Научная статья на тему 'Обобщенье планы учебной деятельности студентов как средства, способствующие выработке умений самостоятельной работы'

Обобщенье планы учебной деятельности студентов как средства, способствующие выработке умений самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Южанинова Е. Е.

На основе проведенного анализа усвоения навыков учебной деятельности структурированы обобщенные планы деятельности студентов при подготовке к лабораторным, семинарским и практическим занятиям по механике, которые помогают студенту ориентироваться в массе поступающей информации и способствуют выработке необходимых учебных навыков. Приводятся обобщенные планы изучения законов, теорий, явлений и физических величин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обобщенье планы учебной деятельности студентов как средства, способствующие выработке умений самостоятельной работы»

УДК 378.02:372.8 Е. Е. Южанинова

ОБОБЩЕНИЕ ПЛАНЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫРАБОТКЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

На основе проведенного анализа усвоения навыков учебной деятельности структурированы обобщенные планы деятельности студентов при подготовке к лабораторным, семинарским и практическим занятиям по механике, которые помогают студенту ориентироваться в массе поступающей информации и способствуют выработке необходимых учебных навыков. Приводятся обобщенные планы изучения законов, теорий, явлений и физических величин.

Современная школа находится на этапе формирования новой парадигмы образования, в основу которой положено представление о гуманистическом типе личности, личности как самоценности, а не средства общественного развития, ориентация на её творческий потенциал и саморазвитие. Сложившаяся распространённая система работы студентов высшей школы, на наш взгляд, устарела и требует определённой модернизации.

Организация работы студентов зависит от той цели, которую мы ставим перед собой. Такой целью является модель выпускника ВУЗа, которую следует реализовать. Конечно, выпускник должен обладать необходимым багажом знаний по своей специальности, но не менее важно привить ему глубокий интерес к избранной профессии, интерес к исследовательской работе, дать сопутствующие ей знания, выработать умения, навыки, опыт и привычки. Кроме того, выпускник должен приобрести опыт творческой самореализации, самообразования и самовоспитания.

Развивающий характер учебной деятельности студентов ВУЗа базируется на решении целого комплекса учебных задач в том числе и на потребности «учить себя учиться», воспитание у них ответственности за собственное развитие, формирование навыков активного самостоятельного освоения информации. Успех образования во многом зависит от самого обучающегося, насколько в нем развиты мотивы учения, сформированы навыки учебной деятельности, самообразования, как они реализуются в дальнейшей жизни. Готовность к образованию — первичное фундаментальное условие выполнения любой деятельности, в том числе и учебной.

Анализ показывает, что при усвоении навыков учебной деятельности возникают трудности у большинства студентов, не только слабоуспевающих, но и у студен-тов-отличников. Многие учебные действия они или не умеют выполнять или выполняют неэффективно, используя нерациональные приемы.

Учебная деятельность включает в себя ряд действий и операций разного уровня. К исполнительным учебным действиям первого уровня относятся:

а) действия уяснения содержания учебного материала;

б) действия обработки материала.

К исполнительным действиям второго уровня относятся:

а) заучивание;

б) выполнение упражнений;

в) поэтапная обработка;

г) интериоризация (формирование внутренней структуры психики человека посредством усвоения структуры внешней деятельности).

Параллельно с исполнительными действиями по уяснению и обработке материала, протекают контрольные действия.

Для обучения студентов первокурсников навыкам учебной деятельности нами используются обобщенные

планы деятельности студентов при подготовке к лабораторным, семинарским и практическим занятиям по механике. На наш взгляд, такие планы помогают студенту ориентироваться в массе поступающей информации и вырабатывать необходимые учебные навыки.

Привёдём примеры таких планов.

План деятельности студентов при подготовке к лабораторным занятиям по механике.

1. Определите по учебному плану тему лабораторной работы.

2. Заранее возьмите в лаборатории соответствующее методическое описание к работе и выполните следующие действия:

а) ознакомьтесь с содержанием работы;

б) запишите в тетрадь тему работы, ее номер, цель, основные формулы;

в) начертите все необходимые таблицы.

3. Изучите необходимый теоретический материал по соответствующей лекции и семинару.

4. Ответьте на вопросы по допуску к лабораторной работе.

Если все это выполнили можете приступать к лабораторной работе. Удачи вам!

План деятельности студентов при подготовке к практическим занятиям.

1. Выясните по учебному плану тему практического занятия.

2. Изучите лекционный материал касающийся этой темы. а также материал семинара.

3. Выпишете в тетрадь все формулы по данной теме, выясните смысл каждого символа.

4. По методическим рекомендациям перепишите в тетрадь примеры решенных задач разобранных в данном занятии и разберитесь с ними.

5. После практического занятия попробуйте сразу решить задачи из домашнего задания. Это намного проще делать сразу, чем в конце семестра.

Обобщенные планы деятельности для студентов имеются в учебном пособии практикума по решению задач, в лабораторном практикуме, а также помещены на стенд в лаборатории механики.

Для самостоятельной работы над теоретическим материалом хорошо зарекомендовали себя обобщенные планы изучения законов, теорий, явлений и физических величин.

На первом семинарском занятии студенты учатся выступать по данным обобщённым планом, под руководством преподавателя, в дальнейшем эту работу они выполняют самостоятельно.

С целью научить студентов самостоятельно решать физические задачи, для них разработаны индивидуальные домашние задания по каждой теме практического занятия.

Материал поступил в редколлегию 10.01.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.