Научная статья на тему 'Курс методики обучения биологии в системе профессиональной подготовки учителей'

Курс методики обучения биологии в системе профессиональной подготовки учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Л. Н.

В статье представлено обновленное содержание курса методики преподавания биологии. Приведены перечень дополнительных вопросов, раскрывающихся в лекционном курсе, структура методики преподавания биологии. Раскрыты внутрипредметные и межпредметные связи курса с педагогикой, психологией и биологическими дисциплинами. Отражено содержание исторического, целеполагающего, основополагающего и системного блоков. Приведены тематика разработанных лабораторно-практических занятий по методике преподавания биологии, а также примеры проблемных методических заданий. Показаны результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Course on Methods of Teaching Biology in the Process of Training Teachers

The article presents an update of the course. The additional questions to the course and its structure are given. The intraand interdisciplinary relations with pedagogics, psychology, and biology are described. The historical, targetal, main and system blocks of the course are presented. The structure of laboratory classes with the examples is given. The results of the pedagogical experiment are presented.

Текст научной работы на тему «Курс методики обучения биологии в системе профессиональной подготовки учителей»

№ 1, 2004

мирования представлении о современной научной картине мира и методологии рационального мышления. «Сверхзадача» курса предполагает, что результатом изучения для студентов явится не только сумма знаний, но и комплекс умений сделать это знание гносеологическим и практическим инструментом.

Мы полагаем, что материалы, включенные в первую часть курса, должны составлять его инвариантное ядро, а содержание второй части может варьироваться с учетом особенностей конкретной специальности. Изложение материала строится преимущественно по принципу «от общего к частному», при этом каждая структурная единица спроектирована «открытой» для расширения.

В рамках концепции на основе опыта преподавания курса «Современное естествознание» опубликовано учебное пособие в двух частях общим объемом 20 п. л., рекомендованное к использованию Министерством образования РФ3. Подготовлен комплекс методических материалов для дистанционного обучения. Разработан и преподается в экспериментальных классах базовых средних школ

и гимназий элективный курс «Современное естествознание».

По заданию Минобразования РФ в 2001—2002 гг. на кафедре физики Пензенского государственного университета разработан лабораторный практикум, программно-аппаратное обеспечение которого включено в утвержденные министерством Требования по материальнотехническому обеспечению преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания»4.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Филиппов В.М. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев и проблемы ее реализации // Вестн. РУДН. Сер. ФЕНО. 2000. № 5 (1/2). С. 6—18.

2 См., например: Голубева О.Н., Суханов А.Д. Естественнонаучные концепции современного естествознания // Там же. № 4 (1/2).

3 См.: Свистунов Б.Л. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов: В 2 ч. 3-е изд. Пенза, 2001.

4 См.: Голубева О.Н., Горин Ю.В., Песоц-кийЮ.С., Свистунов Б.Л., Суханов А.Д. Лабораторный практикум по дисциплине «Концепции современного естествознания». Опыт разработки и реализации // Индустрия образования: Сб. ст. М., 2002. Вып. 3. С. 19—28.

Поступила 06.10.03.

КУРС МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

Л.Н. Орлова, зав. кафедрой зоологии Омского государственного педагогического университета, доцент

В статье представлено обновленное содержание курса методики преподавания биологии. Приведены перечень дополнительных вопросов, раскрывающихся в лекционном курсе, структура методики преподавания биологии. Раскрыты внутрипредметные и межпредметные связи курса с педагогикой, психологией и биологическими дисциплинами. Отражено содержание исторического, целеполагающего, основополагающего и системного блоков. Приведены тематика разработанных лабораторно-практических занятий по методике преподавания биологии, а также примеры проблемных методических заданий. Показаны результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента.

The article presents an update of the course. The additional questions to the course and its structure are given. The intra- and interdisciplinary relations with pedagogics, psychology, and biology are described. The historical, targetal, main and system blocks of the course are presented. The structure of laboratory classes with the examples is given. The results of the pedagogical experiment are presented.

