ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
© 2005 Н.В. Кабаян УДК 378 ББК 28р30
Обобщение опыта реализации системы методической подготовки студентов - будущих учителей биологии в условиях модернизации образования
Аннотация:
В статье обобщается опыт реализации сложившейся системы методической подготовки студентов -будущих учителей биологии включающей лекции и лабораторно-практические занятия по курсу методики обучения биологии, самостоятельную работу, полевую и педагогическую практики, а также специальные курсы.
Ключевые слова:
Методика обучения биологии, профессиональная подготовка, принципы обучения, программа, самостоятельная работа
В стремительно изменяющихся условиях развития среднего школьного образования остро встала проблема подготовки учителей, отвечающих новым требованиям общества, умеющих организовывать образовательный процесс с учётом потребностей, интересов и возможностей учеников. Современной школе нужен творчески работающий учитель, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и умений, основными компонентами которых являются знания основ науки преподаваемого предмета, методики его преподавания, а также психолого-педагогическая компетентность. Дисциплина «Методика обучения биологии» занимает центральное место в системе методической подготовки будущего учителя биологии к профессиональной деятельности. В ходе изучения курса студенты осваивают теоретические и методологические основы методической науки, содержание школьной биологии, формы и методы обучения и воспитания, оборудование и средства учебной работы. Методика биологии устанавливает закономерности обучения биологии. При этом она рассматривает процесс исторического развития школьного опыта преподавания биологии, связанные с ним методические идеи, а также современное состояние обучения биологии в общеобразовательной школе
Целью изучения дисциплины является формирование системы профессиональных знаний, опыта организации и осуществления обучения, воспитания и развития подрастающего поколения средствами школьного предмета биологии; усвоение методологии и методов научного поиска в области методики обучения биологии; развитие у студентов интереса к избранной профессии.
Задачи дисциплины:
• определение образовательных и воспитательных задач обучения биологии в средней школе;
• освоение содержания и структуры учебного предмета биологии;
• определение объема знаний по каждому разделу, их воспитательное значение, разработка системы биологических знаний, определение содержания политехнического образования в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта;
• ознакомление с инновационными подходами в обучении биологии;
• выбор наиболее целесообразных методов, приемов и форм организации учебного процесса;
• ознакомление с учебно-воспитательной работой по биологии в средней школе, с материальной базой этой дисциплины;
• теоретическая и практическая разработка задач содержания, организации и методов внеклассной и внешкольной работы по биологии;
• освоение особенностей организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования.
Основной образовательной программой предусмотрено единство теоретической и практической подготовки студентов, но каждый вид занятий решает специфические задачи.
Лекционный курс определяет теоретическую основу содержания дисциплины, знакомит студентов с исходными, фундаментальными положениями и общими закономерностями методики обучения биологии в школе, с методологией исследования в данной образовательной
области. В логике построения и содержания лекционного курса предусмотрено их соответствие основным принципам обучения, в том числе фундаментальности, междисциплинарности, историзма, а также отражение в курсе методики обучения биологии современных достижений методической науки и передового педагогического опыта.
Система практических занятий курса обеспечивает связь теоретических знаний с практикой. Целью лабораторно-практических занятий является освоение методики преподавания отдельных разделов школьного курса биологии. В процессе этой работы проводится ознакомление студентов с конкретными темами школьной программы, с особенностями школьного биологического эксперимента, с организацией и методикой проведения уроков, практических занятий и экскурсий, а также апробация инновационных педагогических технологий.
Самостоятельная работа студентов, осваивающих курс методики обучения биологии, строится с учётом принципа сознательности и активности обучаемых при консультативной и контролирующей роли преподавателя. Система заданий обеспечивает формирование профессиональных умений и навыков по реализации основных функций учителя биологии. Самостоятельные работы открывают возможность индивидуальнодифференцированного и личностно-ориентированного подхода к студентам при разработке заданий различной степени сложности; способствуют вовлечению студентов в учебно-исследовательскую творческую деятельность в области теории и практики методики обучения биологии. По каждому разделу школьной биологии студенты должны составить библиографический список учебнометодической, учебной, научно-популярной литературы, разработать структурную карту курса, тематический и ряд поурочных планов, методические инструкции по подготовке и проведению демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ, экскурсий, дидактические материалы.
