Научная статья на тему 'Оборонительные сооружения городища Иднакар: некоторые итоги и перспективы изучения'

Оборонительные сооружения городища Иднакар: некоторые итоги и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДИЩЕ ИДНАКАР / РАСКОПКИ / ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оборонительные сооружения городища Иднакар: некоторые итоги и перспективы изучения»

М.Г. Иванова ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ГОРОДИЩА ИДНАКАР: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ*

Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, г. Ижевск

Материалы, накопленные за многолетние планомерные исследования Ид-накара, позволили с наибольшей полнотой воссоздать систему хозяйственной и производственной деятельности, многие аспекты материальной и духовной культуры. В последние годы работа была направлена на разработку новых методов изучения культурного слоя, реконструкцию планировки и структуры памятника с целью выявления этапов освоения площадки. Внедрение новых методов на этапах выборки слоя и фиксации материалов, их документирования, хранения и обработки, разработка механизмов определения функциональной специализации отдельных участков, в значительной мере расширило возможности интерпретации объектов.

В реконструкции динамики развития городища наряду с материалами структурных частей определяющее значение имеют источники по оборонительным сооружениям, поскольку именно они разграничивают площадку поселения. Удовлетворительная сохранность двух линий укреплений, материалы раскопок не просматривающегося ныне еще одного внутреннего вала, топографические особенности памятника предостав-

© Иванова М.Г., 2008

ляют реальные возможности для комплексных исследований с применением разработанных новых методов фиксации, геофизических измерений, компьютерных технологий. Поэтому с введением в исследования новых методов, обеспечивающих корректный ввод археологических материалов в компьютер, встала задача получения новой цифровой и графической информации по оборонительным сооружениям, для решения которой были возобновлены раскопки всех линий с предварительными геофизическими измерениями, краткому обзору материалов которых посвящена настоящая статья.

Следует отметить, что системе обороны и в предыдущие годы уделялось значительное внимание: раскопками достаточно широкой площадью изучены все линии укреплений, в результате которых получены важные сведения о последовательности их формирования, некоторых конструктивных особенностях, форме и структуре, в общих чертах определена хронология их развития (Иванова 1998, с.26-27).

Городище Иднакар занимает конец мыса, общая длина площадки составляет около 300 м. Ширина ее на самом мысу около 80 м, но постепенно расширяется, и к внешней линии обороны достигает 130-136 м. С востока, с напольной стороны, просматриваются два мощных вала: внешний - ограничивает площадку, средний делит ее на две примерно равные части. Несмотря на длительную распашку и возведение здесь в разное время современных построек, валы отчетливо просматриваются и ныне. Непосредственно за вторым валом с южной стороны наблюдается естественное возвышение, которое могло усилить

*Исследования выполняются при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований проект № 08-06-00002а «Комплексные геофизические исследования поселений Прикамья: методика измерений и интерпретации»

оборонительные функции. Общая площадь памятника составляет около 40 тыс. кв. м. Следует признать, что при возведении этого городища были максимально учтены топографические особенности высокого (до 50,0 м) мыса с крутыми обрывистыми склонами, которые обеспечивали неприступность и позволяли контролировать окружающую территорию, в последующем расширять его площадку.

На мысовой части на протяжении более 100 м хорошо прослеживается эскарп - искусственная подрезка склона с перепадом высот до 3,0 м и шириной врезки в поверхность до 8,0 м. По сведениям Н.Г. Первухина, длина ее составляла около 16 м (1896, с. 68), ныне она наполовину короче. Если на протяжении века длина мыса сократилась более чем на 10 м, можно полагать, что в период функционирования городища она могла быть значительно больше. По некоторым внешним признакам можно предполагать, что в средневековье был подрезан и южный склон городища, хотя в настоящее время следы явно не просматриваются. Ярким примером подрезки склонов по всему периметру площадки является городище Анюшкар на Верхней Каме.

При раскопках С.Г. Матвеева в 1927-1928 гг. выявлен еще один вал (внутренний), установлены параметры насыпи, предложена реконструкция в виде ряда срубов, поставленных один к другому и засыпанных глиной. С.Г. Матвеев предполагал, что по верху вала проходил тын, следы которого уничтожены длительной распашкой. При наших раскопках 1993-1994 гг. конкретизированы параметры конструкций, составлявших основу вала, получены сведения о размерах рва. Анализ полученных материалов позволил уточнить, что внутренний вал был наиболее ранним, и построен в

конце IX - начале X в., а в середине XI в. утратил свое значение и перестал функционировать (Иванова 1998, с. 20-22).

В 1988 г. траншеей шириной 3 м и длиной 33 м была исследована средняя линия обороны, в 1989 г. - раскопом 9 х 39 м - центральная часть среднего вала. На основании раскопок выяснено, что средний вал претерпел несколько строительных этапов. Были обнаружены остатки деревянных конструкций - настилы и крепиды. Начало функционирования средней линии обороны отнесено к середине X века.

