Научная статья на тему 'Обобщенная модель системы сбалансированных показателей'

Обобщенная модель системы сбалансированных показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левыкин Виктор Макарович, Хворостинина Ольга Сергеевна

Разрабатывается общая модель системы сбалансированных показателей (ССП), обеспечивающая поддержку стратегического управления предприятием. Модель ССП позволяет формализовать процессы формирования и ведения сбалансированных показателей, выбора перспектив, целей и показателей, определяющих эффективность деятельности компании, а также обработку информации о предприятии в рамках функциональных задач подсистемы «Планирование, учет, контроль, и прогнозирование сбалансированных показателей» автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generalized model of a balanced scorecard

We consider a process approach to the organization and management of the enterprise. A general model of the balanced scorecard, which describes the basic components, their relations and allows to formalize the process of creating and maintaining the balanced scorecard, is developed. This model is used to define complex functional tasks of the subsystem “Planning, accounting, control and prediction of balanced scorecard “ that will increase the effectiveness of strategic and operational management.

Текст научной работы на тему «Обобщенная модель системы сбалансированных показателей»

УДК 044.03

В. М. ЛЕВЫКИН, О. С. ХВОРОСТИНИНА

ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Разрабатывается общая модель системы сбалансированных показателей (ССП), обеспечивающая поддержку стратегического управления предприятием. Модель ССП позволяет формализовать процессы формирования и ведения сбалансированных показателей, выбора перспектив, целей и показателей, определяющих эффективность деятельности компании, а также обработку информации о предприятии в рамках функциональных задач подсистемы «Планирование, учет, контроль, и прогнозирование сбалансированных показателей» автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия.

1. Введение

В целях эффективного стратегического управления предприятием целесообразно применение процессного подхода к организации и управлению его деятельностью. На данный момент большинство предприятий используют структурно-функциональный подход, в котором деятельность организации представляется в виде набора функций, закрепленных за структурными подразделениями. Главным недостатком такого подхода является то, что подразделения направляют свою деятельность на достижение локальных целей, между которыми могут быть объективные противоречия, что приводит к сложности внедрения корпоративных информационных систем. В то же время процессный подход ориентирован на бизнес-процессы, обеспечивает прозрачное стратегическое управление, гибко адаптируется под любые изменения.

Повышение эффективности такого управления возможно на основе системы сбалансированных показателей (ССП).

Назначение ССП заключается в формулировании перспектив стратегического развития предприятия, постановке стратегических целей для каждой перспективы и формировании списка показателей, оценивающих степень достижения данных целей. Недостаточно формализованный процесс выбора перспектив, целей и показателей, оценки важности показателей затрудняет применение информационных технологий для практической реализации ССП [1].

Процесс формирования ССП требует разработки модели, описывающей основные компоненты ССП и связи между ними, а также метода для формирования и ведения сбалансированных показателей. Данная модель и метод будут использоваться для определения комплекса функциональных задач подсистемы «Планирование, учет, контроль и прогнозирование сбалансированных показателей» (ПУКПСП) АИС предприятия, формирующей эффективные процессы управления предприятием, которые гарантируют высокое качество и аналитическое превосходство предлагаемых решений проблем развития бизнеса. Подсистема ПУКПСП должна обеспечивать реализацию функциональных задач по стратегическому управлению предприятием и оценки эффективности его деятельности с помощью учета влияния всевозможных факторов при выборе стратегических направлений и целей предприятия.

2. Описание модели ССП

Поддержка процесса формирования ССП может быть осуществлена подсистемой ПУКПСП в рамках следующих функциональных задач:

- планирование целевых показателей на год и среднесрочную перспективу;

- планирование и контроль рационального использования ресурсов предприятия;

- учет и контроль фактических значений показателей эффективности;

- планирование оперативных мероприятий;

- анализ и прогнозирование отклонений;

- управление разработкой стратегической карты предприятия;

- управление индивидуальными заданиями сотрудников по заполнению стратегической карты.