Курс методики обучения биологии нальных дисциплин и дисциплин пред-рассматривался нами в педагогическом метной подготовки.

эксперименте как модель реализации со- В эксперименте участвовали студен-

держания посредством общепрофессио- ты трех специальностей: биологии, хи-

© Л.Н. Орлова, 2004

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

мии и экологии. В его первом варианте использовался традиционный набор методических дисциплин, во втором — комплекс методических дисциплин («Методика обучения биологии», «Предметные педагогические технологии», «Основы моделирования образовательных дисциплин») и в дополнение — система спецкурсов («Современные проблемы школьного биологического образования», «Организация деятельности учащихся по изучению биологических методов исследований в школе и в учреждениях дополнительного образования» и др.).

В педагогическом эксперименте по формированию знаний и умений при изучении методики обучения биологии мы акцентировали внимание на следующих вопросах:

— методические понятия как фундаментальная часть содержания учебного курса, формируемая на основе и во взаимосвязи с биологическими понятиями изучаемых дисциплин;

— преемственность знаний и практических умений от курса к курсу в системе непрерывного биологического образования;

— поэтапное расширение и углубление понятийного методического аппарата в системе профессиональной подготовки учителей биологии;

— апробация полученных методических знаний на базе различных учебных заведений.

Разработанный нами курс «Методика обучения биологии» в системе профессиональной подготовки учителей биологии согласно учебному плану и программе предусматривает лекции, лабораторно-практические занятия, педагогическую практику, полевую практику, спецкурсы. Контроль знаний и умений осуществляется по следующей схеме: контрольные срезы знаний, контрольные работы, рефераты, курсовые работы и зачет. Итоговый курсовой экзамен осуществляется по двум вариантам. Первый предполагает традиционную сдачу экзамена. Второй позволяет студентам сдать экзамен на основе рейтинговой системы. За каждый семестр студент набирает определенное количе-

ство баллов, в зависимости от которого проставляется оценка. Такая система контроля дисциплинирует студента, так как каждое действие оценивается некоторой суммой баллов. Творческая и научная работа дает дополнительные баллы. Как показал многолетний эксперимент, 98 % студентов выбирают второй вариант. Хотя он требует больших затрат времени и сил, но снимает экзаменационный стресс. Для получения дополнительных баллов студенты выполняют рефераты, изготавливают приборы, разрабатывают методические проекты, что в итоге повышает качество методических знаний и умений студентов.

Во введении обновленного курса мы рассматриваем цели, задачи и предмет методики обучения биологии. Знакомя студентов с концептуальными положениями дисциплины, мы акцентируем внимание на проблемах методической науки и путях их разрешения в ходе формирования методических знаний и умений студентов.

При раскрытии содержания курса методики обучения биологии сквозной идеей является формирование на высоком квалифицированном уровне методических знаний и умений, которые позволяют студентам свободно адаптироваться в образовательном пространстве, успешно применять полученные знания в своей профессиональной деятельности. Лекционный курс «Методика преподавания биологии» читается на V курсе в 9—10-м семестрах по 36 ч и охватывает основные теоретические проблемы методики обучения биологии.

В лекционном курсе рассматриваются не только теоретические основы методики обучения биологии, рекомендации по конкретным темам, но и ряд дополнительных вопросов, в том числе:

— научная организация труда учителя биологии в разных типологических учебных заведениях;

— организация активной деятельности учащихся в процессе обучения биологии;

— учебник как обучающая система, выбор программы, учебников и методи-

№ 1, 2004

ческого обеспечения в области методики обучения биологии;

— формирование и развитие системы биологических понятий на основе межпредметных связей;

— организация исследовательской деятельности учащихся;

— предметно-ориентированные и личностно ориентированные технологии в процессе обучения биологии;

— проблемы школьного биологического образования;

— перспективы развития школьного биологического образования;

— концепции школьного биологического образования.