Курсовая работа по методике обучения биологии -одна из форм организации самостоятельной учебной работы студентов, предусмотрена учебным планом основной образовательной программы специальности. Студентом при выборе темы учитываются реальные условия выполнения, а также направления исследований, осуществляемых научными руководителями -методистами вуза. Подготовка курсовой работы требует знаний теоретических основ методики обучения биологии, умений работы с литературой, определения проблемы исследования, проведение поискового и констатирующего экспериментов, обобщения опыта учителей биологии. Студент в ходе поиска самостоятельно подбирает дополнительную литературу, составляет библиографию, работает с базой данных Интернет. Основными направлениями исследований считаем следующие:
• общие вопросы и актуальные проблемы методики обучения биологии в связи с модернизацией отечественной школы (обновление содержания биологического образования; определение его деятельностного компонента; воспитание в процессе обучения; формы, методы, современные технологии, материальная база и средства обучения биологии);
• стандартизация биологического образования (определение регионального и школьного компонентов;
разработка элективных курсов по биологии; организация полевых практик, экспедиций; подготовка школьного биологического проекта);
• методика преподавания отдельных разделов и тем школьной биологии.
Выполнение курсового проекта лежит в основе подготовки квалификационной работы, которая является высшей формой учебного исследования и содержит все элементы научного поиска от постановки проблемы до обобщения полученных результатов и формулировки выводов и рекомендаций.
Курс методики обучения биологии является завершающим в цикле психолого-педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта для педагогических вузов и отделений, поэтому предполагает опору на имеющиеся у студентов знания в данных образовательных областях, а также на биологические знания. Программа является общей для всех отделений подготовки учителя биологии, осваивается в течение двух семестров и предусматривает проведение двух контрольных работ по теоретическим вопросам методики обучения биологии, а также промежуточного контроля знаний и умений после усвоения методик обучения отдельных разделов школьной биологии. При составлении вопросов для контрольных работ, зачетов, семестрового экзамена, а также экзамена государственной аттестации необходимо руководствоваться перечнем требований к специалисту, изложенным в государственном образовательном стандарте. При оценке знаний и умений студентов во время зачёта и экзамена используется уровневый подход. Первый уровень предполагает теоретические знания по методике обучения биологии. Для его выявления студент должен пройти тестовый контроль с использованием компьютера. Прохождение
компьютерного контроля дает основание оценить знания студентов на удовлетворительную оценку. Второй уровень выявляется путем устного опроса. Студент должен показать глубокие теоретические системные знания: изложить историю вопроса, его современное состояние, пути решения рассматриваемой проблемы. Третий уровень - творческий. Вопросы для него составлены так, что студент, понимая актуальные проблемы современного школьного биологического образования, может аргументировано предложить пути их разрешения, отстоять свою точку зрения.
Важным звеном в системе методической подготовки является учебно-полевая практика по методике обучения биологии, цель которой - совершенствование профессиональных умений и навыков специалиста в области биологического образования. Будущие учителя биологии должны уметь планировать учебно-опытный пришкольный участок; организовать школьников для проведения опытнической и натуралистической работы, фенологических наблюдений, экскурсий и экологического практикума; научиться составлять коллекции и раздаточный материал для урока. Содержание учебнополевой практики отвечает поставленным задачам. Основная образовательная программа и государственный стандарт предусматривают освоение студентами -будущими учителями биологии курсов по выбору. В системе методической подготовки такими курсами могут быть следующие: «Актуальные проблемы методики обучения биологии», «Современные технологии
школьного биологического образования», «Национальнорегиональный компонент школьного биологического образования», «Содержание школьных учебников по биологии», «Организация экологического образования в школе» и другие. Вся система профессиональнометодической подготовки учителей биологии обеспечивает её качественный уровень, отвечающий требованиям, изложенным в концепции модернизации отечественного образования.
Примечания:
1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биолог. спец. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1983. - 384 с.
2. Пономарёва И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб.
пособие для студ пед. вузов / И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин, ГДСидельникова; Под ред. И.Н.Пономарёвой. - М.:
Издательский центр «Академия»Д003. - 272 с.
3. Программы педагогических институтов // Сборник №5 Методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1982. -38 с.
4. Программа для педагогических институтов // Методика преподавания биологии. - Л.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1991. - 62 с.