Реализация обмена данными в рамках функциональных задач ПУКПСП требует формального описания компонентов, позволяющих осуществлять управление предприятием с использованием ССП. Модель компонентов ССП представлена в следующем виде:

M ССП =< P,G,I,A >, (1)

где P - множество перспектив деятельности предприятия (perspective); G - множество стратегических целей, устанавливаемых предприятием (goal); I - множество показателей эффективности достижения поставленной цели (indicator); А - множество стратегических мероприятий (activities).

Перспективы - это наиболее значимые сферы, в которых предприятие стремится достигнуть результатов.

Стратегическая цель - это глобальная цель, достижение которой наиболее важно для успеха и выживания организации. Она может быть представлена в виде:

Gi =<X i,{Gii},{Iij} >, (2)

здесь X i - весовой коэффициент цели (определяется методом экспертных оценок в пределах [0;l]; i - порядковый номер стратегической цели в выбранной перспективе; {Gii} -множество стратегических целей уровня подразделений, где Gii - проекция цели Gi на 1-е подразделение предприятия, содержащее данную цель; {Iij} - множество показателей, где Iij - j-й показатель для i-й стратегической цели.

Показатель эффективности - это параметр, являющийся средством оценки продвижения к реализации стратегической цели.

В процессе исследований было выявлено, что для осуществления оценки деятельности объекта управления (ОУ) показателям эффективности необходимо определить следующие атрибуты:

I =< nI,form,f,p,v,pr,{H},r,tgr,bgr,5max,5min,тmax,тmin > , (3)

где nI - наименование показателя эффективности достижения поставленной цели; form -формула расчета показателя; f - фактическое значение показателя эффективности за определенный период; p - плановое значение показателя эффективности; v - весовой коэффициент показателя эффективности (нормированная величина [0;l], определяется методом экспертных оценок); pr - период измерения показателя; {H} - множество предыдущих фактических значений показателя эффективности; r - данные о лице, ответственном за внесение значений показателя; tgr, bgr - верхняя и нижняя границы фактических значений показателя; 5 max, 5 min - максимальная и минимальная границы допустимого отклонения фактического значения показателя от целевого значения; т max, т min -верхняя и нижняя границы критического отклонения фактического значения показателя от целевого значения.

Стратегические мероприятия направлены на достижение поставленных целей в течение заданного периода времени и при установленном бюджете. Основные параметры, характеризующие мероприятие, следующие:

A =<nA,Ci,dsp,dep,dsf,def,{I},eji >, (4)

где nA - название мероприятия; Ci - эффективность i-го стратегического мероприятия; dsp, dep - планируемые даты начала и завершения мероприятия; dsf,def - фактические даты начала и завершения мероприятия; {I} - множество показателей эффективности, на достижение целевых значений которых направлено мероприятие; e ji - количество ресурса j-го вида, требующегося для выполнения i-го стратегического мероприятия.

Модель ССП позволяет определить состав формируемой и хранимой информации при создании базы данных (БД) показателей, необходимой для формализации процессов выбора перспектив, целей и показателей эффективности деятельности компании, которые реализуются этапами метода формирования и ведения сбалансированных показателей в рамках функциональных задач подсистемы ПУКПСП

3. Метод формирования и ведения сбалансированных показателей

Метод формирования и ведения сбалансированных показателей включает следующие этапы:

1. Формирование стратегической карты предприятия.

2. Построение иерархии стратегических карт для подразделений.

3. Внесение выбранных показателей эффективности в БД.

4. Учет и контроль значений установленных показателей.

Стратегическая карта предприятия позволяет осуществить визуализированное представление стратегии в виде набора перспектив, стратегических целей, показателей и причинно-следственных связей между целями [2]. Поэтому на первом этапе для формирования стратегической карты предприятия изучаются цели, задачи и основные виды деятельности предприятия, на основании чего создаются согласованные модели ОУ. Построение моделей начинается с представления всей системы в виде контекстной диаграммы IDEF0, которая позволяет выявить внешние и внутренние тенденции в деятельности предприятия [3], что дает возможность определить перспективы деятельности предприятия

Pm . Такая диаграмма позволяет выделить основные факторы для SWOT-анализа (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) на основе потоков информации и отнести к конкретной перспективе.