Методику изучения конкретных тем школьного курса биологии считаем целесообразным подробно рассматривать на практических занятиях. Основная цель этих занятий — вооружить студентов умениями самостоятельно осуществлять методическую обработку конкретных тем школьного курса биологии. Нижеприведенный рисунок отражает доминирующие блоки содержания курса методики обучения биологии и иерархию подчиненных им разделов.

1. Лекции

2. Лабораторно-практические занятия

3. Экскурсии

4. Педпрактика

1. Спецкурсы

2. Спецсеминары

3. Изучение методического опыта

4. Изучение современных технологий

5. Консультации

1. Эксперимент

2. Кружки

3. Исследовательская работа

4. Рефераты

5. Изучение научной литературы

1. Контрольные работы

2. Тесты

3. Курсовые работы

4. Выпускные работы

Структура методики преподавания биологии

Курс методики обучения биологии раскрывает историческое развитие биологии как школьного предмета. Содержание школьного курса биологии включает систему биологических понятий. Показывая диалектику биологического содержания, необходимо подчеркивать его взаимосвязь с методами и средствами обучения, вскрывая их адекватность друг другу. Важным элементом курса методики обучения биологии является установление внутрипредметных и межпредметных связей. Например, связь с педагогикой осуществляется через систему знаний о принципах, средствах, методах и организационных формах обучения, а также через изучение вопросов воспитания в процессе обучения. Связь с психологией — через изучение вопросов развития мышления, памяти, активизации познавательной деятельности, способ-

ствующих формированию биологического мировоззрения. С биологическими дисциплинами — через содержание школьного предмета биологии. В курсе методики обучения биологии обращается внимание на дидактические принципы научности и доступности биологического содержания.

Педагогическая практика является логическим завершением профессионально-методической подготовки студентов и предполагает практическую реализацию в условиях школы полученных в курсе методики обучения биологии знаний.

В историческом блоке рассматриваются становление и развитие школьного биологического образования, историческое развитие методики обучения биологии как науки. В этом блоке уделяется внимание анализу методической литера-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

туры и учебников, выпущенных за весь период становления, а также осуществляется ознакомление с ведущими методистами России.

В целеполагающем блоке рассматриваются цели, задачи и структура школьного курса биологии, основные задачи методики обучения, а также дидактические принципы обучения биологии.

Основополагающий блок содержит ряд традиционных вопросов: методы и средства обучения, формы организации обучения биологии, внеклассные занятия и внеурочная работа. В настоящее время современному учителю необходимы психологические знания для эффективной организации учебного процесса. Поэтому важным представляется рассмотреть со студентами следующие вопросы: «Психологические основы учебного процесса», «Дифференцированный подход к учащимся», «Мотивация учебной деятельности учащихся». В этом же блоке следует познакомить студентов с различными видами образования: альтернативным, дифференцированным, профильным, вариативным.

В настоящее время существуют различные типы учебных заведений, в которых требуются специализированные педагогические кадры. На занятиях мы знакомим студентов с методикой обучения биологии в специализированных учебных заведениях.

Системный блок включает вопросы, посвященные формированию и развитию системы понятий, теорий и законов, а также системы практических умений и навыков. В этом блоке устанавливаются взаимосвязь, взаимодополнение и последовательность изучения учебного материала.

В последние годы появились новые технологии обучения, которым в методике обучения биологии уделяется недостаточно внимания. Поэтому мы считаем целесообразным рассматривать современные технологии обучения, которые успешно могут применяться в процессе преподавания биологии.

Методические знания, полученные студентами в курсе методики обучения

биологии, используются на лабораторнопрактических занятиях. На основе этих знаний формируются практические умения, необходимые для осуществления эффективного процесса обучения в обновленной средней школе.

Нами было разработано 20 тем лабораторно-практических занятий по курсу «Методика обучения биологии». Основной целью занятий служат углубление и расширение полученных на лекциях знаний, а также формирование профессиональных умений будущих учителей биологии. В ходе лабораторно-практических занятий особое внимание уделяется изучению актуальных проблем школьного биологического образования и формированию умений и навыков, позволяющих эффективно их решать. На занятиях используются различные методы: самостоятельная работа, творческие задания, разработка проектов.

