Научная статья на тему 'Оболочка для создания тестирующих программ'

Оболочка для создания тестирующих программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
585
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ОБОЛОЧКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТИРУЮЩИХ ПРОГРАММ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Клыков В. Е., Денисевич Т. В., Филатова Н. Н., Денисевич А. В.

Рассмотрены инструментальные средства для создания тестирующих программ, главным достоинством которой является использование в качестве основного средства разработки тестовых заданий редактора Microsoft Word и технологии OLE 2.0. Для каждого теста преподаватель может задать собственную шкалу оценивания ответов и время прохождения теста. Итоговый результат тестирования студента сохраняется в базе данных. Сведения о дате тестирования, номере варианта, полученной оценке, а также полный профиль ответа могут выводиться на экран и на печать, автоматически генерируются отчетные документы по результатам тестирования группы студентов. Итоговые документы, оформленные в виде зачетных и экзаменационных ведомостей принятого в ТГТУ образца, выводятся на экран, на печатающее устройство и в файл формата (*.doc).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Клыков В. Е., Денисевич Т. В., Филатова Н. Н., Денисевич А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оболочка для создания тестирующих программ»

Educational Technology & Society 6(3) 2003 ISSN 1436-4522

Оболочка для создания тестирующих программ

В.Е.Клыков1, Т.В.Денисевич, А.В.Денисевич, Н.Н.Филатова2 'кафедра теоретической механики Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия 2кафедра автоматизации технологических процессов Тверской государственный технический университет, Тверь, Россия nfilatova99@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены инструментальные средства для создания тестирующих программ, главным достоинством которой является использование в качестве основного средства разработки тестовых заданий редактора Microsoft Word и технологии OLE 2.0. Для каждого теста преподаватель может задать собственную шкалу оценивания ответов и время прохождения теста. Итоговый результат тестирования студента сохраняется в базе данных. Сведения о дате тестирования, номере варианта, полученной оценке, а также полный профиль ответа могут выводиться на экран и на печать, автоматически генерируются отчетные документы по результатам тестирования группы студентов. Итоговые документы, оформленные в виде зачетных и экзаменационных ведомостей принятого в ТГТУ образца, выводятся на экран, на печатающее устройство и в файл формата (*.doc).

Ключевые слова

компьютерное тестирование, оболочка, инструментальные средства для создания тестирующих программ.

Введение

Применение тестирующих программ на различных этапах подготовки студентов в настоящее время становится нормой во многих учебных заведениях. Главные причины этого явления следует искать в снижении общего уровня подготовки студентов с одновременным увеличением нагрузки и низком уровне оплаты труда преподавателей. Действительно, в связи с низкой зарплатой в ВУЗах практически исчезла должность ассистента, доцент и профессор, вынуждены вместо научной работы и разработки новых лекционных курсов заниматься приемом допусков к лабораторным работам, проверкой знаний начального уровня, бесконечными пересдачами зачетов и защитами лабораторных работ. Вполне

очевидно, что вернуть прежнюю иерархическую схему организации методического труда невозможно, но можно предложить новые способы повышения ценности труда преподавателя на основе широкого использования компьютерных технологий, в том числе с целью автоматизированного контроля знаний. Свое право на беседу с преподавателем студент должен доказать, пройдя предварительное компьютерное тестирование. Доцент и профессор должны быть освобождены от необходимости контролировать элементарный уровень знаний обучаемых (знание формул, определений, основных расчетных соотношений, способов решения элементарных задач и т.п.). Необходимо переложить рутинные процедуры проверки элементарных знаний на компьютерные системы.

Методология

Успешное решение указанной выше проблемы нельзя получить единовременными мерами директивного характера. Это долговременный процесс, основными этапами которого являются:

- адаптация студентов (начиная с первого курса) к средствам (методикам) автоматизированного тестирования;

- разработка баз данных с контролирующими заданиями по всем дисциплинам;

- разработка различных методик автоматической проверки знаний на основе индивидуальных целей, временных ограничений, технического оснащения и прочих эксплуатационно-методических и организационных факторов индивидуальных для факультетов и кафедр.

В Тверском государственном техническом университете внедрение компьютерных технологий тестирования сдерживается по ряду субъективных причин, главными из них являются недостаточное оснащение факультетов и кафедр вычислительной техникой и отсутствие простых и удобных для преподавателей (не специалистов в области информатики) инструментальных средств создания тестовых программ по дисциплинам.

Учитывая, что неуклонный рост числа пользователей компьютерами и последовательное увеличение численности парка ВМ университета, являются объективными факторами, характеризующими долговременную общероссийскую тенденцию, остановимся на второй причине.

За последние 4 года в ТГТУ было предпринято несколько попыток создания и внедрения тестирующих программ. Однако все разработанные прототипы могли развиваться только с помощью авторов этих программ и не были готовы к передаче для независимого использования на других кафедрах.

Информационный поиск, проведенный силами центра Компьютерные технологии образования УМУ университета, позволил выявить и оценить функциональные, стоимостные и эксплуатационные характеристики специализированных программ - построителей (редакторов) тестов. В настоящее время можно говорить о двух классах, редакторы и оболочки для тестирования в дистанционной образовательной среде и аналогичные программы для тестирования в автономном образовательном подразделении.