Использование SWOT-анализа для оценки экспертами частных факторов, представляющих собой сочетание сильных и слабых сторон деятельности предприятия с возможностями и угрозами, позволяет выбрать стратегические цели Gi для каждой перспективы Pm . При этом контекстная диаграмма декомпозицируется, описывая взаимосвязи между бизнес-процессами, материальными и информационными потоками, параметрами, характеризующими бизнес-процесс, что делает возможным проведение анализа функционирования ОУ и позволяет выявить узкие и неоптимальные участки бизнес-процессов, препятствующие достижению выбранных стратегических целей.

Параметры бизнес-процесса, позволяющие оценить степень достижения выбранной стратегической цели, фиксируются на стратегической карте предприятия в качестве показателей эффективности цели Iij. Описание их атрибутов позволяет контролировать выполнение стратегии предприятия, планировать целевые значения показателей на год и среднесрочную перспективу, а также ресурсы предприятия.

Таким образом, результатом этапа является стратегическая карта предприятия и диаграмма IDEF0, отражающая бизнес процессы верхнего уровня, необходимые для реализации стратегических целей ОУ.

При решении задачи взаимосвязи стратегического и оперативного управления используется структурный подход для построения иерархии стратегических карт подразделений, что реализуется вторым этапом метода формирования и ведения сбалансированных показателей. На этом этапе осуществляется управление индивидуальными заданиями сотрудников по заполнению стратегической карты, которое включает: декомпозицию стратегической карты предприятия на все уровни организационной структуры, установки целевых значений показателей эффективности по отдельным отрезкам периода, формирование заданий сотрудникам по заполнению стратегических карт подразделений.

Построение стратегических карт подразделений предусматривает построение моделей бизнес-процессов с выделением функций подразделений, информационных потоков, бизнес-правил, временных характеристик и описанием регламента работы персонала, что позволяет выбрать цели стратегической карты предприятия, являющиеся целями данного подразделения. Помимо этого, такие модели дают возможность формировать взаимосвязанные инструкции сотрудникам по заполнению стратегической карты, реализованных в виде динамических веб-страниц. Создание моделей бизнес-процессов предприятия в целом и его подразделений предусматривает наличие технологических средств их документирования, репозитория унифицированных сервисов, технологий их реализации и выполнения.

Результатом этого этапа являются иерархические стратегические карты подразделений, модели бизнес-процессов и полная функциональная библиотека показателей подразделения и обобщенных оценок показателей по уровням подразделений.

Реализация 1-го и 2-го этапов метода предусматривает формирование БД. При этом модель ССП определяет структуру БД: атрибуты и связи сущностей в виде концептуальной модели БД.

Управление стратегическими картами предприятия и подразделений требует создания таблиц БД «Стратегическая карта предприятия», «Стратегическая карта подразделений», «Перспектива», «Цели», «Показатели».

На третьем этапе метода осуществляется попарное сравнение выбранных показателей и уже существующих на предприятии, корректировка при необходимости их атрибутов, внесение показателей в БД для набора существующих показателей до стратегической карты. Управление заданиями сотрудников по заполнению стратегической карты требует создания сущностей «Подразделение», «Индивидуальные задания» и «Сотрудники». Соответствие целей стратегической карты предприятия при декомпозиции до уровня подразделений реализуется сущностями «Связь» и «Родитель». Учет и контроль значений показателей эффективности, планирование оперативных мероприятий, бюджетов и ресурсов ОУ предусматривает внесение информации в таблицы БД «Реестр рисков», «Отклонения», «Мероприятия», «Планируемые мероприятия», «Ресурсы».