Ниже приведена тематика лабораторно-практических занятий по методике обучения биологии.

1. Концептуальные основы школьного биологического образования.

2. Анализ школьных программ по биологии: название, цели, задачи, структура и содержание (федеральные, региональные, авторские).

3. Вариативность школьных учебников по биологии.

4. Методика проведения биологического эксперимента.

5. Познавательные биологические задачи, вопросы и задания на межпредметной основе.

6. Личностно ориентированные технологии обучения. Технология модульного обучения.

7. Комплексное использование информационных средств обучения.

8. Педагогические технологии развивающего обучения в процессе изучения биологии.

9. Организация исследовательской работы учащихся.

10. Методика проведения экскурсий по разделу «Общая биология».

Часть практических занятий посвящена изучению конкретных разделов или

№ 1, 2004

тем, при этом внимание акцентируется на региональном компоненте. Например, особый интерес с точки зрения экологической обстановки в регионе представляют разделы «Растения», «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» и «Животные». Раздел «Человек» рассматривается под углом здорового образа жизни.

Вопросы и задания, выносимые на обсуждение группы, готовятся студентами заранее. В ходе лабораторно-практических занятий защищаются разные точки зрения, анализируются разработанные проекты, отмечаются достоинства и недостатки. Студенты в ходе занятий учатся отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу и самостоятельность.

Занятия завершаются рубрикой «Проверь себя», которая включает серию вопросов для самоконтроля, а также творческие задания. Творческие задания выполняются индивидуально или группой студентов. Защита разработанных методических материалов осуществляется на последующих занятиях.

Такая организация лабораторно-практических занятий отличается большей интенсивностью и эффективностью использования отведенного учебного времени. В ходе занятий часто меняются виды деятельности, поэтому студенты не утомляются и с большим интересом участвуют в работе. Роль преподавателя заключается только в ее организации и оценке результатов.

Активизация познавательной деятельности студентов способствует профессиональной подготовке и развитию творческого мышления, выработке практических умений использовать полученные биологические знания в своей профессиональной деятельности.

В ходе эксперимента осуществлялся постоянный контроль за уровнем знаний студентов V курса. Его оценка производилась с учетом умений:

— правильно использовать биологические понятия, теории и законы при изложении учебного материала;

— правильно устанавливать взаимосвязь понятий и явлений;

— подбирать методы, средства и формы обучения;

— планировать учебный процесс, разрабатывать уроки для разных типологических учебных заведений;

— логически мыслить, творчески подходить к решению поставленных проблем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе лабораторно-практических занятий студентами допускались ошибки: при использовании определений, понятий, разработке тематического планирования, распределении учебного времени, применении различных методов, приемов и средств, отборе учебного материала, выборе главного и второстепенного материала и т.д.

При выяснении причин низкого уровня методических знаний нас интересовали вопросы, связанные с оценкой студентами лабораторно-практических занятий. С этой целью была разработана анкета, включающая следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы необходимым изучение курса «Методика обучения биологии»?

2. Достаточно ли времени отводится на лабораторно-практические занятия?

3. Целесообразно ли изучать курс «Методика обучения биологии» на IV курсе?

4. Как Вы оцениваете проведенные лабораторно-практические занятия? (положительно или отрицательно).

5. Какие замечания Вы могли бы высказать по поводу структуры и содержания лабораторно-практических занятий? (существенные замечания, %).

Количественный и качественный анализ анкетных данных показал, что подавляющее большинство студентов придают важное значение лабораторно-практическим занятиям в системе профессиональной подготовки (табл. 1).