Не оспаривая важность дистанционной формы образования, заметим, что в условиях России она пока остается уделом не многих, является высоко затратным процессом и в техническом плане (состояние каналов связи) реальной основы не имеет. Основным - для государственных ВУЗов в современных условиях остается процесс очного обучения. В его рамках проблема автоматической проверки знаний обучаемых может решаться на основе нескольких схем (экзаменационное тестирование, самоподготовка по тестам, контроль готовности к лабораторным работам, контролирующая компонента в АОС и т.п.).

Предлагаемые для их реализации инструментарии практически все поддерживают функции дополнения и редактирования тестов, автоматического оценивания ответов, формирования отчета по итогам тестирования, различные защитные механизмы. Слабым местом большинства оболочек являются средства редактирования, создания новых тестов. Большинство разработок отличает либо отсутствие возможности вставлять в вопрос (или ответ) формулы и рисунки, либо сложный и не надежный интерфейс, затрудняющий для преподавателя процесс создания набора тестов.

Довольно удачной, свободной от названных выше недостатков, является тестирующая оболочка и редактор тестов < ТЕСТ - ТГТУ >, Этот проект выполнен на кафедре Теоретической механики. Главным его достоинством является использование в качестве основного средства разработки тестовых заданий широко известного редактора Microsoft Word и технологии OLE 2.0.

Программа ориентирована на две группы пользователей: студентов и

преподавателей. Она позволяет создавать различные варианты тестов по любым дисциплинам (режим редактирования) и проводить контрольное тестирование групп и отдельных студентов (режим тестирования).

В режиме тестирования программа случайным образом выбирает из созданного набора i-ый вариант теста. Каждый тест состоит из нескольких заданий:

(T = {Z j }, j = 1, k) , порядок следования которых задается преподавателем при

формировании теста и не изменяется при его активизации студентами. Так как каждое задание оформляется в виде автономного набора данных, то возможны как

полностью индивидуальные варианты, так и варианты с частичным пересечением заданий:

Z = и Tt, 1) Tt n Tj = 0, 2) Tt n Tj Ф 0 (1)

i

Каждое задание определяется двумя множествами характеристик, первое определяет шаблон оформления, а второе - список служебных параметров:

(Vi) Zt = (S _ Zr, C _ L), C _ L = (Ans, T _ An, Ad _ er, W) (2)

Шаблон S_Zr может создаваться преподавателем средствами текстового редактора MSWord и различными приложениями (Equation, Excel, Paint, AutoCad, и т. д.) Вся содержательная часть задания, которая предъявляется студенту при

тестировании, оформляется в рамках одного из шаблонов. Программа позволяет воспроизводить большинство из известных шаблонов тестов (за исключением свободно конструируемых). На рис. 1 показаны варианты некоторых шаблонов, созданных при формировании тестов по теоретической механике и математическому моделированию. Список служебных параметров (C_L) каждого задания включает правильный ответ (Ans), T_An - тип ответа (числовой или символьный), Ad_er -допустимую погрешность вычислений, W - сложность (вес) задания.

Для каждого теста преподаватель может задать собственную шкалу

оценивания ответов и время, выделяемое студенту для прохождения теста. Шкала создается простым указанием количества баллов, которые студент должен набрать для получения оценок “отлично”, “хорошо”, “удовл.”

Итоговый результат тестирования студента сохраняется в базе данных.

Сведения о дате тестирования, номере варианта, полученной оценке, а также полный профиль ответа могут выводиться на экран и на печать.

Отличительной особенностью программы является автоматическая генерация отчетных документов по результатам тестирования группы студентов. Итоговые документы, оформленные в виде зачетных и экзаменационных ведомостей принятого в ТГТУ образца, выводятся на экран, на печатающее устройство и в файл формата (*.doc). Интерфейс программы (рис.2) прост и удобен для работы как опытных пользователей, так и преподавателей не специализирующихся в области информатики.

Для установки и функционирования программы необходимы ПК с процессором не ниже Pentium 133, ОЗУ не менее 16 Мб, ОС Windows 95/98/2000/NT; редактор MS Word (вер. 97/ 2000).

Заключение

В настоящее время описанный программный продукт проходит испытания в учебном процессе. Созданы базы данных с тестовыми заданиями по ряду дисциплин: Теоретическая механика, Моделирование объектов и систем управления, Сопротивление материалов (фрагмент), Информатика (фрагмент).

Укажите формулу 5 _ г! для оценки

выборочной дисперсии параллельных измерений ?

1 II Ьгз

2

3

4

Что характеризует остаточная дисперсия ?

1. Степень разброса экспериментальных значений У относительно среднего значения расчетных

2. Степень разброса расчетных значений У относительно среднего значения экспериментальных У

3. Степень разброса экспериментальных значений У относительно расчетных значений У (найденных по уравнению математической модели)

Какая типовая модель структуры потоков соответствует приведенной динамической характеристике объекта ?

-м:

1. Диффузионная однопараметрическая модель

2. Модель идеального вытеснения

3. Модель идеального смешения

4. Ячеечная модель (при п>1)

РШМ |:.1ги|^й ■да.'

з _ г 4

в

"".ЦІЛЧ.І К.1Г|-УЯГНКІ_Ч Ь-ИЛЬ I К I ЛСДТННЦЛ

і'ЛЇКїЛ ІН < й

АС = СЁ = ііі. Р= 2 Н, М = 2 Вы

Огтрешмвп- »ШТЯЬ режітн В ГКПРНЯН-- К

шфжфс В-

Рис.1 Примеры шаблонов тестовых заданий в оболочке <Т Е С Т - Т Г Т У>.

■ її

Рис. 2. Фрагмент интерфейса программы Тест - ТГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.