Логическая модель БД разрабатывается на основе концептуальной с учетом выбранной реляционной модели организации данных (рисунок). Формализация логической модели БД дает возможность построить физическую модель, реализуемую в виде объектов БД, которые применяются в пользовательских формах и приложениях [4].

Реализация третьего этапа позволяет создать единое информационное пространство управленческих решений и управляющих воздействий, что исключает дублирование потоков данных и функций управления, а также интегрировать подсистему ПУКПСП с подсистемами планирования, отчетности и бюджетирования. Решение проблемы интеграции данных требует установления всех источников данных, используемых для работы с показателями эффективности [5], для чего могут быть использованы модели бизнес-процессов подразделений предыдущего этапа. Использование модели ССП решает проблемы согласования формата внутренней отчетности и обеспечения достоверности данных различных источников, что требуется для следующего этапа метода.

Четвертый этап метода осуществляется путем учета фактических значений показателей эффективности согласно установленным периодам измерения в подсистеме ПУКПСП, что требует описания процессов сбора информации по состоянию целей и показателей.

Для оперативного контроля реализации стратегии деятельности предприятия необходимо обеспечить хранение как информации для стратегического управления, так и детальных данных, на основе которых эта информация была получена, чтобы обеспечить возможность перехода от стратегических целей к фактическим данным, которые определяют эти цели. Реализация функциональных задач подсистемы ПУКПСП требует разработки хранилища данных, которое загружает, согласовывает и обобщает данные из различных источников и поддерживает аналитические возможности. Это позволяет осуществить планирование оперативных мероприятий при возникновении отклонения фактического значения показателя от целевого, проводить их анализ и прогнозирование, управлять модификацией стратегической карты предприятия.

4. Выводы

Научная новизна. Разработанная общая модель ССП описывает компоненты, необходимые для стратегического управления предприятием на основе сбалансированных показателей и формализации процессов выбора перспектив, целей и показателей эффективности деятельности компании, которые реализуются этапами метода формирования и ведения сбалансированных показателей.

Практическая значимость. Данный метод описывает процессы создания и модификации стратегических карт, согласования плановых целевых и фактических показателей эффективности, контроля деятельности предприятия на основе анализа достижения целей. Применение метода при реализации функциональных задач подсистемы ПУКПСП позволит осуществлять учет и контроль показателей эффективности, повышать степень адекватности принимаемых управленческих решений, а также интегрировать подсистемы планирования, отчетности, бюджетирования и мотивации персонала в единую информационную систему стратегического управления предприятием.

-й--й-

Обобщенная логическая модель базы данных подсистемы ПУКПСП

Список литературы: 1. Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан, Веттер, Магнус. Оценка эффективности деятельности компании по ССП. Практическое руководство по использованию по ССП: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. 304 с. 2. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 214 с. 3. Черемных С.В. Структурный анализ систем / Черемных С.В. М.: ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА , 2001. 208с. 4. Конноли Т. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика: учеб./ Т.Конноли, К. Бегг. М.: «Вильямс», 2001. 1120с. 4. Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра [Электронный ресурс] /А. Кочнев. Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/it/section_92/ агйс1е_3005/ - 05.02.2010.

Поступила в редколлегию 27.11.2010 Левыкин Виктор Макарович, д-р техн. наук, проф., зав.каф. ИУС ХНУРЭ. Научные интересы: методологии, методы и информационные технологии разработки интегрированных и Web-базированних информационных систем. Адрес: Украина, 61000, Харьков, ул. Чичи-бабина, 2, кв. 83, е-таЛ: 1evykinviktor@gmai1.com.

Хворостинина Ольга Сергеевна, аспирант кафедры ИУС ХНУРЭ. Научные интересы: методы, модели и информационные технологии разработки информационных систем. Адрес: Украина, 61121, Харьков, ул. Гарибальди, 7а, кв. 50, тел.: 063-68-98-061, е-таП: guenya@gmai1.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.