На основе полученных данных на этом этапе исследования были учтены все замечания и пожелания студентов, была осуществлена перестройка в содержательной части лабораторно-практических занятий по методике обучения биологии. Таким образом, была произведена интенсификация занятий, что способствовало формированию методических навыков и умений, необходимых студентам при работе в современной школе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВД

Результаты анкетирования студентов по оценке лабораторно-практических занятий, 1

Т а б л и ц а 1

О^аа-11 а дааааа-1 еа

хеп-

ё1

Поо-аа1 -о1 а

А11 61 Пи а1 еаои

1-е 2-е 3-е 4-е 5-е

са- са- са- са- са-

обоа- обоа- обоа- обоа- обоа-

1У- 1У- 1У- 1У- 1У-

Аа I ао ^ Пи Аа I ао ^ Пи Аа I ао ^ Пи Аа I ао ^ Пи Аа I ао ^ Пи

1 о- 1 о- 1 о- 1 о- 1 о-

аа- аа- аа- аа- аа-

оеои оеои оеои оеои оеои

98,2 — 1,8 94,5 — 5,5 96,4 1,5 2,1 97,2 — 2,8 — 95,8 4,2

I 1 А! О 162

Результаты эксперимента показали, что методическая подготовка будущих учителей будет эффективнее, если при проведении лабораторно-практических занятий особое внимание будет обращаться на приведенные ниже показатели:

— знания в области концептуальных основ школьного биологического образования;

— выработку и развитие у студентов умений осуществлять сетевое, тематическое и поурочное планирование;

— усвоение студентами содержания школьных биологических предметов и установление внутрипредметных и межпредметных связей;

— использование различных форм, методов и средств в процессе преподавания биологии;

— отбор содержания учебного материала, выбор технологий, постановку опытов, проведение экскурсий, способствующих формированию биологических понятий;

— организацию самостоятельной и исследовательской работы учащихся;

— использование различных форм наглядности;

— развитие умений анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы;

— умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, творчески мыслить.

Считаем важным элементом в методической подготовке студентов изучение методического опыта, накопленного в регионе, участие в работе авторских

школ, экспериментальных площадок и профильных классов.

Для развития инициативы и творческого подхода на лабораторно-практических занятиях использовались проблемные задания, например такие:

— составить вопросы к анализу обобщающих уроков по биологии;

— разработать проблемные ситуации, для решения которых от учащихся требуются межпредметные знания;

— придумать задания для самостоятельной работы учащихся, способствующие развивающему обучению;

— предложить игровые методы, позволяющие определить уровень усвоения и развития биологических понятий;

— разработать внеклассные мероприятия по определенной проблеме (вечер, диспут и т.д.).

Выполнение таких заданий требовало от студентов отойти от привычных шаблонов, критически отнестись к работе, научиться отстаивать свое мнение, высказывать суждения по тому или другому вопросу, что в конечном счете стимулировало и актуализировало развитие у студентов таких качеств, как восприятие, воображение, память и мышление.

Работа над творческими заданиями опиралась на знания в области методики обучения биологии. Лабораторно-практические занятия позволили студентам выявить негативные моменты и ошибки, допущенные в работе учителей биологии, внести свои предложения по их исправлению.

11111111111* № 1, 2004

При проведении лабораторно-практических занятий наша роль заключалась в организации, руководстве и консультировании студентов. Мы считаем, что очень важно научить студентов организовывать самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

С целью выяснения отношения студентов к практическим работам как средству развития умений и навыков было проведено анкетирование во время педагогической практики (табл. 2).

Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть студентов придает значительное внимание практическим работам, которые способствуют формированию биологических понятий.

Качественный анализ ответов показал, что большинство студентов, посеща-

Т а б л и ц а 2 Результаты анкетирования студентов по выяснению эффективности использования практических работ

Отделение Курс Число студен- тов Ответы студентов, %

Да Нет Затруд- няюсь ответить

Биологическое IV 50 86,2 1,2 12,6

V 48 75,4 3,1 21,5

Химическое IV 46 88,4 1,6 10,0

V 44 73,6 5,6 20,8

Экологическое IV 45 76,5 3,7 19,8

V 42 70,2 7,2 22,6

ющих лабораторно-практические занятия и спецкурсы (78,4 %), считают, что проведение практических работ и исследовательской работы эффективно влияет на формирование и развитие практических умений.

Поступила 20.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.