В 1992 г. траншеей размерами 3 х 33 м изучена внешняя линия. По стратиграфии раскопа выделено два строительных этапа, выявлена крепежная стенка с внутренней стороны вала, остатки ямок от столбов по наружному краю рва (Иванова 1998, с. 26-27). В результате исследований традиционными методами намечены следующие этапы эволюции оборонительной системы:

I этап - конец IX - начало X в. - основание городища и возведение первой линии укреплений;

II этап - середина X в. - возведение второй линии укреплений;

III этап - середина XI в. - усиление средней и возведение наружной линии укреплений, прекращение функционирования внутренней;

IV этап - XII - начало XIII вв. - расширение средней и наружной линий укреплений (Иванова 1998, с.27).

В 2000 г. для получения информации для последующей цифровой обработки данных возобновлены раскопки средней линии оборонительных сооружений. При вскрытии слоев вала и рва использован метод горизонтальных срезов. Первые фиксации осуществлялись по современной поверхности, затем вскрываемые участки постепенно выводились на горизонтальную плоскость.

При планиграфических фиксациях замерялся уровень культурных напластований в разрезах-бровках, стратиграфические наблюдения фиксировались также с помощью горизонтальной разметки, созданной при помощи теодолита. Нулевой точкой отсчета всех глубинных измерений определен единый условный репер, установленный на площадке городища. Фиксация находок и слоев осуществлялась в трехмерной системе координат. Для определения химических и физических свойств слоев были взяты пробы грунта из раскопа. Кроме этого, для исследования процессов слоеобра-зования получены образцы «стерильных» почв за пределами городища.

Новый раскоп шириной 6 м и длиной 21 м был заложен южнее предыдущего, ближе к склону площадки и охватил предваловые сооружения, вал и часть рва. Исследования показали, что конструкция вала претерпела изменения. Как и на центральной части вала, здесь прослежено не менее четырех этапов, связанных с его перестройкой и подновлением. Зафиксированы следы подготовки деревянного материала на месте сооружения, выявлены остатки внутренних и внешних конструкций. Следы внутриваловых конструкций фиксировались в основании вала в виде параллельных полос длиной 0,2-0,23 м, на расстоянии 1,8 м друг от друга, расположенных поперек оси укреплений, и по заполнению отличающихся от красно-коричневого суглинка, составляющего насыпь вала. Одна из полос соотнесена с опорными столбами крепостной стены, предохранявшие насыпь от расползания, или своеобразные стяжки-перемычки между столбами, придававшие каркасу стены дополнительную жесткость.

Следы внешних конструкций зафиксированы на гребне вала в виде столбовых ям, диаметром 20-25 см глубиной

70-80 см с расстоянием между ними -до 3,0 м, расположенных рядами с расстоянием до 2,0 м. Система ям объединена канавками со следами сгоревших бревен. Конструкция стены могла представлять собой вертикально поставленные столбы, пространство между которыми было забрано горизонтально уложенными бревнами, вставленными в пазы. Наружная сторона вала укреплялась утрамбованной глиняной подсыпкой, внешняя - сохранила следы наклонно лежавших поперек оси вала бревен. Такой способ возведения оборонительных сооружений изучен на финно-угорских поселениях (Никитина, Михеева 2004; Белавин, Крыласова 2008), древнерусских и булгарских городах домонгольского периода (Губайдуллин 2002, рис. 151), а аналогичная конструкция стен сохранилась в строительной практике удмуртов до настоящего времени. В 2004 г. А.Н. Кирилловым хозяйственная постройка такого типа зафиксирована в д. Адам Глазовского района Удмуртской Республики, расположенной примерно в 10 км от городища (Кириллов 2005, рис. 10).

В заполнении рва, в слоях, относящихся к последнему периоду его существования, обнаружен костяк человека, ориентированный головой на восток. Отмечается крайняя небрежность захоронения, о чем свидетельствует поза погребенного (лицом вверх, на спине, руки вскинуты к голове, таз повернут на левую сторону, ноги согнуты в тазобедренных суставах и завалены влево). Интересной деталью является отсутствие голеностопных костей обеих ног и части бедренных, которые отделены чуть выше коленного сустава. Так же отделены кости левой руки выше запястья и отсутствуют пястные кости правой. Кости в местах ампутации имеют неровные края, размозжены, но их располо-

жение в анатомическом порядке говорит о том, что отделение было произведено при наличии мягких тканей.

Новые материалы позволили А.Н. Кириллову воссоздать процесс формирования средней линии на основе трехмерной визуализации с использованием элементов анимации, что уже нашло отражение в публикации (Кириллов 2005) и новой экспозиции Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар». Следует заметить, что по форме представления и информационному потенциалу они легко воспринимаются посетителями музея.

