Структура акционерного капитала компаний оборонно-промышленного комплекса в разных странах показана на рисунке 6. Если в США на рынке доминируют частные компании, то в случае с Россией — крупнейшие предприятия принадлежат государству.

Рис. 6. Структура акционерного капитала компаний оборонно-промышленного комплекса (в %)

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/02/09/627923-oboronnaya-promishlennost#/galleries/140737492618784/normal/1

Необходимо отметить, что государственные компании, получающие финансовую поддержку от государства, являются менее эффективными, чем частные. Среди основных проблем можно выделить неэффективное распределение ресурсов (Шерстобитова О.В., 2013; Кильдеева И.Н., 2015), что является причиной отсутствия стимулов к выбору оптимальной траектории развития хозяйственной деятельности государственными предприятиями. Низкая эффективность работы государственных компаний признается и на уровне Министерств Российской Федерации, в том числе Министерством Финансов Российской Федерации (Минфин..., 2017).

Российский оборонно-промышленный комплекс нуждается в проведении модернизации, которая позволит компаниям оптимизировать свою хозяйственную деятельность и при сокращении издержек демонстрировать более высокие и стабильные финансовые результаты. Суммарная выручка 15 крупнейших предприятий российского ОПК составила 952 млрд руб., тогда как суммарная прибыль — 53,3 млрд руб., при этом 3 компании из 15 завершили 2015 год с убытком, что свидетельствует о низкой эффективности использования имеющихся в распоряжении компаний ресурсов.

Помимо приобретения нового оборудования, способствующего снижению затратной части, стимулированию поиска и освоению инновационных технологий будет способствовать проводимая государством политика, направленная на развитие рыночных механизмов в ОПК. В рамках данного реформирования должна произойти переориентация отрасли на внешний рынок, а изучение современных тенденций в военной сфере и формирование этих тенденций приведут

274

к повышению конкурентоспособности российских предприятий на международном рынке.

Среди возможных путей оптимизации производственного процесса на предприятиях ОПК можно выделить следующие:

• формирование производственных кластеров и технопарков, объединяющих компании оборонно-промышленного комплекса, металлургических заводов, электростанций и научно-исследовательских центров. Реализация производственных процессов в рамках подобных объединений позволит эффективно решать стоящие перед предприятиями задачи и сократит трансакционные издержки, связанные с территориальными барьерами и поиском партнеров;

• активное привлечение отечественных консалтинговых агентств и научно-исследовательских центров, которые позволят рассмотреть те или иные задачи с разных сторон, в результате чего принятые управленческие решения будут более эффективными и взвешенными;

• развитие международного сотрудничества и создание совместных предприятий с компаниями из других стран: Китай, Индия, Бразилия и т.д., что будет способствовать обмену имеющимися технологиями и разделению издержек по разработке и освоению новых технологий. Основной проблемой, которую необходимо решить при осуществлении международной кооперации, является вопрос интеллектуальной собственности созданных совместными усилиями разработок. Грамотное юридическое оформление межстранового сотрудничества напрямую связано с успешной внешнеэкономической деятельностью в области оборонно-промышленного комплекса для участвующих сторон.

По оценке главы Роскосмоса Олега Остапенко, воздействие санкций на отрасль «в целом благоприятное» (Коммерсантъ, 11.11.2014). Быстрее стали внедряться новые технические решения.

Процесс импортозамещения в космической отрасли ускорился. Он внес существенные корректировки в ее производство. С учетом санкций налаживается производство ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов (Коммерсантъ, 11.11.2014). Недостающие микроэлектронные компоненты и станки, по мнению руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации Игоря Комарова, можно будет приобрести в Китае, Южной Корее, Индии, Сингапуре и других азиатских государствах (ТАСС, 11 сентября 2014). В любом случае, по мнению главы Роскосмоса Олега Остапенко, «введенные санкции не являются критичными для отрасли». Важно подчеркнуть, что, санкции не сказались на сотрудничестве в отношении Международной космической станции, «США, несмотря на санкции, — отметил О. Остапенко, — не отказываются от использования российских кораблей „Союз" для доставки своих астронавтов на борт МКС» (ШЦ 12 ноября 2014).

Однако вследствие санкций и роста курса валют, по оценке статс-секретаря Роскосмоса Дениса Лыскова, к средине мая 2015 года Российская космическая программа подорожала почти на 30% (РИА Новости, 21 мая 2015). К тому же в производстве ряда вооружений западные микросхемы и транзисторы по-прежнему составляют почти 90%, поэтому на пути российского импортозамещения остается еще немало трудностей (Газета.ги, 31 октября 2014).

Российские предприятия ОПК убыточны или же малорентабельны, у них нет стабильности в финансовых по-

27

казателях, так как они сильно зависят от государственных заказов. Для улучшения сложившейся ситуации в данном секторе государству целесообразно провести существенную модернизацию компаний ОПК с целью усиления рыночных стимулов развития отрасли. Это не только приведет к пополнению бюджета страны, но и станет стимулом к развитию НИОКР, так как в рамках современных условий конкуренции на любом рынке инновации представляют исключительное преимущество для процветания предприятий.