2004-2006 гг. проведены раскопки внешней линии фортификаций на площади 171 кв. м. Получены сведения о конструкции и размерах рва, имевшего в разрезе подтрапецевидную форму шириной в верхней части 13-13,5 м, в придонной - 7,9-8 м. Глубина от уровня материка составляет 1,50-1,60 м. На дне рва, в восточной его части обнаружены столбовые ямки диаметром 0,05-0,06 м, оставшиеся, вероятно, от сооружений, укреплявших стенку рва или служивших дополнительными средствами сдерживания противника. Уточнены параметры предвалового рва, глубина которого от уровня материка в северной части раскопа составила 0,58 м, в южной - 1,1 м. В его заполнении выявлены следы активной хозяйственной деятельности: мощные скопления камня-песчаника, прослойки угля и прокаленной глины, которые могли остаться от сгоревших деревянных сооружений на валу.

На основании этих исследований сделан вывод о том, что внешний вал городища Иднакар был сооружен в один прием. Следов последующих подновлений и переделок на этом участке не зафиксировано. Ширина основания вала составляла около 13,0 м, максимальная высота от уровня материка - 1,7 м. По

предварительным подсчетам, во время функционирования оборонительных сооружений их высота могла достигать 3,0 м от уровня материка. В слоях наружной части вала и на предваловой территории обнаружены боевые наконечники стрел, которые, судя по их залеганию в слое, были выпущены со стороны поля. Эти находки подтверждают высказанное ранее предположение о военных атаках, которым подвергалось городище Иднакар.

Следует отметить, что по материалам раскопок 1992 г. параметры внешнего вала несколько отличаются, на том участке отмечены слои подновления с внутренней и внешней стороны (Иванова 1998, с. 26, рис. 5). По всей вероятности, стандарта в параметрах по всей его протяженности не было, в связи с чем совершенно очевидна необходимость изучения линий обороны по всей длине. Масштабные раскопки в силу колоссальных трудозатрат в настоящее время практически нереальны, поэтому привлечение геофизических измерений особенно актуально.

В 2007 г. возобновлены раскопки внутренней линии оборонительных укреплений с охватом прилегающей территории, проводившихся в 1993 г. по традиционной методике. Задачи исследований состояли в получении новых источников для проведения сравнительного анализа конструкции всех трех линий обороны городища, изученных по единой методике горизонтальной съемки слоев и их планиграфической фиксации через каждые 0,01 м, принятой в предыдущие годы при изучении средней и внешней линии фортификации, обеспечивающей корректный ввод полученных сведений в базы данных, и выполнение трехмерных реконструкций. При выборе участка ориентировались на результаты геофизической съемки.

В результате проведенных работ на раскопе площадью 126 кв. м выявлен характер слоя верхних горизонтов, следы срубных конструкций внутреннего вала. В предваловой части обнаружены площадки прокаленной глины, остатки каменной кладки, свидетельства бронзолитейного производства. Все участки выбраны на один уровень до глубины -60-80 см от современной поверхности и законсервированы. В 2008 г. работы продолжены, выявлены четкие следы внутриваловых бревенчатых конструкций.

Для изучения эскарпа на северозападной части мыса в 2002 г. был заложен рекогносцировочный раскоп площадью 27 кв. м. Выявлено, что его конструкция была довольно простой. Путем подрезки склона сформирована площадка и стенка. По концентрации ям от кольев диаметром в 5-7 см высказано предположение о возведении здесь дополнительных элементов обороны - т.н. «частика» или «шахматных» кольев, функционировавших довольно длительное время. Характер расположения более крупной ямы со следами забутовки светлокоричневым суглинком позволил предположить, что он мог быть одним из опорных столбов оборонительного сооружения, сходного по конструкции со сторожевой вышкой (Кириллов 2004, с. 204, рис. 6, 7).

Следует отметить, что для выполнения компьютерных реконструкций особенно важны точные привязки объектов, в связи с этим была проведена новая детальная топографическая съемка поверхности памятника.

Первые результаты изучения оборонительных сооружений Иднакара новыми методами нашли частичное отражение в кратких публикациях, используются для создания цифровых карт и поверхностей памятника, визуализации при-

емов возведения в музейной экспозиции. Реконструкция всей системы обороны городища запланирована на ближайшие годы в рамках отдельного проекта с участием сотрудников Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, Физико-технического института под руководством И.В. Журбина, Историко-культурного музея-заповедника «Иднакар», в результате выполнения которого будут разработаны универсальная методика геофизических исследований, ориентированная на восстановление планировки и детальное изучение структуры оборонительных сооружений, а также специализированные компьютерные технологии, позволяющие создавать трехмерные модели археологических объектов по геофизическим данным. На основе применения комплексной методики междисциплинарных исследований будут реконструированы пространственные характеристики всех линий защитных сооружений городища Идна-кар. Анализ структуры и состава земляных укреплений позволит уточнить технологию их строительства и этапы возведения. Исследование системы обороны поселения в целом дополнит сложившиеся представления об особенности планировки и функционирования Идна-кара, основных направлениях культурно-исторических и демографических процессов, происходивших в Прикамье в конце I - начале II тыс. н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.