Библиографический список

1. Глава Роскосмоса: Санкции Запада не сказались на судьбе МКС // IRU, 12 ноября 2014, электронный источник — http:// iranrussia.com/RU/News/15894.

2. Годовые отчеты компании АО Вертолеты России // электронный источник — http://www.russianhelicopters.aero/ru/ investors/financial_reports/msfo/?arrFilter_ff[DATE_ACTIVE_ FROM]=2016&set_filter=Y&SECTION_CODE=msfo.

3. Годовые отчеты компании АО ОПК // электронный источник — https://www.e-disdosure.ru/portal/files.aspx?id=34345&type=2.

4. Госзаказы для военных предприятий будут сокращаться // электронный источник — http://www.ng.ru/ economics/2016-04-20/4_mashino.html

5. Кильдеева И.Н. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики // Приоритетные направления развития и экономическая безопасность Российской Федерации. — 2015. — 53-57 С.

6. Космическая программа России из-за санкций подорожала на 30% // РИА Новости, 21 мая 2015, электронный источник — https://ria.ru/space/20150521/1065690842.html.

7. Минфин признал низкую эффективность государственных компаний // ТАСС, электронный источник — http://tass.ru/ ekonomika/4406352.

8. Национальная экономика. Учебник (2010). Под ред. Р.М. Нуре-ева, Инфра-М, 655 с.

9. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. (2016) Экономические санкции Запада и российские антисанкции: успех или провал? // Журнал институциональных исследований, Т. 8, № 4, С. 58-79.

10. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. (2017) Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // Журнал экономического регулирования. — 2017. — № 3.

11. Оборонные расходы вырастут в 2017 году на 3,2% // электронный источник — https://www.kommersant.ru/doc/3187187.

12. Общие расходы на оборону в бюджете превысили траты на образование // электронный источник — http://www.rbc.ru/politic s/12/12/2016/584996939a79476ef58c6cb3.

13. Объединенная ракетно-космическая корпорация: из-за санкций РФ будет покупать электронику для ракетно-космической отрасли в Азии // ТАСС, 11 сентября 2014, электронный источник — http://tass.ru/nauka/1435149.

14. Одиннадцать ведущих производителей вооружения России // электронный источник — http://www.vestifinance.ru/ articles/65470?page=1.

15. Российский экспорт вооружений и военной техники // Центр анализа стратегий и технологий, электронный источник — http://www.cast.ru/files/book/2015_rus.pdf.

16. Саудовская Аравия заключила с США оборонные контракты на 110 млрд долл. (2017) // электронный источник — https://ria.ru/ world/20170520/1494718647.html.

278

17. Технологии уходят в оборону // электронный источник — http://expert.ru/2017/02/8/tehnologii/.

18. Ученые: в российском вооружении до 90% западной электроники // Газета.ги, 31 октября 2014 // электронный источник -https://www.gazeta.ru/science/news/2014/10/31/n_6611725.shtml.

19. Хронология введения санкций против российских граждан и компаний // электронный источник — https://ria.ru/ spravka/20150216/1046144422.html.

20. Шерстобитова О.В. Проблема экономической эффективности государственного сектора экономики // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — № 3 (16).

21. Шкуренко О., Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-4. Деньги, 15 мая 2016 // электронный источник — https://www. kommersant.ru/doc/2984503.

22. Шкуренко О., Мишанина Т. Самые дорогие армии мира-5. Деньги, 3 мая 2017 // электронный источник — https://www. kommersant.ru/doc/2984503.

23. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / коллектив авторов; под науч. ред. Р.М. Ну-реева. — М.: КНОРУС, 2017. — 194 с.

24. Global R&D funding forecast 2016 // Industrial Research Institute, electronic source — https://www.iriweb.org/sites/default/files/ 2016GlobalR%26DFundingForecast_2.pdf.

25. Harnid E. Alia Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur // Defence and Peace Economics, V.24, Issue 6.

26. Trends in world military expenditure 2015 (2016) // Stockholm International Peace Research Institute.

27. Harnid E. Alia Estimate of the economic cost of armed conflict: a case study from Darfur // Defence and Peace Economics, V. 24, Issue 6.

28. OECD, Main Science and Technology Indicators, January 2017 // electronic source — http://www.oecd.org/innovation/inno/re-searchanddevelopmentstatisticsrds.htm.

29. The Global Talent Competitiveness Index 2017 // INSEAD, electronic resource — http://www.gtci2017.com/documents/GTCI-2017-in-fographic_GLOBAL.pdf.

30. Trends in international arms transfers 2016 // Stockholm International Peace Research Institute, electronic source — https://www. sipri.org/sites/default/files/Trends-in-international-arms-trans-fers-2016.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.